Мещанская свадьба брехт краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

МЕЩАНСКАЯ СВАДЬБА
комедия
Бертольд Брехт
18+

Постановщики:

Режиссёр по пластике: Роман КАГАНОВИЧ

В ролях:

Свадьба – самый важный и счастливый день в жизни молодоженов. Всё должно быть идеально: невеста – непременно самая красивая и непорочная, жених – надёжный и решительный, гости – благообразные, а родители молодых – растроганные до слёз. Но стоит заглянуть под покровы внешней благопристойности, как идеальный образ бракосочетания превращается в эксцентрическую карикатуру на самоё себя.

Премьера — 19 сентября 2019 г.

Трейлер к спектаклю МЕЩАНСКАЯ СВАДЬБА

Режим работы кассы:

вторник - суббота: 13.00 - 20.00

воскресенье: 14.00 - 19.00

Коллективные заявки принимают театральные распространители билетов по телефонам:

+375 (29) 220-75-71 Лилианна Михайловна (e-mail: liliannak1@yandex.by)

(возможна доставка билетов, нал./безнал. расчет)

Kvitki.by

Предлагаем Вам воспользоваться услугой электронного заказа и приобретения билетов через систему KVITKI.BY

Для Вашего удобства, ознакомтесь с правилами пользователя:

- Резервация билетов действительна в течение 24 часов с момента бронирования. Если билеты не выкупаются по истечении данного срока, резервация автоматически аннулируется. Отмена резервации вручную невозможна.

- По окончании процедуры бронирования билетов, код брони направляется вам на e-mail, откуда Вы можете распечатать его.

- Выкупить забронированный билет вы можете в любой кассе сети KVITKI BY, предъявив полученный при резервации код брони. С полным списком касс KVITKI BY, их адресами и режимом работы можно ознакомиться, перейдя по ссылке Кассы в верхней части сайта.

- Помимо бронирования, любой пользователь может купить билеты онлайн с помощью электронных денег, но обязательно и самостоятельно распечатать его на принтере (для просмотра и печати билетов, возможно, понадобится программа для просмотра PDF: Acrobat Reader, Foxit Reader либо любой современный браузер).

- По одному билету на мероприятие может попасть только один человек. Ответственность за сохранность билета несет зритель. Не допускайте копирования/сканирования штрих-кодов ваших билетов, т. к. на мероприятие попадет тот человек, чей билет будет активирован первым.

- При покупке билета на сайте и в кассах KVITKI BY с каждого билета может взиматься сервисный сбор в размере 2 BYN., который входит в стоимость билета. Сервисный сбор за услуги оператора включает в себя расходы на:

a. билетные бланки и другие расходные материалы;

b. комиссию банка за сопровождение продажи

c. администрирование и развитие централизованной системы продажи билетов.

- Согласно п. 5 ст. 217 Кодекса Республики Беларусь о культуре входные билеты могут быть возвращены организатору мероприятия: по инициативе гражданина или организации за один календарный день до проведения мероприятия, при этом гражданину или организации, возвратившим входной билет, возмещается не менее 75 % стоимости входного билета.

- При возврате билета на мероприятие, которое состоится, сервисный сбор не возмещается в связи с тем, что услуга по продаже билетов считается оказанной и ее стоимость возврату не подлежит.

- KVITKI BY является посредником между организатором мероприятия и зрителем. KVITKI BY не несет ответственности за несостоявшиеся или отмененные мероприятия, изменение даты проведения, задержку, качество мероприятий и другие вопросы, связанные с организацией мероприятий. Ответственность за эти вопросы несет организатор мероприятия.

- Билеты в минский Аквапарк "Лебяжий" не подлежат возврату и действительны в течение 30 дней со дня покупки.

- При возврате билетов в фирменных кассах KVITKI BY возврат денежных средств осуществляется с 12.00 - 19.00

ByCard

Билеты, приобретенные на театральные представления, могут быть возвращены не менее чем за 1 календарный день до проведения мероприятия. При этом гражданину или организации, возвратившим входной билет, возмещается 75% стоимости билетов.

Деньги за билет будут зачислены на банковскую карточку в течение 15 рабочих дней с момента получения всех необходимых реквизитов для возврата.

Обращаем Ваше внимание, что при возврате денежных средств на банковскую карту, банки удерживают комиссию с суммы возврата. Размер комиссии определяется каждым банком индивидуально.

В случае выбора возврата стоимости билетов в балловом эквиваленте (0.1 руб. / 1000 руб. = 1 баллу), баллы начисляются на баланс в личном кабинете в течение 10 минут после оформления заявки.

Обмену билеты не подлежат.

Общество с ограниченной ответственностью "Байкард"

Желаем ярких эмоций!

BezKassira

Сервис BezKassira.by осуществляет услугу по предоставлению клиенту права доступа к видеоконтенту: просмотру любимого видеоспектакля, записи конференции, матча или концерта в удобное для вас время.

!Просмотр после покупки будет доступен только на одном устройстве. При попытке поделиться ссылкой с другими пользователями — ссылка может быть заблокирована!

!Просмотр будет доступен только в обозначенный период организатором. Следите за анонсом и читайте внимательно описание мероприятия.

Ветераны и инвалиды всех категорий имеют право приобретать билеты вне очереди.

Дирекция театра не несет ответственности за подлинность билетов, приобретенных с рук.

При наличии билета дети с 3-х лет, в сопровождении совершеннолетних, могут посещать утренние и дневные спектакли (концерты).

Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся в детских интернатных учреждениях, детских домах семейного типа, опекунских семьях и приемных семьях, получающим в государственных учреждениях образования Республики Беларусь профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, дополнительное образование взрослых, получаемое при освоении содержания образовательной программы подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, в дневной форме получения образования, предоставляется право на:

- бесплатное посещение культурных и спортивных мероприятий (при наличии свободных мест) в государственных организациях культуры, физической культуры и спорта.

Организатор культурно-зрелищного мероприятия имеет право отказаться от проведения культурно-зрелищного мероприятия не позднее чем за один календарный день до дня его проведения.

В случае отмены, изменения заявленных времени (сроков) и (или) места проведения культурно-зрелищного мероприятия, замены его другим, изменения состава участников культурно-зрелищного мероприятия организатор культурно-зрелищного мероприятия обязан обеспечить в местах проведения культурно-зрелищного мероприятия информирование граждан об отмене, изменении заявленных времени (сроков) и (или) места проведения культурно-зрелищного мероприятия, замене его другим, изменении состава участников культурно-зрелищного мероприятия, условиях и местах возвращения входных билетов.

В случае изменения состава участников культурно-зрелищного мероприятия, отмены, изменения заявленных времени (сроков) и (или) места проведения культурно-зрелищного мероприятия, замены его другим:

- гражданин имеет право посетить это культурно-зрелищное мероприятие на основании имеющегося входного билета (за исключением случая отмены культурно-зрелищного мероприятия);

- гражданин, юридическое лицо имеют право вернуть входной билет и получить денежную компенсацию стоимости входного билета в полном объеме.

Организатор культурно-зрелищного мероприятия в случаях возврата входных билетов, обязан выплатить гражданину, юридическому лицу денежную компенсацию стоимости входного билета не позднее, чем за семь календарных дней со дня подачи заявления о выплате денежной компенсации.

Выплата денежной компенсации стоимости входного билета, приобретенного по безналичному расчету, осуществляется, как правило, на банковский счёт гражданина или юридического лица.

После 3-го звонка зрители, опоздавшие на спектакль в большом зале, занимают свободные места на балконе.

Для удобства зрителей в гардероб театра принимаются полиэтиленовые пакеты, зонтики (с петелькой), головные уборы, верхняя одежда, обувь в пакетах, дорожные сумки и дипломаты при предъявлении содержимого.

За утерянный номерок гардероба зритель несет материальную ответственность.

В целях охраны общественного порядка и обеспечения гражданской безопасности на культурно-зрелищные мероприятия не допускаются граждане, которые:

- находятся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном использованием наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или иных одурманивающих веществ;

- совершают действия, которые нарушают общественный порядок, а также подстрекают иных личностей к подобным действиям любыми методами.

Во время проведения культурно-зрелищного мероприятия гражданам запрещается:

- распивать алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво в непредусмотренных для этого местах;

- использовать наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или иные одурманивающие вещества;

- курить в непредусмотренных для этого местах;

- осуществлять пропаганду войны, экстремистской деятельности, насилия, жестокости и порнографии, в том числе с использованием плакатов, транспарантов или иных средств;

- создавать угрозу гражданской безопасности, жизни и здоровью граждан;

- проводить в помещение театра кошек и собак;

- входить в зрительный зал в верхней, в спортивной одежде, с дорожными сумками;

- проносить в зрительный зал продукты питания;

- входить в малый зал или партер большого зала после 3-го звонка;

- пользоваться мобильной связью во время спектакля (концерта) и производить фото, видеосъемку мероприятий (без согласования с администрацией).

При посещении культурно-зрелищного мероприятия граждане обязаны сохранять общественный порядок и исполнять все законные требования его организатора и сотрудников органов внутренних дел, которые исполняют обязанности по охране общественного порядка. Порядок посещения культурно-зрелищного мероприятия несовершеннолетними определяется его организаторами с учётом специфики проведения такого мероприятия


фото: пресс-служба фестиваля

Начинается всё с торжественного выхода артистов под сниженный до дешёвого попсового унц-унц марш Мендельсона. На этом выставочном параде артисты сразу представляют своих персонажей (в стойку с микрофоном) и обрисовывают их натуры (пластикой тела, характером движений). Режиссёр одевает брехтовский принцип очуждения в клоунский костюм: невеста крутит плечиками и размахивает руками с растопыренными пальчиками как кукла; её отец — грустный клоун в смешной помятой шляпе; матушка жениха одета в костюм служанки с чепчиком и фартуком (относятся к ней соответствующе); жених — невзрачный лопух; в толпе гостей все в чёрно-белых костюмах и с выбеленными лицами. Все слова пропитаны сарказмом, а действия доведены до гротескных знаков. Под ритм необременённых интеллектом кабацких песен герои хлопают рюмашки вина без пауз, на праздничном обеде они буквально едят пустоту — пилят ножами и вилками голый стол. Отцу не дают закончить практически ни один сальный анекдот, отчего он из грустного клоуна превращается в агрессивного.


фото: пресс-служба фестиваля

В сценографии приходится к месту закон чёрно-белой фотографии или киноленты: если снимать на чёрно-белую плёнку, всё внимание фокусируется именно на содержании и композиции кадра, а не на внешних факторах. Так, спектакль оформлен в чёрно-бело-серой цветовой гамме (был ещё красный от пьянства нос отца, но это уже мелочи). Косые стены дома, в котором проходит свадебное гуляние, украшены почти чёрными сердечками; кривые стулья и стол, которые по сюжету молодой и неумелый жених сделал своими руками, также выполнены в монохроме. Эта самодельная мебель постепенно ломается — и сама по себе (потому что плохо сделана), и из-за буйных гостей. Чем пьянее становятся гости, тем больше они сатанеют, сильнее ломают эту мебель — и в итоге устраивают грязные танцы и чистый содом.

У Брехта медленно ломающаяся мебель означала разрушающийся дом и быт, а за ними — разложение семейного уклада, общественных и нравственно-этических ценностей. В постановке Казакова мебель ломается гораздо быстрее, стулья для гостей так вообще погибли все разом. На подходе к кульминации кое-кто из гостей выдаёт секрет невесты о том, что та давно не невинна и даже больше — беременна. Невеста задыхается от стыда и слёз, а грустный клоун, он же отец невесты, мрачно заключает, что в наше время все семейные ценности опошлили. После его слов становится понятно, что режиссёр хотел донести до своего зрителя: распад семейных ценностей не просто продолжается, но ускоряется (подтверждение тому — следующая сцена оргии с женскими драками, безумием невесты и окончательным разрушением дома).


В финале пьесы жених и невеста после ухода гостей сильно ссорятся и кидаются взаимными обвинениями, но всё-таки любовь побеждает, и они, помирившись и успокоившись, уходят счастливые исполнять супружеский долг. Однако в спектакле примирения между женихом и невестой не происходит, первая брачная ночь остаётся простым социальным ритуалом без опоры на эмоциональное и чувственное. Рисуя в таком весёлом и хулиганском спектакле настолько контрастный и безрадостный финал, режиссёр утрирует проблемы сегодняшнего дня и по заветам Брехта заставляет зрителя размышлять о них даже после выхода из зрительного зала.

Автор: Анастасия Воронкова

Вам также может понравиться

Как мы установили выше, в своем движении к сверхзадаче каждый герой совершает ряд поступков. По этим поступкам, сопоставляя их с его сверхзадачей, мы определяем его поведение. Выбор способов действия и мотивы этого выбора дают нам представление о Сущ­ности характера героя.

В дальнейшем в сопоставлении способов действия со сверх­задачей героя постепенно будет обнаруживаться та тема, кото­рую персонаж несет на себе в пьесе. Совокупность сверхзада­чи, способов действия и основной черты характера поможет определить его тему.

После того, когда определены темы всех персонажей, режи­ссер должен внимательно рассмотреть весь круг этих тем и определить, какие темы дополняют друг друга или контрастируют с наиболее важными, а какие звучат и развиваются самостоя­тельно; какие темы наиболее отчетливо противостоят друг дру­гу и как эти темы сталкиваются в развивающемся конфликте и, наконец, решить, какая из этих борющихся тем является главной.

Для большей наглядности приведен два примера определен! главной теин пьесы двумя различными методами.

Пример первый

Группа студентов-режиссеров получила задание определит! главную тему пьесы Бертольта Брехта "Мещанская свадьба" привычным для них способом.

После двукратного коллективного и одного самостоятельно го прочтения и обсуждения пьесы большинство студентов так определили ее тематическое содержание:

Главная тема - взаимоотношения поколений (молодого и старшего).

После обсуждения полученных результатов было предложено еще раз вернуться к пьесе и применить иной способ анализа, т.е.: определить тему каждого персонажа, очертить весь круг тем и из него, сопоставляя объективно полученные конкретные данные, выделить две наиболее важные темы, борющиеся между собой, затем вывести логическим путем главную тему. Процесс анализа большинством студентов был проведен и зафиксирован так:

Бертольд Брехт. "МЕЩАНСКАЯ СВАДЬБА"

Круг тем, которые несут персонажи

I. ЖЕНИХ И НЕВЕСТА.

Сверхзадача; Соединиться и устроить жизнь по-своему!

НЕСУТ ТЕМУ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ БРЕМЕНИ ОБЫЧАЕВ И ПРЕДРАССУДКОВ, ТЕМУ СТРЕМЛЕНИЯ ПРОЯВИТЬ ПОЛНУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.

Поступки; Скрывают от знакомых "грех" молодых. Старают­ся все ввести в рамки и нормы "приличия".

Сверхзадача; Сохранить престиж в своем кругу общества, ни в чем не отстать от других!

НЕСУТ ТЕМУ СЛЕПОГО, РАБСКОГО СОБЛЮДЕНИЯ ОБЫЧАЕВ И СОХРАНЕНИЯ УСТОЕВ СВОЕГО КРУГА ОБЩЕСТВА.

(Их сверхзадачи и поступки условно были объединены, хотя каждый персонаж оттеняет и обогащает ту общую тему, которую они несут вместе ).

Поступки: Мстят молодым за нарушение обычаев. Высмеивают их попытку устроить жизнь по-своему, по-новому. Стремят­ся не отстать друг от друга в чванстве и при первой воз­можности вырваться вперед и возвеличить себя.

Сверхзадача; Сохранить незыблемыми устои и обычаи своего круга общества и занять в нем лучшее место.

НЕСУТ ТЕМУ АКТИВНОГО ОХРАНЕНИЯ ОБЫЧАЕВ, ТРАДИЦИЯ И УСТОЕВ СВОЕГО КРУГА ОБЩЕСТВА.

Из полученных данных был сделан следующий вывод:

Главной темой пьесы является столкновение молодых сил с предрассудками, традициями, обрядами и обычаями мещанского общества. Эти традиции и обычаи становятся никчемными и вредными, когда соблюдаются в силу привычек и надуманных норм поведения, но не рождаются от органической в них потреб­ности, они сковывают свободу нового молодого поколения.

Нам кажется, что данное определение главной темы более широко и активно раскрывает своеобразное содержание пьесы Бертольда Брехта, т.е. раскрывает предмет и смысл происходя­щей борьбы, делает пьесу более современной и дает режиссеру больше возможностей и простора для актуального ее решения, чем определение ее как "взаимоотношение поколений".

Пример второй

Вторая группа студентов получила задание определить главную тему драмы А.С.Пушкина "Борис Годунов" также привыч­ным для них способом.

После одного коллективного и одного самостоятельного прочтения и обсуждения драмы в определении главной темы мне­ния разошлись. Обнаружилось два варианта .

Вариант первый: главная тема драмы - стихийное движение народа за свое освобождение в эпоху "смутного времени".

Вариант второй: главная тема - бессилие власти, оторван­ной от народа.

В данных определениях чувствуется влияние школьных учеб­ников и некоторых критических статей, посвященных идейно-те­матическому разбору драмы А.С.Пушкина.

После обсуждения полученных результатов студентам было предложено еще раз вернуться к драме и испробовать иной ме­тод определения главной темы и основной идеи, т.е. опреде­лить темы главных персонажей, осветить весь круг тем драмы, выделить темы, сталкивающиеся в конфликте, и затем вывести логически главную тему. Во втором эксперименте процесс ана­лиза был проведен и зафиксирован так:

А.С.ПУШКИН. "БОРИС ГОДУНОВ"

Круг тем, которые несут персонажи

Поступки: "Убирает" наследника престола - царевича Дими­трия. Отказывается от власти, чтобы быть из­бранным всенародно. Страдает от того, что не завоевал симпатий народа. Сжигает грамоты и "поет анафему" Самозванцу. Завещает трон несо­вершеннолетнему Феодору.

Сверхзадача; Утвердить династию некоронованных, но талан­тливых правителей. (Были приведены следующие доказательства: как самый умный из бояр, Борис был советчиком при Иоанне Грозном, правил при - царе Феодоре. Теперь всячески образовывает своего сына Феодора и готовит его к власти).

НЕСЕТ ТЕМУ ВОСШЕСТВИЯ НА ПРЕСТОЛ НЕ ПО ПРАВУ НАСЛЕДИЯ, А ПО ПРАВУ УМА, ТАЛАНТА, ТРУДОВ И ЗАСЛУГ ПЕРЕД НАРОДОМ И ГОСУДАР­СТВОМ - ПО ПРАВУ ЛУЧШЕГО.

2. ШУЙСКИЙ и ВОРОТЫНСКИЙ.

Поступки: Сговариваются волновать народ и не допустить Бориса к власти. Отказываются от заговора и присягают Борису. Ждут промаха Бориса, возводят их пороки и преступления.

Сверхзадача: Восстановить и сохранить право наследия власти по "крови" и сану. Выждать момент, когда будет можно самому захватить власть.

НЕСУТ ТЕМУ ОХРАНЕНИЯ ПРАВА НА ВЛАСТЬ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ И САНУ, ТЕМУ СКРЫТЫХ ПРИЧИН МЕХДУУСОБНОЙ ВРАЖДЫ МЕЖУ БОЯРАМ.

Поступки; Поддерживает все начинания Бориса. Добива­ется сожжения разрядных книг. Личными подвигами стре­мится доказать свое превосходство над боярами. Разга­дав замыслы бояр, поверив в "доброту" Самозванца, пе­реходит на его сторону.

Сверхзадача; Добиться права занимать должность не по законам разрядных книг, где пишут родословную, а по заслугам, доблести и таланту. (Было отмечено, что его сверхзадача в определенной степени совпадает со сверх­задачей Бориса ).

НЕСЕТ ТЕМУ БОРЬБЫ ЧЕЛОВЕКА ЗА ПРАВО ЗАНИМАТЬ ПОЛОШ1ИЕ В ОБ­ЩЕСТВЕ ПО СПОСОБНОСТЯМ И ЗАСЛУГАМ, А НЕ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ И ЧИНУ.

Поступки; Бежит из монастыря. Ворует право на наслед­ство престола. Учится у украинцев "владеть конем и саблей". Заключает тайный договор с поляками о под­держке в войне с Россией. Воюет с Россией и поднимает бунт народный.

Сверхзадача; Развернуть и показать свой талант - за­хватить престол.

НЕСЕТ ТЕМУ БЕСШАБАШНОГО АВАНТЮРИЗМ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ НАСЛЕД­СТВЕННОГО ПРАВА НА ПРЕСТОЛ.

Поступки; Идет решений Думы. Молит Бориса принять престол. Ругает иностранных офицеров. Ругает Бориса. Поддерживает Самозванца. Поняв, что и "Димитрий" идет к власти через кровь и ведет за собой супоста­та, народ безмолвствует.

Сверхзадача; Избегать кровопролитий, разорений, наше­ствий и войн. Обрести возможность спокойно жить и ра­ботать. Ждет улучшений жизни и справедливой власти.

НЕСЕТ ТЕМУ СТРАДАНИЯ, НЕУМЕЛОСТИ ОРГАНИЗОВАТЬСЯ И ПОСТОЯТЬ ЗА СЕБЯ, ЗА СВОЮ ПРАВДУ, ТЕМУ НАЧАЛА СТИХИЙНОГО БРОЖЕНИЯ НЕ­ОСОЗНАННЫХ СИЛ.

Из данных анализа был сделан следующий ВЫВОД:

Главной темой драмы является борьба между наследственным правом на власть и естественным выбором достойного правите­ля, тема зарождения потребностей в демократических принципах назначения правителей и отстранения их от власти по воле на­рода.

В данном определении темы драмы явно чувствуется тенден­ция к современному прочтению пьесы, желание сделать ее акту­альной и понятной сегодняшнему зрителю. Такое определение главной темы объективнее и конкретнее, чем определение ее как "Бессилие власти, оторванной от народа".

Итак, главную тему пьесы нужно не формулировать, а логи­чески выводить из того круга тем, которые несут персонажи в своем развитии, определяя главный предмет борьбы, в которой сталкиваются две основные наиболее важные силы - темы.

"При всей своей идейно-тематической многомерности, - за­мечает Л.И.Тимофеев, - произведение обладает определенным единством. Оно подсказывается ему (писателю) самой от­ражаемой им жизнью: отдельные жизненные явления, взаимодейст­вуя друг с другом, образуют явления более сложные, в свою очередь требующие определенного к себе отношения."

Эту же мысль высказывает и А.И.Ревякин: "Необходимо помнить, что тематика художественного произ­ведения предполагает не механическое сочетание разнородных, лишь внешне связанных тем, а органическое единство, опреде­ленную целостность, строгую взаимообусловленность составляв­ших ее частей, сторон, образов, эпизодов, объединенных ведущей или главной темой.

С нашей точки зрения, в драме такой связующей силой, ор­ганически объединяющей в целое все множество тем произведе­ния, является линия действия главного героя, сталкивающаяся с другой, противостоящей ему силой, т.е. его тема, которую он несет в пьесе.

В творческом процессе писателя судьба главного героя, его движение и является тем основным "мотивом", который пронизывает все его произведение. Вспомним высказывание И.А.Гончарова: "У меня есть всегда один образ и вместе главный мотив: он-то и ведет меня вперед - и по I дороге я нечаянно захватываю, что попадается под руку, то есть что близко относится к нему."

От позиций, взгляда и решения режиссера будет зависеть трактовка всего круга тем и определение главной темы пьесы. Режиссер получает возможность любую из развивающихся в пьесе тем сделать главной, но прежде чем принимать решение по трактовке, режиссер должен внимательно изучить, какую тему акцентирует драматург, какую тему он делает главной. Определить главную тему драматурга иногда помогает на­звание пьесы, в котором автор не только указывает героя, несущего главную тему ("Гамлет", "Отелло", "Антигона", "Эгмонт", "Тартюф" и т.д.), но иногда в аллегорической форме указывает на свою основную мысль: "Гроза", "Живой труп", "На дне" - эти названия раскрывают эмоциональное отношение автора к изображаемым событиям, что необычайно важно при выведении главной темы произведения.

Точно так же и в определении тем персонажей неоценимую услугу может оказать сам автор, стоит только внимательно отнестись к некоторый особенностям его творчества. Само по се­бе имя персонажа часто несет в себе намек на его характер, или определяет его место в произведении, а иногда и в обще­стве, которое изображено в пьесе. Так, например, в "Горе от ума" А.С.Грибоедова уже в списке действующих лиц мы можем получить некоторые сведения о характере персонажей: полков­ник Скалозуб, Молчалив, Репетилов. В этих фамилиях чувст­вуется намек Грибоедова на характеры героев. В "На дне" М.Горького - Барон, Актер, Клещ, Квашня - их прозвища могут служить ориентиром в определении той темы, которую каждый несет в пьесе.

Режиссеру необходимо помнить, что в определении главной темы всегда должна находить отражение сущность конфликта, сущность борьбы во имя осуществления определенной идеи.

История современного театра знает немало примеров нового и своеобразного прочтения классических произведений режиссе­рами. С нашей точки зрения их удачи в значительной степени зависели ох нового современного взгляда на тематику этих произведений и выбора главной темы из всего круга тем пьесы.

Часты случаи, когда пьеса известного классика на первый взгляд кажется устаревшей, несовременной. Главная тема и ос­новная идея ее соответствуют только эпохе автора и не могут звучать актуально сегодня. Но стоит режиссеру посмотреть на содержание пьесы с позиций сегодняшнего дня, взять из общего круга тем ту, которая более других соответствует сегодняшним проблемам, и пьеса зазвучит по-иному.

Вот почему по-новому трактовал шекспировского "Короля Лира" Питер Брук и "Трех мушкетеров" А.Дюма Роже Планшон, вот почему иначе зазвучали "Ромео и Джульетта" у А.Эфроса, "Гамлет" у Ю.Любимова, "Горе от ума" Грибоедова и "Мещане" Горького у Товстоногова. "Горе от ума" в постановке Товсто­ногова прозвучала не как комедия нравов старой Москвы, а как трагедия человека, лишнего в этом обществе, и более других акцентировалась тема главного героя - Чацкого.

В выведении круга тем и главной темы может и должна быть определенная тенденциозность. За режиссером остается право выбора главной темы из круга тем и, таким образом, он может, не переделывая сюжета, извлечь из пьесы новую тему и сделать произведение современным.

Главная тема пьесы - это тема борьбы ее героев, в кото­рой находят отражение существенные социальные проблемы дей­ствительности и раскрываются основные противоречия времени.

Характер отражения этих проблем и противоречий будет яв­ляться идейной концепцией драматурга независимо от того, привел или не привел драматург своих героев к положительному решению.


Спектакль очаровательный, наполненный хорошим юмором, точной, очень современной музыкой. Мизансцены настолько красивы, что каждую можно брать в отдельную рамочку и тиражировать как образец авангардного искусства. Очень остроумна сцена мгновенного поглощения огромной свадебной рыбы: гости налетают на мясо из папиросной бумаги – один миг, и на большом столе остается только скелет главного блюда. А как неподдельно отвязываются артисты в свадебном танце – это момент, когда каждый выступает в главной роли… клоуна. Впрочем, свадьба – это место, где всякий стремиться себя показать с наилучшей стороны. Трезвым взглядом, как известно, на это смотреть не рекомендуется.

Читайте также: