Неделя анти буллинга в школе

Обновлено: 05.07.2024

Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт.

Что такое буллинг в школе

Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:

  • словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
  • распространения слухов и сплетен;
  • бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

Кто такой буллер

Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.

Кто участвует в школьном буллинге

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.

Частота проявления буллинга в школе в зависимости от пола и возраста детей

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.

Один из путей решения проблемы буллинга — домашнее обучение. В онлайн-школе у учителей нет любимчиков, вы сами формируете круг общения ребёнка. Можно заниматься без стресса и давления. Воспользуйтесь бесплатным пробным периодом и познакомьтесь с нашей домашней школой.

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.

Как распознать буллинг и чем он опасен

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:

  • беспричинные боли в животе и груди;
  • нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
  • нервный тик, энурез;
  • печальный вид, беспокойство, тревожность;
  • нарушенный сон, кошмары;
  • длительное подавленное состояние;
  • участившиеся простуды и другие заболевания;
  • склонность к уединению, нежелание общаться;
  • проблемы с аппетитом;
  • излишняя уступчивость и осторожность.

Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.

Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.

Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Как бороться с буллингом

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.

Что делать родителям

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

Что делать учителю

Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:

  1. Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
  2. Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
  3. Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  4. Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
  5. Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

Что делать, если твой ребёнок — буллер

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).

Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

Выводы

Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.

Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход.

Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.

Но если несмотря ни на что ваш ребёнок регулярно подвергается нападкам одноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или форму обучения.

Изображение на обложке: Marina Rodukova / Dribbble

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно


Маша Павлова перешла на домашнее обучение, потому что не хотела терпеть выходки неуправляемого одноклассника, который перекрикивал учителей, ругался матом, прятал вещи, чтобы поиздеваться. Подробнее об опыте Маши читайте в этой

Маша Павлова перешла на домашнее обучение, потому что не хотела терпеть выходки неуправляемого одноклассника, который перекрикивал учителей, ругался матом, прятал вещи, чтобы поиздеваться. Подробнее об опыте Маши читайте в этой

Разработка плана и программы профилактики буллинга

Начнем с того, что цель профилактики буллинга – это недопущение в принципе существования такого явления в стенах учебного заведения. Если травля уже присутствует (пусть даже в одном каком-то классе), то первым делом нужно остановить, прекратить ее. Лишь после этого можно будет взяться за кропотливую и долгую работу по улучшению школьного микроклимата.

Поскольку задача это непростая, ее не выполнить с налету и по наитию – нужен план. И вот тут возможны варианты. Понятно, что профилактика буллинга в школьной среде, тем более в отдельно взятом классе – забота учителя, однако сам план работы по профилактике буллинга в школе вполне может быть централизованным: например, если его составляет не один из классных руководителей, а социальный педагог либо школьный психолог, либо представитель школьной службы медиации (если, конечно, она есть в вашем учебном заведении).

Пожалуй, самая главная задача, которую нужно решить (и сделать это в первую очередь), – признать, что проблема травли существует. Будем откровенны: школьная администрация не слишком любит акцентировать внимание на подобных издевательствах (мол, подумаешь, дети просто играют/сами разберутся), дабы не привлекать негативного внимания к учебному заведению. Под давлением начальства и сами учителя стараются не выносить сор из избы.

Поэтому первый шаг – признание педагогическим коллективом факта психологического или физического насилия среди учеников. Только так можно продвинуться в искоренении проблемы.

Разумеется, план профилактики буллинга должен коснуться и кибербуллинга. Оба понятия неразрывно связаны между собой. Кибертравля – явление пока еще молодое, но уже успело принести много несчастий своим жертвам. О том, как не попасться на удочку киберпреступника и самому не стать зачинщиком травли в Сети, мы рассказывали здесь .

Программа по профилактике буллинга в школе может включать в себя следующие шаги.

Со стороны классных руководителей:

  • пристальное наблюдение за детским коллективом. Особое внимание нужно уделить группировкам, которые формируются или, возможно, уже сформировались в классе, а также наличию детей-изгоев, белых ворон;
  • знакомство с профилями учеников в социальных сетях, в том числе с выкладываемыми фото,видео, постами и комментариями к ним. Речь идет не о вторжении в частную жизнь, а о том, чтобы вовремя заметить проявления агрессии и защитить жертв;
  • обсуждение собственных выводов с учителями-предметниками, работающими в классе, и с другими педагогами, в том числе социальным педагогом и психологом;
  • работа с детьми;
  • беседы с родителями учеников.

Со стороны школьного психолога или социального педагога:

  • подготовка методических рекомендаций для учителей;
  • подготовка информационных стендов на тему травли, профдеформации и психологического здоровья;
  • беседы с детьми;
  • встречи с родителями учеников.

Со стороны администрации учебного заведения:

  • принятие антибуллинговой политики, организация диагностики школьного микроклимата;
  • проведение педсовета, посвященного проблеме травли;
  • проведение школьных методических объединений;
  • организация родительских собраний.

Затем, как правило, социальный педагог, школьный психолог или медиатор составляют отчет по профилактике буллинга в школе по прошествии определенного периода: учебного года, полугодия или даже четверти. Да, временной отрезок может быть любым, однако есть мнение, что по-настоящему заметные результаты можно будет наблюдать лишь спустя два года с начала действия программы.

Мероприятия по профилактике буллинга

Отметим, что профилактика буллинга в школе включает мероприятия самого разного характера. При этом каждое из них должно быть подчинено цели искоренить травлю как явление вообще.

В любом случае, план мероприятий по профилактике буллинга в школе должен включать в себя как минимум:

Каждое из этих мероприятий должно развивать у детей социальную и коммуникативную компетенции, то есть способность уважать мнение других людей и уметь объяснить свою позицию, эффективно сотрудничать в коллективе.

Привлекаем родителей для борьбы с буллингом

Существуют определенные технологии привлечения родителей к профилактике буллинга. Начнем с того, что некоторые родители, как это ни странно, до сих пор не знакомы с проблемой травли либо не считают ее чем-то серьезным. Поэтому в первую очередь нужно создать правильное информационное поле. Для этого необходимы:

  • родительские собрания на тему травли, кибербуллинга, детских суицидов, жесткого обращения с ребенком в семье;
  • индивидуальные беседы с родителями зачинщиков и детей-изгоев;
  • тренинги;
  • консультации на тему стилей воспитания, семейных конфликтов, психологических особенностей детей разного возраста.

Можно использовать для профилактики буллинга в школе памятку для родителей, разместив ее на информационном стенде в фойе и на школьном сайте. Она должна отвечать на вопросы:

  • что делать, если вашего ребенка травят;
  • как поступить, если вам стало известно о таком случае в классе (ваш ребенок – наблюдатель);
  • что делать, если ребенок – зачинщик.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План мероприятий

по профилактике буллинга и кибербуллинга на 2020-2021 учебный год

Цель : создание благоприятных условий для успешной социализации и развития каждого ребенка, сохранения физического, психического и социального здоровья.

• оказание компетентной помощи педагогам и родителям в вопросах обучения и воспитания;

• предупреждение возникновения явлений отклоняющегося поведения у обучающихся;

• развитие коммуникативных навыков, формирование ответственного отношения у подростков к своим поступкам;

• обучение навыкам мирного разрешения конфликтов.

Мероприятия

Ответственные

Нормативно-правовое и информационное обеспечение мероприятий,

определяющих профилактику буллинга и кибербуллинга

Утвердить на методическом совете программу профилактики буллинга и кибербуллинга на 2020-2021 учебный год.

• комплексный план мероприятий по профилактике буллинга и кибербуллинга на 2020-2021 учебный год;

• методические материалы (рекомендации для педагогов и родителей, классные часы, беседы, тренинги и пр.) в рамках реализуемого плана мероприятий.

Изучить нормативно-правовые документы по профилактике явлений буллинга и кибербуллинга в образовательной среде.

• информационный материал по профилактике буллинга и кибербуллинга для размещения на сайте ОУ;

• раздаточные материалы (памятки, буклеты, стендовую информацию) для всех субъектов образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей) по проблеме буллинга и кибербуллинга.

Зав. филиалом, ответственный за ВР

Пополнить библиотечный фонд ОУ литературой по профилактике и предотвращению буллинга и кибербуллинга.

Ответственный за ВР

Организационно-педагогическая и научно-методическая работа

с педагогическим коллективом

Совещание: «Организация работы по профилактике буллинга и кибербуллинга в образовательной среде.

Совещания по темам:

• распространенность и особенности проявления буллинга и кибербуллинга в группах обучающихся ОУ;

• буллинг и кибербуллинг: актуальность, состояние проблемы и психологическое сопровождение жертв буллинга и кибербуллинга;

• роль педагога в профилактике буллинга и кибербуллинга в ученических коллективах.

Пополнение методической копилки новыми формами работы по профилактике и предотвращению буллинга и кибербуллинга.

В течение уч.года

Лекция 1. Буллинг как форма насилия в ученическом коллективе.

Лекция 2. Буллинг: причины и последствия.

Лекция 3. Буллинг как дискриминация прав ребенка на образование.

Лекция 4. Как педагогу противостоять травле детей.

Семинары, круглые столы, деловые игры, тренинги для педагогов на темы:

• Нормативные основания и алгоритм действий педагогов в случае подозрения на возможный факт насилия в детском коллективе.

•Буллинг и кибербуллинг в образовательной среде: как помочь ребенку побороть агрессию. Методы предотвращения.

• Формирование личности ребенка как основа для противодействия насилию.

Зав. филиалом, ответственный за ВР

Конкурс методических разработок, программ, сценариев внеурочных мероприятий по профилактике буллинга и кибербуллинга в детской среде.

Зав. филиалом, ответственный за ВР

Групповые консультации по проблемным ситуациям:

• Насилие в образовательной среде: что противопоставить жестокости и агрессии?

• Буллинг или как не стать жертвой?

• Детский буллинг (моббинг). Как защитить ребенка от травли?

Зав. филиалом, ответственный за ВР

Индивидуальные консультации педагогов по профилактике конфликтных ситуаций в детском коллективе, в общении, по вопросам оказания поддержки неуверенным, отвергнутым детям, создание ситуации успеха.

Работа с родителями обучающихся

Родительские собрания в группах:

• О правах ребенка на защиту от любой формы насилия.

• Как предотвратить и преодолеть буллинг и кибербуллинг?

Зав. филиалом, классные руководители

Устный журнал (стендовая информация):

• Буллинг – это не детская шалость.

• Психологический дискомфорт обучающихся в образовательной среде: причины, проявления, последствия и профилактика

• Буллинг, изгои, отверженные – одна проблема?

Книжная выставка в библиотеке

Индивидуальные консультации педагога-психолога по профилактике конфликтных ситуаций в детском коллективе, в общении, по вопросам оказания поддержки неуверенным, отвергнутым детям, создание ситуации успеха.

Психологическая диагностика в контексте проблемы буллинга и кибербуллинга:

• Анкетирование «Оценка уровня удовлетворительности образовательной средой.

Информационное, организационно-кадровое и психолого-педагогическое

обеспечение профилактики и предотвращения буллинга и кибербуллинга обучающихся

Информационные часы, беседы.

• Законы сохранения доброты.

• Я не дам себя обижать.

• Наш Центр живет без насилия.

• Давайте жить дружно!

• Мы против насилия. Как защитить себя?

• Как я отношусь к насилию.

• Как научиться жить без драки.

• Бояться страшно. Действовать не страшно.

• О правилах поведения и безопасности на улице.

• Буллинг как стадный допинг.

• Что такое агрессия?

• Добро против насилия.

• Как не стать жертвой насилия.

• Способы решения конфликтов с ровесниками.

Просмотр и обсуждение художественных фильмов:

Читательские конференции по книгам, раскрывающим проблему буллинга и кибербуллинга:

Информационный вестник (стендовая информация, раздаточные материалы) для обучающихся на темы:

• Мы – против насилия!

• Мы – против жестокого обращения!

Зав. библиотекой, классные руководители

• Буллинг как этическая проблема.

• Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

• Детство, свободное от жестокости.

Самообследование образовательной среды на предмет безопасности и комфортности.

Психологическая диагностика (наблюдение, анкетирование, тестирование) в контексте проблемы буллинга и кибербуллинга:

• выявление детей, склонных к проявлению жестокости к другим обучающимся;

• взаимоотношения в группе;

• изучение личностного развития обучающихся с целью профилактики нарушений в развитии личности (толерантность, самооценка и уровень притязаний, тревожности, мотивации).

Цикл развивающих занятий по формированию навыков межличностного общения:

• Стиль поведения. Умеем ли мы общаться?

• Профилактика насилия в подростковом сообществе

• Стратегии безопасного поведения

• Недопустимость насилия и жестокости в обращении со сверстниками

Контрольно-оценочная деятельность в целях проверки информационной доступности правил поведения и нормативных документов по профилактике буллинга и кибербуллинга.

ответственный за ВР

Индивидуальные консультации обучающихся

(по результатам диагностики, общение со сверстниками, детско-родительские отношения, конфликты).

Педагог-психолог, классные руководители

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 591 471 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 09.04.2021 10541
  • DOCX 34.7 кбайт
  • 591 скачивание
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Азарова Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

ВложениеРазмер
programma_po_bullingu.docx 30.96 КБ

Предварительный просмотр:

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Программа профилактики буллинга учащихся 6 - 8 класс

Выделяют несколько типов буллинга:

  • Физический . Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством. По сети гуляет письмо мужчины — жертвы школьного буллинга. Он вспоминает, как одноклассник ломал ему пальцы, чтобы услышать, какой звук будет при этом.
  • Поведенческий . Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
  • Вербальная агрессия . Выражается в постоянных насмешках, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
  • Кибербуллинг . Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.

Основные причины буллинга в образовательной среде.

Причины агрессивного поведения к одному из членов класса находятся в двух плоскостях:

  1. Семья и окружение . Пример поведения школьники берут из своих родителей и общества, где главенствует культ грубой силы. Бесконечные бандитские сериалы по телевидению, дворовая этика, неуважительное отношение к слабым и больным со стороны взрослых учат детей определенным способам поведения. Важную роль в формировании личности играют и компьютерные игры, в которых ребенок может безнаказанно убивать и бить.
  2. Школа . Учителя иногда намеренно сами дают начало буллингу, потому что не умеют справляться с проявлениями агрессии в детских коллективах. Некоторые педагоги опускаются до того, что придумывают детям клички и оскорбляют их в присутствии других одноклассников. Другие транслируют свое неуважительное отношения к плохо учащимся ученикам при помощи тона и выражения лица. Широкое распространение буллинга в школе объясняется попустительством со стороны педагогов и их низкой квалификацией.

Социальная структура буллинга: преследователь (булли), жертва, наблюдатель.

  1. Дети, уверенные в том, что господствуя и подчиняя легче всего добиться своих целей.
  2. Не умеющие сочувствовать своим жертвам.
  3. Физически сильные
  4. Легко возбудимые, импульсивные, с агрессивным поведением.
  5. Мечтающие быть лидерами в классе
  6. Желающие быть в центре внимания
  7. С высоким уровнем притязания
  8. Уверенные в своем превосходстве над жертвой
  9. Дети не признающие компромиссов
  10. Агрессивные дети, самоутверждающиеся в жертве
  11. Со слабым контролем
  12. Интуитивно чувствующие – какие одноклассники не окажут им сопротивление.

1.боящиеся быть на месте жертвы

2. Не желающие выделяться из толпы одноклассников

3. дорожащие своими отношениями с лидерами

4.поддающиеся сильному влиянию.

5. не умеющие сопереживать и сочувствовать другим

7. Принимающие травлю за развлечение.

8. дети жестоких родителей

9. из неблагополучных семей, имеющие опыт насилия

10. озлобленные ровесники, мечтающие взять реванш за свои унижения.

  1. Тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе
  2. Не имеющие ни одного близкого друга из числа сверстников, друг – взрослый.
  3. Пугливые, застенчивые, замкнутые, чувствительные.
  4. Склонные к депрессии и суициду.
  5. из неблагополучных семей, имеющие опыт насилия.
  6. Страдающие от одиночества
  7. Верящие, что заслуживают роль жертвы, и пассивно ждущие насилия от преследователей.
  8. Имеющие негативный опыт жизни
  9. из неблагополучных семей
  10. с комплексами неполноценностей
  11. Не верящие в защиту учителей
  12. Смирившиеся с насилием, как со своей судьбой
  13. Предпочитающие умалчивать о травле и насилии
  14. Не считающие себя частью своего коллектива.

Особенности поведения жертв буллинга (Тэд Файнберг доктор психологии США)

  1. Ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить.
  2. Возвращается из школы подавленным
  3. Часто плачет без видимых причин.
  4. Никогда не вспоминает никого из одноклассников
  5. Одинок
  6. Ничего не рассказывает о своей школьной жизни
  7. Его не приглашают ни на дни рождения, ни в гости, и сам он никого не приглашает к себе.

Данная программа рассчитан на учащихся 6-8 класс, так как в этих классах сложилась не совсем благоприятная атмосфера: частые конфликты учащихся чаще всего происходят конфликты друг с другом, отсутствие взаимопонимания с учителями-предметниками. Класс по составу очень разнообразный, многонациональный. Отношения среди ребят в классе разные. Большинство детей доброжелательно относятся друг к другу, не проявляя агрессии, неприязни. Ребята дружат общим коллективом, нет разделения на группы. Участвуют в мероприятиях, гуляют вместе после уроков в школе, общаются в Контакте, помогая с выполнением уроков.

Но есть в классе учащиеся, которые не справляются с учебной программой и имеют неудовлетворительные оценки по итогам четверти по отдельным предметам. Эти учащиеся проявляют время от времени свое недружелюбие, а иногда и агрессивное поведение к своим одноклассникам.

Проблема данной целевой группы: у некоторых учащихся не сложилось понимание того, что класс – это единый коллектив, основанный на взаимном уважении, дружбе, взаимовыручке, у таких учащихся сложно выстраиваются отношения с одноклассниками

- создание благоприятных условий для успешного становления классного коллектива и развития каждого ребенка;

- создание условий для сохранения психического и психологического здоровья учащихся;

- развивать у учащихся личностные качества, препятствующие проявлению буллинга (саморегуляция, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, критичность, ответственность, эмпатия);

-развивать у учащихся правовую грамотность в отношении противоправных действий против личности;

- использовать проектную технологию, психологические тренинги, ориентированные на организацию совместной деятельности школьников и взрослых, способной изменить систему сложившихся взаимоотношений.

Читайте также: