Проблемы одаренных детей в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Одаренность как проблема в младшем школьном возрасте

Качества, данные детям: прекрасная память, гибкое и оригинальное мышление, любознательность, восприимчивость и открытость к проблемам, неуемная жажда знаний, высокая способность к концентрации, желание понять все до конца, являются предметом их самоуважения, однако это не отражается негативным образом на их отношении к людям, ими не обладающими. Благодаря себе и своей семье им удалось построить с людьми - сверстниками, значимыми взрослыми удовлетворяющие их отношения. Дети смогли приспособиться к образовательной среде: извлекая из неё максимум пользы и активно продвигаясь вперед.

Это, можно сказать, близкий к идеальному портрету одаренного ребенка. Однако, чаще всего, школьный психолог сталкивается с иной ситуацией, когда ребенок стал уже общей проблемой - школы, семьи. Что же лежит в основании этой ситуации до того момента, когда она заявит о себе в полный голос. Могут быть достаточно точно дифференцированы две плоскости: это одаренность как проблема ребенка и одаренность как проблема окружающих его взрослых.

При работе с такими детьми первейшее значение приобретают проблемы развития у них способности к произвольной регуляции своих эмоциональных состояний, общения и поведения в целом.

Когда проблемы проявляются в обучении, то это может выражаться низкой учебной мотивацией, в демонстративном или тревожном игнорировании различных заданий педагога, отсутствие простейших знаний по определенным предметам в сочетании с блестящими успехами по другим. Такими детьми задания воспринимаются как напрасная трата времени, за это время можно изучить что-нибудь новое. Часто в классе они читают задание с пустого листа. С учителями часто возникают дискуссии, почему они обучают так или иначе, тому или иному, и то, что ребенку неинтересно, тому, по его мнению, не следует обучать.

В поведении диссхрония проявляется очень часто в хорошо известных школьному психологу формах дезадаптивного поведения, таких как, например, асоциальное, агрессивное поведение. Протест ребенка против сложившейся практики отношения к нему сверстников и взрослых, неудовлетворенность такими отношениями, длительное подавление его важных потребностей и др.— могут принимать формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Такой школьник ведет себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки учителей, одноклассников. При решении своих проблем могут быть чрезвычайно вспыльчивыми, агрессивными, склонны к насилию. Практика показывает, что при организации обучения, призванного компенсировать недостатки окружения, дети добиваются высоких результатов, в противоположном случае наблюдается резкое снижение интеллектуального уровня, проявление асоциальных форм поведения.

Достаточно часто в школьной практике можно встретить и противоположную социально-психологическую реакцию одаренного ребенка: уход в себя в мир своих фантазий, апатичность, малый интерес к контактам, их избегание. Депрессивное поведение может принять и демонстративные черты.

Как отмечает Лейтес Н.С., одаренные дети могут начать обвинять себя, воспринимая свои особенности как аномалию, могут сознательно скрывать свои достижения и тем самым маскировать свои способности и переходить в достаточно обширную категорию одаренных, которую обозначают как ''недостиженцев'', так как эти дети часто не распознаются взрослыми, ибо оценивается прежде всего успеваемость и успешность обучения в школе.

Одаренность ребенка как проблема окружающих его взрослых затрагивает школьного психолога прежде всего с точки зрения педагога, трудностей, возникающих у него во взаимоотношениях и в обучении одаренного школьника. Что может лежать в основе таких трудностей? Выделим три, наиболее распространенные в школьной практике причины. Первая из них связана с психологической неготовностью учителя принять факт одаренности данного школьника. Очевидно, что такая позиция меняет всю систему представлений о ребенке, его реальных возможностях, накладывает отпечаток на восприятие смысла его поступков и слов, определяет поведение учителя. Для педагога, как и для любого взрослого, принятие факта одаренности ребенка психологически означает признание его первенства в определенной области. Если эта область является для педагога сферой самореализации, признать преимущество ученика особенно трудно. Именно поэтому наибольшие проблемы возникают в средней школе у учеников, обладающих широкой интеллектуальной одаренностью. Кроме того, признание одаренности потребует от учителя определенных профессиональных усилий по созданию ему условий для полноценного развития. Если учитель не уверен в своей педагогической компетентности, он будет неосознанно сопротивляться самой мысли о талантливости ребенка. Итак, в основе описываемой проблемы очень часто лежит личностная и профессиональная неуверенность педагога, низкая самооценка.

Соответственно и работа психолога носит в данном случае психотерапевтический, личностно ориентированный характер. Она направлена на решение личностных проблем учителя, повышение его профессиональной уверенности, принятие педагогом факта одаренности ученика как творческой профессиональной задачи, решение которой — достойная сфера самореализации. В широком смысле речь идет о формировании позиции учителя — человека, умеющего находить и развивать дар своих учеников.

Вторая причина— чисто технологическая по своей сути. Проблема в работе с одаренным учеником возникает у педагога, не владеющего арсеналом соответствующих профессиональных средств. При этом учитель вполне может осознавать, что данному ребенку нужен особый подход, но в силу отсутствия такового в его методических рекомендациях, он не предпринимает каких-либо шагов по его самостоятельному созданию. Решение этой проблемы лишь частично лежит в области технологии. Даже если бы таковые существовали в современной отечественной педагогике и психологии, мало просто передать их учителю. Необходимо сформировать профессиональный интерес к их применению. В реальности же перед психологом стоит задача заинтересовать педагога в создании или адаптации такого подхода, его реализации и анализе результатов.

Третья причина. Она может быть так определена: эксплуатация педагогом одаренности школьника либо из престижных профессиональных соображений, либо в качестве символической компенсации собственных неудач и проблем. Это может привести к тому, что одаренный ребенок превратиться в инструмент для поднятия престижа школы, к искусственному ограничению его потребностей и интересов, к односторонности его жизненного опыта и его интересов. В данном случае требуется работа, направленная на решение личных проблем педагога, которые он проецирует на ученика, а также расширение его представлений об одаренности, методах педагогического развития одаренного ребенка.

Начало обучения в школе — революционный переворот в жизни каждого ребенка. В то же время у одаренных детей могут быть свои трудности и проблемы, связанные с обучением в школе и взаимоотношениями со сверстниками.

Что же является причиной этих трудностей и проблем?

Опыт работы педагогов и психологов с одаренными детьми в начальной школе позволяет выделить несколько наиболее распространенных причин детских трудностей:

  • опережающее познавательное развитие одаренных детей;
  • отсутствие достаточного опыта взаимоотношений со сверстниками;
  • своеобразная избалованность;
  • социальная несамостоятельность.

Остановимся более подробно на каждой из них.

Потеря мотивации

Большой проблемой для многих одаренных первоклашек становится скука, которая просто преследует их на уроках в начальной школе, так как они, с одной стороны, вынуждены часами выслушивать то, что им уже давно известно, а с другой — заниматься рутинной деятельностью, в которой они часто бывают неуспешны. К этому добавим стремление таких детей поделиться своими знаниями, находками и идеями с другими детьми и взрослыми, в которых они хотят видеть единомышленников, а также их склонность к доминированию в обсуждении тех вопросов, которые являются предметом их размышлений и самостоятельного изучения.

Каждое из этих следствий может быть в равной мере разрушительным с точки зрения дальнейшего развития одаренности ребенка. Так, отсутствие умственной нагрузки способствует развитию умственной лени и препятствует формированию важнейших личностных характеристик, таких как способность к преодолению трудностей, настойчивость в достижении цели, без которых человек не может ни в полной мере развить, ни реализовать свой талант. Известный американский педагог Сандра Каплан обратила внимание на проблему умственной лени и потери мотивации к учению у современных американских высокоодаренных школьников, несколько лет обучавшихся по слишком легким программам. Когда таких детей включили в обучение по специальным программам для одаренных детей, большинство из них не захотели прилагать усилия, преодолевать трудности и предпочли вернуться к прежним программам.

Опыт взаимоотношений

Ответ здесь может быть один — надо очень серьезно и вдумчиво отнестись к вопросу о том, в какую школу лучше всего отдавать ребенка. И так как в наше время существуют разные модели и разные программы в школах, то мы остановимся на этом несколько позже.

Однако возникшие недоразумения и трудности в социальных взаимоотношениях с одноклассникамивовсе не означают катастрофы, как это, к сожалению, начинает часто восприниматься родителями и детьми. В таком случае родители могут принять поспешное решение об уходе из школы и переходе на индивидуальное, фактически надомное обучение. Бывает и так, что это действительно является единственно приемлемым выходом, в то время как в других случаях такое решение будет означать лишь дальнейшее усугубление проблемы, обреченность ребенка на социальную изоляцию и дезадаптацию.

Еще одной причиной возможных трудностей, возникающих в начальной школе, является социальная несамостоятельность, инфантильность одаренного ребенка. Нетрудно заметить, что эта причина самым тесным образом связана с последними двумя и, как все остальные, зиждется на своеобразии интеллектуального и личностного развития такого ребенка. В то же время она заслуживает самого пристального внимания.

Педагогов нашей школы, в которой учится много одаренных детишек, совсем не удивляет картина, когда уже большого мальчика — младшего подростка, способного часами заниматься сложной интеллектуальной деятельностью и поражать взрослого своими увлечениями и глубиной познания того или иного предмета, в школу ведет за руку папа. Или другая картина — ребенок 8–9 лет не может зашнуровать ботинки, самостоятельно собрать вещи в школу, проверить, как застегнуты пуговицы.

Родители, к сожалению, очень поздно начинают осознавать, какой бедой оборачивается такая зависимость уже не ребенка или подростка, а юноши или девушки. В 18 лет, когда обращаются к психологу отчаявшиеся родители, очень трудно решить проблемы социальной инфантильности одаренного, но уже не ребенка.

Так, например, у каждого здорового ребенка дошкольного и младшего школьного возраста можно развить привычку доводить начатое дело до конца. Становление этой привычки обеспечивает приобретение ребенком чувства и опыта самоэффективности, развитие ответственности. Однако уже в подростковом возрасте развитие такой привычки становится весьма проблематичным. Именно поэтому родителям важно использовать благодатные периоды детства для создания хороших привычек социально-психического характера, которые будут способствовать становлению личностной зрелости ребенка.

Приоритет широты интересов

Одаренный ребенок задает родителям и школе трудную задачу. Еще один важный вопрос о том, каким должно быть школьное образование: широким или более-менее узким, специализированным в зависимости от сферы интересов и проявлений одаренности ребенка?

В ответе на этот вопрос можно обнаружить удивительное сходство позиций разных авторов. Большинство из них подчеркивают приоритет широты над специализацией, во всяком случае до 14 лет. Нельзя подавлять любознательность и широту познавательных интересов одаренных детей, что обеспечивает создание своеобразной образовательной основы для творчества в разных областях.

Одним же из самых острых вопросов для родителей, на наш взгляд, является вопрос об обучении в школе, и особенно на ее самом первом этапе — в начальных классах. Сразу отметим, что творческое или исследовательское обучение, основанное на самостоятельном приобретении ребенком знаний об окружающем мире, — наиболее естественная и продуктивная форма учения для одаренных детей, которых отличает ненасытная познавательная потребность и высокая исследовательская активность. Готовность же к поиску новой информации, знаний, новых способов мышления и поведения, столь характерная для одаренных детей, — то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. С этой точки зрения формирование у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей школы для воспитания всех детей.

Радость творчества.

Как можно создать такую образовательную среду? Созданию образовательно-развивающей среды для детей с повышенными познавательными потребностями и возможностями посвящены наши многолетние исследования. Особое внимание мы уделяем начальной школе, поскольку именно в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру. Однако в системе традиционного обучения младших школьников эти предпосылки часто остаются без всякого внимания.

Для того чтобы ребенок мог прикоснуться к многообразию окружающего мира, необходимо принципиально иное содержание обучения, адекватное высоким познавательным потребностям и возможностям детей. Уникальным в этом отношении является подход, основанный на изучении широких междисциплинарных тем. Такие темы позволяют детям изучать мир во всем его разнообразии, с его сложными связями и отношениями, с одной стороны, и конкретными вопросами, интересующими ребенка, — с другой.

Помочь ребенку удивиться тайнам окружающего мира может проблемно-диалогический метод в обучении, а испытать радость творчества и восторг открытия — такая организация познавательного процесса, когда ребенок имеет возможность открывать знания о мире в ходе индивидуальной или совместной со сверстниками деятельности.

Важным условием для ребенка при этом является и возможность с кем-то разделить свою радость открытия, быть услышанным и понятым другими. Таким образом, обогащенная развивающая среда, создаваемая нами для детей с повышенными познавательными потребностями и возможностями, включает:

— особое содержание обучения — междисциплинарное;

— метод обучения, моделирующий процесс открытия ребенком новых знаний о мире, — проблемно-исследовательский;

— субъект-субъектные отношения, обеспечивающие возможность сотрудничества, диалога и творчества в процессе познания.

Понятно, что не каждая школа направлена на создание условий для поддержки и развития детей с высокими познавательными потребностями и возможностями. В то же время можно говорить и о достаточно широком распространении исследовательских методов обучения в школе, об обогащенных программах обучения, особенно широко представленных в разных гимназиях. Именно на это и следует обратить внимание при принятии решения о том, в какую школу лучше всего привести ребенка.

Список поощрений

В творчестве поощрять:

  1. Инициативные самостоятельные творческие работы и исследования.
  2. Формулирование вопросов и проблем.
  3. Оригинальность результатов творческих работ.
  4. Ясность и изящество выражения результатов творческих работ.
  5. Использование собственных примеров, фактов, иллюстраций для выражения творческих идей.

В учении поощрять:

  1. Самостоятельное инициативное учение.
  2. Стремление учиться у творческих детей.
  3. Активное участие в совместных групповых творческих работах.
  4. Активное участие в конкурсах и дискуссиях.
  5. Развитие возможностей самоконтроля при оценке результатов собственных творческих работ.


Одаренные дети были в не зависимости от времени. Но если в прошлые времена с некоторой опаской и насторожённостью относились к таким детям, то в современном мире как можно больше родителей стараются воспитать из своих чад – одарённых.

В современном мире работа с одарёнными детьми стала приоритетной и все больше и больше набирает оборотов. Но каким же должен быть ребенок, чтобы его считали одаренным? На самом деле не все так просто. Психологи до сих пор не могут однозначно расставить границы одаренности человека, но существуют альтернативные к этому подходы.

На протяжении многих лет такие дети оставались в тени либо считались изгоями общества. Чаще всего они учились в закрытых школах, а если им предстояла учеба в простом среднестатистическом заведении, то они старались не выделятся из толпы. Только в последнее время таким детям стали уделять больше времени и уже на общественных началах.

Для того, чтобы выявить одаренного ребенка в школе, учителю не надо много времени. Зачастую такие дети с легкостью участвуют во всех олимпиадах, конкурсах школ и прочих мероприятиях, на которых возможно определить интеллектуальный уровень ребенка. Такие соревнования не обязательно должны быть на умственные нагрузки, это могут быть и творческие состязания по танцам, музыке и т.д.


Естественно, если одаренный ребенок учится в обычной средней школе, у него есть свои трудности. В первую очередь это связано с тем, что такой ребенок считает себя умнее остальных, и это совсем не из-за его эгоизма, а просто в большинстве случаев так и бывает. Соответственно, это приводит к тому, что остальные дети могут создать своему однокласснику своеобразный бойкот из-за его умственных способностей. И в современном мире это не редкость. Очень часто бывает так, что одаренным деткам просто не интересно со своими одногодками, а отличие от основного коллектива никогда не приветствовалось в обществе.

Одаренные дети в школе имеют массу проблем. И первой можно назвать неприязнь к самой школе. Зачастую это случается из-за того, что программа, которую проходят в школе, может казаться ребенку скучной и не интересной. Все то, что школьники должны проходить по программе, уникальные дети уже знают, а если и не знают, то им достаточно одного двух уроков чтобы выучить всю программу, расписанную на год обучения, а то и больше. Те знания, которые предоставляют в средних школах, не соответствуют развитию одаренного ребенка.

Совершенно нет сомнений в том, что при соответствующей системе обучения и воспитания, а также при продуманной системе мотивации, такая проблема одаренных школьников может быть решена, но в таком случае необходим строго расписанный план действий. А это не каждый учитель способен выполнить. Очень часто психологический уровень подготовки самого преподавателя не позволяет работать с подобными детьми, так как его не совсем стандартное поведение и мышление приводит к конфликтам. Учителя все происходящее могут воспринимать как несдержанность, демонстративность и желание выделиться из основной массы. Очень часто такое поведение путают с истеричностью, протестами по отношению к установленным регламентам, ленью и упрямством.

Психологи же отмечают, что такое поведение со стороны учителя говорит о том, что он не способен адекватно воспринимать личность ребенка и развивать его. Многие исследования показывали то, что большинство одаренных детей с лёгкостью проходили все начальные стадии интеллектуального развития и начинают сопротивляться уже на дальнейшем уровне обучения. Именно то, что учителя воспринимают поведение ребенка, как лень, нежелание работать и упрямство, и дает такие результаты. Такой человек просто закрывается в себе и перестает развиваться в дальнейшем. Ребенок самостоятельно не способен понять, почему его поведение вызывает негатив и воспринимается так неоднозначно и только с помощью психолога и грамотного и заботливого руководителя, одаренный ребенок способен и в дальнейшем развивать свои способности.

Одаренные дети намного быстрее работают, чем другие дети и от этого им становится скучно на уроках. В период свободного времени ребенок просто не знает, чем себя еще занять и начитает отвлекаться и, соответственно, отвлекать и других детей. Учителем такое поведение расценивается как хулиганство, тут и начинаются конфликты. Дальнейшее развитие такого ребенка может быть совершенно непредсказуемым. В лучшем случае он может стать просто лентяем, а в худшем – его таланты могут быть направлены не совсем в мирное русло. В такой момент именно от учителя зависит будущее школьника.


Следующей проблемой одаренных детей можно назвать нехватку внимания со стороны взрослых к его персоне. Учитывая то, что такие дети очень любопытны и стремятся к познанию неизведанного, они очень часто монополизируют внимание преподавателя, родителей и всех окружающих его взрослых. Такое поведение может вызвать ревностное отношение со стороны остальных детей. Так как такое поведение воспринимается, как желание выделится и быть первым на виду у взрослых.

Проблемы одаренных детей в школе на первый взгляд могут показаться обыденными и порой наигранными самим ребенком. Но не стоит так безответственно относиться к этому. Особенно родителям. От того, как поставят себя родители, в той или иной ситуации, и примут ли они сторону своего ребенка, и будет зависеть его дальнейшее развитие, и восприятие мира.

К одной из проблем можно отнести и нетерпимость. Это, пожалуй, главная проблема не только в школе, но и во всем остальном. Одаренные дети способны не воспринимать остальных детей и отталкивать от себя своими замечаниями и претензиями по поводу разницы в развитии.

Очень часто случается так, что одаренный ребенок может быть уникален в одной отрасли и быть совершенно беспомощным и необучаемым в другой. Так, например, если ребенок в доскональности владеет астрологией и точными науками, он может элементарно не помнить, как завязывать шнурки и правильно держать ложку. Таких примеров можно привести массу, и встречаются такие дети, которые при невероятной памяти и пересказу томов Пушкина совершенно не могут написать имя поэта.

А школьная программа не предусматривает такие ситуации. Учитель не будет возиться с ребенком, который не сможет записать домашнее задание и не помнит, как правильно завязать шнурки на урок физкультуры. А это является большой проблемой в первую очередь для самого ребенка.


Одаренные дети не способны воспринимать рутинную работу. Для них это очень тяжело. Такие дети практически не способны преодолевать трудности. Учитывая то, что в период обучения в школе таким детям все достается довольно легко в плане обучения, то в последующей жизни это становится главной проблемой. Вырастая, такие дети не способны логически мыслить, как среднестатистические граждане, и то, что для простого обывателя кажется совершенно простым для одаренного человека становится масштабной проблемой.

Именно из-за того, что в школе не было серьезных препятствий, некоторые мозговые функции за период учебы притупляются. В большинстве случает, ребенку не просто лень искать какое либо решение проблемы, а для него это становится унизительным. В его понимании все должно проходить легко и не принужденно, как в школьные годы.

В школьный период, также возможны проблемы связанные с ограничением, в чем-либо. То есть возможен протест против заключения в рамки. Это может выявляться в виде недовольства сидеть на уроке определенное количество времени, выполнять поручения учителя, при организации каких-либо праздников, возможно, что такому ребенку доверят определенную роль, но она будет воспринята, как попытка подавления его личности.

Одаренные дети любят принимать участие в сложных играх и головоломках. То, чем занимаются его одноклассники на переменах, совершенно не прельщает такого ребенка. По этой причине у него может быть мало друзей, а то совсем и не быть. Вследствие того, что такое дитя остается совершенно один и непонятен никем, появляется ощущение одиночества, и того, что ему даже поиграть не с кем, ребенок уходит в себя и создает некую защитную капсулу от окружающего мира.

Очень часто такие дети предпочитают общаться и играть с детьми старше него, в будущем это может привести к тому, что лидирующих позиций такой ребенок может не занимать. Таким детям присуща низкая самооценка и неуверенность в себе. Одаренные дети постоянно стремятся к самосовершенствованию. Им больше присуще задумываться о высоких материях, чем об обыденных проблемах.


Диагностика одаренных детей в школе проходит с помощью специальных тестов и упражнений. Для того, чтобы выявить, в какой именно отрасли ребенок наиболее одарен, проводятся множество тестов на самые различные темы. Заниматься такими детьми необходимо в специализированных школах, где они будут окружены такими же уникальными детьми, и не будут чувствовать себя изгоями общества. Одаренные дети уникальны по своему, в не зависимости от того, в какой сфере у них больше, а в какой меньше познаний. Не стоит к ним относиться пренебрежительно, ведь такие дети намного острее чувствуют неприязнь и негативное отношение к себе.

Для одаренных детей необходим индивидуальный подход и от того насколько интересно такому ребенку будет учиться и зависит его дальнейшая жизнь и то, насколько хорошо он сможет адаптироваться в обществе. Но родителям одарённого ребенка не стоит все силы и надежны возлагать на школу. Они сами должны заниматься со своим чадом и приучать к обыденной жизни, так как зачастую такие дети не готовы к самостоятельности.

Если ребенок развит только в одной, какой либо отрасли, необходимо постепенно его приучать и к другим направлениям. Так, например, если ребенок уникален в точных науках, его необходимо периодически направлять на творческое мышление. Необходимо развивать свое чадо во всех направлениях, только тогда его можно будет назвать действительно одаренным ребенком.

Но, прежде, чем заявлять об одаренности собственного ребенка, необходимо пройти психологические тесты. Не редко бывают случаи, когда легкие формы психологических отклонений или расстройств дают такие же результаты, как и при одаренности. А при выявлении умственных отклонений на ранних стадиях, возможно благоприятное лечение. Очень часто мозг играет злую шутку с человеком и то, что нам кажется одаренностью, может быть на самом деле безумием, также, как и обычная лень, неусидчивость, попытки выделится из толпы, могут быть признаками индивидуальности ребенка, при не замечании которых, детская психика начинает ломать свои взгляды и принципы. Такое поведение, впоследствии, может привести к неконтролируемым действиям.

Заниматься с подобными детками необходимо по отдельной программе, не такой, как в простой средней школе, иначе в противном случае, можно вырастить злого гения, который будет обижен на весь мир. К подобным детям необходим особый подход, но в то же время не стоит внушать им, что они уникальны и неповторимы. Такой подход может поломать всю дальнейшую жизнь. Всего должно быть в меру, как похвал и заявлений об уникальности, так и уроков простой жизни и попыток научить ребенка общаться с окружающими. В жизни именно такие уроки ему будут наиболее важны.

Каждый ребенок по-своему одаренный и уникальный для родителей, но не стоит нагружать свое дитя уроками и заданиями, если у него нет таких способностей. У каждого ребенка должно быть детство и от родителей зависит, каким оно будет.

Проблемы обучения одаренных детей в начальной школе

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва

проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все

В.А. Сухомлинский

Занимаясь с одаренными детьми, учитель тратит очень много личного времени с целью получения положительного результата. С другой стороны, он сам в постоянном поиске новых знаний, активных методов обучения и современных инновационных технологий. Это действительно очень сложный, но интересный процесс взаимодействия с одаренными детьми, и результат такой работы очевиден.

Но больше всего радуешься не победам своих детей в олимпиадах, научно-практических конференциях и творческих конкурсах, а их победам над самим собой. Разве не это счастье для учителя видеть, как дети научились справляться со своей тревожностью и неуверенностью в себе, находить выход из конфликтных ситуаций, строить взаимоотношения с другими детьми.

Список используемой литературы:

1. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание.,1991.

4. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

Читайте также: