Музыкально дидактические игры для детей с зпр в доу

Обновлено: 04.07.2024

В системе комплексного метода работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях компенсирующего ДОУ особое место занимают музыкально-коррекционные занятия, которые объединяют психотерапевтические, музыкально-коррекционные и общевоспитательные задачи.

Музыкально-коррекционное занятие является составной частью общей системы коррекционной помощи в дошкольном учреждении компенсирующего вида.

Подобные занятия являются своеобразным итогом коррекционно-педагогической и музыкально-воспитательной работы с детьми за определенный период. Такие занятия проводятся один раз в месяц вместо последнего музыкального занятия и преследуют следующие задачи:

  • закрепить знания детей по некоторым темам;
  • обогатить словарный запас детей, повысить уровень интеллектуального и речевого развития;
  • развивать музыкальный, звуковысотный, тембровый, динамический слух;
  • развивать пространственную организацию движений у детей;
  • совершенствовать слуховое внимание, память, мышление;
  • учить детей мягкой голосоподаче, регуляции силы голоса;
  • учить детей управлять мышцами лица, рук, туловища и ног;
  • формировать выразительность движений под музыку, совершенствуя вместе с этим чувство ритма;
  • учить выражать основные эмоции, умению правильно проявлять свои чувства при помощи мышц лица, пантомимических движений, понимать эмоции окружающих и сопереживать им;
  • развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков.

Как и все другие занятия в ДОУ компенсирующего вида, музыкально-коррекционные занятия в системе всей коррекционно-педагогической работы направлены на предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекции и компенсации средствами музыки, музыкальной деятельности, улучшение качественных характеристик движений. Помимо этого подобные занятия развивают такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

Музыкально-коррекционные занятия проходят на фоне эмоционального подъема, что обеспечивается тщательным отбором музыкального репертуара и текстов, структурой занятия, умелым его проведением. При проведении таких занятий следует постоянно учитывать быструю психическую и физическую истощаемость детей, а значит чередовать нагрузку и отдых, напряжение и расслабление.

В основе музыкально-коррекционных занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что позволяет заинтересовать и долгое время концентрировать внимание детей с ЗПР.

Все виды музыкальной деятельности, используемые в процессе музыкально-коррекционных занятий, имеют коррекционную направленность. Так, в процессе слушания-восприятия музыки у детей развивается произвольность процесса восприятия, внимания, памяти, мышления, расширяются границы знаний и представлений об окружающем мире, о человеческих эмоциях, чувствах, взаимоотношениях.

В процессе певческой деятельности у детей с ЗПР развивается речь, совершенствуются звукопроизношение, артикуляция. Развиваются музыкально-сенсорные способности, связанные с различением высоты, длительности, тембра (окраски) звука, его динамики (громкость).

При построении музыкально-коррекционных занятий следует учитывать ряд необходимых условий, а именно:

  • умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей;
  • обеспечивать взаимосвязь и логическую последовательность всех видов музыкальной деятельности;
  • учитывать возрастные особенности детей и специфику имеющихся отклонений в их развитии;
  • обеспечивать соответствие учебным и воспитательным задачам музыкального развития.

Занятие “Песенка маленьких часиков”

  1. Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой;
  2. Развивать пространственную ориентировку;
  3. Развивать мелкую и общую моторику, музыкальный слух; расширять двигательный опыт детей;
  4. Учить детей сочетать пение с движениями;
  5. Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  6. Воспитывать доброжелательные отношения и партнерские качества.

Музыкальный руководитель под звучание спокойной музыки встречает детей со словами:

Наш красивый зал опять
Очень рад детей встречать!
Тише, детки, не шумите,
Нашу сказку не спугните.
Здесь бывают чудеса…
Сказка спряталась пока!
Не грусти и улыбнись,
Сказка дарит нам сюрприз!

Тихо звучит отрывок из пьесы С.Вольфензона “Песенка маленьких часиков”.

М.р. Дети, вы слышите? (Ответы детей.)

Да, это действительно наши знакомые маленькие часики. Давайте мы сначала их найдем, а поможет нам в этом уже знакомая музыка.

Дети вместе с воспитателем ищут игрушечные часики под звучание все той же пьесы. Чем ближе они подходят к часикам, тем громче звучит музыка. Дети с воспитателем находят часики. Рассматривают их. Воспитатель предлагает показать язычком как тикают часики.

1. Артикуляционная гимнастика “Часики”

(На развитие подвижности артикуляционного аппарата).

“Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так!”
“Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так!”

Воспитатель показывает детям как нужно высунуть язык и двигать им вправо-влево, не касаясь нижней губы.

М.р. Дети, а для чего нужны часы, вы знаете? (Ответы детей).

Часы нужны нам, чтобы знать, когда спать, когда играть, когда гулять.

2. Музыкально-речевая игра “Часы”, муз. Е.Макшанцевой.

(На развитие чувства ритма и координации движений, отработку имитационных движений).

Слышен звон будильника в записи.

М.р. Вы слышите, наши часики торопят нас сделать утреннюю зарядку.

Ну-ка дружно по порядку
Становитесь на зарядку!

3. Музыкально-ритмическое упражнение “Зарядка”, муз. Е.Тиличеевой

(На развитие умения согласовывать движения с текстом песни,выразительности и ритмичности имитационных движений).

Вновь раздается звон будильника.

М.р. Ребята, вы слышите, как наши часы говорят о том, что пришло время завтрака.

Восп. А что у нас на завтрак?

М.р. А на завтрак у нас сегодня вкусная кашка, которую сварила нам любимая бабушка.

4. Песенка-игра “Ладушки”, рус. нар. мел. в обр. Г.Фрида.

(На развитие певческих навыков, координации пения с движением).

5. Чистоговорка “Каша”

(На развитие подвижности артикуляционного аппарата, силы голоса, интонационной выразительности, координации слова с движением).

“Ша-ша-ша – похлопывание пр. рукой по животу.
Ша-ша-ша похлопывание лев. рукой по животу
Наша каша хороша! гладить живот обеими руками.

Снова раздается звон будильника.

Наш будильник вновь звенит –
Поиграть он нам велит!

(На развитие динамического, ритмического и музыкального слуха, внимания, памяти).

(На развитие быстроты реакции, ритмичности и выразительности движений, ориентировки в пространстве).

Звон послышался опять –
Значит, время нам гулять!

Что-то на дворе пасмурно, давайте позовем солнышко, чтоб оно вышло из-за тучки и улыбнулось нам.

8. Песня “Солнышко-ведрышко”, муз. В.Карасевой.

(На развитие согласованности пения с движениями, мелкой и общей моторики, формирования навыка эмоционального пения).

М.р. Ну вот, и солнышко появилось, значит можно смело идти во двор на прогулку. Вставайте парами.

9. Парная пляска “Погуляем”, муз. Е.Макшанцевой.

(На развитие ритмичности и выразительности плясовых движений, чувства ритма и темпа, межличностного общения, согласованности действий с партнером).

М.р. Наши часики говорят нам о том, что настало время всем отдыхать. Я предлагаю вам поудобнее сесть и послушать прощальную песенку часиков.

Дети вместе с воспитателем рассаживаются на коврике и слушают песню.

10. Слушание песни “Есть часы во всех домах”, муз. А.Островского.

(На развитие эмоциональной отзывчивости на песню изобразительного характера, слухового внимания).

Этой песней заканчивается занятие. Воспитатель предлагает взять с собой в группу часы.

Значение музыкальной игры для детей с ЗПР и нарушением интеллекта.

Задача любого дошкольного учреждения — создать самые благоприятные условия для раскрытия личности ребёнка. Музыкальные игры в этом плане имеют особое значение, поскольку решают одновременно множество задач:

1. Отрабатывают вокальные и ритмические навыки, развивают эстетический вкус. В ходе игры дошкольник выполняет разного рода задания, действия его направлены на процесс узнавания мелодии, определение её характера. И музыкальная игра в отличие от обычного танца стимулирует детей слушать мелодию внимательно и сознательно, согласовывая свои движения с началом и окончанием композиции. Помимо этого, музыкальные игры закрепляют знание детьми музыкальных инструментов.

2. Развивают у ребенка быстроту реакции, активизируют чувства, воображение, образное мышление. Ведь в подобных играх действия обычно эмоционально окрашены, здесь имеют большое значение мимика, жестикуляция, интонация.

3. Развивают внимание, память, умение ориентироваться в пространстве, контролировать движения собственного тела.

4. Улучшают настроение, способствуют социализации детей, позволяют преодолеть индивидуальные психологические проблемы. Эта деятельность позволяет увлечь слишком активных дошкольников, имеющих проблемы с дисциплиной, и раскрепостить чересчур застенчивых детей, повысить их контактность. Музыкальные игры способствуют адаптации в новом коллективе.

5. Имеют оздоровительное значение. Прежде всего, это укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, становление правильной артикуляции, общей и мелкой моторики. Танцевальные движения позволяют эффективно снимать эмоциональное и мышечное напряжение.

Приёмы организации музыкальной игры в группах УО и ЗПР

Хороводные игры с дошкольниками пятого года жизни уже не вызывают затруднений. Исключением могут стать лишь игры на определение силы звучания: чем тише музыка, тем медленнее нужно идти в хороводе.

Музыкальные же игры для старших и подготовительных групп ЗПР становятся уже более сложными и разнообразными. Дети шестого года жизни уже вполне самостоятельно занимаются с дидактическими пособиями. Некоторые активные дети (лидеры по натуре) любят брать на себя роль педагога, проводят подвижные игры, однако, чересчур увлекаясь, они, иногда не способны охватить вниманием весь коллектив, делают паузы по ходу игрового действия.

Сюжетно-ролевые игры музыкальной тематики в старшем дошкольном возрасте становятся более развёрнутыми, замысловатыми по сюжету. Например, ребята воображают себя участниками оркестра, участниками вокального или танцевального конкурса (материал для игр может заимствоваться, в том числе, из просмотра телепередач).

Виды музыкальных игр

Среди музыкальных игр можно выделить несколько видов в зависимости от их задачи и методов развёртывания действия.

1. Спокойное музицирование

К такой деятельности оптимально привлекать подгруппу детей из нескольких человек. Полезно будет внести в игру соревновательный элемент с вручением символических призов (флажок или фишка). Например, цель игры — научить определять тембр инструментов: например, барабана, погремушки, дудочки. Дошкольники делятся на три подгруппы: первой при ударах барабана нужно имитировать руками игру на этом инструменте, другой при звуках погремушки — взмахивать кистями рук, третьей — воспроизводить игру на дудочке. При этом инструменты многократно звучат в различной последовательности, а в конце педагог отмечает подгруппу, которая наиболее быстро и точно реагировала. К такой игре можно продумать интересную награду, к примеру, по желанию ребят включить песню из мультфильма.

2. Дидактические музыкальные игры

Данный вид игр можно проводить на занятиях (причём, не только музыкальных, но и на математических, коммуникативных, а также в свободное время. Для организации такой деятельности необходим специальный наглядный материал (его вполне можно изготовить самостоятельно, а в старшем звене — при помощи детей). Можно использовать печатную продукцию либо музыкальные игрушки. Приведём примеры дидактических игр музыкальной тематики :

Очевидно, что дидактические музыкальные игры помогают развитию внимания, памяти, становлению логических операций.

3. Подвижные игры с музыкой

Эти игры характеризуются динамикой действия. Дошкольники, внимательно слушая мелодию, реагируют на неё определёнными движениями. Например, при громких звуках танцует одна команда, а при тихих — другая.

• Море волнуется раз,

• море волнуется два,

• Море волнуется три,

• Морская фигура на месте замри.

4. Хороводные музыкальные игры

Хороводные игры схожи с подвижными своей динамичностью. Однако, в отличие от предыдущих, дошкольники движутся по кругу, взявшись за руки, иногда прерываясь на какие-то действия. Часто игра проводится под какую-то песню. При этом обычно во время куплета идёт перемещение по кругу, а на припеве остановка с выполнением определённых движений (на месте, направляясь в центр, вокруг себя).

Хоровод — древняя традиция славянского народа, зародившаяся много веков назад и изначально имеющая религиозное значение, связанная с языческим культом солнца.

5. Сюжетно-ролевые игры

Вариации одной темы в разных видах музыкальных игр

Интересно, что одну и ту же тему можно задействовать в разных видах музыкальной игры. Рассмотрим это на конкретных примерах.

1. Спокойное музицирование. Педагог исполняет на пианино мелодию польки и вальса. В первом случае дошкольники должны хлопать в ладоши, во втором — делать плавные вращательные движения кистями рук. Музыка чередуется в разной последовательности.

3. Хороводная игра. аналогичное задание выполняется в двух кругах.

1. Дошкольники сидят за столами. У каждого три картонных медведя разного размера. Когда звучит мелодия в высоком регистре, выходит гулять самый маленький мишка, в среднем — среднего размера, при низких звуках — самый большой медведь.

2. Ребята делятся на команды Мишутки, Настасьи Петровны и Михаила Потапыча. При звучании музыки определённого регистра команда выходит и начинает танцевать.

3. Аналогичное задание выполняется в хороводе из трёх кругов.

2. В комнате располагаются три тучки: белая, синяя и чёрная. Возле каждой находится команда детей. В соответствии с мелодией определё нная подгруппа выполняет движения: дети кружатся, бегают, подпрыгивают.

3. То же самое происходит в ходе хороводной игры — только участники движутся по кругу вокруг своей тучки.

Общие особенности организации игр музыкального характера

1. Музыкальные игры, как правило, проводятся на занятиях (особенно для этого подходят комплексные музыкальны занятия, но также это может быть математика, развитие речи, познание окружающего мира, физкультура, а также в свободное от них время. В тёплый сезон такая деятельность вполне уместна и на прогулке.

2. Обязательное условие для эффективности таких игр — наполнение музыкального уголка в группе различными пособиями (в соответствии с возрастом воспитанников). Многие дидактические игры легко сделать своими руками.

3. Педагог должен ответственно подходить к подбору музыкального материала для игровых действий: это могут быть народные мелодии, отрывки из авторских произведений, хорошо, если музыкальный руководитель сам сочиняет простые пьесы.

4. Музыкальное произведение, но основе которого разворачивается игровое действие, дети должны воспринимать целостно, а не только выделять музыкально-выразительные средства.

5. Каждую игру педагог тщательно продумывает, детально прорабатывает образы, структуру. Независимо от результатов деятельности в конце следует непременно поблагодарить ребят за старание, воодушевить их. Малыши должны получать удовольствие от игры, а не только стремиться к успеху.

7. В каждой игре разграничиваются три этапа. Первый — создание мотивации, объяснение дошкольникам правил, подготовка к действиям. Второй — проверка необходимых для игры навыков : вокальных, двигательных, речевых. Третий — это автоматизация этих навыков, действия детей уже становятся самостоятельными.

Картотека музыкальных игр для дошкольников

Помимо указанных ранее примеров разного вида музыкальных игр, педагог может воспользоваться следующими вариантами.

Музыкальное развитие детей

для детей младшего возраста

Предлагаю вашему вниманию игру по технологии – цветочная терапия для детей дошкольного возраста, при помощи которой ребенок развивает музыкальный слух, передавая положением руки движение мелодии.

Назначение. Для музыкальных руководителей ДОУ. Используется на музыкальных занятиях, в индивидуальной работе с детьми.

Различать движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением бабочки на цветке.

Карточки с изображением цветов и накладная (переносная) бабочка. Ее можно передвигать вверх – вниз над цветами.

В эту игру можно играть от одного до четырех человек.

Педагог играет звуки на металлофоне (фортепиано), а ребенок ведет бабочку по цветам соответственно вверх или вниз.

Музыкальное развитие детей

для детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию интересную игру для детей дошкольного возраста, при помощи которой ребенок развивает слух, внимание и зрительное восприятие.

Назначение. Для родителей, воспитателей, музыкальных руководителей детского сада. Используется в свободной и индивидуальной игровой деятельности.

Учить различать колокольчики по голосам.

Развивать музыкальный слух, зрительное восприятие.

Карточки с изображением колокольчиков, таблички с надписями голосов колокольчиков.

Игра повторяется несколько раз. Чтобы интересней было играть, можете время от времени менять таблички местами. Кто первым наберет определенное число очков (3, 4 или больше, тот и выиграл.

Оценить 588 0


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти



Автор: старший воспитатель Супоросова И.Н.

АВТОР: старший воспитатель

Супоросова Ирина Николаевна

ТОЛЬЯТТИ 2021

Автор: старший воспитатель

Тольятти 2021 г.

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы

1.3 Принципы и методы организации музыкальной образовательной деятельности

2. Содержательный раздел

2.1 Структура и содержание разработки

2.2 Организация образовательной деятельности

2.3 Ожидаемые результаты

2.4 Тематика годового перспективно-тематического плана

3. Организационный раздел

3.1Предметно-развивающее обеспечение программы

4. Список используемых источников

5 Приложение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование личности ребенка начинается с дошкольного детства. Музыкальное искусство позволяет выражать чувства и эмоции, отражать краски и разнообразие окружающей действительности во всем ее многообразии, помогает расширять кругозор ребенка-дошкольника и обогащать его духовно-нравственный мир. Музыка побуждает к общению, творчеству, самовыражению; доставляет удовлетворение и эстетическое наслаждение.

В условиях реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования до настоящего времени отмечаются проблемы, связанные с отсутствием принятых примерных комплексных и дополнительных программ дошкольного образования детей. Кроме того, специальное дошкольное образование всегда было связано с недостатком программно-методического обеспечения.

В условиях дефицитарного развития личности детей с задержкой психического развития музыкальное воспитание позволяет формировать зачастую нарушенный фонематический слух у дошкольников, развивать коммуникативные способности; является средством регуляции поведения ребенка, успешной интеграции и адаптации его в социуме.

Реализуя современные требования к организации воспитательно-образовательного процесса во всех видах детской деятельности, музыкальное воспитание выступает и необходимой частью коррекционно-развивающей работы для детей с ЗПР.

Поэтому, неполноценное содержание музыкально-художественного направления не позволит в должной степени обеспечить качество воспитательно-образовательного процесса – разностороннему гармоническому развитию ребенка и его комфортному самочувствию в коллективе сверстников.

Только через музыку и музыкально-художественную деятельность дошкольник с нарушением зрения способен выразить свои эмоции, ощущения и чувства. Она позволяет раскрыться такому ребенку, вести себя раскрепощено, уверенно и комфортно.

Новизна программы состоит в принципиально новом комплексном подходе к проведению музыкальной образовательной деятельности, заключающейся в формировании помимо музыкальных способностей, раскрытие творческой индивидуальности ребенка, его раскрепощенности, отзывчивости, культуре самовыражения, а также личностного развития посредством различных видов искусства. Это особенно важно для детей, имеющих проблему в познавательной, социально-коммуникативной сфере, т.к. ощущения являются важнейшим органом восприятия информации об окружающем нас внешнем мире и поэтому у детей с задержкой психического развития представления об окружающем бывают неточными, фрагментарными, обедненными, а порой и искаженными. Дети также имеют ограничения эмоционального и коммуникативного характера, трудности в выражении эмоциональных состояний.

Цель: гармонизация условий и средств формирования музыкально-творческих способностей дошкольников с задержкой психического процесса.

Задачи:

1. Развитие музыкальности через восприятие и различение высоты, тембра, силы и продолжительности звука; различения звуков окружающего мира, их разнообразии.

2. Формирование у дошкольников потребности в самовыражении через развитие творческих способностей (игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических игр, музыкально-дидактических игр).

3. Развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

4. Развитие слуховой и пространственной ориентировки.

Принципы:

Интегративность – определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельностью.

Адаптивность – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.

Креативность (организации творческой деятельности) - педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в которых ребёнок становится художником, поэтом, музыкантом, артистом и реализует своё творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.

Систематичность и постепенность -все занятия проводятся регулярно. Повышение возможностей организма происходит только при повторных нагрузках, которые углубляют эти изменения и способствуют более важным перестройкам в организме

Наглядность - широкое применение наглядности, адаптируемой к условиям восприятия (зрительного или осязательного);

Доступность - разучивание осуществляется от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка.
Вариативность - материал постоянно варьируется, представляя тем самым необычность и новизну, эффект сюрпризности.

Методы: (традиционные).

- Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений: слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;

танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей и т.д.

- Словесные методы обращены к сознанию. Они помогают осмыслению поставленных задач и сознательному выполнению двигательных упражнений: беседы, слушание и обсуждение, творческие игры, инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений,

- Практические методы связаны с практической деятельностью. Разновидностями этого метода, являются игровой прием, который дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает творческую инициативу и соревновательный прием используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков: дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, музыкальные, хороводные, театрализованные, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) и.т.д.

(Нетрадиционные). Кроме традиционных методов на интегрированных занятиях используется система общих дидактических методов обучения, предложенная доктором педагогических наук И. Я. Лернер (методы классифицированы по характеру деятельности.

Название.

Содержание.

Информационно-рецептивный

направлен на организацию и обеспечение восприятия, запоминания дошкольниками готовой информации.

Репродуктивный

направлен на закрепления, упрочнение, углублении знаний, способов оперирования знаниями: усвоение способов деятельности суть и образец которых уже известен.

Эвристический

направлен на операционное или поэтапное обучение элементам процедурам их творческой деятельности.

Исследовательский

предполагает самостоятельное решение целостных задач.

Адресат: воспитанники с задержкой психического развития компенсирующих групп дошкольных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Продолжительность: 4 года.

Структура и содержание разработки:

развитие восприятия и укрепление мышечного аппарата, участвующего в воспроизведении мимических, жестовых, пантомимических движений;

развивать умение снимать мышечную напряжённость, уверенность в своих театральных способностях;

создание условий для развития интонационной вырази тельности речи .

Средства реализации раздела:

упражнения на снятие напряжения и успокоения детей;

этюды для развития воображения, творческих способностей;

творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативности.

развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

развитие умения ритмично и выразительно передавать движения в соответствии с образами предметов окружающей действительности, хранящимися в памяти.

Средства реализации раздела:

чтение стихов, сопровождающееся движением;

упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

пение попевок, песенок;

упражнения для развития моторики рук, кистей, пальцев;

упражнения на развитие ориентировки в пространстве;

развитие слуховых и телесных ощущений, равномерной ритмической пульсации, мелкой моторики;

развитие умения играть и импровизировать ритмические и мелодические попевки;

развитие умения играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать в игру и заканчивать.

Средства реализации раздела:

упражнения для развития мышечной силы и стимулирования движений пальцами (отстукивание ритма каждым пальчиком на музыкальном инструменте, потряхивание и встряхивание бубенцов, одетых на кисти рук, отхлопывание ритма ладонями по коленкам);

упражнения на развитие ритмического, динамического восприятия.

создание условий для образного отображения окружающей действительности через формирование реальных образов предметов окружающего мира;

обогащение сенсорного опыта через развитие органов восприятия: зрение, слух, осязание;

формирование эстетических суждений.

Средства реализации раздела:

упражнения направленные на развитие мелкой моторики рук и координации движений рук и других частей тела;

слушание разнохарактерных музыкальных произведений;

упражнения на использование выразительности цвета в рисунке.

развитие музыкальных способностей детей;

развитие познавательных процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, речи;

совершенствование основных движений.

Средства реализации раздела:

игры на развитие звуковысотного слуха;

игры на развитие тембрового слуха, динамического слуха;

игры на развитие восприятия, музыкальной памяти;

игры на различение характера музыки, средств музыкальной выразительности и .т.д.;

игры, направленные на развитие слуховой и пространственной ориентировки;

упражнения, направленные на тренировку сетчатки глаза, совмещение зрительного и слухового образов;

музыкально-дидактические игры, направленные наразвитие подражательных функций.

Организация образовательной деятельности строится:

На слаженной и взаимосвязанной деятельности всех педагогов ОУ (педагогом-психологом, воспитателем, врачом-офтальмологом, учителем-логопедом, учителем- дефектологом) и семьи воспитанников.

Посредством осуществления взаимодействия с детьми на основе личностно – ориентированного подхода.

Примерное распределение разделов в музыкально-художественной непосредственной образовательной деятельности:

Возрастная группа.

Младшая/Средняя

Старшая/Подготовительная.

Музыка внутри меня.

Два раза в неделю.

Два раза в неделю.

Логоритмика.

Два раза в неделю.

Два раза в неделю.

Музыкально-дидактические игры.

Два раза в неделю.

Два раза в неделю.

Музыкальный инструмент.

Два раза в неделю.

Два раза в неделю.

Один раз в неделю.

Два раз в неделю.

Ожидаемые результаты:

1.(Младшая группа) Стремление детей проявлять большую инициативу в играх разнообразной направленности. Демонстрировать свое отношение к разнохарактерным музыкальным произведениям в рассказах и движениях, рисунках. Реагировать движениями на изменения в музыкальном произведении (громко-тихо, быстро-медленно), точно отмечать смену движений в двухчастной форме, передавать образными движениями особенности игровых движений. Сформировано умение выполнять простые танцевальные движения. Эмоционально откликаться на знакомые музыкальные произведения.

2.(Средняя группа). В данном возрасте дети стремятся выразительно передавать игровые образы сказочных героев, проявляют активность в инсценировании песен, сюжетно-ролевых игр, сопровождая свои действия игрой на музыкальных инструментах. К концу пятого года дети умеют высказывать свои суждения о музыке, оценивать её и качество своего исполнения. Справляются с программными танцевальными движениями, могут использовать их в свободной пляске. Понимают и употребляют в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние: добрый-сердитый; эстетические характеристики: нарядный, красивый.

4.(Подготовительная группа). Дети могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально – подвижных игр. Результаты в обучении детей музыкально – ритмическим движениям свидетельствуют, что дети выразительно и ритмично двигаются в соответствии с разнообразным характером музыки, передовая в танце эмоционально – образное содержание. Сформированы навыки и умения игре на музыкальных инструментах, исполнения произведения в ансамбле. Хорошо развит ритмический и интонационный слух.

Умеют исполнять ритмические и комплексы упражнений под музыку. Выразительно исполняют движения под музыку, могут передать свой опыт младшим детям, организовать игровое общение с другими детьми. Способны к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений.

Образовательная деятельность выстраивается в рамках содержания тематики годового перспективно-тематического плана основной общеобразовательной программы дошкольного образования учреждения:

Главная Занятия по Музыке

Роль игровых технологий в музыкальном воспитании детей — дошкольников в группах с ЗПР
Занятия по Музыке
Автор: Сидоркова Дилара Галимзяновна
26.09.2018 11:31

Роль игровых технологий в музыкальном воспитании детей — дошкольников в группах с ЗПР

Роль игровых технологий в музыкальном воспитании детей — дошкольников в группах с ЗПР

По определению многих ведущих психологов и педагогов, игра является основной формой деятельности ребенка. В этом возрасте сюжет является содержательной канвой игры. Сюжетно-ролевая, как и любая другая коллективная игра дошкольников, не может существовать без игрового сюжета. Игровой сюжет – это объединенные и комбинированные события и явления реальной жизни ребенка, пережитые им и зафиксированные в сознании в образах, впечатлениях, эмоциональных отношениях, отражаемые в игре и по ходу игры. Чем старше ребенок, тем богаче опыт его переживаний и представлений об окружающей действительности, что в полной мере отражается в его играх.

Наиболее эффективным педагогическим условием обогащения и развития сюжетов детских игр является музыкальное искусство. Это объясняется тем, что музыка отображает социальное взаимодействие людей, а сюжеты детских игр строятся на переносе отношений между людьми; музыка развивает воображение, творческое мышление, а это необходимо для развития сюжетов игр. И музыка, и игра – образное представление действительности, поэтому музыкальный образ легко перевоплощается в игровой.

Музыка является средством обогащения сюжетов детских игр, так как она эмоциональна, образна, подвижна и тем самым привлекательна для детей, она содержит в себе множество идей, мыслей, образов, побуждает к фантазированию и игре.

Специфика работы музыкального руководителя в коррекционном детском саду заключается не только в осуществлении задач музыкально- эстетического развития, но и в коррекционно-развивающей деятельности педагога. В процессе музыкальных занятий основным средством обучения является сама музыка, ее восприятие и исполнение. Это мощнейший фактор развития эмоций у детей. Но, к сожалению, мы часто наблюдаем, что у детей с ЗПР и умственной отсталостью как правило нарушена эмоционально-волевая сфера, то есть ребенок с недостаточным вниманием воспринимает музыку, иногда отказывается вообще слушать или воспринимать не в том ключе.

Как известно, любой изучаемый материал становится легким и понятным, если мы познаем его через игру. При этом важно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий. Нужно научить ребенка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

Каждая игра – это общение ребенка со взрослыми, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка. Однако игра-это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Игровые приемы в процессе ООД.

Во время знакомства с произведениями разного характера дети переживают и испытывают определенные чувства. Чтобы помочь им правильно определить свои эмоции, использую следующие игровые приемы:

Такая игровая форма нравится детям, они активно включаются в процесс слушания.

Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду.

Музыкально-игровые приемы, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Свои занятия я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза. Если в руках у меня зайчик, то обязательно читаю стихотворение о нем, дети слушают музыку, как он скачет, убегает от лисы, затем зайчик пляшет под веселую музыку, играет на каком-либо инструменте (барабане, бубне, погремушке), а в конце занятия он обязательно играет с детьми в догонялки, прятки. Эта структура остается, если я прихожу с куклой, мишкой, матрешкой.

Обычно для распевок беру несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен, попевок, которые дети поют с различных звуков. Одновременно они могут прохлопать ритмический рисунок.

Одним из видов музыкальной деятельности является ритмические движения. На занятиях значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки.

В процессе систематических занятий по движению у ребят, развивается му-зыкльно-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.

Детям с ЗПР ритмические движения даются, как правило, очень тяжело. Поэтому свойственны я начинаю с элементарных простейших подражательных движений. В этом случае желательно использовать в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку.

С первых занятий необходимо развивать стремление самостоятельно с творческими элементами выразительно двигаться под музыку.

Систематическое применение игровых моментов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом.

Таким образом, игровые приемы на занятиях музыки способствует более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства.

Используя игровые технологии на музыкальных занятиях, я стараюсь соз-дать доброжелательную, радостную обстановку, эмоциональную поддержку, поощряя любую выдумку и фантазию ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

В музыкальной деятельности с помощью игровых технологий мы развиваем у детей психические процессы.

Очень важно, чтобы детские эмоции были направлены на музыку, на ее художественные образы в единстве с игровыми. Игра вызывает радость, особенно в сочетании с музыкой, которая углубляет эти радостные переживания. В условиях музыкальной игры детей можно побуждать к подражанию отдельным интонациям мелодии, простейшим словам, к звукоподражанию. Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогают иг-ры драматизации, музыкальные игры.

С помощью игровых технологий развиваются и творческие способно-сти ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направ-ленности помогает подготовить ребенка к школе.

Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты, повышаются возможности его личностного роста. Это основное положение игровой терапии.

Цель игровой терапии — не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопере-живании взрослого.

С такими детьми в нашем детском саду стараются заниматься игровой терапией систематически. Дети приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используем народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

Используя в педагогическом процессе народные игры, мне не только удается реализовать обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: одновременно приобщить детей к народной культуре.

В своей работе я также использую театрально-игровую деятельность, которая обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод, что использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса.

Посредством музыки формируются и нравстевнно-эстетические ценности, выражающиеся в отношении ребенка к природе, человеку, предметам в форме сочувствия, сопереживания, сострадания, почитания, благородства, созидания и т.д.

Одна из основных особенностей музыкального воспитания является свобода детского творчества, признание самобытности. Успешное, эффективное обучение способствует созданию оптимальной среды взаимодействия учителя и ученика, организации нормального педагогического процесса без травмирующего организм и психику детей с ЗПР физического и психического развития.

Читайте также: