Наказания в балетной школе

Обновлено: 03.07.2024

Посмотрел тематический видеоклип "Наказание балерины". То ли за то, что тренировалась без должного усердия, то ли за то, что лишний вес набрала. В общем получила довольно основательно от своей преподавательницы по "обнажённым мягким частям". Сначала ладошкой, потом ремнём, ну а затем - и ротанговой тростью. По нарастающей, так сказать.

При этом появилось у меня смутное подозрение, что этом клип, как говорят в таких случаях, основан на реальных событиях. Т.е. в балетных школах сей метод мотивации учащихся, так сказать, "имеет место быть". В спортшколах он точно используется (это признавал даже лучший футболист России Андрей Аршавин, которому в детстве и юности периодически доставалось от тренера "по пятой точке"). Правда, там дивайс был подручный. Обыкновенные кеды.

Публикация вызвала скандал, австрийское правительство распорядилось о создании специальной комиссии по расследованию, которая не только подтвердила большую часть деталей, но и нашла новые. В частности, как указывает Deutsche Welle, к учащимся обращались не по имени, а по размеру одежды, а некоторым советовали начать курить, чтобы меньше хотелось есть, притом что академия обучает танцоров от 12 до 18 лет. Рассказывает обозреватель Euronews Алисдэр Сэндфорд:

То, что балет — занятие не для слабых духом, хорошо известно. Но едва ли кто-то представлял, что обучение в одной из лучших балетных школ Европы может быть более травмирующим, чем буллинг в школе или дедовщина в армии. Правда, не все считают, что это неправильно. Мнением делится балерина, доцент кафедры балетмейстерского образования Академии русского балета имени Вагановой Ольга Розанова:

В руководстве балетной школы при Венской государственной опере сообщили, что перемены уже начались. Однако, по мнению специальной комиссии австрийского правительства, пока это просто видимость активности. Если подход академии к обучению юных танцоров действительно изменится и детей перестанут силой перековывать в машины для балета, это может стать новой венской балетной методикой. Главное, чтобы уровень мастерства выпускников не снизился, а то будет искушение вернуться к избиениям и унижению.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

[Tags|балет, детство, танец]

Удар первый. Хореографическое училище.

Вот, оказывается, я эту историю так и не написала. Навёрстываю.
Итак, конец третьего класса, мне десять лет. Воодушевлённая своими успехами на балетном поприще, я конечно же, решила поступать в знаменитое Хореографическое училище им.А.Я.Вагановой.
Училище находилось, да и сейчас находится (только называется теперь Академией русского балета им.Вагановой) на красивейшей и любимейшей мною улице Санкт-Петербурга - улице Зодчего Росси.

La_rue_parfaite_(Saint-Petersbourg,_Russie)_(5232198793)

Поскольку мы жили на Фонтанке, в Толстовском доме, то до училища мне было дойти 5 минут пешком. Во дворе хореографического училища, в крошечной комнате коммуналки жила моя школьная подружка - Лариска, поэтому мы часто там играли. Каждый день мы видели, как по улице стайками пробегали худенькие стройные девочки и мальчики с прямыми спинами, гордо поднятыми головами и выворотными стопами. Я им ужасно завидовала.
Ларискина родственница работала в костюмерной училища, поэтому мы могли проникать в классы на открытые уроки и в школьный театр на заключительные концерты. Mоё сердце стучало, как бешеное. Как же мне тоже хотелось заниматься в этих классах с зеркальными стенами, с балетными станками и мокрым полом. (Тогда было принято перед уроком в балетном классе поливать деревянный пол водой из лейки, чтобы не было скользко. Это было настоящее искусство - хорошо, равномерно полить пол, чтобы не было лужиц. Даже считалось: кто хорошо поливает - тот и хорошо танцует.)

1.Vaganova Academy in end of 1960-ЛАХУ им.Вагановой

И вот я пошла поступать. Пошла совсем одна, без родителей, без всемогущего дедушки. Тогда я ещё не знала, что в училище принимают только по блату или детей братских народов из союзных республик. Приёмные экзамены включали в себя несколько туров, где проверялась танцевальность, музыкальность, чувство ритма, растяжка, прыгучесть и т.д. Но сначала нужно было пройти медицинскую комиссию, на которой оценивались физические данные будущих балерин. На ней-то моё поступление и закончилось. В приёмной комиссии сидели четыре тётеньки. Mеня попросили раздеться до трусиков. Я стояла перед ними — маленькая худенькая девочка с иксатыми ногами (что для балета очень хорошо, т.к. коленки не выпячиваются). Осмотр длился меньше минуты. Mеня не просили ни подпрыгнуть, ни станцевать. Тётеньки только так презрительно посмотрели и сказали:"Mожешь одеваться, девочка. У тебя слишком широкие плечи и большие коленки. Ты нам не подходишь." Я была в шоке. Как же так? Ведь я так хорошо танцую! Зинаида Александровна меня всегда хвалит и ставит в самый центр! Какие плечи, какие коленки? А как же танцевальность, выразительность? Никто мне на эти вопросы отвечать и не собирался. Mечта о балете рухнула. Я шла домой и всю дорогу плакала.
Непоступление в Хореографическое училище было для меня такой огромной моральной травмой, что я бросила Дворец Пионеров, не поехала ни в Зеркальный, ни в Артек. И решила:"Раз я не гожусь для балета, то и не буду больше никогда танцевать!" На самом деле можно было поступать в училище ещё два раза — после пятого класса на балетное отделение и после седьмого - на народно-характерное, что, как впоследствие выяснилось, было для меня оптимальным вариантом. Но в то время я твёрдо решила, что с танцем в моей жизни покончено навсегда.

Возможно судьба поступила тогда со мной и правильно. Если бы меня и приняли, то доучиться бы всё равно не дали, так как в 15 лет у меня начало отрастать вот это. Всё равно бы выгнали.

Балетная школа: пуанты и пачки,
Тугая шнуровка, трико и бандаж,
Стоят у опоры девчонки-маньячки,
И больше пятнадцати каждой не дашь.

Как будто обычная школа балета.
Но что это? – даже неопытный глаз
Заметит, как странно девчонки одеты,
И то, как чудно оборудован класс.

Пока на разминке, к чему заморочки?
Никто не наденет премьерный костюм;
Купальники, тапочки, гетры, носочки –
Вот первое, что вам приходит на ум.

Но чтобы такое, когда балерины
Забиты в ошейники и кандалы,
Чтоб юбки и платья – из тонкой резины,
Корсеты тесны, а одежды – малы…

Где газ и фатин? Где шифон и где перья?
Лишь кожа и пластик, резина, металл!
И даже представить не в силах теперь я,
Какой декоратор костюм создавал.

Вторая загадка – с какой это целью
У каждой ошейник к стене прикреплён
Блестящей, витой и увесистой цепью,
И в классе звучит металлический звон.

И хоть ученицы без всякой подсказки
И так истязают себя на износ,
Их потчуют плёткой заместо указки.
Зачем? Это тоже хороший вопрос!

Позиция первая. Встали в линейку,
Присели, поднялись, рукой повели,
Согнулись, откинулись девочки-змейки –
И снова прогнулись почти до земли.

Пускай поначалу движенья неловки:
Сбиваются с ритма, цепями гремят,
Всего лишь полгода такой тренировки –
И лебеди выйдут из гадких утят.

И так до упаду – шпагат и растяжка,
Нагрузки: так требует жертв красота!
Но молча, покорно страдают бедняжки –
У всех запечатаны кляпом уста.

Но сразу поймёшь, на танцовщицу глядя,
Одетую в кляп, кандалы и корсет,
Что вряд ли девчонка в подобном наряде
Станцует классический русский балет.

Да только иллюзий никто не питает –
Не стану я примой, не буду блистать:
Владелец рабыню сюда направляет
Затем, чтоб её научить танцевать

Но вот и конец изнурительной пытке:
Поклон, реверанс – завершён экзерсис,
И все мои цепи, как бусы на нитке,
Журчащей капелью осыпались вниз.

Ступая тихонько, в полнейшем молчаньи
Я вместе со всеми из класса иду,
Иначе опять перехватит дыханье,
В глазах потемнеет – и я упаду.

Как трудно раздеться в стальном ожерелье!
Но выстирай, высуши каждый предмет,
И только потом отведут тебя в келью,
Накормят, уложат – и выключат свет.

И так каждый день (а бывает и ночью):
Побудка, подъём – и вперёд, на урок.
И все эти дни я закована прочно –
Изволь их носить, отбывая свой срок.

А если владелец потом не захочет
Снимать с тебя этот суровый наряд,
Ты будешь носить его дённо и нощно,
Ловя на себе восхитительный взгляд.

Познавшая участь кандальной рабыни,
Познаешь и радость, и боль, а пока,
Прими, что помимо работы, отныне
Часами придётся стоять у станка,

Потом – повторять себе снова и снова,
Бессильно лежа, от уроков устав:
Рабыня должна станцевать и в оковах.
Балет – та же каторга, только в цветах.

*
_____
© рис. - Mr. Shiiya

Спасибо за эти хорошие строки. Читал и вспоминал 2009 год, когда началось мое знакомство с Темой. Кажется тогда видел и рассказ с аналогичным сюжетом, если не ошибаюсь Бархат и сталь называется.

Спасибо! Я рада, что вам понравилось. Нет, я не читала этого рассказа, я вдохновлялась историей балеринки Рики (или Ликки) японского художника с ником Shiiya, и его же рисунками с сайта latexfelice.jp. Но видно, получилось что-то, что подходит под несколько сюжетов сразу.

Да, это точно. В этом, наверное и волшебство литературы, неважно проза это или стихи - погружение в иной мир, мир, описанный автором произведения.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: