Общение должно быть в доу

Обновлено: 05.07.2024

Общение в детском саду – важная составляющая развития малыша как личности, которая во многом скажется в будущем на позитивном (или негативном) взгляде на мир. В этой статье мы по порядку разберем, как ребенка подготовить к общению в ДОУ и урегулировать конфликты со сверстниками и воспитателем в разном возрасте. Заметим, что карапузы сами по себе - народ общительный и жизнерадостный. И если дома царит здоровая атмосфера любви и взаимопонимания, то малыш сам интересуется другими людьми: делится игрушками, пытается завязать дружбу, как со старшими, так и со сверстниками, активно играют с компанией.

При этом важно понимать культуру и психологию взаимодействия малышей разных возрастов. За каждый прожитый годик чадо многому учится, требования детского сада к его уровню коммуникации со временем растут, разберем их ниже.

С двух до четырёх лет детки как никогда эгоистичны. Цель контакта – вызвать эмоции и внимание другого своим поведением. При этом качество и сила эмоций не так важны, будь это даже негативные эмоции, вызванные побитым лопаткой соседом. Любая ответная реакция будет с интересом изучена. Ребята безразличны к чужим успехам и действиям, при этом для получения реакции могут спокойно чем-то поделиться, уступить очередь в игре и т.д. Карапуз с интересом играет как вместе с кем-то, так и один (присутствие компании для него необязательно).

Занимаемся дома, обучение общению в детском саду:

К 4-м годам должен знать и уметь:

  • знакомиться, здороваться, прощаться;
  • просить, благодарить;
  • спрашивать о том, что непонятно или что он забыл;
  • позвать на помощь;
  • участвовать в коллективных играх;
  • ждать свою очередь;
  • делиться;
  • говорить о том, что ему не нравится;
  • отказывать, когда он не хочет;
  • защищать себя.

Возможные причины конфликтов в группе:

Главный аргумент в споре чаще всего - физическое воздействие. Дети кричат и плачут, привлекая внимание посторонних людей.

Разрешение конфликтов при общении в детском саду:

Обучение общению в детском саду:

Культура общения с 4 до 6 лет. Диалог для дошколят становится потребностью. Выражается большей деловитостью: объединение для достижения одного результата. Становится важно произвести впечатление на партнёра. Можно заметить, как дети 4-5 лет одновременно рассказывают друг другу истории, совершенно не слушая собеседника.

К 6 годам дополнительно должен уметь:

  • разрешать конфликты без применения физической силы;
  • слушать собеседника;
  • отстаивать свои интересы перед коллективом.

Развитие общительности дома, подготовка к общению в детскому саду и в школе:

Конфликты при общении в детском саду:

чаще всего отпрыски выясняют отношения сами. Только при серьёзном конфликте воспитатель разговаривает со всеми участниками ссоры, выясняя причину.

Общение в детском саду - один из важнейших этапов развития малыша как личности. При этом так же не стоит бояться конфликтов, самостоятельно разрешенные они служат бесценным опытом в жизни крохи. Стоит понимать, что в каждом возрасте психология и цели у дошкольников разные, к ним важно прислушиваться. Важно, чтобы домашние понимали всю важность подготовки ребенка к садику, активно в ней участвовали. Необходимо взаимодействие воспитателей и родителей, направленное на создание комфортной среды для карапуза. Всегда помним о том, что человек, во время обученный позитивному общению со сверстниками избегает многих проблем в будущем.

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно - рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

Одна из важнейших проблем дошкольного воспитания – общение, в котором участвуют ребенок и воспитатель. Психологи подтверждают, что стремление к общению со взрослыми присуще всем малышам. И в процессе детсадовского дня они непременно делятся с воспитателями своими мыслями, взглядами, чувствами, доказывают свою самостоятельность, ищут подтверждение правильности своей моральной позиции. Пока дошкольник находится в дошкольном учреждении, ему важно все равно чувствовать, что его любят, и ответственен за это воспитатель.

Его главная обязанность – уметь налаживать отношения с детьми, какие бы методы ни были выбраны: убеждение, пример делом, доверительный разговор…

Общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Варианты решения конфликтов в детских дошкольных учреждениях.

Каждый воспитатель, прежде всего должен уметь:

Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

Уважать в каждом ребенке личность.

В детском саду запрещается :

Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.

Приходить к детям с плохим настроением.

Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.

Оставлять детей одних.

Унижать ребенка.

Что же способствует эффективности общения воспитателя с ребенком?

Уважительность – ребенок еще мал, но он уже личность. Хороший воспитатель найдет возможность подчеркнуть свое уважение к каждому из детей, помочь в их самоутверждении.

Воздействие не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную сферу воспитанников – и поведение малыша, и его отношение к окружающим меняется к лучшему, если ему помогают не только осмысливать, но и переживать на эмоциональном уровне собственные действия и поступки. Воспитатель задействует эмоциональное начало, когда он формирует доброжелательную атмосферу в группе, использует яркие примеры из жизни, использует ситуации в группе для побуждения детей к сопереживанию, сочувствию. Той же цели служит организация народных праздников, проведение в саду дней рождения.

Внимание к индивидуальным особенностям детей – воспитатель должен помнить, что, например, девочки более коммуникабельны, чем мальчики, у них несколько по-иному выражена игровая деятельность. У детей может быть различной способность к общению по причине разной психологической атмосферы в семьях.

Согласованность принципов воспитателей и родителей – давно подтверждено, что морально дети развиваются успешнее, если воспитатель, или дошкольный психолог, согласует свою позицию с позицией родителей или других взрослых, принимающих участие в воспитании ребенка и общении с ним. Расхождение или противопоставление требований к детям, принципиальных взглядов, может воспитывать такие качества как недисциплинированность, лицемерие, двуличность.

Работа над укреплением собственного авторитета – воспитатель должен оставаться непреложным авторитетом, как и родитель. А базируется этот авторитет на искренней вере ребенка в справедливость действий воспитателя, на желании подражать его действиям. Отсюда – требовательность взрослого к каждому своему шагу, который могут видеть и оценивать юные воспитанники.

Консультация для воспитателей по организации питания в детском саду В группе раннего возраста: Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала у малышей пусть неосознанное желание быть аккуратными.

Правила позитивного общения с ребенком Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний! (Я. Корчак.) Правила.

Краткая аннотация: Современный ребенок дошкольного возраста проводит в детском саду продолжительное время, основную часть этого времени с ним рядом находится воспитатель. Дети дошкольного возраста подражают взрослым, поэтому речь воспитателя должна быть правильной, четкой и красивой.

Общение воспитателя с детьми

Разговорная речь детей формируется во время разговора воспитателя с ними в повседневной жизни.

Разговор педагога с детьми имеет большое воспитательное значение для установления хороших взаимоотношений между ними, влияния на поведение ребёнка, на его умственное и речевое развитие.

Для развития детей большое значение имеет индивидуальное общение воспитателя с ребёнком. Чем меньше возраст детей, тем больше они нуждаются в индивидуальном общении со взрослым. Ребёнок , впервые пришедший в детский сад, сначала чувствует себя стеснённо, он ещё не привык к новым людям, к новой обстановке. Он ещё не запомнил, как зовут воспитательницу, не знает, как и когда можно подойти к ней и поговорить. В личном общении с воспитательницей ребёнок быстрее осваивается с новыми для него условиями жизни и находит своё место среди сверстников.

Ребёнок, давно посещающий детский сад, в личном общении с воспитателем ищет ответ на свои вопросы, удовлетворяет свою любознательность относительно того, что он видит вокруг себя – дома и на улице.

Чрезвычайно важно в течение дня найти время и место для разговора с каждым ребёнком отдельно или в маленькой группе. Надо поговорить с ребёнком так, чтобы у него осталось удовлетворение, даже радость от того, что его выслушали.

Если в разговоре воспитательница проявляет живой искренний интерес к ребёнку, к содержанию его речи, то он чувствует себя смелее, увереннее и доверчиво рассказывает обо всем, что его интересует. Разговор с ребёнком даёт воспитателю ближе узнать его внутренний мир, интересы, уровень развития речи.

Разговор воспитателя с ребёнком должен проходить в спокойной обстановке, а не на ходу. Внимание к одному ребёнку не должно отвлекать воспитателя от других детей. Разговаривая с одним или несколькими детьми, надо видеть остальных детей, знать, кто чем занят, кто где играет.

Речь воспитателя

В детском саду в течение дня есть такие периоды, когда индивидуальный разговор наиболее уместен, Это утренние часы сбора детей, вечернее время, когда дети постепенно начинают расходиться по домам, самостоятельные игры и занятия детей на прогулке.

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчётливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определённом темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недостатков в ней стремиться к их устранению.

Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на её содержание (что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочёты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться.

Какие же требования должен предъявить педагог к своей речи, с тем чтобы предупредить появление аналогичных недостатков у своих воспитанников?

Требования к звуковой культуре речи воспитателя

Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с внятной, ясной и отчётливой речью, чётко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, т.е. у педагога с хорошей дикцией. Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы), недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

К нелитературному произношению относится побуквенное произношение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (вместо щастье) и т.д. Отклонением от нормы литературного произношения является речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), цоканьем (цто вместо что и др.), с неправильным ударением в словах (магазин, километр).

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и вовсе перестают слушать.

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Нужно, однако, помнить, что это правило не всеобъемлюще. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемым в данный момент содержанием, является средством художественной выразительности.

Голос – это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок.

Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе). Если всё-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить её до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более чётко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями. Может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Требования к связной речи и её лексико-грамматическому оформлению

Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и чётко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть это даже будут сложноподчинённые предложения), так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание.

Рассказывая детям о проведённой экскурсии, о природе и т.д., необходимо выделять и давать им только главное, основное, т.е. то, что относится к главной теме, отбрасывая всё второстепенное и малозначащие. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.

При слушании рассказа, насыщенного сложными оборотами, дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога, запомнить содержание, и такой рассказ не принесёт им пользы.

Доступность, понятность речи воспитателя достигается прежде всего благодаря правильному и точному использованию слов. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами; исчезают слова, вышедшие из употребления.

В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, засорённость лишними словами (ну, вот, так сказать, значит), в общении с более старшими детьми подлаживание под речь малышей.

К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой – постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их значение.

При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.

Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

2. Иметь ясную, чёткую и отчётливую речь, т.е. хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, т.е. придерживаться орфоэпических норм.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Работа над собственной речью

Устранение недостатков произнесения звуков

Своевременно не исправленные недостатки произношения могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочёты речи закрепляются, и люди, привыкая к ним, порой не замечают их.

При систематической и упорной работе педагог может улучшить свою речь или устранить недостатки произношения.

Прежде всего, воспитателю следует обратить внимание на произношение звуков с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь, так как именно они чаще всего произносятся неправильно.

Для уточнения артикуляции, для правильного произнесения звуков, а также для их постановки рекомендуется использовать специальную литературу (логопедическую или по технике речи).

Речевое дыхание

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создаёт возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.

Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое – физиологического дыхания вне речи.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания

1. Выберите удобную позу (лёжа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (живот при этом выпячивается вперёд и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в лёгких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

Количество гласных, произносимых на одном выдохе, постепенно увеличивается.

Следите за плавностью перехода от одного звука к другому.

5. Произведите счёт на одном выдохе до 3-5, постепенно увеличивая счёт до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счёт.

6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе (сначала короткие, а потом длинные), добирайте вдох на смысловых паузах.

При выполнении упражнений соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

7. Подберите стихотворения, рассказы и прочтите их с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания проводятся в хорошо проветренном помещении, в свободной одежде, за 30 минут до еды или не раннее чем через полтора-два часа после. Упражнения можно использовать для работы с детьми в период проведения физкультминуток.

Работа над дикцией

Под дикцией понимается чёткое, ясное и отчётливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией, при чётком и ясном произнесении слов и фраз.

Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо прежде всего укрепить артикуляционный аппарат (устранить вялость губ, малоподвижность языка, скованность в движениях нижней челюсти), наладить правильное речевое дыхание. Для этого используют специальные упражнения, направленные на развитие подвижности мышц нижней челюсти, языка, губ.

Далее индивидуальная работа по запросу.

Интонационная выразительность

Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз (временной остановки голоса в речи), мелодии (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа ( количества слов (слогов), произнесённых за определённую единицу времени), изменения громкости голоса, тембра.

Связная речь и её лексико-грамматическое оформление

Связность речи обеспечивается правильным подбором слов, правильным построением фраз, последовательность изложения материала.

Обогащение словаря, точное использование грамматических средств достигаются благодаря систематическому чтению художественной, научно-популярной, специальной и другой литературы. Однако это возможно в том случае, если читающий вдумчиво относится к слову, следит не только за содержанием, но и за его языковой, речевой формой: какие средства языка использует автор, чтобы точнее передать мысль, какие слова и грамматические формы и конструкции он употребляет, в какой последовательности излагает материал.

Серьёзное отношение к чтению, постоянная работа с книгой помогут глубже усвоить богатство и разнообразие родного языка.

Большую помощь в работе над словом, над правильным использованием грамматических средств оказывают различные словари (например, Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова, Словарь русского языка, составитель С.И. Ожегов и др.), а также различные справочники, руководства, учебники.

Обогащению речи воспитателя способствует заучивание пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических оборотов (несколько слов, образующих целостное выражение: попасть впросак, медвежья услуга и др.)

Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически чётко построены фразы, если она интонационно правильно оформлена и если мысли в ней изложены просто, последовательно, интересно, в доступной форме, с учётом возраста детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общение в детском саду – важная составляющая развития малыша как личности, которая во многом скажется в будущем на позитивном (или негативном) взгляде на мир. В этом сейчас мы по порядку разберем, как ребенка подготовить к общению в ДОУ и урегулировать конфликты со сверстниками и воспитателем в разном возрасте. Заметим, что карапузы сами по себе - народ общительный и жизнерадостный. И если дома царит здоровая атмосфера любви и взаимопонимания, то малыш сам интересуется другими людьми: делится игрушками, пытается завязать дружбу, как со старшими, так и со сверстниками, активно играют с компанией.

При этом важно понимать культуру и психологию взаимодействия малышей разных возрастов. За каждый прожитый годик чадо многому учится, требования детского сада к его уровню коммуникации со временем растут, разберем их ниже.

С двух до четырёх лет детки как никогда эгоистичны. Цель контакта – вызвать эмоции и внимание другого своим поведением. При этом качество и сила эмоций не так важны, будь это даже негативные эмоции, вызванные побитым лопаткой соседом. Любая ответная реакция будет с интересом изучена. Ребята безразличны к чужим успехам и действиям, при этом для получения реакции могут спокойно чем-то поделиться, уступить очередь в игре и т.д. Карапуз с интересом играет как вместе с кем-то, так и один (присутствие компании для него необязательно).

Занимаемся дома, обучение общению в детском саду:

ходим вместе с ребенком в гости, где он сможет вести беседу как с младшими, так со и старшими;

совместные игры во дворе, приучение к деятельности рядом с чужими детьми (причём карапузы 2-3 лет обычно, находясь в одной песочнице, играют каждый сам по себе - это нормально);

К 4-м годам должен знать и уметь:

знакомиться, здороваться, прощаться;

спрашивать о том, что непонятно или что он забыл;

позвать на помощь;

участвовать в коллективных играх;

ждать свою очередь;

говорить о том, что ему не нравится;

отказывать, когда он не хочет;

Возможные причины конфликтов в группе:

Главный аргумент в споре чаще всего - физическое воздействие. Дети кричат и плачут, привлекая внимание посторонних людей. Конфликт между детьми 2-3 года

Разрешение конфликтов при общении в детском саду:

Культура общения с 4 до 6 лет. Диалог для дошколят становится потребностью. Выражается большей деловитостью: объединение для достижения одного результата. Становится важно произвести впечатление на партнёра. Можно заметить, как дети 4-5 лет одновременно рассказывают друг другу истории, совершенно не слушая собеседника.

К 6 годам дополнительно должен уметь:

разрешать конфликты без применения физической силы;

отстаивать свои интересы перед коллективом.

Общение в детском саду

Развитие общительности дома, подготовка к общению в детскому саду и в школе:

создать возможность дополнительного знакомства вне учреждения. Обучающие развлекательные центры, например.

Конфликты при общении в детском саду:

чаще всего отпрыски выясняют отношения сами. Только при серьёзном конфликте воспитатель разговаривает со всеми участниками ссоры, выясняя причину.

Общение в детском саду - один из важнейших этапов развития малыша как личности. При этом так же не стоит бояться конфликтов, самостоятельно разрешенные они служат бесценным опытом в жизни крохи. Стоит понимать, что в каждом возрасте психология и цели у дошкольников разные, к ним важно прислушиваться. Важно, чтобы домашние понимали всю важность подготовки ребенка к садику, активно в ней участвовали. Необходимо взаимодействие воспитателей и родителей, направленное на создание комфортной среды для карапуза. Всегда помним о том, что человек, во время обученный позитивному общению со сверстниками избегает многих проблем в будущем.

Дети в детском саду, как и взрослые люди в любом коллективе, переживают целую гамму чувств и отношений: они ссорятся, дружат группами, обижаются, мирятся или делают мелкие "пакости". Однако общение детей со своими сверстниками имеет целый ряд особенностей, которые качественно отличают детское общение от общения между взрослыми.

Дети в детском саду: особенности и содержание общения со сверстниками

Дети в детском саду, как и взрослые люди в любом коллективе, переживают целую гамму чувств и отношений: они ссорятся, дружат группами, обижаются, мирятся или делают мелкие "пакости". Однако общение детей со своими сверстниками имеет целый ряд особенностей, которые качественно отличают детское общение от общения между взрослыми.

Особенности детского общения

Первое характерное отличие детского общения заключается в его интенсивной эмоциональной насыщенности. Отсутствие полутонов в общении и раскованность контактов со сверстниками существенно отличает детское общение от взаимодействия взрослых. Как показали наблюдения специалистов, в процессе общения между собой дети переживают до 10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, которые являются выражением самых разных эмоциональных состояний: от бурного проявления радости до яростного негодования, от трогательного сочувствия до ожесточенной драки.

Другой отличительной особенностью детского общения является нерегламентированность и нестандартность. Если взрослые при общении друг с другом придерживаются определенных норм и правил поведения, то дети между собой могут использовать самые оригинальные и неожиданные действия и движения. Причем этим действиям и движениям присуща особая ненормированность и раскованность: дети кривляются, принимают причудливые позы, придумывают небылицы и т.д. Необходимо отметить, что свобода и нерегламентированность общения позволяет детям проявить свою оригинальность и продемонстрировать свое "Я".

Еще одной характерной особенностью общения детей между собой является преобладание инициативных высказываний или действий над ответными. Проще говоря, для ребенка намного важнее его собственное действие, чем поддержка действий своего сверстника. Особенно ярко это выражается в диалоге, когда дети, перебивая друг друга, рассказывают каждый о своем, совершенно не заботясь об эмоциях и впечатлениях своего собеседника. Примечательно, что такая несогласованность коммуникативных действий достаточно часто приводит к обидам, конфликтам и протестам.

Все эти особенности отражают специфику общения детей в детском саду. Необходимо отметить, что в возрасте от трех до шести-семи лет содержание детского общения значительно меняется.

Содержание детского общения

Содержание детского общения на протяжении всего дошкольного возраста претерпевает существенные изменения. Эти изменения можно условно поделить на три этапа (или формы общения).

С двух до четырех лет - это возраст, когда ребенок жаждет самовыражения и ожидает от сверстников соучастия в своих забавах. При этом каждый участник детского общения озабочен преимущественно тем, чтобы получить эмоциональный отклик партнера и привлечь к себе внимание. Для этого возраста характерно индифферентно-доброжелательное отношение между детьми. То есть, дети в этом возрасте безразличны к успехам своих сверстников, и, одновременно с этим, легко решают проблемные ситуацию "в пользу" другого ребенка (например, отдают свои игрушки, уступают очередь в игре и т.д.). В то же время, сверстники еще не играют важной роли в жизни ребенка, и он одинаково комфортно чувствует себя как в коллективе сверстников, так и в одиночестве или в окружении взрослых.

С четырех до шести лет - начиная с трехлетнего возраста сверстники для ребенка становятся важнее, и дети предпочитают играть коллективно, а не по одиночке. При этом главным содержанием детского общения становится деловое сотрудничество, в процессе которого дети согласовывают свои действия и учитывают активность своего партнера при достижении общего результата. Одновременно с этим появляется потребность в признании и уважении со стороны сверстников, а успехи и промахи других детей приобретают особое значение. Именно в этот период появляется соревновательное, конкурентное начало: дети активно интересуются успехами своих сверстников, демонстрируют свои преимущества и пытаются скрыть свои неудачи и промахи.

Шесть-семь лет - несмотря на то, что конкурентное начало продолжает доминировать, в детском общении появляется способность к взаимопомощи и доброжелательность к сверстникам. Дошкольники этого возраста способны не только рассказывать о себе, но и умеют "слышать" сверстника, интересоваться его предпочтениями и желаниями. В этом возрасте появляются привязанности между детьми, которые впоследствии могут перерасти в настоящую, крепкую дружбу. Примечательно, если дети четырех-пяти лет вслед за взрослыми охотно осуждают действия своего сверстника, то шестилетние могут объединиться для того, чтобы "противостоять" мнению взрослых.

Читайте также: