Неделя настольных игр в школе

Обновлено: 08.07.2024

Через игру ребёнок познаёт окружающий мир. В игре он находит пути реализации своих способностей, осваивает новые виды деятельности ( исследование, проект ). Игра способствует устранению апатии и низкой мотивации, обособленности. Игра позволяет ребёнку раскрыть свой творческий потенциал. Данное мероприятие направлено на развитие творческих способностей детей, навыков в исследовательской и проектной деятельности; знакомство с историей игр и игрушек; расширение кругозора детей; развитие навыков и умений работать индивидуально и в группах; способствовать единению школьного коллектива, развитию дружеских отношений между детьми .

Содержимое публикации

ФЕСТИВАЛЬ ИГРЫ И ИГРУШКИ.

ИГРА – НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ.

МИР ИГРУШКИ - ЭТО РАДОСТЬ.

Через игру ребёнок познаёт окружающий мир, как в тематическом отношении, так и в социальном. В игре он находит пути реализации своих способностей, осваивает новые виды деятельности ( исследование, проект ), вырабатывая при этом определённый алгоритм достижения поставленной цели и решения проблем, учится контролировать свою деятельность. Игра способствует устранению апатии и низкой мотивации, обособленности. Игра позволяет ребёнку раскрыть свой творческий потенциал.

Данное мероприятие направлено на развитие творческих способностей детей, навыков в исследовательской и проектной деятельности; знакомство с историей игр и игрушек; расширение кругозора детей; развитие навыков и умений работать индивидуально и в группах; способствовать единению школьного коллектива ( мероприятие проводится для учащихся начальной школы ), развитию дружеских отношений между детьми. Фестиваль проходит в течении учебной недели (пять дней ). Подготовка к фестивалю ведётся заранее.

Подбор материала и оформление стендов:

Музыкальное сопровождение подбирается индивидуально для каждого дня.

Первый день: организационный.

Объявление об открытии фестиваля. Знакомство с планом мероприятий, которые будут проводится в течении недели, а так же условиями проведения.

Знакомство со стендом, в котором помещены различные сведения, касающиеся фестиваля.

Ярмарка игр.( Дети придумывают или вспоминают интересные игры, ( работают в парах или группах). Затем представляют свои игры жюри. Члены жюри выбирают три самые занимательные, интересные; помощники проводят их.)

Просмотр мультфильма с кукольными персонажами.

5-я станция: Настольные игры.

(Детям заранее даётся задание найти игры для каждой станции. Решение данной проблемы возможно различными путями, каждый выбирает сам.

Мероприятие проводится по станциям. На каждой станции работает жюри (это могут быть ребята из среднего звена). В начале мероприятия члены жюри выдают командам маршрутные листы и объясняют правила игры, в конце дня подводит итоги.)

(Ученики приносят по 2-3 игрушки и размещают их так, чтобы каждый из детей мог поиграть.)

Подведение итогов прошедшего дня. (Работа жюри.)

Давайте поиграем. (Дети играют с принесёнными игрушками.)

(Девочки приносят своих любимых кукол, сами изображают их родителей. Они должны сшить своим дочкам бальное платье и на бал приводят уже в новом наряде.)

Рассказ ведущего о том, какие были раньше куклы (куклы наших прабабушек, из чего их делали и их назначение).

История куклы Барби (материал подбирает один из участников фестиваля).

Почётный круг участниц бала. (Мальчики выбирают королеву бала, после того как девочки представят своих любимиц.)

Конкурсы среди участниц бала:

а) Конкурс гримёров (наносят макияж на бумажную копию Барби).

б) Конкурс ювелиров (плетение из бисера бус или браслетов).

в) Конкурс кулинаров (участникам даётся набор продуктов, чтобы приготовить угощение для гостей).

г) Конкурс сервировщиков стола (правильно расставить кукольную посуду, оформить стол бумажными салфетками).

д) Конкурс загадок про игрушки (среди участниц бала).

е) Юный поэт (стихи про кукол и игрушки). (Этот конкурс проводится среди гостей и участниц.)

знакомство (рассказ о себе и своей кукле);

кукольные истории (излагаются действительные или выдуманные истории, приключившиеся с куклой);

5. Подведение итогов жюри. Награждение участниц.

Пятый день: Заключительный.

Итоги фестивальной недели. Выявление самых активных участников. Награждение.

Чаепитие ( Фестивальная неделя завершается чаепитием, где учащиеся обмениваются впечатлениями. Детям предлагается написать отзыв о прошедшем мероприятии, высказать свои пожелания.)

3.1 Календарный учебный график ………………………. с. 13
3.2 Литература
3.3 Методика диагностики развития познавательных
процессов детей 6 -7 лет (Д. Векслера, Л.А. Венгера и
В.В. Холмовской) …………………………………………. с. 14

1. Целевой раздел


1.1 Нормативная база
Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Развивающие настольные игры " разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года) с учётом нормативных документов:

1.2 Пояснительная записка
Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности.
Известно что, основы всестороннего развития ребёнка закладываются в дошкольном возрасте. Вовремя начатое развитие и воспитание детей обеспечивает стабильное интеллектуальное развитие. Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, поэтому во время игр ребёнок успешнее получает и усваивает знания и навыки для становления своей личности. Прогрессивное развивающее значение игры состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, в подготовке его к новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению.
Одной из форм развивающего воспитания и обучения являются развивающие настольные игры.

Во всех играх можно выделить характерные для них общие признаки:
1. Каждая игра представляет набор задач, которые ребенок решает с помощью различных предметов;
2. Задачи расположены в порядке возрастания сложности – постепенного и
постоянного усложнения;
3. Большинство игр позволяет заниматься творческой деятельностью.
Все игры отвечают основному принципу обучения – самостоятельно от простого к сложному.
Через игру, дети развивают внимание, память, воображение, речь, логическое и творческое мышление. Развивающие игры способствуют творческому развитию личности ребенка-дошкольника.

Цель программы: повышение уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к школе через развитие познавательных процессов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр.

1. Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, обдумывать и планировать свои действия.

2. Развивать внимание, речь, память, логическое мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

3. Воспитывать объективное отношение к себе, умение работать в группе, положительную мотивацию к обучению в школе.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста по 1 занятию в неделю продолжительность 25 – 30 минут,
всего 32 занятия в год.

1.3 Возрастные особенности детей

Теоретические основания психолого-педагогической работы
с детьми предшкольного возраста (5,6 —7 лет)

Развитие воображения проявляется первыми мечтами о будущем. Дети способны создавать свои воображаемые миры и населять их воображаемыми персонажами. В рисунке могут изобразить не суще­ствующие в природе предметы.
Произвольное внимание всё еще остаётся довольно неустойчивым, ребёнок легко отвлекается на внешние раздражители. Дети становятся способны удерживать внимание на дей­ствиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый ин­терес. Благодаря умению внимательно рассматривать предметы, форми­руется новое качество — управляемость восприятия . Появляется си­стематическое рассматривание, движение взора характеризуется по­следовательностью.

1.4 Планируемые результаты:

Итогом реализации программы должно стать развитие познавательных процессов, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; воспитание творческой личности, у которой в достаточной мере будут развиты способность к рациональной организации деятельности; повышение уровня готовности к школе.

К концу года овладевают возможностью:

осуществлять решение в соответствии с заданными правилами;

обдумывать и планировать свои действия;

аргументировать свои высказывания;

строить простейшие умозаключения;

рационально организовывать деятельность;

объективно относиться к себе;

работать в группе;

иметь положительную мотивацию к обучению в школе.

2. Содержательный раздел

2.1 Обеспечение (настольные игры):

пазлы ( разной сложности),

домино: транспорт,
плоды,

Игры с игровым полем:

По сказке Буратино,


2.2 Содержание курса

Мозаики – 4 часа

Цель данной игры: сопоставление деталей с соседними таким образом, чтобы все детали вместе составили общую картину.
Значение мозаики в развитии ребенка:

1. мозаика развивает мелкую моторику рук (действуя с мелкими деталями, ребенок подготавливает руку к письму. Это очень важно для подготовки детей к школе и дальнейшего его обучения).

2. развивает и совершенствует сенсорные эталоны (цвет, форма)

3. развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, фантазию, речь

4. развивает познавательную активность детей, т. е желание принять, заинтересовавшую ребенка информацию, и действовать в соответствии с ней самостоятельно, с проявлением элементов творчества

5. развивает конструктивные способности (умение действовать по схеме, образцу)

6. развивает математические способности у детей: счет, пространственную ориентировку.

7. вырабатывает у детей художественный вкус, за счет ярких, красочных, эстетичных и необычных композиций

8. мозаика способствует воспитанию столь важных качеств личности человека, как целеустремленность, самостоятельность, усидчивость, терпение, аккуратность, а самое главное, закладывает творческое начало.

Лото – 4 часа
В чем же преимущества этой настольной игры, чему она учит? Прежде всего, дети действительно получают удовольствие, особенно если игровой процесс проходит в веселой и непринужденной атмосфере. Но есть еще немало положительных моментов. Благодаря карточкам происходит развитие кругозора (можно выбрать варианты с иллюстрацией объектов животного и растительного мира и попутно рассказывать о них пару интересных фактов). Работа с фишками помогает улучшить мелкую моторику, что положительным образом скажется на развитии речи, ведь мозговые центры, отвечающие на движения пальцев и речевые навыки, напрямую взаимосвязаны. Ребенок учится моделировать игровую ситуацию, просчитывать вероятность победы, принимать решения. И при этом даже не догадается, что получает важный жизненный урок. Совершенствуется внимание, память, наблюдательность. В дальнейшем, используя карточки с цифрами, можно будет закрепить знания ребенка по счету и т. д.

Собирай – ка – 3 часа

Лего – 4 часа
Что дает игра в Лего?

Играя, в Лего у ребенка наращиваются конструкторские способности.

Конструктор совершенствует детское творчество, с его помощью можно сделать игрушку и поиграть с ней;

Так же развиваются двигательные функции ребенка;

Зарождается познавательная и исследовательская деятельность;

Совершенствуется умственная деятельность;

Развивается мелкая моторика рук;

Вырабатывается эстетический вкус;

Устанавливается любознательность и находчивость.

Отгадайка – 2 часа

Игровое поле – 8 часов

Игры способны развивать различные способности и фантазию. Тем самым они смогут расширить кругозор, освоить новые понятия и пополнить лексикон;

позволяют интересно провести досуг. К тому же, они помогают сближаться со сверстниками. Происходит это благодаря живому и настоящему общению;

настольные игры будут полезны для детей всех возрастов. Стоит отметить, что в современном мире дети довольно часто увлечены лишь компьютерными играми. Однако, с настольной ребенок сможет проводить время в окружении не виртуальных героев, а реальных людей. И, к тому же, не будет портить свою осанку и зрение;

игры способны тренировать реакцию и память. А также, помогают в развитии логики и внимания.

Группа: старшая логопедическая

Цель: Формировать в детях умения устраивать свой досуг. Познакомить с разнообразием игр и развлечений. Развивать игровые умения. Воспитывать в детях желание получать радость от совместных игр со сверстниками и взрослыми.

УТРО:

Совместная деятельность взрослого и детей:

Заучивание и обсуждение пословиц:

Играй, играй, да дело знай.

В игре да в попутье людей узнают.

Уход за растениями в уголке природы (приемы опрыскивания, полива, рыхления почвы)

Организация самостоятельной деятельности детей:

Самостоятельная деятельность по интересам

Индивидуальная работа: составление рассказа о своей любимой настольной игре

НОД

ПРОГУЛКА:

Наблюдение за растениями на грядках

Исследовательская деятельность (в рамках проекта). Выяснить: где на грядках земля высохла сильнее, почему? (развивать познавательную исследовательскую деятельность, умение самостоятельно делать вывод, на основе увиденного.)

(формирование навыка двигательной активности детей, развитие внимания, ловкости, сноровки, воспитание умения играть в коллективе)

Труд на участке - полив огорода

(Развивать умение распределять роли, развивать сюжетную линию, умение организовывать свой досуг. Воспитывать доброжелательное отношение к членам коллектива.)

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Индивидуальная работа: прыжки на одной ноге - на развитие координации движений

РАБОТА ПЕРЕД СНОМ

2 ПОЛОВИНА ДНЯ

Труд - стирка кукольного белья

(Развивать умение вести ролевой диалог, помочь в развитии сюжета, умение выражать свое желание, воспитывать желание доставлять радость другим людям, воспитывать навыки культурного общения)

Индивидуальная работа по заданию логопеда

Прогулка

Наблюдение за состоянием погоды, работа с календарем погоды.

Настольная игра по желанию детей.

Самостоятельная игровая деятельность с мячами

УТРО:

Совместная деятельность взрослого и детей:

(Способствовать формированию у детей осознания ценности здорового образа жизни, развивать представления о полезности, целесообразности физической активности, занятий физкультурой и спортом)

Труд на участке

Оформление горки в песочнице, увлажнение песка

Организация самостоятельной деятельности детей:

Рассматривание иллюстраций с видами спорта

Самостоятельная деятельность по интересам

Индивидуальная работа: упражнения в определении первого и последнего звука в слове

Наблюдение за растениями в цветнике

(формировать умение самостоятельно решать, какой уход требуется растениям).

Труд: помощь воспитателю в прополке, рыхлении и поливе цветов на клумбе.

(Развивать умение организовывать досуг своих гостей, распределять роли, выстраивать диалог)

Самостоятельная игровая деятельность детей

Индивидуальная работа: развивать умение прыгать через короткую скакалку с вращением вперед и назад

РАБОТА ПЕРЕД СНОМ

2 ПОЛОВИНА ДНЯ

Минутка здоровья - разучивание новой физминутки

Нужно спортом заниматься,

Каждый день тренироваться.

Мы начнем без промедленья

И ногами дружно топать,

И руками громко хлопать.

Повороты влево- вправо

Выполняем мы на славу.

Теперь прыжки на месте.

Ну-ка дружно, ну-ка вместе.

Будем мы здоровыми,

Будем все мы сильными.

Будем от гимнастики

(развитие понимания значения и необходимости гигиенических процедур)

Индивидуальная работа по заданию логопеда

Прогулка

Наблюдение за природой (Развивать умение видеть прекрасное, подмечать характерные приметы лета, передавать свои впечатления в речи)

Самостоятельные игры детей

Работа с родителями: Рекомендации для родителей по организации семейного отдыха. Индивидуальные консультации и беседы по запросам родителей.

УТРО:

Совместная деятельность взрослого и детей:

(познакомить детей с разнообразием игрушек, материалами из которых они изготовлены)

Юн - с игрушками, а стар - с подушками.

Кто в куклы не играл -тот счастья не видал.

Труд Помощь дворнику в уборке участка

Организация самостоятельной деятельности детей:

Самостоятельные игры с любимыми игрушками

Наблюдение за работой дворника

(Воспитание трудолюбия, формирование привычки соблюдения чистоты)

Труд на участке

Помощь дворнику в уборке территории

Экспериментирование с песком (в рамках проекта)- покраска песка гуашью

(Развивать умение детей выполнять элементарные правила поведения в общественном транспорте через игровые ситуации, самостоятельно распределять роли водителя, контролера, пассажиров с детьми, пожилых людей, развивать ролевой диалог, воспитывать вежливость, скромность)

Самостоятельная игровая деятельность детей

Индивидуальная работа: упражнение в прыжках в высоту

РАБОТА ПЕРЕД СНОМ

2 ПОЛОВИНА ДНЯ

Минутка здоровья - босохождение по массирующей поверхности

Развивать слуховое внимание, мышление, формировать умение детей описывать с вою любимую игрушку.

Индивидуальная работа по заданию логопеда

Прогулка

Наблюдение за облаками (определить, какие облака на небе, на что похожи, предложить детям подумать, почему плывут облака)

Рисование на асфальте по замыслу

Самостоятельные игры детей

УТРО:

Совместная деятельность взрослого и детей:

Организация самостоятельной деятельности детей:

Самостоятельная игровая деятельность детей по интересам.

Дежурство по столовой (сервировка столов, помощь взрослым в уборке посуды)

Наблюдение за птицами на участке

(Продолжать знакомить детей с птицами обитающими на участке. Упражнять в узнавании по внешнему виду, голосу, повадкам. Воспитание бережного отношения к пернатым)

Исследовательская деятельность: найди гнезда птиц на участке.

Труд - прополка огорода от сорняков

(помочь детям развить сюжет, формировать навыки безопасного поведения у воды, развивать умение вести ролевой диалог)

Экспериментальная деятельность (в рамках проекта)- рисование на песке

Самостоятельная игровая деятельность детей

РАБОТА ПЕРЕД СНОМ

2 ПОЛОВИНА ДНЯ

Минутка здоровья - босохождение по ребристой поверхности

Творческая деятельность - раскрашивание народной игрушки

Изготовление игрушки своими рукаими - оригами.

Индивидуальная работа по заданию логопеда

Прогулка

Наблюдение за ветром

(Наблюдение с детьми за признаками ветреной погоды, сравнить летний и зимний ветер, предложить детям определить направление ветра с помощь вертушки)

Труд помощь воспитателю в мытье игрушек

Самостоятельные игры детей

УТРО:

Совместная деятельность взрослого и детей:

(Познакомить детей с разнообразием мячей, их классификацией по назначению и материалам из которых они изготовлены).

Организация самостоятельной деятельности детей:

Раскрашивание раскрасок, работа с трафаретами и шаблонами.

Самостоятельная деятельность в центрах активности

НОД

ПРОГУЛКА

Наблюдение за насекомыми

Наблюдение за тлей на перцах и кустарниках (Познакомить детей с названием вредителей на растениях, способами борьбы с ними).

Труд на участке

Мытье листьев перцев мыльной водой от тли.

Развивать умение выстраивать сюжетную линию, распределять роли, придумывать диалог. Воспитывать бережное отношение к природе)

Выкладывание фигурок из камней (развитие фантазии, мелкой моторики рук).

Самостоятельная игровая деятельность детей.

РАБОТА ПЕРЕД СНОМ

2 ПОЛОВИНА ДНЯ

Что за чудо — чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

Сюжетно- ролевые игры по желанию и замыслу детей

Труд - наведение порядка в книжном уголке, при необходимости ремонт книг.

Индивидуальная работа по заданию логопеда

Прогулка

Наблюдение за погодой (сравнение погоды днем и вечером, ее характеристика)

Игры с обручами и скакалками

Работа с родителями: Рекомендации родителям по семейному чтению в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. индивидуальные консультации и беседы по запросам родителей.

Неделя зимних игр и забав Время Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие со специалистами, родителями, социальными.

Начинаем неделю настольных игр во Дворце творчества детей и молодёжи имени А.П. Гайдара!

.

В течение недели мы расскажем вам о самых интересных настольных играх, в которые можно играть дома всей семьёй: с детьми, родителями, бабушками и дедушками

.

Некоторые игры вы, возможно, знаете, а с некоторыми познакомитесь впервые. В любом случае, обещаем: скучно не будет, ведь настольные игры остаются весёлыми и объединяющими поколения даже в эпоху интернета

.

Первую настольную игру — ждите сегодня!

Читайте также: