Жил в польше человек которого называли старый доктор текст изложение

Обновлено: 05.07.2024

Великий гуманист

Жил в Польше, в Варшаве, удивительный доктор. Он редко лечил богатых, а все больше ходил по квартирам бедняков и помогал им, не требуя платы. Особенно жалел и любил он детей.

Доктор стал писать о них книги. И это были замечательные книги! Про то, как взрослые не понимают и не уважают детей, как трудно приходится ребятам в холодном взрослом мире. Вскоре доктор Корчак стал известным писателем. Но и тогда он не оставил своих бедняков.

Особенно тяжелым тогда в Варшаве было положение еврейской бедноты, живущей в еврейских кварталах. Там было много детей-сирот. Доктор не мог их вылечить никакими лекарствами, потому что они голодали и жили в сырых каморках. И тогда Корчак решил построить для них детский дом. Польское правительство не дало ни копейки. Сам писатель был человеком небогатым, но пожертвовал все свои сбережения на строительство. Однако этого было слишком мало… Тогда Корчак обратился к различным благотворительным организациям и просто богатым людям, и деньги были собраны.

Януш Корчак был и директором, и главным воспитателем, и доктором Дома сирот. Ему помогали педагоги-энтузиасты, которые за скромное жалование готовы были отогревать и воспитывать детишек, повидавших в жизни много тяжелого.

Это был необычный детский дом. Корчак ввел детское самоуправление. Все вопросы, касающиеся их жизни в доме, решали сами дети. Был и детский суд, где обсуждались различные проступки. Суд мог наказать виновных, лишить их, например, похода в кино или цирк. Но нередко суд выносил постановление простить виновного! Простить, потому что он обещает больше не драться. Простить, потому что он недавно в Доме и еще не привык к его порядкам. Простить, потому что он переживает и раскаивается. Простить, потому что он еще маленький и уж очень ему захотелось взять лишнюю конфетку…

А по вечерам, когда дети укладывались спать, директор присаживался на кровать то одного, то другого загрустившего малыша, ласково гладил по головке и рассказывал сказку.

И только когда все дети засыпали, Корчак садился писать свои книги. До глубокой ночи горел свет в его кабинете.

Корчак скрывал от детей страшную правду. Малыши думали, что их просто перевезут в другое место. Однако старшие ребята понимали все. Они учились мужеству у своего директора и помогали ему отвлекать младших от беспокойных мыслей, читали им книжки, рассказывали сказки.

Утром Корчак построил ребят в стройную колонну. Во главе колонны шел знаменосец и нес зеленое знамя Дома. Дети пели, маршируя. Это выглядело бы как обычный поход в цирк, если бы детей не сопровождали солдаты с автоматами.

Стройными рядами, со знаменем и песнями, шел Дом сирот по перрону вдоль поезда, приближаясь к своему вагону. Это так поразило сопровождавших поезд немецких офицеров, некоторые из них, не выдержав, даже отдали детям честь. Ведь обычно люди, которых гнали к поезду смерти, рыдали.

Сейчас в Варшаве есть памятник Янушу Корчаку. Осталась память о нем и остались его замечательные книги. Книги, написанные в защиту детей…

Великий гуманист не мог ненавидеть никого. Он мечтал о том времени, когда в мире не будет больше жестокости и ненависти и все люди будут ощущать себя членами единого всечеловеческого братства.

Русский язык. 9 класс.
Тема: Бессоюзное сложное предложение. Систематизация и обобщение.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях; развивать умения определять значения между смысловыми частями бессоюзных сложных предложений; ставить правильно знаки препинания; находить данные предложения в тексте; совершенствовать диалог; воспитывать морально-этические качества у подрастающего поколения.

ІІ. А теперь на практике применим наши теоретические знания.
На доске написаны предложения.
Задание: списать, расставить знаки, указать смысловые отношения. Составить схемы. Использовать т. № 1
1. Простое предложение или сложное?
2. Если сложное, то союзное или бессоюзное?
3. Сколько простых входит в состав сложного?
4. Выделить грамматические основы.
5. Объяснить смысловые оттенки и знаки препинания.
6. Составить схему.

(а) противоположность
Не хвали сам себя – пускай люди похвалят.
(что) изъяснение
Я убежден: жить по совести – значит, прежде всего, жить для других.
(когда) время
Спросите меня о любимых героях – я назову тех, у кого отзывчивая, чуткая и деликатная душа.

Убежден – подобрать синоним.

Отзывчивая – разобрать по составу.

ІІІ. Таблица № 2
Нищий (текст)
1. Читаем вслух. Находим бессоюзное сложное предложение. Объясняем смысловые отношения и постановку знаков.
2. В чем смысл последнего предложения? Сформулируйте основную мысль.

ІV. Слово учителя.
В вашей жизни может случиться всякое: можете сами попасть в беду или оказаться рядом с человеком, попавшим в нее. И перед вами встанет вопрос: как поступить: помочь или сделать вид, что не видишь, или просто уйти.
Так устроено, что мы, люди, имеем в своей натуре хорошие качества и плохие. Но каждому из нас хотелось бы, чтобы в трудную минуту рядом оказался человек с хорошими качествами.
Давайте назовем и запишем эти хорошие качества, присущие хорошему человеку. Для этого нам нужен ассистент.
Доброта
Взаимопомощь
Любовь к людям
Смелость
Честь
Совесть
Благородство
Честность
Жалость
Милосердие
Верность и т.д.
Вот эти качества надо вырабатывать, чтобы стать хорошим человеком.
Выберите из всех этих качеств по 3, на ваш взгляд самых основных, и подчеркните их.
А скажите: легко или трудно быть добрым?
Только начните ответ так, чтобы получилось бессоюзное сложное предложение: я считаю…, я думаю…, я убежден(а)… .

VІ. Карточка № 3
Януш Корчак. (текст)
Прочитать. Перестроить некоторые предложения (союзные) в бессоюзные и объяснить знаки препинания.
Теперь вы знаете, кто это такой?
Так какой он был человек?
Какие качества ему свойственны?

Что было интересного на уроке?
Что узнал для себя?

V ІІІ. Домашнее задание.
Упражнение 473 Б

Наш урок завершен. До встречи на следующем уроке.

Таблица №3
Януш Корчак

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение учащихся излагать свои мысли в соответствии с требованиями литературного языка. Применять знания по орфографии и синтаксису на практике.

Развитие образного, логического, критического мышления, памяти, речи, творческих способностей обучающихся

Воспитание нравственных качеств

Оборудование: индивидуальные тексты изложения

Урок составлен с использованием технологии РКМЧП

1 стадия - Вызов

- Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с произведением, по которому вам нужно будет написать изложение, близкое к тексту, продолжив работу своими размышлениями по данному вопросу.

- На доске записаны слова и выражения, попробуйте по ним спрогнозировать сюжетную канву рассказа:

Януш Корчак – Польша – доктор – бедные дети – писатель – Дом сирот – война – жертва.

Самостоятельная работа учащихся в парах (5-7 минут). Затем обсуждение работ учеников.

2 стадия – Осмысление

Теперь давайте познакомимся с первой частью текста. (Учитель читает текст, у обучающихся есть свои экземпляры текста)./Чтение с остановками/

- Давайте выделим ключевые слова в этой части и озаглавим ее.

/Заполнение трехчастного дневника/

Помогал беднякам, любил детей, писатель, замечательные книги, холодный взрослый мир.

2.Строительство Дома сирот

Еврейская беднота, жертвует сбережения, благотворители, педагоги-энтузиасты

приложение дети-сироты, педагоги-энтузиасты

Чем является данная часть в тексте? Что мы узнаем?

Какие вы выделили ключевые слова? Почему?

На какие микротемы можно разделить эту часть?

Как можно озаглавить эту часть?

Самостоятельное чтение до второй остановки. Выделение ключевых слов, заполнение дневника.

3.Жизнь в Доме сирот

Детское самоуправление, детский суд, простить

Чтение до третьей остановки. Заполнение дневника.

Концлагеря, уничтожение евреев, лагерь смерти, страшная правда, учились мужеству, беспокойные мысли

Чтение текста учителем.

-Почему немецкие офицеры отдавали честь детям? Как характеризует воспитанников Дома сирот их поведение на вокзале?

Стройная колонна, зеленое знамя Дома, солдаты с автоматами, отдали детям честь, гнали к поезду смерти, рыдали

Автор любимых книг, не стану задерживать, отказался, до последней страшной минуты, газовая камера

3 стадия – Рефлексия

- Как можно озаглавить текст, который мы прочитали? Почему?

Можем ли мы отнести эти слова к Янушу Корчаку?

- Как вы считаете, можно ли высказывание Безанта использовать в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку и к вашему изложению?

- Составьте синквейн по данному тексту.

Помогает, спасает, жертвует.

Жизнь отдает ради детей.

Напишите подробное изложение, продолжив его рассказом о людях, пожертвовавших собой.

танец ангелов 25.12.2012 --> Смотрели: 141 (0) день открытых дверей 24.11.2012 --> Смотрели: 16 (0) гусеница 12.11.2012 --> Смотрели: 8 (0) носорог приходит в гости 10.11.2012 --> Смотрели: 17 (2) овечки 10.11.2012 --> Смотрели: 15 (2)

-Рубрики

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Статистика

Старый Доктор Януш Корчак

1-----~1 (335x453, 130Kb)


Эрш Хенрик Гольдшмидт, известный под именем Януш Корчак.Эрш Хенрик Гольдшмит, известный всему миру как Януш Корчак, родился 22 июля 1878 года в Варшаве в семье известного столичного адвоката и писателя. Родителей мало интересовало воспитание сына, и он рос замкнутым, застенчивым ребенком, погруженным в мир своих фантазий.

2-----~1 (336x533, 108Kb)

Пан Старый Доктор

Летом 1939 года Януш Корчак находился не в Варшаве, а в летнем лагере с детьми. А когда они вернулись в город, было уже поздно: в сентябре немцы заняли польскую столицу.
…Корчак всеми силами старался оградить своих подопечных от происходящего. Регулярно проводил уроки и даже сам вел драмкружок. Несмотря на ужасное отношение оккупантов к евреям, Корчак не мог допустить мысли, что они поднимут руку на детей. В эти дни он боялся только одного: если с ним что-нибудь случится, его сироты снова окажутся на улице.
Корчак метался по оккупированному городу в поисках еды, дров, лекарств для детей. Он покупал, выпрашивал, выменивал… Вскоре вышел приказ, обязавший всех евреев носить на рукаве повязку с желтой шестиконечной звездой. Корчак принципиально игнорировал этот указ и носил военный мундир польского офицера.

3-----~1 (300x227, 33Kb)

Жизнь, посвященная детям

5-----~1 (300x213, 32Kb)


Мемориальная плита на месте гибели.

6-----~1 (425x324, 119Kb)


Детский дом Корчака работает по сей день

Арктур – гончий пес - doc2fb_image_02000001.jpg

История появления его в городе осталась неизвестной. Он пришел весной откуда-то и стал жить. Он никому не надоедал, никому не навязывался и никому не подчинялся – он был свободен.

Говорили, что его бросили проезжавшие весной цыгане. Странные люди цыгане! Ранней весной они трогаются в путь. Одни едут на поездах, другие – на пароходах или плотах, третьи плетутся по дорогам в телегах, неприязненно посматривая на проносящиеся мимо автомашины. Люди с южной кровью, они забираются в самые глухие северные углы. Внезапно становятся табором под городом, несколько дней слоняются по базару, щупают вещи, торгуются, ходят по домам, гадают, ругаются, смеются – смуглые, красивые, с серьгами в ушах, в ярких одеждах. Но вот уходят они из города, исчезают так же внезапно, как и появились, и уже никогда не увидеть их здесь. Придут другие, но этих не будет. Мир широк, а они не любят приходить в места, где уже раз побывали.

Итак, многие были убеждены, что его бросили весной цыгане.

Шурша и глухо лопаясь, шел по реке лед, кричали лебеди, а он стоял на льдине, поджав хвост, настороженный, неуверенный, внюхиваясь и вслушиваясь в то, что делалось кругом. Когда льдина подошла к берегу, он заволновался, неловко прыгнул, попал в воду, но быстро выбрался на берег и, отряхнувшись, скрылся среди штабелей леса.

Так или иначе, но, появившись весной, когда дни наполнены блеском солнца, звоном ручьев и запахом коры, он остался жить в городе.

О его прошлом можно только догадываться. Наверное, он родился где-нибудь под крыльцом, на соломе. Мать его, чистокровная сука из породы костромских гончих, низкая, с длинным телом, со вздувшимся животом, когда пришла пора, исчезла под крыльцом, чтобы совершить свое великое дело в тайне. Ее звали, она не откликалась и ничего не ела, вся сосредоточенная в себе, чувствуя, что вот-вот должно совершиться то, что важнее всего на свете, важнее даже охоты и людей, – ее властелинов и богов.

Арктур – гончий пес - doc2fb_image_02000002.jpg

Он родился, как и все щенки, слепым, был тотчас облизан матерью и положен поближе к теплому животу, еще напряженному от родовых схваток. И пока он лежал, привыкая дышать, у него все прибавлялись братья и сестры. Они шевелились, кряхтели и пробовали скулить – такие же, как и он, дымчатые щенки с голыми животами и короткими дрожащими хвостиками. Скоро все кончилось, все нашли по соску и затихли, – раздавалось только сопение, чмоканье и тяжелое дыхание матери. Так началась их жизнь.

В свое время у всех щенят прорезались глаза, и они узнали с восторгом, что есть мир еще более великий, чем тот, в котором они жили до сих пор. У него тоже открылись глаза, но ему никогда не суждено было увидеть света. Он был слеп, бельма толстой серой пленкой закрывали его зрачки. Для него настала горькая и трудная жизнь. Она была бы даже ужасной, если бы он мог осознать свою слепоту. Но он не знал того, что слеп, ему не дано было знать. Он принимал жизнь такой, какой она досталась ему.

Как-то случилось, что его не утопили и не убили, что было бы, конечно, милосердием по отношению к беспомощному, ненужному людям щенку. Он остался жить и претерпел великие мытарства, которые раньше времени закалили и ожесточили его тело и душу.

У него не было хозяина, который дал бы ему кров, кормил бы его и заботился о нем, как о своем друге. Он стал бездомным псом-бродягой, угрюмым, неловким и недоверчивым, – мать, выкормив его, скоро потеряла к нему, как и к его братьям, всякий интерес. Он научился выть, как волк, так же длинно, мрачно и тоскливо. Он был грязен, часто болел, рылся на свалках возле столовых, получал пинки и ушаты грязной воды наравне с другими такими же бездомными и голодными собаками.

Он не мог быстро бегать, ноги, его крепкие ноги, в сущности, не были ему нужны. Все время ему казалось, что он бежит навстречу чему-то острому и жестокому. Когда он дрался с другими собаками – а дрался он множество раз на своем веку, – он не видел своих врагов, он кусал и бросался на шум дыхания, на рычание и визг, на шорох земли под лапами врагов и часто бросался и кусал впустую.

Неизвестно, какое имя дала ему мать при рождении, – ведь мать, даже и собака, всегда знает своих детей по именам. Для людей он не имел имени… Неизвестно также, остался бы он жить в городе, ушел бы или сдох где-нибудь в овраге, молясь в тоске своему собачьему богу. Но в судьбу его вмешался человек, и все переменилось.

В то лето я жил в маленьком северном городе. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы, с запачканными черной смолой бортами. У берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью и воблой. На пристани этой редко кто сходил, разве только пригородные колхозники в базарный день да унылые командировочные в серых плащах, приезжавшие из области на лесозавод.

Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели. Когда же с Ледовитого океана задувал прохладный влажный ветер, нагоняя тучи, сосны грозно гудели и роняли шишки, которые стукались о землю.

Я снял комнату на окраине, на верху старого дома. Хозяин мой, доктор, был вечно занятый, молчаливый человек. Раньше он жил с большой семьей. Но двух сыновей его убили на фронте, жена умерла, дочь уехала в Москву, доктор жил теперь один и лечил детей. Была у него одна странность: он любил петь. Тончайшим фальцетом он вытягивал всевозможные арии, сладостно замирая на высоких нотах. Внизу у него были три комнаты, но он редко заходил туда, обедал и спал на террасе, а в комнатах было сумрачно, пахло пылью, аптекой и старыми обоями.

Окно моей комнаты выходило в одичавший сад, заросший смородиной, малиной, лопухом и крапивой вдоль забора. По утрам за окном возились воробьи, тучами налетали дрозды клевать смородину, доктор не гонял их и ягоду не собирал. На забор иногда взлетали соседские куры с петухом. Петух громогласно пел, вытягивая кверху шею, дрожал хвостом и с любопытством смотрел в сад. Наконец он не выдерживал, слетал вниз, за ним слетали куры и поспешно начинали рыться возле смородиновых кустов. Еще в сад забредали коты и, затаясь возле лопухов, следили за воробьями.

Я жил в городе уже недели две, но все никак не мог привыкнуть к тихим улицам с деревянными тротуарами, с прораставшей между досок травой, к скрипучим ступеням лестницы, к редким гудкам пароходов по ночам.

Это был необычный город. Почти все лето стояли в нем белые ночи. Набережная и улицы его были негромки и задумчивы. По ночам возле домов раздавался отчетливый дробный стук – это шли редкие рабочие с ночной смены. Шаги и смех влюбленных всю ночь слышались спящим. Казалось, что у домов чуткие стены и что город, притаившись, вслушивается в шаги своих обитателей.

Ночью наш сад пах смородиной и росой, с террасы доносился тихий храп доктора. А на реке бубнил мотором катер и пел гнусавым голосом: ду-дуу…

Читайте также: