Шмелев история любовная краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
А в эту весну все как будто остановилось и дало на себя глядеть, и сама весна заглянула в мои глаза. И я увидал и почувствовал всю ее, будто она моя, для меня одного такая. Для меня – голубые и золотые лужи, и плещется в них весна; и сквозистый снежок в саду, рассыпающийся на крупки, в бисер; и ласкающий нежный голос, от которого замирает сердце, призывающий кошечку в голубом бантике, отлучившуюся в наш садик; й светлая кофточка на галерее, волнующая своим мельканием, и воздух, необыкновенно легкий, с теплом и холодочком. Я впервые почувствовал – вот весна, и куда-то она зовет, и в ней чудесное для меня, и я – живу.
Необыкновенно свежи во мне запахи той весны – распускавшихся тополей, почек черной смородины, взрытой земли на клумбах и золотистых душков в тонкой стеклянной уточке, пахнувших монпансье, которые я украдкой, трепетно подарил на Пасхе нашей красивой Паше. Ветерок от ее накрахмаленного платья, белого с незабудками, и удивительно свежий запах, который приносила она с собою в комнаты со двора, – будто запах сырых орехов и крымских яблок, – крепко живут во мне. Помню весенний воздух, вливавшийся вечерами в окна, жемчужный ободок месяца, зацепившийся в тополях, небо, зеленовато-голубое, и звезды такие ясные, мерцающие счастьем. Помню тревожное ожидание чего-то, неизъяснимо радостного, и непонятную грусть, тоску…
На ослепительно-белом подоконнике золотая полоска солнца. За раскрытым окном – первые яркие листочки на тополях, остренькие и сочные. В комнату мягко веет свежей, душистой горечью. На раскрытой книге Тургенева – яркое радужное пятно от хрустального стакана с туго насованными подснежниками, густыми, синими. Праздничное сиянье льется от этого радостного пятна, от хрусталя и подснежников, и от этих двух слов на книге, таких для меня живых и чудесно-новых.
Дочитав до конца без передышки, я как оглушенный ходил по нашему садику и словно искал чего-то. Было невыносимо скучно и ужасно чего-то стыдно. Садик, который я так любил, показался мне жалким-жалким, с драными яблоньками и прутиками малины, с кучками сора и навоза, по которым бродили куры. Какая бедность! Если бы поглядела Зинаида…
Там, где я только что побывал, тянулся старинный, вековой парк с благородными липами и кленами, как в Нескучном, сверкали оранжереи с ароматными персиками и шпанской вишней, прогуливались изящные молодые люди с тросточками, и почтенный лакей в перчатках важно разносил кушанья. И она, неуловимо прекрасная, легкая, как зефир, увлекала своей улыбкой…
Милая!… – призывал я в мечтах кого-то.
Иван Шмелев - История любовная краткое содержание
История любовная - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
Я мечтал, медленно проходя вдоль сада, глухой стеною.
Я вспомнил мостик и черные перильца. На столбике вырезаны стихи. Мы списали их с Женькой себе на память:
О, странник, не пытай рассудка:
Любовь – трагедия иль шутка,
Богов ли дар – иль смерти яд?
Познай любовь – и с нею Ад!
– Прямо мефистофельское отношение! – обрадовался он чему-то. – Фауст ка-кие вопросы решал, а он подсунул ему Маргариточку да еще глупенькую, – весь Фауст и скапустился!
– И я бы посидел!… – сказал Женька. – Нет, гениальный человек! Так и Наполеон смотрел.
Теперь я еще более уверился, до чего я был прав тогда. Пусть Женька купил бы ее любовь! Она ему отписала. А что назначила свиданье на завтра – ясно, что посмеялась. Ее же нет…
Очарование вечера и весны пропало. Захотелось – скорей туда. Вдруг подхожу и вижу: она – в окошке! Целой компанией вернулись. просто в Сокольниках гуляли…
– Гулять ходили? Воздух-то уж очень… гигиена!… Дура! И я ответил:
– Немножко к Нескучному прошелся. Передайте привет, пожалуйста…
– Будьте спокойны, – ласково ответила толстуха. – Может быть, к вечеру завтра и вернется. Отстоит обедню…
Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.
История любовная-это восторг, такая детская радость для сердца и Души. В этой книге, в ее оформлении сложилось все. За этой серой обложкой читателю открывается Мир. не только переживаний героя. мир своего особенного счастья, мир за дверью которого ты становишься собой искренним, добрым и верящим в чудеса. Иллюстрации и качество бумаги Восторг. И как отдельный подарок в конце книги А.Петров пишет о своём творчестве и о себе. Очень рекомендую это издание. Книга отпечатана 1000 экземпляров и 50 из них с автографом Петрова. Пусть вам повезёт.
Прочтение в общем-то небольшого по объему романа, как ни странно, заняло у меня 3 вечера, так как в книге используется язык, стилизованный под разговорный 50-80-х годов 19 века. Довольно незамысловатая история о первых юношеских увлечениях, но с какой любовью написана! Очень красиво описывается дореволюционное Замоскворечье. Роман И.С. Шмелевым написан в эмиграции, чувствуется тоска по времени, которого уже давно нет и былого не вернешь. По всей видимости основан на личных моментах и переживаниях.
Иллюстрации чудесные. Они невероятно оживляют действие романа. Читаешь и смотришь мультфильм одновременно.
Однозначно рекомендую.
P.S. Без ошибок.
Книга, которая наполняет радостью. 150 полосных и разворотных иллюстраций Петрова, плюс еще карандашные эскизы в качестве бонуса. Дорогое издание с излишествами вроде обложки из натуральной кожи и металлических уголков. Но это Петров. Беспримесное счастье. И альтернативы нет.
Этот роман впервые издавался частями в 1927 году в Париже - в русском журнале. Читателям он так понравился, что самые нетерпеливые из них приходили в редакцию, чтобы там читать роман в гранках. Написанный безупречным русским языком - Шмелеву в этом нет равных! - роман является одним из самых великих литературных произведений о юношеской любви, грёзах, мечтаниях, порывах души. Все это происходит на фоне быта православной России. Роман держит в напряжении, заставляет улыбаться и ужасаться, радоваться и плакать. Пир души. Первый раз я прочитала этот роман несколько лет назад в электронном виде. И мечтала приобрести бумажную версию. Увидев это издание, не смогла удержаться, хоть цена и высокая. Сегодня наконец получила книгу. Она роскошная. Не могу поверить, что эта книга - моя. Обложка с металлическими уголками, плотная бумага, удобный шрифт, ляссе, сказочные иллюстрации, передающиеся дух и душу романа - все это заслуживает высочайших похвал! Книга станет украшением нашей фамильной библиотеки. Прослужит издание долго, и наши дети, внуки, правнуки и так далее будут читать этот великолепный роман и наслаждаться.
Что еще осталось там и к чему возвращала его память? Его отрочество, мальчик-гимназист. С ним связаны ощущения Москвы, милых девушек, друзей.
Главный герой — шестнадцатилетний гимназист Тонька. Его влечет к семнадцатилетней горничной Паше, к ее запахам, а пахла она сырыми орехами и крымскими яблоками, влечет к ее прикосновениям, влажным и горячим губам. Но Паша рядом, в ней нет загадки, она проста и естественна. А вот Серафима…
Невероятная ситуация, но Шмелев ее придумывает и осознанно вводит в коллизию романа. Так в Чертовом овраге была разрушена Тонькина вера в идеал. На него навалилась болезнь, его мучили бредовые видения: срывающееся с неба солнце, вся в белом Серафима тянет его в овраг, его преследует черный бык с кроваво зияющим глазом. Воспоминания о Серафиме будили острое ощущение стыдного и грязного. По Шмелеву, близкое грехопадение Тонички равнозначно смерти, а спасение от греха есть спасение от смерти.
Возвращение Тонички к жизни связано с горничной Пашей, в ней была естественность и подлинная нежность. Она, а не Серафима, стала для Тонички истинным идеалом. Паша стала богомолкой, послушницей, она ушла в монастырь отмаливать и себя, и Тоничку.
Жизнь Мити, в отличие от многих других героев Бунина, исчерпывается любовью. Огромный чувственный мир, в котором есть теплая ночь, тишина земли, простота деревни, сладостный дождь, молодые бабы, запах лошадиного пота, белоногая горничная Параша, мягкая листва на яблонях, томный взгляд Соньки и запах ее ситцевой юбки, свелся к запаху Катиной перчатки. Если Тонька романтичен, то Митя — романтик, его натуру, его мысли подавляла одна, но пламенная страсть, за которой последовало самоубийство.
И вот тут Шмелев не согласился с Буниным. Он не мог, не хотел воспевать инстинкт — Бунин это делал мастерски. Дело не в том, кто прав. Дело в том, что они — разные.
Даша была няней Сережи. У белокурой Паши глаза были, как незабудки, — худенькая, живая и умная Даша тоже была голубоглазой блондинкой. Она была сиротой и появилась в доме Шмелевых, как говорится, с улицы: четырнадцатилетняя крестьянка приехала в Москву из деревни со станции Лопасня и прижилась в их доме. Она чтила Ольгу Александровну, которая обучила ее грамоте, и была влюблена в Ивана Сергеевича. Ей было позволено шить за общим столом, она с интересом вслушивалась в речи господ, иногда ее брали с собой в театр. Шмелев крестил ее дочку, первого сына она назвала Иваном, второго — Сергеем. Она очень плакала, когда Шмелевы уезжали из России. Уже после смерти Ольги Александровны Иван Сергеевич получил от Даши письма, в котором она спрашивала, правда ли, что Ольга Александровна больна, и просила позволения приехать к ним — помочь и Ольге Александровне и ему. Шмелев не ответил.
Историю — тоже любовную — отношений няни и известного писателя можно восстановить по фрагментам писем Шмелева к Бредиус-Субботиной.
6 декабря 1941 года:
Воспоминания о Даше нахлынули на Шмелева, и через два дня он вновь обратился к сюжету об искушении.
8 декабря 1941 года:
15 декабря 1941 года:
— Ба-атюшки, груди-то как видать… ма-тушки, страм глядеть.
Она увидела, что я подглядываю, а в доме никого не было, — и стала вертеться пуще и охорашиваться, как глупая.
— А что, хорошенькая я стала, правда. Блондиночка какая. — сказала она, вертясь, и выпятилась, как пьяная.
В письме к Бредиус-Субботиной 8 декабря 1941 года описана подобная ситуация:
Тоничка — это сам автор. Автобиографичность героя Шмелев признавал:
Читайте также: