Российская школа менеджмента достоинства и недостатки

Обновлено: 07.07.2024

Школа научного управления (1885-1920 гг.) положила начало зарождения науки управления и возникновения менеджмента в конце XIX – начале ХХ в.

Возникновение школы связано с работами Фредерика Тейлора, Лили Гилбрет и Генри Гантта.

Школа научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться как самостоятельная область деятельности и научных исследований. Впервые было доказано, что управление может значительно повысить эффективность организации.

Представителями этой школы:

    проводились исследования содержания работы и ее основных элементов; проводились замеры затрат времени на выполнение приемов труда (хронометраж); исследовались рабочие движения, выявлялись непродуктивные; разрабатывались рациональные приемы труда; предложения по совершенствованию организации производства; предлагалась система стимулирования труда с целью заинтересованности рабочих в увеличении производительности труда и объема производства; обосновывалась необходимость предоставления рабочим отдыха и неизбежных перерывов в работе; устанавливались нормы выработки, за превышение которых предлагалась дополнительная оплата; признавалась важность отбора людей для выполнения соответствующей работы и необходимость обучения; управленческие функции выделялись в отдельную сферу профессиональной деятельности.

Критика школы научного управления

К недостаткам этой школы следует отнести недооценку человеческого фактора.

Ф. Тейлор был промышленным инженером, поэтому основное внимание он уделял исследованию технологии производства, рассматривал человека как элемент производственной технологии (как машину).

Кроме того, эта школа не исследовала социальные аспекты человеческого поведения. Мотивация и стимулирование труда хотя и рассматривались как фактор эффективности управления, однако представление о них было примитивным и сводилось лишь к удовлетворению утилитарных потребностей работников (т. е. физиологических). (Следует учитывать, что в этот период наука социология и психология еще были недостаточно развиты. Разработка данных проблем осуществлялась в 1930—1950-х годах.)

Классическая (административная) школа управления

Представители Классической, или административной, школы управления (1920-1950 гг.): Анри Файоль, Джеймс Муним, Линдалл Урвик и др.

    разрабатывала общие характеристики и закономерности развития организаций (общая теория управления организацией); создала систему универсальных принципов управления (реализация которых приводит к успеху); предлагала рациональную систему управления, деление организации на подразделения по функциональному признаку; рассматривала управление как универсальный процесс, состоящий из системы определенных функций: планирование, организация, мотивация, контроль; считала наиболее рациональной структуру организации, основанную на принципе единоначалия, когда работник получает приказы только от одного начальника (М. Вебер); сформулировала 14 принципов управления (А. Файоль), многие из которых до сих пор могут быть использованы; сформулировала общие функции управления.

Принципы управления Анри Файоля

Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнения работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия – там возникает ответственность. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба. Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьировать в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильном соотношении централизации и децентрализации. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты. Скалярная цепь. Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказаться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса. Порядок. Место – для всего и все на своем месте. Справедливость. Справедливость — это сочетание доброты и правосудия. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию. Корпоративный дух. Союз — это сила. А она является результатом гармонии персонала.

Аббревиатура MBA (Master of Business Administration) у многих прочно ассоциируется с зарубежным образованием, однако первые российские бизнес-школы появились в середине 90-х гг., а на сегодняшний день только в Москве их насчитывается около 30. Значит, пришло время, выбирая бизнес-школу, всерьез обратить внимание на отечественные учебные заведения - разобраться в преимуществах и недостатках российского MBA.

Главным преимуществом российских бизнес-школ по сравнению с западными является их относительная дешевизна. Конечно, престижно стать обладателем диплома Гарвардского университета или Лондонской бизнес-школы, но год обучения там обойдется в $30000, а в Москве для получения бизнес-образования достаточно суммы в $5000-10000. Кроме этого, учась в российской бизнес-школе, не нужно тратиться на проживание в чужой стране, более того - можно учиться "без отрыва от производства". Еще одно достоинство отечественного бизнес-образования по сравнению с западным - обучение на родном языке.

Но мнению Игоря Знаменского, проректора по маркетингу Высшей коммерческой школы, плюсом российского MBA является то, что местные программы учитывают специфику российской экономики. С этим утверждением согласен Сергей Филонович, декан создаваемой сейчас Бизнес-школы Высшей школы экономики: "Реалии российского бизнеса имеют ярко выраженную национальную окраску, и студенты должны понимать специфику ведения бизнеса с учетом национальной культуры. Мы полагаем, что западные программы у нас достаточно бессмысленны, особенно для людей, которые хотят работать в России, но отказываться от западного опыта тоже неправильно".

Российские бизнес-школы по примеру западных начали заботиться о будущем месте работы своих выпускников. "Мы помогаем тем, кто нуждается в трудоустройстве, используя свои связи как с кадровыми агентствами, так и с другими организациями", - говорит г-н Знаменский из Высшей коммерческой школы.

По словам Татьяны Комиссаровой, первого проректора школы "МИРБИС", только 25-30% студентов нужна помощь в дальнейшем трудоустройстве, остальные совмещают учебу с работой. "Из тех, кто нуждается [в работе], в течение трех месяцев мы трудоустраиваем примерно половину, - говорит г-жа Комиссарова, - мы очень плотно работаем с рекрутерами, имеем свой центр трудоустройства, работаем напрямую с компаниями. Например, сейчас одну только открывающуюся фирму мы полностью комплектуем нашими выпускниками".

Тем не менее загадывать, когда российские бизнес-школы будут котироваться наравне с ведущими западными, еще рано. По мнению Вячеслава Давиденко, консультанта компании "МВА-Консалт", главным недостатком российского бизнес-образования является то, что оно не дает студенту необходимых связей и гарантии трудоустройства в престижную западную компанию, не говоря уже о том, что даже в западном университете средней руки бизнес-программы обкатывались десятилетиями, что гарантирует хорошее качество образования. По оценкам экспертов, в рамках действующих ныне программ кредитования обучения в западных бизнес-школах реально могут уехать учиться за границу максимум 50 человек в год. А потребность в людях, имеющих бизнес-образование класса MBA (с учетом размеров страны и количества существующих у нас организаций). исчисляется тысячами, если не десятками тысяч человек.

СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ

Сориентироваться в западных бизнес-школах помогают рейтинги - их на протяжении многих лет составляют и публикуют различные деловые издания. Ранжировать каким-то образом российские МВА-программы пока не взялся никто. Первым свою лепту в этот процесс решило внести Министерство образования: в скором времени российскую систему бизнес-образования ждут крупные перемены, и она перестанет быть "самой демократичной в мире".

В начале марта за подписью министра образования Владимира Филиппова вышел приказ "Об организации профессиональной подготовки в области делового администрирования по программам MBA". Согласно этому приказу в ближайшее время будут разработаны "государственные требования к содержанию образовательных программ MBA", учебно-методические планы, учебные программы и т. д., а к сентябрю этого года будут определены около 10 вузов, которые станут участниками "пилотного" проекта и чьи выпускники бучут получать дипломы MBA государственного образца.

По словам Валерия Безлепкина, начальника Управления послевузовского и дополнительного профессионального образования Министерства образования РФ, в десятку "пионеров" войдут как государственпые, так и негосударственные вузы, признанные экспертами наиболее успешными, а в дальнейшем эта "сеть будет расширена". Разработкой российского стандарта программ MBA совместно с Министерством образования РФ занимается и Российская ассоциация бизнес-образования.

По мнению экспертов, государственная аккредитация программ МВА сократит количество школ-однодневок, поможет потенциальным студентам лучше сориентироваться на российском рынке бизнес-образования и повысит уровень самих программ. "Участникам государственных программ МВА мы будем гарантировать качество образования", - говорит г-н Безленкин.

По оценкам специалистов, на сегодняшний день в "элиту" российского бизнес-образования входят Институт бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ, Высшая школа международного бизнеса AНX при Правительстве РФ, Высшая школа экономики, Московская международная высшая школа "МИРБИС" при Академии им. Плеханова, Высшая коммерческая школа (BKШ) Министерства торговли РФ, Институт бизнеса и экономики AНX при Правительстве РФ (California State University - Hayward) и др. Скорее всего эти школы и станут участниками пилотного проекта "огосударствления" МВА.

Но не только Министерство образования озабочено желанием "разобраться" с бизнес-школами, недавно в Москве прошел первый конкурс среди столичных школ - The Moscow МВА Case Competition, организованный Американской торговой палатой в России и Комитетом труда и занятости. Целью конкурса было сравнить качество подготовки, даваемой разными школами, в жюри вошли представители компании McKinsey & Company, AON Consulting, Otis Elevator и др. В соревновании приняли участие шесть московских вузов: Московский государственный университет, Институт бизнеса и экономики (California State University - Hayward), Московский университет Typo, Американский институт бизнеса и экономики (АИБЭк), Высшая школа экономики и Институт бизнеса и делового администрирования (IBS).

За день до начала соревнования каждая из команд (по четыре человека) получила описание ситуации (case), имеющей непосредственное отношение к реальной компании. Участники должны были ее проанализировать и представить комиссии результаты анализа, после чего 5 минут отвечали на вопросы жюри. Презентации шли на русском и английском языках. Победителем как в русской, так и английской части соревнования стал Американский институт бизнеса и экономики (АИБЭк).

Ведущие российские бизнес-школы

Американский институт бизнеса и экономики (АИБЭк) учрежден в 1992 г (сотрудничает с Московской государственной геологоразведочной академией). Основной костяк преподавателей составляют американцы. Курс МВА рассчитан на два года, преподавание ведется на английском языке. Программа МВА включает 15 базовых дисциплин, взятых из стандартного американского курса: экономика, бухучет, финансы, маркетинг, деловое право и др. Для поступления необходимо сдать экзамены, в ходе которых оцениваются "знания по математике, умение понимать тексты на английском языке и английскую речь".

Высшая коммерческая школа (ВКШ) была создана в 1988 г. Программа МВА в области коммерции здесь преподается с 1996 г. Срок обучения зависит от формы: дневная - один год, вечерняя - полтора года. Количество часов (независимо от формы обучения) составляет 1290, и из них около 300 отводится на изучение английского языка. В багаже этого вуза уже пять выпусков. В среднем конкурс при no ступлении составляет 1,2-1,3 человека на место. Основные требования для абитуриентов - наличие высшего образования и опыта работы.

Высшая школа международного бизнеса (ВШМБ) на заре становления российского бизнес-образования начиналась с курсов по повышению квалификации для руководящих работников госпредприятий и ведомств. Сегодня эта школа предлагает дневную, вечернюю, очно-заочную формы обучения по программе МВА по специальности "менеджмент". Дневное обучение рассчитано на 10 месяцев, остальные формы - на полтора года: Выпускники ВШМБ получают два диплома: диплом государственного образца о профессиональной переподготовке и диплом МВА Академии народного хозяйства. Программа МВА этого вуза является оригинальной разработкой специалистов ВШМБ, в среднем по ней обучается около 300 человек в год.

Институт бизнеса и делового администрирования (Institute of Business Studies (IBS), открывшийся в 1989 г. реализует программу МВА со специализацией "стратегическое управление", а также программу Executive МВА (ЕМВА). Программа МВА включает в себя углубленное изучение курсов менеджмента (общий менеджмент, теория организации, лидерство, управление персоналом и т. д), финансового менеджмента и управленческого бухучета, управления международной деятельностью фирмы и др. Программа рассчитана на два года (четыре семестра). Программа ЕМВА ориентирована "на руководителей филиалов зарубежных компаний", к поступлению допускаются управленцы со стажем работы не менее 4-5 лет. Продолжительность программы - полтора года. Абитуриенты сдают вступительный тест по английскому языку и должны показать высокий уровень знаний (от 580 баллов аналога экзамена TOEFL) и собеседование.

Институт бизнеса и экономики (California State University - Hayward) был создан в 1992г. Первый выпуск МВА состоялся в 1995г. Программу МВА в этой школе уже закончили около 250 человек. По словам проректора школы Андрея Петрова, в бизнес-школе преподается программа, которая соответствует американскому стандарту, школа фактически является филиалом California State University - Hayward. По словам представителей бизнес-школы, практически единственным ее отличием от американской является то, что 50% курса читается на русском языке, форма обучения - вечерняя, обучение длится два года. В настоящее время выпускники получают диплом California State University - Hayward, а также диплом о присвоении степени МВА Института бизнеса и экономики (негосударственного образца).

Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС" открылась в 1988 г. За это время она выпустила 413 человек (12 групп). В апреле будет выпущено еще около 300 человек. "МИРБИС" предлагает два направления программ МВА: "финансы и кредит" и "маркетинг". Абитуриенты при поступлении сдают экзамены по математике, экономике и английскому языку. Этой осенью, по информации представителей бизнес-школы, конкурс составил 2 человека на место.

Идея создания школ менеджмента как отдельной отрасли науки была высказана в 1866 году. Тогда американец Генри Тауни в своем докладе заявил, что необходимо отобрать и подготовить специалистов-управленцев. С тех пор идея получила широкое развитие. Основная мысль таких школ состоит в том, что с помощью научного анализа и воздействия на психологию людей можно добиться повышения эффективности работы организации.

Понятие менеджмента

Создание концепции

Школы менеджмента кратко по каждой школе

Искусство управления как отдельную отрасль научной и профессиональной деятельности впервые выделил Фредерик Тейлор. Он считал основным критерием эффективности предприятия работников, а не оборудование, и потому считал, что оптимизировать производительность можно на основе точных знаний того, как действуют люди. Основное достижение этой школы — разработка методов стимулирования рабочих, создание у них заинтересованности в достижении максимальной эффективности труда. Вместе с этим для них предусматривались оптимальные условия работы. Трудящимся полагались перерывы на отдых и дополнительное вознаграждение за превышение производственных планов, а время, выделенное на задания, считалось максимально справедливым. Кроме того, одним из принципов школы был намеренный отбор на предприятие людей с подходящими физическими и интеллектуальными данными.

  • отбор, обучение и тренировка кадров по специальности должны осуществляться администрацией предприятия;
  • руководство должно сотрудничать с рабочими и обеспечивать им комфортные условия труда;
  • обязанности и ответственность нужно справедливо и равномерно распределять;
  • предприятие должно стремиться к использованию научных достижений для оптимизации процесса производства;
  • заработная плата начисляется работникам в зависимости от эффективности их труда.

Классическая административная школа

Кратко по каждой школе менеджмента можно сказать, что все они придерживались разных концепций и совершенствовали другие отрасли управления, не являясь прямым продолжением друг друга. В 1920 году Анри Файоль основал новое учение, которое, в отличие от научного подхода Фредрика Тейлора, было основано на повышении эффективности работы организации в целом, а не на оптимизации эффективности труда отдельного рабочего. Оно получило название классической или административной школы управления.

Классическая административная школа

Основное достижение Файоля состоит в увеличении эффективности производства за счет правильного управления целой организацией. По его мнению, основную роль в этом играет эффективная работа руководства, потому именно ее улучшению было уделено больше всего внимания. Традиционное учение Файоля показало, что администрирование влияет на работу предприятия на всех его уровнях. Положения административной управленческой школы:

 Положения административной управленческой школы

  • рациональное разделение труда между рабочими, помогающее повысить производительность;
  • количество полномочий прямо пропорционально ответственности;
  • производительность сильно зависит от дисциплины;
  • каждый рабочий должен подчиняться только одному руководителю;
  • все подразделения предприятия должны развиваться равномерно и в одном направлении;
  • интересы организации стоят выше личных целей одного человека;
  • трудящиеся получают достойное вознаграждение за хорошую работу, что укрепляет их верность;
  • баланс между централизацией и децентрализацией;
  • четкая иерархия между элементами организации;
  • порядок главенствует во всем;
  • справедливость, основанная на идеях доброты и правосудия;
  • стабильность персонала, предотвращение текучки кадров;
  • поощрение инициативы как в разработке, так и в осуществлении идей и планов;
  • привитие рабочим корпоративного духа, с которым коллектив действует как одна команда.

Эта школа также характеризуется четким разделением всего бизнеса на три основные отрасли: производство, финансы и маркетинг. Ее родоначальник и его последователи считают, что оно помогает наиболее эффективно реализовать управление, рационально разделив предприятие на подразделения.

Ученый Макс Вебер доработал классическую школу управления, создав так называемую концепцию научной бюрократии. Она основана на обезличивании и формальных отношениях между всеми элементами организации. Ключевым понятием этой школы является создание четких бюрократических правил, стандартов и показателей оценки работы. Рабочие подбираются исключительно на основании их профессиональных качеств.

Доктрина человеческих отношений

Количественный менеджмент

В 1930 году появилась школа человеческих отношений. Ее основателями считают Элтона Мэйо и Гуго Мюнстерберга. Согласно их теории, одним из наиболее существенных недостатков прошлых учений была недооценка человеческого фактора и отношения людей к их труду. Потому одной из основных характеристик этой школы стало рассмотрение предприятия как социальной системы. Несколькими психоаналитическими исследованиями было доказано, что высокая заработная плата и другие мотиваторы, хотя и ценятся рабочими, не являются основным фактором повышения эффективности труда. Человеком движут не только материальные ценности, но и многие другие потребности, в том числе социальные — самоактуализация, самореализация, получение авторитета и уважения. Поэтому позиция последователей этой школы менеджмента состояла в том, что эффективное управление может быть достигнуто только за счет развития межличностных отношений между начальником и подчиненным.

Основы менеджмента

Согласно этой теории, администратор, чтобы эффективно руководить, должен знать возможности своих рабочих, их сильные и слабые стороны, потребности, желания и личные качества. Только благодаря подходу к каждому сотруднику он может наиболее эффективно использовать их возможности. Формальный менеджер должен был стать и неформальным лидером, получив благосклонность своих подчиненных и сделав эффективный труд добровольным.

Заслуги последователей этой школы менеджмента очень велики, поскольку до ее возникновения о взаимосвязи психологии и эффективности труда не было известно практически ничего. Но полностью принять эту школу для большинства не представлялось возможным, поскольку она представляла собой крайность, исследующую только один аспект из множества составляющих эффективного управления. Сравнительный анализ показывает, что ее возникновение было закономерным — она является противоположностью других научных методик, также однобоко исследовавших только один аспект деятельности.

Поведенческие науки

Подход к управлению

К основоположникам и видным представителям бихевиористской или поведенческой школы менеджмента относят К. Арджириса, Р. Лайкерта, Д. Мак-Грегора, Ф. Герцберга, Ч. Бернарда. В основу традиций учения легли доктрины школы человеческих отношений. Кроме того, большую роль сыграл бихевиоризм — отрасль психологии, рассматривающая действия человека как реакцию на раздражители из внешнего мира. Сторонники этой школы предполагали, что максимальной эффективности работы можно достичь в том случае, если на поведение каждого участника организации воздействовать при помощи индивидуальных стимулов. В шестидесятых годах этот подход к управлению стал очень популярным и охватил почти всю российскую, советскую и зарубежную сферу менеджмента. Тем не менее это учение сложно назвать универсальным — его методологические идеи характеризуются ограниченностью, и их эффективность во многом зависит от психологических особенностей отдельного работника.

Количественный менеджмент

Последней из основных школ менеджмента является научная или количественная. Она возникла в пятидесятых годах и существует до сих пор, постоянно развиваясь и совершенствуясь. К ее наиболее заметным представителям относятся Р. Акофф, С. Бир, А. Гольдбергер, Р. Люс, Л. Клейн. Основной смысл существования этого учения состоит в обеспечении руководителей информацией, необходимой для точного принятия решений в каких-либо сложных или спорных ситуациях. Для этого используются научные, количественные и математические методы. Представителями школы было разработано и внедрено множество идей, помогающих лучше понять и решить сложные управленческие проблемы. Для современной школы менеджмента характерен системный подход, в рамках которого были использованы достижения всех прошлых учений. Предприятие рассматривается как социальная система, но одновременно с этим для оптимизации управления используют научные модели. Таким образом, противоположные идеи не противопоставляются, а дополняют друг друга. Принципы количественной школы:

Принципы количественной школы

  • основное внимание сосредоточено на принятии решений;
  • результат анализа воплощается в виде управляющего влияния;
  • принятие правильных решений в сложных и нестандартных ситуациях — основная повседневная задача руководителей;
  • для обработки информации используются стандартизированные математические модели и таблицы, предоставляющие возможные варианты решения проблем.

К основным доктринам учения относится также представление организации в виде совокупности функций ее отдельных частей, тесно связанных между собой. Изучению влияния различных отделов бизнеса друг на друга уделена немалая часть исследований.

Следующим этапом в развитии науки управления стал учет влияния на фирмы постиндустриальных технологий — информационных, безотходных, химических, биологических, космических. Большую роль сыграло также усложнение и видоизменение законов, а также рост конкуренции — все это потребовало значительного усовершенствования методик. В восьмидесятых годах стал популярен ситуационный подход к принятию решений, который помогал менеджерам выжимать максимум из нестандартных, сложных и кризисных ситуаций.

Современное развитие

Современное развитие менеджмента

К современным тенденциям развития науки управления можно отнести демократизацию менеджмента — все большая роль в нем отводится рядовым рабочим. Кроме того, возрастает влияние международных связей и внешних условий. В связи с быстрым техническим развитием и усилением конкуренции на его фоне, возвращаются также проблема оптимизации производства и вопрос получения продукции наивысшего качества, из-за чего возникает потребность в квалитологических исследованиях.

Помимо этого, во времена развития научной школы управления появились значительные различия в подходах разных стран к этому вопросу. Это наиболее заметно при сравнении японского, американского, отечественного и европейского производства.

Различные школы менеджмента были созданы для повышения эффективности производства. Влияние этих учений настолько велико, что трудно представить, каков бы был современный бизнес без них.

Школа научного управления (1885-1920 гг.) положила начало зарождения науки управления и возникновения менеджмента в конце XIX – начале ХХ в.

Возникновение школы связано с работами Фредерика Тейлора, Лили Гилбрет и Генри Гантта.

Школа научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться как самостоятельная область деятельности и научных исследований. Впервые было доказано, что управление может значительно повысить эффективность организации.

Представителями этой школы:

    проводились исследования содержания работы и ее основных элементов; проводились замеры затрат времени на выполнение приемов труда (хронометраж); исследовались рабочие движения, выявлялись непродуктивные; разрабатывались рациональные приемы труда; предложения по совершенствованию организации производства; предлагалась система стимулирования труда с целью заинтересованности рабочих в увеличении производительности труда и объема производства; обосновывалась необходимость предоставления рабочим отдыха и неизбежных перерывов в работе; устанавливались нормы выработки, за превышение которых предлагалась дополнительная оплата; признавалась важность отбора людей для выполнения соответствующей работы и необходимость обучения; управленческие функции выделялись в отдельную сферу профессиональной деятельности.

Критика школы научного управления

К недостаткам этой школы следует отнести недооценку человеческого фактора.

Ф. Тейлор был промышленным инженером, поэтому основное внимание он уделял исследованию технологии производства, рассматривал человека как элемент производственной технологии (как машину).

Кроме того, эта школа не исследовала социальные аспекты человеческого поведения. Мотивация и стимулирование труда хотя и рассматривались как фактор эффективности управления, однако представление о них было примитивным и сводилось лишь к удовлетворению утилитарных потребностей работников (т. е. физиологических). (Следует учитывать, что в этот период наука социология и психология еще были недостаточно развиты. Разработка данных проблем осуществлялась в 1930—1950-х годах.)

Классическая (административная) школа управления

Представители Классической, или административной, школы управления (1920-1950 гг.): Анри Файоль, Джеймс Муним, Линдалл Урвик и др.

    разрабатывала общие характеристики и закономерности развития организаций (общая теория управления организацией); создала систему универсальных принципов управления (реализация которых приводит к успеху); предлагала рациональную систему управления, деление организации на подразделения по функциональному признаку; рассматривала управление как универсальный процесс, состоящий из системы определенных функций: планирование, организация, мотивация, контроль; считала наиболее рациональной структуру организации, основанную на принципе единоначалия, когда работник получает приказы только от одного начальника (М. Вебер); сформулировала 14 принципов управления (А. Файоль), многие из которых до сих пор могут быть использованы; сформулировала общие функции управления.

Принципы управления Анри Файоля

Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнения работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия – там возникает ответственность. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба. Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьировать в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильном соотношении централизации и децентрализации. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты. Скалярная цепь. Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказаться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса. Порядок. Место – для всего и все на своем месте. Справедливость. Справедливость — это сочетание доброты и правосудия. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию. Корпоративный дух. Союз — это сила. А она является результатом гармонии персонала.

Читайте также: