Балет цирцея краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

"Комедийный балет Королевы" "КОМЕДИ́ЙНЫЙ БАЛÉТ КОРОЛÉВЫ" ("Ballet Comique de la Reine") ("Цирцея"), представление на сюжет из "Одиссеи". Комп. Л. де Больё и Ж. Сальмон, сценарий и стихи Ла Шене. 15.10.1581, отель Бурбон, Париж, пост. Б. де Божуайё; партии Цирцеи, Юпитера, Меркурия, наяд, сатиров и т. д. исполнялись придворными. Это представление, в к-ром сочетались музыка, пение, драматич. эпизоды (слово "комедийный" в назв. употреблялось в значении "драматический"), в истории т-ра рассматривается как первый балетный спектакль.

Лит.: Reуna F., Des origines du ballet, P., 1955.

Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия . Главный редактор Ю.Н.Григорович . 1981 .

Смотреть что такое ""Комедийный балет Королевы"" в других словарях:

Франция — (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия

Балет — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Французский балет — ФРАНЦУ́ЗСКИЙ БАЛÉТ. Во Франции в Сравни века танец входил в состав нар. игр и церк. празднеств. С 14 в. он включался в гор. театрализованные зрелища и дворцовые интермедии, иногда в виде вставных сценок. В 15 в. момерии с танцами исполнялись во… … Балет. Энциклопедия

Балет — (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва; спектакль, содержание к рого воплощается в муз. хореографич. образах. На основе общего драматургич. плана (сценария) Б. соединяет музыку, хореографию… … Музыкальная энциклопедия

Париж — (Paris) столица Франции, один из крупнейших культурных центров Европы. 2455 тыс. жит. (1974). Большой П. ок. 10 млн. жит. (1974). Уже в 12 в. при монастырях и церквах П. стали возникать школы (метризы), где особое внимание уделялось… … Музыкальная энциклопедия

Балет — БАЛÉТ (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo – танцую), вид музыкально театрального иск ва, содержание к рого выражается в хореографич. образах. В ряду др. иск в Б. принадлежит к зрелищным синтетич., пространственно временным … Балет. Энциклопедия

Балетная музыка — БАЛÉТНАЯ МУ́ЗЫКА, музыка, предназначенная для воплощения хореографич. спектакля, слагаемая часть балетного произведения. Её отличит. черта – ориентация на эмоциональный характер и моторику танц. движений, связь со сценич. действием. Истоки Б … Балет. Энциклопедия

Возрождение — ВОЗРОЖДÉНИЕ, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), эпоха перехода европ. культуры от средневековья к новому времени (сер. 15–16 вв., в Италии с 14 в.). Характеризуется высвобождением культуры из под власти церкви,… … Балет. Энциклопедия

БАЛЕТ ДО 1900 ГОДА — Происхождение балета как придворного зрелища. В конце эпохи Средневековья итальянские князья уделяли большое внимание пышным дворцовым празднествам. Важное место в них занимал танец, что породило потребность в профессиональных танцмейстерах.… … Энциклопедия Кольера

Французская музыка — Истоки Ф. м. восходят к фольклору кельтских, галльских и франкских племён, обитавших в древние времена на территории нынешней Франции. Нар. песенное иск во, а также галло римская культура стали фундаментом развития Ф. м. Древние лит. и… … Музыкальная энциклопедия


Мастерство итальянских учителей танцев произвело впечатление на знатных французов, которые сопровождали армию Карла VIII, когда в 1494 году он вступил в Италию, предъявив свои претензии на трон неаполитанского королевства. В результате итальянские танцмейстеры стали приглашаться ко французскому двору. Один из них, Бальтассаре ди Бельджойосо (во Франции его называли Бальтазар де Божуайе), входил в свиту Екатерины Медичи, когда та четырнадцатилетней девочкой отправилась во Францию выходить замуж за Генриха II (отец Генриха III). Оставшись при французском королевском дворе, он стал там придворным танцовщиком и хореографом. В его обязанность входили постановки придворных балов и танцевальных празднеств для развлечения придворной молодёжи.

Видимо, им удалось увлечь своими идеями Бальтассаре ди Бельджойосо. А несколько лет спустя появилась возможность для эксперимента.

Сюжет был сравнительно стройный, действующих лиц множество: Цирцея, Юпитер, Меркурий, остальные боги, богини, герои, наяды, сатиры, нимфы, добродетели, паны. Эти персонажи осаждали замок Цирцеи, желая вызволить пленников. Все партии были специально разработаны. Исполнителями ролей стали члены королевской семьи и придворные. Одна из первых картин открывалась выходом юных нимф. Танцуя, они выстраивались в живописные группы. В сцене участвовали морские нимфы — наяды, и лесные — дриады. Это очень выразительно обыгрывалось в костюмах. Наяды были в белых платьях, а дриады — в зелёных. Королева Франции и её сестра, невеста Маргарита, исполняли партии наяд. Но вот появлялась волшебница Цирцея. При виде непрошеных гостей она приходила в ярость. Взмах жезла — и танцующие нимфы тотчас же замирали неподвижно. Они каменели.

Были в спектакле и другие танцевальные эпизоды. Юпитер и Минерва посылали своих воинов на штурм дворца злой волшебницы. При помощи ритмичных движений изображался бой. Однако стоило Цирцее вновь взмахнуть жезлом, как все воины застывали на месте. Несколько раз волшебница отражала нападение. Но в итоге чары рассеивались. Нимфы оживали.


Все представление длилось пять часов — с 10 вечера до трёх часов по полуночи.

Музыку к новому танцевальному представлению создали Ламбер де Болье совместно с Ж. Сальмоном, стихи сочинил Жак Патен, в помощь которому был выделен духовник короля Шеней.

Спектакль состоялся в Лувре, в Бурбонском зале, 15 октября 1581 года. Сам зал представлял собой две галереи, одну над другой, с перилами и золоченой балюстрадой. В торце было возвышение во всю ширину зала: места для зрителей — короля и королевы, принцев и принцесс, перед которыми с обеих сторон находились места, предназначенные для посланников, а за ними шли сорок деревянных ступеней в ширину зала, которые доходили до первых галерей и служили сиденьями для придворных дам.
Бальтассаре ди Бельджойосо создал пышное и яркое зрелище, удивительное для того времени по своей геометрической отточенности, где одновременно в едином ритме действовали разные персонажи, кружась в геометрическом порядке и прочерчивая своими движениями круги, квадраты и треугольники. Так возникал фигурный, изобразительный танец, организованный по типу составления геометрических фигур (балло-фигурато).

Это был первый опыт соединения музыки и танца со сценическим действием, открывший новый жанр — придворный балет. Представление вошло в историю мировой культуры как первый балетный спектакль.

Перед зрителями была разыграна история, как прекрасные нимфы, превращённые волшебницей в каменные статуи, смогли сбросить с себя злые чары и вновь обрести свободу. Пять часов подряд гости с восторгом следили за изумительно красивым зрелищем. Именно благодаря ему та свадьба осталась в истории на века.

Дворцовые праздники

Французы познакомились с искусством итальянских мастеров в конце XV века. Произошло это при отнюдь не мирных обстоятельствах. Карл VIII вошёл с войсками в Италию, дабы предъявить свои права на Неаполитанский престол. Среди командующих было немало знатных дворян. Их-то и заинтересовало искусство танца. Со временем итальянских хореографов стали приглашать к французскому двору.

Гениальный замысел

Прошли ещё десятилетия, прежде чем в Париже состоялся необычный спектакль. По одной из версий, идея принадлежала королеве Луизе, супруге Генриха III Валуа. Но скорее всего, своим появлением балет обязан её свекрови — Екатерине Медичи. Итальянка по происхождению, она в четырнадцать лет стала женой Генриха де Валуа, будущего Генриха II. Однако Екатерина не забыла танцы, столь любимые на её родине. Более того — немало способствовала их популярности во Франции.

Екатерина Медичи — довольно противоречивая фигура в истории. Однако она была большой любительницей искусства и активно покровительствовала талантливым мастерам. Некоторые работали при её дворе. В их числе — Бальтазарини ди Бельджойозо — итальянский музыкант, композитор и хореограф. На французский манер его называли Бальтазар де Божуайё. Именно ему было поручено поставить торжественный спектакль.

Одна из первых картин открывалась выходом юных нимф. Танцуя, они выстраивались в живописные группы. В сцене участвовали морские нимфы — наяды, и лесные — дриады. Это очень выразительно обыгрывалось в костюмах. Наяды были в белых платьях, а дриады — в зелёных. Но вот появлялась волшебница Цирцея. При виде непрошеных гостей она приходила в ярость. Взмах жезла — и танцующие нимфы тотчас же замирали неподвижно. Они каменели.

Были в спектакле и другие танцевальные эпизоды. Юпитер и Минерва посылали своих воинов на штурм дворца злой волшебницы. При помощи ритмичных движений изображался бой. Однако стоило Цирцее вновь взмахнуть жезлом, как все воины застывали на месте. Несколько раз волшебница отражала нападение. Но в итоге чары рассеивались. Нимфы оживали. Бальтазарини применил интересный эффект — танцовщицы выстраивались в геометрические фигуры: квадраты, круги, треугольники.

Гармония прекрасного

Оформление первого балета поражало роскошью и великолепием. На самой Цирцее было платье, затканное золотом. Головной убор украшали драгоценные камни. Наряд одной из главных нимф был настолько густо усеян бриллиантами, что их блеск слепил глаза. Вдоль стен зала размещались декорации — они изображали живописную рощу, таинственный грот и дворец волшебницы. Листья и цветы были сделаны руками искусных ювелиров.

Поэтичность подобных зрелищ резко контрастировала с жестокими реалиями эпохи. Вражда между католиками и гугенотами делала обстановку во Франции крайне напряжённой. Екатерина Медичи надеялась, что распространение прекрасного поможет установлению мира в стране. В танцевальном искусстве она видела олицетворение той гармонии, которой так не хватало человеческим отношениям. К глубокому сожалению Екатерины, мир во Франции не восторжествовал. Однако родился новый вид искусства.

15 октября 1581 года при дворе Екатерины Медичи грациозные танцоры показали невиданное доселе действо - греческие боги и богини синхронно двигались под звуки итальянской оперы, выписывая движениями тел различные геометрические фигуры.

Музыкально-драматическая постановка "Цирцея" или "Комедийный балет королевы" под руководством итальянского хореографа Бальтазара де Божуайё имела большой успех. Считается, что именно Екатерина Медичи принесла балет во Францию, где он и получил дальнейшее развитие.

Первые театрализации танцев ставили в Италии. Именно этой стране балет обязан своим появлением. Само слово "балет" имеет итальянские корни - от "ballo" - танцую. В 14-15 вв. в Италии появились первые танцмейстеры, привнесшие новые танцевальные формы. Придворный балет формировался на основе народного танца, а также церемониальных танцев знати. От простого танца балет отличался в первую очередь наличием сюжетной линии, театрализацией. В Испании подобную танцевальную сценку называли мавританской пляской или "мореской", в Англии - "маской". В 16-17 веках в балет добавилась фигурность и геометрия, движения танцоров были отточены и приведены в соответствие с единым ритмом. Кроме того, движения участников представления описывали и очерчивали различные геометрические фигуры - круги, квадраты, треугольники.

Такая форма получила название "балло-фигурато".

75842621_1075772_Wedding_of_Duc_de_Joyeuse_with_Marguerite_de_Vaudemont_24_September_1581_French_school_1581_1582.jpg

Постепенно хореографы начинают экспериментировать с новой формой, привнося различные "спецэффекты" и вариативность. Например, появляется "конный балет", в основу которого легли рыцарские средневековые турниры. Всадники под музыку или пение гарцевали на лошадях.

414px-RoyaleComedie.jpg


"Цирцея" или "Комедийный балет королевы" ("комедийный" на тот момент означало то, что сейчас мы называем "драматическим") считается первым придворным балетом. Его поставили в честь свадьбы сестры королевы Луизы, Маргариты Лотарингской, с герцогом де Жуайез. Балет должен был стать завершающим аккордом пышного празднования, которое длилось почти месяц - с 18 сентября по 15 октября 1581 года.

Екатерина Медичи, женщина, ставшая в некотором роде новатором, хотела удивить французский двор зрелищем, которого они до сих пор никогда не видели. Правда, существует мнение, что изначально идея принадлежала самой Луизе Лотарингской.

75843883_1075772_Bal_v_Lyve_1581_god.jpg

Театрализованные празднества не были новшеством, поэтому было решено показать французскому двору совершенно новую форму, соединявшую танец, пение и декламацию стихов. В первой постановке приняли участие сама королева Луиза и принцесса Марго – они исполняли роль наяд и были одеты в белоснежные платья.

"Отцами" и руководителями действа стали: духовник короля Ла Шене и Жак Патен, отвечавшие за поэтическую составляющую, и музыканты Ламбер де Больё и Ж.Сальмон. Сюжет, легенду о Цирцее, позаимствовали из "Одиссеи" Гомера. А "идейным" руководитель выступил уже упомянутый Бальтазар де Божуайё (он изменил свое итальянское имя Бальтассаре ди Бельджойсо на французский манер). Этот человек входил в свиту 14-летней Медичи, когда она отправилась во Францию заключать брак с Генрихом II. Считается, что Бальтазар сыграл значительную роль в развитии придворного французского балета.

Зал, в котором проходило представление, был поделен на две галереи, которые находились одна над другой. Напротив – возвели подиум, на котором расположились места самых почетных особ - короля и королевы, принцев и принцесс. Широкие деревянные ступени во всю ширину зала служили сидениями для придворных.

Ballet_1582.jpg


Бальтазар описывает декорации, приготовленные для постановки. По его воспоминаниям, выглядела сцена примерно так: по правую руку от короля возвели небольшую рощу, которая по сюжету являлась владением Пана. В маленьких нишах, размещенных неподалеку, находились нимфы и дриады. За рощей располагался грот, украшенный множеством разноцветных стекол, что создавало ощущение, будто это переливаются и мерцают тысячи алмазов. Искусственные дубки с позолоченными листьями и ветками окаймляли ущелье, а нарисованные животные были изображены так искусно, что выглядели как живые. Красочный сад был домом для Цирцеи, прекрасной волшебницы, одетой в платье, укутанное крепом из шелка и серебра. Роль Цирцеи исполняла девушка по имени Сент-Мем: "Ее присутствие в этом саду, освещенном сотнями факелов. придавало, говорят, столько света и блеска, что глаза присутствующих были совершенно ослеплены; кроме того, бесчисленное множество факелов над залом и вокруг давало такой сильный свет, что он оставил бы позади себя любой прекрасный солнечный день в году", - вспоминает Бальтазар.

Представление длилось целых пять часов и закончилось танцем наяд, нимф, пана и богов, за которым зрители и актеры встретили рассвет, так как балет продолжался до трех часов утра.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: