Назовите представителей социологической школы в культурологии ответ тест

Обновлено: 04.07.2024

а) адаптироваться (приспособиться) к ней;

б) достичь поставленных перед собою задач;

в) интегрироваться, т.е. объединиться с другими индивидами;

г) воспроизводить уже найденные социальные структуры;

д) снимать постоянно возникающее нервное и физическое напряжение. По Парсонсу, каждой из этих целей в обществе соответствуют исторически сложившиеся социальные институты: адаптации — экономические, достижения целей — политические, интеграции — правовые институты и обычаи, воспроизводства структуры — система верований, мораль и органы социализации, снятия напряжений — индустрия отдыха.

Для второй, более высокой — культурной — системы, которая уже лишена биологической обусловленности и по отношению к социальной является направляющей и регулирующей, при ее функционировании характерны символичность (наличие таких механизмов, как язык и системы других символов), нормативность (зависимость человека от общепринятых ценностей и норм) и, наконец, волюнтаристичность, или известная иррациональность и независимость действий человека от диктата окружающей среды. Культура, таким образом, предстает перед нами как сложная система символов и норм, которые постоянно совершенствуются. Даже из этого, весьма схематичного и неполного изложения взглядов Парсонса видно, что он претендовал на создание некой всеобъемлющей теории общества, важнейшим регулятором которого является культура с ее нормативностью и символичностью.

Символическая школа (Ф.Соссюр, Э.Кассирер, К.Леви-Стросс)

Таким образом, человека конца нашего столетия окружает не только, а часто и не столько реальный, естественный мир, сколько искусственная информационно-символическая вселенная, созданная развитием языка, других знаковых систем, печати и массовых аудиовизуальных средств воспроизведения действительности. Поэтому, например, и призрачный мир инвалида, прикованного к постели, запертого в четырех стенах, но окруженного соответствующей литературой и техникой, может оказаться гораздо шире и богаче, чем мир иного путешественника, не говоря уже о лишенном культуры обывателе.

Все это натолкнуло ученых на мысль, что у истоков человеческой культуры лежит свойственная лишь человеку способность создавать знаки, символы окружающей его реальности и передавать их во времени и пространстве. Такому взгляду способствовало и развитие уже упоминавшихся нами новейших наук: семиотики, информатики и кибернетики, изучающих общие законы оформления, получения, хранения, переработки и передачи информации. Через эти отрасли знания культурология, наука до последнего времени чисто гуманитарная, получила прямой выход в мир техники и практического применения в сфере создания ЭВМ и даже искусственного интеллекта. Из многочисленных представителей символической школы, работавших в самых различных отраслях науки и в сфере массовой коммуникации, следует выделить ее патриархов — Э. Кассирера и К. Леви- Строса.

Антропологическая школа

Антропологическая школа в культурологии, сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тэйлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России — Н. Ф. Сумцов, А. И. Кирпичников, А. Н. Веселовский), объясняла сходство материальной и духовной культуры, в том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях, общей человеческой природой людей, сходством их психики и мышления на одинаковых ступенях исторического развития, соответствием духовной культуры и искусства уровню материальной культуры; доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками (пережитками) культуры. Эта теория получила также название теории самозарождения сюжетов, так как утверждала, что каждый народ самостоятельно создает свою культуру и обогащает культуру человечества. А.Ш. сохранила некоторые взгляды мифологической школы: она отводила большую роль в первобытном мировоззрении верованиям и магии, полагая, что в основе многих фольклорных произведений лежат мифы. Но мифы она считала вторичным явлением, к-рому предшествовал анимизм — одушевление человеком сил природы. Эта школа была более прогрессивной, нежели мифологическая и миграционная школы. Она вышла за рамки изучения культуры родственных и связанных между собой народов, сделала важные обобщения особенностей культуры народов мира. Представители А.Ш. пришли к выводу, что все народы проходят общие ступени развития культуры и что последующие ее периоды сохраняют в себе пережитки предшествующих. Но она не могла дать объяснение сходству сюжетов, так как отрывала творчество народов от их социально-экономического развития и конкретной истории.

Культура и природа: подход к проблеме в культурологических учениях

Природа и культура - с позиций современного научного понимания феномена культуры - антонимы, противоположные, но и взаимодополнительные составляющие мира человеческого бытия.

Маркс "…культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно…оставляет после себя пустыню…"

Энгельс "Не будем, однако, слишком обольщаться относительно побед человека над природой. За каждую такую победу она мстит нам. Это, что, во-первых, каждая такая победа приносит ожидаемые результаты, но также верно, что во-вторых и в-третьих, она оказывает различные непредсказуемые эффекты, перечеркивающие зачастую все положительное".

Фрейд: "Именно из-за опасностей, которыми нам грозит природа, мы ведь и объединились и создали культуру, которая, среди прочего, призвана сделать возможной нашу общественную жизнь. В конце концов, главная задача культуры, ее подлинное обоснование - защита нас от природы".

Но прояснением связей между культурой и природой мы обязаны российскому естествоиспытателю и мыслителю В.И. Вернадскому. Он органически соединил в творчестве естественнонаучное и гуманитарное видение мира, науки о земле и "живом веществе" с науками о человеке и обществе, способствуя превращению культурологии в учение будущего, рассматривающее судьбы человечества в неразрывном единстве с природой и космосом - антропокосмизм. Для современной культурологии значение имеет учение Вернадского о ноосфере (ноос (гр. - разум, сфера - шар). Термин "ноосфера" впервые вел в научный обиход фр. ученые Э.Леруа и П.Тейар де Шарден. Считая "ноосферу", сферу разума, продолжением формы биосферы, Вернадский говорил о мировой и духовной культуре, которая возникла из растительного и животного мира ("живого вещества") и в течение многих миллионов лет существования человека превратилась в геологический фактор, изменяющий и одухотворяющий лик нашей планеты и ближайшего космоса. Он выдвинул гипотезу о том, что наряду с другими видами энергии и биохимической энергией живого вещества с появлением на земле человека начал действовать новый вид энергии, связанный с психической деятельностью и разумом, которые стали важнейшими силами в формировании нового облика планеты.

Глобальные проблемы, изучение и решению которых посвятил себя Римский клуб - совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих уже не какой-то отдельный народ, а человечество в целом. В силу этого они перерастают в сферу идеологии, а тем более политики. "Глобалисты" выступают от имени всего человечества, как одного биологического вида. Основатель - А.Печчеи, в его книге - "Человеческие качества" провозглашается необходимость перехода к "новому гуманизму", который должен основываться на трех основных постулатах - чувстве принадлежности ко всему человечеству, частичном отказе от их суверенности и эгоистических интересов отдельных стран и народов, и решительном отказе от насилия как средства разрешения конфликтов.

Аурелио Печчеи родился в 1908 г в Турине, был предпринимателем и финансистом, главой известных фирм "Италоконсульт" и "Оливетти", одним из руководителей концерна "Фиат" и ряда других. В годы второй мировой войны был участником группы итальянского движения Сопротивления фашизму. Однако деловая карьера была лишь прологом. В конце 50-х годов он стал организатором общественного движения, голос которого услышал весь мир. В центре внимания Печчеи оказываются взаимоотношения человека, природы и техники. Той культуре и образу жизни, которые зародились в эпоху неолита пришел конец, считал он. Середина ХХ века не просто очередной период истории технической цивилизации - это начало новой эры. Человечеству грозит гибелью поднятая им самим волна отрицательных последствий промышленной деятельности. Развитие техники уже привело к необратимым изменениям природы, которые могут вызвать глобальную катастрофу. "Мы - все вместе и каждый из нас несем ответственность не только перед современниками, но и перед будущими поколениями".

В апреле 1968 года около 30 видных ученых из разных стран мира получили приглашение прибыть в Рим для обсуждения "актуальных проблем современного обществе в их совокупности". Участники съезда, к которым примкнули и другие крупные специалисты образовали союз единомышленников Печчеи. Эта организация получила название Римский клуб. Он стал заказывать ведущим специалистам мира и членам клуба исследования по интересующим его вопросам, а затем публиковать полученные результаты в виде "Докладов Римского клуба". В организацию вошли более 100 ученых, общественных деятелей и бизнесменов из 53 стран мира, в том числе и из России. В 1972 году вышел в свет первый "Доклад Римского клуба", подготовленный учеными США, под руководством Медоуза, в котором был опубликован тезис о том, что рост потребления природных ресурсов и соответственно отходов производства имеет границы, определяемые возможностями биосферы, что грозит экологической катастрофой. До 1991 года было опубликовано еще 18 докладов. Деятельность Римского клуба продолжается и сегодня. В 1991 году в России была опубликована книга "Первая глобальная революция", авторами которой явились члены Римского клуба, ученые Кинг и Шнайдер, в которой они предупреждают мир, что в погоне за материальной выгодой человечество, эксплуатируя природу, уничтожают планету и самоё себя.

Альберт Швейцер - немецко-французский известный мыслитель, философ, гуманист, музыковед, теолог, органист, врач, лауреат Нобелевской премии, общественный деятель. Он один из немногих соединил свое философское учение о милосердии с организацией больницы в Экваториальной Африке и провел там много лет жизни. Он предвидел опасность экологического кризиса, требовал запрещения атомного оружия. Он выступил с универсальным принципом благоговения перед жизнью, сострадания и сочувствия, милосердия и любви. Вначале его призывы звучали как чудачества, но позже они переросли в общественные движения в защиту детей, инвалидов, стариков, женщин, образовались общества покровительства животным, возникла "Красная книга" исчезающих растений. Среди причин упадка европейской культуры начала ХХ века Швейцер указывал на утрату человеком творческой сущности труда в процессе механизации промышленного производства. Пути дальнейшего прогресса культуры Швейцер видел, во-первых, в возрождении и постоянном совершенствовании ее нравственного характера, и во-вторых, в неотложном формировании в рамках современной культуры жизнеутверждающего мировоззрения, которой включает в себя нравственно-экологические и космические императивы, характерные для общечеловеческой культуры рубежа столетий. Утверждал концепцию единства культуры с идеей непрерывностью культурного развития человечества. Схож с Рерихом в утверждении о неизбежности синтеза культур, который необходим человечеству, вступившему на путь освоения Космоса. Утверждает культуру как средство духовной связи человечества с Космосом.

Социологическая школа в культурологии. Теория П. Сорокина, Т. Элиота, А. Вебера, Т. Парсонса.

В современной западной культурологии широкое распространение получил социологический подход, или социология культуры. Его представители – П. Сорокин, М. Хоркхаймер. Т. Алорно, Ю. Хабермас – внесли значительный вклад в разработку проблем культурно-исторического процесса.

Цель социологии культуры – применение системного подхода при анализе культуры путем ее сопоставления с другими социальными явлениями. Понятие культуры в границах этого направления охватывает не всю жизнь общества, а лишь одну из ее сторон.

При этом, как утверждал Вебер, нередко ускоренное развитие одного процесса происходит на фоне кризисных явлений в других.

Движением культурного процесса, по мнению ученого, руководит духовно-интеллектуальная элита, она же является одновременно творцом и двигателем этого процесса.

Согласно данной теории основным и важнейшим регулятором общества является именно культура.

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

Кому из гуманистов принадлежит идея о книге как продукте культуры и высшей культурной ценности?
Пико Делла Мандола
Ф. Петрарка
Т. Мор
М. Монтень

Функцией культуры, определяющая изменение человеком окружающей среды в соответствии со своими потребностями, приспособление ее к собственным нуждам является …
Познавательная
Коммуникативная
Социализации личности
Адаптивная

К методам, направленным на объяснение культурных объектов и явлений не относится … метод
Социологический
Структурно-функциональный
Типологизации
Моделирования с применением математических систем

Культурологию нельзя назвать наукой о …
Процессах формирования социальной солидарности
Ценностных основаниях социальной консолидацией людей
Психическом аспекте человеческой деятельности
Методах воспроизводства общества как социально устойчивой и культурно специфичной общности

Какой из верховных древнеиндийских божеств считался разрушителем Вселенной?
1. Будда
2. Шива
3. Брахма
4. Вишну
5. Пуруша

Запишите в хронологической последовательности существовавшие в истории формы этнических общностей
Народность, племя, род, нация
Племя, народность, нация, род
Нация, род, народность, племя
Род, племя, народность, нация

Западники …
Выступали против развития капитализма
Восхищались православием
Отрицали реформы Петра I
Не признавали за православием никаких особых достоинств

Назовите представителей социологической школы в культурологии
Б. Малиновский, Л. Леви-Брюль
Э. Фромм, К. Хорни
П. Сорокин, М. Вебер
К. Леви-Стросс, Ж. Деррида

Передача ценностей и норм культуры от поколения к поколению — это …
возрождение культуры
культурное воспроизводство
культурный посыл
культурное наследование

Итоговый тест по культурологии [18.05.15]

в) Понятие, обозначающее гармоничное сочетание в жизни человека норм, правил и образа жизни.

а) духовную, материальную;

б) духовную, материальную, художественную;

в) духовную, материальную, социальную.

а) внутреннее строение знаковых систем;

б) знаковые системы как средство выражения смысла;

в) все перечисленное.

а) вербальные и невербальные;

б) естественные и искусственные;

в) все перечисленное.

а) способом коммуникации;

б) средством мышления;

в) способом членения действительности на понятия и из классификации;

г) все перечисленное.

а) специально конструируемые языки межнационального общения;

б) языки программирования и машинные языки;

в) специальные информационные языки науки и техники;

г) все перечисленное.

а) соотношение бытия и духа;

б) человеческую индивидуальность;

в) интерпретацию текстов;

г) культурный кризис;

д) все перечисленное.

  1. К какому типу языка можно отнести народные приметы и суеверия?

а) к искусственным языкам;

б) к вторичным моделирующим системам;

в) к естественным языкам;

г) все перечисленное, кроме б).

а) типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа;

б) типология культуры – результат типологического описания и сопоставления;

в) типология культуры – конструирование идеальных образов-схем, позволяющих упорядочивать эмпирический материал, поставляемый конкретными исследованиями культуры;

г) все перечисленное верно.

  1. Какой термин используется для обозначения разнородных течений молодежи, противопоставляющих свои идейно-политические установки официальным ценностям общества?

а) массовая культура;

б) элитарная культура;

в) контркультура.

  1. Структуру культуры можно представить в двух уровнях:

а) специализированном и обыденном;

б) элитарной и массовой культуры;

в) все перечисленное.

  1. Какие каналы связи существуют между специализированным уровнем культуры и культурной повседневностью?

а) сфера образования;

б) средства массовой коммуникации;

в) учреждения культуры;

г) все перечисленное.

  1. В качестве основания типологизации культур могут быть выбраны:

а) ценностные основания;

б) основания социального действия;

в) формационные основания;

г) историко-географическое основание;

д) все перечисленное.

а) подкультура или культура в культуре как некое образование в рамках официальной культуры;

б) культура какой-либо социальной или демографической группы;

в) все перечисленное.

  1. Кто из мыслителей противопоставлял духовной элите, творящей культуру, идейно и культурно разобщенные массы;

в) Х. Ортега-и-Гассет.

г) Ф. Ницше.

  1. Кто из мыслителей разрабатывал концепцию определенных абстрактных идеальных типов, которые представляли собой некое упрощение, образ-схему, а не объективно существующую реальность?

б) М. Вебер;

  1. Какое основание использовано Н.Я. Данилевским для типологии культуры?

а) историко-географическое;

б) деятельность человека;

в) все перечисленное.

а) движение отдельных цивилизаций к единой мировой цивилизации на основе создания единой мировой религии;

б) движение цивилизации по замкнутому циклу;

в) движение к катастрофе.

  1. Кто из культурологов связывал глобальную смену типов культур со сменой коммуникативных средств и выделял культуры дописьменные, письменные и информационные?

а) Х. Ортега-и-Гассет;

б) Ю. Лотман;

  1. О. Шпенглер особо отмечал как находящийся в стадии возникновения, следующий культурный тип:

г) русско-сибирский.

  1. Назовите представителей эволюционной школы в культурологии:

а) О. Шпенглер, А. Тойнби;

б) Э. Тэйлор, Г. Спенсер, Ю. Лотман;

в) К. Ясперс, Ф. Ницше.

а) III – II тысячелетие до н.э.

б) V век до н.э. – V век н.э.

в) VII – II вв. до н.э.

б) И. Бахофен;

б) Э. Кассирер;

б) Й. Хейзинге;

а) типы архаической культуры;

б) прообразы, составляющие содержание коллективного бессознательного в понимании К. Юнга;

в) типы мыслительных процессов.

  1. Кто из мыслителей является автором теории, согласно которой культура основана на принуждении и запрете влечений; человек, подавляющий свои бессознательные желания, выступает врагом культуры?

б) З. Фрейд;

  1. Как называется процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа?

в) антропосоциогенез.

  1. Кем впервые была разработана концепция длинных экономических волн?

б) Н. Кондратьевым;

  1. Назовите имя американского социолога русского происхождения, автора концепции социокультурной динамики и исследователя социальной стратификации, который также занимался проблемой типологии культур.

б) Н. Данилевский;

в) П. Сорокин;

а) динамические процессы в открытых, нелинейных системах;

б) знаки и знаковые системы;

в) проблемы культурных коммуникаций.

в) Л. Гумилев.

  1. Что является условием самоорганизации системы согласно идеям синергетики?

а) система должна быть нелинейной;

б) система должна быть открытой;

в) система должна быть неравновесной;

г) все перечисленное;

д) все перечисленное, кроме пункта в).

  1. Какая из перечисленных моделей социокультурной динамики является исторически первой?

а) эволюционная модель;

б) волновая модель;

в) циклическая модель.

а) религия – интуитивный способ постижения мира;

б) религия – один из элементов культуры, включающий специфическое мировоззрение, основанное на вере в сверхъестественное;

в) оба высказывания верны.

а) средство преобразования среды, природы;

б) посредник между человеком и природой;

в) средство, изменяющее самого человека;

г) все перечисленное.

  1. Каким термином обозначается процесс вхождения индивида в общество и культуру, освоения им социокультурного пространства?

в) все перечисленное.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Тесты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Тесты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Отзывы о работе:

Сколько времени нужно потратить чтобы найти какую-то информацию, приходится долго рыться и путешествовать по всему интернету. А теперь только к вам и ВСЕ что нужно ЕСТЬ :-) Спасибо вам что есть!

Читайте также: