Навыки чтения в начальной школе правильность беглость

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Казыльская Ольга Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2113
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Упражнения по развитию навыка чтения"
Раздел: начальное образование

За годы работы я не раз сталкивалась с проблемой низкой техники чтения у учащихся, а ведь

чтение играет важную роль в образовании, воспитании и развитии ребенка.

Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость,

правильность, выразительность. Для развития этих качеств в своей практической работе я

использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает

положительный результат, вносит оживление, делая его более интересным и эмоциональным.

Все упражнения разделены на четыре группы: для развития сознательного чтения; для

I. Упражнения для развития сознательного чтения.

Что общего в словах и чем они различаются?

Мел - мель, мал - мял, мыл - мил.

Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж; ножницы, клещи, молоток, пила, грабли; шарф, варежки,

пальто, кофта; телевизор, утюг, пылесос, холодильник; картофель, свекла, лук, капуста;

лошадь, корова, свинья, овца; туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; липа, береза, ель, сосна;

курица, гусь, утка, индейка; зеленый, синий, красный, желтый.

Какое слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, желтый; минута, время, час, секунда; дорога, шоссе, тропинка,

путь; молоко, сметана, простокваша, мясо; Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр; ель, сосна,

кедр, осина; лук, огурец, морковь, яблоко; гриб, ландыш, ромашка, василек.

Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

У них одинаковое количество слогов, они одного рода, они состоят из двух слогов.

Путем перестановки букв составь слово. У к л б о ;

Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза; кора, лото, боксер; молоко, нерест, тарелка.

Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

Змея, рама; пуговица, молоток, лава; укор, бузина, тина; поворот, пороша, канава.

Составь новое слово, взяв последний слог.

Мебель, ружье; соломка, пора, мель; смола, слеза, берет.

Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из

предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово.

а) песня - композитор; самолет ~ ? — аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель.

б) школа - обучение; больница ~ ? ~ доктор, ученик, лечение, учреждение, больной.

в) нож - сталь; стул — ? ~ вилка, дерево, стол, пища, скатерть.

г) лес - деревья; библиотека ~ ? — город, здание, библиотекарь, театр, книги.

утро - ночь; зима ~ ? — мороз, день, январь, осень, сани.

Раздели слова на группы.

Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец;

корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;

апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша;

мак, липа, клен, ромашка,

береза, ландыш, дуб.

К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.

Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

Какие буква, слог, слово лишнее?

А у р о ы; ма ра ла ны та; ку на ды ти ло; река, речка, ручей, ручка, ручеек.

Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение – математике, биологии, общественным наукам будет основано на умении ребёнка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности вычленять смысл письменного текста.

Чтение – одна из сложных и значимых форм психической деятельности человека, которая выполняет психологические и социальные функции. Чтение – сложный интеллектуальный процесс, многоуровневый и многозвенный по структуре, активный по протеканию.

Для того чтобы читать правильно и с высокой скоростью, нужна слаженная работа нескольких анализаторов: зрительного, речедвигательного, речеслухового. Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. В дальнейшем происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И, наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением, осуществляется понимание читаемого.

Характеристика навыка чтения включает в себя:

  1. правильность;
  2. сознательность;
  3. беглость;
  4. выразительность.

Без умения чётко, без ошибок, выразительно читать ученик не поймёт смысла текста, и главная цель чтения не будет достигнута. Поэтому работа над технической стороной процесса чтения, над выработкой достаточно быстрого темпа, очень важна.

Беглость чтения – это нормальный темп чтения, способствующий сознательному и правильному восприятию текста.
У учащихся начальных классов, а в особенности у учащихся с нарушениями речи, очень часто данный навык оказывается недостаточно сформированным. Методических же разработок по данной проблеме мало.

Цель работы – развитие беглости чтения у учащихся начальных классов.

Реализация данной цели осуществлялась в процессе решения следующих задач:

  1. Чтение литературы по данной теме.
  2. Подбор специальных упражнений, направленных на развитие беглого чтения.
  3. Создание дидактических игр и наглядного материала.
  4. Использование специальных упражнений, дидактических игр и пособий на логопедических занятиях по преодолению дислексии.
  5. Разработка методики работы по формированию беглости чтения у младших школьников и осуществление экспериментального обучения учащихся.
  6. Формирование у детей интереса к книгам, к самостоятельному чтению.

С опорой на методические разработки Лалаевой Р.И., Корнева А.Н., Костроминой С.Н., Нагаевой Л.Г., Козырёвой Л.М., Городиловой В.И. и с учётом принципов последовательности и систематичности, доступности и конкретности была создана методика, цель которой – помочь учащимся, имеющим нарушения речи (нечёткую, смазанную артикуляцию, недостатки в развитии фонематической и лексико-грамматической сторон речи), в овладении навыком беглого чтения.

Для выполнения этой цели необходимо, чтобы параллельно работа велась и по следующим направлениям:

- развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
- развитие фонематического восприятия, дифференциация букв, обозначающих акустико-артикуляционные близкие звуки;
- развитие подвижности артикуляционного аппарата, формирование навыка произношения слов сложного слогового состава;
- активизация и пополнение словарного запаса;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие зрительного восприятия, внимания и памяти;
- формирование активности, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля.

Данная методика представляет собой систему упражнений и речевых игр, представленных на карточках (размер 10*15) и оформленных в виде индивидуальных альбомов, а также набора наглядного материала для группового чтения. Адресат – учащиеся 2 – 3-х классов. Выборочно методику можно использовать и в работе с учащимися 1-х и 4-х классов.

Оптимальные условия для коррекционно-развивающей работы - это совместная деятельность учащихся, учителя, логопеда и родителей. Занятия рекомендуется проводить 3 раза в неделю, продолжительностью 10 – 15 минут (при индивидуальных занятиях 5 – 10 мин.), с ежедневным выполнением тренировочных упражнений в домашних условиях.
Исходя из перечисленных выше задач, были разработаны 2 раздела методики.

Предлагаемый комплекс упражнений направлен на формирование и автоматизацию навыка чтения в следующей последовательности:

1) чтение слогов;
2) чтение слов;
3) чтение словосочетаний и предложений;
4) чтение чистоговорок и скороговорок;
5) чтение текстов.

Приведём примеры карточек:

1. Чтение открытых слогов.

- прочитать слоги зелёного цвета, красного и т.д.;
- прочитать слоги, состоящие из крупных букв, из букв мелкого шрифта;
- прочитать слоги с гласным А, с гласным И и т.д.;
- придумать слова, начинающиеся на данные слоги;
- прочитать слоги столбиками, по строчкам;
- прочитать 1 строчку слогов на одном дыхании, 2 строчки слогов;
- прочитать слоги столбиками снизу вверх, строчками справа налево;
- прочитать слоги на время.

3. Чтение предложений

4. Чтение чистоговорок

Ша-ша-ша - мама моет малыша
Шу-шу-шу - я письмо пишу
Аш-аш-аш - у Вовы карандаш
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа
Жу-жу-жу - молоко дадим ежу
Ча-ча-ча - горит в комнате свеча
Чу-чу-чу - молоточком я стучу
Оч-оч-оч - наступила ночь
Ща-ща-ща - мы несем домой леща
Ащ-ащ-ащ - мы надеваем плащ
Ло-ло-ло - на улице тепло
Лу-лу-лу - стол стоит в углу
Ул-ул-ул - у нас сломался стул
Ра-ра-ра - Кате спать пора
Ро-ро-ро - на полу стоит ведро
Ры-ры-ры - летают комары

5. Чтение текстов

Переставлялки

Зимним вечер… мы возвраща… с лыжн… прогул… . Мы выш… из березо… рощи. Вдали виднелась соседн… деревн… . Дорога выве… нас к небольш… речуш… .Оставал… крутой подъем по холм… - и мы у шко… .
На площад… около шко… нас ждала учи-тельни… с групп… ребят.
Выходн… день мы всегда провод… на свеж… воздух…. Завтра с нов… сила… за ученье.

Второй раздел посвящён выработке навыка беглого, чёткого чтения на логопедических занятиях по преодолению лексико – грамматических нарушений и восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи (I и II этапы коррекционной работы).

При проведении занятий с группой детей логопеду очень часто приходится сталкиваться с нехваткой практического материала для чтения учащимися. Поэтому во второй раздел входят упражнения, направленные на коррекцию и совершенствование различных сторон речи:

1. Выработка чёткой слухо – произносительной дифференциации оппозиционных звуков на материале:

- слогов;
- слов;
- словосочетаний и предложений;
- чистоговорок и скороговорок;
- текста.

2. Активизация и пополнение словаря как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования. Учащихся следует упражнять в чтении:

- однокоренных слов;
- слов, образованных с помощью разных приставок от одного корня;
- слов, имеющих одинаковые приставки, но разные корни;
- слов, образованных с помощью суффиксов от одного корня;
- слов, имеющих одинаковые суффиксы, но разные корни;
- разных слов с одинаковыми окончаниями;
- антонимов, синонимов.

3. Совершенствование грамматического строя речи путём овладения учащимися слово-сочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Практический материал для чтения включает упражнения на развитие следующих умений:

- употребление предложно-падежных конструкций;
- употребление существительных в единственном и множественном числе;
- согласование существительных с прилагательными, числительными;
- дифференциация глаголов ед. и мн. числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам;
- употребление предложений сложных синтаксических конструкций.

Таким образом, во втором разделе представлены упражнения, которые развивают не только беглость чтения, но и одно из его важнейших качеств – осознанность.

Примеры карточек для чтения:

1. Дифференциация К – Г

а) на материале слов

-сравните пары слов по написанию и по смыслу. Устно составьте предложение с каждым словом.

горка – корка грот – крот
гости – кости икра – игра
кол – гол Галина – калина
калька – галька голос – колос

-прочитайте слова без ошибок

Куры, гиря, укол, икра, дорога, магазин, карман, скакалка,
погода, крышка, колокольчик, гигант, город, грозный, глы-
ба, бригада, каблуки, голуби, сапоги.

-закончите слова, добавив слог га или ка

Ру… нит… …зета кочер… ма…зин
Но… бит… …ражи соба… ру…ва
Ро… сём… …рета баран… ро…тый
Ре… вет… …питан лопат… ма…роны
Лу… нор… …чели бере… бо…тый

б) на материале словосочетаний

2. Чтение и подбор однокоренных слов

Найдите общую часть в каждой группе слов

Подарок, дарить, дареный.
Обида, обидеть, обидный.
Беглец, бегать, беглый.
Походка, ходить, походный.
Чистота, чистить, чистый.
Зелень, озеленять, зелёный.
Свежесть, освежать, свежий.
Веселье, веселиться, весёлый.
Заморозки, морозить, морозный.

Восстановите деформированный текст, используя слова с одним и тем же корнем.

Идёт снег. Плавно падают на зем-лю лёгкие … . И вот уже оделись в … шубу крыши домов, улицы, площади. Малышам раздолье. Ка-тят … комья, лепят толстых … .

3. Употребление слов в винительном и дательном падежах

Прочитайте предложения, изменив слова в скобках.

Расскажи ( сказка, сестрёнка ).
Дай ( морковка, кролик ).
Почитай ( книга, бабушка ).
Отдай ( книга, Витя ).
Дай ( лекарство, дедушка ).
Налей ( вода, собака ).
Нарисуй ( картинка, сестра).
Спой ( Матушка, песенка ).
Позвони ( тётя Вера ).
Сделай ( клетка, кролики ).
Помоги ( Анна Николаевна ).

Начальная школа – это особый этап в жизни любого ребенка, который связан с формированием у него основ умения учиться, способности к организации своей деятельности. Именно полноценный навык чтения обеспечивает школьнику возможность самостоятельно получать новые знания, а в дальнейшем создает необходимую основу для самообразования в последующем обучении в старших классах и после школы.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребенок свободно владеет осознанным чтением, при этом у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Читательская деятельность – это не что-то спонтанное, которое возникает само по себе. Для ее овладения важно знать способы чтения, методы смысловой обработки текста, а также другие навыки.

Процесс формирования навыков чтения

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Ребенок, который не научился читать или плохо это делает, не может постигать необходимые знания и использовать их на практике. Если же ребенок умеет читать, но при этом он не понимает прочитанное, то это тоже приведет к большим сложностям в дальнейшем обучении и, как следствие этого, неуспеваемости в школе.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Это основа, на базе которой происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и происходит воспроизведение звукопроизносительного образа слова, т.е. его прочитывание. Кроме того, через соотнесение звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание прочитанного.


В сложном процессе чтения выделяют 3 основных момента:

Мотивом чтения у детей всегда является потребность. На первом этапе – это желание научиться читать, т.е. освоить сам процесс возникновения из букв слова. Когда этот навык освоен, возникает другая мотивация: желание понимать то, что именно обозначает конкретный текст. В дальнейшем мотивы усложняются, и ребенок хочет узнать какой-то конкретный факт, понять мотивы главного героя, определить основную мысль в научно-популярном тексте и т.д.

Этапы формирования навыков чтения


Т.Г. Егоров выделяет несколько ступеней формирования навыка чтения:

  • Овладение звуко-буквенными обозначениями.
  • Послоговое чтение.
  • Становление синтетических приемов чтения.
  • Синтетическое чтение.

Овладение звуко-буквенными обозначениями происходит в течение всего добукварного и букварного периодов. На этом этапе дети анализируют речевой поток, предложение, делят на слоги и звуки. Ребенок соотносит выделенный звук из речи с определенным графическим изображением (буквой).

Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. При чтении слога в процессе слияния звуков важно переходить от изолированного обобщенного звучания к тому звучанию, которое звук приобретает в речевом потоке. Иными словами, слог нужно произносить так, как он звучит в устной речи.

На этапе послогового чтения узнавание букв и слияние звуков в слоги происходит без особых проблем. Соответственно, единицей чтения является слог. Трудность синтеза на этой ступени еще может оставаться, особенно в процессе чтения трудных по структуре и длинных слов.


Этап становления синтетических приемов чтения характеризуется тем, что простые и знакомые слова читаются целостно, а вот сложные и малознакомые слова читаются по слогам. На этом этапе возможны частые замены слов, окончаний, т.е. имеет место быть угадывающее чтение. Такие ошибки приводят к несоответствию содержания текста и прочитанного.

Этап синтетического чтения характерен тем, что для читателя уже не представляет труда техническая сторона чтения (он практически не делает ошибок). На первый план выходит осмысление прочитанного. Происходит не только синтез слов в предложении, но и синтез фраз в общем контексте. Но важно понимать, что понимание смысла прочитанного возможно только тогда, когда ребенок знает значение каждого слова в тексте, т.е. понимание прочитанного напрямую зависит от развития лексико-грамматической стороны речи.

Особенности формирования навыков чтения

Существует 4 основных качества навыка чтения:

  1. Правильность. Под этим понимает процесс чтения, который происходит без ошибок, которые могут исказить общий смысл текста.
  2. Беглость. Это скорость чтения, которая измеряется количеством печатных знаков, которые прочитаны за 1 минуту.
  3. Сознательность. Подразумевается понимание читающим того, что он читает, художественных средств и образов текста.
  4. Выразительность. Представляет собой способность средствами устной речи передать основную мысль произведения и свое личное отношение к нему.


Соответственно, основное задачей обучения навыкам чтения является выработка у школьников этих навыков.

Все обучение в начальных классах базируется на уроках чтения. Если учащийся освоил навык чтения, устную и письменную речь, то и остальные предметы будут даваться ему значительно легче. Сложности во время обучения возникают, как правило, из-за того, что ученик не смог самостоятельно получить информацию из книг и учебников.

Методы и упражнения для формирования навыков чтения

В образовательной практике существует 2 противоположных в своей основе метода обучения чтению – лингвистический (метод целых слов) и фонологический.

Лингвистический метод предполагает обучение на тех словах, которые чаще всего используются, а также на тех, которые читаются так же, как и пишутся. Этот метод направлен на обучение детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая их на составляющие. Ребенку просто показывается и произносится слово. После того, как выучено порядка 100 слов, ребенку дают текст, в котором эти слова часто встречаются. В нашей стране эта методика известна как метод Глена Домана.

Фонетический подход основывается на алфавитном принципе. Его основа – это фонетика, т.е. обучение произношению букв и звуков. По мере накопления знаний, ребенок постепенно переходит к слогам, а затем к целым словам.

Помимо этого, есть еще несколько методик:


Не существует какой-то универсальной методики формирования навыков чтения. Но в современной методике обучения признан общим подход, когда обучение начинается с понимания звуков и букв, т.е. с фонетики.

Существуют определенные упражнения, которые помогают сформировать навык чтения. Вот несколько из них:

  • Чтение строчек наоборот по буквам. Упражнение способствует развитию побуквенного анализа. Смысл прост – слова читаются в обратном порядке, т.е. справа-налево.
  • Чтение через слово. Читать нужно не все слова в предложении, а перескакивая через одно.
  • Прочтение пунктирно написанных слов. На карточках написаны слова, но в них пропущены несколько букв (вместо них нарисованы пунктирные линии).
  • Чтение только второй половины слова. Читать нужно только вторую часть слова, первая при этом опускается. Упражнение способствует пониманию того, что вторая часть слова не менее важна, чем первая, тем самым происходит предупреждения опускания (либо чтение с искажением) окончаний слов в дальнейшем.
  • Прочтение строчек с прикрытой верхней половиной. На текст накладывается лист бумаги, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта.
  • Быстрое и многократное повторение. Ребенок должен как можно быстрее и несколько раз подряд повторять вслух строчку стихотворения или предложение. Правильность произношения крайне важна, поэтому при необходимости нужно останавливать и поправлять ребенка.
  • Найди слова в тексте. Перед ребенком стоит задача как можно быстрее найти слова в тексте. Сначала они демонстрируются на картинках, затем озвучиваются учителем.
  • Жужжащее чтение. Текст читается всеми учениками вслух, но вполголоса.

Правильность чтения - по безошибочность и плавность воспроизведения звуковой формы слов.

Младшие школьники допускают следующие типичные ошибки при чтении:

1. Искажение звуко-буквенного состава слова, пропуски, замена, перестановки звуков (слогов), вставка других букв (слогов). Причинами подобных ошибок является дислексия, несовершенство зрительного восприятия, неразвитость артикуляционного аппарата, чтение по смысловой догадке (случайное угадывание).

2. Повторы единиц чтения или регрессия Причины регрессии: стремление ребенка удержать в оперативной памяти прочитанный компонент: рассогласованность компонентов чтения (восприятие, произнесение, осмысление).

Для выработай правильности чтения используются следующие упражнения:

а) упражнения., направленные на развитие четкости произношения, скороговорки, чистоговорки, чтение сочетаний звуков, песенки-долгоговорки.

б) упражнения, развивающие внимание к слову: чтение слов с общим корнем; слов, начинающихся с одной буквы (или слога); слов, различающихся только одной буквой; слов с разными корнями но одинаковыми окончаниями.

в) взаимопроверка правильности чтения: дети друг другу в парах (по очереди) читают какой-нибудь отрывок из знакомого текста, затем указывают друг другу на допущенные ошибки и оценивают.

г) выяснение перед чтением лексического значения незнакомых слов.

д) предварительное прочтение слов, имеющих сложный состав, а также всего текста (шепотом, про себя, дома).

е) чтение с использованием решеток, решетки различаются шириной перегородок, которые могут быть от 4 до б мм При чтении решетки накладываются на страницу, и дети, воспринимая видимые в окошках буквы, мысленно восполняют скрытые перегородками участки строки (текст должен быть знаком детям).

При исправлении ошибки учителем действует правило минимального вмешательства взрослого в процесс чтения ученика. Прервать чтение ученика можно только в двух случаях: если ошибка ведет к искажению смысла читаемого или если это орфоэпическая ошибка. Все другие ошибки лучше исправлять после завершения чтения.

Для формирования беглости чтения важно соблюдение следующих методических условия:

1) Применение при чтении художественных и информационных текстов принципе продуктивного многочтения.

2) Использование специальных тренировочных упражнении на совершенствование зрительного восприятия (поля чтения), оперативного поля чтения, памяти и других процессов.

3) Развитие механизма смысловой догадки (текстуального угадывания).

4) Создание ситуации успеха для поддержки даже малого продвижения ребенка в скорости чтения.

Беглость чтения зависит от так называемого поля чтения (зрения, узнавания) и длительности остановок (фиксаций), в процессе чтения. Поле чтения - это такой отрезов текста, который взгляд чтеца охватывает за один прием, после чего следует фиксация, в кот. И происходит осознание прочитанного. Опытный чтец делает на одной строке от 3 до 5 фиксаций через равномерные отрезки. У ребенка кол-во фиксаций больше и отрезки воспринимаемого текста не одинаковы.

Приемы выработки беглости чтения:

б) зрительные диктанты по текстам И Т Федоренко. тексты составляют 18 наборов, в каждом по 6 предложении. От набора к набору постепенно, по 1-2 буквы, происходит наращивание длины предложений (от 8 букв а первом до 46 букв в последнем предложении).

г) ежеурочные пятиминутки чтение: урок по любому предмету начинается с того что дети 5 минут читают свои книги.

е) продуктивное многочтение, т.е. чтение тексте с разным целевыми установками.

Данное качество формируется на всех этапах работы с текстом: до чтение актуальны такие приемы как вступительная беседе (рассказ), актуализирующая личный и читательский опыт детей, лексическая работа, прогнозирование, чтение вступительной статьи. Во время чтения важно организовать индуктивный путь познания от целостного восприятия к анализу-перечитыванию, от частного к общему, от фактического содержания к подтексту.

Работа с содержательной стороной текста предполагает ответы на фактуальные вопросы, нахождение (noдчеркивание) ключевых слов, работу с иллюстрациями в учебнике, составление характеристик героев, анализ изобразительных средств, работу с заголовком, необходимые комментарии учителя. Выполнение письменных заданий в рабочей тетради. Можно сказать, что все приемы анализа текста являются приемами выработки сознательности чтения. Работе после чтение (о6общение) может включать в себя следующие приемы: самопостановка вопросов к тексту, пересказы, драматизация, формулирование главной мысли, написание отзыва, выполнение творческих заданий, итоговое выразительное чтение.

Выразительность – это одно из качеств полноценного чтения, которое формируется а процессе анализа художественного произведения. Выразительно прочитать текст – это значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом автора передать идеи и чувства, заложенные в произведении Таким средством является интонация.

Интонация - совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшими из которых являются следующие:

1) сила голоса (определяет динамику речи. ч/з ударение).

2) Направление (мелодику речи. ч/з усиление-понижение голоса).

3) Скорость (темп и ритм. ч/з длит-ть пауз).

4) тембр - оттенок (эмоциональную окраску. ч/з длит-ть пауз).

Для формирования общего умения читать выразительно учащиеся должны овладеть: 1) умениями, которые отрабатываются в процессе анализа худож.произведения. 2) умение пользоваться интонационными средствами выразительности.

Из ряда умений, связанных с анализом текста выделяются:

- умение разбираться в эмоциональном настрое произведения. - умение представить в своем воображении картины, события. героев; - умение постигать смысл описанного события, создавать о них собственные суждения и выражать свое отношение. - умение определить задачу своего чтения (она тесно связана с пониманием подтекста). Задача чтения - это осознанное читающим желание вызвать у слушателей определенное отношение к тексту.

Осн.практич.умения по выразит-ти чтения:

1) соблюдение знаков препинания,

2) соблюдение логич.ударений.

3) Соблюдение пауз.

4) соблюдение ритма и темпа чтения.

5) Эмоционально-смысловая окраска речи.

Приемы, обеспечивающие овладение выразительностью речи:

1. Орфоэпическая работа.

2. Образец чтения.

3. Составление разметки текста, т.е. графического плана.

4. Упражнения в чтении.

5. Сравнительный анализ нескольких вариантов чтения с целью выбора правильного варианта.

а) чтение в УМК Л.В. Занкова;

В художественном разделе нет группировки по тематическому принципу: весь материал делится на 4 раздела (4 учеб.четверти) и имеет 3 главных тематических материала: жизнь нашей Родины, семья и дети, человек и природа. Произведения одних и тех же авторов выстраиваются с постепенным нарастанием трудности постижения их идейно-художественного смысла с учетом принципа приближения восприятия их к опыту детей. На основе развития интереса к чтению формируется техника чтения: 1 кл.- не ниже 40 сл./мин., 2 кл. – не ниже 70сл., 3 кл. – не ниже 100сл.(эти нормы несколько выше, чем в др.программах).

Особенности:

- главная особенность - ориентация на разный уровень разви­тия у первоклассников умения читать. Левая страница каждого разворота предназначена для тех, кто учится читать (она напо­минает обычную букварную страницу), правая страница - это авторский текст для читающих детей (рассказ, сказка, стихот­ворение), в котором выделены такие слова, которые уже могут прочитать и те, кто только учится читать;

- методика работы с таким текстом строится с учетом формиро­вания у детей типа правильной читательской деятельности;

- самостоятельно работа­ет (печатает, рисует и т.д.);

- последовательность введения букв определяется не только принципом частности, но и особенностями начертания букв.

Читайте также: