Образовательная среда монтессори школа

Обновлено: 04.07.2024

19–20 ноября онлайн:
VIII научно-практическая конференция с международным участием "Монтессори-чтения 2021"

Чтобы расширить свои познания в Монтессори-педагогике, повысить квалификацию и обмениваться опытом с коллегами.

Чтобы расширить свои познания в Монтессори-педагогике, повысить квалификацию и обмениваться опытом с коллегами.

C любовью и радостью, в сотрудничестве с родителями, мы помогаем ребенку в его саморазвитии и образовании, тем самым способствуя созиданию общества самостоятельных и ответственных людей.

соавтор проекта "МШМ-онлайн", автор проекта "Свободно-ролевая игра с Матониной Леной", Монтессори-педагог раннего возраста (0-3)

Методика Марии Монтессори направлена на максимальное раскрытие детского интеллектуального и творческого потенциала. В этой системе нет единых требований и программ обучения, но есть основные принципы и подходы к воспитанию, развитию и обучению детей. Каждый человек неповторим и уникален, а значит изучает и познает окружающий мир по-своему. В системе Монтессори дети занимаются в собственном темпе, они свободны в выборе занятий и игр, руководствуются личными интересами и ощущениями. Каждый малыш от природы любознателен, поэтому взрослым особенно важно не лишить его интуитивного интереса к окружающим предметам, процессам и событиям. Вместо строгой организации процесса, взрослый (воспитатель, педагог или родитель) предлагает малышу самому узнать мир, формируя для него особое образовательное пространство.

Все начинается с детского сада

Как устроена Монтессори-школа

Ученик начальной школы переходит на новую ступень развития. Если раньше он развивал чувственное восприятие, учился формулировать мысли, активно трогал окружающие предметы пальчиками, то теперь наступает новый этап. Ребенка интересует огромный и разнообразный мир и его причинно-следственные связи: как он устроен и почему?

Также происходит и с другими областями. Интерес к математике возникает не от написания бесконечных чисел в тетрадке, а от практических вопросов: как посчитать? Как выразить разницу в количестве? Интерес к пространству и объему возникает не из абстрактных чертежей и схематичных рисунков, а из подходящих обучающих материалов, например, кубиков и геометрических фигур.

В Монтессори-школе нет привычного расписания предметов, тетрадок и учебников, а заданные на дом стихи не читают перед классом. Каждая Монтессори-школа сохраняет основные принципы системы, но самостоятельно выбирает оборудование, формат уроков и элементы отчетности.

Монтессори-школы настроены на активное сотрудничество с родителями, поэтому дни открытых дверей – не редкость. В один из таких дней стоит прийти на занятие, посмотреть на организацию учебного процесса, на взаимодействие преподавателей с детьми, обсудить интересующие вопросы с директором. На что еще стоит обратить внимание при выборе Монтессори-школы и какими отличительными особенностями они обладают?

Обращаем внимание на класс и его оборудование

Привычное многим родителям с детского Монтессори-сада зонирование комнаты переходит и в школу. Если в дошкольном учреждении зоны делились по чувственным восприятиям, то в школе – по основным предметам или областям знаний. В классе могут быть зоны языка, математики, геометрии, ботаники, зоологии, географии, истории и др. Каждая зона располагает соответствующими материалами, которые направлены на освоение основных понятий по каждой теме. Монтессори-материалы развивают у ребят мышление, воображение, любознательность, способность к сравнению и анализу.

Обратите внимание на представленные в Монтессори-школе классные зоны и их оборудование. Например:

  • В зоне для изучения языка у ребят должна быть возможность читать и писать.
  • Для зоны математики неплохо иметь наглядные материалы, которые демонстрируют основные математические понятия – фигуры, разные виды углов, доски с бусинами для изучения чисел, различные карточки, счётные палочки и др.
  • Зоны географии и истории знакомят детей с разными странами и эпохами, поэтому необходим соответствующий наглядный материал: географическая карта, таблица основных исторических эпох или что-то еще.
  • Зона практических навыков подразумевает, что ребята переходят от самоорганизации (чему они учились в детском саду) к организации окружающего пространства. Ребята убирают класс, протирают пыль, поливают цветы, проветривают помещение и т.д.

Обращаем внимание на учителей

Обращаем внимание на организацию учебного процесса

Конечно, о полной свободе действий также речи не идет: все-таки у каждого образовательного процесса есть свои границы и рамки. Отчетность о проделанной работе, проверка усвоенного материала, обязательные предметы, и прочие критерии успеваемости школьной программы существуют. О них обязательно нужно уточнить у директора или преподавателя.

Монтессори-школа – это уникальная стимулирующая образовательная среда с высококвалифицированными преподавателями и материалами, побуждающими исследовать и изучать. Выбирайте Монтессори-школу грамотно!

Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте .

Специально-подготовленная предметно-пространственная развивающая среда разновозрастной группы, работающей на принципах гуманистической педагогики М. Монтессори должна :

• соответствовать возрастным, физическим, психологическим особенностям и потребностям каждого ребенка разновозрастной группы, определенным сензитивным периодам развития;

• предоставлять возможность для проявления инициативы ребенка, для наиболее полной реализации творческих возможностей, раскрытия природного потенциала;

• быть источником информации для организации самостоятельной и совместной деятельности ребенка, для самообучения;

• предоставлять возможность свободно выбирать деятельность, реализовать замысел, получать результат, а также оценивать, осознавать и отвечать за результат своей деятельности;

• предоставлять возможность широкого поля взаимодействия, общения со всеми членами сообщества группы и ДОУ на разных уровнях;

• обеспечить потребность ребенка в создании личного пространства деятельности, а при необходимости - уединения и релаксации;

• предоставлять возможность осознать себя значимой уважаемой личностью, способной адекватно оценивать себя, а также способной уважать и позитивно принимать других членов сообщества группы;

• предоставить возможность развивать в себе самостоятельность, независимость, умение помогать и просить о помощи, совершать ошибки, без страха их совершить, исправлять ошибки с помощью других и самостоятельно;

• способствовать формированию самодисциплины, умения следовать правилам;

• обеспечивать психологическую и физическую безопасность и защищенность каждого ребенка

Выделяют основные принципы построения предметно-развивающей среды, такие как продуманное зонирование, расположение материалов в определенном порядке и соблюдение этого порядка, доступность любого материала для каждого ребенка, наличие только одного дидактического материала в среде, недопущение пресыщения среды и некоторые другие. Эти принципы обоснованы и соблюдение их, наравне с выполнением правил жизни группы и реализацией методов организации взаимодействия детей с предметной средой, способствуют формированию определенных социальных и учебно-познавательных компетенций. Кроме того, в группах предусматриваются пространство продуктивной творческой деятельности и конструирования, уголки театрализованной деятельности, чтения и отдыха, игровой уголок. Обязателен уголок уединения.

В построении подготовленной развивающей среды Монтессори – группы предусматривается возможность свободного перемещения детей, свободного общения их друг с другом и со взрослыми, выбора самостоятельной или совместной деятельности, реализации разных форм занятий, проводимых педагогами, – групповых, подгрупповых и индивидуальных.

Среда насыщена материалами. Каждый из них имеет глубокое дидактическое значение, направлен на самостоятельное освоение детьми новых понятий, нахождение закономерностей, исследование свойств. Это – автодидактические материалы. После показа педагогом алгоритма работы ними, дети осваивают его самостоятельно, позднее находят другие способы работы, выполняют различные упражнения. При этом и происходит самообучение ребенка. Такое самообразование гибко сочетается с индивидуальными и подгрупповыми занятиями, которые строятся педагогом на основе уже полученных ребенком знаний во время самостоятельной работы с материалами.

Расположение материалов на удобных открытых полках соответствует порядку презентации работы с ними. Эта определенная последовательность введения ребенка в мир предметов, овладение им алгоритмов деятельности с развивающими материалами соответствует сензитивным периодам развития ребенка и особенностям формирования его крупной и мелкой моторики, развития и совершенствования руки, а значит, действий с предметами. Это ведет его через исследовательскую деятельность с дидактическими материалами и изучение их свойств к освоению понятия, приобретению знаний и учебных навыков. Предметно – развивающая среда Монтессори – группы имеет ряд особенностей и специфических требований к ее организации.

Все дидактические Монтессори – материалы распределены по зонам, причем порядок их расположения следующий:

1. Сенсорная зона, в которой расположены материалы по развитию чувств;

2. Математическая зона, содержащая материалы по развитию математических способностей;

3. Речевая зона, включающая в себя материалы по развитию речи, а также материалы по космическому воспитанию, центральная идея которого, познание человека во всем многообразии и сложности;

4. Хозяйственная зона, содержащая материалы необходимые для упражнений в практической жизни.

Внутри каждой зоны материал должен располагаться в соответствии с принципом от простого к сложному. Каждый отдельный материал рассчитан на определенную степень сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое.

Наряду с вертикальным членением Монтессори – материалов (различные степени сложности) имеется горизонтальный порядок. Под этим подразумеваются параллельные упражнения, к которым ребенок на долгое время сохраняет интерес. Измененная форма деятельности позволяет на одну и ту же учебную задачу взглянуть под другим углом зрения. Таким образом, проблема осознается глубже, и открываются ее новые грани.

Кроме того, материалы в каждой из зон должны располагаться по принципу от конкретного к абстрактному, например, сначала располагаются числовые штанги (конкретно, а затем числа (абстрактно).

Сами же материалы в каждой из зон должны соответствовать следующим требованиям:

- соответствие возрасту, силе, росту ребенка;

- притягательность (материал должен вызывать интерес, побуждать к действиям с ним);

- все оборудование, к одному упражнению, находится в цветовом соответствии, выполнено в одной цветовой гамме.

Все материалы представленные в Монтессори – группе детского сада должны быть представлены в единичном экземпляре. Если у нескольких детей возникло желание работать с одним и тем же материалом, необходимо подождать, пока он освободится. У детей, в подобной ситуации развивается умение договариваться, терпеливо дожидаться своей очереди, занимаясь с другим материалом.

Предметная среда создается педагогами, трансформируется ими в соответствии с потребностями детей. Но и дети являются творцами среды. Прежде всего, выполняя правило порядка (любой предмет имеет свое место, и после занятия с ним должен вернуться на это место, они поддерживают среду в рабочем состоянии, они становятся ответственными за то, что дидактический материал, которого ждет для работы другой ребенок, должен быть приведен в первоначальный вид и положен на свое место. Кроме того, дети могут внести свою лепту в украшение помещения, освоив элементарные навыки составления букетов, оформления своих художественных работ. Таким образом, нами были рассмотрены особенности организации предметно – развивающей среды в Монтессори – группе детского сада, а также требования к ней.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок АктуальностьВажно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет. Федеральные государственные.

Как Монтессори-школы помогают раскрыть потенциал ребёнка

Начальные классы Монтессори в корне отличаются от таковых в обычной школе. В сущности, они отличаются настолько сильно, что подчас даже непонятно, как они вообще работают, и почему именно они лучше всего раскрывают детский потенциал.

Монтессори-класс

Учителя – это советники, а не докладчики. Для каждого из детей они подбирают задачи, наиболее способствующие их развитию.

В обычной начальной школе новые знания и упражнения даются всему классу одновременно; ученики, как правило, продвигаются в изучении школьной программы с одинаковой скоростью. Это тем более верно для нашего времени, так как обязательное стандартизированное тестирование принуждает учителей стремиться к тому, чтобы у всех учеников был минимальный набор знаний по предмету. Такой подход по определению не может быть оптимальным для всех учеников: ребёнок, который хорошо знает предмет, будет скучать на уроках; а тот, кто отстаёт, будет испытывать сильный стресс из-за того, что он хуже других.

В классе Монтессори сильному ученику дают такие задания, где он может проявить себя наилучшим способом: например, нередки случаи, когда ученик 3-го класса решает задачи, которые обычно начинают преподавать только в 5-м классе. В то же время ребёнок, который еле тянет предмет, может получить необходимую поддержку, не испытывая негативного эффекта на самооценку, как это случается с отстающими школьниками в обычной школе.

Монтессори-класс

У детей есть выбор: нет довлеющего над учениками учебного плана

В учениках поощряется любопытство, они всё время чем-то заняты и любят учиться. Когда вы работаете лучше всего: если вас кто-то заставляет или вы сами выбираете, что делать? Независимость играет огромную роль в мотивации, а в начальной школе Монтессори дети могут влиять на то, что изучают. Разумеется, есть вещи, которые должен знать каждый учащийся: изучение арифметики обязательно для всех. Но вместо того, чтобы выполнять одинаковые упражнения, в начальной школе Монтессори дети запоминают информацию, играя с разнообразными специальными материалами: навык умножения тренируется, когда ребёнок изучает доску с бусинами, шахматную доску, доску для умножения или играет с марками, цепочками.

Когда мы с детьми ходим на экскурсии, многие люди, которых мы встречаем – от экскурсоводов в музеях до егерей, – отмечают, что наши ученики самые любознательные и увлечённые из тех, что им доводилось встречать. Такое часто говорят о Монтессори-школах: дети любят учиться из-за того, что они активно вовлечены в процесс обучения.

Монтессори-материалы

Вместо учебников и тетрадей классы Монтессори наполнены разнообразными учебными материалами

Дети учатся разрешать проблемы и думать, а не просто заучивают наизусть термины и правила. Большинство традиционных начальных школ, к несчастью, основное внимание уделяют работе с учебниками и рабочими тетрадями. Но, хотя в книгах самих по себе нет ничего плохого (мы обожаем уроки внеклассного чтения!), в классах Монтессори нет традиционных учебников и тетрадей.

Материалы в Монтессори – не просто наглядные пособия. Так же, как в дошкольный период, знания ребёнок приобретает, исследуя при помощи материалов различные темы: от грамматики до деления, от базовых потребностей человека до роли воды в эрозиях почвы. При работе с материалами обучение выдвигает на первый план мир: у детей формируется образ мыслей в котором они привыкают размышлять о вещах и разгадывать их, а не просто запоминают слова или приёмы, потому что им так сказал взрослый.

Дети занимаются в Монтессори-классе

Два трёхчасовых рабочих периода в течение дня вместо строгого расписания с постоянно меняющимися предметами

Возможность детей неотрывно заниматься продуктивной деятельностью имеет ключевое значение в развитии концентрации внимания и интереса к занятиям. Д-р Монтессори критиковала обычные школы за то, что день в них разбит на множество коротких уроков, с целью того, чтобы дети оставались заинтересованными. Но это приводит к обратному, так как они всё равно психически переутомляются, несмотря на обещанные плюсы разнообразия.

В противоположность этому, пишет Монтессори, школы Монтессори доказали: ребёнок должен заниматься такой деятельностью, к которой он морально готов и на протяжении длительного периода времени; умственная работа, если интересна, не приводит к утомлению ребёнка и его не нужно от неё отрывать, потому что пришло время игры.

Дети занимаются

Дети разных возрастов учатся вместе, а также друг у друга

Вместо того чтобы соревноваться между собой, они превращаются в дружный коллектив и каждый день тренируют крайне важные навыки общения. Традиционно в дошкольном периоде основное внимание уделяется социализации ребёнка и ожидается, что дети будут многое делать сообща. А в начальной же школе от ребёнка на уроке ждут индивидуальной работы, его окружают только сверстники, причём полноценно общаться с ними он может только во время перемен.

Этот подход – когда основной упор делается на групповой активности у дошкольников и на индивидуальной в начальной школе – согласно Монтессори в корне неправилен. Маленькие дошкольники, если предоставить их самих себе, предпочитают деятельность в одиночку, и действительно, в классах Монтессори 3–6 основное время проходит в самостоятельной работе ребёнка. Ближе к окончанию садика дети часто начинают собираться в группы или пары. На самом деле то, что ребёнок заинтересован и способен к работе в группе, это сигнал: он уже готов к переходу в начальную школу.

В школах Монтессори дети разных возрастов в течение дня общаются друг с другом. Часто вы можете увидеть, как 2-4 ребёнка работают над проектами, договариваются, кто и чем будет заниматься, приобретают навыки общения в дружелюбной среде, выбирая коллег и осознавая, что они могут работать с разными людьми, а не только со своими близкими друзьями.

Начальная школа Монтессори очень отличается от традиционных школ. Пять вышеприведённых фактов – всего лишь первый шаг к пониманию этой уникальной образовательной среды. Мы рекомендуем вам не ограничиваться этой статьёй, а узнать больше: прочтите книгу Полы Полк Лиллард . И, самое важное, наблюдайте за своим ребёнком, обучающимся в начальной школе Монтессори.

Автор: Хейке Ларсон

Перевод: Ефимова Евгения, Бараблина Юлия

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Читайте также: