Народные песни возможности использования в детском саду

Обновлено: 01.07.2024

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления. Интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия.

Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы. Слова, звучащие в песнях. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитанием, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним.

А вот для того, что бы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение, весёлый лепет, используются пестушки, значит, нянчить, растить, носить на руках. Пестушки поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту. Когда малыш просыпается, его гладят по животу и приговаривают:

Тише, куры, не кричите,

Моего Ваню не будите.

А мой Ваня будет спать,

Будет глазки закрывать.

Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, используются народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство белорусского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребёнка:

  • Слушание – восприятие.
  • Пение.
  • Народная хореография.

С народными песнями и мелодиями ребенок знакомится уже с раннего возраста. Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д.. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам.

Знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинно народного творчества.

1. Жабко, Я. Г. Катится по небу солнышко: песни для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) : пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорусским и русским языками обучения / Я. Г. Жабко. — Минск : Нац. ин­т образования, 2015. — 104 с.

Главная Занятия по Музыке

На протяжении 48 лет своей работы с детьми в качестве музыкального руководителя я знакомлю детей с народным творчеством, стараюсь привить детям любовь к русской народной культуре: к родным народным напевам и поэзии, старинным обычаям и праздникам. Хочу поделиться своим опытом по развитию музыкальных способностей через русскую народную культуру.

Большая роль в этом направлении отводится народным музыкальным произведениям, которые ненавязчиво, часто в веселой игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, с трудом и бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора.

С фольклором дети знакомятся в практике ДОУ на музыкальных занятиях, на занятиях фольклорного кружка и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психическое благополучие.

Благодатный материал – музыкальный, устный, игровой и детский потешный фольклор, обряды и праздники, народное декоративно – прикладное искусство – все это в доступной и интересной форме знакомит ребят с народной жизнью, погружает их в мир традиционной русской культуры.

Наша русская культура уже давно заняла в мире достойное место. Это культура народа с открытой душой и большим сердцем. Чтобы объять и оценить ее, познакомиться с ее неиссякаемыми сокровищами, не хватит и жизни. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы делаем лишь первые шаги на пути к познанию национального художественного гения, в приобщении к драгоценному достоянию России, которым по праву гордится наш народ.

Педагог дошкольного музыкального образования призван опираться на индивидуальные особенности ребенка, руководствоваться своеобычными темпами его развития, выделив при этом русские народные традиции в качестве основного критерия качества дошкольного музыкального образования.

Педагогам важно не только обучаться современным технологиям, но и развертывать способность к самооценке и анализу результатов педагогической деятельности, повышать общий культурный уровень и стремление к постоянному совершенствованию в области приобщения детей к традициям русского народа.

Период дошкольного детства является наиболее сенситивным к восприятию русского народного искусства, его использованию в музыкальном развитии детей. В этом развитии дошкольнику помогают окружающие его взрослые люди: педагоги и родители.

Успешность музыкально-образовательного процесса обеспечивалась многими факторами, среди которых наиболее важными являются: — понимание взрослыми важности и необходимости приобщения ребенка к миру русского народного искусства как фактору его целостного, гармонического развития его социальной адаптации;

Одним из важных принципов функционирования и музыкального развития образовательной системы ДОУ явился принцип культуросообразности.

Реализация принципа культуросообразности в музыкальном образовательном пространстве ДОУ:

  • насыщение образовательной среды ДОУ атмосферой русской народной культуры посредством развития системы основного и дополнительного образования в таких видах творческой деятельности, как театральная, музыкальная, изобразительная, художественно-речевая
  • углубленная психолого-педагогическая диагностика каждого ребенка, позволяющая не только выявить проблемы и недостатки его развития, но и определить наиболее значительные ресурсы индивидуально-личностного и культурного развития
  • реализация педагогами и родителями совместных развивающих стратегий на основе русских народных традиций
  • целенаправленное повышение психолого-педагогической компетентности родителей, особенно при реализации базовых личностных и социокультурных потребностей ребенка.

Формирование культуры педагога осуществлялось в различных формах организации:

  1. Постоянно действующие наглядные рубрики по искусству, русскому народному творчеству содержали искусствоведческий материал для воспитателей, музыкального руководителя, данные психолого-педагогических исследований, посвященные анализу особенностей восприятия дошкольников произведений русского народного творчества, методические рекомендации по организации общения с детьми в данном направлении.
  2. Семинары помогали приобрести основной минимум знаний, прикладные и методические умения.
  3. Практикумы по русскому народному творчеству помогали педагогам подготовиться к общению с детьми, а также овладеть языком того или иного вида музыкально-художественной деятельности.
  4. Профессиональные игры способствовали развитию музыкального, творческого опыта по применению развивающих технологий музыкального художественно эстетического цикла.
  5. Педагогические фестивали были направлены на организацию совместного детско-взрослого сообщества по демонстрации уровней развития музыкальных, творческих способностей, развивающих технологий, образцов, личностной культуры.

Организация данной работы предполагала её осуществление посредством разнообразных профессиональных объединений, где осуществлялась координация между педагогами и музыкальными руководителями, педагогами и родителями, педагогами и администрацией учреждения. Деятельность объединений способствовала созданию творческо-инициативной группы специалистов, близких по творческим замыслам и духовно-профессиональным интересам. Творчество педагогов проявилось в создании перспективных планов по знакомству с русскими народными традициями, внедрению в практику ДОУ технологий по приобщению детей к русской народной культуре.

Формами взаимодействия всех подразделений учреждения явились: педсоветы (общие для всех) и совещания, круглые столы и семинары, консультации и собеседования, создание проблемных ситуаций, деловые игры, обучающие тренинги, и т.д.

Для успешного построения системы развития музыкальных способностей дошкольников с использованием русских народных традиций, в ДОУ было создано интегрированное музыкально-образовательное пространство. Это давало возможность укрепления и расширения знаний, умений и навыков в образовательном процессе дошкольников, их взаимодополняемости и взаимообогащения.

Был подобран музыкальный репертуар, отражающий русские народные традиции:

Воспитывая у детей любовь к произведениям народного творчества, им давали возможность слушать народную музыку, сказки. В нашем детском саду есть видео- и фонотека с записями народной музыки и сказок в исполнении выдающихся мастеров-исполнителей.

Со старшими дошкольниками знакомились с выдающимися русскими композиторами: М.И. Глинкой, П.И. Чайковским, Н.А. Римским-Корсаковым, которые использовали народные мелодии в своем творчестве.

Детям раннего возраста давались коротенькие байки (колыбельные), потешки, прибаутки, плясовые мелодии со словами. Малыши правильно реагировали на веселую музыку, начинали прихлопывать, притопывать; на колыбельную музыку – затихали, покачивались в такт музыки.

Русскую народную музыку широко использовали на музыкальных занятиях при выполнении движений. У дошкольников развивались творческие навыки, ритмическое и тембровое восприятие музыки, координационная точность, эмоциональная отзывчивость.

Очень любят дети игры с пением, которые способствуют раскрытию игрового образа. Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор – все это вызывает желание петь даже у застенчивых и молчаливых ребят.

Со старшими дошкольниками часто пользовались считалками для выбора водящего на игру (игровыми зачинами). Считалки давали возможность освоить песенно-ритмическую сторону народных игр.

Ребята старших групп учились играть народные песенки, попевки, плясовые мелодии на ложках, металлофонах и ксилофонах. Детям нравилось

Дети с радостью выступали перед воспитанниками других групп

или на празднике перед гостями, дошкольниками такие праздники, как:

В последнее время некоторые праздники, в силу известных обстоятельств, утратили свое значение. Но праздник – это состояние детской души, без него окружающий мир становится серым и неинтересным. Поэтому на смену старым, политизированным праздникам приходят исконно русские народные.

Взаимодействуя с родителями, выяснилось, что эффективность проводимой в детском саду работы, зависит от отношения к ней в семье ребенка. Налаженный тесный контакт с семьями дошкольников позволяет оказывать помощь родителям в правильной организации воспитания детей, опираясь на русские народные традиции.

Взаимодействие с родителями способствовало обогащению развивающей среды группы, музыкального зала по русской народной культуре. Совместно с родителями изготавливались русские народные украшения, шапочки, праздничная одежда и отдельные элементы праздничного убранства; атрибуты для игр, хороводов, плясок, сценок и т.д.

Устраивались совместные с детьми и родителями фотовыставки, выставки рисунков и других работ. Родители становились участниками праздничных действий вместе со своими детьми.

Эффективность применения средств народной педагогики в работе с семьей обусловлена рядом педагогических условий, к которым относятся:

  • создание и развитие семейных традиций
  • наличие в семье системы правил, норм поведения, общения, деятельности
  • постоянный интерес членов семьи к успехам ребенка, его увлечениям
  • владение взрослыми воспитательными средствами народной педагогики:

фольклором, песенным и танцевальным искусством, умением проводить

праздники и игры дома;

  • постоянное обращение к истокам народной культуры: к народным играм

праздникам и т.д.

Таким образом, русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые в работе с дошкольниками способствовали развитию у детей художественного вкуса, создавали возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка, хоровод или игра; пробуждали чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине. Мы приучаем детей с детских лет впитывать русские традиции, народный дух. И благодаря этому дошкольники не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества.

Подводя итог деятельности по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной культуре, следует отметить:

  1. Использование русской народной культуры в развитии музыкальных способностей дошкольников позволило объединить детей, педагогов и родителей единым интересом, творческим поиском.
  2. Использование русского народного творчества в различных видах музыкальной и самостоятельной деятельности создало основу для удовлетворения потребностей каждого ребенка, освоения народного искусства детьми до творчески свободной деятельности.

Показателями художественно-эстетического и музыкального развития личности ребенка выступили:

  • умение видеть красоту окружающего мира, эмоционально откликаться на музыкальные произведения, отражающие тот или иной сюжет, образ
  • пробуждение интереса детей к русскому фольклору, начальное понимание особенностей и средств выразительности языка народного искусства
  • освоение выразительных возможностей музыкального материала, умение ими пользоваться на занятиях музыкой и в свободной творческой деятельности
  • умение находить новые решения творческих задач, творческое саморазвитие ребенка на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности.

3) Художественно-эстетическая модель музыкально-образовательного процесса изменила не только личность ребенка, но и личность педагога. Она поставила его в позицию постоянного поиска и творчества, изменила его взгляд на личность ребенка и родителя.

Родители стали полноправными участниками музыкально-образовательного процесса в ДОУ. Они активно принимали участие в изготовлении атрибутов для музыкального образовательного процесса; в мастерских — по изготовлению кукол для кукольного театра; шили костюмы к русским народным праздникам; участвовали в постановках сказок, сценок; заучивали с детьми тексты потешек, загадок, пословиц и поговорок, песен. Они активно принимали участие в беседах, в анкетировании, мастер-классах по русскому народному творчеству, которые проводили для них музыкальные руководители ДОУ.

Родители помогали детям впитывать народный дух, прививали любовь к культурным ценностям русского народа.

Использование в работе с дошкольниками разных видов народного искусства в их взаимосвязи: изобразительного и музыкального – дает положительный эффект в эстетическом воспитании детей. Народное искусство следует включать в самые различные формы работы с детьми: оформление помещения, где живут и играют дети, праздники и досуги, игры детей и занятия. Использование специальных заданий, составленных на основе изобразительного и музыкального фольклора, помогают лучше усвоить дошкольникам средства выразительности русского народного искусства.

Из всего выше сказанного следует сделать вывод, что русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые нами в музыкальном воспитании дошкольников, развивают у детей художественный вкус, дают возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка, хоровод или игра, пробуждают чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине. Мы приучаем детей с детских лет впитывать русские традиции, народный дух. И благодаря этому дошкольники не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества. Так постепенно возвращается национальная память, и взрослые и дети по-новому начинают относиться к русским народным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, с которыми связано все самое ценное из культурных достижений народа.

Дети учатся видеть мир глазами разных людей, учитывая то, что другой человек может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совершенно по-иному. Воспитание терпимости к другим, ценностного отношения, отличающимся от собственных, вкусам, привычкам, взглядам, поможет ребенку найти не только язык со сверстниками, педагогами, родителями, но и представителями будущих культур. Воспитание с дошкольного детства к своим корням, культуре позволит ребенку уважительно относиться к культуре других народов.

Именно такая система деятельности по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре и музыкального развития определяет качество музыкального образования и способствует развитию личностной культуры ребенка.

Природа, быт, нашли широкое отражение в музыке народной, это было важно тем, чтобы сохранить национальные традиции. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа с образцами народного музыкального творчества.

В своей работе с детьми большую роль уделяю я знакомству их с народным фольклором, в доступной форме объясняю, что песни, прибаутки, танцы и игры, хороводы люди начали сочинять давно, но они не успели их записывать и так передавалось из поколение в поколение, кто их сочинял-неизвестно, говорят – народ сложил эти песни, хороводы. Поэтому их называют народными.

Русские народные мелодии вызывают положительные эмоции у детей, малыши правильно реагируют на весёлую музыку, начинают прихлопывать на весёлую, затихают на колыбельную музыку. Поэтому важно использование народной музыки с самого раннего возраста в начале с колыбельных песен, потешек в исполнении матери. Чтобы весь переменный и игровой материал по настоящему вошёл в жизнь детей, надо постепенно /использовать/ знакомить детей с народной музыкой не только на занятиях, но и во время развлечений и утренников.

Шёл баран по крутым горам

Вырвал травку, положил на лавку

Кто травку возьмёт,

Кто его поднимет

Эти считалки тоже являются образцом народного фольклора.

Ты играй моя гармошка

До, ре, ми, фа, соль, ля, си

Как танцуют на Руси.

Можно привести ещё примеры подговорок для разучивания других элементов народного танца, например, ковырялочка, дробь:

Каблучками я стучу

Пляску русскую учу

Пляска русская моя

Сяду, встану, сяду, встану

И как мячик, подскочу,

Приседать я не устану

Я танцором стать хочу.

Воспитание творческой, всесторонне развитой личности – такова задача любого образовательного учреждения, особенно это касается системы дополнительного образования. Личность имеет социальную, общественную природу и формируется под влиянием воздействий окружающей среды, обучения и воспитания, под влиянием условий жизни и деятельности, которую выполняет человек
Личность и ее психологические особенности формируются в детском возрасте под решающим влиянием обучения и воспитания, правильной организации жизни и деятельности ребенка. Организуя обучения и воспитание необходимо принимать во внимание некоторые врожденные, природные анатомо-физиологические особенности ребенка, например особенности его нервной системы, наличие музыкального слуха, чувства ритма и так далее.
Развитие ребенка в дошкольном возрасте определяется расширением и усложнением его связей с окружающим миром, все повышающимся уровнем требований к нему. С каждым днем возрастает интерес к окружающему; появляются новые интересные игры, сначала сюжетные, а потом и ролевые. В них ребенок воспроизводит жизнь взрослых, познает мир, игра способствует всестороннему развитию ребенка, развитию его восприятия, воображения, мышления. Эмоции ребенка становятся более устойчивыми, формируются интеллектуальные, эстетические, моральные чувства. В игре, в доступных формах трудовой деятельности, под воздействием взрослых формируются личностные проявления, привычные формы поведения, волевые качества. При этом, в каком бы виде деятельности ребенок не проявлял себя, на какой стадии своего развития не был, он эмоционально откликается на выразительные интонации музыки.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний, она помогает в воспитании личности, она необходима каждому ребенку, а не отдельным, от природы музыкально одаренным детям. Но каждый ребенок неповторим в своих музыкальных проявлениях. И чтобы открыть перед ним дверь в мир музыки необходимо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, чему способствуют занятия народной музыкой.
Знакомство с народной музыкальной культурой вводит детей в образный мир песни, служит средством сохранения национальных традиций. Многолетний опыт работы с детьми позволяет говорить о необходимости расширения репертуара русских песен, хороводов, игр, а также изготовления необходимых атрибутов и костюмов. Несомненно, именно народная музыка, фольклор являются совершенным средством в воспитании детей, способствуют воспитанию таких качеств, как любовь к Родине, своему народу, к традициям своего края.
Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного и младшего возраста получает первые представления о культуре. При этом народный фольклор обогащает детские игры новым содержанием.
Детский фольклор – это особая область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков наши предки использовали прибаутки, потешки, приговорки, которые в игровой форме мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Незатейливые по содержанию и простые по форме произведения народного поэтического и музыкального творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Яркие, оригинальные, порой шуточные и сказочные, доступные по форме и содержанию заклички и попевки, легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Поэтому не вызывает сомнения, что детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, в его духовном развитии. Основатель русского народного хора М. Е. Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало – большая радость.
Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, частушка, прибаутка входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному. Вот почему, приобщение ребенка с ранних лет к народному творчеству – очень важная и благородная задача, решить которую под силу педагогам дополнительного образования, работающим в ансамбле народной песни.
На занятиях в ансамбле подбирается необходимый для дальнейшей деятельности музыкальный и методический материал. Параллельно осуществляется знакомство детей с народными традициями и детским фольклором. Формы и способы подачи информации могут быть разнообразными. Это и беседа, и занятия, на которых особое внимание можно уделить русскому народному искусству; участие в обрядах, играх, хороводах; прослушивание народной музыки и обучение игре на народных музыкальных инструментах. Таким образом, детям открывается занимательный и яркий мир народного творчества. В процессе работы для педагога важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении детских народных песен, закличек, инсценировок сказок и т.д., поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, знакомить с музыкальной культурой своего народа.

Чтобы успешно претворить в жизнь поставленные задачи, необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального и поэтического материала и высокое качество исполнения его;
2. учет возраста и особенностей конкретного ребенка, в том числе, его общего и музыкального развития;
3. учет специфики восприятия музыки детьми ;

Ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни. Приобщение к истокам русской народной культуры начинается с колыбельной песни, в которой воплощены народная мудрость, традиции, обычаи. Но большинство из нас весьма поверхностно знакомо с культурой своего народа. Как жили русские люди? Как работали? Как отдыхали? Какие праздники отмечали? Какие пели песни? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях

Содержание русского музыкального фольклора отражает жизнь народа и его опыт, оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие, формирует эмоциональную сферу, совершенствуя мышление, развивая творческий потенциал дошкольников. В результате ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Представляем вниманию читателей программу приобщения детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях .

Цель программы

Изучение русского музыкального фольклора с целью 1) развития музыкальных способностей; 2) формирования музыкальных знаний, умений и навыков по всем видам музыкальной деятельности в различных возрастных группах дошкольного учреждения; 3) формирования музыкальной культуры.

Формы ознакомления с народной культурой могут быть разнообразными: занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, праздники. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу самостоятельной деятельности детей или их совместной со взрослыми деятельности, среду, в которой ребенок чувствовал бы себя действительным участником событий.

Приоритеты деятельности

  • Широкое использование фольклора (песни, частушки, попевки, заклички, поговорки, приговорки, дразнилки,прибаутки, игры).В русском песенном фольклоре сочетаются слово и музыкальный ритм. В нем отразились черты русского характера, его нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, уважении к человеку трудящемуся, семье, дружбе. Фольклор является источником познавательного и нравственного развития детей.
  • Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и другими сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют наблюдения за особенностями времен года, погоды, за поведением птиц и насекомых, растениями.
  • Знакомство с русскими народными играми. В них заключается огромный потенциал для физического и социального развития ребенка.
  • Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

В музыкальном фольклоре неразрывно связаны музыка, пение, движение и игра на народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкальногофольклора: песня, хореография, игры, музыкальные инструменты.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

МЛАДШАЯ ГРУППА

Народная песня. Учить подпевать повторяющиеся интонации, выполнять несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки. Воспитывать интерес к народной песне, любовь к семье и родному дому.

Народная хореография. Учить простейшим элементам плясовой пластики, хороводным перестроениям по показу взрослых, реагировать на плясовую музыку, играть в хороводные игры с плясовыми элементами, часто с солистом, исполнять свободную пляску. Воспитывать дружелюбное отношение к партнеру.

Народные игры.Побуждать к импровизации. Развивать чувство ритма. Воспитывать умение сопереживать герою и друг другу.

Народные музыкальные инструменты. Развивать интерес к музыкальным инструментам. Учить исполнять на них звукоподражания (журчание ручейка, пение птиц и т.д.). Обучать технике звукоизвлечения. Поддерживать стремление самостоятельно играть на инструменте. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения, исполненные на детских музыкальных инструментах.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Народные игры. Учить использовать считалки для выбора ведущего. Закреплять умение быстро реагировать на команды, распределяться на пары, подгруппы. Обращать внимание на то, чтобы во время свободных игр дети использовали народные песни и считалки. Воспитывать интерес к освоению новых игр, самостоятельность при передаче игрового образа.

Народные музыкальные инструменты. Продолжать знакомить с музыкальными инструментами и с их звучанием в ансамбле. Продолжать обучать игре на отдельных инструментах; так, на свистульке меняется высота звука в зависимости от силы, с которой в нее дуют. Учить играть в ансамбле со старшими детьми. Воспитывать стремление эмоционально исполнять несложные произведения на музыкальных инструментах.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях

СТАРШАЯ ГРУППА

Народная песня. Значительно расширить объем песенного репертуара, добавить песни шутливо-комического характера. Инсценировать и импровизировать песенный материал. Ввести в каждое занятие разминку – упражнения для дыхания, звукообразования и т.д. Ввести частушки, учить понимать их, показывать характер героя, петь, плясать, подыгрывать на музыкальных инструментах. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при исполнении и прослушивании песен разного характера.

Народные игры. Вызывать желания участвовать в играх с театральными действиями и более развернутыми диалогами. Обращать внимание на манеру поведения героев. Учить отображать характер персонажей. Воспитывать желание исполнять не только положительные, но и отрицательные роли (Водяной, Баба-Яга), сопереживание персонажам игры, эмоциональную отзывчивость, а также самостоятельность при выборе атрибутов для передачи игрового образа.

Народные музыкальные инструменты. Учить узнавать и правильно называть инструменты при прослушивании записи концертов фольклорных ансамблей, оркестров народных инструментов, играть в оркестре. Слушать игру на музыкальных инструментах, но уже в оркестре, сочетать игру на инструментах с песней, игрой, пляской. Воспитывать культуру восприятия, побуждать слушать музыку, исполняемую на народных инструментах.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Народная песня. Дать понятие о таких жанрах русской народной песни, как

Предоставлять возможность самостоятельно инсценировать песни. Воспитывать целостное музыкально-эстетическое восприятие народных песен и их содержания.

Народные музыкальные инструменты. Дать представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (коса, пила, рубель и т.д.). Закреплять умение различать инструменты в оркестре.

Дать знания о составе оркестра народных инструментов. Предоставить возможность импровизировать на знакомых инструментах. В процессе создания оркестра учитывать отношение детей к определенным инструментам. Включать инструменты в игры, пляски, предоставлять возможность самостоятельно выбирать инструменты. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, исполняемую оркестром детских музыкальных инструментов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Устойчивый интерес к народной музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться.
  • Развитие дикции, дыхания, звукообразования, чистоты интонирования, ритмического и тембрового слуха.
  • Устойчивый навык культурного слушания музыкальных произведений.
  • Совершенствование ранее приобретенных умений сопровождения, различать вокальную и инструментальную музыку, сольное и хоровое пение.
  • Закрепление умениярассказывать о содержании музыкальных произведений, композиторах (не только русских, но и зарубежных), определять и самостоятельно называть музыкальные жанры (песня, танец, марш, опера, балет) и их виды;различать музыкальные инструменты (дудочка, колокольчик, бубен, ложки, балалайка, баян, аккордеон, гармошка, тамбурин, барабан, трещотка, треугольник и т.п.) в их сольном и оркестровом звучании по тембру, внешнему виду, характеру звучания; играть на детских музыкальных инструментах сольно и в оркестре, запоминать и называть знакомые музыкальные произведения, самостоятельно высказываться об их содержании, творчески обыгрывать хороводы, русские народные песни, частушки, колядки и т.п., анализировать и сравнивать музыкальные произведения разного характера; включать музыку и музыкальные игры в различные виды немузыкальной деятельности; выступать на праздникахпоказывая, принимать участие в районных конкурсах, создавать выразительные образы, участвовать в постановке русских народных сказок (театрализованная деятельность), в празднике народной игры, подготовке и проведении концертной программы для ветеранов.

Итак, широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни, танцы и т.п. мы приучаем наших воспитанников к мысли о добре, дружбе, трудолюбии, любви к природе, к родной стране, которые всегда были важны для наших предков и почитаемы ими.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях

Рекомендуемая литература

1. Бударина Т.А., Куприна Л.С., Корепанова О.Н., Маркеева О.А.Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010.

2. Катышева И.Б., Комбарова Г.Н, Николаева С.Р.Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту. План-программа. Конспекты занятий, Сценарии праздников. Метод. пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб, 2009.

3. Князева О.Л., Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Метод пособие. СПб, 2004.

6. Радынова О.П.Музыкальные инструменты и игрушки. От 6 до 7 лет. М., 2004.

7. Тихонова М.В., Смирнова Н.С.Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. СПб, 2004.

Читайте также: