Покорение новгорода историческая песня краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Эта историческая повесть рассказывает о событиях тех времен, когда Иван 3 намеревался освободить Русь от власти над ней Золотой Орды. Помехой стал ему в том великий город Новгород, провозгласивший о своей независимости.

От его имени приезжает туда посол и обращается он с речью к новгородцам на вече. Князь Холмский воззвал к совести народа, упрекая его в том, что принимают они в землях своих иностранцев, которых в других землях мечом встречают. Сказал он, что известно о сговоре Новгорода с Польшей. Призывает он их к миру и объединению с прочими землями русскими с целью свержения захватчиков. Говорит и о том, что Иоанн не остановиться ни перед чем на пути к этой цели, пусть если даже и придется пойти ему против своего же народа.

После речи князя новгородцы вызывают свою заступницу, Марфу-посадницу. Она отвечает на речи посла тем, что Новгород был и останется городом свободным и независимым, что не прогнутся новгородцы ни перед татарами, ни перед кем. А причиной желания порабощения города Иоанном называет она желание его завладеть сильными и богатыми землями.

Таков получен был ответ. Обнажив меч, объявляет князь о войне новгородцам. Возвещает о ней и набат, наполнивший своим звучанием весь город.

Марфа отправляется после этого к своему деду. Он живет отшельнической жизнью. Предвидит он горе, которое принесет эта война народу новгородскому. Но, благословляет на бой. Войско вверяет Марфа молодому Мирославу.

Было у нее двое сыновей и дочь Ксения. Отстаивать свободу и независимость земли Новгородской завещал Марфе ее покойный муж. Дочь свою выдала она замуж за Мирослава. А самого витязя утвердили на вече в качестве военного вождя.

Вот и настало время сражения. Войско новгородцев двинулось навстречу противнику, чтобы дать бой за стенами города. Долго известий о исходе битвы ждали новгородцы. Наконец, дождались: показалась на дороге колесница вместе с телом вождя войска. Убиты были и оба сына Марфы.

Прошло еще несколько сражений. Потом был город осажден и начался в нем голод. Все ярые его защитники погибли. Наконец, признали новгородцы свое поражение и сдались князю московскому. Старый отшельник отдал ключи от городских ворот москвичам. Марфу казнили.

Главная мысль

Несмотря на поражение, которого и стоило ожидать, все же люди до последнего сражались. Это служит хорошим примером любви и стремлению и к свободе, и к независимости. В повествовании воспевается храбрость, сила духа и честолюбие людей, служащих верой и правдой своему предназначению.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Карамзин. Все произведения

Марфа-Посадница. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Поэма о том, как прекрасная девушка из-за любви становится русалкой. Начинается всё с разговора мельника с дочерью, из которого становится понятно, что у той роман с князем

Баптиста – это очень состоятельный житель Падуи, где он живет вместе со своей семьей. Но семья состоит только из него и его двух дочерей. Обе сестры – хороши, но совсем разные. Разные не только внешностью, но и характером

Однажды недалеко от озера слетелись птицы, собрались звери, чтобы устроить суд над одним из зимних месяцев. Решили они на декабрь пожаловаться, вынести ему приговор за то

Преподаватель училища Василий Петрович Бачей и двое его сыновей отдыхали летом на даче. Но каникулы заканчивались, пора было возвращаться в Одессу. Старший из мальчиков, восьмилетний Петя, последний раз обошёл места, которые любил, и искупался в море.

Первые страницы рассказа повествуют нам о том, что прекрасный день весенний день на каток направляется мальчик. Это был подросток, высоко роста и худого телосложения. На нем была одежда, из которой он давно вырос

Особое место в народной песне занимает песня историческая, которая говорит о действительно живших людях, чем-то заслуживших известность, прославившихся, а также о реальных событиях.

Можно выделить 2 вида исторических песен:

- Песни об исторических событиях

- Песни об исторических личностях

Примеры текстов:

НОВГОРОДЦЫ ИДУТ ПРОТИВ МАМАЯ

В великом Нове-городе
Стоят мужи новгородские
У святыя Софеи на площади,
Бьют вече великое,
Говорят мужи таково слово:
«Уже нам не поспеть на пособь
К великому князю Димитрию.

НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ

И сступишеся полци, крепко бьющеся,
Щепляются щиты богатырские,
Ломаются рогатины булатные,
Льется кровь богатырская
По седельцам покованным,
Сверкают сабли булатные
Около голов богатырских,
Катятся шеломы злаченые
Добрым коням под копыта,
Валятся головы многих богатырей
С добрых коней о сыру землю.

ПОКОРЕНИЕ НОВГОРОДА

Собиралася туча черная,
Подошла гроза на великий град,
Знать настал конец вечу старому.
Не держал народ имя царское

Грозно с честию — по-старинному,
Озлобился царь на ослушников,
И он двинулся всеми силами,
Сам с боярами во главе пошел
Теснить Новгород лютым голодом.
Притесняючи покорил его;
Вече древнее уничтоживши,
Сам наместничка посадил ему.

НАЧАЛО БОРОДИНСКОГО БОЯ

Как Семенов день проходит, братцы,
Как река бежит.
Как ударили из пушек, братцы,
Из винтовочек —
Покатились с могучих плеч
Г оловушки.
Поли ласк басурманская кровь
На все четыре стороны.

НАПОЛЕОН ГОРЮЕТ

БОРИС И ГЛЕБ

Со восточного держания,
Во славесном Киеве граде,
А жил себе Володимир князь.
Имел себе да трех сынов,
А трех сынов возлюбленных:
Старейший брат, а больший князь,

Ни мрачное попечение.
Явилося явление
От земли есть и до неба,
Явился столб белый каменный;
К тому столбу белу каменну
Сходилися - съезжалися
Цари, и славны патриархи,
И все православные християне:
Служили молебны почестны
Тем телам, Борису и Глебу.
Поем славу Борисову,
Борисову и Глебову,
Вовек их слава не минуется
И вовеки, аминь.

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

И наслал Бог на них
Казни лютыя,
Казни лютыя, смертоносныя:
Он наслал-то на святую Русь
Нечестивых людей,
Нечестивых людей, татар крымскиих.
Как и двинулось погано племя
От севера на юг,
Как сжигали-разбивали
Грады многие,
Пустошили-полонили
Земли русския.
Добрались-то они до святаго места,
До славнаго Великаго Новагорода.
Но в этом-то граде
Жил христианский народ:
Он молил и просил
О защите Бога Вышняго.
И вышел на врагов
Славный новгородский князь,
Новгородский князь Александр Невский.
Он разбил и прогнал
Нечестивых татар;
Возвратившись со войны,
Во иноки он пошел;
Он за святость своей жизни
Угодником Бога стал.
И мы, грешнии народы,
Притекаем к нему:
«Ты Угодник Божий,
Благоверный Александр!
Умоляй за нас
Бога Вышняго,

Историческим песням принадлежит особое место в системе жанров русского фольклора. Основная масса этих песен относится к эпическому роду поэзии, но
есть и принадлежащие к песенной лирике: в таких произведениях — не повествование об исторических событиях, а передача эмоционального отношения к ним; часть исторических песен могут быть определены как лиро-эпические.

Исторические песни — это несколько жанров и жанровых разновидностей. Наиболее устойчивый из дошедших до нас видов эпических песен — исторические баллады.

События, запечатленные в дошедших до нас исторических песнях, охватывают несколько эпох — от той древней поры, когда на Руси утверждалась православная вера, и вплоть до начала нашего столетия. Главные темы и образы сохранившихся исторических песен — это борьба русского народа против ордынского владычества, Иван Грозный, Ермак, Смутное время, Степан Разин, борьба России за возвращение ее южных окраин, Петр Первый, Северная война и Полтавская победа, Семилетняя война, Суворов и его сподвижники, Отечественная воина 1812 года, героическая оборона Севастополя, Кавказская война, освобождение русскими войсками южных славян от турецкого ига, Александр Второй и Александр Третий, Отечественная война с Германией при Николае Втором.

художник Баранов. Минин и Пожарский

Баранов Рудольф Николаевич (р. 1942). Минин и Пожарский. 2007 г.

В 1612 году столица Русской земли была освобождена соединенными силами разных русских городов.

Благодарная память народа сохранила подробности подвига Минина и Пожарского. Минин предстает в песне пламенным патриотом, зовущим не щадить ничего ради освобождения отечества, а самая песня напоминает речь-призыв.

1 В. О. Ключевский. Курс русской истории, ч. 3. Сочинения, т. III, М., 1957, стр. 59—60.

Исторические песни появились тогда же, когда и былины. Первые их записи были сделаны в начале XVII столетия. От былин они отличались тем, что в них пелось о каких-то конкретных событиях, имевших место в отечественной истории. В них присутствовали достоверные факты. А былины можно было назвать обобщенно-гиперболическими произведениями, передававшими информацию о незапамятных временах. Ни в одной исторической песне не наблюдалось каких-либо фантастических элементов, характерных для мифов. Напротив, их содержание отличалось реалистичностью, даже когда не совсем правдоподобно передавало свершившиеся факты.


Темы исторических песен

События, запечатленные в сохранившихся до настоящего времени исторических песнях, распространяются на несколько периодов – начиная c глубокой старины, когда еще страна была свободна от татаро-монгольского ига, и вплоть до конца минувшего века. Основные темы дошедших до нас произведений – это противостояние русских людей ордынскому нашествию, Ермак, Стенька Разин, Петр Великий, Полтавский триумф, отважность суворовских солдат, русско-французская война, освобождение южных славян от гнета Турции, Иван Васильевич, смута, Булавинское восстание, оборона города Севастополя и т. д. Герои исторических песен были знаменитыми и прославленными людьми. Их имена были известны каждому. Да и сейчас практически каждый человек в той или иной степени осведомлен об этих исторических личностях. Знакомиться с их деятельностью дети начинают еще со школьной скамьи.

Циклы песен, их особенности


Историческим песням свойственны доступный язык, лаконичность, обилие фактов и точная передача события, на котором базируется сюжет. Чем же они примечательны? Они насыщены патриотизмом, бережным отношением к отечественной истории, восхвалением подвигов русских солдат и тех, кто сражался за социальное равенство. Что же касается народной трактовки действий великих людей прошлого в подобных произведениях, то она не только приукрашивает, но и нередко корректирует факты, полученные из официальных источников тех периодов. Зачастую встречаются песенные циклы, базирующиеся на основополагающих событиях и происшествиях, закрепившихся в памяти людей. Они могут включать в себя несколько произведений. Русская народная историческая песня всегда производит на слушателей сильное впечатление, позволяет ознакомиться с некоторыми ранее не известными фактами. В этом и заключается ее уникальность. Некоторые впечатлительные люди не могут сдержать слез при прослушивании красивой, берущей за душу народной песни. Она уносит в прошлое, на много веков назад, можно сказать, что человек совершает своеобразное путешествие.

Откуда можно узнать об исторических песнях?

Однако, к сожалению, самые старые исторические песни до нас не дошли. О том, что такие произведения часто исполнялись еще задолго до появления Древнерусского государства, иногда оговаривались историки Византии. А исторические народные песни, распространенные в Новгородской и Киевской Руси, сейчас нам известны в очень сокращенном варианте. О них можно узнать из сохранившихся письменных источников.


Многообразие песен, народное творчество сегодня

Имеются немного переделанные тексты сказаний и песен, есть и эпизоды, которые, по сути, являются записями фрагментов устной поэзии. Все они представляют большой интерес для исследователей. В число песен, записанных ими в XVIII-XX столетиях из уст людей, входят несколько таких, в которых повествуется о знаменитых исторических событиях и личностях XI-XIV веков. Но есть и произведения, которые не содержат никаких конкретных сведений и фактов, и лишь ориентируясь на общее содержание, можно предположить, что они относятся к периоду обороны Руси от периодических нападений половцев, а также печенегов, которые происходили в X-XIII столетиях.


Как бы то ни было, исторические песни – это богатство народа, которым следует дорожить. К сожалению, некоторые пренебрегают им, не понимая его ценности. Но есть и другие люди, которые стараются сохранить и распространить старинное творческое наследие, и за это их можно уважать. Сейчас достаточно много фолк-групп, исполняющих исторические песни и играющих на древних инструментах. Благодаря их стараниям широкий круг слушателей узнает много интересного о нашей родине, о том, какой она была в прошлом. Разве это не замечательно?

Последствия ордынского ига


Влияние творчества странников-калик, упоминание религии в песнях


И нет ничего странного в том, что некоторые песни, повествующие об исторических событиях, произошедших до XVI века, к примеру знаменитое произведение о Глебе и Борисе, в той форме, в какой их записали исследователи, нередко имеют некоторые черты позднейшей школы странников-калик. Это люди, не имевшие определенного места жительства и бродившие по свету. Они исполняли, как правило, народные песни, в которых содержалась некая мораль. Нередко в них упоминалась религия. Но исторические песни, конечно, представляют больший интерес, чем творчество калик.

Следует учитывать то, что на Руси в средние века вера в Бога считалась основополагающим символом народной сплоченности. Она, по сути, являлась знаменем длительной борьбы против гнета жестоких кочевников-басурман, проживающих в степи. А чуть позже она стала ассоциироваться с всеобщим стремлением освободить родную страну от монголо-татарского ига. Поэтому некоторые исторические песни, помимо всего прочего, имеют упоминания о Боге. Не стоит удивляться этому.

Утрата ценных рукописей

Судить же об очень древних видах русских народных исторических песен довольно тяжело, учитывая драматические события, разворачивавшиеся в то время. В результате нашествия Батыя сгорело множество старинных и весьма ценных рукописей, о чем исследователи сейчас горько сожалеют. Теперь люди никогда не узнают, о чем повествовали уничтоженные произведения. Эти исторические песни утеряны навсегда.

Читайте также: