Куда поступают выпускники вальдорфских школ в россии

Обновлено: 05.07.2024

Вальдорфские выпускники – кто они? Отличаются ли они от других выпускников своим отношением к жизни, учебе, дружбе, школе? Ответить на эти вопросы не так просто, поскольку ученик, закончивший одиннадцатый класс, по определению уже находится вне школьного наблюдения, каждый выпускник индивидуален и начинает свою самостоятельную жизнь. И хотя многие выпускники приходят в школу на 1 сентября, Последний звонок или Рождественский базар, проследить за жизнью всех выпускников невозможно. Наверное, единый объективный и исчерпывающий ответ на любой из поставленных выше вопросов дать нельзя. Поэтому мы решили адресовать интересующие нас вопросы самим выпускникам. На Дне выпускников, который обычно проходит в нашей школе в середине февраля, мы попросили выпускников заполнить подготовленные для них анкеты.

Нас интересовало: в какие ВУЗы поступают выпускники школы, насколько легко вальдорфские дети адаптируются к окружающему миру, как меняется отношение учеников к школе через несколько лет после ее окончания, какими словами они ее вспоминают? Существует мнение, что Вальдорфская школа создает для своих учеников некоторое закрытое от внешнего мира пространство, что учителя предлагают детям смотреть на мир сквозь розовые очки. После выхода из школы молодой человек переживает крушение этого волшебного мира и не может адаптироваться к реальности. В итоге, с этой точки зрения, вальдорфские выпускники оказываются хуже подготовленными к суровым реалиям взрослой жизни. Так ли это в действительности?

В анкетировании приняли участие 37 выпускников из 8 разных классов.

1. Как бы вы определили, что такое Вальдорфская школа в двух словах?

  • Это школа, где все общение с ребенком основано на уважении и индивидуальном подходе к каждому как к личности.
  • Школа, где Человек может раскрыть при помощи учителей множество талантов, не только получить школьные знания, но и максимально повысить уровень эрудиции.
  • Это место, куда приятно приходить, - это как второй дом. Школа, где учат радоваться, стойко переносить трудности, ценить дружбу.
  • Простор для творчества.
  • Возможность быть свободным, творить и развиваться, при этом учиться находиться в пределах дозволенного и определять эти границы самому.
  • Школа с человеческим отношением к ученикам.
  • Это школа, в которой учителя делают свои уроки интересными для учеников.

2. Обучение в Вальдорфской школе скорее помогает или мешает в дальнейшей жизни?

  • Помогает оставаться человеком.
  • Помогает с легкостью входить в контакт с любыми людьми. Что касается поступления в ВУЗ, я считаю, что никакая школа не дает материал в соответствующем и требуемом объеме.
  • В разных аспектах жизни – по-разному. Как личности мы – люди яркие, индивидуальные, креативные. Это главное пожалуй.
  • Как помогает, так и мешает. После окончания школы летишь на крыльях уверенности в том, что все у тебя получится. Но реалии жизни иногда меняются.
  • Помогает. Здесь даётся база знаний, общечеловеческих отношений и свобода мысли – умение высказывать своё мнение, не боясь ошибиться. Все поездки в другие города и страны, насыщенная внеклассная жизнь школы (музыкальный театр, ежегодные классные спектакли, выступления на школьных фестивалях, игра на различных музыкальных инструментах, спортивные игры, художественные занятия…), на мой взгляд, очень помогают в выборе своих интересов, профессии и просто при межличностном взаимодействии в дальнейшей жизни.
  • Учит находить общий язык с незнакомыми людьми, позволяет вести себя легко в новой компании
  • Обучение в Вальдорфской школе с одной стороны помогает, потому что формирует творческое мышление, а с другой стороны, творческое мышление – это минус, когда нужно целиком и полностью следовать установленным правилам.
  • Вальдорфская школа развивает человека гармонично и всесторонне. Это однозначно помогает в дальнейшей жизни.

3. Что школа Вам не дала, из того, что должна была дать?

4. За что вы благодарны школе?

  • Самых близких мне друзей я встретил здесь.
  • За чудесно проведенное время. За то, что ни один день в то время не был потрачен зря.
  • Благодарна за уют, за творческие силы, которые школа вдохнула в меня.
  • За детство, которое действительно было счастливым. За сформировавшееся отношение к жизни.
  • За то, что школа научила меня самому желанию и стремлению к новым знаниям, информации. Научила меня учиться.
  • За прекрасных учителей, которым было не все равно.
  • За то, что на занятиях мне почти не приходилось скучать. За яркие, незабываемые поездки с классом, гастроли со школьным театром, немецкий язык.
  • За умение свободно мыслить.
  • За то, что, несмотря ни на что, я верю в себя и не собираюсь сдаваться. Собственно школа максимально от нас этого требовала.
  • За то, что здесь были уроки музыки. За хор в старшей школе, за эвритмию.
  • За то, что школа помогла мне полюбить изучение мира как процесс. За великолепную атмосферу, и площадку для личностного роста
  • За творческое развитие, возможность проявлять инициативу.

5. Отдали бы Вы своего ребенка в Вальдорфскую школу? Почему?

Моя школа

У школы юбилей, я заполняю анкету для выпускников, снова вижу этот вопрос и снова все думаю, думаю. Честно пытаюсь вспомнить все, что было, проанализировать, выделить главное. Как сложно! Мои воспоминания о школе как рисунки вальдорфских первоклашек: яркие цветные пятна, образы, в них очертания самых счастливых и ярких событий: строим скамейки, красим фонарики, вяжем овечек на продажу, квасим капусту для кафе, украшаем классы, шьем костюмы, поставили спектакль, поем, поем, поем. Поездки, как же много поездок! Рождество, играем на ксилофоне, поем, Адвент, прячем подарки, спектакль, едем на гастроли, поем, рисуем, эвритмия, проект, танцуем танго, посадили дерево. Все это – правда, все было моим, со мной, все моим и осталось.

А учеба где? И учеба здесь, тоже вся моя как есть, все-все помню… вот только на первом месте все равно то, в чем поучаствовали мои руки, моя фантазия, мой труд, мои ожидания, мои переживания, мои маленькие триумфы… И тут меня осенило! Все так или иначе сходятся во мнении, что наша школа много дает, и это правда. А как же другие хорошие школы, гимназии, лицеи? Любая хорошая школа много дает, надо просто выбрать направление. Я не раз спрашивала у своих однокурсников, хорошая ли у них была школа? Много ли она им дала? И почти все из них отвечали да, много: хороший уровень знаний, хорошие учителя, поездки и праздники. Но на мой вопрос, приходят ли они в свои школы после выпуска почти все удивленно отвечают – зачем? Если ты пришел в хорошую школу, ты уйдешь оттуда с хорошими знаниями и хорошими друзьями, и то и то останется с тобой. С друзьями всегда можно встретиться где угодно. А как же школа? – спрашиваю я. А что школа? Школа это просто дом, стены, если повезет, то дом хороший и приятный, и задача умного ученика получить максимум того, что школа может дать. Кажется, все верно…Но ребята, вальдорфцы, разве у нас так? Разве мы приходим в школу, потому что нет другого места для встречи? Кто-нибудь может в здравом уме сказать: я взял от школы максимум и пошел дальше? Кто-нибудь может назвать нашу школу стенами для получения знаний? А как же все, что мы оставляем в школе, что мы не можем просто взять и забрать с собой, потому что это принадлежит нам месте, нам и школе? Вот этим меня и осенило. Школа много дает, и это замечательно. А еще наша школа умеет принимать. Кому-нибудь приходило это в голову? Не знаю, но я вдруг поняла, что так оно и есть, этим-то наша школа и отличается принципиально от многих-многих других. Школа, которая не только дает, но и принимает. Абсурд? Конечно, нет! Просто очень редкий дар. Вспомните, каждому из нас школа предлагает, а иногда и навязывает (ведь на то она и школа) возможности отдать частичку себя, своего труда, своего старания, возможность почувствовать свою важность и причастность к тому, что происходит вокруг, возможность создать, поучаствовать и пожать плоды, разделив их с другими. Я уверена, каждый из нас, учащихся и выпускников, учителей и родителей, пройдясь по школе, найдет хоть что-то, созданное с его участием, будь то что-то материальное или абстрактное. А даже если и не найдет чего-то за давностью времени, все равно будет помнить и знать, что это было и не исчезло бесследно. Вспомните все, что не входит в учебный план и обязательные субботники, все, что мы так старательно готовили, рисовали, красили, украшали, придумывали, репетировали, строили, чинили, покупали, все, во что вложили душу. Кто-то больше, кто-то меньше, кто-то чаще, кто-то реже, кто-то сам, кто-то по просьбе, но ведь каждый вложил хоть небольшую частичку себя, понимая, что это не инвестиция в свое будущее и не что-то новое в копилке академических знаний, а труд и время, вложенные в общее дело, для всех, для школы. И ведь школа действительно умеет все это принимать! Принимать так, что хочется делать снова, принимать так, что результат не оставляет равнодушным, принимать так, чтобы мы имели счастье чувствовать себя нужными и важными, способными не только брать, но и отдавать. Разве детей с малых лет не учат тому, что дом и семья – это такое место, где всегда нужно брать и отдавать взамен, пользоваться тем, что делают другие и делать самому что-то на благо остальных? И если, как принято считать, мы живем в обществе потребителей, разве не самое важное, чтобы дети с малых лет учились брать и отдавать на равных не только дома, но и в социуме? И разве в условиях пресловутой глобализации не важно, чтобы человек с детства осознал, что у него есть право на свое уникальное место в этом большом мире, потому что он может и хочет сделать свой вклад в его благополучие? Для многих из нас школа – это второй дом, вторая семья, потому что в настоящей семье все на равных, нет только берущих и только отдающих. Помню, как важно было для нас маленьких, которые по наущению взрослых настроены скорее на впитывание информации, чем на обмен, осознать, что мы создали что сами, и это что-то вдруг оказалось действительно нужным и важным. Вот моя первая вязаная овечка, а вот овечки моих друзей, и вот на Рождественском базаре кто-то захотел их купить (ого! значит, получились хорошие овечки! Ну, подумаешь, голову от ног не отличить). А еще помню скамейки возле школы, которые мы строили, красный занавес в актовом зале, в который вложены деньги, заработанные нами на кафе в 6 классе, свою картину в рамочке, украшающую выставку, свое сочинение в школьном журнале, нашу победу на конкурсе в Австрии, аплодисменты и глаза зрителей после всех-всех наших спектаклей, лица малышей, когда мы делали для них рождественскую спираль, слезы на глазах учителя, когда пела песню Марии своему младенцу Иисусу, которую он учил меня петь, слезы и улыбку маму, когда танцевала Эвридику, слезы и улыбки учителей, когда мы уходили из школы и многое, многое другое…А еще, знаете, в этом году весной заметила на нашем каштане первую цветочную завязь - значит, будут плоды! Обязательно будут! Вот, что мы со школой дали друг другу. У каждого этот список свой и по своему бесконечный..И, что самое замечательно, как видите, все принятое школой возвращается с процентами, остается в памяти незабываемыми минутами, учит отделять существенное от несущественного. Из этого мы построили себя, из этого, помноженного на годы и людей построила себя школа. Вот ей уже 20 лет, многое ушло безвозвратно, многое изменилось, понятия не имею как обстоят дела по части образовательной программы, но точно знаю, что своего дара принимать наши надежды и старания школа не потеряет никогда! Потому что мы ее такой создали, вот такая уж магия вышла. Ребята, малыши и старшие, родители и учителя, любите школу! Не стесняйтесь и не скупитесь отдавать ей ваше время, силы и таланты, все это вернется Вам стократ. И не пытайтесь выжать из школы максимум, ничего не дав в замен, не такая это школа. Может, вы и не получите всех возможных академических знаний, но уж точно научитесь не только брать, но и отдавать. Отдавать, не лишая, а обогащая себя! Мудрецы говорят, все на свете состоит их потоков энергии, и, если это так – умение принимать и отдавать на равных и поддерживает нашу жизнь, делает нас людьми. Счастливыми людьми.

Проходят годы…Я перестала узнавать лица учеников уже на всех этажах школы, привыкла встречать незнакомые лица учителей…Но меня это больше не смущает, потому что, пока есть сама школа, мне всегда будет к кому приходить. Она как будто живая, созданная из всего, что мы в нее вложили. Как родительский дом, который на всю жизнь остается неисчерпаемым источников силы, поддержки и любви, наяву и в памяти.

Polad Bederkhanov

У меня в голове не укладывается, как так в нашей стране люди мыслящие в одном направлении встретились, создали вальдорфские школы, которые существуют уже целых 20 лет!
Это, правда, что-то невероятное.
У меня такое чувство, что вальдорфское движение в России пора изучать и записывать его удивительную историю, пока ещё можно найти концы.
Если начинать с ближайшего нам конца (вы меня извините, ведь этот вопрос звучал миллион раз), надо спросить, чем занимаются выпускники?
Я настроен всерьёз! Прошу помочь всех, кому что-либо известно.

Предлагаю такую форму регистрации: школа, год выпуска, ФИО (или кличка, если хочется остаться инкогнито), деятельность в настоящий момент.

Если кто-то хочет рассказать о себе подробно - супер! Пишите!

Станислав Восинский

Хорошая идея)
Школа на Омской, затем в Ольгино и наконец в Дачном, выпуск 2004 год

Мой путь сейчас связан с древнейшей из настольных игр. Я создал свою школу игры го, достиг мастерского уровня и почти каждую неделю провожу публичные лекции в различных пространствах, музеях и на выставках.

Несколько лет назад я начал принимать участие и организовывать экологические акции в рамках движения "Мусора.Больше.Нет."

Grigory Sluch

Москва, школа 1060 (школа на Стремянном переулке). Выпуск 2007 года, Григорий Случ.
Заканчиваю ВУЗ, пишу диплом на тему склонность к наркомании. Паралелельно работаю. Пишу тексты для сайта фирмы, изготовляющие изразцы. Не могу сказать, что устроился в жизни. Однако многие из выпускников вальдорфской школы на Стремянном вполне себя реализовали и получили хорошие, востребованные специальности. Мало кто работает в сфере вальдорфский педагогики.

Надежда Гримальская

санкт-петербург. школа на дачном. работала в области реабилитации наркомании. сейчас учусь на младшего инженера. леплю из глины.считаю что вальдорфская школа дала мне все, чтоб самореализоваться и устроиться в жизни.

СПб, Школа в Дачном. Выпуск 2008. Учусь и работаю в музыкальной сфере, о чём мечтал и к чему шёл, и в этом счастлив. Армию отслужил также музыкой - в военном оркестре. Вальдорфская школа - это великое для меня место. Там я стал собой в настоящем времени. Что касается особенности вальдорфцев от остальных выпускников - это вопрос не линейный. Я думаю, что те люди, в которых можно увидеть вальдорфцев просто по глазам, имели богатый духовный опыт вне школы, что позволяло им впитывать всё тепло и любовь, которые есть в вальдорфской школе. Поэтому нельзя однозначно сказать про всех - у каждого абсолютно разная жизнь. Всё же, люди с чем-то схожим, вальдорфским во взгляде встречаются и выделяются из толпы, и это факт.
Да, о реализации. Это не просто так, свершилось и всё. В моём случае - это длинный, долгий путь, на который я, к счастью, встал. Нашёл, так сказать, и исследую, иду.
Вот что я очень часто чувствую, вспоминая с благодарностью школу, - это метаморфозы материала, будь то дерево, нитки или что-нибудь ещё. Неописуемая радость наполняет меня, когда я работаю руками, придавая материалу новую форму и жизнь, и это дала мне школа)

Ксения Пиняева

Polad Bederkhanov

Станислав, Стас, здарово! Давай попробуем в общих чертах определить, кто чем стал заниматься из нашего класса. Предлагаю другим выпускникам сделать тоже самое для своих классов.

Polad Bederkhanov

Дмитрий, мне очень нравится твоё творчество! Жду твоих аудиоаписей. Знаешь ли ты кто чем занимается из твоего класса, не считая Нартан). У Инги, кажется безумно интересная деятельность.

Агни Соколова

DELETED

Инга, что-что?? НИ С КЕМ. Это я никто, что ли, теперь. ахаха)

Алина Вараксина, ВЦИВ (Вальдорфский Центр Искусства Воспитания) до 5-го класса, Вальдорфская Школа в Дачном, выпуск 2008
Охохонюшки. Как же в двух словах-то описать) Я вижу из своего окна цепь гор, розовые, желтые и голубые дома со ставнями и черепичные крыши. Трава ядрено зеленая, прямо скажем, неплохо для времени года. С сентября 2012 года, за исключением небольшого путешествия домой, я во Фрайбурге (Брайсгау), Германия, где зачислена в Университете имени Альберта Людвига в магистратуре, продолжающей, по сути, мою специальность (литература, культура, лингвистика, перевод). Моя деятельность в настоящий момент - самосовершенствование, конечно). Мне здесь очень много чего очень сложно. А мне хочется научиться преодолевать сложности. Точнее, изменить отношение к некоторым вещам.
Впечатление от школы (особенно, начальной): теплая, красивая. Это из-за рукоделия, спектаклей, пения и флейты. Которые я очень любила, хотя тогда это не осознавалось как что-то особенное, просто было. От старшей - Господи, спасибо Тебе за этих людей, которые Учили (и Учат) меня. Мне было комфортно и интересно. Мне задавали вопросы, черт возьми, которые меня двигали. Ну и ко мне были внимательны, не насиловали, ежели что-то было ну совсем не в тему и не мой вопрос-цель на определенный момент. Так получилось, что поездка в Германию по обмену в 9-м классе запустит череду событий, которые надолго определят мою жизнь: поступление на факультет Иностранных Языков и далее.
Ну да ладно, вопрос был про деятельность: перевожу я, письменно и устно, по приходящим запросам. Нахожусь здесь. Зарабатываю деньги другими возможными для меня способами, благо Германия предоставляет. Настроение - хорошее.

Агни Соколова

Алина, солнце, мы с тобой встречаемся, но не часто (по моим меркам). по мне, общаться - это делать общее дело и строить общую реальность.

DELETED

Агни) Милая. Но я не могу сказать, что мы с тобой разлетелись, потерялись, - потеряли. Не ощущается это так.

Выпускники необычных школ




Фото- и видеосъемка


Первые пять классов я училась в общеобразовательной школе возле дома. Были конфликты с одноклассниками, ухудшилась успеваемость, и вообще появилось ощущение, что хочется перемен. Мы с родителями решили сменить учебное заведение, и тут подключился мой крестный — он очень важный для меня человек, а еще он священник. Но он никогда не навязывал веру ни мне, ни моим родителям. Просто, когда узнал, что мы подыскиваем другую школу, предложил помочь перевести меня в ту, где учились его дети — в Свято-Владимирскую православную. Мы договорились, что никто не будет настаивать на моем дальнейшем пребывании там. Мне дали месяц на раздумья: я могла спокойно уйти, если мне что-то не понравится.

Любовь, 23 года

Свято-Владимирская православная школа, Москва


Как устроена школа

В школе было четверо священников: трое вели уроки и один считался духовником. По понедельникам с утра был общий молебен — собрание в школе за 20 минут до начала занятий. До и после каждого урока читали молитвы — в классе назначали дежурных на каждый день, которые их зачитывали. Еще мы молились перед обедом и после, все вместе.

До девятого класса униформа заключалась в том, что девочкам обязательно было носить юбки ниже колена либо по колено и кофты без вырезов с закрытыми плечами. А потом ввели форменную клетчатую юбку. Верх можно было носить любой — главное, чтобы белого цвета и в рамках приличий. Меня, правда, два раза отправляли домой переодеваться. Однажды я пришла в майке с вырезом, открывающим плечи, хоть и натянула ее так, чтобы их прикрыть. Ко мне подошла учительница, одернула, посмотрела на мои голые плечи и не пустила на уроки.

Учителя иногда закрывали глаза на то, что парочки могли обниматься в коридорах, до случая, когда на это нажаловались другие дети

Косметикой можно было пользоваться в меру — тональник, немного туши. В школе не очень одобряли перекрашивание волос в яркие цвета — рыжий, красный, из брюнета в блондина. Особенно не любили, когда парни с волосами экспериментировали. Просили родителей, чтобы не было резких перемен. Классе в седьмом один мальчик отращивал волосы — в конце концов учителя настояли, чтобы он подстригся. Сама я менять цвет волос никогда не хотела, так что это правило меня не затронуло.


Обычные подростки

Учились не только дети из верующих семей. Сейчас в школе большинство учеников из семей, которые ходят в церковь только по праздникам. Мы были самыми обычными подростками. В девятом классе у многих появились отношения — парни, девушки. Как я к этому относилась? Хорошо, конечно. У меня тоже был молодой человек, он учился в этой школе. Некоторые пары, образовавшиеся в школе, поженились после выпуска. Учителя иногда закрывали глаза на то, что парочки могли обниматься в коридорах, до случая, когда на это нажаловались другие дети — пятиклассники увидели, как кто-то целовался, и рассказали родителям, которые резко отреагировали. После этого начали относиться строже к отношениям в школе, особенно директор.

ЕГЭ я сдала средне, но это больше зависело от моего отношения к экзаменам, чем от школы. Мой самый высокий балл был 78, так что на бюджет я не поступила, но окончила школу дизайна НИУ ВШЭ в Москве и переехала в Петербург. Сейчас я работаю в дизайн-студии и преподаю в филиале школы дизайна НИУ ВШЭ.

Как учатся в Монтессори-школе

Моя мама — основатель и директор школы Монтессори. Так что я всю жизнь была в этой тусовке, пока в 15 не переехала в пансионат в Великобритании — разница оказалась радикальной. Христианская школа, подъем в шесть утра, походы в церковь на утренние псалмы, потом учеба, а после спорт — такая армейка.

Система Монтессори нацелена на то, чтобы помогать детям учиться на материалах вместо сухого запоминания цифр и правил. Материалы — это пособия для наглядного понимания того или иного механизма. Когда я училась, система Монтессори только появлялась в Питере, материалов еще не было, они создавались силами учителей и родителей буквально из всего, что было под рукой. Сейчас у детей в школах Монтессори есть все необходимое — такие же материалы, как в зарубежных школах.

У меня были сложные отношения с материалами, потому что я хорошо усваиваю информацию, которую слышу и читаю, мне не обязательно сделать что-то руками, чтобы понять, как это работает, достаточно было представить. Но я знаю, что не у всех так. Материал, который мне запомнился больше всех, — на деление. Есть деревянная дощечка, фишки и много бусин, которые нужно распределять по фишкам. Например, чтобы 40 разделить на пять, я брала пять фишек и 40 бусин, распределяла их поровну по фишкам и видела перед собой ответ — у каждой фишки оказывалось по восемь бусин. Так можно было наглядно понять механизм деления.

То, что воспроизводила моя мама, мне кажется, было очень экспериментальным, свободным интерпретированием системы. Пока я училась, у нас каждый год было по-разному. В шестом классе ввели систему, по которой мы пять недель учились по пяти основным предметам, а потом на неделю погружались только в один предмет — например, в историю. Это было потрясающе, мы подробно разбирали исторические события, ездили по музеям. Потом еще пять недель основных предметов, а после — неделя биологии, нас отправляли откапывать какие-то корешки, собирать листики.

Алина, 22 года

Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой

По физике у нас были эксперименты. Мы даже сами делали приборы, чтобы понимать оптику

У нас никогда не было оценок за уроки. Оценки за экзамены были, в конце и в середине года, и то не всегда, они появились лет с 12. Основное отличие заключалось в том, что большая часть дня была посвящена свободной работе — это когда в классе по краям стоят столы и дети сидят где хотят и занимаются чем хотят. У нас было три урока в день и четыре часа свободной работы. По идее, нужно было заниматься тем, чем тебе надо, но все занимались чем хотели. Но только из учебы — нельзя было сидеть и просто играть в компьютер.

Нам не говорили учиться строго по программе. Были интересные штуки вне программы, которыми мы могли заниматься. Например, когда мне было лет десять, появилась экспериментальная лаборатория — уголок, где мы в игровой форме проводили эксперименты, исследования, писали книгу исследований. У нас была карта уровней, за каждый пройденный уровень награждали медалькой — я добралась до последнего, сама сделала проект по плавлению олова.

Лет в восемь мы с подружками сделали исследование о жизни океана — с картинками на огромных ватманах, вырезанными изображениями кораллов и разных видов рыб. Я не помню, почему мы это делали, у нас не было такого задания, просто срабатывало детское любопытство, все было интересно.

У нас был живой уголок с мадагаскарскими тараканами, тарантулом, зайцем, хомяками. Дети, которым были интересны животные, приходили с ними играть, наблюдать за их жизнью, кормить. Мы ходили в походы, брали с собой компас, меняли угол тени от дерева, я, правда, уже не помню зачем. Было городское ориентирование, поездки в Эрмитаж. Три раза мы съездили во Францию, показывали спектакли на французском. Веселья было настолько много, что кажется, будто в школе вообще никогда не было скучно.

Уроки были очень разные. По физике у нас были эксперименты. Мы даже сами делали приборы, чтобы понимать оптику. Мы не всегда учились как-то по-особенному. Математика к седьмому-восьмому классу проходила вполне конвенционально — есть учитель, доска, класс людей, вы сидите и учитесь. А как еще выучить алгебру?

У нас были не классы, а ступени: с первого по третий год, с четвертого по шестой, с седьмого по девятый и с десятого по 11-й. Суть деления вместо классов на ступени в том, что вся ступень находится в одной рабочей зоне — старшие помогают младшим, а младшие у них учатся. Соответственно, при переходе на следующую ступень старшие становятся младшими. Но когда училась я, мы всегда были старшими, потому что мы были первым набором школы.

Мы могли передвигать парты, как нам удобно, иногда сдвигали их в один большой стол, иногда расставляли их, как в обычных школах. Во время самостоятельной работы я любила поставить парту лицом к стене, чтобы никто не отвлекал — сидишь и работаешь один. Я сейчас скучаю по тем временам.


Вспоминая годы в обычной школе, я иногда думаю, что была в военном лагере. У нас были собственные шкафчики, постоянные построения, физкультура только в определенной форме, постоянные нормативы. Мне кажется, если бы я училась в обычной школе, я бы ни за что не вышла на сцену. А в вальдорфской распробовала, как это круто — участвовать в концертах, театральных постановках.

Анастасия, 25 лет


Система школы основывалась на погружении. Первый урок назывался главным и длился полтора часа. Раз в несколько недель предмет, который мы изучали на главном уроке, менялся. Допустим, в течение трех недель на главных уроках мы изучали физику, выполняли домашнее задание только по ней. Дисциплины, которые требовали большего погружения — историю, географию, химию, — мы изучали такими блоками. Потом было намного проще вспоминать пройденный материал. Все остальные уроки были по 45 минут, как в обычной школе.

В последней четверти было время практики — мы выбирали проект, например по музыке, углублялись в него и в конце делали презентацию. Каждый мог выбрать тему, близкую именно ему. Интересно, что на протяжении всей учебы у нас было рисование, музыка — пение и флейта. Все играли на блок-флейтах.

Если ребенок хорошо рисует, его отправляют на практику на производство, где можно посмотреть, как рисуют работники

В России еще упрощенная система — в вальдорфских школах в Германии, например, дети могут выбрать практически любой симфонический инструмент. Там вообще немного по-другому — например, если ребенок хорошо рисует, его отправляют на практику на производство, где можно посмотреть, как рисуют работники. Или может быть практика в оркестре — дети играют вместе с профессионалами и гастролируют по Германии.

Я ездила в Германию по обмену несколько раз — на пару недель и на месяц, чтобы пройти практику и поучиться. Вообще, если ты учишься в вальдорфской школе, ты можешь написать в любую школу и предложить обменяться, особенно с теми, кто учит русский язык — а таких немало. И они с удовольствием примут гостя, потом точно так же кто-то может поехать в гости в Россию.


Учу технике интуитивного рисования и работаю с внутренними блоками и зажимами людей через рисунок

К ЕГЭ мы готовились все второе полугодие 11-го класса. У нас убрали почти все уроки. Было много факультативов по предметам, которые мы выбрали, и каждый ходил туда, куда ему нужно. Я ходила на немецкий, кто-то в это же время ходил на обществознание. Я не помню, сколько у меня было баллов на ЕГЭ, но точно сдала все без троек, даже поступила на бюджет на факультет дизайна, но в итоге выбрала другой, частный вуз. ЕГЭ все у нас сдали хорошо, ни у кого не было оценок ниже четверки. Даже те предметы, которые мы сдавали на всякий случай, для галочки, — все равно на четыре и пять. Все поступили в университеты, но сейчас никто из бывших одноклассников не работает по первой специальности. Так вышло, что все продолжили искать себя: меняли университеты, переводились с одного факультета на другой, получали второе высшее.

Я сейчас девять месяцев в году живу на Шри-Ланке, приезжаю в Москву только на лето. Работаю художником, арт-терапевтом, учу технике интуитивного рисования и работаю с внутренними блоками и зажимами людей через рисунок. И веду йогу, в основном для серферов. Я часто встречала в путешествиях людей, схожих по восприятию мира со мной, и потом в ходе диалога выяснялось, что они тоже окончили вальдорфскую школу. Кто-то будет концентрировать внимание на семечках и углах, а у нас более упрощенное видение, несмотря на то что мы замечаем красоту в мелочах.

Когда вижу то, что мне нравится, я стараюсь это прочувствовать. Я замечаю, как переплетаются пальмы в причудливые формы, как океан шумит, шуршит по камням, произнося какие-то звуки, — но когда я делюсь этим с друзьями, то большинство не понимает, отчего я так радуюсь. А с моим молодым человеком получился синхрон — нас вдохновляет одно и то же.

Верю, что в каждом человеке есть свет, что его можно уважать, понять. Даже если он совершил что-то плохое — если войти в глубину, то ты найдешь ответ, почему он это сделал. Мальчик не будет тебя обижать, если его когда-то не обижала мама или другая девочка. А если ты понимаешь, почему он тебя обижает, ты не будешь обижаться на него, потому что ты можешь его только пожалеть. Потому что есть любовь. Это самое главное.

Одни считают вальдорфские школы единственным верным выбором, который не загубит индивидуальность ребёнка. Другим кажется, что в ней воспитывают сектантов. В 2019 году системе Рудольфа Штайнера исполнится 100 лет, и списывать её со счетов пока рано.

1. Что такое вальдорфская система и кто её придумал?

Австрийский философ Рудольф Штайнер был основателем не только системы вальдорфских школ, но и создателем антропософского общества. Его целью было открытие методов саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека. Поэтому вся его педагогическая система ориентирована в первую очередь на духовное развитие ребёнка.


Основа вальдорфской педагогики — раскрытие потенциала ребёнка, его мышления, чувств и воли

Всё должно быть в гармонии. Задача педагогов — развить природные таланты учеников и дать веру в собственные силы. Один из главных принципов — всему своё время, поэтому приверженцы этой системы так против раннего развития. Упор делается на чувственное переживание, поэтому в фаворитах гуманитарные предметы. Науки, требующие логики и анализа, уходят на второй план. Главное — привить интерес к получению знаний, чтобы учиться было в удовольствие, сохранялась мотивация.


Ребёнок проходит через три этапа взросления: от рождения до семи лет главной считается забота о физическом развитии ребёнка; с семи до 14 лет происходит формирование его чувств; с 14 лет до 21 года развивается мышление и в итоге у повзрослевшего человек появляется способность самостоятельно познавать окружающий мир.

2. Чем она отличается от других?

Учебные программы (они прошли экспертизу и рекомендованы Министерством образования) аккредитованных вальдорфских школ в России выстроены так, что дети проходят обязательную аттестацию в 4, 9, 11 классах. В них преподают те же предметы, что и в обычных (плюс несколько специальных дисциплин, например, эвритмию).

Отличается подход к самому преподаванию. Основные методы познания — эксперимент и наблюдение. Например, звуки и цвета — в физике, горение — в химии, наблюдение растений и животных — в биологии.

  • Школы коллегиально управляются учителями. Здесь не приветствуют компьютеры, телевизоры, планшеты — все современные технические устройства не соответствуют духу вальдорфской системы.
  • Конечно, нет и школьной формы.
  • Интерьер стараются создать из натуральных материалов (деревянные столики, плетёные стульчики и кресла). Цвет стен, форма потолка, организация внутреннего пространства — всё это имеет значение. Предпочтение отдаётся краскам на водной основе, камню и керамической плитке для пола и подоконников.
  • Особая роль отводится классному руководителю, который остаётся со своими учениками на протяжении семи-восьми лет. Именно он проводит большую часть уроков и владеет знаниями по всем основным предметам. Обычно он преподаёт ещё и ремёсла.
  • В течение 3-4 недель на главном уроке, который стоит первым в расписании и длится 1,5 часа, изучают раздел одного из предметов: истории, биологии, географии, математики, русского языка и литературы. Остальные уроки, например, иностранные языки, музыка, рукоделие обычно проходят после главного и привычно длятся 45 минут. Пример расписания одной из вальдорфских школ можно посмотреть здесь.
  • Есть специальные предметы. Например, эвритмия сочетает танец и пантомиму под чтение стихов или музыкальное сопровождение. Рисование формы предшествует письму (с 1 по 3 класс). Чтение и правописание появляются позже. Начиная с 9 лет дети занимаются ботмеровской гимнастикой.
  • С 1 класса преподаются два иностранных языка. В учёбе упор делают на гуманитарные предметы (живопись, музыка, пластицирование).
  • В обучении нет оценок. Соревновательный момент полностью отсутствует. Прежде всего школьники должны наслаждаться общением со сверстниками и с воспитателем. В конце учебного года учитель пишет подробную характеристику на каждого ученика с результатами и рекомендациями. Соответственно, никого из детей не оставляют на второй год.
  • Нет учебников. Главное — личность учителя. Именно он определяет, в какой форме подавать материал, то есть он может рекомендовать какие-то пособия, сборники задач или ограничиться устным рассказом.
  • Проводят костюмированные праздники (например, Праздник Урожая, Праздник Архангела Михаила; Праздник Фонариков; Масленица/Праздник встречи весны). Перед началом каникул все классы делают отчётные концерты.
  • В школах есть социально ориентированные практики. Например, в началке это могут быть ремёсла (путь зерна от его посадки до готового хлеба) и краеведение (изучают улицы, здания, составляют карты). В старших классах практика проходит в детских садах, больницах, детских домах и домах престарелых.

3. Где учить ребёнка по вальдорфской системе?

Почти в 90 странах сейчас насчитывается более тысячи вальдорфских школ. И свыше 3 000 детских садов. Больше всего учеников вальдорфской системы на её родине, в Германии — свыше 80 тысяч человек.



Первая детсадовская вальдорфская группа появилась ещё в СССР в 1989 году. Сегодня их около 70 и ещё 30 дошкольных студий. Большинство из них состоят в Содружестве вальдорфских детских садов России.

4. А моего ребёнка возьмут?

В общеобразовательные вальдорфские школы набирают обычных детей. Зачастую надо пройти собеседование, в котором участвует не только ребёнок, но и родители (оценивается их позиция по вопросам обучения, воспитания и совместной деятельности в школе).


Система Монтессори: как это работает, кому подходит и в чём минусы


Единственная лазейка — начать с детского сада, который относится к школе. Выпускникам дошкольного отделения даётся приоритет при приёме, даже если они прописаны в другом районе.

Педагоги не скрывают, что при переходе из вальдорфской школы в обычную могут возникнуть проблемы с адаптацией у учеников младших классов.

К концу второго класса ученики в вальдорфской школе могут писать только печатными буквами

При этом в математике они даже опережают сверстников. Все различия в уровне знаний стираются к средней школе.

5. Почему её критикуют?

Один из основных из аргументов критиков — позднее, по меркам классической педагогики, начало обучения чтению, письму, математике. Также ставят под сомнение отсутствие оценок, экзаменов, контрольных работ. Родители волнуются, сможет ли ребёнок адаптироваться к учебным и дисциплинарным требованиям обычной школы и вуза.


Качество образования, которое получает ребёнок, напрямую связано с личностью педагога-классного руководителя, его профессионализмом и одарённостью (ведь он преподаёт основные предметы первые 7-8 лет в школе).

Читайте также: