Актуальность изучения английского языка в начальной школе

Обновлено: 03.07.2024

Статья затрагивает вопрос актуальности преподавания иностранного языка на начальном этапе и связанных с этим психологических характеристик процесса овладения инотранным языком.

Содержимое разработки

Общая психологическая характеристика процесса овладения иностранным языком требует рассмотрения ряда некоторых вопросов. Первый из них – как происходит овладение иностранным языком. Для полной психологической характеристики процесса овладения иностранным языком важно также выяснить вопрос о том, в каком возрасте лучше всего начинать обучение. Данные, которыми располагают психологи, свидетельствуют о том, чем раньше начинает ребенок обучаться иностранному языку, тем более легким и более прочным оказывается его усвоение. Однако одновременное усвоение ребенком родного и иностранного языков иногда вредно сказывается как на речевом, так и на умственном его развитии.

Поэтому многие ученые полагают, что обучения детей иностранному языку следует начинать после того, как они укрепились в родном языке, т.е. примерно в возрасте 5 – 6 лет. В нашей стране в последние годы предпринят опыт обучения детей иностранному языку в дошкольных учреждениях. Нет сомнений, что этот опыт даст только положительные результаты.

Под начальным этапом в США понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникабельной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета.

К начальному этапу мы относим 4 – 5 классы средней общеобразовательной школы, а также 2 – 3 классы школы с углубленным изучением иностранного языка. Чтобы заложить основы коммуникабельной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, не менее двух лет, потому что учащимся с первых шагов нужно ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иностранную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение) понимать иностранный текст или уметь прочесть его и писать, то есть научиться пользоваться графикой и

орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли.

Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Нельзя не согласиться с английским методистом Г. Пальмером, который придавал очень большое значение началу в изучении иностранного языка.

Именно на начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения иностранному языку, что с первых шагов позволяет учителю войти в эту систему и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с ее основными положениями.

Обучение детей младшего школьного возраста иностранному языку способствует всемирному развитию ребенка в процессе изучения языка, активному включению в этот процесс мышления, памяти, воображения, эмоции, использование иноязычной речи для выражения и понимания мысли.

Приобщение младшего школьника с помощью иностранного языка к иной культуре позволяет ему осознать себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной общности людей, с одной стороны, с другой- воспитывает уважение и терпение к другому образу жизни.

Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Игра, как говорил Л.С.Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции - там активность, внимание, воображение, там работает мышление

В процессе обучения ИЯ игровая технология играет огромную роль в овладении навыками коммуникативной компетенции. Данное понятие включает в себя целый ряд аспектов:

1. Лингвистический аспект включает в себя лексику, грамматику, произношение и т.д. Овладение коммуникативной компетенцией подразумевает использование каждой лексической единицы, как части речевого образца, применимого в той или иной ситуации общения. Использование учебных игр позволяет ученику не просто сказать фразу по-английски, а увидеть, как применить ее, в какой ситуации ее используют носители языка. Наблюдения показывают, что при правильной работе с речевым образцом учащиеся в процессе общения начинают автоматически подбирать соответствующие англоязычные образцы, запоминая их в естественных, наиболее устойчивых сочетаниях, присущих английскому языку.

2. Социолингвистический аспект отвечает за правильное применение речевых образцов. У младшего школьника недостаточно развита абстрактное мышление и память. Дети легче запоминают образцы, и запоминание происходит по схеме: ситуация – образ – многократные повторения. Чем ярче представлен образ, тем меньшее количество повторений требуется и тем прочнее эти образы усваиваются долговременной памятью, что обеспечивает включение в инсценировку каких либо ситуаций общения.

3. Социокультурный аспект включает в себя умение вступить в разговор, продолжить его или прекратить. Чтобы ребенок легко общался, его нужно научить этому. Учебные игры учат ребенка как можно начать разговор. Выразить восторг, сомнение. Привлечь внимание и т.д.

5. Дискурсный аспект отвечает за связность речи. Для успешного овладения этим видом компетенции необходимо использовать аудиоматериалы. Можно предложить детям попробовать себя в речевых пародиях – друг на друга или на сказочных персонажей. Важно обращать внимание на интонацию, так как именно она обеспечивает связность речи, делает ее живой, указывает на отношение говорящего к высказыванию.

Обучение детей младшего школьного возраста иностранному языку способствует всемирному развитию ребенка в процессе изучения языка, активному включению в этот процесс мышления, памяти, воображения, эмоции, использование иноязычной речи для выражения и понимания мысли.

Приобщение младшего школьника с помощью иностранного языка к иной культуре позволяет ему осознать себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной общности людей, с одной стороны, с другой - воспитывает уважение и терпение к другому образу жизни.

Начиная обучение со второго класса, очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик. Вместе с тем, умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, - задача весьма нелегкая и ответственная.

Необходимо уделять особое внимание обучению младших школьников таким видам речевой деятельности, как чтение, аудирование, говорение.

Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие, возможность читать на иностранном языке – практически все. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты.

Процесс чтения и результат его – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально-ценного человека.

При обучении чтению на начальном этапе важно научить школьника правильно читать, то есть научить его озвучивать графемы, извлекать мысли, то есть понимать, оценивать, использовать информацию текста. Эти умения зависят от того, с какой скоростью читает ребенок. Под техникой чтения мы понимаем не только быстрое и точное соотнесение звука и буквы, но и соотнесение звукобуквенной связки со смысловым значением того, что ребенок читает. Именно высокий уровень овладения техникой чтения позволяет достичь результата самого процесса чтения – быстрого и качественного извлечения информации. Однако, это невозможно, если школьник недостаточно владеет языковыми средствами, не умеет или неправильно воспроизводит звуки.

Итак, обучение технике чтения вслух является на начальном этапе и целью и средством обучения чтению, так как позволяет управлять через внешнюю форму формированием механизмов чтения, дает возможность упрочить произносительную базу, лежащую в основе всех видов речевой деятельности.

Взгляды на сущность образования за последние десятилетия претерпели значительные изменения. Теперь образование определяется как процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.

А основные тенденции развития современного дошкольного образования ориентированы на формирование полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения его индивидуального развития.

Шагая в ногу со временем, удовлетворяя социальный заказ общества возникает необходимость изучения иностранных языков в дошкольном возрасте, так как в этот период детям свойственна наибольшая чуткость к языковым явлениям. Усвоение детьми иностранного языка происходит по аналогии с изучением родного языка.

С повышенным интересом и желанием через игру дети осваивают иностранный язык: легко запоминают слова, выполняют действия, заучивают стихи, поют песни и т.д. Каждый новый успех приносит детям восторг, развивает, побуждает к покорению следующих вершин.

Родители искренне удовлетворены результатами предложенных образовательных услуг для развития детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важно ли изучение английского языка в начальной школе?

Английский язык очень важен на свете

На нем говорят очень многие дети

И я вас ребята хочу научить

читать, писать, переводить.

А самое главное — это общение,

ведь это средство самовыражения

Если познаете этот язык,

вы полюбите тех кто на нем говорит.

Давайте же вспомним английских поэтов

Шекспира, Байрона, Шелли.

Уроки проводим,о любви говорим

И будут открыты дороги всегда

Кто знает язык не пропадет никогда.

Чтобы превратить себя в человека, свободно говорящего на изучаемом языке, потребуется немало времени. Современная система образования развивается в условиях возрастающей глобализации экономических и социокультурных процессов, интеграции в различных областях деятельности. Общепризнанным требованием времени является подготовка личности, владеющей определенным набором социальных, культурных и коммуникативных качеств и способной действовать в условиях постоянно меняющейся реальности. В связи с этим важную роль в обучении современных школьников играет изучение иностранных языков как важного средства межкультурного взаимодействия и общего развития личности. Наиболее важным является этап изучения иностранного языка в начальных классах, когда учащиеся впервые знакомятся с культурой и языком другого народа. Именно в это время формируется отношение к данному учебному предмету, на основе которого будет осуществляться дальнейшее его усвоение. При изучении иностранного языка в начальной школе многие дети и родители сталкиваются с проблемами, которые, впоследствии, приводят к снижению интереса к изучаемому предмету. Поэтому учителю очень важно прививать интерес с первого года обучения, разрабатывать уроки с применением различных инновационных технологий, ориентироваться на каждого ребенка, как на креативную личность.

В связи с этим очевидно, что формирование положительного отношения к новому предмету и желание активно его осваивать в процессе обучения требует приложения немалых усилий и временных затрат как от учителя, так и от учеников. Одним из важнейших факторов является, по моему мнению, формирование положительной учебной мотивации.

Поэтому следует учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость.

На уроках иностранного языка следует уделять особое внимание таким формам занятий, которые обеспечивают активное участие каждого ученика, стимулируют стремление к речевому общению, повышают интерес к изучению языка и культуре других стран.

Изучение английского языкам способствовует развитию навыков творческой и самостоятельной работы, расширяет общую эрудицию.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Актуальность углубленного изучения иностранного языка в начальных классах.

Современная система образования развивается в условиях возрастающей глобализации экономических и социокультурных процессов, интеграции в различных областях деятельности. В связи с этим важную роль в обучении современных школьников играет изучение иностранных языков как важного средства межкультурного взаимодействия и общего развития личности. Наиболее важным является этап изучения иностранного языка в начальных классах, когда учащиеся впервые знакомятся с культурой и языком другого народа. Именно в это время формируется отношение к данному учебному предмету, на основе которого будет осуществляться дальнейшее его усвоение.

Первая встреча с английским языком у учеников происходит в школе. Раньше английский язык изучался с пятого класса, теперь изучение происходит со второго класса начальной школы. Некоторые учебники предусматривают изучение английского языка с первого класса. Например, учебник “Spotlight Starter”

При углубленном изучении иностранного языка в начальной школе многие дети и родители сталкиваются с трудностями, которые, впоследствии, приводят к снижению интереса к изучаемому предмету. Поэтому учителю очень важно прививать интерес с первого года обучения, ориентироваться на каждого ребенка, как на креативную личность.

Но есть ряд трудностей, с которыми сталкиваются учителя при углубленном обучении английскому языку учеников второго класса.

В классе находятся совершенно разные ученики: они различаются и по уровню обученности, способности к овладению языка, к общению на английском языке в группе, разные мотивации к изучению английского языка, а также интеллектуальные способности. У каждого школьника есть свои особенности характера, свои интересы. Важно также помнить, что дети обладают разными темпераментами: некоторые агрессивны, другие застенчивы, третьи слишком тревожны, болезненно переживают свои неудачи и боятся сделать ошибку.

Но самая главная трудность состоит в том, что некоторые понятия на АЯ (например, существительное, прилагательное) вводятся гораздо раньше этих же терминов на уроках русского языка.

Или, к примеру, часто возникают трудности с поиском сказуемого из-за путаницы частей речи и членов предложения, что в дальнейшем ведет к неправильному построению предложений.

Многочисленные научные исследования работы в начальной школе показывают, что у младших школьников нет осознанной внутренней потребности к изучению иностранного языка.

В то же время у младших школьников недостаточно развита оперативная память : им требуется многократное предъявление материала для того, чтобы он перешёл в долгосрочную память. Кроме того, дети не в состоянии поддерживать произвольное внимание дольше, чем в течение 3-5 минут. При этом их непроизвольное внимание гораздо менее ограничено: дети часами могут заниматься тем, что им интересно, что имеет для них смысл (например, игра).

Учитывая психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления младших школьников, в учебном процессе выгодно использовать образное мышление детей, элементы игры. Игра – это мощный стимул к овладению языка, она ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра – это всегда эмоции, практическая деятельность по формированию умений и навыков – там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Во втором классе есть дети, которые не изучали иностранного языка и дети, которые уже имеют опыт изучения иностранного языка в дошкольном возрасте или в первом классе, посредством дополнительных услуг по АЯ, которые могут реализовываться в школе. Дети, которые уже занимались английским языком до школы более восприимчивы к языку, более раскрепощены, более мотивированы, легче вступают в коммуникацию, лучше работают с книгой и другими компонентами УМК, проявляют большую готовность к работе в парах и малых группах. Они более успешны в овладении артикуляцией английского языка, ознакомлены с фонетическими упражнениями, которые вызывают определенные трудности у детей, не прошедших курс изучения.

Необходимость раннего обучения иностранному языку официально признана государством. Интеллект человека прогрессирует наиболее быстро в детском возрасте – от рождения до 10 лет.

Все взрослые прекрасно помнят стихи и песни, выученные в детстве. Стоит вспомнить одну строчку – и всё стихотворение сразу же всплывает в памяти. Это происходит потому, что у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память. Всё, что он учил, надолго запоминается. У детей очень крепкая долгосрочная память , и именно поэтому люди всю жизнь прекрасно помнят то, что когда-то учили в раннем возрасте, особенно, если этот материал был эмоционально окрашен.

Дети 7-10 лет впитывают ИЯ как губка, подсознательно. Языки в этом возрасте усваиваются гораздо легче, чем в последующие годы. Они понимают ситуацию быстрее, чем высказывание на иностранном языке по данной теме.

Есть ещё одна причина, по которой ранний возраст предпочтителен для углубленного изучения иностранного языка. Чем младше ребёнок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности: сфер общения у маленького ребёнка меньше, чем у старшего, ему ещё не приходится решать сложные коммуникативные задачи. А значит, овладевая иностранным языком, он не ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном языке, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста. В самом деле, едва научившись читать на родном языке, ребёнок осваивает это умение на иностранном. Он не осознаёт того, что читает облегчённые, адаптированные тексты, ведь и на родном языке читаемые тексты не так уж сложны.

Но есть и их природный интерес, любопытство ко всему новому и неизведанному. Поэтому целью углубленного обучения иностранному языку в начальной школе является не только удержание этого интереса, но и дальнейшее повышение мотивации детей к изучению иностранных языков.

Следовательно, знание и умелое использование этих и других особенностей младших школьников позволит учителю не только повысить мотивацию своих учеников, но и добиться реальных успехов в их обучении. Например, специально разработанные для этого возраста методики предполагают использование рифмовок, песен, всевозможных игр для введения практики языка, что повышает мотивацию детей и тем самым позволяет задействовать как произвольное, так и непроизвольное внимание на гораздо более длительное время.

Автор: Ершова Ксения Валерьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ Гимназия №16
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальные проблемы преподавания английского языка"
Раздел: среднее образование

"Актуальные проблемы преподавания английского языка"

За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в

современном обществе. Наряду со многими другими предметами,

преподаваемыми в школе, предмет английского языка является одним из

наиболее актуальных и востребованных.

Актуальность изучения английского языка продиктована потребностями

современного мира. В наши дни английский язык превратился в

международный язык общения.

Сегодня знание иностранных языков уже не роскошь, а необходимость, ведь

ценность выпускника на рынке труда в условиях активного развития

международных контактов во многом определяется уровнем языковой

подготовки молодого специалиста.

тся совершенно новая методика

иностранных языков, целью которой является формирование

коммуникативной компетенции – научить общаться, разговаривать, понимать

и уважать другую культуру. Иностранны

й язык, в данном случае английский,

просто, не как учебный

неотъемлемая часть современной жизни, как средство общения.

содержание образовательного процесса обучения

иностранным языкам в учреждениях среднего образования пока не в полной

мере удовлетворяет актуальным потребностям выпускников. В связи с этим

возникает ряд проблем, с которыми сталки

ваются преподаватели и учащиеся

при изучении иностранных языков.

на 3 категории: психологические,

административно-технологические и учебно-практические.

1.Психологические проблемы – это проблемы внутренней неготовности

ученика к изучению иностранных языков. К ним относится:

- неуверенность в своих силах. Многиесчитают, что не обладают

способностями к изучению иностранного языка.

- преодоление языкового барьера. Она связана с боязнью показать свои

незнания в языке, сделать ошибку, сказать неправильно. Преодолеть языковой

барьер – значит, прежде всего, устранить недостаток говорения, который

исчезает не сразу, а по мере того, как вы начинаете чувствовать себя

увереннее, общаясь с другими людьми. Ничего постыдного нет в том, что

человек делает ошибки, говоря не на своем родном языке. Ведь зачастую

носители языка в повседневной речи сами не стремятся к идеальному

произношению и выбору правильных грамматических форм. А школьники

испытывающие трудности с овладением тех или иных правил, чувствуя свою

неуверенность и неспособность к данному виду деятельности, перестают

проявлять заинтересованность к изучению иностранного языка.

2. Следующая группа проблем - административно-технологические.

Это внешние проблемы, к ним относятся:

- недостаточное количество часов, отведенное на изучение иностранного

языка. При нагрузке 3 часа в неделю вряд ли можно реализовать

дифференцированный, тем более индивидуальный подход, создать для них

благоприятную образовательную и воспитательную среду. Студенты

забывают учебный материал, эффективность и результативность работы

- недостаточный уровень технической оснащённости учебных

кабинетов учебниками, учебными пособиями, дисками с учебными

программами, а также обновление и замена устаревшего компьютерного

оборудования на новое.

3. учебно-практические и методические трудности.

- разный уровень школьной языковой подготовки учащихся.

Зачастую в классах обучаются ребята с разным уровнем подготовки по

английскому языку. Если уделять больше внимания такому ученику на

уроках, процесс обучения затормозится. А у преподавателя есть программа, в

соответствие с которой он должен строить процесс обучения.

уроках и на дополнительных занятиях. С другой стороны, не видим желания

и стремления у самого учащегося дотянуться до этого уровня. В результате

- отсутствие у студентов сознательности в обучении видам речевой

деятельности.

Обучение общению предполагает сознательное усвоение не только

лексических, но и грамматических единиц, так как полноценная

коммуникация невозможна при отсутствии грамматической основы.

Недостаточно выучить слова и грамматическое правило. Необходимо также

знать их сочетаемость, употребление, что гораздо сложнее. При обучении

диалогу, например, мы используем адекватные речевые формулы, клише,

устойчивые словосочетания, которые нужно запоминать целиком, а не

- неумение мыслить на языке.

Чтоб выразить свою мысль, учащиеся сначала думают на русском, потом

переводят слова на иностранный язык, сопоставляют с правилами

грамматики, потом говорят предложение. Этот процесс является слишком

долгий и утомительный со множеством лексико-грамматических и

Как научиться мыслить на языке? Надо уметь мыслить образами, рисовать

сложно. Поэтому на уроках иностранного языка у них обнаруживаются

трудности в выражении собственных мыслей.

Читайте также: