Обложка для краткого содержания

Обновлено: 04.07.2024

Дорогой друг! Ты наверняка очень любишь читать и конечно всегда радуешься, открывая новую книгу, только что принесенную из библиотеки или книжного магазина. И ты при этом может быть задумывался из чего же состоит книга? Раскрыв переплет, любуешься узором форзаца, разглядываешь, портрет автора на фронтисписе, пробегаешь взглядом колонтитулы, прежде чем приступить к внимательному чтению.… Но я вижу по твоему удивленному взгляду, что эти слова тебе незнакомы. Тогда скорее пойдем за мной, я расскажу и покажу тебе, из каких частей состоит книга! А если хочешь узнать, какой путь она проходит, прежде чем попасть к тебе в руки перейди на эту страничку.

Переплет

То, с чего начинается знакомство с книгой, — прочная, обычно твердая покрышка (из картона, бумаги и пр.), в которую вставляются листы книги. Более простая оболочка из бумаги или тонкого картона называется обложкой. На лицевой стороне печатается название издания, фамилия автора, размещается рисунок.

Корешок

Край книжного блока, скрепляющий все элементы книги (тетради книжного блока, каптал, ляссе и пр.)

Книжный блок

Состоит из тетрадей, скрепленный между собой в корешке и обрезанных с трех сторон.

Форзац

Двойной лист бумаги, который соединяет книжный блок и переплетенную крышку. Может быть чистым, а может содержать рисунок, передающий атмосферу произведения, — обычно предмет, пейзаж или орнамент (узор).

Авантитул

Нечетная страница, предшествующая титульному листу. Обычно это первая или одна из первых страниц в книге.

Фронтиспис

Колонтитул

Полоса наверху страницы, на которой повторяется название главы, раздела, всей книги или фамилии автора.

Шмуцтитул

Если книга состоит из нескольких разделов, то перед каждым из них может быть расположен отдельный лист с названием этой части. Это и есть шмуцтитул.

Колонцифра

Порядковый номер страницы.

Титульный лист

Начальный лист книги, на котором размещены основные выходные данные: название, автор, издательство и т.д., обычно более подробно, чем на обложке.

Нахзац

То же, что форзац, только в конце книги. Скрепляет книжный блок с задней сторонкой переплетенной крышки. Обычно не отличается от форзаца.

Каптал

Тесьма с утолщенным цветным краем, которую приклеивают к верхним и нижним краям корешка книжного блока.

Ляссе

Ленточка-закладка, прикрепленная к верхней части корешка.

Концевой титульный лист

Последняя страница издания с выпускными данными.

Иллюстрация

Изображение, соответствующее содержанию литературного произведения. Иллюстрации могут быть художественно-образными и научно-познавательными.

Мы перечислили все части из которых состоит книга, а теперь давай разберемся с иллюстрациями, делающими книгу гораздо интереснее и красочнее.

Из чего состоит книга

Виды книжных иллюстраций

Фронтиспис

Иллюстрация ко всему литературному произведению, расположенная напротив титула, на левой стороне книги. Раскрывает идею книги. На фронтисписе может быть изображен портрет главного героя или самого автора.

Заставка

Небольшой рисунок в начале раздела книги, обычно наверху страницы. Заставка может содержать название этого раздела.


Рейтинг: / 9

vwTvDVD3Kwg

Принципы создания привлекательной обложки: советы иллюстраторам

Любой эксперт в области книгопечатанья подтвердит: не стоит недооценивать значение обложки. Показательную историю из творческой карьеры Стивена Кинга в своем интервью приводит российский писатель и сценарист комиксов Александр Кондратьев:

tn

Обложка – больше результат работы дизайнера, чем иллюстратора, она может не содержать иллюстраций вовсе. Например, если это справочное издание, деловая книга или сборник. В этом материале мы сделаем акцент на художественную литературу, где иллюстрация на обложке не просто уместна, а служит дополнительным инструментом привлечения читателя. Также мы будем иметь в виду иллюстрацию в самом широком смысле, то есть как рисунок, фотографию, коллаж и любую иную визуализацию.

Немного теории

Переплет печатного издания состоит из лицевой и обратной стороны (так называемые сторонки). На лицевой сторонке располагается не только иллюстрация, но и основные текстовые элементы: название книги, имя ее автора. На обратной сторонке могут быть аннотация, фото автора и иные вспомогательные элементы. Между сторонками находится корешок, на нем также есть надписи, декоративные элементы.

При верстке обложки для переплета добавляются расставы (промежутки между сторонкой и отставом – полоской картона, наклеиваемой под корешок для прочности и упругости корешка) и поля для загиба. Расположение изображения, с учетом всего вышеперечисленного, на готовом макете обложки выглядит примерно так:

Cover KBS33

Обложки для сетевых публикаций куда проще, они состоят из фона, названия произведения и ФИО автора. Параметры обложки определяются площадкой, на которой публикуется произведение.

Самое важное, что стоит знать: создание обложки требует определенных навыков, как минимум умения рисовать или пользоваться редакторами, такими как Adobe Photoshop, Adobe Illustrator или CоrelDRAW. Также необходимо наличие чувства стиля и вкуса, понятия о сочетаемости цветов, контрасте и так далее. Если у вас нет достаточных навыков, лучше доверьте эту работу профессионалам. Если вы все же уверены в своих силах, то читайте дальше.

Основные принципы создания обложки

Если вы думаете, что на обложке вашего произведения обязательно должны красоваться любовно прописанные вами герои – вы ошибаетесь. Читатель еще не открыл вашу книгу, он не знает о чем она и не успел привязаться к персонажам. Задача обложки не рассказать вашу книгу одной картинкой, а привлечь читателя.

Возможно, перечисленные ниже пункты покажутся вам очевидными, но эти принципы действительно часто нарушаются:

1. Соответствие содержанию, логика.

Секундный взгляд на обложку должен составить у читателя представление об общем содержании книги, ее жанре. На обложке мрачного готического романа не уместны изображения цветущих садов или милых зверушек, и вообще яркие цвета. Черно-белая картинка с плачущей эмо-девочкой в аниме-стиле тоже проигрышный вариант – не тот жанр. Тут целесообразнее использовать изображение готического собора или замка в дождливую погоду или сумерках.

10792906 0

2. Соответствие полу, возрасту и прочим параметрам целевой аудитории.

От жанра произведения зависит не только стилистика изображения на обложке, но даже цветовая гамма. Если вы хотите привлечь к книге определенную группу людей, обязательно следует учитывать возрастные особенности аудитории, ее предпочтения, интересы и так далее. Так, для детской иллюстрации (особенно для книг на совсем молодую аудиторию: дошкольники, младшеклассники) характерны четкость и простота форм, яркость и контрастность цвета. Различается даже шрифт – для детских книг он крупнее, чаще неформальный по начертанию. Для подростковой, женской, мужской – для каждой обложки свои особенности и правила. Они коррелируют с психологическими особенностями восприятия людей разного возраста и пола, а также с ожиданиями читателей.

Посмотрите на эти варианты оформления и попробуйте угадать, на какого читателя рассчитана каждая из книг:

bd90ffb29e6b9be7801964c99788d2a7

3. Соответствие ожиданиям читателя: клише, тренды.

И это действительно так, потребитель реагирует на привычные и понятные ему вещи. Мужчина на обложке женского романа должен быть не просто какой-то особью мужского пола. Он должен быть именно таким, каким подавляющее большинство женщин представляют себе героя-любовника (а если точнее – каким преподносит его массовая культура, что укореняет соответствующий образ в сознании большинства): чувственный мачо с идеальным телом, голубоглазый блондин или страстный южанин. А вот криминальный авторитет – это у нас лысый мордоворот с золотой цепью в палец толщиной и блатными наколками на все тело. Ну и что, что в реальной жизни все может быть не так, большинство представляют их именно такими.

Разумеется, если это не идет в разрез с героями, описанными в самой книге. Но, как правило, персонажи произведений тоже подчиняются неким клише, чтобы быть понятными и близкими читателю. Вовсе не обязательно, чтобы обложка стопроцентно соотносилась с сюжетом книги, гораздо важнее, чтобы она была ассоциативной, оставляла у читателя верное первое впечатление, побуждала открыть книгу и узнать, что в ней.

Вот некоторые из таких клише:

- лирика, романтика: картины классической живописи, пейзажи в нежных пастельных тонах, небо, миловидное женское лицо с выражением одухотворенности или грусти, цветы;

346537 1

- нуарный детектив: мрачная палитра, резкие контрастные силуэты, дождь, улочки, по которым бежит человек в темном плаще, пули, пятна крови;

1020579

- женские любовные романы: страстные пары, контрастная цветовая гамма с преобладанием красного, текстуры шелка, атласа, присутствие таких символов, как красное вино, красные розы, красное яблоко, красное платье;

9806136

- романы об успешных людях: строгая палитра, лаконичность, люди в деловых костюмах, дорогие машины, особняки;

cover3d1 w600

- мистика: сине-фиолетовая гамма, ведьмовская атрибутика, силуэты деревьев и старых особняков, люди в мантиях с капюшонами, космос, лес;

5c48308e0729a

- фэнтези: воины, маги, холодное оружие, средневековые замки, драконы;

i471993

- фантастика: космос, роботы, космические корабли, ученые.

Void1

При этом некоторые эксперты рекомендуют намеренно идти вразрез с трендами, чтобы выделиться. Грубо говоря, если в тренде белые обложки – делай черную. Конечно, таким советом нужно пользоваться аккуратно и умеючи.

Dzhordzh R. R. Martin Igra prestolov

4. Гармоничность, удобство восприятия.

Картинка должна быть достаточно яркой и четкой, особенно для электронных изданий, чтобы на превью обложка не смотрелась как мутное месиво пестрых пятен. Не надейтесь, что читатель, заметив такое пятно, решит рассмотреть подробнее, что же это за мельтешня.

Чего не стоит делать ни в коем случае

Обложку, созданную неискушенным автором, выдает ряд признаков. Вот краткий перечень того, что в среде художников и дизайнеров считается правилом дурного тона и показателем неумелости автора:

1. Использование изображения низкого качества.

3412514

Иллюстрация, сделанная карандашом или шариковой ручкой на листке в клеточку, сфотографированная на телефон и пропущенная через фильтры Photoshop – тоже нет. Вообще. Совсем. Не вздумайте даже.

2. Использование коллажей, если вы не умеете их делать красиво.

Приставлять к телам чужие головы, клипарты крыльев, рогов, хвостов, а сверху накладывать фильтры с целью скрыть неровные стыки – остановитесь! Если у вас не получается сделать так, чтобы итог выглядел естественно, как реальное фото – не продолжайте. Не создавайте чудовищ Франкенштейна, на Земле итак хватает странных форм жизни. Месиво из тесно жмущихся друг к другу персонажей произведения – тоже плохо. Особенно если это месиво состоит из фотомоделей и нарисованных персонажей.

2WUVNXQ6B5I

Также не стоит вытягивать или сплющивать изображение, чтобы уместить его в заданные рамки – лишнее нужно обрезать.

3. Накладывание на одно изображение полупрозрачной фигуры другого.

Среди современных трендов действительно есть прием, когда через один силуэт проступает другое изображение. Но этим приемом нужно пользоваться умело. Фигуры не должны выглядеть как замыленные призраки на фоне городов или пейзажей. Если, конечно, ваш рассказ не о привидениях.

7JBHrd1oaIE

4. Использование витиеватого шрифта с жирной черной обводкой.

Если текстовые элементы на обложке компонуете тоже вы, а не дизайнер, тут есть свои нюансы.

Многие авторы пытаются сделать шрифт надписей дополнительной украшающей деталью обложки, выбирают наиболее витиеватое его начертание. Это очень плохой вариант. В первую очередь, шрифт должен читаться. Он не обязан гармонировать с характером вашего героя или атмосферой произведения – быть утонченным или брутальным. Конечно, писать все Arial Black тоже не стоит. Но, выбирая шрифт, избегайте пучков завитушек, гранжевых, винтажных и прочих не в меру креативных шрифтов, которые нереально прочесть.

Если вы думаете, что жирная черная обводка спасет положение – то нет, это не выход. Мотивация автора понятна: иногда фон слишком пестрый или светлый, чтобы определиться с цветом надписи, который будет достаточно контрастным.

Обводка действительно иногда используется в современных обложках, но очень аккуратно. Она не должна быть толще самих букв, используется либо серый цвет, либо подбирается в тон доминирующему оттенку фона. Как вариант – можно выделить однотонный блок и на нем написать контрастным цветом.

Надписи могут быть не только черными или белыми, но, используя цвета, про радужные переливы, градиенты и иже с ним забудьте. В 2019 году цветной и объемный шрифт входит в моду, но если у вас получается что-то напоминающее объекты WordArt образца 2007 года – лучше не стоит.

Кроме того, надписи не должны закрывать значимые части самой иллюстрации.

5. Использование изображений из интернета, на которые есть авторские права.

Если вы понимаете, что совершаете вышеперечисленные ошибки и на данном этапе вряд ли сможете выдать что-либо другое – не отчаивайтесь. В наше время высоких технологий стильную обложку может позволить себе любой. Для этого существуют специальные онлайн конструкторы. Например, Placeit или Canva.

Да, все вот так просто: есть сервисы, которые все сделают за вас. Они содержат готовую базу изображений, шрифтов и декоративных элементов, которые нужно просто подобрать. Подбор также делается по жанрам и стилям: любовный роман, детектив, детская литература, винтаж, лирика, да что угодно.

Конечно, такая обложка не будет уникальной и не подчеркнет индивидуальность вашего произведения, зато позволит вам сэкономить время и нервы.

Есть еще один нюанс: такие конструкторы могут требовать регистрацию, а также быть частично либо полностью платными. То есть, вам могут быть доступны только некие базовые шаблоны, а за расширенные и уникальные нужно будет платить.

Удачи в творчестве!

Добавить комментарий

Уважаемый читатель!
При конкурсном голосовании просим оценить текст, поставив оценку от 0 до 10 (только целое число) с обоснованием этой оценки.

Обложка, переплет, суперобложка и форзац — четыре главных элемента внешнего оформления книги, которые составляют среди других элементов оформления особую группу. Особенность этой группы состоит в том, что они объединяют в себе две функции: первая — утилитарная (служебная) — состоит в том, чтобы предохранять книгу от повреждений, удлиняя срок ее эксплуатации; а вторая — являться элементами художественного оформления.

Обложка (переплет)

Обложка или переплет книги — прочное покрытие, содержащее ряд выходных сведений, которое выполняет две функции: защитную и информационно­рекламную. Во­первых, обложка предохраняет тонкие страницы книги от повреждений. Во­вторых, обложка (переплет) должна проинформировать читателя о том, что за книгу он держит руках.

Характер художественного оформления обложки или переплета определяется в первую очередь содержанием произведения, жанром и типом издания (монопроизведение, сборник, серийное издание и т.д.), назначением для той или иной группы читателей. По характеру оформления могут быть шрифтовыми, орнаментальными, эмблематическими, сюжетно­тематическими и т.д.

На концепцию изобразительного решения влияют внутренний дизайн книги (в частности, система оформления рубрик) и иллюстрации. Внутреннее оформление должно найти свое отражение в общей композиционной схеме обложки или переплета: в цвете, рисунке шрифта, в построении строк и т.д. Иллюстрационный материал оказывает большое влияние на выбор темы для изображения на обложке или переплете.

Конечно, всегда желательно, чтобы способ печати, виды дополнительной отделки, а также материалы: картон, бумага, краски, ткани — можно было выбрать в соответствии с художественным замыслом, однако на практике так бывает далеко не всегда. Ограничения в выборе оборудования и материалов возникают из­за тиража, а также соображений экономичности издания и возможности материальной базы предприятия.

Для оформления обложек/переплетов используются, помимо многоцветной печати, дополнительные виды отделки:

• тиснение (конгревное и блинтовое) с применением фольги, красочной фольги, переплетных красок;

• печать трафаретными красками (для создания эффекта более объемного изображения);

• аппликация (способ создания орнаментов или художественных изображений путем наклеивания на ткань или бумагу разноцветных тканей или бумаг);

• инкрустация (оформление переплетной крышки книжного блока рисунком, выполненным из кусочков металла, дерева, кости, перламутра, врезанных в переплетную крышку. Используется для подарочных изданий и выполняется вручную);

• оплетка кантов (способ оформления кантов книжного блока);

• украшение обрезов книжного блока (раскраска обреза книжного блока — нанесение на обрез книжного блока специальной краски на основе латекса; металлизирование обреза книжного блока — покрытие обреза книжного блока слоем металла (сусальное золото);

• термоподъем (отделка отпечатанных изображений специальными термопорошками, изменяющая рельеф оттиска под воздействием теплового излучения);

• припрессовка пленки (ламинирование).

Суперобложка

Суперобложка — дополнительная отдельная обложка издания, выполненная, как правило, из глянцевой или матовой бумаги. Суперобложки предохраняют переплет от загрязнения и повреждений, а также служат для расширения и обогащения возможностей внешнего оформления. И конечно же — выполняют рекламную функцию. Обычно за декоративно насыщенной суперобложкой следует лаконично оформленный переплет (рис. 5). Возможны и другие варианты:

• суперобложка и переплет изобразительно насыщены, но разнотемны и потому различаются по композиции, характеру решения и т.д.;

• суперобложка и переплет однотемны, но разнятся по композиции, технике исполнения и т.д.;

• суперобложка в точности повторяет композицию и рисунок переплета, но в другой цветовой аранжировке, что вместе с другим материалом и печатью создает своеобразное и отличное от переплета впечатление.

Для обеспечения сохранности оформления и повышения его привлекательности некоторые ценные издания (подарочные, сувенирные и пр.), независимо от того, есть на них суперобложка или нет, снабжают футляром (рис. 6).

Рис. 6. Переплет книги и ее футляр

Рис. 6. Переплет книги и ее футляр

Форзац

Помимо художественной информации на форзаце может содержаться справочная информация, например таблица химических элементов, географическая карта, исторические сведения и т.д. Такие форзацы, как правило, применяются для учебной и справочной литературы.

Форзацы могут быть одноцветными и цветными, а также беспредметными или тематическими (рис. 7 и 8).

Рис. 7. Форзац в стиле акватипии

Рис. 7. Форзац в стиле акватипии
(мраморная бумага)

Одноцветные форзацы изготавливают из белой или цветной бумаги с гладкой или фактурной поверхностью. Нельзя сказать, что простой белый форзац не имеет смыслового и эстетического значения — помещенный между ярким переплетом и нарядным титулом, он воспринимается как своеобразная пауза между двумя большими зрительными впечатлениями и по контрасту усиливает их. Однотонный цветной форзац, подобранный по цвету в сочетании с переплетом или в контрасте с ним, усиливает впечатление от него и подчеркивает гармоничность издания.

Форзацы тематически­изобразительного характера делятся на орнаментальные, эмблематические, сюжетно­иллюстративные, иллюстративно­символические и др. Орнаментальные форзацы применимы практически во всех видах изданий. Реже применяются форзацы эмблематические. Они встречаются в изданиях научной, политической, художественной литературы. Форзацы с иллюстрацией в виде жанровой сцены применяются в основном для художественной и научно­популярной литературы.

Особо иллюстрированные издания, обычно нарядно оформленные, требуют форзаца скорее простого, хотя и на плотной, высокого качества бумаге, в то время как массовые издания, особенно без иллюстраций, нуждаются в красивом, нарядном форзаце, служащем порой единственным украшением книги.

На выбор того или иного вида форзаца также влияет тираж книги. Влияние это не прямое, а косвенное — оно проявляется в зависимости от материальных и полиграфических возможностей, которыми располагает издательство (типография).

В художественном отношении оформление форзаца сложно взаимодействует с системой иллюстрирования, в частности с особенностями композиции и дизайна титульного листа, переплета (суперобложки). Как правило, в первую очередь решается вопрос об иллюстрациях и оформлении книги, затем об оформлении титула, суперобложки, переплета и только после этого устанавливают, каким будет форзац.

Элементы внутреннего оформления издания

Отдельные страницы книги (титульный лист, оглавление, рубрики — шмуцтитулы, начальные и концевые полосы), а также выходные данные, вспомогательные разделы, основной текст книги входят в элементы внутреннего оформления книги. Так же как элементы внешнего дизайна, они оформляются в соответствии с видом литературы, к которому относится произведение, его литературным и издательским жанром, назначением книги и возрастными особенностями читателя.

Титульный лист

Титульный лист — это страница в начале книги, на которой размещены выходные сведения издания, а именно:

• имя авторов или автора (при количестве авторов более трех эта информация выносится на оборотную сторону титульного листа);

• название книги или произведения (эта информация считается самой важной, поэтому должна быть графически выделена);

• имя художника­иллюстратора или фотографа (применяется для художественных изданий, иногда переносится на оборотную сторону титульного листа);

• название издательства и город, в котором оно расположено;

• год издания книги;

• название серии, в которой выходит издание (если она существует).

Ошибкой будет считать, что титульный лист состоит из одной страницы. В большинстве изданий он занимает несколько страниц.

Одинарный титульный лист занимает две страницы, или один бумажный лист (с оборотом). Оборот титула отводится под выходные сведения, поэтому дизайнеру необходимо расположить всю информацию на одной странице книги.

Двойной титульный лист занимает четыре страницы (два листа с оборотом) — рис. 9. Выходные сведения по­прежнему занимают одну страницу, на других страницах можно просторно и красиво расположить остальную информацию. В двойном титульном листе выделяют отдельные страницы в зависимости от информации, которая на них вынесена.

Рис. 9. Двойной титул. Автор: Булат Гильванов

Рис. 9. Двойной титул. Автор: Булат Гильванов

Рис. 10. Концевая страница книги

Рис. 10. Концевая страница книги

Первая страница двойного титульного листа, примыкающая к форзацу, называется авантитулом. Он открывает книгу, и считается, что его не следует перегружать информацией. Обычно на авантитуле указывается серия, к которой принадлежит издание (при наличии таковой), название произведения либо логотип издательства. Иногда на нем размещают девиз серии или данной книги, или даже иллюстрацию, создающую у читателя соответствующие настроение. Авантитул предваряет, но не дублирует титул и не равнозначен ему, поэтому его текст должен набираться меньшим кеглем, нежели текст титульного листа.

Под выходные сведения издания отводятся обложка, титульный лист, оборот титульного листа и концевая страница книги.

Лицевая страница титульного листа однотомной книги обязательно должна включать следующие элементы:

• данные об авторе (авторах) — имя автора или имена не более трех соавторов (инициалы и фамилия, имя и фамилия);

• тематическое подзаглавие — этот элемент очень важен для читателя, поскольку уточняет тематическое содержание книги с образным названием;

• литературный жанр — указывается в моноиздании, когда обозначен автором или издательством, и в сборнике — по воле составителя или издателя;

• вид и подвид издания (справочник, словарь, учебник и пр.);

• сведения о том, с какого языка сделан перевод, и имя переводчика — в переводном издании;

• сведения об утверждении издания в качестве учебного, официального или нормативного;

• сведения о переиздании в переиздаваемых книгах;

• место выпуска книги;

• имя издателя (название издательства);

• год выпуска книги.

На оборотной стороне титульного листа указываются:

• имена авторов (если количество авторов более трех);

• имена составителей, ответственных и научных редакторов (для хрестоматий, собраний сочинений);

• имена фотографов и/или иллюстраторов;

• специальные библиотечные индексы для каталогизации;

• международный стандартный номер книги (ISBN);

• макет аннотированной каталожной карточки (часто выносится на одну из последних страниц книги);

• информация об авторских правах.

Это самые важные для читателя элементы выходных сведений, поэтому они присутствуют в начале книги.

На концевой странице книги (рис. 10) размещают предвыпускные и выпускные данные. В состав предвыпускных данных входят следующие элементы:

• в российском издании не на русском языке — выходные сведения с титульного листа в переводе на русский язык;

• вид издания по социально­функциональному (целевому) назначению;

• в моноиздании — псевдоним или полная форма имени автора;

• должность (роль), инициалы и фамилии участников создания книги.

Выпускные данные — это часть выходных сведений, в которой дается производственно­техническая характеристика издания (формат, гарнитура основного текста, вид и номер бумаги, основной способ печати, тираж, объем издания в усл. п. л. и уч.­изд. л.), даты его прохождения в производстве, названия и адреса издательства и типографии, номер заказа издательства.

Выходные сведения также размещаются на обложке, переплете и суперобложке. Так, обязательны на обложке выходные сведения, когда титульный лист в издании отсутствует. В таких случаях на лице передней сторонки обложки приводят те выходные сведения, которые обычно размещают на титульном листе, а на ее обороте — выходные сведения, которые обычно размещают на обороте титульного листа.

При нехватке места на концевой странице и обороте титульного листа для предвыпускных и выпускных данных разрешается заверстывать их на лицо или оборот задней сторонки обложки.

В серийных книгах, особенно при популярности серии, есть смысл вынести на переднюю сторонку заглавие серии или ее марку. То же самое относится к месту выпуска и названию издательства в случаях, когда эти данные значимы для продажи книги, то есть если они сами по себе способны привлечь внимание покупателя. В рекламных целях на переднюю сторонку обложки выносят основные заголовки, если они могут вызвать у читателя интерес к книге, либо наиболее яркие цитаты из текста.

На корешке обложки, переплета при толщине блока свыше 9 мм необходимо указывать: имя автора (авторов), заглавие издания, обозначение и номер тома, выпуска, части (для многотомных изданий), первые и последние слова (для многотомных справочных изданий). На практике ставят только цифру номера, что вполне достаточно читателю для поиска тома на полке по корешку.

Для переплета действительны те же положения, что и для обложки. Разница лишь в том, что для размещения выходных сведений на переплете можно использовать только внешние поверхности сторонок.

На суперобложке печатают все те же сведения, что и на обложке, лишь внутренние части оставляют чистыми, так как они закрыты от глаз читателя. Однако внешнюю сторону клапанов суперобложки широко используют для рекламно­информационных текстов, в том числе для аннотации, цитат и т.п.

Оглавление (содержание)

Оглавление (содержание) — указатель заголовков книги, содержит информацию о произведениях, включенных в книгу (если их несколько) и/или о разделах произведения (частях, главах).

Оглавление выполняет следующие функции:

• справочно­поисковая — позволяет найти нужный фрагмент текста;

• информационно­пояснительная — дает читателю общее представление о тематическом содержании книги, о структуре одного или ряда произведений (то есть об освещаемых в каждом произведении темах и связях между ними);

• рекламная — привлечь читателя, усилить интерес к просматриваемой книге, вызвать желание прочесть ее.

Оформление оглавления может быть достаточно произвольным (рис. 11). Обязательными элементами являются лишь номера страниц, соответствующих тому или иному разделу или произведению. Основным критерием является полезность оглавления для читателя.

Рис. 11. Пример оформления содержания

Рис. 11. Пример оформления содержания

Оглавление может быть расположено как в начале, так и в конце книги.

Требования к оглавлению (содержанию):

• в информационных и справочных изданиях надо стремиться к максимальной полноте оглавления. Необходимо стараться включать в оглавление заголовки как крупных разделов, так и меньших по объему разделов (параграфы, пункты и т.п.), чтобы читатель мог легко найти материал на интересующую его узкую тему;

• порядок заголовков, отвечающий виду, содержанию, структуре книги и характеру ее использования. Обычно заголовки в оглавлении размещают в порядке, повторяющем их последовательность в книге, что позволяет читателю увидеть структуру издания;

• полнота состава заголовков — многие заголовки сопровождаются тематическими подзаголовками, без которых не всегда можно понять, каково содержание подраздела, к которому заголовок относится. Также встречаются заголовки общего характера (глава первая или I, II и т.д.), одинаковые заголовки или заголовки, неполно характеризующие тему. В таких случаях желательно, чтобы в оглавлении заголовки указывались с тематическими подзаголовками, а иногда с первыми строками глав в виде цитат.

Вспомогательные разделы

К вспомогательным разделам относятся предисловие, послесловие, комментарии, примечания и библиографический аппарат (указатели и библиографические ссылки).

Вспомогательные разделы чаще всего оформляются в общем стиле книги, однако с учетом их служебной функции, как правило, более скромно и лаконично. Для вспомогательных разделов также существуют требования и рекомендации по их оформлению и расположению в книге.

Основной текст

Итак, дизайн книги — это особое искусство, которое нужно познать опытным путем. Важно не забывать об общих правилах дизайна, которые используются при оформлении любого издания.

Оформление книги должно визуально привлекать потенциального читателя. Книга должна быть не только носителем информации, но и предметом искусства, потому что она является родоначальницей полиграфической продукции.

Качественное проектирование и художественное оформление книжного издания является главным залогом коммерческого успеха разрабатываемой продукции. Выбор формата, полосы набора, а следовательно, гарнитуры и кегля шрифта, элементов дизайна и иллюстрирования в целом напрямую влияет на себестоимость издания, а значит, и на его конечную цену, что особенно важно в современных условиях высокой конкуренции.



Что такое хорошая обложка книги? Это синтез искусства и коммерции. Такая обложка привлекает внимание, отражает содержание, отвечает настроению и, конечно, продаёт.

Не секрет, что читатель обычно принимает решение о покупке книги не из-за имени автора или темы, а из-за красивой обложки.

Если вы хотите обложку, которая дорого выглядит и явно отсвечивает творчеством, то вам стоит понять, что рекомендации для обложек не берутся с потолка: оформление определяется художественным замыслом, исходит из содержания, жанра, назначения и типа издания.

А это значит, что вам, как создателям обложки, придётся ответить на такие вопросы:

Что это за книга?

Определили суть произведения и целевую аудиторию? Отлично. Теперь передайте эту суть в обложку.

Обложка – это три части:

1 – надписи. Название книги, имя автора, рекомендации и аннотация.

3 – декоративные элементы, которые связывают первые две части в одно целое.

Из чего делается обложка прояснили. Самое время напугаться советами художников и дизайнеров по компоновке и цвету.

Общие правила при создании обложки:

  • Цвета используйте осмотрительно. Если в колористике плаваете, то используйте 3 цвета максимум.
  • Осторожнее с белым фоном. В электронном варианте белая обложка потеряется на странице сайта.
  • Основных объектов на обложке 1 – 2. Не надо нагромождать композицию. Она должна легко читаться.
  • Обложка должна хорошо смотреться в чёрно-белом варианте. Заботьтесь о тех, кто выбирает книги с читалок.
  • Название книги должно читаться даже в миниатюре.
  • Замечательно, когда на обложку можно разместить отзыв о книге. Это служит социальным доказательством значимости произведения. + 100 к продажам.
  • Корешок, как правило, компонуется так: 3/10 – это имя автора, 6/10 – название, 1/10 – художественные решения. Помните, что книга почти всегда стоит к читателю корешком. Не прогадайте с оформлением.
  • Выгодно на обложке смотрится пустое пространство. На него хорошо помещать название.
  • Обложки цикла должны подходить друг под друга.
  • Хорошо продаются обложки, стилизованные под старину.
  • Успешно продаются книги с объёмным рисунком на обложке.
  • Разлетаются книги, на которых изображены яркие эмоции. Играйте с висцеральной реакцией людей.
  • Задняя часть обложки тоже очень важна. Там читают аннотацию. Картинка на заднике запоминается лучше.

Без текста на обложке не обойтись. Вписывайте его в дизайн правильно:

  • Шрифт крупный.
  • Название не менее ¼ всей обложки, а то и больше.
  • Традиционно мы воспитаны так, что привыкли читать название сверху или посерёдке листа. Не стоит утяжелять низ обложки, это некомфортно.
  • Осторожнее с декоративными шрифтами, свечением, градиентами, обводками. Это плохо читается.
  • Название должно быть максимально контрастно к обложке.
  • Использовать максимум 3 шрифта.
  • Оформление только из шрифтов подходит политическим, научным изданиям, методичкам. Либо для очень известных авторов и классиков.

Ещё я приготовила для вас бонус. Советы для создателей обложек детских книг:

И на сладкое совсем немного про технические требования к обложкам:

  1. Только электронный вид.
  2. Цветовая модель CMYK.
  3. Разрешение от 300 dpi.
  4. Если обложка мягкая, то макет должен быть на 5 мм больше сверху, снизу, слева, справа. Если твёрдая – то на 20 мм с каждой стороны. Эти миллиметры идут под обрез и загиб.
  5. Все эти загибы и обрезы должны быть продолжением рисунка. Никаких белых полей.
  6. Если толщина книги получается более 9 мм, на корешке указывают автора, заглавие, номер тома. Если толщина больше 40мм, все эти данные можно указать поперечно.

Надеюсь, эти крупицы добрых советов помогут вам, коллеги. А чтобы работа над внешним видом книги задалась, давайте посмотрим на отличные примеры обложек:


Мой сайт

Читайте также: