Логопед диагностика к школе

Обновлено: 05.07.2024

В настоящем альбоме представлен наглядный материал для логопедического обследования навыков импрессивной и экспрессивной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый дидактический материал позволяет выявить нарушения со стороны звукопроизношения, нарушения слоговой структуры слов, недостаточность фонематического анализа и синтеза, бедность словаря и ошибки грамматического строя речи у детей.
Пособие адресовано логопедам специальных коррекционных и массовых школ, логопедам и воспитателям речевых дошкольных учреждений, студентам дефектологических факультетов для теоретического изучения приемов диагностики и практического применения. Альбом для обследования содержит богатый иллюстративный материал соответствующий восприятию данной возрастной категории детей. Применение качественной наглядности способствует эффективности не только процесса обучения, но и диагностики.

Сборник составлен ведущими специалистами факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А,И, Герцена и логопедами –практиками Санкт-Петербурга. Представлены критерии логопедической диагностики. Предложены схемы логопедической диагностики детей разных возрастных групп с различной речевой патологией, примерное планирование работы логопеда в дошкольном учреждении. Рекомендовано комитетом по образованию г. Санкт-Петербурга.

Стребелева Е.А. (ред.) и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, Методическое пособие: с приложением альбома Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др., 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2005. — 164 с. + Прил. (268 с.)

Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.
Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам дошкольных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.
Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей.

Красочное пособие по логопедическому обследованию с инструкцией и методическими рекомендациями. Приложение: возможные варианты логопедических заключений и речевая карта.

Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Настоящее пособие предназначено для проведения обследования зву-ковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза.
Впервые представлено подробное описание нормированного и дефект-ного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использо-ванием символов Международного фонетического алфавита.
Разработаны методические рекомендации для логопедического обсле-дования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.
Для логопедов, воспитателей и методистов дошкольных образователь-ных учреждений, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, родителей.

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет

Издательство: Сфера. 2006 год. 48 страниц.
Стимульный материал предназначен для логопедов, воспитателей, методистов дошкольных учреждений, а также родителей детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста. Яркие, наполненные интересным и запоминающимся сюжетным материалом картинки подготовлены с учетом специфики формирования начального детского лексикона и физиологических особенностей становления звуковой стороны речи у маленького ребенка, который начинает овладевать родным (русским) языком. Содержание иллюстративного материала ориентировано на основные программные требования к воспитанию и развитию речи детей в дошкольных образовательных учреждениях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Логопедическое обследование готовности ребёнка к обучению в школе.

Автор: Л.А. Аникина

В школе за последнее время произошли серьёзные преобразования, введены новые программы. Изменилась структура школы. Более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.

Таким образом, проблема готовности к школьному обучению является актуальной.

В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершина познавательных процессов — мышление и речь. Таким образом, мышление и речь тесно связаны. Поэтому наряду с физиологической и психологической очень важна речевая готовность , так как она является важнейшим показателем интеллектуальной готовности к школе. При помощи речи ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.

Речевая готовность к школе — ряд необходимых для успешного обучения в школе предпосылок, сформированных у ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Поэтому, я разработала в системе комплексную диагностику речевой готовности детей к школе, в которой при подборе диагностического материала для определения речевой готовности дошкольников к обучению в школе, сделала акцент на исследовании фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза, звуко - слоговой структуры, лексико-грамматического строя речи, связной речи.

Я изучила диагностические материалы многих авторов (Г.В. Чиркина, М.Ю. Гаврикова, Г.А. Волкова, Л.В. Пасечник, А.В. Ястребова, Л.В. Спирова), выделила ряд значимых направлений диагностики, полностью адаптировала для дошкольников весь речевой материал, его объём и уровень сложности и много лет использую при обследовании детей, поступающих в первый класс.

Для определения уровня готовности ребёнка к школе я использую следующие направления диагностики, которые немаловажны для дальнейшего анализа:

-темп работы и работоспособность;

-особенности внимания и памяти;

-сформированность пространственных и временных представлений;

-способность к обобщению;

-развитие логического мышления;

-состояние словарного запаса;

-состояние грамматического строя речи;

-понимание сложных речевых конструкций, переносных фраз;

Представляю вашему вниманию:

Логопедическое обследование готовности ребёнка к обучению в школе.

Обследование строения артикуляционного аппарата (оральный праксис и моторика). Выполнить ряд артикуляционных упражнений.

Ориентировка в пространстве, различение сторон, ведущая рука.

Временные представления (части суток, времена года (по картинкам)).

Сформированность звуко – слоговой структуры слова:

Повторить: вентилятор, телевизор, велосипед, отвёртка, фотоаппарат, сковородка, плоскогубцы, мотоцикл, парашютист.

Сформированность грамматического строя речи.

- повторить предложения:

В лесу было много белых грибов.

На зелёном лугу паслись лошади.

На зелёном лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Мама сказала, что не сможет вернуться раньше, потому что у неё много работы.

Собака вышла в будку.

Труба идёт из дыма.

Бабочка поймала Петю.

Сено возит дедушку.

- закончить предложения.

Маша не пошла в кино, потому что…..

Серёжа промок, хотя….

Мы опоздали в школу из-за….. .

Повторить: би-ба-бо тя-ча ба-па-ба ра-ла-ра

па-ба жа-ща да-та-да ва-фа-ва

ша-са ша-жа-ша га-ка-га ца-ча-ца

Словообразование и словоизменение.

- назвать детёнышей животных.

У козы - . у волка -. у собаки -. у кошки -. у белки -. у коровы -. у лошади -. у поросёнка - .. .

- назвать уменьшительно – ласковые слова.

Кольцо -, подушка -, дом -, коляска -, стул -, лист -.

- образование качественных прилагательных

по образцу (за храбрость называют – храбрым):

за хитрость -…, за трусость -…, за верность - ….

Если днём холодно, то день (какой?) -…

Если идёт дождь, то погода (какая?) - …

- образование относительных прилагательных:

Варенье из малины -…

Варенье из вишни - …

Перчатки из кожи -…

- образование притяжательных прилагательных:

Продолжить фразу по образцу: у собаки лапа собачья.

Сформированность словарного запаса.

- назвать одним словом:

Капуста, картофель, морковь, лук.

Яблоко, груша, апельсин.

Белка, заяц, волк, медведь.

Диван, кровать, стул, стол.

Вилка, ложка, тарелка, кружка.

-назвать изображённые предметы (картинки)

- д ать лексическое объяснение предмету.

Сковорода, скрипка, утюг, кузнечик.

Четвёртый лишний (картинки).

Понимание переносных фраз.

Золотые руки. Золотая голова.

Пробежал мороз по коже.

Уехал за тридевять земель.

Сформированность связной речи.

Разложить картинки по порядку и составить рассказ (серии картин из 4 шт, 6 шт, 8 шт) по уровню сложности.

Контактность, поведение во время беседы, индивидуальные особенности, темп, продолжительность работы, эмоциональный фон.

Темп речи, умение отвечать на вопросы.

Протокол логопедического обследования готовности ребёнка к обучению в школе

Ф. И. О. ребёнка ______________________________________________________________

Возраст на момент обследования________________________________________________

Детский сад _________________________________________________________________

Внешний вид и поведение в ситуации обследования, индивидуальные особенности _____________________________________________________________________________

Темп работы и работоспособность _______________________________________________

Характеристика внимания ______________________________________________________

Особенности запоминания ______________________________________________________

Сформированность пространственных, временных представлений ____________________

Способности к обобщению______________________________________________________

Развитие логического мышления, установление причинно-следственных связей _____________________________________________________________________________

Слоговая структура ____________________________________________________________

Состояние словаря _____________________________________________________________

Грамматический строй речи ____________________________________________________

Связная речь ______________________________________________________________

Навыки чтения_____________________________________________________________ __________________________________________________________________________

Характеристика моторики___________________________________________________ __________________________________________________________________________

Понимание сложных речевых конструкций, переносных фраз

Дата обследования _______________________ Подпись логопеда _________________

Цель: определение уровня речевого развития детей, поступающих в школу, направленное на предупреждение возникновения вторичных речевых нарушений.
Задачи:
- обследование словаря;
- обследование звуковой культуры речи;
- обследование грамматического строя речи;
- обследование связной речи

Данная диагностика предназначена для определения уровня развития речи детей, поступающих в 1 класс (звуковая культура, грамматика, словарь, связная речь). Уровень речевого развития дошкольников выявляется в конце ученого года. Обследование проводит учитель-логопед индивидуально с каждым ребенком. Для проверки речевого развития детей старшего дошкольного возраста задания предлагаются с использованием наглядности (картинки).

Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам):
1 балл ставится, если ребенок затрудняется в выполнении заданий, множественные ошибки в выполнении заданий;
2 балла – единичные ошибки, исправляются с помощью уточняющего вопроса;
3 балла – правильное выполнение заданий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для проведения логопедической диагностики письменной речи разработан с учётом психофизиологических возможностей детей НОО с учётом реализации ФГОС. Данная диагностика проводится специалистом в начале учебного года (1-15 сентября), по окончании учебного года (16-31 мая). Сроки проведения диагностики определены нормативной документацией учителя-логопеда.

Фамилия, имя_________________________________________класс 1__

1.Напиши письменные строчные буквы

2. Обведи правильные буквы.



3.Спиши предложение. Лена идёт в школу.___________________________________________________________________

4.Напиши под диктовку предложение.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Сколько слов в предложении? Девочка идёт домой.___________________________________________________________

6.Сколько слогов в слове?

7.Раздели слова на слоги, выпиши третий слог ученица, гитара, телевидение______________________________________________________

8.Напиши, сколько звуков в слове: коньки__, мир___,шуба____, лес__, пыль, листок___, яма__

9.Напиши первую букву слова____________________________________________________________

10.Напиши последнюю букву слова____________________________________________________________

Фамилия, имя_________________________________________класс 2__

1.Спиши предложение. Определи, сколько слов в предложении.

Пример: Лена идёт домой.(3сл.)

День был очень тёплый. Около дома росла высокая берёза.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Напиши под диктовку предложения.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Сколько слогов в слове?

4.В слове ученица выпиши третий слог_____________________________________________________________

5. Составь и запиши слова из слогов: нок, ко, тё___________,ран, ка, даш__________________, ха, му_________, вать, кро____________________

6.Сколько звуков в слове: дом__, мир___, шуба____, лес____, листок_____

7.Напиши первую букву слова____________________________________________________________

8.Напиши последнюю букву слова____________________________________________________________

9. .Подчеркни слова, которые отличаются согласными звуками

Мел-мель, бак-бок, дым- дом, почка-бочка, сын-сон, угол-уголь, кот-кит

10.Напиши буквы, которые спрятались за штриховкой. Обведи правильные буквы.



Фамилия, имя_________________________________________класс 3-4___

Мышь-малютка – самый маленький грызун в лесу. Весит она всего несколько граммов. Шёрстка у неё коричневая, глазки чёрные, грудка белая. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Запиши под диктовку:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Раздели слова на слоги:

Машина, игра, яма, яблоко, осень, учительница, девочка

Выпиши слова, состоящие из двух слогов________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.В слове учительница выпиши третий слог _________________________

5.Составь слово из слогов:

Га, ду, ра________________, та, пус, ка______________________________,

тель, чи, у_______________, иг, ки, руш_____________________________

6.Посчитай, сколько слов в предложении:

Дети идут в школу. (__) Мама купила Пете игрушку.(__) У Натальи новый рюкзак.(__) На ёлке зажглись электрические лампочки.(__)

7. Составь предложение из слов:

-Бабушка, шерстяной, вязать, носки._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-По, идти, широкий, мальчики, дорога.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Груша бабушка внучка давать спелая.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Запиши первую букву слова _________________________________________________________________

9.Запиши последнюю букву слова.

10. Исправь ошибку и запиши предложение верно.

Над большим деревом была глубокая яма.______________________________________________________________________

На яблони висели спелые яблоко.____________________________________________________________________

Собака вышла в будку._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методические рекомендации

Диагностика письма проводится фронтально в сентябре (1-15), в мае(15-30). В 1-х классах фронтальная диагностика проводится только в конце учебного года. В начале учебного года проводится индивидуальная диагностика устной речи.

В конце учебного года, в первом классе, определяется

1-2 задания: Знание рукописных букв.

3-4 задания: Формирование навыка письма.

5 задание: Навыка языкового анализа.

6-7 задания: Навык слогового анализа слов.

9-слова с 1 гласным под ударением, без ударения, согласными ( аист, облако, ухо, эхо, иней, ананас, утюг, игра, эскимо, робот, дом, тыква, жук, шапка, зонт, сапоги)

10-( коты, сон, лес, овощи, эскимо, портрет, клоун, мяч, огурец, лещ, лапа, стол, мотор, сироп, петух.

2.Узнавание букв в усложнённых условиях (зашумлённых, написанных пунктирной линией)

1-2 задания: Формирование навыка письма. Навык языкового анализа.

3-5 задания: Навык слогового анализа и синтеза слов.

6-9 задания: Навык звукового анализа слов. (слова для 7-8зад. см. в заданиях 1 класса)

10 задание: Узнавание букв в усложнённых условиях.

1-2 задания: Навыка письма.

3-5 задания: Навык слогового анализа и синтеза слов.

6-7 задание: Навык языкового анализа и синтеза.

10 задание: Верификация предложений.

Диктант для 1 класса: (конец уч.года):

1. У Ольги и Юли коньки. Они идут на каток. Вот и парк.

2. У Коли жил щенок. Звали щенка Барсик. Хвост у Барсика пушистый. Коля и Барсик друзья.

3. Вася и Зина друзья. Ребята идут в парк. У Зины санки. Вася взял лыжи. Малыши катались с горки.

Диктант для 2 класса:

1.Наступила осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. В лесу стоит тишина.

2.Наступила весна. Целый день светит яркое солнце. Деревья проснулись от зимнего сна. Появились почки и нежные листочки. На лугах много ранних цветов.

Диктант для 3 класса:

1.Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замёрзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерён.

2.Был тёплый денёк. Дул тёплый весенний ветерок. Ребятишки пошли в берёзовую рощу. В овраге журчал ручеёк. Слышалась звонкая песня жаворонка. Дети нашли в кустах ёжика.

3. Славное это место. Меж крутых бережков текла речка Яблонька. Дно речки было песчаное. Со дна били студёные ключи. Вода была удивительно вкусная и прозрачная. По склонам речки жило семейство барсуков. Они вырыли глубокие норы с ходами и выходами.

4. Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зеленый лужок прилетели пчелы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.

Диктант для 4 класса: (начало уч.года)

Для диагностики предлагаются диктанты варианта 3 класса.

В конце учебного года фронтальная диагностика в 4-х классах не проводится.

Составители Балабанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ.- СПб: Детство-Пресс, 2001-238с.

Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками.- Ярославль: Академия развития, 2006-127с.

Сорокина.Н.Г. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями.- Москва: Владос, 2013-115с.

Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму: Наглядно-методическое пособие.-СПб.: Детство-Пресс, 2010.-64с.

Фотекова Т.А.-Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. –Москва: Айрис Пресс, 2007-84с.

Читайте также: