Обобщение о безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением 2 класс школа россии

Обновлено: 06.07.2024

Урок общеметодологической направленности. Основное содержание урока - освоение написания слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Формы работы на уроке: фронтальная , индивидуальная, работа в парах, групповая работа.

Оценить 846 0

Сираева Римма Рамиловна

Учитель начальных классов

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построениемструктуры изученных понятий и алгоритмов.

Содержательные цели: Актуализировать знания о проверяемой и непроверяемой безударной гласной, повторить и систематизировать знания по теме; закрепить изученные способы действий,совершенствовать навык подбора проверочных слов.

Развивать умениенаходить в слове букву, обозначающую безударный звук; проверять безударный гласный, используя алгоритм; писать слова с проверяемым и непроверяемым безударным гласным; выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку; формулировать речевое высказывание и аргументировать своё мнение; комментировать собственные действия при выполнении задания.

Основное содержание темы

Термины и понятия

Освоение написания слов с безударной гласной, проверяемой и непроверяемой ударением.

Безударный гласный: непроверяемый, проверяемый; слог, ударение.

Планируемый результат

-личностные: формирование учебно-познавательной мотивации учения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе; умение проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

-предметные:закреплять и при необходимости корректировать изученные способы действий правописания слов с безударными гласными, закреплять и корректировать понятие и умение о родственных словах, формировать навык устной и письменной речи.

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

презентация к уроку, карточки для парной и групповой работы.

I.Этап мотивации

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Улыбнемся гостям, друг другу, и начнем наш урок с хорошим настроением.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Учитель: Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая зима.
– и т.д.

Учитель: Да, все, что вы сказали, верно… А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Коммуникативные:Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность. (Целеполагание)

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности

- Один мудрец сказал такие слова. Давайте их прочитаем.

КТО ИЩЕТ ТРУДНОСТЬ, НАХОДИТ МУДРОСТЬ.

-Как понимаете смысл этого высказывания?

-Значит, надо ли пугаться трудностей?

- Нет, надо учиться их преодолевать.

-Пусть опыт, приобретенный на уроке, подарит вам мудрость.

Сп … шиите побольше сегодня узнать,

Сп … шите всё верно-получите пять.

-Что можете сказать?

Давайте определим тему нашего урока.

( Правописание безударных гласных).

-Какие цели мы можем перед собой поставить?

Безударные гласные

проверяемые непроверяемые

ставим под ударение запоминаем обращаемся к словарю

На какие вопросы нужно нам ответить?

З ачем проверяем?

Регулятивные:

ставить учебную задачу, корректировать деятельность, осуществлять пошаговый контроль.

Познавательные:анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями и условиями коммуникации

III.Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: формировать у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности; систематизировать и обобщить знания .

IV . Этап включения изученного в систему знаний

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Работа в группах.

У каждой группы на столе лежат карточки со словами.

Карточки для групп

Слова с проверяемыми безударными гласными и слова с непроверяемыми безударными гласными.

1гр-с…рока, …сина, к…тёнок, в…дичка.

2гр-яг…да, ч…совщик, зв…зда, к…пуста

3гр-л…сты, п…суда, м…шина, з…ма

4гр-р…бота, б…гуны, ск…ла, пч…ла

5гр-в…робей, с…бака,хл…ба, т…мно.

Ваша задача, используя алгоритм проверки безударной гласной, выбрать только те слова, в которых пропущена проверяемая безударная гласная. (дети отбирают слова и прикрепляют на доску)

Как будете рассуждать?

Определи безударную гласную.

Подбери проверочное слово так, чтобы проверяемый звук стал ударным.

Один ученик выходит к доске, громко называет слова по порядку, класс показывает с помощью сигналов –веерочков нужную безударную гласную и хором проговаривают проверочное слово.

Как вы проверяли безударный гласный?

Дети рассказывают правила проверки:

Если буква гласная

вызвала сомнение

ты её немедленно

ставь под ударение.

Безударный хитрый гласный

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье.

Чтоб развеять все сомненья!

Физминутка

2. Вторая половина нашей карты знаний пустует. Почему? (нужно найти слова с непроверяемой безударной гласной)

Что можете сказать про слова, которые у вас остались на столах?(слова с непроверяемыми безударными гласными). Продолжаем заполнять карту знаний примерами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему:

Цель: закрепить знания о правописании безударных гласных.

Задачи: повторить алгоритм проверки безударной гласной в корне; выполняя упражнения обобщить знания в написании слов с безударной гласной.

Оборудование: наглядности.

Организационный момент:

Чтоб сегодня наш урок

Всем пошёл ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Слушать, думать и вникать!

Давайте прочитаем все вместе предложение (СЛАЙД 1).

С МАЛОЙ УДАЧИ НАЧИНАЕТСЯ БОЛЬШОЙ УСПЕХ.

-Вы согласны с этим утверждением?

А теперь постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, все, у, Сегодня, получится. (200 шрифт).

Сегодня у нас всё получится.

I . Актуализация опорных знаний:

-А для того, чтобы у нас всё получилось, мы начнём с проверки домашнего задания.

Домашнее задание было у вас очень интересное и вы как взрослые должны были выбрать одно из двух заданий, с которым вы наиболее успешно справитесь.

СЛАЙД 2 Домашнее задание:

Прочитайте слова. Запишите, вставляя пропущенные буквы. Подбери проверочные слова. Подчеркни орфограмму.

Б…гун – …………, х…дить – ………. сл…ды – ………..( ФОРМА СЛОВА) д…ждливый– …………. гр…зовой – …………. стр…ла – …………. (ФОРМА СЛОВА).

Прочитайте предложения. Запишите, вставляя пропущенные буквы. Устно объясни написание слов. Подчеркни подлежащее и сказуемое.

Р…бята х…дили в б…рёзовую рощ… с с…бакой Тобиком. С…бака поч…яла ч…жие сл…ды. Маленький к…тёнок под …кном дрожал от стуж…

1 УРОВЕНЬ (объяснение): Читаем слово. Бегун. Вставим букву? – е. Докажи? В этом слове орфограмма безударная гласная в корне слова проверяемая ударением. Для того чтобы проверить безударную гласную нужно подобрать однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной или изменить форму слова. В данном случае проверочное слово БЕГ.

-Это форма слова или однокоренное?

Давайте ещё раз повторим: Для того чтобы проверить безударную гласную нужно подобрать однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной или изменить форму слова.

-Продолжаем работать над словами: ходить – ход, следы-след (ФОРМА СЛОВА), дождливый – дождь, грозовой – грозы, стрела – стрелы (ФОРМА СЛОВА).

И СРАЗУ ОЦЕНИВАЮ.

2УРОВЕНЬ (объяснение): Читаем предложение. Называете слова, где необходимо было вставить пропущенную букву. Проверяете каждое слово: ребята(пишу букву Е, мы не можем проверить это слово, так как это словарное слово),

ходили(пишу букву О) – ход, берёзовую (пишу букву Е, т.к. это словарное слово), роща (ча, ща пишу букву А), собакой (буква О – словарное слово). Собака ( буква О – словарное слово), почуяла (чу, щу пишу букву У), чужие (чу, щу пишу букву У), следы (пишу букву Е – проверочное слово СЛЕД). Котёнок (пишу букву О – проверочное слово КОТ), окном (пишу букву О – проверочное слово Окна), стужи (жи, ши пишу букву И).

-Молодцы! Вы справились. Что повторяли выполняя Д/З?

-Правописание безударной гласной проверяемая и непроверяемая ударением.

II . Основная часть:

-К нам в гости пришли сказочные герои. Назовите их (Мальвина, Буратино, Пьеро) – НАГЛЯДНО НА ДОСКЕ.

-С какой сказки?

-Кто написал?

- Алексей Николаевич Толстой.

Ребята – Мальвина, Буратино, Пьеро рисовали картинку: деревья зимой, снеговика и детей на улице.

Пьеро нарисовал снеговика. Буратино не стал рисовать деревья зимой.

Определите что нарисовал каждый герой.

-Что нарисовал Пьеро? – снеговика (РЕБЁНОК ВЫХОДИТ ПЕРЕНОСИТ КАРТИНКУ), что нарисовал Буратино? – детей на улице (РЕБЁНОК ВЫХОДИТ ПЕРЕНОСИТ КАРТИНКУ), что нарисовала Мальвина? – деревья зимой (РЕБЁНОК ВЫХОДИТ ПЕРЕНОСИТ КАРТИНКУ).

-Молодцы, мы выстроили логическую цепочку, теперь проверим (СЛАЙД 3)

Мальвина, Буратино, Пьеро рисовали к…ртину : деревья з…мой , сн…говика и детей на улице. Пьеро нарисовал снеговика. Буратино нарисовал детей на улице. Мальвина нарисовала д…ревья зимой.

-Что объединяет подчёркнутые слова?

-Безударная гласная в корне.

НАГЛЯДНО НА ДОСКЕ ДВА СТОЛБИКА И СЛОВА

I группа Проверяемое ударением: ДЕРЕВЬЯ, ЗИМОЙ, СНЕГОВИК.

II группа Непроверяемое ударением: КАРТИНУ.

Итак, первое слова КАРТИНУ, можем ли мы проверить безударную гласную?

-Нет, так как это словарное слово.

-Отлично. Дальше, слово ЗИМОЙ, можем ли мы тут проверить безударную гласную?

-Слово СНЕГОВИКА, проверочное слово СНЕГ.

-Слово ДЕРЕВЬЯ, проверочное слово дЕрево.

-Какая орфограмма во всех этих словах?

-Безударная гласная проверяемая и непроверяемая ударением.

-Как вы думаете, какова ТЕМА нашего урока?

-Мы с вами будем впервые говорить об этом или обобщать полученные нами знания на протяжении нескольких уроков?

-Какова цель нашего урока?

- ЗАКРЕПИТЬ…(знания о правописании безударных гласных).

-Каковы задачи урока?

- ПОВТОРИМ…(алгоритм проверки безударной гласной в корне слова).

ВЫПОЛНЯЯ УПРАЖНЕНИЯ ОБОБЩИТЬ…(знания в написании слов с безударными гласными).

-Отлично, с целей и задачами мы с вами определились.

-На какую тему сказочные герои рисовали картину? (ЗИМА).

Неожиданно поворачиваюсь и рассказываю небольшое стихотворение:

В воздухе немножко,

Сели и растаяли

На моей ладошке.

На экране снежинки и буквы О, А, Е, И, Я.

-Но мы видим, что это необычные снежинки, а что находятся ещё на каждой снежинке?

-На какие две группы мы можем разделить эти гласные?

-Буквы, которые обозначают два звука и гласные, которые обозначают один звук.

-Какие буквы дают два звука? Я (й`а), Е (й`э).

-Какие буквы дают один звук? О, А, И.

Минутка чистописания:

еяоаи еяоаи еяоаи еяоаи еяоаи еяоаи еяоаи еяоаи еяоаи еяоаи

Мальвина очень старалась обучить грамоте Буратино, но у неё немного не получалось.

-Итак, у вас на столе лежит КАРТОЧКА № 1: (СЛАЙД 5)

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.

Д…кабрь, ул…ца, м…роз, д…ревья, ин. й, х…ккей.

Прочитайте самостоятельно, определите что не обходимо выполнить. Работать будете в парах. Приступаем (если работа окончена за руки берётесь и поднимаете вверх):

-Какая орфограмма встречается в словах?

-Безударная гласная в корне слова.

-Можем ли мы проверить безударную гласную?

-Докажите (дети встают и объясняют написание безударной гласной в корне слова).

-Что мы знаем о написании словарных слов?

-Их необходимо запомнить или проверять их написание в орфографическом словаре (ВЗЯТЬ СЛОВАРИ И СОЗДАТЬ ВЫСТАВКУ КНИГ).

-Молодцы, мы помогли Буратино, теперь он запомнил как писать словарные слова.

-Но, у Мальвины есть ещё один ученик.

-Вместе с ним мы с вами самостоятельно поработаем со словами и найдём ошибки в написании безударной гласной в корне слова:

КАРТОЧКА № 2: (СЛАЙД 6)

Прочитайте слова. Запишите слова в тетрадь исправляя, где необходимо ошибки.

Селач, снижок, трава, звирёк, гребной.

(Поменялись тетрадями, взяли простой карандаш в руки и проверяем).

-СиЛАЧ – пишу букву И – СИЛА.

-СНеЖОК – пишу букву Е – СНЕГ.

-ЗВеРЁК – пишу букву Е – ЗВЕРЬ.

-ГРиБНОЙ – пишу букву И – ГРИБ.

-Поменялись обратно тетрадями.

-Кто выполнил без ошибок, подняли руку!- МОЛОДЦЫ.

-Кто допустил одну ошибку, подняли руку? – ВАМ НЕМНОГО НАДО ПОДУЧИТЬ.

-Кто допусти 2 и более ошибок, подняли руку? – ВАМ НЕОБХОДИМО КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ДОМА ЗАНИМАТЬСЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ, чтобы достигнуть более лучший результат со временем и внимательнее слушать учителя.

-Что мы повторили, выполняя данное упражнение?

-Написание безударной гласной в корне слова проверяемой ударением.

-Повторим алгоритм проверки безударной гласной СЛАЙД 7: (по одному появляются этапы алгоритма):

АЛГОРИТМ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В СЛОВЕ

1. Прочитай слово, поставить ударение.

2. Найди безударный гласный звук.

3. Подберём проверочной слово, в котором безударный гласный звук станет ударным.

4. Напиши слово правильно.

5. Подчеркни безударную гласную в слове.

-Совместно с нами Мальвина научила Пьеро проверять орфограмму безударную гласную в корне слова проверяемая ударением.

III . Подведение итогов. Рефлексия:

-Наши друзья решили нас испытать и определить насколько мы владеем этой темой.

Учебник с.111. Работаем с разделом ПРОВЕРЬ СЕБЯ.

(например): София, прочитай 2 задание:

Прочитайте слова. В каких из них написание выделенной буквы надо проверить? Объясни свой ответ.

З и ма, з и мушка, з и мой, з и мний.

В каких же словах нам надо проверить написание выделенной буквы? Зима-необходимо проверить, зимушка-нет, т.к. И под ударением, зимой-необходимо проверить, зимний – нет, т.к. И под ударением. То есть слова ЗИМА и ЗИМОЙ являются проверяемыми словами, а слова ЗИМУШКА и ЗИМНИЙ являются проверочными словами к этим же проверяемым словам.

(например): Вероника, прочитай 3 задание:

Какими способами можно подобрать проверочные слова к данным словам? Объясни свой ответ.

Трава, пчела, дожди, плита.

Трава-травы(форма слова), пчела-пчёлы(форма слова), дожди-дождь(форма слова), плита-плиты(форма слова).

То есть, чтобы проверить данные слова мы изменили форму слова.

-А как ещё можно проверить написание безударной гласной?

-Подобрать однокоренное слово.

4 ЗАДАНИЕ НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ:

Прочитайте. Писать не будем. Назовите только словам с непроверяемой орфограммой в корне слова.

Лопата , скворец, зверёк, ветер, ноябрь.

Возвращаемся к целям и задачам урока:

Читаю цель – цель достигнута?

Читаю задачи – задачи выполнены?

Д/з: 1уровень: упр. 174 (1,2). 2 уровень: написать мини соч. на тему зима.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта расчитана на 2 класс. Материал поможет вам организовать урок русского языка по заданной теме.

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний о правописании слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

Тип: Отработки умений и рефлексии

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

Развивать навыки сотрудничества со сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;

Развивать представление об окружающем ученика мире.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

Формировать умение принимать и сохранять цель и учебную задачу (РУУД);

Формировать умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи (РУУД);

Формировать умение ориентироваться в учебнике (страницах учебника, в словарях учебника) (ПУУД);

Формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог (КУУД).

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

Обучающийся научится:

Применять изученные правила правописания: непроверяемые гласные.

Обучающийся получит возможность научиться:

Разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные.

Учитель: Презентация, технологическая карта, учебник.

Учащиеся: Рабочие тетради.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы

1.Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Петровна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Я желаю вам успехов и уверенна, что у вас всё получится.

Внимательно слушают учителя.

К. Слушать и слышать собеседника, вести диалог.

Создание ситуации успеха, беседа, постановка системы перспектив.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (УМЕНИЙ) (повторение, самостоятельная работа, самопроверка)

2.1. Целеполагание (постановка цели, выбор способа и средств реализации (дифференциация)

2.2. Обобщение затруднений во внешней речи (учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, решают задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов)

2.3. Самостоятельная работа (с самопроверкой)

2.4. Повторение

Минутка чистописания/словарная работа

-Откройте свои тетради и запишите сегодняшнюю дату, классную работу. Запишите сочетание букв. (ма, Са, ни).

-Ребята, обратите внимание на экран. Вставьте пропущенные буквы. Как мы проверим пропущенные гласные?

-Какое слово здесь лишнее?

-Как называется орфограмма в этом слове?

-Какая тема нашего урока?

-Что будем делать на уроке?

-Отлично. Посмотрите на слайд отгадайте слово, которое спряталось.

-Ребята, это новое словарное слово, запишите его в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните орфограмму, выделите корень.

-Можно проверить букву –а-?

-Ребята, это словарное слово, как называется эта орфограмма?

-Верно, что такое малина?

-Растение с душистыми сладкими ягодами обычно красного цвета. Ребята, откройте учебник на странице 106. Прочитаем страницу для любознательных.

-О каких свойствах малины вы ещё знаете?

-Да, малина это настоящее лекарство, в которой содержится много витаминов. Не зря при простуде нам дают чай с малиной. Обратите внимание на упражнение 168. Прочитайте это стихотворение.

-Найдите однокоренные слова.

-Малина и малиновка, это однокоренные слова?

-Что или кто такая малиновка?

-Это небольшая певчая птица.

-Запишите однокоренные слова и подчеркните непроверяемую гласную –а-.

-Посмотрите упражнение 167 на странице 105. Учитель даёт задание.

-Теперь давайте проверим. Поменяйтесь тетрадями и возьмите ручку другого цвета.

-У кого нет ошибок? У кого 1-2 ошибок? У кого 3-5? У кого больше?

-Спасибо. Какое словарное слово мы сегодня с вами узнали?

-Как проверить безударную гласную в корне слова?

Записывают дату, классная работа.

-Подберём однокоренные слова. Устно объясняют написание слов.

-Это словарное слово.

- Непроверяемая гласная в корне слова.

-Слова с непроверяемой гласной в корне слова.

-Закреплять знания по этой теме.

-Безударная гласная –а- в корне слова.

-Нет, нужно запомнить.

-Непроверяемая гласная в корне слова.

Читают информацию о малине.

-Малинник, малиновый, малинки, малина.

Высказывают своё мнение.

Высказывают своё мнение.

Записывают однокоренные слова.

Записывают предложения и озвучивают их.

-Проверить или запомнить.

Л. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;

Л. Развивать представление об окружающем ученика мире;

Р. Принимать и сохранять цель и учебную задачу;

Р. Выполнять учебные действия в устной, письменной речи;

П. Ориентироваться в учебнике (страницах учебника, в словарях учебника);

К. Слушать и слышать собеседника, вести диалог.

Создание ситуации успеха, беседа, постановка системы перспектив, поощрение и порицание в обучении, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности, работа в группах, метод стимулирования занимательным содержанием, повторение, упражнение.

РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (самооценка результатов своей коррекционной деятельности, а в случае, если не было ошибок, - самостоятельной деятельности)

-Предлагаю вам оценить свою работу по одной из пословиц. Приложение 3

-К сожалению, я не смогу вас всех услышать, наш урок подошёл к концу, давайте подведём итоги. Какова была тема? Достигли цели? Где испытывали трудности?

-Спасибо. Домашнее задание. Подготовить словарный диктант из 10 слов. На тему природа.

-Спасибо за работу, урок окончен.

Выбирают одну пословицу и по желанию объясняют свой выбор.

Р. Выполнять учебные действия в устной, письменной речи;

К. Слушать и слышать собеседника, вести диалог.

Создание ситуации успеха, беседа, постановка системы перспектив.

Приложение 1

В..лчонок, з…мляника, цв…ток, гн…здо, в…да, в…дро.


П риложение 2

Сказки мудростью богаты,
Сказке скажем: “Приходи!”
Это присказка, ребята!
Сказка будет впереди!

Сегодня у нас урок-сказка.

На доске написаны слова: с. лдат, т….пор, прин…сла, похв.. .лила, с…поги, отв. чает.

– Давайте прочитаем слова. На какие две группы мы можем их поделить? (На существительные и глаголы – грамматические признаки, по орфограммам – на проверяемые и непроверяемые безударные гласные).

– Давайте сейчас откроем тетради и запишем эти слова в два столбика, разделив их по орфограммам. Проверяем. Читаем слова первого столбика. Какие орфограммы в словах этого столбика? (Ответы детей.)

– Читаем слова второго столбика. Какие орфограммы в этом столбике? Из какой сказки эти слова? (Каша из топора.)

– А кто главный герой этой сказки? (Солдат.)

– Сегодня он пришел к нам на урок.

В старину солдаты служили 25 лет и наш солдат очень долго не был дома и очень соскучился по своей мамочке. Но быстро дойти до дома он не может. Ему надо выполнить задания, которые он завязал на память в узелки, но все-равно забыл. И поэтому дорога v него нелегкая, извилистая, длинная, трудная. -Поможем ему, ребята?

– С одним заданием мы уже справились и можем развязать один узелок.

III. Минутка чистописания

– А теперь посмотрите на дорогу, по которой шел солдат. Из чего она состоит? (Из гласных букв и элементов букв: д, з, у – прямой линии с петлей.)

– Напишите эту цепочку два раза.

IV. Обобщение о безударных гласных, проверяемых ударением

– Тема нашего урока "Безударные гласные, проверяемые ударением". Чтобы выполнить следующее задание, мы будем работать с вами парами. У вас на партах лежат цветные карточки. Одна карточка на двоих ребят. Распределите между собой задания, затем вставите пропущенные гласные прямо в текст карточки и завершите работу заполнением перфокарт. Приступаем к работе. Сейчас проверим ваши ответы по желтым карточкам. Сравните свои ответы с ответами на доске. У кого ответы совпадают, поднимите свои карточки (и так проверяются ответы следующего цвета карточек).

– Молодцы, ребята! Давайте развяжем еще один узелок.

– А теперь солдат предлагает нам поиграть в “Слова наоборот”.

– Я вам буду показывать слова, а вы будете записывать в тетрадь слова с противоположным значением, но вслух их называть не будете, ведь у нас урок-сказка, а в каждой сказке есть тайна.

Итак, внимательно читаем, записываем и подчеркиваем орфограмму.

– Проверяем с помощью веера с набором гласных букв.

(Один учащийся называет слова, все поднимают ту гласную, которую они вставили в данное слово.)

– Молодцы, ребята! Развязываем еще один узелок.

– А теперь давайте обратим внимание на нашего солдата. Какой он бодрый, сильный, мужественный. А чтобы нам такими быть, чем мы должны с вами заниматься каждый день? (Зарядкой.)

– Вот и сейчас мы с вами проведем физминутку под “Марш деревянных солдатиков” Петра Ильича Чайковского.

V. Физкультминутка

Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой – раз, левой – раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки-
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки-
Громче и быстрей!
По коленочкам ударим-
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем-
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Мы на месте покружились
И остановились.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой – встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч,
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!

– Ребята! Солдат принес с собой свиток с заданием, но прежде чем мы будем его выполнять, давайте подумаем: что такое свиток? (Учитель поясняет.) Свиток – узкая полоска папируса, пергамента или другого писчего материала, свернутая в трубочку.

(На доске вывешивается свиток.)

– Здесь было предложение, но слова рассыпались. Нам надо вставить предложение и записать его. -Давайте обратим внимание на выделенные слова. -Какая орфограмма присутствует в них? (Безударная гласная.)

– Назовите в какой последовательности у нас будут стоять слова в предложении?

(Обратить внимание на слово с большой буквы и слово с запятой, поставить под каждым словом порядковый номер в предложении.)

– Запишем это предложение и подчеркнем безударные гласные.

– Закончили. Молодцы, ребята! Теперь мы можем еще один узелок развязать.

– Мы с вами помогаем солдату выполнять задания, а дорога до дома остается совсем короткой.

– И вдруг перед солдатом расстилается цветочное поле, а на нем цветов видимо-невидимо.

Наши красные цветы
Раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.

Старенькая мама ждет своего сына – солдата – домой. Но не придет же солдат к маме без подарка. Давайте поможем собрать солдату букет цветов в эту корзину. Для этого надо в слова с пропущенной буквой вставить безударную гласную, а цветочек положить в корзину. (Цветочки держатся на магнитах.)

– Проверяем. Развязываем последний узелок.

– А солдат дошел до дома и встретился наконец со своей мамочкой.

VI. Итог урока

– Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! А вы какой урок для себя взяли из этой сказки? (О любви к маме.)

– С какой орфограммой мы с вами встречались в каждом задании на уроке? (Безударная гласная, проверяемая ударением.)

– А что еще вспомнили? (Слова с противоположным значением и словарные слова.)

VI. Домашнее задание. Оценки

Записать 3–4 предложения о маме, найти безударную гласную и подчеркнуть.

– Ребята! Я хочу поблагодарить вас за урок и подарить вам по "солнышку", которое вы подарите своей любимой маме.

Читайте также: