Шмелев история любовная краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

А в эту весну все как будто оста­но­ви­лось и дало на себя гля­деть, и сама весна загля­нула в мои глаза. И я уви­дал и почув­ство­вал всю ее, будто она моя, для меня одного такая. Для меня – голу­бые и золо­тые лужи, и пле­щется в них весна; и скво­зи­стый сне­жок в саду, рас­сы­па­ю­щийся на крупки, в бисер; и лас­ка­ю­щий неж­ный голос, от кото­рого зами­рает сердце, при­зы­ва­ю­щий кошечку в голу­бом бан­тике, отлу­чив­шу­юся в наш садик; й свет­лая коф­точка на гале­рее, вол­ну­ю­щая своим мель­ка­нием, и воз­дух, необык­но­венно лег­кий, с теп­лом и холо­доч­ком. Я впер­вые почув­ство­вал – вот весна, и куда-то она зовет, и в ней чудес­ное для меня, и я – живу.

Необык­но­венно свежи во мне запахи той весны – рас­пус­кав­шихся топо­лей, почек чер­ной смо­ро­дины, взры­той земли на клум­бах и золо­ти­стых душ­ков в тон­кой стек­лян­ной уточке, пах­нув­ших мон­пан­сье, кото­рые я украд­кой, тре­петно пода­рил на Пасхе нашей кра­си­вой Паше. Вете­рок от ее накрах­ма­лен­ного пла­тья, белого с неза­буд­ками, и уди­ви­тельно све­жий запах, кото­рый при­но­сила она с собою в ком­наты со двора, – будто запах сырых оре­хов и крым­ских яблок, – крепко живут во мне. Помню весен­ний воз­дух, вли­вав­шийся вече­рами в окна, жем­чуж­ный обо­док месяца, заце­пив­шийся в топо­лях, небо, зеле­но­вато-голу­бое, и звезды такие ясные, мер­ца­ю­щие сча­стьем. Помню тре­вож­ное ожи­да­ние чего-то, неизъ­яс­нимо радост­ного, и непо­нят­ную грусть, тоску…

На осле­пи­тельно-белом под­окон­нике золо­тая полоска солнца. За рас­кры­тым окном – пер­вые яркие листочки на топо­лях, ост­рень­кие и соч­ные. В ком­нату мягко веет све­жей, души­стой горе­чью. На рас­кры­той книге Тур­ге­нева – яркое радуж­ное пятно от хру­сталь­ного ста­кана с туго насо­ван­ными под­снеж­ни­ками, густыми, синими. Празд­нич­ное сия­нье льется от этого радост­ного пятна, от хру­сталя и под­снеж­ни­ков, и от этих двух слов на книге, таких для меня живых и чудесно-новых.

Дочи­тав до конца без пере­дышки, я как оглу­шен­ный ходил по нашему садику и словно искал чего-то. Было невы­но­симо скучно и ужасно чего-то стыдно. Садик, кото­рый я так любил, пока­зался мне жал­ким-жал­ким, с дра­ными яблонь­ками и пру­ти­ками малины, с куч­ками сора и навоза, по кото­рым бро­дили куры. Какая бед­ность! Если бы погля­дела Зинаида…

Там, где я только что побы­вал, тянулся ста­рин­ный, веко­вой парк с бла­го­род­ными липами и кле­нами, как в Нескуч­ном, свер­кали оран­же­реи с аро­мат­ными пер­си­ками и шпан­ской виш­ней, про­гу­ли­ва­лись изящ­ные моло­дые люди с тро­сточ­ками, и почтен­ный лакей в пер­чат­ках важно раз­но­сил куша­нья. И она, неуло­вимо пре­крас­ная, лег­кая, как зефир, увле­кала своей улыбкой…

Милая!… – при­зы­вал я в меч­тах кого-то.

Иван Шмелев - История любовная

Иван Шмелев - История любовная краткое содержание

История любовная - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Я мечтал, медленно проходя вдоль сада, глухой стеною.

Я вспомнил мостик и черные перильца. На столбике вырезаны стихи. Мы списали их с Женькой себе на память:

О, странник, не пытай рассудка:
Любовь – трагедия иль шутка,
Богов ли дар – иль смерти яд?
Познай любовь – и с нею Ад!

– Прямо мефистофельское отношение! – обрадовался он чему-то. – Фауст ка-кие вопросы решал, а он подсунул ему Маргариточку да еще глупенькую, – весь Фауст и скапустился!

– И я бы посидел!… – сказал Женька. – Нет, гениальный человек! Так и Наполеон смотрел.

Теперь я еще более уверился, до чего я был прав тогда. Пусть Женька купил бы ее любовь! Она ему отписала. А что назначила свиданье на завтра – ясно, что посмеялась. Ее же нет…

Очарование вечера и весны пропало. Захотелось – скорей туда. Вдруг подхожу и вижу: она – в окошке! Целой компанией вернулись. просто в Сокольниках гуляли…

– Гулять ходили? Воздух-то уж очень… гигиена!… Дура! И я ответил:

– Немножко к Нескучному прошелся. Передайте привет, пожалуйста…

– Будьте спокойны, – ласково ответила толстуха. – Может быть, к вечеру завтра и вернется. Отстоит обедню…

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

История любовная-это восторг, такая детская радость для сердца и Души. В этой книге, в ее оформлении сложилось все. За этой серой обложкой читателю открывается Мир. не только переживаний героя. мир своего особенного счастья, мир за дверью которого ты становишься собой искренним, добрым и верящим в чудеса. Иллюстрации и качество бумаги Восторг. И как отдельный подарок в конце книги А.Петров пишет о своём творчестве и о себе. Очень рекомендую это издание. Книга отпечатана 1000 экземпляров и 50 из них с автографом Петрова. Пусть вам повезёт.

Прочтение в общем-то небольшого по объему романа, как ни странно, заняло у меня 3 вечера, так как в книге используется язык, стилизованный под разговорный 50-80-х годов 19 века. Довольно незамысловатая история о первых юношеских увлечениях, но с какой любовью написана! Очень красиво описывается дореволюционное Замоскворечье. Роман И.С. Шмелевым написан в эмиграции, чувствуется тоска по времени, которого уже давно нет и былого не вернешь. По всей видимости основан на личных моментах и переживаниях.

Иллюстрации чудесные. Они невероятно оживляют действие романа. Читаешь и смотришь мультфильм одновременно.

Однозначно рекомендую.
P.S. Без ошибок.

Книга, которая наполняет радостью. 150 полосных и разворотных иллюстраций Петрова, плюс еще карандашные эскизы в качестве бонуса. Дорогое издание с излишествами вроде обложки из натуральной кожи и металлических уголков. Но это Петров. Беспримесное счастье. И альтернативы нет.

Этот роман впервые издавался частями в 1927 году в Париже - в русском журнале. Читателям он так понравился, что самые нетерпеливые из них приходили в редакцию, чтобы там читать роман в гранках. Написанный безупречным русским языком - Шмелеву в этом нет равных! - роман является одним из самых великих литературных произведений о юношеской любви, грёзах, мечтаниях, порывах души. Все это происходит на фоне быта православной России. Роман держит в напряжении, заставляет улыбаться и ужасаться, радоваться и плакать. Пир души. Первый раз я прочитала этот роман несколько лет назад в электронном виде. И мечтала приобрести бумажную версию. Увидев это издание, не смогла удержаться, хоть цена и высокая. Сегодня наконец получила книгу. Она роскошная. Не могу поверить, что эта книга - моя. Обложка с металлическими уголками, плотная бумага, удобный шрифт, ляссе, сказочные иллюстрации, передающиеся дух и душу романа - все это заслуживает высочайших похвал! Книга станет украшением нашей фамильной библиотеки. Прослужит издание долго, и наши дети, внуки, правнуки и так далее будут читать этот великолепный роман и наслаждаться.

Что еще осталось там и к чему возвращала его память? Его отрочество, мальчик-гимназист. С ним связаны ощущения Москвы, милых девушек, друзей.

Главный герой — шестнадцатилетний гимназист Тонька. Его влечет к семнадцатилетней горничной Паше, к ее запахам, а пахла она сырыми орехами и крымскими яблоками, влечет к ее прикосновениям, влажным и горячим губам. Но Паша рядом, в ней нет загадки, она проста и естественна. А вот Серафима…

Невероятная ситуация, но Шмелев ее придумывает и осознанно вводит в коллизию романа. Так в Чертовом овраге была разрушена Тонькина вера в идеал. На него навалилась болезнь, его мучили бредовые видения: срывающееся с неба солнце, вся в белом Серафима тянет его в овраг, его преследует черный бык с кроваво зияющим глазом. Воспоминания о Серафиме будили острое ощущение стыдного и грязного. По Шмелеву, близкое грехопадение Тонички равнозначно смерти, а спасение от греха есть спасение от смерти.

Возвращение Тонички к жизни связано с горничной Пашей, в ней была естественность и подлинная нежность. Она, а не Серафима, стала для Тонички истинным идеалом. Паша стала богомолкой, послушницей, она ушла в монастырь отмаливать и себя, и Тоничку.

Жизнь Мити, в отличие от многих других героев Бунина, исчерпывается любовью. Огромный чувственный мир, в котором есть теплая ночь, тишина земли, простота деревни, сладостный дождь, молодые бабы, запах лошадиного пота, белоногая горничная Параша, мягкая листва на яблонях, томный взгляд Соньки и запах ее ситцевой юбки, свелся к запаху Катиной перчатки. Если Тонька романтичен, то Митя — романтик, его натуру, его мысли подавляла одна, но пламенная страсть, за которой последовало самоубийство.

И вот тут Шмелев не согласился с Буниным. Он не мог, не хотел воспевать инстинкт — Бунин это делал мастерски. Дело не в том, кто прав. Дело в том, что они — разные.

Даша была няней Сережи. У белокурой Паши глаза были, как незабудки, — худенькая, живая и умная Даша тоже была голубоглазой блондинкой. Она была сиротой и появилась в доме Шмелевых, как говорится, с улицы: четырнадцатилетняя крестьянка приехала в Москву из деревни со станции Лопасня и прижилась в их доме. Она чтила Ольгу Александровну, которая обучила ее грамоте, и была влюблена в Ивана Сергеевича. Ей было позволено шить за общим столом, она с интересом вслушивалась в речи господ, иногда ее брали с собой в театр. Шмелев крестил ее дочку, первого сына она назвала Иваном, второго — Сергеем. Она очень плакала, когда Шмелевы уезжали из России. Уже после смерти Ольги Александровны Иван Сергеевич получил от Даши письма, в котором она спрашивала, правда ли, что Ольга Александровна больна, и просила позволения приехать к ним — помочь и Ольге Александровне и ему. Шмелев не ответил.

Историю — тоже любовную — отношений няни и известного писателя можно восстановить по фрагментам писем Шмелева к Бредиус-Субботиной.

6 декабря 1941 года:

Воспоминания о Даше нахлынули на Шмелева, и через два дня он вновь обратился к сюжету об искушении.

8 декабря 1941 года:

15 декабря 1941 года:

— Ба-атюшки, груди-то как видать… ма-тушки, страм глядеть.

Она увидела, что я подглядываю, а в доме никого не было, — и стала вертеться пуще и охорашиваться, как глупая.

— А что, хорошенькая я стала, правда. Блондиночка какая. — сказала она, вертясь, и выпятилась, как пьяная.

В письме к Бредиус-Субботиной 8 декабря 1941 года описана подобная ситуация:

Тоничка — это сам автор. Автобиографичность героя Шмелев признавал:

Читайте также: