Музыкальная среда в школе

Обновлено: 02.07.2024

Мой круг

Кабинет музыки – это маленькая планета в школе, на которой дети получают возможность реализоваться в разных видах творчества. Учебный кабинет может стать репетиционной комнатой, концертной или театральной сценой, музыкальной гостиной, игровой площадкой, студией видеомонтажа или издательским центром. Поэтому создание предметно-развивающей среды в кабинете музыки является важным средством организации оптимальных условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса по предмету и создании возможности творческой самореализации детей. Именно этот замысел стараюсь воплотить в кабинете музыки в МОСШ№2 г.Белоярский, где я работаю.

Предложенный проект оформления кабинета выполнен по собственным эскизам средствами оргтехники, которая сегодня доступна многим учителям, что, на мой взгляд, может быть интересно коллегам.


















Этапы воплощения решения

"Создание предметно-развивающей среды в кабинете музыки"

1.Подготовительнй этап: формирование замысла, создание эскиза оформления кабинета, освоение ИК-ресурсов, необходимых для реализации замысла.

2.Этап реализации проекта

3.Использование образовательных и воспитательных возможностей предметно-образовательной среды, активное пополнение развивающей среды кабинета

4.Определение перспективы развития проекта. В планах обновление ИК-среды и технического оснащения кабинета согласно требованиям, предъявляемым к кабинету для реализации ФГОС нового поколения.









Эффекты в учебно-воспитательной деятельности

I. Повышение качества учебно-воспитательного процесса по предмету, создание условий для творческой реализации детей в школе

II. Технологичность представленного оформления учебного кабинета музыки, т.е. его воспроизводимость любым учителем - в условиях современной школы позволяет использовать предложенные в проекте элементы оформления любому учителю для организации образовательного пространства собственных кабинетов в зависимости от системы работы этого учителя.

Для реализации проекта использованы материалы сайтов:

и другие материалы, размещенные в свободном доступе в Сети Internet

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ирина Владимировна Стрельцова

г.Норильск, Красноярский край

учитель музыки, высшая категория

Современная школа – это особый мир детства, в котором есть свои правила, уставы, цели и задачи, что не позволяет выпасть из общего жизненного потока. В каждом поколении образовательное учреждение поставлено в ситуацию самоопределения, поиска новых решений. Современный учитель, урок, школьник… современная образовательная среда…

В XXI веке человек в полной степени ориентирован на знания и использование новых технологий. Именно такого выпускника готовит современная школа. Поэтому современная школьная образовательная среда стала одним из самых важных направлений развития школы, которая входит во все структуры школьной жизни. Задачи обучения состоят в том, чтобы не только дать учащимся навыки, знания, грамотность, но и привить им интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность, развивать стремление к самосовершенствованию, создавать и выполнять условия для формирования личности учащихся. Для этого учитель использует все возможные средства обучения.

Современной образовательной средой учебно – воспитательного процесса и взаимодействия становится усовершенствованный кабинет. Настоящий кабинет предметника - это не только фон, красивое дополнение, но и инструмент, который мощно стимулирует ученика и становится помощником учителя.

Каждый кабинет в школе является основной составляющей образовательного пространства, которая расширяет информационное поле образовательной среды, являясь центром урочной и внеурочной деятельности по предмету. От того, насколько чётко учитель знает, что ему необходимо иметь в кабинете, во многом зависит эффективность его преподавательской деятельности.

Основная цель учебного кабинета: создание современных условий для повышения качества образовательного процесса по предмету в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, программы Министерства образования РФ.

Задачи учебного кабинета:

• способствовать наиболее эффективному использованию учебного оборудования и технических средств обучения;

• обеспечивать условия, инициирующие и поддерживающие мотивацию учащихся к изучению предмета;

• способствовать применению методов и приемов на уроке и внеурочной деятельности;

• способствовать развитию творческих способностей обучающихся;

• соответствовать требованиям санитарных норм и правил.

Главная задача учителя – создание условий эмоционально-деятельностного комфорта для каждого ученика в процессе приобретения знаний, умений и навыков.

Когда учитель работает в комфортных условиях, когда у него под рукой весь технический и методический арсенал, тогда он может творчески подходить к уроку, тогда кабинет действительно становится его творческой лабораторией.

Значимость школьного кабинета в учебном процессе очевидна. И от того, каким он будет, во многом зависит качество обучения. Создание учебного кабинета как творческой лаборатории учителя – актуальная задача для многих общеобразовательных учреждений.

Для того чтобы учащиеся плодотворно занимались искусством, музицировали, пели, танцевали, творчески развивались и одновременно повышали свой культурный и интеллектуальный потенциал, необходимо создать в школе оптимальные условия для проведения музыкальных занятий: обустроить помещение, оснастить его школьной мебелью для учащихся и учителя, оборудовать кабинет качественными техническими средствами обучения нового поколения, приобрести в необходимом количестве музыкальные инструменты для проведения практических занятий; подготовить учебно-методический комплекс для каждой ступени обучения, укомплектовать библиотеку кабинета нотной и музыкальной литературой, аудио - и видеоматериалами, и, последнее в списке, но не последнее по значению: пригласить на работу неравнодушного, творческого и заинтересованного учителя музыки.

Мой кабинет музыки выглядит так, что, войдя в него, сразу же испытываешь эмоциональный подъем. Прежде всего, помещение светлое, уютное, оригинально оформленное и удобное для всех видов занятий, предусмотренных учебной программой и комфортное для внеурочной деятельности и внеклассных мероприятий.
На зрительное восприятие влияет, в первую очередь, цветовое решение отделки стен: теплые оттенки абрикосового окраса. Оконные проёмы оформлены жалюзи, уют создают тюль бледно-розового цвета и шторы с принтом музыкальных знаков. Мебель, ученические парты, компьютерный стол и стол учителя светлых оттенков дерева. Музыкальный кабинет не перегружен предметами обстановки, он остается функциональным и при этом достаточно просторным и удобным для перемещения учеников во время урочной и внеурочной занятости. Дизайн кабинета спланирован так, что теплая, уютная обстановка помогает учащимся раскрепоститься и создать на уроке музыки активную творческую атмосферу. Этому же способствует и красочное, нарядное, музыкальное оформление всего пространства. Кабинет музыки – это многофункциональное помещение, в котором есть зона - подобие мини-сцены. Здесь ребята репетируют, выступают как с сольными номерами, так и в ансамбле, поют хором и разыгрывают музыкальные сценки. В такие моменты класс превращается в небольшой концертный зал со своими артистами и слушателями.
На передней стене, позади учительского стола, располагается школьная доска. Она имеет магнитные свойства, для оформления наглядного материала к уроку или творческих работ учащихся.
Боковая стена отведена для шкафов, в которых хранятся музыкальные инструменты, наглядные пособия, книги, сборники, учебно-методические материалы, разработки и т. д., задняя стена используется для стенда, тематической наглядности и портретов выдающихся музыкантов.
Столы для учеников располагаются в три ряда. Для проведения проектных занятий, допускается установка столов попарно, ученики рассаживаются лицом друг к другу. (Приложение, фото 1)

Одним из условий успешного обучения на уроках музыки в школе, несомненно, является качество используемых аудио - и видеоматериалов. С появлением ИКТ в образовании перед учителями музыки открылись новые возможности. Благодаря интернет-ресурсам и появившимся в продаже всевозможным электронным пособиям, стала возможной демонстрация на уроке не только иллюстраций с изображением какого - либо музыкального инструмента, национального или сценического костюма, портрета, фотографии или репродукции картины, но и просмотр видеофрагментов опер, балетов, мюзиклов. Всё это помогает учителю сделать материал урока более насыщенным, ярким, запоминающимся для ребёнка, расширить его кругозор, мотивировать на творческую деятельность. Применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, проектор, музыкальный центр и т.д.) безусловно, позволяет добиться желаемого результата. (Приложение, фото 2)

Все вышеперечисленное позволило мне органично включить ИКТ во все уроки музыки. Это и демонстрация на уроках презентаций, разработанных мною к изучаемым темам, и использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и рок – опер, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагментов художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагментов исполнения музыкальных произведений юными исполнителями для создания эффекта сопричастности детей к созданию музыкальных образов; фрагментов народных праздников и выступлений народных музыкантов.

Самым важным оборудованием кабинета являются, конечно же, музыкальные инструменты.

Музыкальный инструмент – образовательная среда, что отличает музыкальный класс от всех остальных. Традиционно в кабинете находится музыкальный инструмент электронное фортепиано для учителя , который необходим для демонстрации различных музыкальных фрагментов, песенного показа материала, музыкальных стилей, при распевании голосового аппарата, а также для сопровождения концертных выступлений в качестве аккомпанемента или исполнения программных произведений учащимися, занимающихся обучением игре на инструменте.

Необходимым оборудованием кабинета являются учебно-практические инструменты. К ним относятся музыкальные инструменты, которые на уроке используются как учителем, так и учениками. Народные инструменты:
деревянные ложки, бубен. Ударно-шумовые инструменты:
тамбурин, треугольник, трещотка, коробочка, колотушка, грематуха и другие. Этнические инструменты: маракасы, кастаньеты.
Данные инструменты используются во время уроков, и внеурочной деятельности. Все это очень нравится детям, а некоторым из них школьные уроки музыки дают стимул для дальнейшего профессионального освоения инструмента.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство. Практически каждый ученик может освоить игру на ударно-шумовых и этнических инструментах: металлофоне, ксилофоне, ложках, маракасах, трещотках, колокольчиках и других. Наличие музыкальных перкуссионных (ряд ударных инструментов, не входящих в состав классической ударной установки ) инструментов позволяет устроить на уроке импровизированный концерт. Такое интерактивное обучение с элементами игры дает хорошие результаты, вызывает интерес к музыке, музыкальному искусству, исполнительству.

В течение нескольких лет мною собраны коллекционные музыкальные инструменты в количестве 100 экземпляров с подробным описанием и историей создания каждого инструмента. В данной коллекции представлены струнные, духовые, клавишные, ударные инструменты разных народностей и стилей. Учащиеся не только видят, но и держат в руках тот или иной миниатюрный музыкальный инструмент. Данная коллекция помогает подготовиться как учителю, так и ученикам к различным видам урочной и внеурочной деятельности, например, составить духовой или симфонический оркестр, разделить инструменты по группам, стилям; выделить струнно-смычковую группу инструментов, разделить медные и духовые инструменты и т.д. Для составления презентаций или музыкальных проектов, подробное описание каждого инструмента есть в сопроводительном журнале: история создания и развития каждого инструмента, от момента создания и до наших дней, включая самые любопытные подробности всех эпох. Как изготавливаются инструменты: от ремесленного производства до самых современных технологий, с фотографиями, иллюстрирующими процесс создания. Детальное описание составных частей и главных характеристик каждого инструмента, делающих его звучание особенным. А также подробный обзор биографий великих исполнителей-виртуозов, играющих на различных инструментах и в самых разнообразных стилях и направлениях, от классической музыки до тяжелого металла. Заинтересованные учащиеся находят произведение понравившегося исполнителя на сайтах в сети интернет и имеют уже слуховое представление музыкального инструмента, о котором узнали. (Приложение, фото 4)

Высокий уровень эффективности музыкально-педагогического процесса обеспечивается созданием на базе кабинета музыки учебно-методического комплекса.

Неотъемлемой частью кабинета является книжный фонд. Он состоит из научно-методической литературы для учителя и литературы для учащихся. Это книги по методике преподавания музыкального искусства, музыкального воспитания и образования детей в школе; литература для школьных праздников и мероприятий; литература по народному творчеству. В составе тематической библиотеки находятся различные музыкальные словари, энциклопедии, учебники по музыке для общеобразовательной школы; книги по истории музыки, книги о музыке и музыкантах, хрестоматии и нотная библиотека, располагающая достаточным объёмом произведений вокальной и инструментальной музыки . Литература для учащихся включает учебники, словари, энциклопедии, песенники, книги для внеклассного чтения.

Большое место в кабинете отведено наглядным средствам обучения, которые являются не только источниками информации, но помогают также управлять познавательной деятельностью учащихся, обеспечивают новые способы передачи информации, позволяют чередовать различные виды работы (коллективные, индивидуальные), расширяют возможности для творческих работ учащихся.

Средства наглядности можно разделить на три группы:

1) зрительные (таблицы, демонстрационные карточки, репродукции, иллюстрации, раздаточный изобразительный материал).

2) слуховые (магнитофонные записи).

3) зрительно-слуховые (видеофильмы и кинофрагменты, DVD, компьютерные программы)

Большую часть информации учащийся воспринимает зрительно, поэтому с помощью наглядных средств, школьники лучше запоминают изучаемый материал. Наглядный материал я использую при изучении всех разделов курса музыки.

Работе с учебником по музыке способствуют учебно – методические пособия, которые помогают организовать учебный процесс рационально. Это методические рекомендации к учебникам, дидактические материалы, словари, справочники и другая методическая литература.

В кабинете собраны некоторые репродукции художественных картин, иллюстрации к музыкальным произведениям, различные рисунки по темам уроков (в том числе и выполненные учащимися), портреты великих композиторов, выдающихся исполнителей.

Различные виды искусства, в том числе и народное, обладают богатейшими возможностями самовыражения личности в творчестве и поэтому является неотъемлемой частью процесса обучения и воспитания в общеобразовательной школе. Народное творчество – одно из составляющих русской культуры, в которой изначально заложены многие педагогические принципы, последовательность и доступность, способствующие успешному освоению народного творчества детьми.

Одна из зон кабинета представляет собой быт русского народа. Стена выполнена в виде русской избы. Представлены различные бытовые предметы: домотканые половики, старинная прялка, веретенца, вышитые рушники середины 20 века, плетёные корзины, корыто, вышивки, русский самовар и др. Привлечение учащихся к народному творчеству позволяет развивать творческую свободу, раскрепощенность, реализовывать творческие замыслы, фантазию, воображение. Народное творчество является ярким и доступным по содержанию, позволяет наиболее полно выражать себя в творчестве, что необходимо для успешного формирования гармонично развитой личности. (Приложение, фото 6)

Для урочной и внеурочной работы с детьми мной подобран материал по народному творчеству, включающий разнообразную литературу, аудио и видеозаписи народных песен, праздников и обрядов, собрана коллекция кукол в народных костюмах с описанием местности, обрядов и традиций в которой данный вид одежды был популярен.

На уроках музыки и во внеурочной деятельности дети оказываются в условиях, в которых они могут проявлять свою индивидуальность. Самой активной деятельностью является пение, что способствует творческому развитию школьников.

На внеклассных занятиях уделяю большое внимание развитию у детей способности к пению, используя хоровое пение как эффективное средство воспитания не только эстетического вкуса, но и фантазии, творческой инициативы детей. Вокально-хоровая работа содействует развитию музыкальных способностей, певческих навыков, голоса, чувства ритма, музыкальной памяти, сценического мастерства, повышает музыкальную культуру. Интересный репертуар способствует активизации вокальных занятий. Творческая атмосфера позволяет учащимся по-настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, открывая путь к скорейшему овладению и закреплению певческих навыков.

Внеурочная деятельность помогает воспитывать чувство ответственности за коллектив, нравственно – эстетические чувства, формирует вкус и интерес детей, развивает художественное воображение, артистизм, психологическую раскрепощённость, выявляет творческую активность. Дети, у которых ярко выражены способности к вокальному исполнению, становятся солистами. Кабинет музыки в данном случае является территорией творчества, местом, где воспитанники ансамбля не только постигают вокальное искусство, но и учатся дружить, сопереживать, работать в коллективе.

Приведенная характеристика учебного кабинета музыки позволяет сделать вывод о том, как велика его роль в современном образовании, в формировании творческих способностей учащихся, в продуктивном развитии личности ребенка, раскрытии его потенциала и его индивидуальности. Грамотно и нестандартно оформленный кабинет музыки – это своеобразная визитка школы, определяющая её отношение к культурному развитию своих воспитанников.

Музыкальная среда

Музыка нас окружает сегодня уже везде, куда бы вы ни зашли бы, она везде звучит. Уже существует музыка, которая должна звучать в лифтах больших универмагов, она какая-то определённая; музыка, которая звучит в московских такси, она тоже уже какая-то определённая; музыка, которая звучит в концертах, если вы идёте вечером на концерт; музыка, которая звучит на улице. Вот весь этот звуковой фон – это музыка.

(Г. Канчели, композитор)

Эту тему мы хотели бы начать с предложения. Дело в том, что речь на этом уроке пойдёт не совсем о музыке, т. е. не об отдельных музыкальных произведениях, которые можно слушать, обсуждать, сравнивать с другими произведениями. Здесь речь пойдёт о множестве всевозможных звучаний, окружающих нашу жизнь. Поэтому было бы интересно, если бы каждый из вас стал музыкальным редактором этого урока, предложил свой собственный вариант его музыкального оформления.

Музыки вокруг нас очень много. Она напоминает о себе зданиями концертных залов и театров, афишами, приглашающими на самые различные концерты - от классических до ультрасовременных. Она зовёт к себе настойчивой рекламой, звуками, льющимися отовсюду - из радиоприёмников, телевизоров, магнитофонов. Она звучит на улице, в транспорте, в каждом доме. Музыка стала нашей повседневной средой.

Мы даже научились не замечать это нагромождение музыкальных звуков - хотя бы потому, что иногда человеку хочется уйти от слишком назойливой звуковой среды в тишину. Ведь когда музыки слишком много, она перестаёт быть музыкой, становится шумом.

Однако всегда ли уютно человеку в такой многослойной звуковой среде?

Едва ли. Во-первых, шум нередко агрессивен, он вторгается в нашу частную жизнь, навязывается нам вопреки нашей воле. Во-вторых, особенно агрессивен именно музыкальный шум: обладая эмоциональным воздействием, музыка буквально заставляет её слушать. Кроме того, человеку не может быть нужна вся эта музыка. В ней каждый выбирает то, что ближе ему самому.

Любители классики по-прежнему ходят в концертные залы, полагая это лучшим для себя отдыхом. Другие слушают музыку в собственном автомобиле, выбирая мелодии и ритмы в согласии со своими настроениями. А некоторые и вовсе надевают наушники, отгораживаясь от окружающей разноголосицы.

А вот высказывание выдающегося дирижёра Евгения Колобова.

Получается, что музыки вокруг много, а человеку всё равно её не хватает. В чём тут парадокс?


In this article, we will discuss General features of the pedagogical potential of musical and cultural environment of the educational organization. To determine the pedagogical conditions of optimization of functions of cultural leisure and educational facilities of the village as structural components of a single socio-cultural space of personal development.

Keywords: the potential pedagogical, musical and cultural environment, educational institution.

Социально-культурная деятельность выступает средством социализации ребенка, то есть приобщением к общественному целому, становления, как члена общества. В данном контексте социально-культурная деятельность предстаёт как система форм, средств и методов, регулирующих социальные процессы и социальное поведение человека, и по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей [1].

Подрастающее поколение воспитывается в социуме под воздействием объективных и субъективных факторов, в том числе и под влиянием социокультурных институтов. В последнее время в связи с реформой школы и демократизацией учреждений культуры и внешкольных учреждений расширяется сфера продуктивной творческой деятельности, творческое начало проникает во все направления социально-культурной деятельности.

Социально-культурная деятельность представляет собой педагогическую систему, связанную с другими сферами человеческой деятельности, ей принадлежит активная роль в формировании общественной практики наряду с экономикой, политикой. Социально-культурная деятельность как педагогическая подсистема, выражая суть и методику педагогического воздействия, выступает как связь субъекта и объекта. В рамках этой системы социально-культурная деятельность рассматривается как педагогически направленная, формирующая и развивающая личность.

Глубочайшим педагогическим смыслом пронизано всё — и сам акт вхождения субъектов социально-культурной деятельности, Педагога и его Ученика, в бесконечно богатую кладовую культурных ценностей, и сам момент взаимодействия этих субъектов, выстраиваемый по законам педагогики, и сама постоянная направленность этого взаимодействия на свободный выбор занятий, на инициирование творческих усилий и способностей субъектов [2].

Педагогически организованное социально-культурное взаимодействие представляет собой не только межсубъектное сотрудничество, но и взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социально-культурной деятельности. Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.

Педагогический потенциал музыкально-культурной деятельности содержит в себе арсенал средств, методов и форм, а также социокультурных технологий, которые используются активно в учреждениях дополнительного образования, в частности в детских музыкальных школах.

Так, к примеру, в музыкальной школе большую роль для воспитания и музыкального образования играет концертно-просветительская деятельность. Она является одним из основных видов профессиональной деятельности преподавателей и учащихся школы. Она стимулирует интерес у учащихся к занятиям, оказывает благотворное влияние на развитие их музыкально-эстетических вкусов.

Концертно-просветительская работа выполняет и социальные функции, которые наиболее актуальны. Активная работа в этом направлении повышает престиж школы, служит средством формирования её положительного имиджа.

Верными помощниками в воспитании учащихся являются такие формы социально-культурной работы, как: концерты с обсуждением исполнения самими учащимися; конкурсы, творческие вечера, фестивали, праздники, коллективные посещения концертов, музеев, музыкальных лекториев и. т.д.

Ребёнок в музыкальной школе не столько учится, сколько присваивает общечеловеческие ценности и идентифицирует себя с определённой культурой на основе познания музыки.

Успех всей разнообразной работы по музыкальному образованию во многом определяется тем, насколько учащиеся овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней.

Существует великое множество форм социально-культурных мероприятий в работе учреждений дополнительного образования детей.

Это в том числе и различные виды музыкальных развлечений — праздники, утренники, игры, тематические вечера, дискотеки, театральные постановки, и.т.д.

В работе образовательных учреждений можно организовывать не только конкурсы и фестивали, огромной любовью у обучающихся пользуются музыкальные праздники. Праздники, как правило, являются яркими событиями в жизни школы. Это — центр формирования разнообразных эмоций и чувств ребенка. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, изобразительное искусство, художественное слово, танец. Музыка обычно ведущий компонент праздника, она соединяет все другие виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с темой торжества.

Праздник — это не только проявление художественных способностей и творческой инициативы, но и встреча с кем-то или чем-то интересным.

Организация праздников имеет большую подготовительную часть: оформление декораций, атрибутов и костюмов, разучивание музыкальных и театральных номеров и пр [3].

При организации таких праздников дети чувствуют большую ответственность и важность своей роли. А так как праздник — это синтез искусств, то в нем могут участвовать любой желающий ребенок.

Культурная среда образовательного учреждения — совокупность материально-технических, знаково-символических, информационных и психолого-педагогических условий, влияющих на культурное развитие и саморазвитие детей и взрослых в пространстве учреждения дополнительного образования.

Особенность технологии воспитания духовной культуры состоит в том, что субъекты и объекты объединяются, взаимозаменяются в процессе социально-культурной деятельности, которую отличают свобода выбора, добровольность, активность, инициатива как отдельного человека, так и различных социальных групп. Она обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями; характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, социальных, профессиональных и прочих интересов взрослых и детей.

Таким образом, педагогический потенциал социально-культурной деятельности и возможности его использования в деятельности образовательного учреждения заключается в целенаправленном воздействии на личность ребенка, так как именно через неё в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которым руководствуется общество в своей жизнедеятельности.

  1. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. — М.: МГУКИ, 2011.
  2. Пиличяускас А. А. Познание музыки как педагогическая проблема / А. А. Пиличяускас // Музыка в школе. — 2013. — № 1.
  3. Смирнов Б. Ф. Детская музыкальная школа как учебное заведение и культурно — просветительное учреждение // Культура. Творчество. Человек. Часть III: Культурология КДД. — Самара. — 2011.
  4. Степанова З. А. Воспитание творчеством / Степанова З. А. // Дополнительное образование № 12. 2015.
  5. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга: Учебное пособие. — М.МГУКИ, 2013.
  6. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия//Ученые записки. Вып. 23.МГУКИ — М., 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): социально-культурная деятельность, праздник, дополнительное образование, музыкальная школа, музыкальное образование, образовательное учреждение, педагогический потенциал.

Читайте также: