Лотерейный бал краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

О питерских злачных местах (56):
Английский магазин;
A la Renommee.

"одно казанское стихотворение" (59) – приводится ужасная чушь про Веру, Любиньку и Надиньку.

образец заглавия тогдашнего чтива для барышень: "Любовь негра или черный, каких мало белых" (60).

цитата из песенки, также популярной у девиц: "Вдруг взбрунтило фортепиано, – улетай, тоска моя!" (60).

продевательная иголка, включенная в список разыгрываемых предметов (61).

о планировке тогдашней чиновничьей квартиры: начиналась с кухни, из которой узкий и длинный коридор вел в комнату (65).

"общепринятое подношение кухарок, кумушек и старушек, которым оказали какое-нибудь пособие" – большой крендель (65).

принадлежности балов и пикников у мелкого чиновничества: инжир, пастилки, крымские яблоки (разрезанные пополам) – (67).

Ашинька – уменьшительное от какого имени? (69).

"Звуки "Ну, Карлуша, не робей" возвестили начало бала" – (77).

щеголь и танцор Кувырков появляется в резинчатых брюках (76).

разговор о почтамтских и жуковских певчих (76).

"Вакх Онуфриевич, во время закуски, до того прикладывался к разным водкам, что вопреки долга, чести, приличия, снял с себя вицмундир и, не взирая на присутствие барышень, наговорил кучу неблагопристойностей" (80) – любопытно, каких именно?

Особо подчеркнуто в рассказе стремление чиновников не называть вещи своими именами: подержанные вещи из лавки умершего брата Крутобрюшкова превращаются в драгоценности; вместо своих фамилий многие участники лотереи указывают аллегорические надписи (счастливец, адье ман шер ами, мое почтенье); двуспальная кровать хозяев, занимающая весь коридор, именуется Фермопильским ущельем; разбавленный чаем ром — пунштиком. Этот своеобразный эвфемизм обнажает мещанские претензии на благородство обращения и роскошь жизни. Притязания героев выглядят более чем нелепо, как нелепо выглядит в сравнении с залитыми светом парадными лестницами дворянских домов освещенная сальными огарками в подсвечниках-репах лестница дома Крутобрюшкова.

Воспитанием мальчика ведала бабушка будущего писателя — француженка, плохо понимавшая по-русски. Ребенка учили французской грамоте, французской грамматике, арифметике на французском языке, ему давались только французские книги.

Все сочувствие мальчика, воспитанного крепостными слугами, было на стороне крестьян.

Григоровичу Некрасов поручил написать и предисловие к этому альманаху. Молодой писатель составил предисловие в духе юмористических тирад Гоголя, характеризующих отдельные типические черты современного быта.

Григорович решил написать очерк о петербургских шарманщиках и приступил к деятельному изучению их быта. «Писать наобум, дать волю своей фантазии, сказать себе: „и так сойдет!“ — казалось мне равносильным бесчестному поступку; у меня, кроме того, тогда уже пробуждалось влечение к реализму, желание изображать действительность так, как она в самом деле представляется, как описывает ее Гоголь в „Шинели“, — повести, которую я с жадностью перечитывал. Я, прежде всего, занялся собиранием материала. Около двух недель бродил я по целым дням в трех Подьяческих улицах, где преимущественно селились тогда шарманщики, вступал с ними в разговор, заходил в невозможные трущобы,

Открывавшая сборник статья Белинского явилась фактом огромного общественно-литературного значения. Она была манифестом критического реализма 40-х годов и сыграла большую роль в художественном и идейном воспитании целого ряда молодых писателей, в том числе и Григоровича.

В своем предисловии к сборнику Белинский писал о том, что современная беллетристика чрезвычайно бедна книгами, изображающими жизнь России. Белинский утверждал, что содержанием литературы должна стать русская жизнь, задачей писателей — изучение жизни русского общества. Перед молодыми писателями Белинский ставил задачу, основываясь на достижениях Пушкина, Лермонтова и Гоголя, следуя по пути критического реализма, изучать и изображать окружающую их жизнь. Русские писатели должны обличать несправедливость современного социального порядка, показывать его воздействие на человеческую психологию и отношения между людьми. Белинский указывал молодым писателям направление, в котором они должны развивать русскую литературу.

Рост сопротивления крестьян помещикам, оживление революционных настроений в русском обществе и активизация революционного движения в Европе во второй половине 40-х годов ставили перед литературой новые задачи. Белинского и его друзей уже не удовлетворяли в полной мере достижения обличительной литературы первой половины 40-х годов. Великий критик-демократ стремился сделать литературу активным проводником

Интересом к проблеме крестьянства и крепостного права, господствовавшим в кружках передовой революционно настроенной молодежи, следует объяснить решение Григоровича поехать в деревню.

Реальные факты жизни и быта крепостной деревни привели Григоровича к замыслу большой повести из жизни крестьян. В основу своей повести Григорович положил действительное событие, имевшее место в имении его матери. Григорович ставил перед собой нелегкую и новую в литературе 40-х годов задачу: создать реалистическую повесть, правдиво изображающую жизнь крепостной деревни, дать широкую картину крестьянского быта и показать психологию крестьянина, на которого падают все тяготы крепостничества.

История, рассказанная Григоровичем, была не только вполне достоверна, но и крайне типична для крепостной деревни. Григорович метко вскрывал эгоизм помещиков, жестоко эксплуатирующих крестьян. Суровость семейных отношений в среде крестьянства писатель показал как типическое явление, теснейшим образом связанное с крепостным правом, произволом помещиков и управляющих. Нищета, бесправие, непосильный труд разрушают нормальные отношения в крестьянской семье, предопределяют жестокость нравов деревни, причем особенно страдают бедные крестьяне, зависящие не только от произвола помещиков, но и от воли богатеев-односельчан.

Сделав крестьянку героиней повести, Григорович, однако, не смог показать в полной мере ее органические связи со средой. Акулина оказалась чуждой крестьянской среде, экзальтированной поэтической натурой, тонкой и недоступной пониманию окружающих. Эта нетипичность характера центральной героини была наиболее уязвимой чертой повести.

Большим достижением Григоровича в этом первом его крупном произведении явился язык повести, пронизанный элементами народной речи и обогащенный фольклорной образностью. Удачей писателя были и художественные описания русской природы.

Описания природы в этой повести были средством, при помощи которого автор раскрывал переживания героини и характеризовал условия быта и труда крестьян.

Новым в повести Григоровича было прежде всего самое обращение к жизни крестьянства. Реалистическая литература начала 40-х годов изучала главным образом жизнь городской бедноты или быт высших сословий.

Белинский отметил также и слабые стороны повести Григоровича. Он указал, что писателя постигла неудача при попытке «заглянуть во внутренний мир героини его повести, и вообще, из его Акулины вышло лицо

Белинский отстаивал реалистическое искусство, изображающее жизнь общества в ее типичных чертах, и выступал против попыток славянофилов идеализировать действительность. Доказывая правдивость картины деревенской жизни в повести Григоровича, Белинский ссылается на статистические данные о смертности деревенских жителей, подтверждающие правильность общей обличительной тенденции Григоровича.

Вместе с тем писатель показывает, что насилия и нечеловеческая эксплуатация могут довести до протеста даже такого забитого крепостного крестьянина, как Антон. Когда эксплуатация управляющего становится совершенно непереносимой, он пишет по поручению крестьян жалобу помещику на управляющего. Убедившись, что помещик действует заодно с управляющим и что у него искать защиты бесполезно, доведенный до отчаяния безвыходностью своего положения, бедностью и новым горем — пропажей лошади, Антон ночью приходит к управляющему с не до конца ему самому ясным намерением потребовать от своего имени и от имени остальных крестьян отчет у Никиты Федоровича в беззаконных действиях. Патетическому образу замученного и затравленного крестьянина Григорович противопоставляет сатирически нарисованную фигуру управляющего. Подобно барину, разоряющему крестьян ради своей прихоти, спекулирующему хлебом во время неурожаев и голода, Никита Федорович основывает свое обогащение на самой хищнической эксплуатации крестьян, диком произволе и грабеже. Никиту Федоровича Белинский охарактеризовал как «подлого холопа, с детства привыкшего подобострастно служить чужим страстям и прихотям, женатого на отставной любовнице родителя своего барина. И ему-то, не

Никита Федорович не изображается Григоровичем как человек исключительный или выдающийся своей жестокостью. Григорович показывает, что поведение Никиты Федоровича типично и является прямым и естественным следствием крепостнических отношений, произвола помещиков и бесправия крестьян.

Проводя своего героя через ряд мытарств, Григорович наглядно показывает, что закон всегда на стороне помещика и управляющего. Крестьянин же фактически стоит вне закона. Его грабят и унижают помещики и управляющие, кулаки и кабатчики, барышники и чиновники.

Повесть Григоровича приводила к выводу, что единственным: средством спасения крестьянства от физического вымирания и полного обнищания является немедленное уничтожение крепостного права и всех институтов, связанных с ним. Повесть закономерно оканчивалась крестьянским восстанием.

Однако даже и такое искажение конца повести не могло изменить ее идейного смысла.

Поставленная в связь со всем повествованием сцена присоединения Антона к разбойникам наводила на мысль о закономерности появления разбойничьих шаек из среды разоренных и доведенных до отчаяния крестьян; трагическая судьба Антона, попадающего в острог, лишний раз подчеркивала мысль о полной бесправности крестьян в крепостническом государстве.

Повесть Григоровича произвела огромное впечатление на читателей в период резкого усиления крестьянского движения и роста общественного протеста против крепостного права. Она вызывала горячую ненависть к крепостничеству, будила революционную активность передовых сил общества.

В письмах к Боткину Белинский сообщал об огромном впечатлении, которое произвела на него повесть Григоровича: «Вероятно, ты уже получил

Эта неожиданная концовка, явно противоречившая всей концепции повести в целом и значительно снижавшая ее социально-общественное значение, несомненно отражала сдвиги, происходившие в сознании писателя, начавшуюся эволюцию его от демократических настроений в сторону либерализма.

Политическая ограниченность Григоровича, непоследовательность его демократических тенденций, либеральные иллюзии, которые были ему свойственны, привели к тому, что в сложной политической обстановке конца 40 — начала 50-х годов писатель не оказался в числе передовых представителей русской литературы, сознательно хранивших и мужественно отстаивавших великие заветы Белинского.

После революции 1848 года в Европе правительство Николая I, обеспокоенное ростом крестьянских восстаний и развитием революционных настроений в обществе, предприняло развернутое наступление на все передовые силы, боровшиеся за освобождение крепостного крестьянства. Одной из форм борьбы с революционными настроениями было создание особого комитета под председательством генерал-адъютанта Меншикова для рассмотрения вопроса о современном состоянии журналов и проверки действий цензуры.

Политическая и литературная обстановка конца 40 — начала 50-х годов сказалась и на творчестве Григоровича. Он не пошел на открытое и принципиальное ренегатство, как целый ряд либеральных писателей и критиков. Однако его произведения конца 40-х (с 1849 года) и начала 50-х годов в значительной мере утрачивают свою политическую остроту и глубину показа социальных противоречий. Появляются черты, свидетельствующие о начавшемся отходе его от обличительного реализма.

Григорович рисовал и здесь нужду и бесправие крестьян. Повести предпослан выразительный эпиграф из народной песни:

Ох, весною да беспольице,
Летом тяжкие работушки,
Осенью да бездорожьице,
Зимой — зимушка студеная.

Эта краткая характеристика трудового года крестьянина, составленная самим народом, дает понять читателю уже в начале повести, что тяжелые материальные и социальные условия жизни держат крестьянина в постоянной

Изображая поместное дворянство, Григорович показал его паразитизм, корыстолюбие, черствость, тунеядство. Центральный герой романа — одержимый мелким честолюбием помещик — Аристарх Федорович Балахнов. Он идет на мелкие подлости, интриги и подкупы ради того, чтобы быть выбранным в предводители дворянства. Рисуя целый ряд образов типичных представителей дворянского общества, Григорович показывает, что человеческие чувства искажены в этой среде, что благообразная внешность

Таким образом, в этом романе Григорович являлся союзником Чернышевского в деле разоблачения дворянской салонной литературы.

Представителем патриархальной семейственности в романе Григоровича является Глеб Савинов — глава семьи. Эпическая фигура рыбака,

Такая тенденция в обрисовке героев свидетельствовала об отходе писателя от реалистического изображения человека в его связях с социальной средой.

Пародия Чернышевского имела в виду произведения Григоровича, идеализировавшие деревенскую жизнь, и пыталась заставить писателя вернуться на позиции реализма, от которых он стал отходить после 1848 года.

и неубедительный. Роман широко охватывал жизнь русской деревни и провинции. В нем давались яркие и запоминающиеся образы представителей разных сословий, начиная от бездомных нищих и разоренных крестьян и кончая богатыми дворянами, помещиками и чиновниками.

Удачным эпизодом является путешествие мальчика Пети по степи с дядей Василием. Несколько сильных страниц посвящены изображению психологии и судьбы нищих детей. Большое художественное достоинство придают произведению и картины русской природы.

Григорович, стоявший к этому времени уже прочно на либеральных позициях, не смог пойти по указанному ему Чернышевским пути последовательно демократической защиты интересов крестьян. И это крайне отрицательно сказалось на его дальнейшем творчестве.

В 60-е годы произведения Григоровича в своем огромном большинстве утрачивают прогрессивное общественное звучание. Одновременно и художественная ценность их резко снижается.

литературных деятелей. Однако воспоминания эти не отличаются беспристрастием. Григорович с либеральных позиций стремится оправдать свой отход от демократизма и поэтому замалчивает значение Белинского и Чернышевского для своего творчества.

22 декабря 1899 года Григорович скончался.

1 Д. В. Григорович, Полн. собр. соч., тт. I—XII, СПб., 1896. В дальнейшем цитируется по этому изданию.

1 Здесь и далее цитаты приводятся по изданию: В. Г. Белинский, Полн. собр. соч., тт. I—XI (1900—1917) под редакцией С. А. Венгерова, тт. XII—XIII (1926—1948) под редакцией В. С. Спиридонова.

1 А. И. Герцен, Полн. собр. соч. и писем, т. XIII, Пгр., 1919, стр. 121.

2 Ю. Ф. Самарин, Сочинения, т. I, изд. Д. Самарина, М., 1900, стр. 77.

1 Помни о родине (лат.).

2 А. И. Герцен, Полн. собр. соч. и писем, т. IX, 1919, стр. 99—100.

1 Белинский. Письма, т. III. СПб., 1914, стр. 287.

2 Там же, стр. 324—325.

1 Н. Щедрин (М. Е. Салтыков), Полн. собр. соч., т. XIII, Гослитиздат, 1936, стр. 229.

1 Н. А. Добролюбов, Полн. собр. соч., т. I, Гослитиздат, 1934, стр. 596.

1 Н. А. Добролюбов, Полн. собр. соч., т. I, 1934, стр. 597.

2 Письма А. А. Краевского к Д. В. Григоровичу. Рукописный отдел Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (собрание автографов).

1 Н. Г. Чернышевский, Полн. собр. соч., т. VII, 1950, стр. 859.

1 Некрасовский сборник, Пгр., 1918, стр. 103.

1 Н. Г. Чернышевский, Полн. собр. соч., т. III, 1947, стр. 694—695.

В этом рассказе Григорович рисует бытовую картину — лотерейный бал, устроенный чиновником с целью наживы. Групповой портрет чиновников и их семей и составляет центральный интерес рассказа. Dmitrij Grigorovich – Loterejnyj bal

40 бумажных страниц

Похожие книги Все

Впечатления


Советую


Познавательно


Весело


Букмейт — это онлайн-библиотека с книгами, аудиокнигами и комиксами. 70 000 книг можно читать бесплатно, а еще 1 000 000 — по подписке. Это выгоднее, чем скачивать книги по одной! Делитесь с друзьями отзывами, впечатлениями и цитатами, а также загружайте свои книги в формате EPUB и FB2.

Читайте также: