Функциональная грамотность 5 класс школа будущего
Обновлено: 02.07.2024
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности адаптироваться к окружающей среде, иметь представления о законах развития природы и возможностях использования их в современной среде (естественнонаучная грамотность);
способности понимания значения денег в современной жизни, умении ими распоряжаться, формировать финансовую культуру и быть адаптированными к новым веяниям финансового рынка (финансовая грамотность)
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_razvitie_funktsionalnoy_gramotnosti_obuchayushchihsya.docx | 81.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Пикалёво имени А. П. Румянцева
курса внеурочной деятельности
Форма внеурочной деятельности: деловой проект
Возрастной состав: 5-9 классы
Срок реализации: 5 лет
развитие функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности адаптироваться к окружающей среде, иметь представления о законах развития природы и возможностях использования их в современной среде (естественнонаучная грамотность);
способности понимания значения денег в современной жизни, умении ими распоряжаться, формировать финансовую культуру и быть адаптированными к новым веяниям финансового рынка (финансовая грамотность)
Планируемые результаты отражают структурные компоненты различного вида грамотности по PISA)
Метапредметные и предметные
текста в рамках
9 класс Уровень оценки
(рефлексии) в рамках метапред- метного содержания
оценивает форму и содержание
текста в рамках метапредмет- ного содержания
интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации
интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонауч- ных проблемах в различном контексте в рамках
оценивает финансовые проблемы,
делает выводы, строит прогнозы,
предлагает пути решения
жизни на основе
жизни на основе
знаний с позиции
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного/двух часов в неделю в каждом класс- комплекте. Тем не менее, каждое образовательное учреждение индивидуально проектирует учебный план по каждой параллели и по каждому модулю.
Таким образом, общее количество часов: минимальное – 170 часов максимальное – 340 часов.
Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте – от 34 до 68, т.е по 1-2 часа в неделю:
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, разработчики
считают целесообразным проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего. Разберем, какие вызовы готовит нам мир изменчивости и неопределенности, как учитель может помочь школьнику подготовиться к жизни в этом мире, а также какие типы заданий целесообразно использовать на уроках русского языка с целью формирования функциональной грамотности.
Меняющийся мир VUCA: нестабильность, неопределенность, сложность, неординарность.
Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.
Функциональная грамотность — что это?
Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя:
- Математическую
- Финансовую
- Естественнонаучную
- Глобальные компетенции
- Читательскую — добавить вебинары
- Критическое мышление
Функциональное чтение
Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:
- Поиск информации
- Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении
- Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении.
- Применение информации для решения своих задач.
Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.
Глобальные компетенции
Для того чтобы уметь формировать глобальные компетенции в школе, необходимо ответить на вопросы:
Креативное мышление
Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.
Составляющие креативного мышления:
1. Любознательность (активный интерес к заданию)
- Оригинальность предложенных идей;
- Гибкость или подвижность;
- Способность продуцировать большое количество идей.
- Оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее;
- Умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.
Задания на формирование креативного мышления
Исследование PISA опирается на достоверно установленные факты, подтверждающие наличие существенных различий творческих задач по меньшей мере в трех областях:
- Вербального выражения
- Художественного выражения
- В области решения социальных, естественно-научных и математических проблем.
Принятие такой позиции предопределяет состав заданий, среди которых выделяются следующие группы:
- Задания, требующие использования художественных средств — словесных и изобразительных
- Задания на разрешение проблем — социальных и научных.
Задания в курсе русского языка, выводящие на уровень развития креативности и функциональной грамотности
Учебник, продолжающий завершённую линию учебно-методических комплектов по русскому языку для 5-9 классов, написан по оригинальной авторской методике, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой.
1. Функциональная грамотность в новых учебниках по русскому языку
Задание: используйте разнообразные материалы интернета, составьте небольшую по объему характеристику Ю. А. Сенкевича. Постарайтесь отразить в ней не только важную информацию о его жизни, но и яркие особенности его характера.
Аналогичный пример, демонстрирующий нам появление в учебниках нового поколения видоизмененных заданий, направленных на развитие функциональной грамотности, находится в учебнике УМК В.В. Бабайцевой, 5 класс.
Справа — новое задание с расширенным функционалом
2. Самостоятельная работа
Перед нами учебник УМК М.М. Разумовской, 9 класс. В этом пособии создана актуальная для формирования функциональной грамотности рубрикация:
- Учимся читать и понимать лингвистический текст
- Учимся говорить на лингвистическую тему
- Рассуждаем на лингвистическую тему
- Готовим проектную работу на лингвистическую тему
- Учимся редактировать сочинение
Многие задания включают в себя обязательную групповую работу, работу в парах (правый рисунок), что дополнительно развивает коммуникативные навыки, эмпатию и умение сотрудничать.
3. Учимся собирать и систематизировать информацию
В учебнике для 6-х классов УМК М.М. Разумовской также существует свой рубрикатор, отвечающий требованиям к современным УД и навыкам:
- Учимся определять стиль по речевой ситуации
- Учимся употреблять языковые средства с учетом речевой ситуации
- Учимся проводить смысловой анализ текста
- Учимся пересказывать, сохраняя особенности стиля речи
- Создаем текст определенного стиля речи
Как можно заметить на левом изображении с заданием 166, на правом поле расположились 4 интерактивные зеленые кнопки: это функционал ЭФУ, который выложен на платформе LECTA. Если вы еще не знакомы с ее функционалом, зарегистрируйтесь и воспользуйтесь промокодом на 5 бесплатных ЭФУ — 5books.
4. Жизненные задачи. Групповая работа
Для мотивации ребят, а также для развития функциональной грамотности, в учебниках по русскому языку приветствуются задания, которые построены на современном публицистическом материале. Например, в учебнике для 5 класса УМК А.Д. Шмелева есть тексты, отражающие увлечения современных школьников.
Само задание носит креативный характер: предлагается написать статью о серфинге, добавив к тексту свои предложения, а также иную информацию о этом виде спорта. Работа в группе предполагает поиск или даже создание дополнительных иллюстраций к тексту.
5. Проектная и групповая работа
Важно давать детям творческие задания на развитие креативного мышления. Например, в учебнике из УМК Шмелева для 5 класса предлагается придумать шуточные двустишия и обыграть слова. Обязательна работа в паре для обмена результатами творчества и развития коммуникационных навыков.
Задание, приведенное ниже, предлагает развитие не только креативного мышления, но и глобальных компетенций: идет обращение к региональным традициям, исследовательской деятельности ученика, устной истории.
6. Подбор текстов из разных научных областей
7. Работа с текстами разной природы
Важно, чтобы школьник умел успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами: материалами для диктантов, упражнениями, текстами для чтения. На уроках также должны демонстрировать тексты табличной формы, в виде инфографики и графики, с кодовыми обозначениями, стрелками. Работа с такими несплошными текстами крайне важна для старшеклассников. Эти навыки будут не только проверяться на PISA и аттестации, но и понадобятся во взрослой жизни.
Модуль предназначен для педагогов всех категорий основной школы и направлен на совершенствование их профессиональной компетенции по разработке учебных заданий по формированию и развитию функциональной грамотности.
Гребенев И.В. Учебный предмет и метапредметность// Школьные технологии. 2014. №2. –С.169
Достижение целей обучения в средней школе, поставленных новым образовательным стандартом (ФГОС), в конечном счёте, должно происходить в образовательном процессе школы, который носит предметный характер. Поэтому достигнуты запланированные результаты могут быть лишь усилиями учителей, являющимися специалистами в методиках преподавания и в совершенстве понимающие научные аспекты изучаемого предмета. Никакие развивающие и воспитательные цели вне процесса обучения основам наук не достигаются, ибо достигнуты они могут быть лишь в ходе деятельности учащихся, которая организуется в учебном процессе школы на материалах предметов и средствами методик их обучения.
Цель: формирование новой компетенции педагогов основной школы – разработка учебных заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся
Модуль нацелен на получение следующего результата:
Результат 1. Слушатель разрабатывает комплекс учебных заданий по предмету под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
есть целый ряд навыков и умений — познавательных, эмоциональных и поведенческих, которые позволяют людям:
• жить и работать в качестве человеческой личности;
• развивать свой потенциал;
• принимать важные и обоснованные решения;
• эффективно функционировать в обществе в кон-
тексте окружающей среды и более широкого со-
общества (местного — локального, национально-
го, глобального), чтобы улучшить качество своей
жизни и общества.
Международное исследование PISA направлено на оценку умения применять полученные в ходе обучения знания и навыки в жизненных ситуациях, компетентности в решении проблем, которые не связаны напрямую с определенными учебными предметами или образовательными областями. Инструментарий исследования преследует цель оценить сформированность общеучебных умений в решении проблем, с которыми обучающиеся могут встретиться в жизни и эффективно функционировать в современном обществе.
Модель оценки функциональной грамотности:
Естественнонаучная
Математическая
грамотность
грамотность
Читательская
грамотность
грамотность
компетенции
Наименования тем
Тема 1. Общая характеристика функциональной грамотности современного человека и путей ее формирования и развития
Тема 2.Технологические основы формирования и развития финансовой грамотности
Тема 3. Технологические основы формирования и развития читательской грамотности.
Тема 4 Технологические основы формирования и развития математической грамотности
Тема 5. Технологические основы формирования и развития глобальной грамотности
Тема 6. Технологические основы формирования и развития естественнонаучной грамотности
1.2. Требования к промежуточным результатам освоения модуля
иметь практический опыт:
- разработки комплекса учебных заданий по предмету под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся;
- оформления комплекса учебных заданий по предмету под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся;
Модельная карта учебных заданий по _________
под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности
обучающихся ______ класса
Название составляющей функциональной грамотности
Типовая задача
Планируемый образовательный результат
Учебное задание
Типовая задача – это такое универсальное учебное задание, которое может применяться при изучении любого учебного предмета, направлено на освоение и оценку конкретного действия напрямую связанного с функциональной грамотностью школьника
Методические требования к содержанию
Типовая задача должна соотноситься с заданиями тестирования PISA и планируемым образовательным результатом, формулируется через глагол неопределённой формы: определить, назвать, предложить, описать, раскрыть…
Планируемый образовательный результат формулируется на основе критериев оценки сформированности компонента функциональной грамотности и типовой задачи через глагол 3 лица ед.ч : определяет, называет, предлагает, описывает, раскрывает и т.д.
Учебное задание на формирование и оценку указанного компонента функциональное грамотности; подобранное из источников или разработано самим педагогом.
Продажа музыкальных дисков
продала в апреле?
A Не было такого месяца
Примеры вопросов из области критического рассмотрения проблем глобального характера и межкультурного взаимодействия
Возможные вопросы:
Модельная карта учебных заданий по _________
под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности
обучающихся ______ класса
Название составляющей функциональной грамотности
Типовая задача
Планируемый образовательный результат
Описать позитивные и негативные последствия описанного действия
Описывает одно позитивное и одно негативное последствие описанного действия
Учебное задание
Итоговый контроль
По результатам итогового контроля формируется оценочное суждение о степени достижения конечных образовательных результатов программы в формате:
- сформирован полностью – 9-10 баллов
- сформирован частично – 6-8 баллов
- не сформирован – менее 6 баллов
Формы и методы текущего и итогового контроля, критерии оценивания доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Конечные результаты
Основные показатели оценки результата
Слушатель разрабатывает комплекс учебных заданий по предмету под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся .
В модельной карте:
1. Представлены компоненты функциональной грамотности.
2. Формулировка типовых задач соответствует логике и критериям формирования соответствующего компонента функциональной грамотности
3. Планируемые образовательные результаты соотносятся с соответствующей типовой задачей.
4. Представлены учебные задания под типовые задачи и планируемые образовательные результаты
5. Оформление соответствует техническим и методическим требованиям
Показатели оценки
Критерии оценивания
Представлены учебные задания под типовые задачи и планируемые образовательные результаты
представлены все 10 учебных заданий под типовые задачи и планируемые образовательные результаты
Оценка соответствия / балл
Показатели оценки
представлены 6-8 учебных заданий под типовые задачи и планируемые образовательные результаты
представлены менее 6 учебных заданий под типовые задачи и планируемые образовательные результаты
Критерии оценивания
Тема 1. Общая характеристика функциональной грамотности современного человека и путей ее формирования и развития
Содержание учебного материала практических занятий
Функциональная неграмотность человека как доминирующая проблема современности; функциональная грамотность как индикатор общественного благополучия и основа безопасности жизнедеятельности человека; понятие и структура функциональной грамотности; механизмы и инструменты оценки функциональной грамотности человека. ФГОС и PISA как механизмы модернизации современного образования. Технология формирования и развития функциональной грамотности человека: концептуальные идеи, этапы и алгоритмы, методы и приёмы, инструменты и средства. Логико-структурный анализ формирования и развития функциональной грамотности современного человека (заполнение логико-структурной схемы)
Анализ результатов тестирования PISA за последние годы и тестовых заданий.
Построение модели формирования и развития функциональной грамотности человека - модельной карты.
Самостоятельная работа
Изучение литературы и Интернет-источников по проблеме
Логико-структурная схема формирования и развития функциональной грамотности человека
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ
Цель: формирование и развитие функциональной грамотности современного человека
Задания на формирование функциональной грамотности для учеников
1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA PISA — Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся
Что же такое функциональная грамотность?
Как устроен банк заданий?
Наши эксперты разработали полнофункциональный тренажер заданий в формате PISA, в котором задания расположены в нужной последовательности, чтобы учащийся полностью мог освоить навык и закрепить его.
Каждая ситуация подкреплена дидактической карточкой для педагога.
Карточка содержит подробный план отработки ситуации-задания, а также и рекомендации по включению материала в урок.
С учениками 1-4 классов отрабатываем метапредметные навыки
С учениками 5-9 классов развиваем:
- Читательскую грамотность
- Математическую грамотность
- Естественнонаучную грамотность
- Креативное мышление
Каждое задание представлено в виде ситуации с 3 уровнями сложности. Разработано > 10 различных типов и форматов заданий.
Как использовать?
Что получает педагог?
При разработке банка заданий мы учли проблемы, с которыми педагог сталкивается, работая с темой функциональной грамотности:
Работа над функциональной грамотностью требует много времени. Когда педагог находится в рамках жесткого планирования, чрезвычайно сложно найти ресурс на создание практико-ориентированных заданий.
Мы предлагаем проработанный банк готовых ситуаций, охватывающий все основные виды грамотности. Задания сформированы в нужной последовательности для полноценного освоения материала.
Дидактические задания PISA непривычны, в образовательном процессе мы работаем с такими формами заданий крайне редко.
Каждая ситуация прорабатывается в формате PISA, чтобы и педагогу, и ученику было легче привыкнуть и понять логику исследования.
Отсутствие методического аппарата и качественной методической помощи для учителя, не ясен алгоритм преподавания функциональной грамотности.
Каждое задание сопровождается дидактической карточкой с подробной инструкцией об отработке навыка, а также рекомендациями по включению заданий в учебный процесс.
Кроме того, в пакет входит серия вебинаров для учителей. Отдельно разработан курс повышения квалификации от специалистов в теме PISA.
Читайте также: