Произведение о великой отечественной войне краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

К нам в школу приходили ветераны, свидетели тех страшных грозных лет, рассказывали, отвечали на вопросы, плакали – вместе с нами. Мы наизусть знали старые фильмы и книги, помнили имена всех пионеров-героев.

Для нынешней молодежи все эти люди — легенда, прошлое, черно-белые фото в альбомах, да и сама война – часть истории.

От тревоги и страха, что важные страницы истории будут забыты, мы часто выбираем для разговоров о войне неверный тон: пафосный и даже обличительный. А вы бы не смогли! А вы не мерзли в окопах! Ответная реакция предсказуемая – раздражение и даже обида.

Подобрать нужные слова, истории трудно, а порой даже невозможно – ведь мы и сами не были там. Но можно подобрать книги, которые расскажут все самое важное, самое главное, помогут понять, запомнить и никогда не забыть.

Обычно я предлагаю подборки, но в этом случае очень сложно ограничиться пятью или десятью. В итоге получилась не подборка, а целая библиотека книг, которые должны быть в каждом доме.

Со дня великой победы идет восьмой десяток лет. Почти не осталось в живых тех, благодаря кому стала возможной наша мирная жизнь. Тем, кто воевал под Москвой в 41-м и 75 лет назад бился за Сталинград, кто прошагал пол-Европы и взял Берлин, тяжело вспоминать о том, что им пришлось пережить в те страшные годы.

Книги писателей-фронтовиков сохранили в себе всю боль утрат и радость победы. Читая их, мы погружаемся в горькое прошлое нашей страны и заново учимся помнить о том, о чем забывать нельзя.

В списках не значился. Борис Васильев


Судьба Николая Плужникова, который 9 месяцев не давал покоя захватчикам Брестской крепости, не успев даже попасть в списки ее защитников, действительно поражает. Пережив героев и предателей, друзей и первую возлюбленную, он выходит из боя непобежденным, становясь выше смерти.

Живые и мертвые. Константин Симонов


Прокляты и убиты. Виктор Астафьев


Виктор Астафьев ушел на фронт 17-летним добровольцем в 1942 году. Был шофером, артиллеристом, связистом и разведчиком. Насмотрелся всякого, а полученные ранения не позволили ему после войны вернуться к профессии железнодорожника. Мало кто знает, что в партии писатель никогда не состоял и, несмотря на 4 прижизненных Государственных премии (три в советское время и одну уже в современной России), недолюбливал властей предержащих, способных без сожаления обрекать людей на унижение и смерть.

Горячий снег. Юрий Бондарев


Первый бой Юрия Бондарева был на Сталинградском фронте. Суровой зимой 1942 года командир минометного расчета был ранен и получил обморожение, но выжил и впоследствии участвовал в освобождении Киева.

Сотников. Василь Быков


В июне 1941 года Василь Быков еще только сдавал экзамены за 10-й класс, а в армию был призван уже после оборонных работ на Украине и учебы в железнодорожной школе. Артиллерийский командир сражался за Кривой Рог, Знаменку, участвовал в освобождении Румынии. Во время Кировоградской операции он был тяжело ранен и даже по ошибке записан погибшим.

В окопах Сталинграда. Виктор Некрасов


До войны Виктор Некрасов успел поработать и актером, и художником театра, но несмотря на бронь, полагавшуюся артистам в то время, все-таки смог попасть на фронт. Сапер Некрасов воевал с первых дней 1941 года и дошел до Польши, где был серьезно ранен и, в итоге, демобилизован.

Жизнь и судьба. Василий Гроссман


Мой лейтенант. Даниил Гранин


Военная биография Даниила Гранина противоречива. Исследователи сходятся лишь в том, что к концу 1941 года Даниил Александрович был уже дважды ранен на Ленинградском фронте, куда ушел добровольцем.

Момент истины. Владимир Богомолов


Убиты под Москвой. Константин Воробьёв


Будучи на службе в РККА с 1938 года, Константин Воробьёв в декабре 1941-го попал в плен и прошел весь ад лагерей для военнопленных. Дважды бежал, был партизанским командиром.

Автор прошёл почти всю войну, и был отправлен домой только после ранения в начале 1945 года. Он участвовал в битве за Сталинград и одним из первых написал о ней книгу.

Главная героиня, девочка-подросток, спасает новорождённого, от которого отказалась мать. Цинберг вложила в образ девочки то, каким видела город — стойким, храбрым и несломленным.

Борис Полевой во время Великой Отечественной войны работал корреспондентом и даже взял себе псевдоним, отражающий этот период жизни. Но в историю автор вошёл благодаря своей художественной прозе. Она освещает события, свидетелем которых являлся писатель.

С началом войны жизнь главного героя полностью меняется. Он оставляет работу и семью и отправляется на фронт. Вскоре его берут в плен фашисты и отправляют в концлагерь. Лишь чудом военному удаётся выжить и сбежать. Но тяготы преследуют его даже по возвращении домой.

Книга основана на судьбе реального человека, которого встретил Шолохов. Писатель настолько проникся историей, что решил посвятить ей своё произведение.

Нобелевский лауреат Светлана Алексиевич собрала в своей книге истории девушек и женщин, прошедших войну. Они отправлялись на фронт, укрепляли тыл, боролись с врагом и переносили нечеловеческие условия.

Книга отражает одну простую мысль: в войне нет ничего естественного. Вокруг только боль, страх, слёзы и грязь. А в головах людей лишь одна надежда и мечта — выжить.

Писатель ушёл на фронт добровольцем, когда ему было всего 18 лет. Пережитое убедило Астафьева в том, что война — это преступление против всего разумного, что есть на земле.

Первая одноимённая часть цикла показывает самое начало войны глазами непосредственного участника. Поэтому тут есть место как героизму, так и простым человеческим чувствам — любви, дружбе и страху.

Враги уже подошли к Сталинграду, и к ним спешит подкрепление. Помешать им дойти до города предстоит двум артиллерийским взводам. Солдаты должны дать отпор сотням немецких танков, ведь от результата этого противостояния зависит исход Сталинградской битвы.

На фоне сражения Бондарев показывает отношения между очень разными людьми, которых свела война. Борьба и вера в победу объединяют их, несмотря на разногласия.

На территории уже освобождённой от врага Белорусской ССР располагаются немецкие шпионы, добывающие ценную информацию. Оперативно-розыскной группе СМЕРШ предстоит найти и обезвредить агентов. В книге показаны не только бои и военные действия, но и тонкая аналитическая работа контрразведчиков.

Алесь Адамович воевал в составе партизанского отряда. Даниил Гранин был в танковых войсках. Писатели объединились, чтобы рассказать историю осаждённого Ленинграда.

В издание 2017 года вошли архивные фотографии блокадных лет.

Два солдата попадают в плен, но у каждого свой путь. Вскоре жизнь одного оказывается в руках второго. Повесть фокусируется на внутреннем выборе, который на фоне войны перерастает в муки совести и попытки, не всегда удачные, сохранить достоинство.

В центре сюжета семья Шапошниковых и их знакомые, чьи судьбы витиевато переплетаются. В их жизнь врываются Сталинградская битва, бомбардировки и обстрелы. Но многим удаётся сохранить человечность и доброту, например советскому и немецкому солдатам, которые в одном окопе спасаются от пуль.

В повести Катаев поднимает страшную тему детей во время войны. Книга написана в 1944-м, когда до Дня Победы оставался ещё целый год.

У главного героя Вани Солнцева погибла вся семья: родителей убили немцы, а жизни бабушки и сестры отнял голод. Но мальчик не желает отсиживаться в тылу, он хочет служить Родине. Двенадцатилетний сирота становится солдатом. Повесть местами горькая и печальная, но не лишена юмора и доброты. Это отражает двойственность натуры героя.

Ваню — сына Дарьи Румянцевой — убило на фронте в 42-м г., а бумага с печатью и непонятной, но уж больно подозрительной подписью (один крючок с петелькой) приходит больше чем через год. И решает Дарья, что бумага фальшивая, подделанная каким-то недобрым человеком.

Когда через деревню проезжают цыгане, Дарья каждый раз ходит гадать на Ваню. И каждый раз карты раскидываются как нельзя лучше. Получается — жив он. И Дарья терпеливо ждёт конца войны.

К ночи, зимой и осенью, она уходит на конюшню стеречь лошадей и там все думает про сына Ивана. С рассветом возвращается, волоча по пути какую-нибудь ломину, брошенный колышек либо гнилую тесину — без дров зимой не проживёшь. Избу она топит через день, а картошку выдумывает варить в самоваре: и проще и выгоднее, да и кипяток для питья выходит вроде бы чем-то позанятнее.

Голод в народе начинается как-то незаметно, понемногу, и никто не всплёскивает руками, когда в колхозе от истощения умирает первая старуха. А двери теперь почти не закрываются от великого изобилия нищих. Вскоре становится совсем нечего есть. Бабы ходят в дальний, ещё хлебный колхоз — менять одежду на зерно и картошку. У Дарьи есть хороший полушерстяной Иванов костюм. Иван купил его за три недели до войны, не успел и поносить вдоволь. Когда Дарье становится невмоготу и начинает больно болеть сердце, она выносит костюм из сенника и ловит далёкий, уже забиваемый затхлостью сундука Ванюшин запах. Раз, вывернув карманы, видит копеечку и махорочную пыльцу и потом долго сидит, разволнованная, с облегчающими слезами. А копеечку прячет в сахарницу.

На Первое мая сельский дедко, сивый бухтинник Миша, покупает ее единственную оставшуюся живность — козу. Половину цены Дарья берет деньгами (и тут же отдаёт их финагенту), половину — картошкой. И делит картошку тоже пополам: корзину на питание, корзину на семена. Но чтобы не умереть, приходится варить в самоваре и эту семенную картошку. Наконец Дарья решается: идёт с бабами, выменивает Иванов костюм на полмешка картошки и обрезками сажает полторы гряды. А корзиной оставшихся обрезанных картофелин питается до самой Казанской.

Наступает лето. Дарья каждый день ходит с бабами косить, а на привалах греет на солнышке опухшие ноги. Ее все время тянет в сон, кружится голова и тонко, по-угарному звенит в ушах. Дома Дарья разговаривает с самоваром, как раньше разговаривала с козой или с подпольной мышкой (мышка в ее избе теперь не живёт).

Без самовара в избе становится совсем неприютно и пусто. Дарья плачет, но и слезы в глазах кончаются. Она грызёт мягкую, изросшую в земле картофелину, ещё одну. Лёжа на печи, Дарья пытается отделить явь от сна и никак не может. Далёкие громы кажутся ей шумом широкой, идущей двумя полосами войны. Война представляется Дарье в виде двух бесконечных рядов солдат с ружьями, и эти солдаты поочерёдно стреляют друг в друга. А Иван — на горушке, и у него почему-то нет ружья. Дарья мучительно хочет окрикнуть его, чтобы он поскорее взял ружье, но крика не получается. Она бежит к сыну, да ноги не слушаются и что-то тяжёлое, всесильное мешает ей. А ряды солдат все дальше и дальше.

А может, и правы они, эти бабы, кто знает? Они, бабы, почти всегда бывают правы, особенно когда на земле такая война.

Пересказал П. Е. Спиваковский. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Читайте также: