Обобщение о безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением 2 класс школа россии
Обновлено: 06.07.2024
Урок общеметодологической направленности. Основное содержание урока - освоение написания слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Формы работы на уроке: фронтальная , индивидуальная, работа в парах, групповая работа.
Оценить 846 0
Сираева Римма Рамиловна
Учитель начальных классов
Тип урока: Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построениемструктуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательные цели: Актуализировать знания о проверяемой и непроверяемой безударной гласной, повторить и систематизировать знания по теме; закрепить изученные способы действий,совершенствовать навык подбора проверочных слов.
Развивать умениенаходить в слове букву, обозначающую безударный звук; проверять безударный гласный, используя алгоритм; писать слова с проверяемым и непроверяемым безударным гласным; выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку; формулировать речевое высказывание и аргументировать своё мнение; комментировать собственные действия при выполнении задания.
Основное содержание темы
Термины и понятия
Освоение написания слов с безударной гласной, проверяемой и непроверяемой ударением.
Безударный гласный: непроверяемый, проверяемый; слог, ударение.
Планируемый результат
-личностные: формирование учебно-познавательной мотивации учения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе; умение проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
-предметные:закреплять и при необходимости корректировать изученные способы действий правописания слов с безударными гласными, закреплять и корректировать понятие и умение о родственных словах, формировать навык устной и письменной речи.
Организация пространства
Формы работы
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.
презентация к уроку, карточки для парной и групповой работы.
I.Этап мотивации
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Улыбнемся гостям, друг другу, и начнем наш урок с хорошим настроением.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
Учитель: Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая зима.
– и т.д.
Учитель: Да, все, что вы сказали, верно… А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:
Коммуникативные:Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность. (Целеполагание)
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности
- Один мудрец сказал такие слова. Давайте их прочитаем.
КТО ИЩЕТ ТРУДНОСТЬ, НАХОДИТ МУДРОСТЬ.
-Как понимаете смысл этого высказывания?
-Значит, надо ли пугаться трудностей?
- Нет, надо учиться их преодолевать.
-Пусть опыт, приобретенный на уроке, подарит вам мудрость.
Сп … шиите побольше сегодня узнать,
Сп … шите всё верно-получите пять.
-Что можете сказать?
Давайте определим тему нашего урока.
( Правописание безударных гласных).
-Какие цели мы можем перед собой поставить?
Безударные гласные
проверяемые непроверяемые
ставим под ударение запоминаем обращаемся к словарю
На какие вопросы нужно нам ответить?
З ачем проверяем?
Регулятивные:
ставить учебную задачу, корректировать деятельность, осуществлять пошаговый контроль.
Познавательные:анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений.
Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями и условиями коммуникации
III.Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
Цель: формировать у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности; систематизировать и обобщить знания .
IV . Этап включения изученного в систему знаний
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Работа в группах.
У каждой группы на столе лежат карточки со словами.
Карточки для групп
Слова с проверяемыми безударными гласными и слова с непроверяемыми безударными гласными.
1гр-с…рока, …сина, к…тёнок, в…дичка.
2гр-яг…да, ч…совщик, зв…зда, к…пуста
3гр-л…сты, п…суда, м…шина, з…ма
4гр-р…бота, б…гуны, ск…ла, пч…ла
5гр-в…робей, с…бака,хл…ба, т…мно.
Ваша задача, используя алгоритм проверки безударной гласной, выбрать только те слова, в которых пропущена проверяемая безударная гласная. (дети отбирают слова и прикрепляют на доску)
Как будете рассуждать?
Определи безударную гласную.
Подбери проверочное слово так, чтобы проверяемый звук стал ударным.
Один ученик выходит к доске, громко называет слова по порядку, класс показывает с помощью сигналов –веерочков нужную безударную гласную и хором проговаривают проверочное слово.
Как вы проверяли безударный гласный?
Дети рассказывают правила проверки:
Если буква гласная
вызвала сомнение
ты её немедленно
ставь под ударение.
Безударный хитрый гласный
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье.
Чтоб развеять все сомненья!
Физминутка
2. Вторая половина нашей карты знаний пустует. Почему? (нужно найти слова с непроверяемой безударной гласной)
Что можете сказать про слова, которые у вас остались на столах?(слова с непроверяемыми безударными гласными). Продолжаем заполнять карту знаний примерами.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему:
Цель: закрепить знания о правописании безударных гласных.
Задачи: повторить алгоритм проверки безударной гласной в корне; выполняя упражнения обобщить знания в написании слов с безударной гласной.
Оборудование: наглядности.
Организационный момент:
Чтоб сегодня наш урок
Всем пошёл ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Слушать, думать и вникать!
Давайте прочитаем все вместе предложение (СЛАЙД 1).
С МАЛОЙ УДАЧИ НАЧИНАЕТСЯ БОЛЬШОЙ УСПЕХ.
-Вы согласны с этим утверждением?
А теперь постарайтесь собрать из слов предложение:
нас, все, у, Сегодня, получится. (200 шрифт).
Сегодня у нас всё получится.
I . Актуализация опорных знаний:
-А для того, чтобы у нас всё получилось, мы начнём с проверки домашнего задания.
Домашнее задание было у вас очень интересное и вы как взрослые должны были выбрать одно из двух заданий, с которым вы наиболее успешно справитесь.
СЛАЙД 2 Домашнее задание:
Прочитайте слова. Запишите, вставляя пропущенные буквы. Подбери проверочные слова. Подчеркни орфограмму.
Б…гун – …………, х…дить – ………. сл…ды – ………..( ФОРМА СЛОВА) д…ждливый– …………. гр…зовой – …………. стр…ла – …………. (ФОРМА СЛОВА).
Прочитайте предложения. Запишите, вставляя пропущенные буквы. Устно объясни написание слов. Подчеркни подлежащее и сказуемое.
Р…бята х…дили в б…рёзовую рощ… с с…бакой Тобиком. С…бака поч…яла ч…жие сл…ды. Маленький к…тёнок под …кном дрожал от стуж…
1 УРОВЕНЬ (объяснение): Читаем слово. Бегун. Вставим букву? – е. Докажи? В этом слове орфограмма безударная гласная в корне слова проверяемая ударением. Для того чтобы проверить безударную гласную нужно подобрать однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной или изменить форму слова. В данном случае проверочное слово БЕГ.
-Это форма слова или однокоренное?
Давайте ещё раз повторим: Для того чтобы проверить безударную гласную нужно подобрать однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной или изменить форму слова.
-Продолжаем работать над словами: ходить – ход, следы-след (ФОРМА СЛОВА), дождливый – дождь, грозовой – грозы, стрела – стрелы (ФОРМА СЛОВА).
И СРАЗУ ОЦЕНИВАЮ.
2УРОВЕНЬ (объяснение): Читаем предложение. Называете слова, где необходимо было вставить пропущенную букву. Проверяете каждое слово: ребята(пишу букву Е, мы не можем проверить это слово, так как это словарное слово),
ходили(пишу букву О) – ход, берёзовую (пишу букву Е, т.к. это словарное слово), роща (ча, ща пишу букву А), собакой (буква О – словарное слово). Собака ( буква О – словарное слово), почуяла (чу, щу пишу букву У), чужие (чу, щу пишу букву У), следы (пишу букву Е – проверочное слово СЛЕД). Котёнок (пишу букву О – проверочное слово КОТ), окном (пишу букву О – проверочное слово Окна), стужи (жи, ши пишу букву И).
-Молодцы! Вы справились. Что повторяли выполняя Д/З?
-Правописание безударной гласной проверяемая и непроверяемая ударением.
II . Основная часть:
-К нам в гости пришли сказочные герои. Назовите их (Мальвина, Буратино, Пьеро) – НАГЛЯДНО НА ДОСКЕ.
-С какой сказки?
-Кто написал?
- Алексей Николаевич Толстой.
Ребята – Мальвина, Буратино, Пьеро рисовали картинку: деревья зимой, снеговика и детей на улице.
Пьеро нарисовал снеговика. Буратино не стал рисовать деревья зимой.
Определите что нарисовал каждый герой.
-Что нарисовал Пьеро? – снеговика (РЕБЁНОК ВЫХОДИТ ПЕРЕНОСИТ КАРТИНКУ), что нарисовал Буратино? – детей на улице (РЕБЁНОК ВЫХОДИТ ПЕРЕНОСИТ КАРТИНКУ), что нарисовала Мальвина? – деревья зимой (РЕБЁНОК ВЫХОДИТ ПЕРЕНОСИТ КАРТИНКУ).
-Молодцы, мы выстроили логическую цепочку, теперь проверим (СЛАЙД 3)
Мальвина, Буратино, Пьеро рисовали к…ртину : деревья з…мой , сн…говика и детей на улице. Пьеро нарисовал снеговика. Буратино нарисовал детей на улице. Мальвина нарисовала д…ревья зимой.
-Что объединяет подчёркнутые слова?
-Безударная гласная в корне.
НАГЛЯДНО НА ДОСКЕ ДВА СТОЛБИКА И СЛОВА
I группа Проверяемое ударением: ДЕРЕВЬЯ, ЗИМОЙ, СНЕГОВИК.
II группа Непроверяемое ударением: КАРТИНУ.
Итак, первое слова КАРТИНУ, можем ли мы проверить безударную гласную?
-Нет, так как это словарное слово.
-Отлично. Дальше, слово ЗИМОЙ, можем ли мы тут проверить безударную гласную?
-Слово СНЕГОВИКА, проверочное слово СНЕГ.
-Слово ДЕРЕВЬЯ, проверочное слово дЕрево.
-Какая орфограмма во всех этих словах?
-Безударная гласная проверяемая и непроверяемая ударением.
-Как вы думаете, какова ТЕМА нашего урока?
-Мы с вами будем впервые говорить об этом или обобщать полученные нами знания на протяжении нескольких уроков?
-Какова цель нашего урока?
- ЗАКРЕПИТЬ…(знания о правописании безударных гласных).
-Каковы задачи урока?
- ПОВТОРИМ…(алгоритм проверки безударной гласной в корне слова).
ВЫПОЛНЯЯ УПРАЖНЕНИЯ ОБОБЩИТЬ…(знания в написании слов с безударными гласными).
-Отлично, с целей и задачами мы с вами определились.
-На какую тему сказочные герои рисовали картину? (ЗИМА).
Неожиданно поворачиваюсь и рассказываю небольшое стихотворение:
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке.
На экране снежинки и буквы О, А, Е, И, Я.
-Но мы видим, что это необычные снежинки, а что находятся ещё на каждой снежинке?
-На какие две группы мы можем разделить эти гласные?
-Буквы, которые обозначают два звука и гласные, которые обозначают один звук.
-Какие буквы дают два звука? Я (й`а), Е (й`э).
-Какие буквы дают один звук? О, А, И.
Минутка чистописания:
еяоаи еяоаи еяоаи еяоаи еяоаи еяоаи еяоаи еяоаи еяоаи еяоаи
Мальвина очень старалась обучить грамоте Буратино, но у неё немного не получалось.
-Итак, у вас на столе лежит КАРТОЧКА № 1: (СЛАЙД 5)
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.
Д…кабрь, ул…ца, м…роз, д…ревья, ин. й, х…ккей.
Прочитайте самостоятельно, определите что не обходимо выполнить. Работать будете в парах. Приступаем (если работа окончена за руки берётесь и поднимаете вверх):
-Какая орфограмма встречается в словах?
-Безударная гласная в корне слова.
-Можем ли мы проверить безударную гласную?
-Докажите (дети встают и объясняют написание безударной гласной в корне слова).
-Что мы знаем о написании словарных слов?
-Их необходимо запомнить или проверять их написание в орфографическом словаре (ВЗЯТЬ СЛОВАРИ И СОЗДАТЬ ВЫСТАВКУ КНИГ).
-Молодцы, мы помогли Буратино, теперь он запомнил как писать словарные слова.
-Но, у Мальвины есть ещё один ученик.
-Вместе с ним мы с вами самостоятельно поработаем со словами и найдём ошибки в написании безударной гласной в корне слова:
КАРТОЧКА № 2: (СЛАЙД 6)
Прочитайте слова. Запишите слова в тетрадь исправляя, где необходимо ошибки.
Селач, снижок, трава, звирёк, гребной.
(Поменялись тетрадями, взяли простой карандаш в руки и проверяем).
-СиЛАЧ – пишу букву И – СИЛА.
-СНеЖОК – пишу букву Е – СНЕГ.
-ЗВеРЁК – пишу букву Е – ЗВЕРЬ.
-ГРиБНОЙ – пишу букву И – ГРИБ.
-Поменялись обратно тетрадями.
-Кто выполнил без ошибок, подняли руку!- МОЛОДЦЫ.
-Кто допустил одну ошибку, подняли руку? – ВАМ НЕМНОГО НАДО ПОДУЧИТЬ.
-Кто допусти 2 и более ошибок, подняли руку? – ВАМ НЕОБХОДИМО КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ДОМА ЗАНИМАТЬСЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ, чтобы достигнуть более лучший результат со временем и внимательнее слушать учителя.
-Что мы повторили, выполняя данное упражнение?
-Написание безударной гласной в корне слова проверяемой ударением.
-Повторим алгоритм проверки безударной гласной СЛАЙД 7: (по одному появляются этапы алгоритма):
АЛГОРИТМ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В СЛОВЕ
1. Прочитай слово, поставить ударение.
2. Найди безударный гласный звук.
3. Подберём проверочной слово, в котором безударный гласный звук станет ударным.
4. Напиши слово правильно.
5. Подчеркни безударную гласную в слове.
-Совместно с нами Мальвина научила Пьеро проверять орфограмму безударную гласную в корне слова проверяемая ударением.
III . Подведение итогов. Рефлексия:
-Наши друзья решили нас испытать и определить насколько мы владеем этой темой.
Учебник с.111. Работаем с разделом ПРОВЕРЬ СЕБЯ.
(например): София, прочитай 2 задание:
Прочитайте слова. В каких из них написание выделенной буквы надо проверить? Объясни свой ответ.
З и ма, з и мушка, з и мой, з и мний.
В каких же словах нам надо проверить написание выделенной буквы? Зима-необходимо проверить, зимушка-нет, т.к. И под ударением, зимой-необходимо проверить, зимний – нет, т.к. И под ударением. То есть слова ЗИМА и ЗИМОЙ являются проверяемыми словами, а слова ЗИМУШКА и ЗИМНИЙ являются проверочными словами к этим же проверяемым словам.
(например): Вероника, прочитай 3 задание:
Какими способами можно подобрать проверочные слова к данным словам? Объясни свой ответ.
Трава, пчела, дожди, плита.
Трава-травы(форма слова), пчела-пчёлы(форма слова), дожди-дождь(форма слова), плита-плиты(форма слова).
То есть, чтобы проверить данные слова мы изменили форму слова.
-А как ещё можно проверить написание безударной гласной?
-Подобрать однокоренное слово.
4 ЗАДАНИЕ НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ:
Прочитайте. Писать не будем. Назовите только словам с непроверяемой орфограммой в корне слова.
Лопата , скворец, зверёк, ветер, ноябрь.
Возвращаемся к целям и задачам урока:
Читаю цель – цель достигнута?
Читаю задачи – задачи выполнены?
Д/з: 1уровень: упр. 174 (1,2). 2 уровень: написать мини соч. на тему зима.
Данная технологическая карта расчитана на 2 класс. Материал поможет вам организовать урок русского языка по заданной теме.
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний о правописании слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.
Тип: Отработки умений и рефлексии
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
Развивать навыки сотрудничества со сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;
Развивать представление об окружающем ученика мире.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
Формировать умение принимать и сохранять цель и учебную задачу (РУУД);
Формировать умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи (РУУД);
Формировать умение ориентироваться в учебнике (страницах учебника, в словарях учебника) (ПУУД);
Формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог (КУУД).
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
Обучающийся научится:
Применять изученные правила правописания: непроверяемые гласные.
Обучающийся получит возможность научиться:
Разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные.
Учитель: Презентация, технологическая карта, учебник.
Учащиеся: Рабочие тетради.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методы
1.Мотивация к учебной деятельности
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Петровна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
Я желаю вам успехов и уверенна, что у вас всё получится.
Внимательно слушают учителя.
К. Слушать и слышать собеседника, вести диалог.
Создание ситуации успеха, беседа, постановка системы перспектив.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (УМЕНИЙ) (повторение, самостоятельная работа, самопроверка)
2.1. Целеполагание (постановка цели, выбор способа и средств реализации (дифференциация)
2.2. Обобщение затруднений во внешней речи (учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, решают задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов)
2.3. Самостоятельная работа (с самопроверкой)
2.4. Повторение
Минутка чистописания/словарная работа
-Откройте свои тетради и запишите сегодняшнюю дату, классную работу. Запишите сочетание букв. (ма, Са, ни).
-Ребята, обратите внимание на экран. Вставьте пропущенные буквы. Как мы проверим пропущенные гласные?
-Какое слово здесь лишнее?
-Как называется орфограмма в этом слове?
-Какая тема нашего урока?
-Что будем делать на уроке?
-Отлично. Посмотрите на слайд отгадайте слово, которое спряталось.
-Ребята, это новое словарное слово, запишите его в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните орфограмму, выделите корень.
-Можно проверить букву –а-?
-Ребята, это словарное слово, как называется эта орфограмма?
-Верно, что такое малина?
-Растение с душистыми сладкими ягодами обычно красного цвета. Ребята, откройте учебник на странице 106. Прочитаем страницу для любознательных.
-О каких свойствах малины вы ещё знаете?
-Да, малина это настоящее лекарство, в которой содержится много витаминов. Не зря при простуде нам дают чай с малиной. Обратите внимание на упражнение 168. Прочитайте это стихотворение.
-Найдите однокоренные слова.
-Малина и малиновка, это однокоренные слова?
-Что или кто такая малиновка?
-Это небольшая певчая птица.
-Запишите однокоренные слова и подчеркните непроверяемую гласную –а-.
-Посмотрите упражнение 167 на странице 105. Учитель даёт задание.
-Теперь давайте проверим. Поменяйтесь тетрадями и возьмите ручку другого цвета.
-У кого нет ошибок? У кого 1-2 ошибок? У кого 3-5? У кого больше?
-Спасибо. Какое словарное слово мы сегодня с вами узнали?
-Как проверить безударную гласную в корне слова?
Записывают дату, классная работа.
-Подберём однокоренные слова. Устно объясняют написание слов.
-Это словарное слово.
- Непроверяемая гласная в корне слова.
-Слова с непроверяемой гласной в корне слова.
-Закреплять знания по этой теме.
-Безударная гласная –а- в корне слова.
-Нет, нужно запомнить.
-Непроверяемая гласная в корне слова.
Читают информацию о малине.
-Малинник, малиновый, малинки, малина.
Высказывают своё мнение.
Высказывают своё мнение.
Записывают однокоренные слова.
Записывают предложения и озвучивают их.
-Проверить или запомнить.
Л. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;
Л. Развивать представление об окружающем ученика мире;
Р. Принимать и сохранять цель и учебную задачу;
Р. Выполнять учебные действия в устной, письменной речи;
П. Ориентироваться в учебнике (страницах учебника, в словарях учебника);
К. Слушать и слышать собеседника, вести диалог.
Создание ситуации успеха, беседа, постановка системы перспектив, поощрение и порицание в обучении, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности, работа в группах, метод стимулирования занимательным содержанием, повторение, упражнение.
РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (самооценка результатов своей коррекционной деятельности, а в случае, если не было ошибок, - самостоятельной деятельности)
-Предлагаю вам оценить свою работу по одной из пословиц. Приложение 3
-К сожалению, я не смогу вас всех услышать, наш урок подошёл к концу, давайте подведём итоги. Какова была тема? Достигли цели? Где испытывали трудности?
-Спасибо. Домашнее задание. Подготовить словарный диктант из 10 слов. На тему природа.
-Спасибо за работу, урок окончен.
Выбирают одну пословицу и по желанию объясняют свой выбор.
Р. Выполнять учебные действия в устной, письменной речи;
К. Слушать и слышать собеседника, вести диалог.
Создание ситуации успеха, беседа, постановка системы перспектив.
Приложение 1
В..лчонок, з…мляника, цв…ток, гн…здо, в…да, в…дро.
П риложение 2
Сказки мудростью богаты,
Сказке скажем: “Приходи!”
Это присказка, ребята!
Сказка будет впереди!
Сегодня у нас урок-сказка.
На доске написаны слова: с. лдат, т….пор, прин…сла, похв.. .лила, с…поги, отв. чает.
– Давайте прочитаем слова. На какие две группы мы можем их поделить? (На существительные и глаголы – грамматические признаки, по орфограммам – на проверяемые и непроверяемые безударные гласные).
– Давайте сейчас откроем тетради и запишем эти слова в два столбика, разделив их по орфограммам. Проверяем. Читаем слова первого столбика. Какие орфограммы в словах этого столбика? (Ответы детей.)
– Читаем слова второго столбика. Какие орфограммы в этом столбике? Из какой сказки эти слова? (Каша из топора.)
– А кто главный герой этой сказки? (Солдат.)
– Сегодня он пришел к нам на урок.
В старину солдаты служили 25 лет и наш солдат очень долго не был дома и очень соскучился по своей мамочке. Но быстро дойти до дома он не может. Ему надо выполнить задания, которые он завязал на память в узелки, но все-равно забыл. И поэтому дорога v него нелегкая, извилистая, длинная, трудная. -Поможем ему, ребята?
– С одним заданием мы уже справились и можем развязать один узелок.
III. Минутка чистописания
– А теперь посмотрите на дорогу, по которой шел солдат. Из чего она состоит? (Из гласных букв и элементов букв: д, з, у – прямой линии с петлей.)
– Напишите эту цепочку два раза.
IV. Обобщение о безударных гласных, проверяемых ударением
– Тема нашего урока "Безударные гласные, проверяемые ударением". Чтобы выполнить следующее задание, мы будем работать с вами парами. У вас на партах лежат цветные карточки. Одна карточка на двоих ребят. Распределите между собой задания, затем вставите пропущенные гласные прямо в текст карточки и завершите работу заполнением перфокарт. Приступаем к работе. Сейчас проверим ваши ответы по желтым карточкам. Сравните свои ответы с ответами на доске. У кого ответы совпадают, поднимите свои карточки (и так проверяются ответы следующего цвета карточек).
– Молодцы, ребята! Давайте развяжем еще один узелок.
– А теперь солдат предлагает нам поиграть в “Слова наоборот”.
– Я вам буду показывать слова, а вы будете записывать в тетрадь слова с противоположным значением, но вслух их называть не будете, ведь у нас урок-сказка, а в каждой сказке есть тайна.
Итак, внимательно читаем, записываем и подчеркиваем орфограмму.
– Проверяем с помощью веера с набором гласных букв.
(Один учащийся называет слова, все поднимают ту гласную, которую они вставили в данное слово.)
– Молодцы, ребята! Развязываем еще один узелок.
– А теперь давайте обратим внимание на нашего солдата. Какой он бодрый, сильный, мужественный. А чтобы нам такими быть, чем мы должны с вами заниматься каждый день? (Зарядкой.)
– Вот и сейчас мы с вами проведем физминутку под “Марш деревянных солдатиков” Петра Ильича Чайковского.
V. Физкультминутка
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой – раз, левой – раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки-
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки-
Громче и быстрей!
По коленочкам ударим-
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем-
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Мы на месте покружились
И остановились.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой – встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч,
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
– Ребята! Солдат принес с собой свиток с заданием, но прежде чем мы будем его выполнять, давайте подумаем: что такое свиток? (Учитель поясняет.) Свиток – узкая полоска папируса, пергамента или другого писчего материала, свернутая в трубочку.
(На доске вывешивается свиток.)
– Здесь было предложение, но слова рассыпались. Нам надо вставить предложение и записать его. -Давайте обратим внимание на выделенные слова. -Какая орфограмма присутствует в них? (Безударная гласная.)
– Назовите в какой последовательности у нас будут стоять слова в предложении?
(Обратить внимание на слово с большой буквы и слово с запятой, поставить под каждым словом порядковый номер в предложении.)
– Запишем это предложение и подчеркнем безударные гласные.
– Закончили. Молодцы, ребята! Теперь мы можем еще один узелок развязать.
– Мы с вами помогаем солдату выполнять задания, а дорога до дома остается совсем короткой.
– И вдруг перед солдатом расстилается цветочное поле, а на нем цветов видимо-невидимо.
Наши красные цветы
Раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
Старенькая мама ждет своего сына – солдата – домой. Но не придет же солдат к маме без подарка. Давайте поможем собрать солдату букет цветов в эту корзину. Для этого надо в слова с пропущенной буквой вставить безударную гласную, а цветочек положить в корзину. (Цветочки держатся на магнитах.)
– Проверяем. Развязываем последний узелок.
– А солдат дошел до дома и встретился наконец со своей мамочкой.
VI. Итог урока
– Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! А вы какой урок для себя взяли из этой сказки? (О любви к маме.)
– С какой орфограммой мы с вами встречались в каждом задании на уроке? (Безударная гласная, проверяемая ударением.)
– А что еще вспомнили? (Слова с противоположным значением и словарные слова.)
VI. Домашнее задание. Оценки
Записать 3–4 предложения о маме, найти безударную гласную и подчеркнуть.
– Ребята! Я хочу поблагодарить вас за урок и подарить вам по "солнышку", которое вы подарите своей любимой маме.
Читайте также: