Обобщение знаний об имени существительном 4 класс школа россии

Обновлено: 02.07.2024

Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

«Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Пожелаю вам удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

И сегодня мы продолжаем наше путешествие в Царстве Грамматики.

Чтобы попасть в это царство, надо правильно и каллиграфически написать данное предложение:

Откройте тетради. Прежде, чем начать писать, давайте приготовим наши пальцы к письму.

Откройте тетради. Сядьте прямо. Обратите внимания на наклон тетради, возьмите ручки.

Первое упражнение на безотрывное письмо. Посмотрите на запись на доске. Напишите и продолжите закономерность.

Посмотрите на сочетания букв. Какие соединения. Напишите на следующей строке. Эти буквосочетания, нам пригодятся, чтобы писать красиво предложение в следующем задании.

Чч Человеку по работе воздается честь.

Что вы сейчас прочитали?

Как вы её понимаете?

Я думаю, что мы сегодня тоже должны хорошо потрудиться.

Установка на деятельность Дети прописывают буквы и предложение.

Человек работает, тем самым делает что-то полезное. Он трудится не покладая рук, тратит много сил и за это ему полагается отдавать честь, которую он сам же зарабатывает своим трудом!

Актуализация знаний.

- Пока мы здоровались, на экране появились строки из знакомого вам произведения. Вы видите, что несколько слов закрыто. Назовите эти слова, восстановите текст.

У лукоморья ( ) зелёный;
Златая ( ) на дубе том:
И днём и ночью( ) учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – ( ) заводит,
Налево – ( ) говорит.

- Из какого произведения взяты эти строки? Кто автор? Кто помнит это стихотворение. Давайте его послушаем.

Что объединят эти слова?

- Какой частью речи являются восстановленные слова? Докажите.

Какой будет тема нашего урока

- Что могут обозначать имена существительные?

Называют слова. Дуб, цепь, кот, песнь, сказку.

Стихотворение под музыку читает ученик.

Называют живые и неживые предметы, отвечают на вопросы кто? что? в начальной форме.

Имена существительные называют живые и неживые предметы, явления природы, абстрактные понятия, процесс действия, исторические события

Самоопределение к деятельности.

- Все ли признаки имён существительных перечислили?

- Какую цель мы можем поставить?

1 . Работа по группам:

- 2 человека у доски

2. Работа по карточкам

Фамилия, имя _________________

Вставь на месте пропусков нужное окончание, определи падеж и склонение этого существительного.

На улиц… стоит трескучий февральский мороз. Вся земля спит под мохнатым снег…м. Хозяйка угощает нас огурцами, редиской. Человек научился строить для растений теплые дома. Круглый год он выращивает в них зелень, овощи, фрукты. Мы подъезжаем к теплиц… . В теплиц… нет зимы. Умные машины поливают и подкармливают растения. Капли воды блестят на зелен… лука. Богатый урожай овощей получают колхозники в теплиц…

Учащиеся отвечают, нет.

Мы должны вспомнить всё, что мы знаем об имени существительном.

Дети работают по группам и индивидуально

Запишите существительные, разделите их на 2 группы, выделите орфограммы

На какие группы разобьете эти слова?

Какие еще есть варианты деления слов на группы?

Давайте вспомним правописание данных существительных.

Дуб, цепь, сказка- неодуш.

Дуб, сказку, кот (парный согласный звук)

Чтобы проверить парный согласный, нужно подобрать или изменить слово так. Чтобы после согласного стоял гласный звук.

Песнь, цепь (мягкий знак-показатель мягкости согласного звука)

Работа по теме. У вас на столе лежат карточки

- Прочитайте, что нужно сделать в этом упражнении?

-Какими знаниями мы должны владеть, чтобы выполнить это задание?

Сколько падежей в русском языке?

Соедините названия падежей и вопросы к ним

Работа в паре.

Давайте проверим Ваши знания.

-Выполните письменно это задание.

Работа в паре. Напишите предложения в порядке следования падежей.

1.С листом связано здоровье растения.

2.По ним в лист поступают вода и питательные вещества.

3.Лист под ветром ломается.

4.Жилки придают листу прочность.

5.У листа гибкая ножка.

Кто выполнил эту работу правильно, оцените свою деятельность в листе достижений.

- Какие знания вам потребуются, чтобы выполнить данную работу?- Выполните проверочную работу

(Учитель следит за выполнением работы)

- Поднимите руки, кто справился с проверочной работой, и ответил на все вопросы правильно и получил грамоту за работу?

Выполняют движения массажа

Читают задание к упражнению.

Знать падежи и вопросы к ним.

Называют падежи и вопросы к ним.

На парте соединяют вопросы и названия падежей.

На доске дети соединяют падежи и вопросы

Записывают и указывают над ними падежи.

Устно называют падежи и падежные вопросы к ним.

Проверка 3,5,4,2,1(сигнальные карточки)

Загружают файл из электронного учебника.

Выполнение проверочной работы. Проверка по образцу.

Работа на ноутбуках в парах.

Повторяют движение объектов на экране.

Следить за четкостью выполнения движений.

Закрепление знаний по теме.

- Мы немного отдохнули, теперь пора продолжать работу.

На странице 56 найдите и прочитайте упражнение 107.

- Выполните письменное задание.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа по парте - Молодцы! Отметьте в листе достижений итог своей работы.

- Какие еще знания о существительном мы с вами не повторили?

Улетел орел за город орел.

Наш шарик поймал воздушный шарик.

Не бойся морозов, Сережа морозов.

Хороши груши в корзине у груши.

Домик для скворцов делал Алеша скворцов.

Наша поля вернулась с поля.

- Проверьте свой результат.

Составить кластер по теме урока. Работа в группе.

Читают задание к упражнению, отвечают на вопрос учителя, Записывают упражнение, указывают число и падеж имен существительных.

Проверяют работу соседа по парте, исправляют ошибки.

Отвечают на вопрос учителя.

(Имена собственные и нарицательные, род имен существительных)

Производят голосование за выбранный ответ .(сигнальные карточки)

Оценивают успешность выполненной работы.

Дети составляют кластер по теме урока

- Сегодня у нас был насыщенный урок. Оцените свою работу в карточках. – Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения? Что нового узнали?– Кто сегодня получил отметку в дневник?

Записывают что узнали, чему научились, что закрепили, что было самым интересным на уроке.

Сдают карточки учителю.

- Какие знания мы повторили на сегодняшнем уроке?

- Для чего вам необходимы знания, которые мы сегодня закрепляли.

Человеку по работе воздается честь.

Вы сегодня очень хорошо поработали и вам каждому можно воздать честь. Урок окончен.

Тема: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

Цели: I. Закреплять умение распознавать падежи имен существительных и имен прилагательных, правильно писать их окончания, различать и находить данные части речи в тексте, производить их разбор.

II. Воспитывать уважение к родному языку.

III. Развивать познавательный интерес, орфографическую зоркость.

Оборудование: номера для участников, гонг, молот, таблицы – опоры, картинка к сказке, жетоны.

I. Организационный момент

II. Вводная часть

1.Выделить в предложении грамматическую основу, подчеркнуть имена прилагательные, указать падежи имен прилагательных, объяснить орфограммы.

Осень пришла с первыми рыжими факелами осин, с тонким серебром

в прозрачном воздухе.

2. Выдача номеров для участия в аукционе по мере выполнения задания.

Тут у нас аукцион.

Подведет итоги он:

Кто лучше части речи знает,

Кто вернее отвечает.

Аукцион – публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.

Сегодня на аукцион выставлены имя существительное и имя прилагательное.

ЛОТ № 1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

1) Что такое имя существительное?

2) На какие вопросы отвечает?

3) Что обозначает?

4) Какие постоянные признаки имеет имя существительное?

5) Как изменяется имя существительное?

6) Как определить род имени существительного?

7) Как определить склонение имени существительного?

8) Назовите падежи имен существительных.

9) Когда имена существительные имеют окончание –е, а когда –и, в каких падежах?

1. Просклоняйте имена существительные:

I вариант – осина, март, капель;

II вариант – береза, подснежник, трель.

2. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж имен существительных, выделите окончания:

выглянуло из-за тучк и (1 скл., Р.п.);

вернулись из поездк…

подлетел к изгород…

поселились в деревн…

палят с пристан…

3. Запишите ответы на вопросы.

Где распустились листья? (береза, тополь, сирень)

Где сидели воробьи? (крыша, изгородь, дерево)

Где побывали туристы? (Ярославль, Казань, Кострома)

Где мы встретили друзей? (остановка, вокзал, пристань)

*Указать склонение и падеж имен существительных, выделить окончания.

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

И закроем все глаза.

ЛОТ №3. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1) Что такое имя прилагательное?

2) На какие вопросы отвечает?

3) Что обозначает?

4) Как изменяется?

5) С какой частью речи связано в предложении?

6) Как определить род, число, падеж имени прилагательного?

7) Можно ли определить род у имен прилагательных во множественном числе?

Учитель рассказывает сказку.

Встретились в чистом поле имена существительные Небо, Солнце и Дорога.

- Эх! – сказала Дорога. – Как часто встречаюсь я в школьных сочинениях, но всегда почему-то я ровная, иногда бываю извилистая. Скучно и обидно мне!

- Вот-вот! – печально промолвило Солнце. – А я всегда яркое.

- А я уж только голубое! – возмутилось Небо. – Неужели школьники не могут придумать другие имена прилагательные?

Помогите им, ребята.

Дорога (какая?) широкая, долгая, бесконечная, горная, полевая, луговая, ухабистая, трудная, асфальтированная, шоссейная, …

Солнце (какое?) жаркое, палящее, летнее, золотое, багровое, лучистое, ласковое, …

Небо (какое?) лазурное, грозовое, пасмурное, облачное, высокое, чистое, огромное, …

2. Запись под диктовку.

В мелком кустарнике сверкает маленькое окошко с чистой водой. Здесь бьет ключ. Отсюда берет начало крохотный ручеек. Потом вытекает он на широкий луг. С левой,с правой стороны спешат к шумному ручью потоки. Они наполняют его. И вот уже стал ручеек тихой речушкой. Течение в ней медленное. На зеркальной поверхности играют лучи летнего солнца.

III. Подведение итогов аукциона.

1. Подсчет полученных жетонов. Выставление оценок в зависимости от набранного количества баллов. (Отрицательные оценки на данном уроке не выставляются)

Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности.

  • обобщить и закрепить знания об имени существительном;
  • содействовать учащимся в умении выделять имя существительное как часть речи;
  • закрепить умение определять род, склонение, падеж имён существительных.
  • развивать мышление, память, внимание, культуру речи учащихся;
  • воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения;
  • развивать исследовательскую культуру по данному вопросу, умение излагать изученный материал.

Оборудование: тесты, учебники, сигнальные карточки, тетради, карточки с заданиями (Приложение 2), алгоритм разбора части речи.

I. Организация занятия

  • Как называется?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Что обозначает?

– Но, чтобы определить часть речи, нам нужно составить фоторобот. (Доска: фоторобот. Приложение 1)

III. Актуализация познавательной деятельности учащихся

1. Чистописание

2. Словарная работа

  • сладкий на вкус, белый по цвету (сахар;)
  • животное, верный друг человека (собака);
  • самая болтливая птица (сорока);
  • шестой день недели (суббота);
  • обувь для дождливой погоды (сапоги);
  • первый месяц осени (сентябрь);
  • сосуд для питья воды (стакан).

– Сверим точность записей друг у друга. (Обмен тетрадями – взаимопроверка).
– Оцените свою работу, поставив зелёный кружочек на полях, у кого всё верно.
– На какие вопросы отвечают все эти слова? (Кто? или Что?)
– Что называют? (Предметы, явления природы, события, процесс,действия..).
– Собранная нами информация позволяет сделать первый вывод. Какой? (Все эти слова являются именами существительными, отвечают на вопросы кто?или что?, называют предмет).

На доске под фотороботом вывешивается:

3. Синтаксический разбор предложения

Сирень – род кустарников. Многочисленные сорта сирени обыкновенной с фиолетовыми, белыми, розовыми, голубоватыми крупными соцветиями. В нашей местности сирень расцветает ранней весной.
Заяц – у него длинные уши, большие задние лапы и маленький хвостик-комочек. Есть такая загадка: летом серенький, а зимой беленький. Это всё про него же, потому что летом он серый, или даже немного с рыжинкой, а зимой совсем белый, и только кончики ушей остаются черными.

– Что это за слова? (Словарные, с непроверяемой безударной гласной, написание их надо запомнить.)
– Давайте составим, запишем из данных слов предложения про сирень и зайца. 1 вариант – про сирень, 2 вариант – про зайца.

(На доске с обратной стороны записаны предложения.

1 вариант – Весной, пахучая, расцветает, ранней, сирень.
2 вариант – Зайчата, леса, на опушке, веселились.)

– Разберите эти предложения по членам.
– Детективы Епихина и Королёв выполнят это ответственное задание индивидуально. Все остальные работают в своих ежедневниках.

(Учащиеся с обратной стороны доски записывает и разбирают свои предложения.)

Ранней весной расцветает пахучая сирень.
На опушке леса веселились зайчата.

– Какие эти предложения по составу? (простые, повеств., невосклиц., распрост., состоит из одной грамм., основы).
– Сверим свои работы с работами наших детективов.
– Оцените свою работу. (Дети ставят кружочки у кого работа выполнена верно)
– Так какими членами предложения может быть имя существительное? (Подлежащим, дополнением, обстоятельством. Добавляю к фотороботу на доску карточки: подлежащее, дополнение, обстоятельство.)

IV. Работа по теме занятия

1. Работа в четвёрках

  • 1 группа детективов выписывает существительные 1 склонения;
  • 2 группа детективов – существительные 2 склонения;
  • 3 группа детективов – существительные 3 склонения.

(Слова в группах одинаковые: перо, вода, ночь, ворона, пенёк, тишь, правда, месяц, дочь, картина, конь, дичь, машина, детство, тетрадь.)
– Давайте вспомним, как определить тип склонения? Приступайте к выполнению задания.
– Все группы детективов готовы. Сверим полученные результаты. (по одному от группы зачитывают слова)
– Делаем вывод следующего расследования, каких типов бывают склонения?
(Добавляю карточки на доску к фотороботу: 1склонение, 2склонение, 3склонение.)
– Оцените свою работу. (Плюсики на полях)

V. Физкультминутка

2. Работа по выбору

Карточка с красным кружком: выписать из предложений имена существительные, выделить окончания, определить род, число, склонение, падеж.

Я сплела подруг.. венок из одуванчиков. Мне нравится отдыхать на мор.. . (подруге – ж. р., ед. ч., 1 скл., Д. п.; венок – м.р., ед. ч., 2 скл., В. п.; из одуванчиков – м. р., мн. ч., 2 скл., Р. п.; на море – ср.р., ед. ч., 2 скл., П. п.)

Карточка с зелёным кружком: списать существительные, определить тип склонения.

Листок, от ветки, бурей, до моря, мышь, корабль.

  • Имена существительные изменяются по числам, падежам. (Выставляю карточки на доску к фотороботу: число, падеж.)
  • Имена существительные бывают трёх родов. (Выставляю карточки на доску к фотороботу: м.р., ж.р., с.р.)

3. Коллективная работа

– Как детективы вы хорошо сработали в группах (по рядам) и самостоятельно, а теперь выполним работу, в которой примут участие все детективы.
– Какое слово часто звучит на сегодняшнем занятии? (Детектив)
– Запишем это слово в свои ежедневники и сделаем морфологический разбор (разбор имени сущ., как части речи) при помощи наших карточек-алгоритмов.

  1. Н. ф. – детектив;
  2. Постоянные признаки: нариц., одушев.,м. р.,2 скл.;
  3. Непостоянные признаки: ед. ч., И. п.

– Какой вывод, можно сделать, выполнив это задание? (Имя существительное имеет постоянные и непостоянные признаки.)

VI. Физкультминутка для глаз

– Работа детектива связана с большим напряжением для глаз. Сейчас дадим нашим глазам отдохнуть. (Зарядка для глаз)

4. Работа с учебником

– Материал, с которым я предлагаю, сейчас поработать вы найдёте в учебниках по детективному делу. Найдите упр. 161 на с. 146.
– Прочитайте текст. Что это за текст? (Это стихотворение).
– Как правильно оформляется стихотворная форма на письме? (Каждая строка пишется с большой буквы и с новой строки.)
– Спишите текст, подчеркните в нём имена существительные.
– Зачитайте слова, которые вы подчеркнули.
– Какой частью речи они являются? По каким признакам, вы это определили? (Обращаюсь к фотороботу)
– Оцените свою работу. (Плюсик на полях)

5. Тестирование

– Подведём итог нашего детективного расследования. Перед вами тест. Прочитайте и выберите правильный ответ.
– Работу закончили и отложили тесты на край. Их я проверю сама.

1. Имя существительное – это …

а) часть слова;
б) часть речи;
в) словосочетание.

2. Имя существительное отвечает на вопросы

а) кто? или что? и обозначает действие предмета;
б) какой? какое? какая? и обозначает предмет;
в) кто? или что? и обозначает предмет.

3. Склонение – это:

а) изменение имён существительных по числам;
б) изменение имён существительных по падежам;
в) изменение имён существительных по родам.

4. Выбери падежные вопросы и распредели их по падежам.

Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный
кем? чем?
кто? что?
кого? чего?
о ком? о чём?
кого? что?
кому? чему?

V. Итог урока

– Сегодняшнее наше расследование подходит к концу. Давайте сделаем по нашему фотороботу обобщение.

  • Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что?
  • обозначает предмет(живые существа, явления природы, события: война, процесс, действия: стрельба, бег.)
  • Имя существительное изменяется по числам и падежам.
  • Имя существительное бывает трёх родов: м.р., ж.р., с.р.
  • Имя существительное имеет три типа склонения: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение.
  • В предложении имя существительное может быть подлежащим, дополнением или обстоятельством.

– Молодцы, вы сегодня хорошо справились со своей задачей. Благодарю всех детективов за работу.

VI. Самооценка

Совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи.

Содействовать развитию памяти, логического мышления, обогащению устной и письменной речи.

ВложениеРазмер
urok_shvedova.sushchestvitelnoe.docx 1021.67 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

учитель начальных классов

МБОУ Степновская школа

Шведова Нина Ивановна

2018/2019 учебный год

Задачи: совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи.

Содействовать развитию памяти, логического мышления, обогащению устной и письменной речи.

Методы: частично-поисковый, словесный, практический, метод стимулирования и мотивации учения.

Оборудование: ноутбук с интерактивной доской, раздаточный материал, презентация, аудиозапись.

УУД: предметные: обобщение и систематизация сведений об имени существительном как части речи; развитие умения определять падеж существительных, правильно писать безударные падежные окончания.

Работать над развитием орфографической зоркости.

Обогащать словарный запас учащихся.

Познавательные: уметь систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, находить нужную информацию.

Регулятивные: уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные: слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности через игру; учиться проводить рефлексию .

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Приветствие детям: Мои друзья! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда –

Сиянье ваших умных глаз.

Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира…

2. Актуализация знаний обучающихся.

Учитель . Запишите число, классная работа.

Учитель. Чтобы узнать какую букву будем сегодня писать, нужно отгадать загадку:

Как делать морфологический разбор имён существительных?

Основные термины и понятия:

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

Одушевлённые имена существительные обозначают людей и животных.

Неодушевлённые имена существительные в начальной форме отвечают на вопрос что?

Имена, отчества, фамилии, клички животных, географические названия, названия улиц, художественных произведений – это собственные имена существительные.

Каждое имя существительное в единственном числе принадлежит к определённому роду: мужскому, женскому или среднему.

Имена существительные, которые при изменении по падежам имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются в русском языке в три группы по склонениям. Имена существительные бывают 1,2, и 3-го склонения.

Основная и дополнительная литература:

* Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 79 с.

* Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

* Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.

* Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

Одушевлённые имена существительные обозначают людей и животных. В начальной форме эти имена существительные отвечают на вопрос кто? Мама, Иван, собака, полицейский.

Неодушевлённые имена существительные в начальной форме отвечают на вопрос что?

Стол, забор, музыка, портрет.

Также сегодня Вы вспомните, что имена существительные могут быть собственными и нарицательными.

Имена, отчества, фамилии, клички животных, географические названия, названия улиц, художественных произведений – это собственные имена существительные.

Остальные имена существительные называются нарицательными.

Имена собственные всегда пишутся с заглавной буквы. Россия, Москва, Енисей.

Далее вспомним, что Вы знаете о числах имён существительных.

Имена существительные изменяются по числам. При изменении имени существительного по числам изменяется его окончание:

стол – столы, яблоко – яблоки, окно – окна.

Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет: год, учитель, школа.

Имя существительное во множественном числе обозначает два и более предметов: годы, учителя, школы.

Вспомним и что такое род имён существительных.

Каждое имя существительное в единственном числе принадлежит к определённому роду: мужскому, женскому или среднему.

Имена существительные, которые можно заменить местоимением он, - мужского рода:

Имена существительные, которые можно заменить местоимением она, - женского рода:

Имена существительные, которые можно заменить местоимением оно, - среднего рода:

Чтобы определить род имени существительного, которое стоит во множественном или в единственном числе, но не в начальной форме, нужно поставить это имя существительное в начальную форму:

лошади – лошадь (женский род), грибы – гриб (мужской род).

Имена существительные, которые употребляются только во множественном числе, не имеют родовой принадлежности: чернила, шашки, брюки.

Многие иноязычные неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду: такси, пальто, эскимо.

К мужскому роду относятся названия животных: фламинго.

Имена существительные кофе и шампунь всегда употребляются как имена существительные мужского рода.

Некоторые существительные употребляются в речи и как существительные женского рода, и как существительные мужского рода.

Посмотрим на слово сластёна.

Если речь идёт о лицах женского пола, то имя существительное будет женского рода: Маша – сластёна.

Если речь идёт о лицах мужского пола, то имя существительное будет мужского рода: Ваня – сластёна.

Далее обратим наше внимание на склонения.

Изменение имён существительных по падежам называется склонением. В русском языке 6 падежей. Каждый имеет своё название, свои вопросы, предлоги выполняет свою роль в предложении или словосочетании.

Рассмотрите таблицу и предложения ниже.

В каких падежах стоят выделенные слова?

В предложении 1, я – стоит в именительном падеже. Это подлежащее.

Во втором предложении слово брата стоит в Родительном падеже. Продолжите.

Читайте также: