Общение без конфликтов классный час начальная школа

Обновлено: 04.07.2024

Цель : формирование у учащихся компетентностей в области преодоления конфликтных ситуаций.

Воспитание чувства уважения друг к другу;

улучшение взаимоотношений в классе;

ознакомить учащихся с видами конфликтов и причинами их возникновения;

формирование умения решать конфликтные ситуации;

профилактика агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста в школе.

Оборудование: компьютер и интерактивная доска.

Ход классного часа:

Учитель: Ребята, предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма и сказать какая ситуация в нём показана?

Просмотр и обсуждение видео отрывка по вопросам:

-В чём причина возникновения конфликта?

- Можно ли было остановить перерастание данной ситуации в конфликт?

Учитель: Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш классный час? (Ответы детей).

-Сегодня мы с вами поговорим о конфликтных ситуациях, выясним причины их возникновения и узнаем о правилах разрешения конфликтов.

- Что же такое конфликт? (Ответы детей).Подберите синонимы к этому слову. Приведите примеры конфликтов из собственного опыта. (Ответы детей).

Конфликт (от лат. coпflictus - столкновение), согласно толковому словарю, трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями.

- Давайте поразмышляем о причинах ссоры или конфликта с окружающими. ( Ответы детей).

Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия.

Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; отсутствие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам других людей, класса.

Причины конфликтов:

Противоречия между интересами, взглядами.

Противоборство между лидерами, между отдельными группами в коллективе.

Особенности темперамента, восприятия, убеждений.

Ошибки в общении (неумение слушать, правильно задавать вопросы, проявлять эмпатию (умение сопереживать чувствам собеседника), реагировать на критику).

Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.

- К каким результатам приводят конфликты? ( Ответы детей).

Победа – поражение – одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.

Поражение – поражение – обе стороны не удовлетворены результатом.

Победа – победа – обе стороны приходят к согласию.

Учитель: Ребята, как вы думаете, конфликт может быть полезным? (Выслушиваются мнения детей).

Конфликт бывает разрушающим и конструктивным. При правильном обращении он может быть полезен – приводит к изменениям. При неправильном – приводит к обиде, непониманию и даже к насилию.

Учитель: Как вы думаете, можно ли управлять конфликтом? ( Ответы детей).

С помощью правильного общения. Необходимо уметь правильно говорить и правильно слушать друг друга. Также необходимо искать компромисс ( соглашение на основе взаимных уступок).

Учитель: Для следующей работы попрошу вас разделиться на группы по 5 человек.

Задание: Разработайте правила управления конфликтом и план разрешения споров.

Проведение обсуждения результатов, оформление правил в виде плаката.

Правила управления конфликтом.

Не прерывайте. Слушайте.

Не делайте предположений.

Не переходите на личности и не оскорбляйте.

По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.

Закончите на позитивной ноте.

План разрешения споров.

Говорите о сути дела, а не вокруг да около. Обязательно отреагируйте на высказанное недоразумение, критику. Изложите свое мнение конкретно и четко.

Признайте свою ошибку или докажите обратное. Найдите у другого что-нибудь приятное, положительно его характеризующее.

Учитель: Ребята, предлагаю вам подумать, есть ли возможность:

а) избежать конфликта,

б) найти другое его решение (можно на примере обыгрывания общей ситуации).

Выслушиваются мнения детей.

Работа в группах.

Задание: Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

Как вы думаете, почему нужно "остановиться" в начале развития конфликтной ситуации?

Как вы понимаете высказывание: "Дай себе немного времени, чтобы оценить ситуацию"?

Определите ключевые слова высказывания: "Откажись от установки: победа любой ценой".

Почему важно думать о последствиях выбора поведения.

Семенов прислал мне записку: "Корова",
А я написала: "Семенов — козел!"
Он — новое слово, я — новое слово.
Но тут к нам учитель как раз подошел.
Пал Палыч ругал нас не очень сурово,
Но только сказал, выводя за порог:
— Как только в людей превратитесь вы снова,
Тогда приходите опять на урок!

Анализ конфликтной ситуации:

Описание конфликта. Какая проблема послужила "толчком" к возникновению конфликта?

Участники конфликта: действия одной стороны конфликта, действия другой стороны конфликта.

В чем суть конфликта?

Можно ли было остановить перерастание проблемы в конфликт? В какой момент?

5. Что помешало остановить перерастание проблемы в конфликт?

6. Какой способ разрешения конфликта вы считаете наиболее эффективным в данной ситуации и почему?

7. Подумайте над последствиями выбора вариантов поведения:

Варианты поведения в конфликтных ситуациях:

Стратегия поведения

Характеристика стратегии

Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.

Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.

Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

Учитель: Проанализируем стратегии поведения в конфликтах и отметим их положительные и отрицательные стороны.

Аргументы (плюсы и минусы) в пользу выбора разных стратегий поведения в конфликтах :

Когда хочешь выиграть время, конфликт может разрешиться сам собой

Проблема остается неразрешенной

Когда другие стратегии неэффективны

Ты получаешь только часть того, на что рассчитывал

Когда есть время и желание разрешить конфликт удобным для всех способом

Требует много времени и сил, успех не гарантирован

Когда хорошие отношения для тебя важнее, чем твои интересы; когда правда на стороне другого

Твои интересы остались без внимания, ты уступил

Когда правда на твоей стороне; когда тебе во что бы то ни стало надо победить

Эта стратегия может сделать тебя непопулярным

Учитель: Ребята, как вы думаете, какой способ разрешения конфликта более эффективный?(Ответы детей.)

Вывод: Наиболее эффективный способ разрешения конфликта тот, при котором выигрывают обе стороны!

Работа в группах. Задание: разработайте правила поведения в конфликтах. (Ответы детей).

Правила поведения в конфликте:

-Если партнер раздражен к агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока этого не произойдет, договориться с ним будет трудно или невозможно. Наилучший прием в эти минуты представить, что вокруг тебя оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Ты будешь надежно защищен, находясь будто в коконе.

-Потребуй от него спокойно обосновать претензии.

Людям свойственно путать факты и эмоции. Следует учитывать только факты и объективные доказательства.

-Не бойся извиняться, если чувствуешь, что не прав. Во-первых, это обезоруживает, во-вторых, вызывает уважение. Ведь только сильные и уверенные люди способны признавать свои ошибки.

-Независимо от результата разрешения конфликта старайся не разрушать отношения.

-Вырази свое уважение и расположение, согласись с наличием определенных трудностей.

Задание: напишите советы, которые вы могли бы дать человеку, который очень раздражён. (Заслушиваются ответы детей).

Когда ты очень раздражен, разгневан…

Дай себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайся сразу "в бой".

Сосчитай до десяти, сконцентрируй внимание на своем дыхании.

Попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут.

Работа в парах. Задание: Подумайте и напишите, какие факторы помогают общаться без конфликтов.

Факторы бесконфликтного общения:

Пожелания и памятка для учащихся:

1. Чаще говорите вежливые слова.

2. Говорите всегда правду. Ложь не красит человека.

3.Будьте естественны в общении.

4.Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес .

5.Не перебивайте старших.

6. Не загрязняйте свою речь нецензурными словами.

7. Никогда не оправдывайте себя. ( Меня не понимают, не ценят).

8. Помните, по своей природе общение-это ежедневный труд.

Учитель: Предлагаю поделиться впечатлениями о том, изменилось ли что-то в ваших взглядах на конфликт.

Учитель: В заключение нашего занятия, я попрошу вас, ребята, заполнить анкету.

Анкета "Обратная связь" .

Фамилия, имя __________________________________________________

1. Оцени (по 7-балльной системе), насколько тебе понравилось занятие_____

2. Что понравилось больше всего?__________________________________

3. Оцени (по 7-балльной системе), насколько полезным было для тебя обсуждение данной темы

4. Считаешь ли ты необходимым обсуждение данной темы с ребятами других классов? Почему?

Использованная литература:

[3] Школьный психолог № 15, 2009.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час проводился в 4 классе в коррекционной школе. Проводилась большая подготовительная работа.Дети предварительно разбирали различные ситуации и пытались найти решение. На этом классном часе говорили о спокойствии, рассудительности о здравом смысле. Вывели правила о принятии мудрых решений.

Цели: Познакомить воспитанников с понятием конфликт и конфликтная ситуация.

Задачи: 1)Формировать представления о различных вариантах человеческого общения.

2) Коррегировать логическое мышления через умение делать умозаключения, выводы и обобщения.

3) Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

Наглядность и оборудование: записи ;

карточки со словами;

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I . Организационный момент:

- проверка готовности класса к мероприятию

-- Прозвенел звонок и наш классный час начинается. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне и гостям. А теперь – глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиды и огорчения. Забудьте о них! Вдохните в себя свежесть зимнего утра и тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и удачи.

-Скажите, пожалуйста, что же произошло между героями сказки?

(Ответы ребят: спор, ссора, конфликт, скандал)

Правильно. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем вести разговор?

(На слайде дана тема классного часа)

Тема нашего классного часа – конфликты. Конфликт – это неизбежное явление социальной жизни. Как решить проблему, возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос, стоящий перед современным человеком, особенно передо мной, как классным руководителем. И сегодня мы постараемся найти пути мирного разрешения конфликта и восстановление дружеских взаимоотношений.

III . Основная часть.

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Без конфликтов прожить невозможно, не найдётся ни одного человека, который бы сказал, что у него не было конфликтов. Но всё же лучше, если вы не будете участниками конфликта.

- Какое определение вы могли бы дать понятию конфликт?

(Учащиеся высказывают своё мнение.)

А вот какое определение дается в толковом словаре:

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов.

(Ученики называют свои ассоциации : слезы, раздражение, обида, боль, крик, грубость, непонимание, порванная тетрадь, замечание в дневнике, вызов родителей в школу)

-Скажите, ребята, а в вашей жизни были конфликты? Можете привести примеры?

- С какими людьми вы обычно конфликтуете? Почему?

- Что чаще всего являлось для вас причиной конфликтов?

опозданий на уроки;

из-за плохого характера некоторых одноклассников.

64% - считают, что конфликт происходит из-за плохого поведения учащихся.

27% - считают, что конфликт происходит из-за плохого характера некоторых одноклассников.

9% - считает, что конфликты в нашем классе происходят из-за опозданий на урок.

- Скажите, а нужны ли конфликты?

(Нет. Конфликты причиняют боль, приводят к ссорам, дракам)

- В чём же вред конфликтов?

Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.

В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

- А можно ли избежать конфликт, зная его причины?

Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Для этого существует множество способов.

Доброжелательность .Стремление человека быть открытым другим людям. Это свойство сильного и благородного человека.

Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.

Тактичность. Деликатное внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду.

Разговор по существу.

Способность признать свою ошибку.

Умение слушать и слышать друг друга

IV. Закрепление материала.

1.Работа в группах.

А теперь я предлагаю вам поработать в группах.

У меня есть несколько карточек, при помощи которых я предлагаю вам разбиться на группы. (Ребята тянут карточки.)

Теперь пересядьте по своим группам. Предлагаю вашему вниманию 3 определения: ВЕРНО, НЕВЕРНО, СПОРНО. В течение 2-х минут вы должны обсудить это высказывание и определить, верно оно, неверно или спорно и почему. Обоснуйте своё мнение.

1. – В конфликтной ситуации нужно отстаивать свою правоту любыми

2. – Конфликт всегда можно предотвратить.

3. – Умение предотвратить конфликт зависит от нравственного воспитания человека.

4. – Нужно учиться вовремя распознавать зарождающийся конфликт.

5. – В споре рождается истина.

6. – Жизнь в обществе невозможна без взаимных уступок.

7. – Ничего не делай во гневе!

Сейчас, пожалуйста, встаньте в круг, рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер. Отлично. Здесь, в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните, что, вероятно, ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, — предназначено именно тебе.

Каждый находит в комнате листок (в виде звездочки, цветка и т.д.) со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание.

Любую проблему можно решить.

Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься.

В споре умей выслушать собеседника до конца.

Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.

Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего.

Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

Всегда внимательно выслушай своего собеседника.

Уважай чувства других людей.

Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

Не сердись, улыбнись.

Начни свой день с улыбки.

IV. Подведение итогов.

А теперь мне хотелось бы услышать ваше мнение о классном часе. Я прошу вас закончить предложения.

Сегодня я узнал (-а), что…

Сегодня я научился (-лась) …

На классном часе мне понравилось …

Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные способы: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе своей позиции, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.

И в завершение мне хотелось бы прочесть вам стихотворение восточного поэта :

- Других не зли и сам не злись

Мы гости в этом бренном мире

И если что не так смирись,

Умнее будь и улыбнись.

Холодной думай головой

Ведь в мире всё закономерно

Зло, излучённое тобой

К тебе вернётся непременно.

Спасибо за мероприятия.

Список использованной литературы:

2. Билык Н. И. Спутник классного руководителя: 5–7 классы. — Волгоград: Учитель, 2007.

4. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры): 7–8 классы / Авт.-сост. И. А. Зайцева, Н. А. Догадова. — Волгоград: Учитель, 2005.

5. Классные часы: 9 класс / Авт.-сост. Н. Г. Колодезнева и др. — Волгоград: Учитель, 2006.

6. Савченко Е. В., Жиренко О. Е. Классные часы: 5–9 классы. — М.: ВАКО, 2007.

Автор: Соловьёва Алена Александровна

Организация: МАОУ СОШ № 8

Населенный пункт: Краснодарский край, Красноармейский район, ст–ца Марьянская

Цель:

профилактика бесконфликтного поведения среди обучающихся 3-4 классов.

Задачи:

- актуализировать знаний, обучающихся о конфликте;

- ознакомление эффективными вариантами общения;

- выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию;

- формирование умения находить взаимопонимание с людьми;

- отработка навыков бесконфликтного поведения.

Психолог предлагает детям улыбнуться как:

- кот на солнышке;

- вам учитель сказал, что вы за контрольную работу получили 5-ку;

- вас похвалили родители;

- вам помог ваш лучший друг;

- вы наконец-то помирились с тем, с кем ругались.

Улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления.

Правила занятия:

- не обижать друг друга

- не осуждать другое мнение

- стремиться быть активным

- иметь право высказать свое мнение по любому вопросу

- стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать

Предлагается детям посмотреть на слова, написанные на доске и предложить варианты слова, обозначающие тему сегодняшнего занятия.

Психолог помогает детям. Затем психолог предлагает детям проверить – правы они или нет, и предлагает прочитать заглавные буквы в каждом слове, соединить их.

Психолог: А что такое конфликт? (высказывания)

Конфликт – это когда дерутся.

Конфликт – это непонимание.

Конфликт – это когда люди кричат друг на друга.

Конфликт – это когда люди что-то не поделили.

Конфликт – это когда люди спорят.

Конфликт – это разногласие между людьми, столкновение разных мнений и интересов.

А как вы думаете, почему случаются разногласия? Чтобы это понять мы с вами сейчас выполним следующее упражнение.

Психолог: главное условие этого упражнения: работать молча. Вы постепенно получите инструкцию, которой должны следовать:

  • Возьмите листок бумаги
  • Сложите его пополам
  • Оторвите правый верхний угол
  • Сложите ещё раз пополам
  • Ещё раз оторвите правый верхний угол
  • Ещё раз сложите пополам
  • И ещё раз оторвите правый верхний угол

Теперь можно развернуть листок и показать получившуюся снежинку одноклассникам (примечание: желательно, чтобы ведущий тоже сделал свою снежинку по данной инструкции). В обсуждении получается, что если бы все были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так что конфликты – это не только плохо, но и хорошо. Главное – чтобы они не были разрушительными для хороших отношений с людьми. Мы все разные – поэтому и ссоримся. Но надо учиться понимать друг друга, чтобы в вашем классе было как можно меньше конфликтов.

Цель: актуализация участников относительно понятия конфликта.

- Какие ощущения были у вас во время рисования?

- Понравился ли вам рисунок?

Цель: уменьшение психологической нагрузки участников.

Психолог предлагает встать всем участникам повторять движения:

- в Австралии поднялся ветер (ведущий потирает ладони);

- начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди);

- начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам)

- а вот и град, настоящая буря (топот ногами);

- капли падают на землю (щелчок пальцами);

- тихий шелест ветра (потирание ладоней);

- солнце (руки вверх).

Но ребята каждый конфликт можно предотвратить и решить все мирным путем, вы согласны со мной ребята?

Выбрать 2 команды, с помощью расчета на первый, второй. На полу из листов бумаги делается мостик. Два человека должны одновременно перейти через мостик так, чтобы ни кто из них не упал в пропасть. По мосту навстречу друг другу могут переходить две группы детей. Чтобы не упасть, дети должны помогать друг другу, меняться местами, пропускать, найти удобный друг для друга способ передвижения, то есть компромисс.

Рассмотрите рисунки, какие выводы можно сделать на основании просмотра всех рисунков?

- Похоже ли поведение осликов на поведение людей в разнообразных ситуациях?

- Как люди примиряются, приходят к согласию?

Но ребята каждый конфликт можно предотвратить и решить все мирным путем, вы согласны со мной ребята?

Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете?

- А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? (юмор, уступка, компромисс - это согласие на основе взаимных уступок). Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.

Уступать,

разгневаться,

промолчать,

договориться,

ударить,

упрямиться,

понять.

Дети объясняют свой выбор и делают вывод о положительных и отрицательных способах разрешения конфликтов.

Давайте выведем несколько правил, которыми необходимо пользоваться, если попал в неприятную ситуацию. (Детям раздаются карточки со словосочетаниями, они обводят зеленым цветом правила и читают правильные фразы)

Правила выхода из конфликта.

Уступать друг другу

Уважать друг друга

Уметь ставить себя на место другого

Кричать друг на друга

Правила бесконфликтного общения.

  1. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
  2. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
  3. В споре будь сдержан и тактичен.
  4. Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
  5. Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Психолог каждому ребенку раздает шляпу определенного цвета: красную, желтую и синюю.

Желтая шляпа отвечают на вопрос – достигнута ли цель сегодняшнего занятия, докажите?

Красная шляпа отвечают на вопрос - какой способ разрешения конфликтной ситуации ты будешь использовать?

Зеленая шляпа – какое упражнение запомнилось больше всего?

Спасибо вам ребята мне очень понравилось с вами сегодня работать, а сейчас выберите смайлик, с каким настроением вы уходите с нашего занятия – поднимите смайлик вверх.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного мероприятия является профилактика конфликтов среди учащихся.

С помощью следующих задач придём к поставленной цели:

- актуализация знаний, обучающихся о конфликте;

- выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию;

- формирование умения находить взаимопонимание с людьми;

- отработка навыков бесконфликтного поведения.

По окончании занятия детям раздаются памятки с правилами бесконфликтного общения.

Психологическое занятие с элементами тренинга

для учащихся начальных классов

Цель: профилактика бесконфликтного поведения среди учащихся.

- актуализировать знаний, обучающихся о конфликте;

- выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию;

- формирование умения находить взаимопонимание с людьми;

- отработка навыков бесконфликтного поведения.

Оборудование: листочки, карандаши.

Ход занятия

Упражнение 2. «Улыбнитесь как….

Психолог предлагает детям улыбнуться как:

- кот на солнышке;

- вам учитель сказал, что вы за контрольную работу получили 5-ку;

- вас похвалили родители;

- вы наконец-то помирились с тем, с кем ругались.

Улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления.

Психолог предлагает детям посмотреть на слова, написанные на доске и предложить варианты слова, обозначающие тему сегодняшнего занятия.

Крик, оскорбления, несправедливость, фырканье, ложь, игнорирование, кидание, толкание.

Психолог: А что такое конфликт? (высказывания)

Конфликт – это когда дерутся.

Конфликт – это непонимание.

Конфликт – это когда люди кричат друг на друга.

Конфликт – это когда люди что-то не поделили.

Конфликт – это когда люди спорят.

Конфликт – это разногласие между людьми, столкновение разных мнений и интересов.

Саша очень любил дразнить свою сестренку. Ляля обижалась и плакала.

- О чем ты плачешь, Лялечка? – спрашивает папа.

- Меня Саша дразнит!

- Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.

Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло.

Ребята сидели за столом и завтракали.

- Вот я сейчас поем, - начал Саша, - и твою куклу к люстре за ноги подвешу.

- Ну, что ж, - засмеялась Ляля, - это будет очень весело!

Саша поперхнулся от удивления.

- У тебя насморк, - сказал он, подумав. - Тебя завтра в кино не возьмут.

- А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.

-Все вы, девчонки,- дрожащим голосом проговорил Саша, - все вы ужасные трусихи и плаксы.

- Мне самой мальчики больше нравятся, - спокойно ответила Ляля.

Саша посмотрел кругом и крикнул:

- У меня апельсин больше, чем у тебя!

- Ешь на здоровье, - сказала Ляля, - поправляйся.

Тут Саша уже не нашел что сказать, встал и убежал.

- Какой совет дал папа Ляле?

- Помог ли папин совет девочке?

- Как вышла Ляля из конфликтной ситуации? (С помощью юмора)

ПРИМЕРЫ детей выхода из конфликтных ситуаций.

Выбрать 2 команды, с помощью карточек: фрукты-овощи, деревья-цветы. Ребята достают из коробки карточки и распределяются по командам. На полу из листов бумаги делается мостик. Два человека должны одновременно перейти через мостик так, чтобы ни кто из них не упал в пропасть. По мосту навстречу друг другу могут переходить две группы детей. Чтобы не упасть, дети должны помогать друг другу, меняться местами, пропускать, найти удобный друг для друга способ передвижения, то есть компромисс.

Уступать, разгневаться, промолчать, договориться, ударить, упрямиться, понять).

Дети объясняют свой выбор и делают вывод о положительных и отрицательных способах разрешения конфликтов.

Цель: уменьшение психологической нагрузки участников.

Психолог предлагает встать всем участникам повторять движения:

- в степи поднялся ветер (ведущий потирает ладони);

- начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди);

- начинается настоящий ливень (хлопки по ногам)

- а вот и град, настоящая буря (топот ногами);

- капли падают на землю (щелчок пальцами);

- тихий шелест ветра (потирание ладоней);

- солнце (руки вверх).

Упражнение 8. Рисунки осликов (у каждого ученика)

- Рассмотрите рисунки, какие выводы можно сделать на основании просмотра всех рисунков?

- Похоже ли поведение осликов на поведение людей в разнообразных ситуациях?

- Как люди примиряются, приходят к согласию?

Но ребята каждый конфликт можно предотвратить и решить все мирным путем, вы согласны со мной ребята?

Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете?

- А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? (юмор, уступка, компромисс - это согласие на основе взаимных уступок). Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.

Упражнение 9. Давайте выведем несколько правил, которыми необходимо пользоваться, если попал в неприятную ситуацию. (Детям раздаются карточки со словосочетаниями, они обводят зеленым цветом правила и читают правильные фразы)

Правила выхода из конфликта.

Уступать друг другу

Уважать друг друга

Уметь ставить себя на место другого

Кричать друг на друга

Подведение итогов:

Каждый ребенок вытягивает шляпу определенного цвета: красную, желтую или зеленую из мешочка.


Те, у кого желтая шляпа отвечают на вопрос – Понравилось ли тебе сегодняшнее занятия. Чем?


Красная шляпа отвечают на вопрос – Какой способ разрешения конфликтной ситуации ты будешь использовать?


Зеленая шляпа какое упражнение запомнилось больше всего?

Раздача памяток:

Правила бесконфликтного общения.

Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.

В споре будь сдержан и тактичен.

Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.

Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Спасибо вам ребята мне очень понравилось с вами сегодня работать, а сейчас выберите смайлик, с каким настроением вы уходите с нашего занятия – поднимите смайлик вверх.

Крик, оскорбления, несправедливость, фырканье, ложь, игнорирование, кидание, толкание.

Читайте также: