Возможностях использования специального оборудования на занятиях в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья. В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Это исходный фон. В дальнейшем состояние здоровья также имеет главное значение, но не менее важны и условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка. Урок – основная структурная единица учебной работы с учащимися. Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. Гигиенически правильно организованный урок дает возможность длительно поддерживать достаточно высокий уровень умственной работоспособности, необходимой для полноценного обучения и предупреждать преждевременное наступление утомления. Но нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние здоровья педагога, что в свою очередь оказывает влияние на состояние здоровья обучающихся. Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры и компьютерные системы (классы).

Перед использованием ТСО, обучающихся необходимо научить пользоваться ими. Здесь средство обучения выступает как предмет освоения. При первоначальном ознакомлении с обучающей техникой учащиеся обычно бывают крайне возбуждены и заинтересованы, поэтому они часто обращают большое внимание на второстепенные моменты и не всегда усваивают учебную информацию. Рассеивание внимания может иметь место при первоначальном изучении дисплея, другой техники.

Чтобы поднять эффективность первого занятия, необходимо специально учить детей работать с новым средством, готовить их к восприятию и запоминанию информации, проводить инструктаж, давать познавательное задание, проверять готовность к работе и четко определять цели работы, объекты оценки и контроля.

Именно в начальной школе – ввиду психологических особенностей младшего школьника – ТСО просто незаменимые помощники учителя. Преимущественно наглядно-образное восприятие наших учащихся, требует использования различных аудиовизуальных средств обучения на уроках музыки, рисования и труда, на уроках чтения и природоведения, на уроках русского языка и математики, а также физического воспитания.

Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала.

Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста обучающихся, учебного предмета и необходимости их использования.

Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: обучающиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у обучающихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. Правильное чередование различных средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.

Целесообразное количество уроков с применением ТСО – не более 3-4 раз в неделю.

При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице 5 (СанПиН 2011)

При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради – освещенность на столах обучающихся должна быть 300 лк.
Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0 – 1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.

При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым СанПиН.

Опасен следующий факт: интерес детей к работе с компьютером настолько маскирует утомление, школьники настолько увлекаются, что не замечают признаков утомления, продолжают занятия (игры) и в результате наносят существенный вред своему здоровью. Как результат – мы получаем появление психосоматических расстройств, невротических реакций и распространенность проявлений стресса у школьников.

Длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся

Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут и для детей 7-10 лет 15 мин.

Гигиенические требования к оформлению и размещению компьютера

Экран монитора Клавиатура Оформление изображения на экране
Расстояние 0,6-0,7 м от ученика Клавиши светло серого цвета с матовой поверхностью Размер символов по высоте не менее 3,1-3,8 мм
Ниже уровня глаз на 5-100 Сопротивление клавиш 0,25-0,5 Н Расстояние между строками не менее 1,55-1,9 мм
Антибликовое покрытие Наклон клавиатуры 12-150 Контраст между яркостью символов и фона не ниже 80%
Рентгеновское излучение не более 10,8 мК Р/ч Изображение стабильно, без мерцаний и бликов
Ультрафиолетовое излучение в диапазоне 200-315 мм – не более 10 Вт/м 2 , в диапазоне 315-400 мм и в видимом диапазоне излучения 400-700 мм – 0,1 Вт/м 3 Оптимальное сочетание цвета: темно-зеленый фон и белые знаки. Не более 7 цветов одновременно.

Рекомендуемая мебель для компьютерных классов образовательных учреждений

Рост учащихся, см Высота над полом, см

Стол Пространство для ног Стул
145-160 640 530 380
161-175 700 560 420
175 760 590 460

После использования ТСО, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, (а в конце урока – физические упражнения для профилактики общего утомления).

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 1-2 раза.

Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. .

И.п. – сидя, руки подняты вверх.
1 – сжать кисти в кулак
2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову
1 – резко повернуть таз направо
2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

Упражнение для мобилизации внимания.

И.п. – стоя, руки вдоль туловища
1 – правую руку на пояс
2 – левую руку на пояс
3 – правую руку на плечо
4 – левую руку на плечо
5 – правую руку вверх
6 – левую руку вверх
7- 8 – хлопки руками над головой
9 – опустить левую руку на плечо
10 – правую руку на плечо
11 – левую руку на пояс
12 – правую руку на пояс
13 – 14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4 – 6 раз.
Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний, 4-5 – быстрый, 6 – медленный.

В заключение, хочется вспомнить восточную мудрость:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Использование учебно-лабораторного оборудования в начальной школе.

В современном образовании происходит формирование новой информационно-образовательной среды. Стремительное развитие цифровых технологий приводит к разнообразию новых средств обучения.

Учителя начальных классов, начиная обучение детей в 1 классе, всегда сталкиваются с такой проблемой:

В связи с переходом на новый ФГОС наша школа получила новейшее цифровое оборудование для начальных классов. Администрация школы позаботилась о том, чтобы его быстро установить и запустить в работу.

Сейчас планируя свою урочную и внеурочную деятельность, я включаю в работу современное учебно-лабораторное оборудование такое, как ноутбук. Его я использую для поиска, сбора, обработки и хранения данных, при работе с системой контроля и мониторинга качества знаний. Это и разработки уроков, и презентации к урокам, и иллюстративный материал, материалы для проведения классных часов.

С появлением Документ – камеры уже можно показывать книги, картинки, наглядные опыты, использовать её в качестве цифрового фотоаппарата, видеокамеры и сканера, причём получать объёмные изображения предметов.

Теперь достаточно положить под объектив документ – камеры пропись и можно писать электронными чернилами на доске, показывать образец на экране интерактивной доски, обучать вышиванию, нанесению штриховки, рисованию сложных узоров. А также сделать снимок рассматриваемого объекта или сделать видео. Большую экономию времени даёт проверка решения домашних заданий, выполняемых в домашних тетрадях. Методика проверки очень проста. Ученик выходит с домашней тетрадью, помещает её в поле зрения объектива камеры и объясняет решение. При этом все учащиеся класса принимают участие в обсуждении оформления задания, и, даже могут предложить учителю поставить автору решения ту или иную отметку.

Незаменимой в моей работе является Интерактивная доска –это доска огромных возможностей. Ребятам нравится работать с интерактивными тренажёрами, используя электромагнитный маркер. Желающих выйти к доске всегда большое количество, это, несомненно, оживляет урок, вызывает огромный интерес, экономит время на уроке. Работа с интерактивной доской не требует специальных навыков и знаний. С помощью специального маркера можно работать с изображением на экране: выделять, подчёркивать, обводить важные участки, рисовать схемы. Интерактивная доска также позволяет мне показывать слайды, видео, даёт возможность работать с рисунком, схемой, картиной; сохранять нанесённые изображения в виде файла.

Интерактивная доска даёт мне возможность сохранять в памяти ноутбука все изменения, появившиеся в процессе работы с материалом урока. И в дальнейшем отредактировать разработанный материал, сохранить работы обучающихся, передать в электронном или печатном формате родителям.

Современный ученик сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию личностному самоопределению. Очень важно научить его общим, универсальным способам деятельности.

Преимущества системы в том, что цифровые модули системы PROLog могут работать в двух режимах (эксперимент в прямом или автономном режиме). Это позволяет проводить эксперименты не только в классной комнате, но и на природе. Система позволяет настраивать работу модулей на измерение различных параметров окружающей среды, чтобы получить более полную картину проводимого эксперимента. Например, можно одновременно измерить температуру воздуха на улице, и в помещении.

Результаты измерений наглядно представляются в виде таблиц и графиков, что позволяет научить ребят работать с информацией в соответствии с требованиями ФГОС. Эти результаты можно распечатать и использовать на уроках математики при решении задач или при развитии вычислительных навыков, поддерживая межпредметные связи.

Интересна и результативна Система контроля и мониторинга качества знаний. Ученикам раздаются беспроводные пульты для ответа на вопросы учителя. В ходе занятия учитель задает вопросы, которые отображаются на экране при помощи мультимедийного проектора, и обучающиеся отвечают на них простым нажатием кнопки. Результаты опроса сохраняются и отображаются в режиме реального времени.

Все ученики могут отвечать на вопрос учителя. При этом даже те учащиеся, которые стесняются отвечать вслух или боятся ошибиться, могут принять участие в опросе и сразу узнать правильно ли они ответили, так как при правильном ответе на пульте загорается зеленая лампочка, при неправильном красная.

Программы предназначены для использования в начальной школе по основным учебным предметам: русский язык, математика, окружающий мир. Они включают в себя обширный набор интерактивных дидактических игр, вариативных и разноуровневых, для повторения и закрепления полученных знаний.

Специальный инструмент – Конструктор урока позволяет педагогу самостоятельно определять содержание занятия как для всего класса, так и для отдельного ученика, создавать нужные наборы заданий, определяя их последовательность, а также влиять на их содержание. Итоги урока фиксируются в виртуальном журнале, учитель и учащиеся имеют возможность прослеживать статистику результатов.

Используя современное учебно–лабораторное оборудование, соответствующее новым Стандартам, мой урок становится более ярким, насыщенным, интересным, разнообразным. У меня, как учителя появляется больше возможностей в выборе различных видов и форм деятельности на уроке.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в системе дошкольного образования.

С каждым годом современные интерактивные технологии все плотнее входят в нашу жизнь, так использование компьютера стало делом совершенно обычным, и нынешнее поколение детей с самого рождения попадает в очень насыщенную информационную среду.

Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

ФГОС в дошкольном учреждении предусматривает создание интерактивной среды, позволяющей существенно расширить возможности взаимодействий ребенка с информационными ресурсами. С помощью интерактивных и мультимедийных средств обучения дошкольников становится увлекательней, насыщенней и продуктивней, дети с интересом овладевают новыми знаниями. Информационные компьютерные технологии в образовательной деятельности ДОУ расширяют возможности учебной информации, позволяют моделировать различные ситуации из окружающей среды. Дети могут не только увидеть изображение, но услышать звуки, увидеть движение, что в итоге расширяет кругозор ребенка, его познавательную активность, усиливает усвоение материала, вызывает интерес и положительные эмоции. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие психических функций у детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление, что является эффективным способом повышения мотивации и индивидуализации обучения дошкольников. Использование таких технологий в образовательной деятельности, дает возможность перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельному, что ведет к осознанному усвоению знаний детьми. Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, должен быть организован таким образом, что бы практически все дети оказывались вовлеченными в процесс познания.

В интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с педагогом: его активность уступает место активности воспитанника, задача взрослого - создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску, исследованию. Опыт обучающегося это центральный активатор учебного познания.

Использование информационно-компьютерные технологии в детском саду позволило модернизировать учебно-воспитательный процесс. ИКТ облегчило работу воспитателям. Используя презентации в работе с детьми в непосредственно образовательной деятельности теперь не так часто нужно использовать традиционный наглядный материал, который иногда не соответствует размерам или вовсе не найти (по теме). По сравнению с традиционными формами обучения презентация позволяет расширить возможность, подготовится к деятельности интересней. А также она является средством развития познавательных способностей детей.

Презентацию можно использовать на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности так и как часть её подача нового материала, проверка знаний, демонстрация иллюстративного материала.

При такой подаче материала включаются 3 вида памяти – зрительная, моторная, слуховая. Используя презентацию можно рассмотреть материал поэтапно. Что улучшает восприятие информации. Если материал соответствует возрастным особенностям и подбор материала также соответствует по своему содержанию принципу научности, то это позволит заинтересовать ребёнка и хорошо усвоить ему весь материал, который вы ему дадите. Для использования новых инновационных технологии в работе, потребуются технические ресурсы: компьютер, ноутбук, проектор, интерактивная доска, DVD-плеер, запоминающие устройства.

Включение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс позволяет детям выйти за круг предметов и явлений, доступных ребенку для непосредственного наблюдения, и продемонстрировать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо ребенку. Важная особенность интерактивного обучения – статичность предложенного материала, дающая возможность подробно рассмотреть, описать, установить новые содержательные связи. Это позволяет стимулировать познавательную активность детей и желание участвовать в освоение новых знаний. Таким образом, умелое использование информационно-коммуникативных технологий повышает качество образовательного процесса, социальный статус педагога.

Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом:

• предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

• движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

• стимулирует познавательную активность детей;

• предоставляет возможность индивидуализации обучения;

• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

• позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Включать интерактивные технологии в дошкольное обучение можно практически во все образовательные области.

При организации и проведении непосредственно образовательной и совместной деятельности с использованием интерактивных технологий в развитии детей дошкольного возраста существуют несколько методических и технологических особенностей, требующих, по моему мнению, своего разрешения.

2 этап – основной. Психические процессы у ребенка включаются в деятельность: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.

3 этап – заключительный: необходим для снятия зрительного напряжения: гимнастика для глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжений (физкультурные минутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Во-первых, внедрение интерактивных технологий в дошкольное образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные интерактивные технологии, повышая качество обучения, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

В-третьих, активное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

• использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении является обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной образовательной среды.

• компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

• рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

• необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т. е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

Таким образом, использование интерактивных технологий способствует повышению качества образовательного процесса : в нашей группе НОД различные ее виды используются занятия, разработанные с помощью интерактивной доски. Они влияют на сенсорное развитие, познавательную деятельность, логику. Даются различные речевые и логические задания и дети самостоятельно решают их.

В данной статье представлен опыт работы по применению нового современного оборудования в начальных классах.

Оценить 1457 0

Использование современного оборудования на уроках в начальной школе

Щеблыкина Светлана Александровна

Учитель начальных классов

Еще несколько лет назад каждый учитель мечтал, чтобы в его классе был компьютер. Прошло время, наши кабинеты преобразились.

Мой класс оснащен следующим оборудованием:

Интерактивная доска Star Board

Документ камера ActiView

Система голосования Promethean

Точка выхода в интернет

Цифровая лаборатория для начальной школы

Датчик температуры Go!Temp (-20°C - 110°C)

Датчик расстояния Go!Motion (0,15 м - 6 м)

Адаптер Go!Link (200 измерений в секунду).

Датчик температуры поверхности (- 25 - +125 °C).

Датчик относительной влажности (0 - 95 %).

Датчик содержания кислорода (0 -27%).

Интерактивный микроскоп ProScope HR™.

Комплект учебно-методических материалов.

Данное оборудование помогает мне учебный процесс организовывать на высоком уровне.

Работа с документ – камерой

Документ-камеру мы используем на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, технологии и ИЗО. Она позволяет наглядно продемонстрировать экспериментальную работу (работа над ошибками, контрольное списывание, математические диктанты, каллиграфия, тесты, рабочая тетрадь и т.д.), зафиксировать затруднения, что обеспечивает формировать исследовательские навыки детей. Оборудование данного типа дает возможность наглядно продемонстрировать этапы практической деятельности (работа по шаблону, вышивка, работа с тканью и т.д.). На уроках русского языка, математики и литературы использование документ - камеры возможно на всех этапах. Достаточно часто она используется на этапе объяснения нового материала и при контроле знаний. Очень удобно при помощи камеры анализировать письменные работы учащихся, указывая на конкретные ошибки.

Примеры использования документ – камеры на различных уроках в начальной школе:

Демонстрация мелких частей объектов.

Проверка и исправление домашних работ учащихся.

Демонстрация брошюр, книг, альбомов.

Подключение к микроскопу.

Возможность быстрого редактирования письменных работ.

Демонстрация художественных изделий, выполненных учащимися.

Демонстрация слов при обучении чтению на ранних этапах.

Демонстрация процессов выполнения творческих заданий по ручному труду (рисование, шитьё, вышивание, лепка)

Работа с тестами.

Демонстрация иллюстрированных изданий.

Работа со словарём.

Демонстрация карточек с изображениями предметов.

Использование всем классом одной книги для чтения вслух.

Демонстрация языка жестов и пальчиковых игр.

Демонстрация техники рисования и живописи.

Проверка домашней работы.

Демонстрация лабораторных исследований.

Демонстрация этапов проведения научных исследований

Работа с документ – камерой расширяет кругозор учащихся, они активно участвуют в работе, помогает изучению и закреплению нового материала.

Система голосования Promethean

Для работы на интерактивной доске я создаю флипчарты, которые мне помогают повысить наглядность урока, что повышает учебную мотивацию.

Крупный LCD дисплей дает мне возможность проводить как блиц-опросы, так и сложные тестовые задания. Статистика отображается в реальном времени на компьютере преподавателя или интерактивной доске.

Умелое применение данного оборудования позволяет сделать урок и внеурочное занятие ярче, содержательнее, интереснее.

Читайте также: