Охарактеризуйте виды развлечений в детском саду и их место в повседневной жизни детского сада

Обновлено: 05.07.2024

В статье рассказывается о видах развлечений по степени активности участия детей, о классификации развлечений по содержательной направленности, о видах и содержании развлечений.

1. Развлечения и праздники в детском саду являются самыми радостными и яркими событиями в жизни детворы. Детство – это, на самом деле, и есть время для развлечений.

2. Развлечения как один из видов культурно-досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки.

3. Развлечение должно быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность.

4. Развлечения способствуют эстетическому и всестороннему развитию ребенка, так как в это время он может познакомиться с различными видами искусств: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др.

5. Развлечения возбуждают радостные чувства и развивают эмоции, поднимают настроение и жизненный тонус.

6. На таких мероприятиях ребенок может проявить самостоятельность и приобрести уверенность в себе, веру в свои возможности.

7. В это время формируются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, уважение к сверстнику, симпатия, жизнерадостность и т. д.

8. Атмосфера происходящего, красочность оформления, костюмы – все это оказывает положительный эффект на эстетическое воспитание ребенка. Подготовка к развлечениям и праздникам ведется систематически и планомерно, что позволяет ребенку подстраиваться под ритмы происходящего и не испытывать стресс.

9. В основе каждого развлечения для детей лежит определенная идея, которую необходимо донести до ребенка. Тщательно подбирается репертуар, исходя из возрастных особенностей.

10. Участие в них – это дисциплина и культура общения. Разучивая стихи и песни, дети познают много нового об окружающем их мире, развивают кругозор, память, речь, умственное мышление.

11. Развлечения сочетают в себе различные виды искусства, что положительно сказывается на развитии чувств и сознания малышей.

12. Готовясь к праздникам и развлечениям, дети переживают массу положительных эмоций, которые объединяют их общим переживанием и учат коллективизму и сплоченности.

13. И самое главное – развлечение несет радость детям, которая так необходима для них в столь юном возрасте.

Виды развлечений по степени активности участия детей

  • дети являются только слушателями или зрителями;
  • дети – непосредственные участники;
  • участники – взрослые и дети.

Классификация развлечений по содержательной направленности:

  • театрализованные: кукольный и теневой театры, театр игрушек, фланелеграф, плоскостной театр, музыкальный театр и др.;
  • познавательные: День знаний, День Матери, КВН, викторины о жизни и творчестве композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; об обычаях и традициях своей страны, народа; экологические;
  • спортивные: спортивно - оздоровительные программы, аттракционы, программы с соревнованиями и эстафетами, подвижными играми
  • концерты, музыкально - литературные вечера
  • народные праздники: Яблочный спас, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Покров.

Такие развлекательные моменты помогают воспитателю снять усталость у детей, способствуют переключению внимания с одного вида культурно — досуговой деятельности на другой. Поэтому их можно проводить в любой момент, когда это требуется для создания положительного микроклимата.

Не обязательно для таких веселых потех собирать всех детей группы. Просто воспитателю надо уметь видеть и чувствовать ребенка, которому необходима эмоциональная разрядка, или тех, кого нужно подбодрить или просто помочь выбрать для себя занятие.

На заметку воспитателям

Главным преимуществом, которое у вас есть, в процессе развлечения детей, это их слабая личностная критика и высокая степень интереса, что естественен, активен и силён. В период детского сада дети весьма стремительно стремятся к своему индивидуальному развитию. Развлечения в детском саду следует придумывать и организовывать по принципу максимальной заинтересованности имеющейся группы детей.

Обязательным условием является контроль и отслеживание проявляющихся эмоций, отношения, стабильности и степени заинтересованности в том или ином виде развлечения. Также стоит учитывать и разностороннее развитие детей, к чему относятся физические, психические, личностные, творческие, социальные качества. Развлечения в детском саду формируются таким образом, что бы, учитывая допустимую физическую и моральную нагрузку на детей, чрезмерно не перегружать их, поскольку это может привести к отрицательным последствиям.

Чередуйте поочерёдно различные виды развлечений, превращая этот процесс в игру. Важный момент, который следует взять воспитателю на заметку, это положительное отношение к каждому ребёнку, что в ответ вызовет большее взаимопонимание вас детьми. Это будет способствовать хорошим взаимоотношениям, что обязательно повлияет на воспитание в целом. Развлечения в детском саду, его разновидности, можно легко придумывать самому (воспитателю). Идеи для этого следует черпать с различных источников — мультфильмы, кинофильмы, известные детские игры, развлекательные детские телепередачи, книги, интернет и т.д.

Даже простые вещи, такие как рисование или лепка из пластилина, могут стать довольно увлекательным процессом, если подойти к нему творчески и с некой игривостью. Развлечения в детском саду приобретут, в большей части, самостоятельный характер, когда воспитатель организует несколько видов развлечений, которые в итоге понравятся детишкам. Они сами будут просить и вести эти игры, а воспитателю останется следить за ходом детского развития.

Виды и содержание вечеров развлечений

В советском детском саду сложился интересный опыт работы по проведению вечеров развлечений. Они организуются не реже одного раза в 10 дней в каждой группе во второй половине дня. По характеру участия в них детей и взрослых эти вечера делятся на три вида:

  1. Вечера развлечений, подготовленные силами взрослых для детей.
  2. Вечера, подготовленные силами детей.
  3. Смешанные вечера развлечений, в которых принимают участие и взрослые, и дети.

По форме организации вечера развлечений делятся также на несколько типов: зрелищного характера, концерты и тематические вечера, детской самодеятельности, вечера-забавы и спортивных развлечений.

Многообразие вариантов вечеров развлечений, создаваемых творчеством самих воспитателей, наполняет каждый из них неповторимым своеобразием.
На вечерах зрелищного характера инсценируются знакомые сказки, читаются рассказы, стихотворения, звучат песни. Силами детей старших групп может быть подготовлена кукольная постановка. В ней охотно участвуют даже робкие дети, хотя они обычно стесняются выступать. Ведь в этом случае они находятся за ширмой. Участие в таких спектаклях делает их более смелыми, уверенными и общительными.

Во время вечеров-концертов организуется серьезное слушание детьми музыки. Проводятся они в основном в старших группах. Концерт должен состоять из 4—5 произведений, в основном знакомых детям. Однако эти произведения могут быть даны в необычном исполнении, чтобы внести в них элементы новизны. В концерте возможно исполнение и нового произведения. Таких концертов в год может быть не более 5—6.

Выступления детской самодеятельности можно приурочить и к традиционно проводимому в детских садах раз в месяц дню рождения детей. Дошкольники вместе с воспитателями и родителями по секрету готовят подарки именинникам (рисунки, поделки), исполняют для них стихи, песни, танцы. Заканчивается такой вечер чаепитием с именинным пирогом. На дни рождения желательно приглашать и родителей именинников.
В содержание вечеров забав включаются загадки, шутки, игры-аттракционы, веселые инсценировки, игры-драматизации, музыкальные игры-сказки и т. д.

В спортивные вечера, которые проводятся со средней группы, входит выполнение детьми разнообразных физкультурных заданий, участие их в подвижных играх. В старших группах организуются также вечера соревнований, аттракционов и т. п. Длится такой вечер примерно полчаса.

Разнообразие вечеров развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями.
Намечая тот или иной вечер развлечений, воспитатель вместе с музыкальным работником продумывает и осуществляет подготовку к нему (работа с детьми, изготовление необходимых атрибутов и оформления и т. д.).

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Досуг – сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество

Пребывание в детском саду невозможно представить без радостных праздников, трогательных утренников, дружеских чаепитий и весёлых стартов. Мероприятия, организуемые педагогом в рамках досуговой деятельности, дарят дошкольникам яркие впечатления, которые сохранятся на всю жизнь. И вместе с тем в увлекательной форме ребята получают новые знания и раскрывают творческие способности, становятся инициативнее и самостоятельнее.

Значение организации досуговой деятельности в детском саду

Досуговая деятельность является сложной социальной областью, в которой человек восстанавливает психологическое состояние через отдых, реализует потребность в физической активности, общается и саморазвивается. Взрослый самостоятельно планирует, чем занять свободное время, ребёнку в этом необходимо помогать, направлять его деятельность. Поскольку досуг представляет собой синтез развлекательных действий и познания, он организуется педагогами в рамках социального заказа — всестороннего развития личности ребёнка.

Досуг представляет собой синтез разных активностей, например, физической, музыкальной, развлекательной и познавательной

Цель и принципы организации досуга в ДОУ

Досуговая деятельность в ДОУ направлена на формирование здоровой, активной, гармонично развитой творческой личности.

Цель организации досуга и развлечений дошкольников — привитие детям нравственно-эстетических ценностей, любви к традициям и стремления к культурному отдыху. Это особая сфера воспитательно-образовательного процесса в детском саду, в которой учитываются потребности и интересы ребят. Используя различные формы и методы организации и учитывая индивидуальные особенности воспитанников, педагоги насыщают культурно-досуговую деятельность нравственным содержанием при соблюдении принципов:

  • позитивной напряжённости: создание дружеской атмосферы, положительных эмоций, получение радости от общения и коллективной деятельности;
  • самостоятельности: создание условий для саморазвития и раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника;
  • комплексности: учёт всех компонентов здорового образа жизни;
  • целостности: развитие самосознания детей.

Дети и педагоги в костюмах отмечают Масленицу

Развлекаясь, дети приобщаются к народным традициям и истории страны

Направления деятельности

Мероприятия в рамках культурно-досуговой деятельности можно разделить на тематические блоки:

  • Спортивный:
    • соревнования,
    • весёлые старты,
    • турниры.

    Дети в спортивной форме участвуют в празднике, посвящённом Олимпийским играм

    Спортивный досуг не только способствует физическому здоровью, но и создаёт дружескую атмосферу

    Малыши рассматривают портрет П.И. Чайковского

    Во время музыкальных досугов дети знакомятся с великими композиторами и их произведениями, учатся эмоциональному восприятию мелодии и ритма

    Девочки с игрушками в руках участвуют в досуге, посвященном А. Барто

    Во время досугов дети знакомятся с писателями и их произведениями, учатся выражать свои впечатления, пополняют словарный запас

    Дети в костюмах животных участвуют в театрализованном представлении

    Участие в постановках позволяет раскрыть таланты воспитанников

    Дети делают совместную композицию на космическую тему

    Занятия изодеятельностью в свободное время могут быть приурочены к важному мероприятию или празднику, например, ко Дню космонавтики

    Участие в интеллектуальных играх развивает сообразительность и дух здорового соперничества

    • формирование экологического сознания у детей,
    • воспитание любви к природе и родному краю,
    • проведение экскурсий в парк, агрогородок, на ферму,
    • участие в экологических акциях.

    Мероприятия могут интегрировать различные сферы детской активности, например, физическую и речевую

    Таблица: задачи культурно-досуговой деятельности в детском саду

    • Приобщение к различным видам искусства: музыке, танцу, театру, живописи и др.
    • Создание положительной мотивации к активному познанию окружающей действительности.
    • Привлечение детей к подготовке мероприятий.
    • Привлечение дошкольников к участию в играх-драматизациях, спортивных и интеллектуальных соревнованиях.
    • Формирование потребности к творчеству (пению, танцу, изобразительной деятельности).
    • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, чувства защищённости у каждого воспитанника.
    • Воспитание умения коллективной работы, внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи.
    • Воспитание патриотических чувств.

    Виды досугов и развлечений в ДОУ

    Работа в рамках культурно-досуговой деятельности ведётся ежедневно. Воспитатель занимается организацией самостоятельно, с привлечением музыкального руководителя или педагога по ФИЗО, налаживает взаимодействие с родителями. Свободное время не должно быть заполнено исключительно репетициями к детским утренникам, существуют разнообразные виды досугов для дошкольников.

    Отдыхать дети могут самостоятельно, используя ресурсы предметно-пространственной среды в группе.

    Ребёнок едет на санках по снежной горке, остальные дети наблюдают

    Активный отдых предполагает снятие напряжения посредством физической активности

    • театрализованные (спектакли),
    • познавательные (викторины, КВН),
    • спортивные,
    • музыкальные,
    • литературные развлечения,
    • забавы (масленичные и рождественские гуляния, вечера загадок и сюрпризов).

    Дети и родители участвуют в творческом мастер-классе

    Совместные развлечения с родителями укрепляют отношения внутри семьи

    К праздничным мероприятиям в детском саду воспитанники подготавливают творческие номера, а также участвуют в создании декораций и реквизита

    Проведение досуга и развлечений в ДОУ

    Педагогу следует помнить, что досуг — компенсирующий вид детской деятельности, развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Поэтому мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, у детей должно быть хорошее настроение.

    Мотивирующее начало занятия по культурно-досуговой деятельности

    Занятия в рамках культурно-досуговой деятельности содержат обязательный структурный компонент — мотивирующее начало. Для привлечения интереса детей к предстоящему мероприятию, активизации их любознательности используются различные приёмы мотивации:

    • изучение наглядного материала:
      • рассматривание тематических плакатов,
      • картинок,
      • репродукций,
      • иллюстраций в книгах,
      • макетов,
      • мини-выставки в уголке познания;
      • посещение группы сказочным персонажем,
      • воображаемое путешествие в фантастическую страну,
      • перенос в сказку (для исполнения игры-драматизации);

      Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников — игра, дети с удовольствием включаются в игровые ситуации и участвуют в разнообразных активностях.

      Таблица: примеры мотивирующего начала занятия для разных тем

      1. Создание сюрпризного момента.
        В группу голубь приносит письмо из волшебной страны, в нём Василиса Премудрая рассказывает, что её похитил Кощей Бессмертный и держит под стражей в высокой башне. Василиса просит у ребят помощи и к письму прилагает карту Тридевятого царства.
      2. Включение в игровую ситуацию.
        Ребята соглашаются помочь Василисе. Педагог просит воспитанников взяться за руки, встать в хоровод и произнести вместе с ним заклинание, которое перенесёт всех в Тридевятое царство. Так ребята оказываются в сказочном дремучем лесу, где им предстоит выполнить много увлекательных заданий на ловкость и смекалку от волшебных персонажей.
      1. Изучение наглядного материала.
        Воспитатель показывает детям в библиотечном уголке большую красивую книгу — сборник русских народных сказок. Ребятам предлагается рассмотреть красочную обложку книги:
        • Каких сказочных героев вы узнали?
        • Из каких они сказок?
        • Что изобразил иллюстратор в дремучем лесу? (Избушку на курьих ножках, домик трёх медведей, теремок, ручей с живой водой и др.)
        • Какие волшебные предметы вы заметили на обложке? (Ступа Бабы Яги, яйцо с Кащеевой смертью, молодильные яблоки, лягушачья шкурка.)
      2. Создание проблемной ситуации.
        Воспитатель спрашивает, какую сказку хотели бы послушать дети. Получив ответ, он раскрывает книгу, ребята видят, что все страницы сборника пустые. Между страниц дети находят записку от Чуда-Юда: оно украло все сказки, чтобы их вернуть в книгу, нужно выполнить задание — показать, что сказки не забываются, а живы и любимы ребятами. Воспитанники привлекаются к участию в игре-драматизации по сказочному сюжету.
      • Что окружает Австралию? (Вода, океан).
      • Каким вы представляете австралийский климат? (Солнечным, жарким).
      • Каких животных вы увидели на карте, обитающих в Австралии? (Коала, кенгуру, дикая собака динго, птица киви, страус, вомбат, ехидна, поссум).
      • Можете ли вы рассказать об особенностях некоторых австралийских животных? (У кенгуру сильные ноги и хвост, они прыгучие, детёнышей носят в сумке на животе. Коалы похожи на плюшевых медвежат, у них длинные острые когти для лазания по деревьям, питаются эвкалиптовыми листьями, детёнышей носят на спине. Страус — самая большая птица, он не умеет летать, при грозящей опасности прячет голову в песок, быстро бегает, люди разводят страусов на фермах).

      Воспитатель предлагает познакомиться с особенностями материка и его жителями поближе, участвуя в тематических подвижных играх.

      Планирование мероприятий

      Проведению занятий в рамках культурно-досуговой деятельности отводится свободное время в образовательном процессе в утреннее и вечернее время. Проведение досугов должно быть систематичным и продуманным, осуществляться по календарно-тематическому планированию. В занятиях соблюдается принцип частой смены видов детской активности (наблюдение, беседа, физкультминутка, творческая, речевая, двигательная деятельность).

      Частота проведения культурно-досуговых мероприятий определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, охватом поставленных задач и широтой содержания праздника или забавы. Спортивные и творческие досуги проводятся 1–2 раза в месяц, физкультурные, музыкально-литературные, театрализованные праздники и концерты — 2–3 раза в год.

      Дети на площадке участвуют в летнем спортивном мероприятии, родители наблюдают

      Проводить большие праздники рекомендуется несколько раз в течение учебного года

      Отдельное место в планировании досуга и развлечений в детском саду занимают народные и церковные праздники, уличные гуляния и обряды, связанные с народным календарём: праздник урожая, святочные вечера, рождественские гуляния, масленичные забавы, проводы зимы, Вербное Воскресенье и Пасха, Медовый и Яблочный Спас. Знакомство с традициями и старинными обычаями приобщает детей к культуре родной страны, воспитывает трепетное отношение к сохранению истории.

      Дети и педагоги в святочных костюмах на улице

      Приобщение к народным традициям — важный компонент воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

      Перспективное планирование предполагает проведение мероприятий совместно с музыкальным руководителем, преподавателем физической культуры, педагогами дополнительного образования (руководителями кружков театральной и изобразительной деятельности, танцевальной студии, спортивных секций). В течение учебного года проводятся консультации для родителей, на которых указываются задачи организации досугов и развлечений в детском саду, намечается план будущих культурных событий, поощряется инициатива родителей в подготовке и участии в мероприятиях, даётся список рекомендаций для организации домашнего досуга (чтения, рисования, экспериментирования, познавательных прогулок). Таким образом, родителям предоставляется возможность сотрудничать с педагогическим коллективом ДОУ и стать равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

      Дети и родители участвуют в спортивном мероприятии в зале

      Развлечения, в которых участвуют дети с мамами и папами, оказывают терапевтическое воздействие на семейные отношения

      Таблица: картотека тем культурных мероприятий

      Таблица: пример конспекта культурно-досуговой деятельности в подготовительной группе

      • Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным и иллюстрациям, ключевым словам.
      • Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.
      • Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию, настроению героев.
      • Активизировать в речи детей названия сказок, имена сказочных героев.
      • Воспитывать активный интерес к сказкам.
      • Чтение сказок,
      • рассматривание иллюстраций,
      • обыгрывание фрагментов сказок.
      • Музыкальное сопровождение,
      • иллюстрации к сказкам,
      • лепестки цветка разных цветов.
      • Он носит вместо шапки
        Весёлый колпачок.
        И ростом он всего лишь
        С ребячий башмачок.
        С фонариком и с песней
        Идёт в лесу ночном.
        Не ошибёшься, если
        Ты скажешь: — Это … (Гном).

      Правильно. А теперь узнаем, что же хочет гном. (Читает задание: угадать сказки по иллюстрациям). Вам предстоит узнать сказки. Я буду показывать вам иллюстрации к известным сказкам, а вы должны точно сказать название сказки и её главных героев. (Показывает 6–7 иллюстраций.)
      Вы молодцы! Справились с заданием и получаете волшебный лепесток. (Даёт детям лепесток красного цвета).
      Ну что же, полетели дальше. Путешествие продолжается. (Звучит музыка).
      А вот и следующая остановка. Отгадайте, кто это:

      • Бабушка девочку очень любила,
        Шапочку красную ей подарила.
        Девочка имя забыла своё.
        А ну, подскажите, как звали её? (Красная Шапочка).

      Ведущая хвалит детей и даёт им ещё один лепесток. Путешествие продолжается. (Звучит музыка).
      Ведущая: А вот и следующая станция: загадок-заморочек. Отгадайте, да быстро отвечайте!
      Загадки:

      • Мальчик… (с пальчик).
      • Соловей… (Разбойник).
      • Сестрица… (Алёнушка).
      • Лиса… (Патрикеевна).
      • Аленький… (Цветочек).
      • Гуси… (лебеди).
      • Крошечка… (Хаврошечка).
      • Братец… (Иванушка).
      • Баба… (Яга).
      • Сивка… (Бурка).
      • Красная… (Шапочка).
      • Спящая… (Красавица).
      • Заюшкина… (Избушка).
      • Винни… (Пух).
      • Два раза хлопни,
        Три раза топни,
        Вокруг себя обернись
        И в детском саду очутись!

      Временной план занятия по культурно-досуговой деятельности

      Продолжительность досугов и развлечений зависит от возраста и индивидуальных особенностей дошкольников.

      • в младших и средней группах — 25–30 минут;
      • в старшей и подготовительной группах — 45–50 минут.
      • в первой младшей группе — 20–30 минут;
      • во второй младшей группе — 30–35 минут;
      • в средней группе — 45–50 минут;
      • в старшей группе — 60 минут;
      • в подготовительной группе — до 1 часа 30 минут.

      Мальчики в бескозырках танцуют в зале

      Продолжительность праздничного мероприятия зависит от возраста и индивидуальных особенностей воспитанников

      Длительность уличных забав и народных гуляний:

      • в младших и средней группах — не более 1 часа;
      • в старшей и подготовительной группах — до 1 часа 30 минут.

      Рассмотрим примерную продолжительность структурных компонентов конкретных занятий культурно-досуговой направленности.

      Музыкальный праздник ко Дню защитника Отечества в подготовительной группе

      Примеры организации досугов и развлечений в детском саду

      Представленные далее варианты организации культурно-досуговой деятельности дошкольников позволят педагогам перенять успешный опыт коллег, а родителям воспитанников — подготовиться к запланированным мероприятиям.

      Презентация на тему: " 1. Охарактеризуйте развлечения и их место в повседневной жизни детского сада. 3. Требования к проведению досугов и развлечений 4. Назовите виды развлечений." — Транскрипт:

      2 1. Охарактеризуйте развлечения и их место в повседневной жизни детского сада. 3. Требования к проведению досугов и развлечений 4. Назовите виды развлечений. 5. В чем состоят обязанности музыкального руководителя и воспитателя при подготовке развлечений? 6. Расскажите о видах развлечений, которые можно организовать в одной возрастной группе: а) самостоятельно, б) совместно с музыкальным руководителем. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ по теме

      4 Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей : в увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор; учат совместным действиям, т.е. развивают коммуникативные качества, сплачивают детский коллектив; формируют художественно-эстетический вкус и творческие способности, так как знакомясь с лучшими образцами художественного слова и музыки, присутствуя на представлениях ку­кольного театра и т.п., дети получают стимул к собственному творчеству.

      5 Значение развлечений. Развлечения с использованием музыки являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия.

      6 Формы развлечений: тематические музыкальные вечера; беседы-концерты; театрализованные представления; игры-драматизации, познавательные вечера; народные игры; спортивные игры; забавы; аттракционы; концерты детской самодеятельности и др. Все названные формы и многие другие, созданные воображением их организаторов, входят во все три вида развлечений, соответственно отражая поставленные в них цели и задачи.

      7 Развлечения могут быть трех видов по степени активности участия детей

      8 Место музыки в развлечениях. В развлечениях музыка используется по-разному: в одном, случае она составляет основное содержание (музыкальные игры, концерты, детские оперы, хореографические миниатюры, хороводы), в другом применяется частично (спектакли, игры- драматизации, музыкально- литературные композиции).

      9 Принципы составления сценариев развлечений Сценарий это подробная литературная разработка того или иного вида зрелища. В сценарии последовательно излагаются отдельные элементы действия, раскрывается тема, направление выступлений, предусматриваются методы, повышающие активность участников, а также указывается примерное оформление развлечения.

      Развлечения являются яркими моментами в жизни детей. Вечера развлечений бывают 3 видов:

      1. Организованные для детей взрослыми;

      2. Проводимые силами самих детей, но с помощью взрослых;

      3. Организованные взрослыми при участии детей в составлении программы и исполнении номеров.

      Вечера развлечений проводятся в самых различных формах:

      2. Кукольный театр;

      3. Теневой театр;

      5. Настольный театр игрушки (плоскостной, объёмный);

      6. Театр пяти пальчиков;

      7. Инсценирование на фланелеграфе;

      8. Инсценирование сказок, рассказов, стихотворений, музыкальных произведений;

      9. Празднование дней рождения детей;

      10. Вечера спортивных игр и развлечений;

      11.Слушание радиопередач, просмотр телепередач, диафильмов;

      12. Вечера игр, забав и аттракционов;

      13. Вечера детской самодеятельности;

      14. Театрализованные представления.

      Роль музыки:

      1 в одном случае она составляет основное содержание (муз игры, концерты, детские оперы, хореографические миниатюры, хороводы)

      2 в другому применяется частично (спектакли, игры-драматизации, муз-лит композиции)

      Но время всех случаях необходимо:

      -чтобы в использовании музыки наблюдалась целесообразность

      - Не следуй часто использовать новые музыкальные произведения

      -включать знакомые песни, танцы, игры, выученные ранее на занятиях

      - Музыка звучит либо в исполнении детей, я либо в исполнении взрослых

      - важно чтобы музыка была ярко, образно, в простой запоминающийся мелодии, с достаточно выразительной аранжировкой

      - учитывать принцип доступности:

      - использовать музыку на любых звуковоспроизводящих устройствах

      17. Определить значение и место музыки на праздничных утренниках в детском саду. Описать варианты построения праздников.

      Музыка играет огромную роль на праздниках. Музыкой начинается и заканчивается каждый детский праздник. Поэтому весы музыкальный материал, который используется на празднике, должен быть высокохудожественным.

      - недопустимо произвольное изменение музыкального текста;

      - повторение отдельных частей и фраз музыкального произведения;

      - арпеджированных аккордов в начале и конце произведения;

      - очень громкое исполнение;

      - музыкальные произведения должны отвечать общему характеру праздника;

      - не стремиться к использованию на празднике сложных по строению плясок, игр, упражнений.
      Праздник может оставить глубокий след в памяти ребёнка только тогда, когда ему понятно содержание.
      - музыкальный и литературный материал должен отвечать имеющимся у детей умениям и навыкам;

      - должен быть близок по форме и по содержанию;

      - не следует перегружать программу праздника большим количеством выступлений;

      - не готовить для каждого праздника совершенно новые игры, пляски и упражнения, а использовать программный материал;

      - на празднике не должно быть более 1-2 новых произведений;

      - не следует разучивать к празднику пляски, содержание которых детям не понятно;

      - структура праздника зависит от темы:

      1. Обычно праздники начинаются торжественной частью: праздничное шествие, поздравление заведующей, пение праздничных песен, исполнение упражнений- композиций, чтение стихов на праздничную тематику.

      2. Концертная часть групповые и индивидуальные выступления детей: чтение стихов, пение песен, пляски, аттракционы, инсценировки.

      3. Закончить праздник можно раздачей подарков (иногда получают подарки в группе).

      P.S.: Hа новогоднем утреннике торжественного шествия не бывает. Все действия происходят вокруг ёлки.

      Продолжительность: праздник лучше проводить в утренние часы, а если во 2 половину дня, то не позднее 18.00 часов.

      Старшая группа - 45-50минут;

      Младшая и средняя группы - 30-35 минут.

      - Костюмы должны быть удобными, сшитыми по росту. Можно использовать детали костюмов (Венки, шапочки, платочки). Не рекомендуется закрывать лица детей масками.

      - В программу для малышей можно включать : сценки кукольного театра, выступление старших детей, показ сказок-инсценировок.

      - Желательно, чтобы знакомые детям игры, пляски содержали сюрпризные моменты.


      18. Описать подготовку и проведение праздничных утренников в детском саду, совместную работу воспитателя и музыкального руководителя.

      Поведение и настроение детей на празднике зависит от его четкой организации, продуманного сценария, формы проведения своевременной подготовки.

      Праздник это кульминация подготовительные работы:

      1. Не должен готовиться в спешке

      2. Но и подготовка праздника не должно начинаться слишком рано. Обычно новый материал включается в музыкальные занятия за полтора-два месяца до праздника

      3. Музыкальный материал озвучивается не только на групповых занятиях, но и на индивидуальных, по подгруппам

      4. За несколько дней до праздника проводится одно-два Объединённых занятия

      Содержание праздника его программа обсуждаются заранее на педсовете совместно заведующий и воспитателями. Программа представляет музыкальный руководитель. В процессе обсуждения в неё включаются поправки и изменения. Решается вопрос о распределении обязанностей и изменений, выбирается ведущий, ответственный за украшения зала, вестибюля, за подготовку костюмов, атрибутов, определяются сроки выполнения.

      Воспитатель перед праздником проводят с родителями индивидуальные и групповые консультации. Ведущий должен хорошо знать программу, ориентироваться в музыкальном материале. От ведущего требуется инициативность, находчивость, умение выйти из затруднительного положения. Занятия в день праздника не проводятся.

      Недопустимо длительное ожидание вызова в зал, и торопливо одевание костюмов.

      Воспитатели следят за выступлением детей своей группы, своевременно меняют детали костюмов, подсказывают, когда нужно выходить на игру или пляску, принимают участие в общих плясках, танцах, песнях. Для успешного проведения праздника необходимо продумать размещение детей. Стулья по количеству детей. После праздника желательно обсудить его положительные и отрицательные стороны. Родители должны тоже быть нарядными. Впечатления от праздника закрепляются на музыкальных занятиях. Впечатления детей, отраженных в рисунках, творческих играх, высказываниях помогают понять, насколько материал праздника был интересен и близок

      19. Дать характеристику музыкально-театральной деятельности дошкольников.
      Дошкольный возраст - это период закладывания фундамента, на котором будет основана вся дальнейшая жизнь человека. Нравственное, художественно-эстетическое воспитание является важной составляющей того,на котором будет строится жизненная платформа человека. Одним из средств, которое помогает претворять в жизнь данное направление является музыкально-театрализованная деятельность.

      Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и театрально-игровых способностей детей, эмоциональности, сопереживания, познания, то есть на развитие личности ребёнка. Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Именно музыкально - театральная деятельность, прививая устойчивый интерес к музыке, театру, литературе, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.

      Музыкально-театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов:

      -имитирование на музыкальных инструментах;
      - песенное и танцевальное творчество детей;
      - проведение праздников и развлечений.

      Музыкально-театральная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:

      - инсценировка песен;
      -развлечения;

      - сказки, мюзиклы, театрализованные представления.

      Таким образом, музыкально-театрализованная деятельность помогает ребенку развиваться всесторонне.

      В раннем возрасте театрализованная деятельность является устойчивым увлечением почти всех детей, увлекая ребенка в сказочный мир искусства, она заметно для самого ребенка становится источником творческого развития.

      Виды театральной деятельности дошкольников:

      1. Театральная игра - направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в реальных жизненных ситуациях.

      2. Ритмопластика - включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущений гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы выразительности телодвижений.

      3. Культура техника речи - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией.

      4. Основы театральной культуры - призваны обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

      Читайте также: