Наказание детей в школе аргументы

Обновлено: 30.06.2024

Например, думая о том, можно ли наказывать ребенка за истерики, Вы наверняка согласитесь с тем, что нельзя оставлять нервные припадки без внимания. А как тогда реагировать? Утешение и ласка помогут, но поспособствуют появлению манипуляции со стороны малыша. Он будет добиваться своих целей слезами. Значит, в таком случае не обойтись без наказания, ведь только так ребенок осознает свою неправоту.

Еще одним доводом в пользу наказания является моральная закалка. Если ребенку потакали во всем в семье, создавали чрезмерно комфортные условия, то вполне вероятно, что когда он выйдет в большое плавание, этот мир покажется ему слишком жестоким и несправедливым. В результате такой человек травмируется больше, чем обычный взрослый, и испытывает колоссальный стресс. Лучше приучить его к менее тепличным условиям, чтобы он выстоял в трудные времена.

Психологи выделяют следующие плюсы наказания для ребенка:

Не менее важным вопросом в данном пункте является специфика наказания. Стоит ли наказывать детей лишением мультиков, игрушек или гаджетов? Этот вариант поддержали почти все родители, оправдывающие дисциплинарное взыскание. Малыш должен понимать, что плохое поведение ведет к ухудшению его благосостояния. Но стоит ли наказывать детей молчанием, едой или другими жизненно важными вещами? Нет, нет и еще раз нет! Такие крайние меры осуждаются единогласно и психологами, и родителями со стажем, ведь это психологическое насилие над ребенком. Также не стоит использовать труд, как дисциплинарное воздействие, иначе в дальнейшем он будет ассоциироваться с негативом.

  1. Заранее предупредите малыша, что за определенный поступок Вы его накажете. Малыш должен понимать отношение родителей к его поведению.
  2. Вы должны быть уверены в правильности собственного решения о наказании. Это значит, что Вы должны точно знать, виноват ребенок или нет.
  3. Покажите, что Вам неприятно наказывать ребенка, но эти меры необходимы, чтобы урок был усвоен.
  4. Обязательно разъясните причину наказания, чтобы ребенок понимал, в чем он виноват.
  5. Поведение родителей — лучший пример для детей. Недопустимо запрещать что-то ребенку, но позволять это себе;
  6. Последовательность в процессе наказания. За одни и те же проступки нужно применять одинаковые меры воздействия;
  7. Наказание должно соответствовать проступку. Небольшие шалости и впервые совершенный плохой поступок заслуживают предупреждения. За умышленное нарушение родительских запретов должно следовать серьезное воздействие взрослых.
  8. Папа и мама определяют между собой, за что следует наказать ребенка. Не должно быть противоречий между родителями в вопросах воспитания детей.
  9. Ограниченное время наказания. Говорите ребенку, сколько продлится его дисциплинарная мера;
  10. Нужно ли наказывать ребенка, могут решить только родители. И наедине со своим малышом. Не идите на поводу у общественного мнения и не применяйте те методы, которые Вам навязали родственники, иначе Вы будете подсознательно переносить ответственность за наказание на чужие плечи.

Против

Что было бы, если бы все люди сначала совершали преступление, а потом, после наказания, понимали его неправомерность? Большинство из нас и так понимает, чего делать не стоит. Это и отличает добропорядочного гражданина от маргинала. Чтобы воспитать человека, понимающего все с первого слова, важно научить его слушать и слышать собеседника. Без наказаний. Без штрафных санкций. Такова логика мам и пап, отказывающихся от наказаний для детей. Родительский авторитет должен строиться на уважении, так что эта система предполагает, что родитель будет безукоризненным примером для подражания.

Когда ребенок становится подростком, он начинает оспаривать этот авторитет — это часть взросления. Теперь родителям необходимо использовать обоснованные правила и ограничения, чтобы помочь подростку обрести самостоятельность, решить проблемы, научиться брать на себя ответственность за собственное поведение и его результаты. Это должны быть заранее согласованные правила с четкими последствиями и логическими аргументами.

  1. Бессистемные наказания . Когда за один и тот же поступок родители применяют разные меры к ребенку или не обращают внимание на поведение малыша. Очень часто в семьях нет никакой системы провинностей. В результате дети ничему не учатся, ведь наказание не зависит от реальной степени вины. Им остается только гадать: могут ли родители наказать за какой-то поступок или нет. Зато негатив в адрес родителей копится год от года.
  2. Страх. Ребенок ведет себя хорошо, потому что просто боится родителей. У малыша нет мотивации развиваться и учиться на своих ошибках. Когда контроль ослабеет, истинная природа человека выйдет наружу, и тогда семья столкнется с тем, что так долго скрывал в себе подавленный человек.
  3. Хитрость вместо ответственности . Если Вы решили наказывать ребенка за плохие оценки, то он будет думать, как скрыть их от Вас. Нередко родители не дают выбора малышу и не показывают, как лучше поступить в тот или иной ситуации. И он начинает косить от наказания, не думая о том, что нужно исправлять ошибку.
  4. Комплекс жертвы . Дети, в отношении которых часто применяют дисциплинарные меры, чувствуют себя жертвами. Из-за этого они могут раньше времени покинуть семью и стать любимым ребенком, но уже в союзе с мужем или женой. Такой человек всегда будет требовать слишком много внимания, манипулировать второй половинкой и искать в ней отца или мать, а не супруга или супругу.
  5. Сила есть - ума не надо . Малыш делает вывод, что только с помощью силы можно донести информацию до человека. Ребенок будет подрожать взрослым: с помощью физического воздействия будут решаться все конфликтные ситуации.
  6. Комплексы . Наказания приводят к низкой самооценке и неуверенности в себе.
  7. Детские травмы . Нельзя наказывать ребенка едой и другими жизненно важными вещами. Это приводит к стрессам и психологическим травмам детей.
  1. Ребенок исправляет свою ошибку . Например, если малыш разлил что-то, можно дать ему тряпку для уборки. Без нервов. Без слез. Трудотерапия и будет его наказанием.
  2. Время для обдумывания своего поведения . На несколько минут шалуна оправляют в отдельное помещение, без игрушек, мультиков и так далее. Время для наказания очень просто рассчитать — по минуте на каждый год жизни.
  3. Изъятие различных гаджетов . Это правило подходит больше для подростков. Обязательно определите срок наказания, ребенок должен понимать, за что и на сколько его наказали.
  4. Получение неприятного опыта в жизни . В некоторых ситуациях ребенок должен поступить так, как он хочет. Главное, чтобы это было безопасно. Итак, если дочка хочет надеть короткую юбку в мороз, пустите ее на улицу минут на 5-7. Пусть постоит и прислушается к ощущениям. Осознание своей неправоты поможет гораздо эффективнее криков и запретов.
  5. Ограничить общение с друзьями . К такому наказанию нужно прибегать в случае серьезного проступка.
  6. Серьезный разговор . Расскажите ребенку, какие неприятные чувства Вы испытываете от его плохих поступков, и почему так вести себя нельзя.


Как правило, в образовательных и дошкольных учреждениях психологи и педагоги проводят беседу, нужно ли наказывать ребенка, в ходе которой родители могут задать вопросы специалистам в случае каких-то проблем с детьми. Узнайте, проводится ли такая в Вашей школе. Можно сходить и обменяться опытом с другими родителями.

Воспитание ребенка - это очень сложный и многогранный процесс. Конечно, для благоприятного развития ребенка необходимы и запреты, и своеобразные бонусы. Но стоит ли его больше поощрять или наказывать — зависит от внутренних особенностей детей. Ведь для кого-то достаточно поучительного разговора, а кто-то может все понять по сердитому взгляду родителя. Ведь невозможно дать точные рекомендации по воспитанию ребенка сразу для всех. Главное - найти золотую середину, учитывая все особенности своего чада.

Наказание детей: за и против

Мамы и папы, бабушки и дедушки, психологи и педагоги не перестают спорить о том, нужно ли наказывать детей за проступки и ошибки, допустимы ли физические наказания или можно обойтись душеспасительными беседами. Прежде чем высказаться на этот счет, расскажу о довольно любопытном опросе, который недавно провели в одной из популярных социальных сетей.

Собственно, сам опрос был на тему стоит ли наказывать детей, и проводился он отдельно для двух групп респондентов. Первая группа включала будущих родителей и родителей детей до года, вторая, соответственно, родителей детей старше года. А теперь попробуйте угадать, каковы были его результаты. Сдаетесь? Первая группа практически единогласно заявила, что наказывать детей нельзя, вторая, что делать это необходимо. Попробуем разобраться в ситуации и выяснить, кто же прав.

Наказывать детей нельзя!

  • замкнутым;
  • неуверенным в себе;
  • пассивным;
  • недоверчивым;
  • мстительным;
  • агрессивным;
  • озлобленным

То есть, боясь навредить нежной детской психике, родители позволяют малышу буквально все и стараются немедленно удовлетворить его малейшие требования. Замечу, что о нежной психике родителей, да и других окружающих людей, случайно оказавшихся рядом с разбушевавшимся ребенком, речи не идет. Ребенок же, почувствовав свою безнаказанность, нередко становиться просто неуправляемым.

Наказывать детей нужно!

Это может показаться странным, но определенные границы, запреты и даже наказания нужны вовсе не для комфорта и удобства взрослых, они нужны в первую очередь ребенку. Все эти методы воспитания дают ребенку чувство стабильности и предсказуемости жизни, а следовательно, и ощущение безопасности. Кроме того, ребенок, не знакомый с запретами и ограничениями, а также с наказаниями, следующими за нарушением запретов, становится:

  • эгоцентричным;
  • безответственным;
  • неорганизованным;
  • несамостоятельным;
  • инфантильным;
  • а то и просто неуправляемым.

Справедливости ради замечу, что есть у этой медали и обратная сторона. Слишком большое количество запретов и ограничений, частые и суровые наказания приводят к совершенно непредсказуемым результатам. Впрочем, не буду повторяться, о негативных последствиях наказаний уже было сказано в предыдущем разделе.

Ремонт холодильника с вызовом на дом от Холод Групп

Профессионально ремонтируем холодильники Liebherr + любые другие производители. Опыт более 5 лет. Бесплатный выезд мастера и диагностика!
Используйте промокод: Гномик.ру и получите гарантированную скидку 10%

Так что же делать: наказывать или нет?

Истина здесь, как водится, находится посередине: процесс воспитания дело очень деликатное и крайне индивидуальное. Естественно, для гармоничного развития личности ребенку необходимы как запреты и ограничения, так и поощрения и определенные свободы. Очень многое зависит и от возраста, темперамента и индивидуальных особенностей ребенка — одному малышу будет достаточно легкого неодобрения или сердитого взгляда со стороны родителя, другому требуются подробные объяснения, что и почему нельзя, третий воспринимает метафоричные воспитательные сказки, четвертый понимает только физическое ограничение.

Я же могу дать только общие рекомендации, которые и помогут, надеюсь, найти этот волшебный ключик.

Границы и запреты

Когда ребенок начинает понимать элементарные правила, обычно, в возрасте около 2–3 лет, вам надлежит предельно понятно, ясно и четко очертить границы дозволенного. И, самое важное, придерживаться этих правил постоянно. если нельзя смотреть мультики после 9 вечера, то нельзя ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра.

Учтите, что с возрастом правила могут меняться, вернее границы дозволенного могут становиться шире. Если малышу категорически запрещено трогать микроволновку или газовую плиту, то, скажем, 6–7 летнему ребенку уже можно объяснить, как ею пользоваться правильно.

Способы поощрения и наказания ребенка

При разговоре о наказаниях нашим соотечественникам приходят на ум такие чудодейственные методы как:

Довольно эффективным наказанием за проступки станет лишение ребенка удовольствий и привилегий. К примеру, можно на определенное время лишить ребенка десертов и конфет, мультфильмов и видеоигр, обещанного воскресного похода в зоопарк или парк аттракционов.

В случае, когда ребенок разрисовал стены краской, испачкал мебель, разбил вазу, сломал чужую вещь лучшим наказанием станет попросить ребенка самостоятельно устранить результаты своих действий — смести осколки вазы, вымыть стены, вычистить мебель, возместить стоимость испорченных вещей из карманных денег или отдать взамен свою вещь. Естественно, ребенок справится с задачей в меру своих возможностей, и весьма вероятно, что вам придется помочь малышу или после него все переделывать. Однако благодаря этому методу ребенок довольно быстро усвоит, что его действия имеют последствия, за которые придется отвечать.

Важно: применяя наказания за проступки и плохое поведение, не забывайте о поощрениях за хорошее поведение и самостоятельное исправление ребенком своих ошибок. При этом, поощрений в вашей системе воспитания должно быть больше, чем наказаний.

Что касается способов поощрений, то здесь также все индивидуально. Главное, чтобы поощрения не носили чисто материальный характер. Не покупайте хорошее поведение ребенка подарками, часто достаточно просто похвалить и приласкать малыша.

Как это выглядит на практике?

Резюме

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки ;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше ;-)

На корабле главный — капитан, а в классе — учитель. Какие же он имеет полномочия по отношению к ученикам?

Небольшой экскурс в историю

Многие родители, отправляя детей в школу, невольно вспоминают свои школьные годы и учителей.. Они были строгие, чаще справедливые, иногда несдержанные. В совтских школах никого не удивляло, когда учитель, пытаясь усмирить расшалившихся подростков, стучал по столу рукой, а иногда и разными предметами. Например наша молоденькая географичка лупила со всей мочи по столу классным журналом.

Получалось громко, но за внешний вид документа она потом получила выговор. Учитель мог взять ученика за ухо и вывести из клаcса, назвать бестолочью или еще как-то выразить свое отношение к тому, что тот на может вспомнить еще одно доказательство теоремы Пифагора.

Да, бывало всякое. Но, в глазах советских школьников, которых родители тоже ставили в угол, а иногда и наказывали ремнем, учитель был царь и бог. Он был взрослый человек, обличенный властью и, как нам тогда казалось, безграничными правами. Нет, мы знали, что розги в школе запрещены. Тем не менее нормально воспринимали легкий подзатыльник от раздасадованного учителя как альтернативу двойке по поведению и вызову родителей.

В современных школах все совсем иначе. Дети знают свои права (часто забывая об обязанностях), а для учителей действуют (и не на бумаге, а в реальности) строгие правила и ограничения. Так что же может современный школьный учитель, а чего нет?

Каждый ученик — личность

На этом, конечно же правильном постулате стоит современное образование. Тактичность, уважение личного пространства, охрана персональных данных и сведений, и никаких, абсолютно (!) личных контактов. В законе об образовании и многочисленных должностных инструкциях и методических указаниях, которые регулярно выпускает для учителей минобразования, сказано, что:

Учитель обязан: ценить достоинство всех участников учебного процесса, уважать право ребенка иметь собственную точку зрения.

Почему? Да хотя бы потому, что прав по отношению к ученикам у современного школьного учителя совсем не много. Вначале узнаем,

Чего не имеет права делать школьный учитель

Законодательство дает таким ограничениям в правах учителей очень емкое определение:

Учитель не имеет права предпринимать самостоятельных действий при нарушениях, которые выходят за рамки должностной инструкции, а немедленно связаться с руководством школы.

Что это означает? Да то, что если даже ученик нарушает дисциплину в классе, ведет себя грубо, или использует предметы, запрещенные на уроках, например мобильный телефон,

учитель не может:

  • выгнать ученика из класса;
  • поставить ученика стоять весь урок (помните такое наказание в советских школах?);
  • забрать у ученика запрещенный предмет (формально права нет, но иногда все равно забирают);
  • применить любое физическое воздействие к ученику (даже просто взять за руку);
  • оскорблять ученика и унижать его достоинство (та самая бестолочь, неуч, и т.п.).

Таких ограничений множество. Учителя не могут делать замечания с переходом на личности учеников, не имеют права обсуждать их оценки при всем классе, особенно негативные оценки. Указывать на какие-либо физические особенности и недостатки учеников.

Что касается физического контакта, то он запрещен как в негативном, так и в позитивном смысле. Например, учитель не может погладить ученика по голове или одобряюще похлопать по спине. Необходимо держать дистанцию. Правда, это соблюдается не всегда. Часто в младших классах учительницы обнимают своих учениц. Но обычно на это нарушение никто не обращает внимание. Хотя в соответствии с должностными инструкции это запрещено.

А что же разрешено учителю?

Учитель не только может, но и должен обеспечивать в вверенном ему классе образовательный процесс в соответствии с программой обучения. В права и обязанности учителя входит передача знаний в рамках своей квалификации, а также безусловным правом педагога является оценка обучающихся по объективным критериям. Он должен требовать от учеников соблюдать правила школы, уважать ее традиции. При этом обязательно соблюдая нормы педагогической этики.

Кстати, повышение голоса на детей, если при этом педагог не допускает оскорблений, является допустимым, то есть оно не запрещено должностными инструкциями, но является сомнительным с точки зрения этики.

Также учителя имеют право приобщать школьников к здоровому образу жизни, в том числе на своем примере. Они могут мотивировать детей разными способами: организовывая конкурсы, соревнования, советуя книги и занятия. Следовательно, проявление инициативы и творчества в изучении образовательных и развивающих программ является важным правом учителя.

Зависимость от взрослых

Непоследовательность

Изворотливость вместо ответственности

Я – жертва

Наказанный ребенок чувствует себя жертвой. Иными словами, сама идея наказания базируется на том, что до человека можно что-нибудь донести лишь путем причинения боли. В жизни люди с мышлением жертвы не до конца отвечают за свои поступки, а это опять же уничтожает все шансы на то, чтобы вырастить ответственную личность.

Подражая старшим

Характер детей ничто не формирует лучше, чем пример взрослых. Дети будто под трафарет копируют поведение родителей. О чем им говорит то, что вы их наказываете? Три банальные, ложные, но губительные истины:

  • в любой ситуации прав тот, кто сильнее;
  • насилие справедливо применять даже к самым близким;
  • физическая сила – один из лучших способов решения конфликтов.

Итак, плохое поведение влечет наказание. Наказание, в свою очередь, еще худшее поведение, а, соответственно, в дальнейшем и более жестокие меры наказания. Замкнутый круг.

Мальчик 5 лет плачет в углу
Только усугубите

Заниженная самооценка и другие побочные эффекты

Это совершенно очевидное последствие. Особенно, если ребенок слишком чувствительный. Он буквально будет считать, что он плохой, раз на него кричат, ставят в угол, забирают игрушки и т.д. И тогда он начнет корить себя сам, заниматься самобичеванием, что еще хуже. Не говорим уже о стрессах, страхе, жалости к себе, сопротивлению, лжи и других негативных проявлениях характера. К сожалению, в очень многих случаях наказывают именно тех, с кем достаточно просто душевного разговора. Так что для начала попробуйте просто поговорить, а не доставать ремень.

Читайте также: