Неделя толерантности в начальной школе

Обновлено: 03.07.2024

Воспитатели групп продленного дня 1-4 классы

Классные часы по толерантному воспитанию в игровой форме

В течение недели

13 ноября (среда)

(учащиеся 4 классов дарят подарки, сделанные своими руками учащимся 1-х классов)

Классный руководитель Тимошенко Н.М.

В течение недели

В течение недели

Педагог социальный, классные руководители, педагог организатор

14 ноября (четверг)

Классный руководитель Шевкунова М.В.

Классные руководители, учителя-дефектологи

15 ноября (пятница)

Руководитель МО Исаева А.Н.

Классный руководитель Аврамчук Т.Н.

Классный руководитель Артёмова В.М.

Размещение на сайте школы материалов по неделе толерантности

Руководители МО Исаева А.Н., Тимошенко Н.М.

9 шагов толерантности

1. Умей ставить себя на место других.

2. Старайся часто замечать мелочи и тонкости, замечать особенности ситуации,

видеть на предысторию.

3. Умей обобщать свой опыт, развивать интуицию и воображение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План проведения недели толерантности.

Название мероприятия

Дата проведения

Ответственные

1.Открытие недели (стендовая информация, информация на сайте).

Игра Путешествие в город Толерантности.

Составление цветка толерантности.

Неделя толерантности в начальной школе

Цель: формирование качества толерантности.

развивать коммуникативные умения детей

развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас

формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личности

Ход мероприятия

Учитель. - Добрый день! А что это значит?

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день был по–доброму прожит,

Он умножит счастливые дни…

- Создадим хорошее настроение. Найдите молча глазами соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и тебе. Спасибо за положительный настрой.

- Послушайте стихотворение и скажите, о чём пойдёт речь на нашем классном часе.

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

Труд и вежливость – в почете!

Умный, честный, чистоплотный,

Ценит дружбу и друзей.

Смелый, ловкий и веселый,

Не обидит малышей.

Аккуратный, чуткий, скромный,

Бережет природу, честь.

Эти качества достойны

Толерантными их счесть.

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

- И сегодня мы будем говорить о толерантности.

3. Работа с определением.

Что такое толерантность?

Дорогие ребята! Это новое слово, которое в последнее время очень актуально из-за роста агрессивности, насилия, нетерпимости, конфликтности в обществе

Мы послушаем нашего ученика, которого я заранее попросила найти в толковом словаре значение этого слова.

Ученик: Слово толерантность возникло в 18 веке во Франции от имени князя, Министра иностранных дел этой страны Толейрана. Толерантность означает терпимость, уважение человеческого достоинства, принятие другого таким, какой он есть.

Учитель: 16 ноября – Международный день толерантности. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Толерантность – путь к миру и согласию.

Толерантность - это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.

Толерантным будь всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда,
Закрепи ты в мире.

Совладать сумей с собой,
Слушай своих близких.
В мире мы живем семьей,
Нет поступкам низким!

Доверяй своим друзьям!
Будь, терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!

Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга,
Если дружбы в сердце нет!

А как вы понимаете, что значит быть толерантным? (Быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ноябре отмечается всемирный день толерантности. В статье представлен материал первого из 5 занятий по данной теме.

НЕДЕЛЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

с использованием ассоциативного ряда: научить участников конкретным приёмам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.

ПОНЕДЕЛЬНИК

Вводная часть:

-Напомните, какой сегодня день недели? (понедельник)

-А какой день недели ваш самый любимый?

-Уверена, что после нашего занятия любимым станет понедельник. Хотите проверить?

Цель: создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в группе.

Время на проведение: 10 – 15 минут.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся в круге.

- Предлагаю сохранить наш круг друзей, но чтоб он надолго сохранился, что можно сделать? (предложения детей, предложение учителя зафиксировать его с помощью модели-рисунка).

3. Рисование фигурок.

У каждого ребенка картонная фигурка человека (дети вбирают фигурки с доски: они разнее по полу, элементам одежд, прическе), он в течение 4-5 минут его раскрашивает и крепит на доску.

4. "Четыре угла — четыре выбора".

Цель: Повышение уровня сплоченности участников.

Этапы игры : 1. Прикрепить в четырех углах комнаты листы бумаги и написать на них названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Листы крепятся на видных местах.

2. Члены группы становятся на середину комнаты.

3. Объявить участникам, что в ходе игры они смогут лучше узнать друг друга. Сначала все ходят по комнате, затем каждый останавливается у того листа бумаги, который кажется ему самым подходящим.

4. Все участники, собравшиеся в одном углу, рассказывают друг другу, почему они выбрали именно этот цвет. Каждый должен запомнить всех, кто находится в том же углу (3 минуты).

5. Во втором раунде можно написать на новых листах четыре времен года.

6. В третьем использовать названия четырех музыкальных инструментов, например: скрипка, саксофон, арфа, барабан.

7. В четвертом нарисуйте на бумаге геометрические фигуры

8. После каждого раунда игроки собираются в середине комнаты. Порядок игры соблюдается четко: участники должны останавливаться возле того листа бумаги, надпись на котором нравится им больше всего. При этом они запоминают всех остановившихся рядом.

• Какие участники чаще всего оказывались в одной и той же группе?

• Какие игроки оказались в одной группе редко или вообще ни разу?

• Что интересного каждый из вас узнал о других членах группы?

Возможные варианты записей:

• инструменты: молоток, пила, клещи, игла; • города: Париж, Рим, Москва, Шанхай;

• напитки: кофе, чай, кока-кола, молоко; • животные: лев, антилопа, змея, орел;

• здания: вилла, бунгало, замок, храм; • знаменитые люди: А. Эйнштейн, Дж. Пуччини, В. Шекспир, Билл Гейтс.

5. Домашнее задание.

Найти как можно больше сходных черт у членов вашей семьи, но еще интересней увидеть разнее вкус и интерес. Если сможете, запишите их на карточках, которые вы получите.

Цель: создание условий для проявления нравственных и патриотических чувств учащихся.

Пояснительная записка

Добро и зло,… вечные темы. Темы сказок, мифов, искусства, религии… Темы жизни. Современное общество с его информатизацией и стрессами все чаще характеризуют как общество повышенной агрессивности. Мультфильмы (увы!), боевики и триллеры, детективы, компьютерные игры – все то, чем окружены современные дети, и чем они заполняют свой досуг, - пропитана агрессией, и что самое страшное, это становится нормой. И этому, к сожалению, учат взрослые. А добро? Современные подростки вместо чтения книг предпочитают играть в компьютерные игры, вместо посещения театра смотрят бои без правил; приключенческие фильмы вытеснены боевиками. Молодежь поклоняется лишь своим кумиром, проводит время на тусовках. Это их свобода выбора. Обязательным осталось только посещение школы, где процесс образования идет на фоне воспитания; где сходятся дети разных национальностей, разных статусов и взглядов. Именно в школе нужна терпимость в отношении друг к другу, невзирая на социальное положение, разные точки зрения, ко всему, что может вызвать агрессию. Поэтому толерантности нужно учить наравне со счетом и письмом, учить принимать других такими, какие они есть, учить терпимо, относиться к самобытности, умно разрешать конфликты. Таким образом, умение жить в мире с собой и другими – актуальная проблема современных школьников.

Актуальность данной темы обусловлено и многообразностью нашего мира, которую нужно молодому поколению принимать с позитивной точкой зрения. В современном российском обществе идет процесс переосмысления и систематизации основополагающих ценностей, на государственном уровне осуществляется программа воспитания молодежи на основе толерантности, поэтому проведение предлагаемого мною часа общения внесет свою лепту в решении задачи воспитания толерантности.

Цель: формирование у детей толерантности мышления, уважения к своим правам и правам других людей.

Задачи:

Ход часа общения

1. Вступительное слово воспитателя

Ребята! Каждый год, начиная с 1996 года, 16 ноября весь мир отмечает международный день толерантности. В этом году он празднуется 15-й раз.

Что же такое толерантность? (Приложение 1.)

Толерантность – это милосердие, забота
Толерантность – это доброта души
Толерантность - это сострадание
Толерантность – это уважение
Толерантность – это дружба
Толерантность – это терпение.

- Как вы понимаете наш девиз?

- Я прошу встать девочек. Какие вы красивые, нарядные, веселые.

- А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные, умные.

- Прошу подняться ребят со светлыми волосами. Садитесь!

- А теперь с темными.

- Подумайте и скажите: Какие мы все? (Мы все разные, но все вместе. Мы все равные и уважаем тех, кто не похож на нас.)

- Мы живем с вами в одном доме, ходим в одну школу, отмечаем вместе праздники, любим конфеты. Если люди будут дружные, будут совершать добрые поступки, то не будет раздора семье, не будет ссор, не будет войны.

2. Чтение и обсуждение рассказа

Беседа о прочитанном.

Вывод: единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

-Что же значит быть толерантным? – Быть внимательным к другим.

3. Цветы толерантности

У меня есть цветы толерантности. С них осыпались лепестки. Помогите мне их собрать. На лепестках написаны слова – обращайте на них внимание.

- А оставшиеся лепестки, почему не подходят? (эти слова не толерантные). Какой красивый цветок, похож на радугу из страны Толерантности!

5. Город Добро

- О чем больше всего мечтала Элли? (о доме).

- Кого Элли взяла с собой в путешествие? (Тотошку).

- Самое заветное желание Трусливого льва? (Храбрость).

- О чем мечтал железный Дровосек? (о Сердце).

- Какое заветное желание было у Страшилы? (мозги).

Вы дали правильные ответы на все вопросы. Первый наш город называется Добро.

В городе Добро нас ждут герои сказок. Главной темой сказок была и остается борьба добра и зла. Что толерантно, а что нет?

6. Игра

Я называю героя сказок, а вы, если он толерантный (добрый) хлопаете в ладоши, а если интолерантный – топаете ногами.

  • Иван-царевич
  • Кощей бессмертный
  • Золотая рыбка
  • Дюймовочка
  • Красная Шапочка
  • Золушка
  • Водяной
  • Гуси-лебеди
  • Шрэк
  • Баба Яга
  • Морозко
  • Мальвина
  • Корабас-Барабас
  • Человек-паук

7. Город Волшебных слов

Пока мы играли, незаметно приехали в город Волшебных слов.

Этот город необычный. Туда пускают только тех, кто умеет правильно себя вести, знает и говорит волшебные слова, т.е. вежливые слова. Вы знаете их? (называют). А как можно назвать человека, который использует в речи такие слова? (толерантным). А слова эти можно объединить под одним понятием – толерантность.

Если мы выполнили все задания в этом городе, то попадем на главную площадь страны толерантности. Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем волшебными. С их помощью можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение.

- Прослушайте стихотворение, догадайтесь, какое волшебное слово нужно сказать.

- Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо).

- Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

- Мальчик вежливый и разветный говорит, встречаясь (здравствуйте).

- Когда нас бранят, за шалости говорим (простите, пожалуйста).

- И во Франции, и в Дании на прощанье говорят (до свидания).

Молодцы! Стать вежливым нелегко, но это очень важно и нужно. И любое волшебное слово надо сопровождать улыбкой.

8. Город Мудрецов

И вот мы с вами оказались в городе Мудрецов. Здесь нужно собрать пословицы. (Приложение 3.)

9. Город Загадок

- Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

- Кто быть вежливым желает, старушке место уступает?

- Кто опрятный и веселый спозаранку мчится в школу?

- Кто из вас идет по школе, обдирая стены в холле?

- А во вчерашний понедельник кто был грубый и бездельник?

- Сколько будет пятью пять, кто мне сможет подсказать?

- Ну, а кто всегда поможет, друга выручить, кто сможет?

- Малышей кто обижает, им учиться лишь мешает?

10. Город Пожалуйста

- Будьте добры, поднимите правую руку.

- Пожалуйста, поднимите левую руку.

- Будьте любезны, сядьте.

Молодцы! Никогда не забывайте говорить волшебное слово, когда обращаетесь с просьбой.

11. Заключение

- Поздороваться при встрече?

- Толкнуть и не извиниться?

- Обозвать обидным словом соседа?

- Бегать, кричать, сбивая всех с ног?

Человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать добро людям. Мы должны держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, дарить улыбки, добрые слова, любить друг друга.

12. Итог

Давайте всегда будем общаться на языке миролюбия, дружбы, на языке любви и терпения, на языке толерантности.

Используемые источники

Приложение 1.

Толерентность – это уважение права других быть такими, какие они есть, не допускать причинения им вреда.
Толерантность – это милосердие, забота.
Толерантность – это доброта души.
Толерантность – это уважение.
Толерантность – это сострадание.
Толерантность – это дружба.
Толерантность – это терпение.

Приложение 3.

Добрые дела красят человека.
Спеши делать добро.
Без добрых дел нет доброго имени.
Жизнь дана на добрые дела.
За добро добром платят.

Приложение 2.

Толерантный – терпимый.
Интолерантный – нетерпимый.

Приложение 4.

СКАЗОЧКА О СЧАСТЬЕ

t1633285053aa.jpg

Мероприятия, в течение Недели толерантности , осуществлялись согласно плану, утвержденному директором школы .

Сроки проведения : 11-15 ноября

Цель: - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Воспитание у детей и подростков миролюбия

Развитие понимания и принятия других людей

Развитие умения позитивно взаимодействовать с окружающими

Понятие "толерантность" в современном обществе стало международным термином. Оно наполнено своим особым смыслом, который отражает интуитивное восприятие единства человечества, состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.

Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость .

Для проведения Недели в школе потребовался подготовительный период.

Таким образом, основной целью проведения Недели толерантности было научить школьников уважать других людей, быть дружнее и вежливее.

Надеюсь, что наш опыт послужит примером остальным, что в каждой школе хоть раз проведут неделю, а то и месяц толерантности.

Читайте также: