Сказка о пете краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Эта сказка учит детей быть отважными, не бросать других в беде и никогда не отчаиваться.

Сказка Петя и Красная Шапочка читать:

Больше всего на свете Петя любил сказки.
Ну, и что тут такого? Все мальчишки любят сказки, только почему-то стесняются в этом признаваться. Можно подумать, сказки только для одних девчонок пишутся.

И тут произошло что-то невероятное: доска забора отодвинулась, словно приглашая Петю внутрь кинотеатра. Петя раздумывал всего мгновенье, а затем шмыгнул в лаз. И доска за ним закрылась без шума и скрипа.

— Здравствуй, Красная Шапочка! Куда идёшь? – спросил Волк хриплым басом.
— Я иду к моей бабушке, – ответила Красная Шапочка вежливо.
— А где живёт твоя бабушка? – поинтересовался Волк.
— Молчи! Молчи! – зашептал Петя. Он сидел за кустом, и ни Волк, ни Красная Шапочка его не видели.
— Вот за тем лесом, возле мельницы, – махнула Красная Шапочка рукой.

— До чего же болтливы эти девчонки! – рассердился Петя и решительно шагнул из своего укрытия.
Но поздно. Волк уже мчался во всю свою волчью прыть к домику бабушки.
— Что ты наделала! – крикнул Петя. – Теперь Волк слопает твою бабушку!

Красная Шапочка обернулась и удивлённо посмотрела на Петю.
— Здравствуйте, – вежливо сказала Красная Шапочка. – Вы откуда?
Петя смутился и тоже поздоровался:
— Здравствуй.
— Вы, наверное, принц? – спросила девочка.
— Нет, я – Петя Иванов. А ты – Красная Шапочка. Я про тебя сказку читал. У нас все ребята эту сказку наизусть знают.
— Какую сказку? – удивилась Красная Шапочка.

Петя понял, что всё ей объяснять – только время терять, поэтому закричал изо всех сил:
— Ни о чём не спрашивай, беги скорее за охотниками! Зови к дому бабушки!
— Но мне нужно бабушке пирожок передать и горшочек масла, – Красная Шапочка показала Пете свою корзинку.
— Если сейчас же не побежишь за охотниками, то пирожок твоей бабушке уже не понадобится! – продолжал командовать Петя.
Красная Шапочка ойкнула от страха, потом послушно закивала головой и побежала по лесной тропинке к охотничьей сторожке. А Петя бросился догонять Волка.

Конечно, две ноги не сравнить с четырьмя лапами. Но Пете очень хотелось спасти бабушку, и поэтому он бежал как олимпийский чемпион. И ему удалось догнать Волка возле самой мельницы.

— Эй, Волк! – закричал Петя, задыхаясь от быстрого бега. – Остановитесь!
— Ещё чего! – довольно-таки невежливо буркнул Волк на бегу.
— Подождите! – крикнул Петя. – Я хочу сказать вам что-то очень важное!

Волк неожиданно остановился как вкопанный.
— В чём дело? – злобно спросил он. – Ты хочешь, чтобы я съел тебя?
— Не успеете! Вам спасаться надо! Сюда охотники идут! – сказал Петя.
— Да? – недоверчиво спросил Волк.
— Точно! Я сам… – И тут Петя чуть не сказал, что послал за ними Красную Шапочку, но вовремя спохватился. – Я сам видел! С ружьями идут. Прямо вам навстречу. Лучше вам идти кругом.

— Ну, ладно, – Волк прыгнул в кусты. – Только смотри: обманешь – без соли съем! И без перца!
Серый волчий хвост мелькнул за деревьями и исчез в густом лесу.
Петя вздохнул с облегчением и побежал к домику бабушки. Надо же предупредить и спасти старушку от свирепого волка.

Бабушка, как и положено было ей по сказке, лежала в кровати и вязала чулок.
Петя постучал в дверь.
— Кто там? – спросила бабушка.

Петя тяжело вздохнул и соврал:
— Это я, Красная Шапочка.
А что ему оставалось делать? Не объяснять же старушке, кто он такой на самом деле. Во-первых, не поверит. Во-вторых, испугается. А то ещё и в обморок упадёт!
— Дёрни за верёвочку, дитя моё, дверь и откроется, – услышал Петя из-за двери знакомую ему по сказке фразу.

Петя дёрнул за верёвочку, вошёл в дом и прямо с порога закричал:
— Прячьтесь скорее! Здесь рядом Волк бродит, хочет вас слопать!

Петя едва успел захлопнуть за бабушкой дверцу шкафа, как раздался стук в дверь.
Петя осторожно раздвинул шторы и увидел на крыльце серый хвост.
— Кто там? – спросил Петя, стараясь говорить бабушкиным голосом.
— Это я, внучка ваша, Красная Шапочка, – забубнил Волк.
Петя быстро бросил на кровать какой-то узел, прикрыл его одеялом, а на подушку положил клубок ниток, нацепив на него очки и бабушкин чепчик.

— Дёрни за верёвочку, дитя моё, – говорил при этом Петя, – дверь и откроется.
Дверь распахнулась, Волк влетел в комнату, а Петя, напротив, шмыгнул за порог.
Волк в один прыжок оказался возле кровати и проглотил чучело бабушки.

— Фу, какая гадость! – сказал Волк, выплёвывая очки. – До чего же невкусные старушки нынче пошли!
И бабушка в шкафу тихо икнула от страха.
— Надеюсь, внучка послаще будет, – сказал сам себе Волк, укладываясь в бабушкину кровать.

Петя в это время снял с верёвки бабушкин платок, повязал его, стараясь походить на девочку, и решительно постучал в дверь.
— Кто там? – пробасил из комнаты Волк.
— Это я… Красная Шапочка! – ответил Петя.
— Потяни, деточка, за верёвочку, дверь и откроется, – разрешил Волк.
Петя дёрнул за верёвочку и несмело вошёл в дом.

— Ой, это ты, что ли, моя внучка? – изумился Волк, разглядывая Петю.
— Я! – подтвердил Петя.
— А шапочку куда дела? – подозрительно спросил Волк.
— Теперь шапочки не в моде, нынче все девочки косынки носят, – успокоил Петя Волка.
— Ладно, носи косынку, – разрешил Волк. – Да, а ты чего там стоишь-то? Ты поближе подойди, я же глухая совсем, слышу плохо.

Петя опасливо приблизился к кровати.
— Ну, – нетерпеливо облизнулся Волк.
— Что? – спросил Петя, с надеждой поглядывая на открытую дверь – вдруг охотники уже на крыльцо поднимаются. Но на крыльце по-прежнему было пусто.

И тут, к счастью, бабушка, сидевшая в шкафу и дрожавшая от страха, пришла в себя, приоткрыла дверцу и подставила Волку подножку.
Волк растянулся на полу, ведро с его головы соскочило, и Волк увидал прямо перед своим носом… дуло ружья!
Это охотники вовремя подоспели.
— Руки, то есть лапы вверх! – скомандовали отважные охотники.
Волк безропотно встал и поднял лапы вверх.

В шкафу стояла улыбающаяся и совершенно живая бабушка. Красная Шапочка бросилась в объятия бабушки. А потом все они: и бабушка, и Красная Шапочка, и охотники – начали хором благодарить Петю.

Он оглянулся и увидел, как в заборе отодвигается доска, словно приглашая его наружу. Петя не заставил себя ждать. Когда доска за ним закрылась без шума и скрипа, он вприпрыжку побежал домой. Настроение у него стало просто замечательное. Ещё бы! Ведь не каждый день удаётся побывать в любимой сказке. Тем более что сказки Петя любил больше всего на свете. И слушать, и сочинять!

Десятилетнего мальчика Петю отдают в ученики местному парикмахеру Осипу Абрамовичу. Мальчика нещадно эксплуатируют, заставляя делать тяжелую работу и грозя наказанием, не дают высыпаться. Он худ и слаб, возле глаз просматриваются тонкие морщинки, постоянно недоедает, ходит грязный. Петьке вся жизнь кажется какой-то не реальной, словно сон. Несмотря на постоянную апатию, мальчик чувствует, что его тянет в другое место, только он сам понять не может куда. Когда Петьку навещает Мать, он просил забрать его, но потом вяло прощался с матерью и снова начинается обыденная жизнь.

Однажды мать забирает мальчика на дачу к господам в Царицыно, где работала кухаркой. В поезде Петька то и дело вертелся у окна – как удивительно менялись картинки за окном. Он никогда не был в деревне, поэтому леса, полянки и речка кажутся ему странными, но интересными. Со временем Петька привыкает к новой жизни. Он уверен, дача – это именно то место, которое хочет его рвущаяся в неизвестность душа.

В деревне мальчик находит друга – гимназиста Митю. Вдвоем они хорошо проводят время, гуляют и рыбачат. У Пети с лица исчезли морщинки, он прибавил в весе и стал по-детски игривым мальчиком. Природа и свобода от обязанностей оживили ребенка.

Но все закончилось внезапно – ему сказали, что пора ехать домой. Сначала Петя устраивает истерику, потом смиряется, покорно и уныло смотря на проплывающие мимо картинки в окне поезда. Оказавшись в парикмахерской, он снова слышит крики Осипа Абрамовича, и, вздрагивая, бежит на зов. А ночью, шепотом рассказывает напарнику Николке про дачу.

Главные герои и их характеристика:

  • Петька – грустный, меланхоличный и постоянно сонный ученик парикмахера, главный герой рассказа. Не видя в своей жизни радости, ребенок, часто сутулясь, прижимается к окну и наблюдает за улицей. Он отчужден и погружен в себя.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Барин – хозяин кухарки Надежды, Петькиной матери. Сердобольный и добрый человек, жалеющий мальчика.
  • Прокопий и Михайла – ленивые подмастерья Осипа Абрамовича. В отсутствие хозяина они посылают Николку принимать посетителя и смеются над мальчиком за неудачную стрижку. Прокопий часто пропадает ночью, а днем спит за перегородкой. Михайло читает газеты в поисках знакомых посетителей среди криминальных хроник.
  • Митя – гимназист из деревни Царицыно, дружелюбный и веселый мальчик, который показал Пете свои игры.
  • Надежда – Петина мама. Добрая, бедная и одинокая кухарка. Она искренне любит сына, и пытается заботиться о его благополучии. Отдает Петю на службу Осипу Абрамовичу в надежде, что он поставит его на ноги.
  • Осип Абрамович – строгий попечитель Пети, равнодушный и черствый человек, требующий от мальчика мгновенного выполнения приказаний и часто наказывающий его без повода.
  • Николка – дерзкий подросток с плохими манерами поведения. Он давно работает у Осипа Абрамовича, и вот-вот должен стать подмастерьем. Николка хвастается Пете пошлыми историями о посетителях парикмахерской, курит и пьет водку. Слушая его, Петя делает вывод, что Николка разочарованный в жизни человек, в душе которого живет больной ребенок. Когда к мальчику приходит мама, Николка чувствует обиду и тоску, потому что у него нет матери.

Леонид Николаевич Андреев

Автор: Леонид Николаевич Андреев

Петька – самый младший из прислужников Осипа Абрамовича. На него чаше всех кричат. Вместе с ним, в парикмахерской служит Николка – ученик, который скоро станет подмастерье. Мальчик на три года старше, курит папиросы, ругается матом, врет, что пробовал водку, и старается казаться взрослым. Ему подмастерья Михайла и Прокопий доверяют стрижку простаков. Наедине с Петей, Николка становился добрым и учил мальчика азам парикмахерского мастерства.

Часто они вдвоем сидят окна, рядом с восковым женским бюстом, и наблюдают за утренней жизнью бульвара. Николка рассказывает пошлые истории о знакомых ему обитателях улицы, и, скалясь, смеется над ними. Петьке кажется, что друг очень умный и жутко хочется быть таким же. Но сейчас мальчик мечтает о другом месте.

Происходящее вокруг Пете казалось длинным сном. Мальчик худел, часто не слышал крика или разливал воду. Его неопрятный вид вызывал у посетителей лишь брезгливость. Да и он сам не знал, как назвать свое состояние. Ему хотелось в другое место, но он не понимал куда именно.

Петю иногда навещает мать – кухарка Надежда. Он лениво ест ее сладости и просит забрать его из парикмахерской. Но потом он забывает о просьбе и равнодушно уходит от матери, не интересуясь, когда она еще придет. А Надежда воспринимала сына как дурачка, с горем думая, что у него не все ладно с головой.

Долго ли так живет он, Петя не задумывался. Но однажды приехала мать. Поговорив с Осипом Абрамовичем, она сказала мальчику, что он едет в Царицыно, на дачу к ее господам. Петька понял, что дача – это есть то место, о котором он мечтал и стал торопить мать, не обращая внимания на Николку, стоявшего рядом. Дерзкий ученик парикмахера зло смотрел на Надежду, но в глазах его заметна тоска – у него не было матери, которая бы отвезла на дачу.

Вокзал встретил их разноголосым откликом и грохотом поездов. Когда Петька с мамой сели в вагон, он прилип к окну, рассматривая город. Через стекло поле казалось странным, лес – травою, а небо – широким и ясным. Мальчик метался из одной на другую сторону вагона, доверчиво прикасаясь грязными руками к улыбающимся ему вслед пассажирам. Один из попутчиков, читающий газету, неприязненно посмотрел на мальчика. Надежда поспешила оправдаться:

– Первый раз едет, интересно ему…

В ответ пассажир пробурчал согласие и уткнулся в газету. Мать Пети еще хотела объяснить угрюмому дядьке, что сын три года служит в подмастерьях, потому как она, слабая и одинокая женщина, не сможет его поднять сама. Но взглянув на злое лицо господина, она оставила эту мысль при себе.

Поезд промчался мимо кочковатой темно-зеленой равнины с серыми домиками по краю, затем взлетел на мост и повис над голубой гладью реки. Петька вздрогнул от неожиданности, но сразу же прильнул к окну, словно боясь потерять волшебство мгновения. Лицо мальчика изменилось – теперь он не казался сонным и растрепанным, под глазами исчезли морщинки, а взгляд сиял озорными блестками.

Первые два дня на даче буквально сбили с ног богатством впечатлений, смяв робкую маленькую душонку Петьки. Современный дикарь, воспитанный каменными объятиями города, почувствовал себя бессильным перед живой природой. Он боялся бесконечного, темного, шумного леса и светлых, зеленых полянок. Мальчик волновался и радовался, бледнел и вздрагивал, прогуливаясь по лесистым берегам пруда.

Первое время он возвращался к матери. Барин спрашивал, нравится ли ему на даче. Конфузливо улыбаясь, мальчик отвечал:

Через пару дней Петька уже был в полном соглашении с природой. И содействовал ему в этом гимназист Митя из Старого Царицына. Он рыбачил на речке, когда увидел Петьку. Мальчики быстро нашли общий язык и подружились. Сначала они рыбачили, затем пошли купаться. Петька не умел плавать, боялся заходить в воду. А когда зашел, не хотел вылезать. Он смешно бил поводе руками, делая вид что плавает, захлебывался, поднимая брызги, и был похож на щенка, попавшего в воду впервые.

По задумке неистощимого на приключения Мити, мальчики исследовали руины старого замка – сидели на разрушенной деревьями крыше или бродили среди обломков какого-то здания. Промеж каменистых груд росла молодая рябина, а в оконных амбразурах чудились страшные рожи. Петька чувствовал себя на господской даче как дома, совсем позабыл о существовании Осипа Абрамовича и его парикмахерской.

Надежда радовалась. Ей казалось, что сын растолстел, потому что она его много кормит. Но Петька ел мало – ему просто некогда было жевать, нужно успеть выкупаться, нарезать удочки из орешника, выкопать червей. Мальчик бегал босой, что в тысячу раз приятнее, чем тянуть на себе сапоги с толстыми подошвами. Свою поддержанную курточку он снял, и сразу внешне помолодел. Надевал он ее вечером, когда ходил на плотину наблюдать за катающимися в лодках господами.

Из дома вышел барин, подошел к мальчику и положил ему руку на плечо:

– Ехать надо, братец – повторился он.

Мальчик продолжал улыбаться. Подошла Надежда и подтвердила слова барина:

– Надобно ехать, сынок, к хозяину твоему – Осипу Абрамовичу.

У Петьки во рту разом все пересохло, и язык двигался с трудом. Он забыл про город, а место, куда так хотелось уже найдено.

– А рыбу на завтра ловить? Вон и удочка здесь…..

– Требует приехать. Говорит, Прокопий заболел, народ не ходит. Ты не горюй – он добрый, может опять отпустит.

Но Петька не плакал, он просто не понимал. Вот реальная удочка и призрачный Осип Абрамович. Постепенно мысли стали проясняться. Наступило перемещение, и невысохшая удочка превращалась в призрак, а Осип Абрамович становился осязаемым.

Вдруг Петька закричал так громко, как не кричал самый горластый мужик. Мальчик упал и стал кататься телом на земле. Его крик и поступок удивил мать и расстроил барина. Чуть позже, когда он успокоился, барин сказал барыне:

– Я тебе говорил, детское горе непродолжительное.

– Но так жалко мальчонку… – ответила она.

– Ты права, они ужасно живут. Но есть те, кто живет еще хуже.

На следующее утро поездом Петька ехал в город. Мимо проплывали седые от росы зеленые поля, но он не бегал по окнам, пытаясь разглядеть пейзажи. Мальчик тихо и спокойно сидел, смиренно сложив руки на коленях. Его старая поношенная куртка облегла худое тело, а в глазах появилась все та же сонливость и апатия. Вот мелькнула платформа и поезд остановился. Надежда с сыном вышли на перрон, и жадный город приготовился поглотить очередную жертву.

Кратко об истории создания произведения

Проза Леонида Николаевича Андреева, создаваемая им на границе XIX-XX веков, буквально пронизана чувственной остротой, заставляя читателя сопереживать литературным персонажам.

– При жизни Маяковского сказка издавалась всего один раз, очень скромным тиражом – 10 тысяч экземпляров . Для сравнения книги современников поэта – Чуковского и Маршака – выходили тиражом 100 – 200 экземпляров.

– Оформил книгу художник-график Николай Купреянов в жанре плакатной графики. Настоящий символ ревущих двадцатых.

– Первоначально в сказке среди прочих зверей фигурировал бегемот, но после жесткой критики за заимствование животного у Корнея Чуковского Маяковский отказался от этого образа. Из африканской фауны, напоминающей обитателей "Доктора Айболита" и "Бармалея" , остался лишь крокодил. Рептилия, как и прочая живность в сказке, помогает бороться с обжорой Петей .

– Сказка проникнута фэтшкеймингом и презрением к обжорству. Маяковский осуждает буржуйчика Петю и его семью за ожирение и переедание:

Откормленному буржую Пете противопоставляется идеальный, трудолюбивый и. худой мальчик Сима из семьи пролетариев:

Впрочем, когда Петя лопается от обжорства и из него начинают сыпаться съеденные деликатесы, то их пожирают пионеры во главе с Симой . Пролетарии с аппетитом уплетают непереваренные буржуйчиком монпасье и сосиски.

Микропересказ : Дети не берегли время, опаздывали и отставали. Этим восполь­зовались злые волшебники: украли у детей время и превратили их в стариков. Дети-старики узнали тайну волшебников и вернули украденное время.

В большом городе жил Петя Зубов.


Петя Зубов — третье­классник, плохо учится, ленивый и непунк­ту­альный.

Однажды пришёл Петя в школу, как всегда с опозданием, хотел сдать вахтёрше пальто, но та его не узнала. Посмотрел мальчик в зеркало и увидел, что превратился в старика с седой бородой.

Испугался Петя, заплакал басом и побежал домой, но мама его тоже не узнала. Деваться Пете было некуда. Он бродил по улицам и думал, что никому он не нужен, нет у него ни детей, ни внуков. Настоящие старики успели кем-то стать, а он так и останется учеником третьего класса, и даже пенсии ему не дадут.

Погрузившись в тяжкие раздумья, Петя не заметил, как оказался в лесу за городом. Долго бродил он по лесу, замёрз и наконец набрёл на домик. Вошёл Петя внутрь, увидел в углу гору сена, зарылся в него, поплакал, согрелся и уснул.

Проснувшись, Петя увидел за столом в центре комнаты двух мальчиков и двух девочек. Выглядели они как его ровесники — третьеклассники, но кряхтели и охали, как древние старики, и называли друг друга по имени и отчеству.

Прислушался Петя к их разговору и понял, что это не дети, а злые волшебники. Детьми они стали, потому что воровали время у тех, кто вечно отставал и опаздывал.

Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

Кроме Пети, волшебники превратили в стариков ещё одного мальчика и двух девочек.

Подсчитали волшебники украденное время и хотели разойтись, но главный волшебник снова начал что-то подсчитывать, а потом сказал, что дети, превращённые в стариков, ещё могут помолодеть. Для этого им всем надо прийти сюда и ровно в полночь повернуть стрелку висящих на стене ходиков на 77 кругов назад. И когда один из детей дотронется до стрелки, волшебники не смогут сдвинуться с места.

Сначала волшебники испугались, но потом успокоили себя тем, что эти прогульщики обязательно опоздают, а если и соберутся в домике в полночь, то не смогут сосчитать до 77: непременно собьются.

Петя понял, что это одна из двух девочек, подошёл к ней, рассказал о волшебниках, и они вместе побежали искать остальных. Вторую девочку-старушку они нашли играющей в классики. Оставшегося мальчика, второклассника, сняли с трамвая — он катался, повиснув на задней части вагона.

Уже стемнело, когда дети добрались до леса. Утром Петя так спешил, что не отметил дорогу, и дети заблудились.

Наконец мальчик влез на берёзу и увидел домик. В нём светились окна — волшебники были дома, они спали. Тихо-тихо дети подкрались к ходикам, и ровно в полночь Петя дотронулся до стрелок.

Волшебники проснулись, вскочили, но не смогли сдвинуться с места. Петя крутил стрелки — волшебники стремительно взрослели, а дети-старики — молодели. На 40-м обороте волшебники стали дряхлыми стариками, они всё больше горбились, а на 77-м обороте исчезли, словно их и не было.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Читайте также: