Мост бэнкс краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

Метаморфоз

Глава первая

Джон Орр рассказывает доктору Джойсу замысловатый, выдуманный им самим сон. Дело в том, что доктор пытается вылечить Орра от потери памяти, разбирая его сны. Но Джон никогда не рассказывает своих настоящих снов, считая их банальными или попросту очень сумбурными. Данная сцена происходит на теннисном корте: между доктором и пациентом происходит как бы двойной поединок (и оба их выигрывает Орр).

Доктор предлагает Орру самому расшифровать свои сны, связав их с мостом. Мы узнаем, что Джон Орр был выловлен службами Моста без памяти и без документов. Ему присвоили новое имя, вручили браслет, который дает ему право на безбедную и даже роскошную жизнь на Мосте.

Джон Орр предпринимал попытки узнать что-то о своем прошлом, а также о Мосте: о его размерах, дате появления и т. д. Но все его попытки оказались тщетны из-за бюрократической волокиты, властвующей на Мосту.

Придя вечером к себе домой, Джон включает телевизор, который начинает показывать лишь одну черно-белую картинку: мужчину на больничной койке, в окружении медтехники. Орр сочиняет новый сон для доктора и записывает его.

Глава вторая

Содержание сна: морское сражение.

Орр совершает свой утренний туалет (с претензией на элегантность), размышляя об устройстве общественной жизни, как вдруг телевизор сам включается и вновь показывает вчерашнее неясное изображение. Орр пытается вызвать ремонтников по телефону, но выясняет, что и телефон не работает (начинает происходить символичное отделение героя от мира Моста).

Орр направляется к доктору, но встречает там лишь рабочих, которые на его вопросы упорно не отвечают: возможно, они попросту его не понимают, так как Орр владеет лишь административным диалектом. Он выясняет новый адрес доктора в регистратуре и посещает его. Рассказывает выдуманный сон и выполняет психологический тест.

Блуждая по верхнему ярусу Моста, Орр обнаруживает старый лифт, со спящим в нем стариком лифтером. Он, по просьбе Орра, везет его к поездам, но на плане Джон обнаруживает Третью городскую библиотеку и просит лифтера изменить направление. От этого резкого изменения старик падает со стула, зеркало в лифте разбивается, а с потолка срывается лампа и штукатурка. На этаже, где должна располагаться библиотека случилась какая-то катастрофа: воют сирены, висит густой дым, носят раненых Какой-то служащий с рупором прогоняет Орра. Он направляется в теннисный клуб, откуда звонит в ремонтную службу.

Дома у Орра звонит телефон, но когда он берет трубку, раздаются лишь гудки

Глава третья

Орру снится разрушенный город у моря, который кажется ему смутно знакомым. Там он встречает горбатого карлика, бичующего море железной цепью. Между ними происходит разговор. Орр уходит, ощущая, как ранее не замечаемый им чугунный браслет позвякивает ритмично у него на запястье.

Орр просыпается среди ночи и видит в телевизоре привычную картину, но на этот раз появляется медсестра, которая делает укол больному. Орр как будто тоже ощущает боль от укола.

Орр знакомится с Эбберлайн Эррол, симпатичной, элегантной девушкой, дочерью главного инженера. Она увлекает не завлекая, поглощает, не заглатывая.

Потом Орр блуждает по отсекам Моста, ищет тот лифт, но он как под землю провалился. Орр замечает, что все проявления искусства здесь, будь то живопись или архитектура, связаны с Мостом: люди изображаются в виде мостов, а Мост в виде людей. Орру отвратительно такое искусство, от которого веет усталостью и вырождением.

Придя домой, Джон видит всю ту же картину и ощущает все ту же боль от укола.

Глава четвёртая

Джон Орр просыпается и ощущает отвращение к себе за то, что он вожделел увечных женщин: он был рубакой во сне! Орр кидает взгляд на экран телевизора и видит бедного больного, которого переворачивают на живот — он ощущает физическую боль.

Орр встречается с доктором, которому рассказывает свои выдуманные сны. Но, к его ужасу, Джойс задает ему вопросы о карлике-горбуне и о сне, связанном с гаремом и предлагает подумать о новом методе лечения: гипнозе.

В расстроеных чувствах Орр встречает Эбберлайн, которая едет в рикше и предлагает подвезти его. Из-за тумана и любви девушке к высокой скорости их рикша попадает в аварию. Орр сильно ударяется головой, а разбившей нос Эбберлайн Орр дает свой белый платок. Она обещает дать знать о себе.

Дома Орр находит возвращенную Бучем шляпу, которую с размаху выбрасывает с балкона.

Триас

Столица призраков — город, в котором живет герой. Далее следует рассказ о его вполне обыкновенном детстве, поступлении в институт и о знакомстве с Андреа Крамон. Они начали встречаться, часто гуляя у моста Форт-Бридж, который поразил его еще в детстве, а кроме того, был того же цвета, что и ее красно-рыжие волосы.

Он склонен принимать жизнь рационально, а Андреа — сенситивно.

Метаморфей

Глава первая

Орру снится жизнь инженера.

Утром он получает приглашение от Эбберлайн встретиться с ней: она хочет порисовать на сортировочной станции. Джон собирается к ней, предварительно написав письмо доктору с отказом от гипноза. Внезапно раздается стук в дверь: это пришли ремонтировать телевизор и телефон. Однако с дверью что-то случилось: она не открывается. Через некоторое время приходит дворник и ломает дверь (ремонтники уже ушли).

Джон встречается с Эбберлайн, которая возвращает ему платок. Пока Эбберлайн рисует с натуры одну из секций Моста, они разговаривают о жизни на Мосту, о его устройстве. Она дарит Орру набросок, изображающий убегающего от поезда человека.

Глава вторая

Орру сниться, как он бежит, зажатый рельсами с двух сторон. Позади слышен гудок паровоза, но Джон не может вырваться, не может отклониться от пути по рельсам.

Орр сильно встревожен сном. Он продолжает размышлять, что же представляет собой Мост. А поиск библиотеки опять не приносит результатов.

Придя домой, Орр обнаруживает рабочих, выносящих его мебель. Оказывается, по причине того, что Орр не дал согласия лечиться посредством гипноза, доктор исключил его из числа своих пациентов. А так как все вещи были приобретены Джоном на больничное пособие, лишь на которое он, собственно, и существовал, то теперь больничная администрация конфискует все и выселяет на уровень, где живут одни рабочие. И даже предоставляет новую одежду: ядовито-зеленую спецовку! Орру позволяют лишь взять платок, на котором Эррол вышила монограмму, и отдают ему ее набросок.

Звонок в клинику доктора не дает результатов, поскольку доктор уехал на какое-то собрание.

На уровне У-7 Орр знакомится с Линчем, который по0соседски пришел навестить новенького. Он любезно кормит Орра в столовой и даже предлагает денег взаймы.

Глава третья

Орру снится, что он находится на железном мосту, пересекающим небольшую речушку, наводненную плотоядными рыбами. На противоположном берегу живут женщины, которые все время зовут и манят его. Он все время идет, бежит к ним, но мост представляет собой часть поверхности цилиндра и вседа возвращает его к середине реки. Какими бы маневрами он не пытался перехитрить мост — все безполезно, мост не обманешь. Однажды, когда не было тумана, он увидел, что не одинок: и выше, и ниже по течению находятся подобные же конструкции, те же женщины Он смотрит на одного из пленников, который бежит по своему мосту и вдруг прыгает в реку: самоубийца был в мгновение растерзан

Утром Орр получает свое новое пособие, половину которого удержали за носовой платок и шляпу. На половину оставшихся средств он покупает длинное подержанное пальто, которое прячет зеленую робу. К доктору его презрительно не допускают: Орра перевели к новому врачу, который ничем ему не помогает.

Мистер Линч приносит Орру письмо от Эбберлайн, которое почтальон оставил в дверях.

Эбберлайн приносит Орру одежду своего брата и размещает его в квартире, которой их семья не пользуется.

Глава четвёртая

После ухода Эбберлайн Джон обнаруживает в квартире телевизор, опять работающий в старом режиме Телефон же по-прежнему издает короткие гудки. Орр выходит из дома и набредает на катастрофу: на железнодорожных путях перевернулся поезд. Джон начинает помогать переносить раненых и по просьбе врача держит своей рукой кровоточащую артерию какого-то человека. Орру становится нехорошо и он пробирается между раненых в туалет вагона. Через некоторое время поезд трогается: оказывается, он давно опустел. Орр остается, двигаясь в неизвестном направлении. Свой больничный браслет Орр выбрасывает в окно.

Эоцен

Переплетение сознаний Орра, шотландского инженера и варвара.

Он успешно работал, всегда находя предлоги, чтобы не бывать в Париже.

Он начал встречаться с молоденькой медсестрой, зная, что у Андреа в Париже тоже кто-то есть. У него умерла мать, Андреа приехала на похороны. Умирает и отец Андреа от сердечного приступа за рулем автомобиля, она возвращается в Эдинбург.

Метаморфоз

Олигоцен

Орр продолжает ехать на поезде, надеясь в итоге добраться до Королевства или Города. В дороге ему снился повторяющийся сон о чьей-то сухопутной жизни. Он за несколько суток обессилел от голода, однако, несмотря на несколько возможностей спрыгнуть, Орр продолжает свое путешествие. В конце концов поезд наполнился пассажирами и Орра обнаружили и высадили в Республике, студеной концентрической территории. Его поселили в бараке с сотней других людей. Он своего рода заключенный среди других заключенных и охранников. Орра преследуют сны о войне и смерти. Оказывается, что подобное тут снится всем.

Миоцен

Инженер встречается со старым университетским другом Шоном. Они слушают старые пластинки.

Орра назначили официантом в поезде, поскольу он мало понимал то наречие, на котором все разговаривали: так он избежал худшей судьбы. Постепенно весь состав стал бронированным, а в поезде ехали одни офицеры. Их атаковали с воздуха, они принимали раненых, выгружали танки и автомобили. Вагон, в котором как раз находился Орр оторвался от общего состава и покатился по каменной осыпи. В вагон вторглись бандиты фельдмаршала, чтобы награбить и добить раненых. Поскольку Орр в бессознательном состоянии говорил что-то на их же языке и прикладывал голову старшего официанта к тому, что осталось, они заинтересовались пленником и отвели его к фельдмаршалу. Теперь Орра понизили в должности: теперь его работа — рассказывать истории из своей прошлой жизни фельдмаршалу и его банде отъявленных душегубов. Кстати, платок Эбберлайн у Орра забрали: теперь в него сморкался фельдмаршал. Излюбленными его развлечениями было бросать солдат в озера кипящей грязи и гнать привязанного пленника перед поездом. При атаке бомбардировщика Орр и еще десять человек успели спрыгнуть с поезда и находились теперь в покинутом людьми городе. Однажды фельдмаршал призывает к себе Орра и велит ему засунуть ствол пулемета между ягодицами, когда он будет насиловать свинью. Но Орр не выдерживает и раскалывает пулеметом его череп. Орр находит форму офицера, переодевается в нее, забирает носовой платок у убитого и убегает.

Плиоцен

Андреа вернулась из Парижа и поселилась в старом доме с матерью. Он зарабатывал все больше, покупал все более дорогие машины, но и лысина на затылке становилась все больше Она переводила с русского, с успехом печаталась в шотландских и парижских журналах. Они были вместе, однако, заводили краткосрочные романы на стороне. Умирает его отец.

Однажды Андреа возвращается из Парижа, как в воду опущенная. Миссис Крамон сообщает ему, что у Густава рассеянный склероз. Теперь Андреа проводила там столько же времени, сколько в Шотландии: за Густавом некому было ухаживать. Он жалел Густава и ненавидел его за то, что тот отнимает у него Андреа. Он ненавидел себя за то, что ненавидел его.

Он стал злоупотреблять наркотиками, чувствуя себя то вдвое моложе, то вдвое старше. Густаву стал требоваться постоянный уход: Андреа задержится в Париже и, если его семья будет настаивать, придется оформить брак

Рубака дожил до глубокой старости, что редко встречается среди таких, как он. Ему помогал зверек-талисман, которого он вынес из Преисподней. Теперь зверек пытается вернуть молодость варвару, поскольку лишь он из них двоих обладает человеческим телом. Они завладели летающим замком и оттуда пытаются найти источник молодости. Но вот в замок врывается огромный парень-рубака, которому помогают магические силы, а именно шлем. Он убивает старого рубаку, а вместе с тем исчезает и зверушка с его плеча.

Четвертичный период

Инженер изрядно выпил и покурил травы вместе со своим другом Стюартом, с которым встретился в преддверии Рождества. Он решает поговорить с Андреа об их отношениях, объяснить ей, насколько любит ее, что хочет провести с нею всю жизнь. Он звонит ей, но долгое время слышит лишь короткие гудки: наверное, болтает с Густавом — это надолго. И он решает ехать к ней немедленно и, несмотря на то, что он пьян, садится за руль, обещая себе быть осторожным. Но, углубившись в свои мысли, он перестает контролировать ситуацию на дороге и попадает в аварию.

Орр ощущает запах крови и видит вокруг будто бы последствия великой битвы: тела всевозможных зверей, людей всех рас и цветов кожи. Над ними тот же маленький человек, что избивал волны моря чугунным цепом, только теперь море — человеческие тела: на каждое тело приходится ровно сто ударов. Карлик заговаривает с Орром и отдает ему тройку бубен. Орр спрашивает, что здесь произошло? Тогда карлик отвечает, что все они не прислушивались к своим снам.

Орр продолжил путь по курсу поезда фельдмаршала. Каждую ночь он видел один и тот же сон: безымянного инженера.

Он много дней идет по пустыне, у него нет больше воды и Орр обессиленный валится на песок, откуда уже не может подняться. И вдруг он видит молодого изможденного солнцем воина в шлеме, который умирает, упав на Орра. Орр же хватает двух хищных птиц, прилетевших выклевать ему глаза, и напивается их густой, соленой кровью.

Орр видит мост, который лежит в руинах: он иссушенный, костлявый, изломанный. Нет на нем ни живых, ни мертвых. Орр сдается, потому что понимает, что все это сон в любом смысле этого слова. Он лежит на кровати под капельницей. Ему приходит догадка, что он находится на мосту, в одной из его полых металлических костей. Он — деталь машины. Он решает уйти в сон.

В его сознании происходит борьба между желанием ото всего отстраниться, спокойно уйти, умереть и желанием жить ради любимой женщины и ради самой жизни. Машина довлеет над ним, расписывая, что ему делать. Но он освобождается от ее силы и усилием воли возрождает себя: он очнулся и увидел рядом со своей кроватью Андреа Крамон.

МЕТАМОРФОЗ
Глава первая
Как-то Джон Орр рассказал доктору Джойсу мудрёный, выдуманный сон. Так как доктор пытается излечить Орра от амнезии, анализируя его сны. Но Джон ни разу не рассказал свои настоящие снов, считая их обычными или очень сбивчивыми. Эта сцена произошла на теннисном корте: доктор и пациент как бы ведут двойной поединок и в обеих побеждает Орр.
Доктор предложил Орру дешифровать свои сны самому, связав их с мостом. Джон Орр был пойман службой Моста без документов и памяти. Ему дали новое имя, выдали браслет, позволяющий роскошную существование на Мосте.
Орр предпринял попытку узнать о прошлом и о Мосте. Но его попытки были напрасны из-за бюрократов, царивших на Мосту.
Придя домой, Джон включил телевизор, который показывает черно-белую картинку: мужчину в больничной палате. Орр сочинил новый сон записывает для доктора.

Глава вторая
Орр размышляет об устройстве общества, как вдруг телевизор включился и опять показал вчерашнюю картинку. Орр хочет вызвать по телефону ремонтников, но телефон не работает.
Орр завтракает в кафе со своим приятелем по больнице, Бруком. Из их разговора понятно, что Джон не удовлетворен скудными данными о Мосте.
Орр идет к доктору, но встретил там одних рабочих, которые не отвечают на его вопросы. Выяснив новый адрес в регистратуре, посещает доктора, рассказывает придуманный сон и делает психологический тест.

Гуляя по верхнему уровню Моста, Орр нашел старый лифт, со спящим старым лифтёром. Он везёт Орра к поездам, но в плане Джон увидел Городскую библиотеку № 3 и лифтёр меняет маршрут. На этаже, где располагается библиотека какая-то катастрофа: гудит сирены, густой дым, раненые. Служащий прогоняет Орра. Тот идет в теннисный клуб и звонит в службу ремонта.
Дома звонит телефон, он берет трубку, но слышны лишь гудки.
Глава третья
Джон просыпается и видит по телевизору ту же картину, но теперь там медсестра, делающая укол пациенту. Ему как будто почувствовал от него боль.
Орру позвонил Брук и пригласил его в бар, прося захватить широкополую шляпу. Орр в недоумении едет в бар, где Брук с друзьями просят того смотреть за мисс Эррол, так как они идут в бордель.
Орр познакомился с Эбберлайн Эррол, красивой девушкой, дочкой главного инженера.
Потом Джон блуждает по Мосту, в поисках того лифта, но не находит. Орр отмечает, что все искусство здесь связано с Мостом.
Дома Джон видит ту же картину и от укола ощущает боль.

Глава четвёртая
Джон Орр просыпается и чувствует отвращение из-за того, что во сне вожделел покалеченных женщин. Орр смотрит на экран и видит больного, переворачиваемого на живот. Чувствует боль.
Орр рассказывает придуманные сны доктору. Тот, к его ужасу, говорит о деталях его настоящих снов и предлагает навое лечение - гипноз.
Джон встречает Эбберлайн, которая предлагает подвезти его на рикше. Рикша попал в аварию. Орр больно ударился головой.

Триас
Человека после аварии доставили в больницу. В его сознании звучит голос варвара, который перебивается словами - столица-призрак.
Столица призраков это город, где живёт герой и его подружка Андреа Крамон. Он смотрит на жизнь рационально, Андреа же сенситивно.

МЕТАМОРФЕЙ
Глава первая
Орру приснилась жизнь инженера.
Утром он получил приглашение о встрече от Эбберлайн. Джон собирался к ней, написав доктору в письме об отказе от гипноза. Тут стучаться в дверь. Пришли ремонтировать телефон и телевизор. Дверь заклинило. Пришел дворник и выломал дверь. Ремонтники не дождались и ушли.
Джон встретился с Эбберлайн. Эбберлайн рисует и дарит Орру набросок человеком, бегущего от поезда.

Глава вторая
Орру сниться, что он убегает от поезда. Сзади слышится гудок, но Джону не вырваться, он ограничен рельсами.
Орр обеспокоен сном. Он все размышляет, что такое Мост. Поиск библиотеки безрезультатен.
Дома Орр обнаружил рабочих уносящих его мебель. Из-за отказа от гипноза, доктор вычеркнул его из числа пациентов. У него забрали больничное пособие, на которое он жил и переселяют на этаж к рабочим, выдав зелёную спецовку. Орру можно забрать лишь платок с монограммой и набросок.
На уровне У-7 он познакомился с Линчем.
Глава третья
Утром Орр получил новое пособие. На него Джон купил подержанное длинное пальто, которое скрывает зелёную робу.
Линч передает Орру письмо Эбберлайн.
Эбберлайн принесла Орру одежду брата и поселила в квартире, в которой ее семья не живет.

Глава четвёртая
Эбберлайн навещает Орра. Произошла интимная сцена. После ее ухода Джон в телевизор ту же картину, телефон генерирует короткие гудки. Орр вышел из дома и видит аварию: на путях перевернутый поезд. Джон помогает переносить раненых и держит пальцем кровоточащую артерию пострадавшего по просьбе врача. Орру стало нехорошо и он идет в туалет вагона. Поезд трогается. Орр двигается в неведомом направлении. Больничный браслет он выбросил.

Эоцен
Переплетение сознания Орра, варвара и шотландского инженера.
Андреа получает вожделенную степень. В голову приходят мысли оформить отношения, но он не собирается потакать государству и Церкви. Кроме того, он думает, что Андреа, вероятнее всего, ответит отказом. Она едет в Париж учить русский язык. Перед отбытием они гуляют и смотрят Норт-Куинсферринский мост. Оказалось, что этот мост хотят в будущем покрасить.
Он небезуспешно работал, всегда ища причины, чтобы не ездить в Париже.
Он начинает встречаться с молодой медсестрой, узнав, что Андреа завела себе кого-то в Париже. У него умирает мать, Андреа приезжает на похороны. Затем умирает во время управления автомобилем, от сердечного приступа, отец Андреа. Она решает вернуться в Эдинбург.

МЕТАМОРФОЗ
Олигоцен
Орр так и едет на поезде, надеясь добраться на нем в Королевство или Город. По дороге ему снится один и тот же сон о сухопутной жизни кого-то. Он обессиливает за несколько дней без еды от голода, но, однако, не собирается прыгать, хотя у него было несколько таких возможностей, Орр продолжает это путешествие. В конечном результате поезд наполняется пассажирами, а Джона обнаружили и ссадили в Республике, выстуженной концентрической территории. Его селят в бараке, где уже живет сотня других людей. Являясь как бы своеобразным заключённым среди таких же заключённых и их охранников. Джона преследуют сновидения смерти и о войне. Оказывается, что в этом месте этот сюжет всем снится.

Миоцен
Инженер повстречал старого университетского друга Шона. Они стали слушать музыку со старых пластинок.
Орра поставили официантом на поезде потому, что он почти не понимал тот говор, на котором разговаривали здесь все: так он миновал худшей участи. Постепенно состав поезда стал целиком бронированный, а в самом поезде ехали лишь офицеры. На них совершали атаки в воздуха, они подбирали раненых, отгружали автомобили и танки. Вагон, в котором на тот момент находился Орр, оторвало от остального состава и он покатился по каменной насыпи. В вагон ворвались разбойники фельдмаршала, ради грабежа и чтобы добить раненых. Так как Орр в беспамятном состоянии рассказывал что-то на их собственном языке и прилаживал голову одного их официантов к тому, что от него осталось, они заинтриговались пленником и решили отвести его фельдмаршалу. Сейчас Джона понизили по должности: теперь в его обязанности входит рассказывать случаи из своего прошлого бытия фельдмаршалу и его шайке отъявленных мерзавцев.

Между прочим, платок Эбберлайн у того отобрали: теперь в него высмаркивался фельдмаршал. Его самыми любимыми развлечениями было кидать солдат в озера с кипящей грязью и гнать связанного военнопленного перед поездом. При нападении бомбардировщика Джон и с ним десять человек успевают спрыгнуть с поезда и теперь находятся в покинутом всеми городе. Как-то раз фельдмаршал призывал к себе Орра и приказал тому просунуть ствол пулемёта между его ягодицами, пока он будет насильничать свинью. Орр не может такое выдержать и он раскалывает череп фельдмаршала пулеметом. Джон отыскал офицерскую форму, переоделся в неё и забрав носовой платок с мертвеца, убегает.

Плиоцен
Вернувшись из Парижа, Андреа поселилась с матерью в своем старом доме. Он стал зарабатывать все больше, покупать самые дорогие машины, но при этом и лысина на затылке все больше разрасталась. Она делала переводы с русского, успешно печаталась в парижских и шотландских журналах. Они опять были вместе, при этом позволяли себе краткосрочные адюльтеры на стороне. Его отец умирает.

Однажды Андреа возвратилась из Парижа, как будто ее в воду опустили. Миссис Крамон сообщила ему, что у Густава обнаружили рассеянный склероз. Андреа проводит в Париже столько же дней, сколько и в Шотландии: за Густавом больше некому ухаживать. Он жалеет Густава и ненавидит за то, что он отнимает Андреа от него. Он ненавидит себя за то, что ненавидит его.
Он злоупотребляет наркотиками, при этом чувствуя себя то моложе вдвое, то вдвое старше. Меж тем Густаву требуется уже постоянный уход: Андреа задерживается в Париже, а если его семья станет настаивать, то ей придётся заключить брак.

Четвертичный период
Инженер изрядно напивается и покуривает траву вместе со своим приятелем Стюартом, которого встретил перед кануном Рождества. Он решается поговорить об их отношениях с Андреа, объяснив той, насколько сильно он ее любит, что желает провести с нею остаток жизни. Он позвонил ей, но продолжительно время в трубке раздаются лишь частые гудки: наверное, разговаривает с Густавом, тогда это надолго. Тогда он решается ехать к ней тотчас же и, несмотря выпитый алкоголь, он садится за руль, наказывая себе быть аккуратным. Но, погрузившись в свои мысли, он совсем не контролировать происходящее на дороге и попал в аварию.

Орр чувствует запах крови и наблюдает вокруг как будто бы остатки величайшей битвы: трупы самых разных зверей, людей всевозможных национальностей и цветов кожи. Маленький человек над ними все тот же, только во сне он избивал морские волны чугунным цепом, а теперь море это человеческие трупы: на каждый труп доводится ровно по сто ударов. Карлик разговаривает с Орром и дает тому тройку бубен. Джон интересуется, что здесь случилось? На что карлик отвечает, что никто из них не прислушивался к своим снам.
Орр продолжает путь по маршруту поезда фельдмаршала. Еженощно он видит все повторяющееся сновидение - безымянного инженера.

Он идёт по пустыне уже много времени, у него больше не осталось воды и Джон, обессилевший, заваливается на песок и уже не может с него подняться. И внезапно он увидел измождённого на солнце молодого воителя в шлеме, который помирает, навалившись на Орра. Орр же схватывает двух, прилетевших выклевать воителю глаза, хищных птиц и напивается их солёной, густой кровью.
Орр видит мост, лежащий в развалинах: он костлявый, изломанный, иссушенный. На нем больше нет ни мертвецов, ни живых людей. Орр капитулирует, потому что осознает, что все это лишь сновидение в любом понимании этого слова. Он лежит под капельницей на кровати. Ему в голову пришла догадка, что он сейчас находится на мосту, внутри одной из его металлических полых костей. Он всего лишь деталь машины. Он решил уйти в сон.

Кода
В его сознании происходит битва про меж желанием от всего самоустраниться, спокойно отойти и умереть и желанием жить ради любви к любимой женщине и ради жизни как таковой. Машина доминирует над ним, предписывая, что тому делать. Но он высвобождается от ее власти и усилием воли награждает себя: он пришел в себя и увидел рядом со своей постелью Андреа Крамон.

Метаморфоз

Глава первая

Джон Орр рассказывает доктору Джойсу замысловатый, выдуманный им самим сон. Дело в том, что доктор пытается вылечить Орра от потери памяти, разбирая его сны. Но Джон никогда не рассказывает своих настоящих снов, считая их банальными или попросту очень сумбурными. Данная сцена происходит на теннисном корте: между доктором и пациентом происходит как бы двойной поединок (и оба их выигрывает Орр).

Доктор предлагает Орру самому расшифровать свои сны, связав их с мостом. Мы узнаем, что Джон Орр был выловлен службами Моста без памяти и без документов. Ему присвоили новое имя, вручили браслет, который дает ему право на безбедную и даже роскошную жизнь на Мосте.

Джон Орр предпринимал попытки узнать что-то о своем прошлом, а также о Мосте: о его размерах, дате появления и т. д. Но все его попытки оказались тщетны из-за бюрократической волокиты, властвующей на Мосту.

Придя вечером к себе домой, Джон включает телевизор, который начинает показывать лишь одну черно-белую картинку: мужчину на больничной койке, в окружении медтехники. Орр сочиняет новый сон для доктора и записывает его.

Глава вторая

Содержание сна: морское сражение.

Орр совершает свой утренний туалет (с претензией на элегантность), размышляя об устройстве общественной жизни, как вдруг телевизор сам включается и вновь показывает вчерашнее неясное изображение. Орр пытается вызвать ремонтников по телефону, но выясняет, что и телефон не работает (начинает происходить символичное отделение героя от мира Моста).

Орр направляется к доктору, но встречает там лишь рабочих, которые на его вопросы упорно не отвечают: возможно, они попросту его не понимают, так как Орр владеет лишь административным диалектом. Он выясняет новый адрес доктора в регистратуре и посещает его. Рассказывает выдуманный сон и выполняет психологический тест.

Блуждая по верхнему ярусу Моста, Орр обнаруживает старый лифт, со спящим в нем стариком лифтером. Он, по просьбе Орра, везет его к поездам, но на плане Джон обнаруживает Третью городскую библиотеку и просит лифтера изменить направление. От этого резкого изменения старик падает со стула, зеркало в лифте разбивается, а с потолка срывается лампа и штукатурка. На этаже, где должна располагаться библиотека случилась какая-то катастрофа: воют сирены, висит густой дым, носят раненых… Какой-то служащий с рупором прогоняет Орра. Он направляется в теннисный клуб, откуда звонит в ремонтную службу.

Дома у Орра звонит телефон, но когда он берет трубку, раздаются лишь гудки…

Глава третья

Орру снится разрушенный город у моря, который кажется ему смутно знакомым. Там он встречает горбатого карлика, бичующего море железной цепью. Между ними происходит разговор. Орр уходит, ощущая, как ранее не замечаемый им чугунный браслет позвякивает ритмично у него на запястье.

Орр просыпается среди ночи и видит в телевизоре привычную картину, но на этот раз появляется медсестра, которая делает укол больному. Орр как будто тоже ощущает боль от укола.

Орр знакомится с Эбберлайн Эррол, симпатичной, элегантной девушкой, дочерью главного инженера. Она увлекает не завлекая, поглощает, не заглатывая.

Потом Орр блуждает по отсекам Моста, ищет тот лифт, но он как под землю провалился. Орр замечает, что все проявления искусства здесь, будь то живопись или архитектура, связаны с Мостом: люди изображаются в виде мостов, а Мост в виде людей. Орру отвратительно такое искусство, от которого веет усталостью и вырождением.

Придя домой, Джон видит всю ту же картину и ощущает все ту же боль от укола.

Глава четвёртая

Джон Орр просыпается и ощущает отвращение к себе за то, что он вожделел увечных женщин: он был рубакой во сне! Орр кидает взгляд на экран телевизора и видит бедного больного, которого переворачивают на живот — он ощущает физическую боль.

Орр встречается с доктором, которому рассказывает свои выдуманные сны. Но, к его ужасу, Джойс задает ему вопросы о карлике-горбуне и о сне, связанном с гаремом и предлагает подумать о новом методе лечения: гипнозе.

В расстроеных чувствах Орр встречает Эбберлайн, которая едет в рикше и предлагает подвезти его. Из-за тумана и любви девушке к высокой скорости их рикша попадает в аварию. Орр сильно ударяется головой, а разбившей нос Эбберлайн Орр дает свой белый платок. Она обещает дать знать о себе.

Дома Орр находит возвращенную Бучем шляпу, которую с размаху выбрасывает с балкона.

Триас

Столица призраков — город, в котором живет герой. Далее следует рассказ о его вполне обыкновенном детстве, поступлении в институт и о знакомстве с Андреа Крамон. Они начали встречаться, часто гуляя у моста Форт-Бридж, который поразил его еще в детстве, а кроме того, был того же цвета, что и ее красно-рыжие волосы.

Он склонен принимать жизнь рационально, а Андреа — сенситивно.

Метаморфей

Глава первая

Орру снится жизнь инженера.

Утром он получает приглашение от Эбберлайн встретиться с ней: она хочет порисовать на сортировочной станции. Джон собирается к ней, предварительно написав письмо доктору с отказом от гипноза. Внезапно раздается стук в дверь: это пришли ремонтировать телевизор и телефон. Однако с дверью что-то случилось: она не открывается. Через некоторое время приходит дворник и ломает дверь (ремонтники уже ушли).

Джон встречается с Эбберлайн, которая возвращает ему платок. Пока Эбберлайн рисует с натуры одну из секций Моста, они разговаривают о жизни на Мосту, о его устройстве. Она дарит Орру набросок, изображающий убегающего от поезда человека.

Глава вторая

Орру сниться, как он бежит, зажатый рельсами с двух сторон. Позади слышен гудок паровоза, но Джон не может вырваться, не может отклониться от пути по рельсам.

Орр сильно встревожен сном. Он продолжает размышлять, что же представляет собой Мост. А поиск библиотеки опять не приносит результатов.

Придя домой, Орр обнаруживает рабочих, выносящих его мебель. Оказывается, по причине того, что Орр не дал согласия лечиться посредством гипноза, доктор исключил его из числа своих пациентов. А так как все вещи были приобретены Джоном на больничное пособие, лишь на которое он, собственно, и существовал, то теперь больничная администрация конфискует все и выселяет на уровень, где живут одни рабочие. И даже предоставляет новую одежду: ядовито-зеленую спецовку! Орру позволяют лишь взять платок, на котором Эррол вышила монограмму, и отдают ему ее набросок.

Звонок в клинику доктора не дает результатов, поскольку доктор уехал на какое-то собрание.

На уровне У-7 Орр знакомится с Линчем, который по0соседски пришел навестить новенького. Он любезно кормит Орра в столовой и даже предлагает денег взаймы.

Глава третья

Орру снится, что он находится на железном мосту, пересекающим небольшую речушку, наводненную плотоядными рыбами. На противоположном берегу живут женщины, которые все время зовут и манят его. Он все время идет, бежит к ним, но мост представляет собой часть поверхности цилиндра и вседа возвращает его к середине реки. Какими бы маневрами он не пытался перехитрить мост — все безполезно, мост не обманешь. Однажды, когда не было тумана, он увидел, что не одинок: и выше, и ниже по течению находятся подобные же конструкции, те же женщины… Он смотрит на одного из пленников, который бежит по своему мосту и вдруг прыгает в реку: самоубийца был в мгновение растерзан…

Утром Орр получает свое новое пособие, половину которого удержали за носовой платок и шляпу. На половину оставшихся средств он покупает длинное подержанное пальто, которое прячет зеленую робу. К доктору его презрительно не допускают: Орра перевели к новому врачу, который ничем ему не помогает.

Мистер Линч приносит Орру письмо от Эбберлайн, которое почтальон оставил в дверях.

Эбберлайн приносит Орру одежду своего брата и размещает его в квартире, которой их семья не пользуется.

Глава четвёртая

После ухода Эбберлайн Джон обнаруживает в квартире телевизор, опять работающий в старом режиме… Телефон же по-прежнему издает короткие гудки. Орр выходит из дома и набредает на катастрофу: на железнодорожных путях перевернулся поезд. Джон начинает помогать переносить раненых и по просьбе врача держит своей рукой кровоточащую артерию какого-то человека. Орру становится нехорошо и он пробирается между раненых в туалет вагона. Через некоторое время поезд трогается: оказывается, он давно опустел. Орр остается, двигаясь в неизвестном направлении. Свой больничный браслет Орр выбрасывает в окно.

Эоцен

Переплетение сознаний Орра, шотландского инженера и варвара.

Он успешно работал, всегда находя предлоги, чтобы не бывать в Париже.

Он начал встречаться с молоденькой медсестрой, зная, что у Андреа в Париже тоже кто-то есть. У него умерла мать, Андреа приехала на похороны. Умирает и отец Андреа от сердечного приступа за рулем автомобиля, она возвращается в Эдинбург.

Метаморфоз

Олигоцен

Орр продолжает ехать на поезде, надеясь в итоге добраться до Королевства или Города. В дороге ему снился повторяющийся сон о чьей-то сухопутной жизни. Он за несколько суток обессилел от голода, однако, несмотря на несколько возможностей спрыгнуть, Орр продолжает свое путешествие. В конце концов поезд наполнился пассажирами и Орра обнаружили и высадили в Республике, студеной концентрической территории. Его поселили в бараке с сотней других людей. Он своего рода заключенный среди других заключенных и охранников. Орра преследуют сны о войне и смерти. Оказывается, что подобное тут снится всем.

Миоцен

Инженер встречается со старым университетским другом Шоном. Они слушают старые пластинки.

Орра назначили официантом в поезде, поскольу он мало понимал то наречие, на котором все разговаривали: так он избежал худшей судьбы. Постепенно весь состав стал бронированным, а в поезде ехали одни офицеры. Их атаковали с воздуха, они принимали раненых, выгружали танки и автомобили. Вагон, в котором как раз находился Орр оторвался от общего состава и покатился по каменной осыпи. В вагон вторглись бандиты фельдмаршала, чтобы награбить и добить раненых. Поскольку Орр в бессознательном состоянии говорил что-то на их же языке и прикладывал голову старшего официанта к тому, что осталось, они заинтересовались пленником и отвели его к фельдмаршалу. Теперь Орра понизили в должности: теперь его работа — рассказывать истории из своей прошлой жизни фельдмаршалу и его банде отъявленных душегубов. Кстати, платок Эбберлайн у Орра забрали: теперь в него сморкался фельдмаршал. Излюбленными его развлечениями было бросать солдат в озера кипящей грязи и гнать привязанного пленника перед поездом. При атаке бомбардировщика Орр и еще десять человек успели спрыгнуть с поезда и находились теперь в покинутом людьми городе. Однажды фельдмаршал призывает к себе Орра и велит ему засунуть ствол пулемета между ягодицами, когда он будет насиловать свинью. Но Орр не выдерживает и раскалывает пулеметом его череп. Орр находит форму офицера, переодевается в нее, забирает носовой платок у убитого и убегает.

Плиоцен

Андреа вернулась из Парижа и поселилась в старом доме с матерью. Он зарабатывал все больше, покупал все более дорогие машины, но и лысина на затылке становилась все больше… Она переводила с русского, с успехом печаталась в шотландских и парижских журналах. Они были вместе, однако, заводили краткосрочные романы на стороне. Умирает его отец.

Однажды Андреа возвращается из Парижа, как в воду опущенная. Миссис Крамон сообщает ему, что у Густава рассеянный склероз. Теперь Андреа проводила там столько же времени, сколько в Шотландии: за Густавом некому было ухаживать. Он жалел Густава и ненавидел его за то, что тот отнимает у него Андреа. Он ненавидел себя за то, что ненавидел его.

Он стал злоупотреблять наркотиками, чувствуя себя то вдвое моложе, то вдвое старше. Густаву стал требоваться постоянный уход: Андреа задержится в Париже и, если его семья будет настаивать, придется оформить брак…

Рубака дожил до глубокой старости, что редко встречается среди таких, как он. Ему помогал зверек-талисман, которого он вынес из Преисподней. Теперь зверек пытается вернуть молодость варвару, поскольку лишь он из них двоих обладает человеческим телом. Они завладели летающим замком и оттуда пытаются найти источник молодости. Но вот в замок врывается огромный парень-рубака, которому помогают магические силы, а именно шлем. Он убивает старого рубаку, а вместе с тем исчезает и зверушка с его плеча.

Четвертичный период

Инженер изрядно выпил и покурил травы вместе со своим другом Стюартом, с которым встретился в преддверии Рождества. Он решает поговорить с Андреа об их отношениях, объяснить ей, насколько любит ее, что хочет провести с нею всю жизнь. Он звонит ей, но долгое время слышит лишь короткие гудки: наверное, болтает с Густавом — это надолго. И он решает ехать к ней немедленно и, несмотря на то, что он пьян, садится за руль, обещая себе быть осторожным. Но, углубившись в свои мысли, он перестает контролировать ситуацию на дороге и попадает в аварию.

Орр ощущает запах крови и видит вокруг будто бы последствия великой битвы: тела всевозможных зверей, людей всех рас и цветов кожи. Над ними тот же маленький человек, что избивал волны моря чугунным цепом, только теперь море — человеческие тела: на каждое тело приходится ровно сто ударов. Карлик заговаривает с Орром и отдает ему тройку бубен. Орр спрашивает, что здесь произошло? Тогда карлик отвечает, что все они не прислушивались к своим снам.

Орр продолжил путь по курсу поезда фельдмаршала. Каждую ночь он видел один и тот же сон: безымянного инженера.

Он много дней идет по пустыне, у него нет больше воды и Орр обессиленный валится на песок, откуда уже не может подняться. И вдруг он видит молодого изможденного солнцем воина в шлеме, который умирает, упав на Орра. Орр же хватает двух хищных птиц, прилетевших выклевать ему глаза, и напивается их густой, соленой кровью.

Орр видит мост, который лежит в руинах: он иссушенный, костлявый, изломанный. Нет на нем ни живых, ни мертвых. Орр сдается, потому что понимает, что все это сон в любом смысле этого слова. Он лежит на кровати под капельницей. Ему приходит догадка, что он находится на мосту, в одной из его полых металлических костей. Он — деталь машины. Он решает уйти в сон.

В его сознании происходит борьба между желанием ото всего отстраниться, спокойно уйти, умереть и желанием жить ради любимой женщины и ради самой жизни. Машина довлеет над ним, расписывая, что ему делать. Но он освобождается от ее силы и усилием воли возрождает себя: он очнулся и увидел рядом со своей кроватью Андреа Крамон.

Метаморфоз

Глава первая

Джон Орр рассказывает доктору Джойсу замысловатый, выдуманный им самим сон. Дело в том, что доктор пытается вылечить Орра от потери памяти, разбирая его сны. Но Джон никогда не рассказывает своих настоящих снов, считая их банальными или попросту очень сумбурными. Данная сцена происходит на теннисном корте: между доктором и пациентом происходит как бы двойной поединок (и оба их выигрывает Орр).

Доктор предлагает Орру самому расшифровать свои сны, связав их с мостом. Мы узнаем, что Джон Орр был выловлен службами Моста без памяти и без документов. Ему присвоили новое имя, вручили браслет, который даёт ему право на безбедную и даже роскошную жизнь на Мосте.

Джон Орр предпринимал попытки узнать что-то о своём прошлом, а также о Мосте: о его размерах, дате появления Но все его попытки оказались тщетны из-за бюрократической волокиты, властвующей на Мосту.

Придя вечером к себе домой, Джон включает телевизор, который начинает показывать лишь одну черно-белую картинку: мужчину на больничной койке, в окружении медтехники. Орр сочиняет новый сон для доктора и записывает его.

Глава вторая

Содержание сна: морское сражение.

Орр совершает свой утренний туалет (с претензией на элегантность), размышляя об устройстве общественной жизни, как вдруг телевизор сам включается и вновь показывает вчерашнее неясное изображение. Орр пытается вызвать ремонтников по телефону, но выясняет, что и телефон не работает (начинает происходить символичное отделение героя от мира Моста).

Орр направляется к доктору, но встречает там лишь рабочих, которые на его вопросы упорно не отвечают: возможно, они попросту его не понимают, так как Орр владеет лишь административным диалектом. Он выясняет новый адрес доктора в регистратуре и посещает его. Рассказывает выдуманный сон и выполняет психологический тест.

Блуждая по верхнему ярусу Моста, Орр обнаруживает старый лифт, со спящим в нем стариком лифтёром. Он, по просьбе Орра, везёт его к поездам, но на плане Джон обнаруживает Третью городскую библиотеку и просит лифтёра изменить направление. От этого резкого изменения старик падает со стула, зеркало в лифте разбивается, а с потолка срывается лампа и штукатурка. На этаже, где должна располагаться библиотека случилась какая-то катастрофа: воют сирены, висит густой дым, носят раненых… Какой-то служащий с рупором прогоняет Орра. Он направляется в теннисный клуб, откуда звонит в ремонтную службу.

Дома у Орра звонит телефон, но когда он берет трубку, раздаются лишь гудки…

Глава третья

Орру снится разрушенный город у моря, который кажется ему смутно знакомым. Там он встречает горбатого карлика, бичующего море железной цепью. Между ними происходит разговор. Орр уходит, ощущая, как ранее не замечаемый им чугунный браслет позвякивает ритмично у него на запястье.

Орр просыпается среди ночи и видит в телевизоре привычную картину, но на этот раз появляется медсестра, которая делает укол больному. Орр как будто тоже ощущает боль от укола.

Орр знакомится с Эбберлайн Эррол, симпатичной, элегантной девушкой, дочерью главного инженера. Она увлекает не завлекая, поглощает, не заглатывая.

Потом Орр блуждает по отсекам Моста, ищет тот лифт, но он как под землю провалился. Орр замечает, что все проявления искусства здесь, будь то живопись или архитектура, связаны с Мостом: люди изображаются в виде мостов, а Мост в виде людей. Орру отвратительно такое искусство, от которого веет усталостью и вырождением.

Придя домой, Джон видит всю ту же картину и ощущает все ту же боль от укола.

Глава четвёртая

Джон Орр просыпается и ощущает отвращение к себе за то, что он вожделел увечных женщин: он был рубакой во сне! Орр кидает взгляд на экран телевизора и видит бедного больного, которого переворачивают на живот — он ощущает физическую боль.

Орр встречается с доктором, которому рассказывает свои выдуманные сны. Но, к его ужасу, Джойс задаёт ему вопросы о карлике-горбуне и о сне, связанном с гаремом и предлагает подумать о новом методе лечения: гипнозе.

В расстроеных чувствах Орр встречает Эбберлайн, которая едет в рикше и предлагает подвезти его. Из-за тумана и любви девушке к высокой скорости их рикша попадает в аварию. Орр сильно ударяется головой, а разбившей нос Эбберлайн Орр даёт свой белый платок. Она обещает дать знать о себе.

Дома Орр находит возвращённую Бучем шляпу, которую с размаху выбрасывает с балкона.

Триас

Столица призраков — город, в котором живёт герой. Далее следует рассказ о его вполне обыкновенном детстве, поступлении в институт и о знакомстве с Андреа Крамон. Они начали встречаться, часто гуляя у моста Форт-Бридж, который поразил его ещё в детстве, а кроме того, был того же цвета, что и ее красно-рыжие волосы.

Он склонен принимать жизнь рационально, а Андреа — сенситивно.

Метаморфей

Глава первая

Орру снится жизнь инженера.

Утром он получает приглашение от Эбберлайн встретиться с ней: она хочет порисовать на сортировочной станции. Джон собирается к ней, предварительно написав письмо доктору с отказом от гипноза. Внезапно раздаётся стук в дверь: это пришли ремонтировать телевизор и телефон. Однако с дверью что-то случилось: она не открывается. Через некоторое время приходит дворник и ломает дверь (ремонтники уже ушли).

Джон встречается с Эбберлайн, которая возвращает ему платок. Пока Эбберлайн рисует с натуры одну из секций Моста, они разговаривают о жизни на Мосту, о его устройстве. Она дарит Орру набросок, изображающий убегающего от поезда человека.

Глава вторая

Орру снится, как он бежит, зажатый рельсами с двух сторон. Позади слышен гудок паровоза, но Джон не может вырваться, не может отклониться от пути по рельсам.

Орр сильно встревожен сном. Он продолжает размышлять, что же представляет собой Мост. А поиск библиотеки опять не приносит результатов.

Придя домой, Орр обнаруживает рабочих, выносящих его мебель. Оказывается, по причине того, что Орр не дал согласия лечиться посредством гипноза, доктор исключил его из числа своих пациентов. А так как все вещи были приобретены Джоном на больничное пособие, лишь на которое он, собственно, и существовал, то теперь больничная администрация конфискует все и выселяет на уровень, где живут одни рабочие. И даже предоставляет новую одежду: ядовито-зелёную спецовку! Орру позволяют лишь взять платок, на котором Эррол вышила монограмму, и отдают ему ее набросок.

Звонок в клинику доктора не даёт результатов, поскольку доктор уехал на какое-то собрание.

На уровне У-7 Орр знакомится с Линчем, который по0соседски пришёл навестить новенького. Он любезно кормит Орра в столовой и даже предлагает денег взаймы.

Глава третья

Орру снится, что он находится на железном мосту, пересекающим небольшую речушку, наводнённую плотоядными рыбами. На противоположном берегу живут женщины, которые все время зовут и манят его. Он все время идёт, бежит к ним, но мост представляет собой часть поверхности цилиндра и вседа возвращает его к середине реки. Какими бы маневрами он не пытался перехитрить мост — все безполезно, мост не обманешь. Однажды, когда не было тумана, он увидел, что не одинок: и выше, и ниже по течению находятся подобные же конструкции, те же женщины… Он смотрит на одного из пленников, который бежит по своему мосту и вдруг прыгает в реку: самоубийца был в мгновение растерзан…

Утром Орр получает своё новое пособие, половину которого удержали за носовой платок и шляпу. На половину оставшихся средств он покупает длинное подержанное пальто, которое прячет зелёную робу. К доктору его презрительно не допускают: Орра перевели к новому врачу, который ничем ему не помогает.

Мистер Линч приносит Орру письмо от Эбберлайн, которое почтальон оставил в дверях.

Эбберлайн приносит Орру одежду своего брата и размещает его в квартире, которой их семья не пользуется.

Глава четвёртая

После ухода Эбберлайн Джон обнаруживает в квартире телевизор, опять работающий в старом режиме… Телефон же по-прежнему издаёт короткие гудки. Орр выходит из дома и набредает на катастрофу: на железнодорожных путях перевернулся поезд. Джон начинает помогать переносить раненых и по просьбе врача держит своей рукой кровоточащую артерию какого-то человека. Орру становится нехорошо и он пробирается между раненых в туалет вагона. Через некоторое время поезд трогается: оказывается, он давно опустел. Орр остаётся, двигаясь в неизвестном направлении. Свой больничный браслет Орр выбрасывает в окно.

Эоцен

Переплетение сознаний Орра, шотландского инженера и варвара.

Он успешно работал, всегда находя предлоги, чтобы не бывать в Париже.

Он начал встречаться с молоденькой медсестрой, зная, что у Андреа в Париже тоже кто-то есть. У него умерла мать, Андреа приехала на похороны. Умирает и отец Андреа от сердечного приступа за рулём автомобиля, она возвращается в Эдинбург.

Метаморфоз

Олигоцен

Орр продолжает ехать на поезде, надеясь в итоге добраться до Королевства или Города. В дороге ему снился повторяющийся сон о чьей-то сухопутной жизни. Он за несколько суток обессилел от голода, однако, несмотря на несколько возможностей спрыгнуть, Орр продолжает своё путешествие. В конце концов поезд наполнился пассажирами и Орра обнаружили и высадили в Республике, студёной концентрической территории. Его поселили в бараке с сотней других людей. Он своего рода заключённый среди других заключённых и охранников. Орра преследуют сны о войне и смерти. Оказывается, что подобное тут снится всем.

Миоцен

Инженер встречается со старым университетским другом Шоном. Они слушают старые пластинки.

Орра назначили официантом в поезде, поскольку он мало понимал то наречие, на котором все разговаривали: так он избежал худшей судьбы. Постепенно весь состав стал бронированным, а в поезде ехали одни офицеры. Их атаковали с воздуха, они принимали раненых, выгружали танки и автомобили. Вагон, в котором как раз находился Орр оторвался от общего состава и покатился по каменной осыпи. В вагон вторглись бандиты фельдмаршала, чтобы награбить и добить раненых. Поскольку Орр в бессознательном состоянии говорил что-то на их же языке и прикладывал голову старшего официанта к тому, что осталось, они заинтересовались пленником и отвели его к фельдмаршалу. Теперь Орра понизили в должности: теперь его работа — рассказывать истории из своей прошлой жизни фельдмаршалу и его банде отъявленных душегубов. Кстати, платок Эбберлайн у Орра забрали: теперь в него сморкался фельдмаршал. Излюбленными его развлечениями было бросать солдат в озера кипящей грязи и гнать привязанного пленника перед поездом. При атаке бомбардировщика Орр и ещё десять человек успели спрыгнуть с поезда и находились теперь в покинутом людьми городе. Однажды фельдмаршал призывает к себе Орра и велит ему засунуть ствол пулемёта между ягодицами, когда он будет насиловать свинью. Но Орр не выдерживает и раскалывает пулемётом его череп. Орр находит форму офицера, переодевается в неё, забирает носовой платок у убитого и убегает.

Плиоцен

Андреа вернулась из Парижа и поселилась в старом доме с матерью. Он зарабатывал все больше, покупал все более дорогие машины, но и лысина на затылке становилась все больше… Она переводила с русского, с успехом печаталась в шотландских и парижских журналах. Они были вместе, однако, заводили краткосрочные романы на стороне. Умирает его отец.

Однажды Андреа возвращается из Парижа, как в воду опущенная. Миссис Крамон сообщает ему, что у Густава рассеянный склероз. Теперь Андреа проводила там столько же времени, сколько в Шотландии: за Густавом некому было ухаживать. Он жалел Густава и ненавидел его за то, что тот отнимает у него Андреа. Он ненавидел себя за то, что ненавидел его.

Он стал злоупотреблять наркотиками, чувствуя себя то вдвое моложе, то вдвое старше. Густаву стал требоваться постоянный уход: Андреа задержится в Париже и, если его семья будет настаивать, придётся оформить брак…

Рубака дожил до глубокой старости, что редко встречается среди таких, как он. Ему помогал зверёк-талисман, которого он вынес из Преисподней. Теперь зверёк пытается вернуть молодость варвару, поскольку лишь он из них двоих обладает человеческим телом. Они завладели летающим замком и оттуда пытаются найти источник молодости. Но вот в замок врывается огромный парень-рубака, которому помогают магические силы, а именно шлем. Он убивает старого рубаку, а вместе с тем исчезает и зверушка с его плеча.

Четвертичный период

Инженер изрядно выпил и покурил травы вместе со своим другом Стюартом, с которым встретился в преддверии Рождества. Он решает поговорить с Андреа об их отношениях, объяснить ей, насколько любит ее, что хочет провести с нею всю жизнь. Он звонит ей, но долгое время слышит лишь короткие гудки: наверное, болтает с Густавом — это надолго. И он решает ехать к ней немедленно и, несмотря на то, что он пьян, садится за руль, обещая себе быть осторожным. Но, углубившись в свои мысли, он перестаёт контролировать ситуацию на дороге и попадает в аварию.

Орр ощущает запах крови и видит вокруг будто бы последствия великой битвы: тела всевозможных зверей, людей всех рас и цветов кожи. Над ними тот же маленький человек, что избивал волны моря чугунным цепом, только теперь море — человеческие тела: на каждое тело приходится ровно сто ударов. Карлик заговаривает с Орром и отдаёт ему тройку бубен. Орр спрашивает, что здесь произошло? Тогда карлик отвечает, что все они не прислушивались к своим снам.

Орр продолжил путь по курсу поезда фельдмаршала. Каждую ночь он видел один и тот же сон: безымянного инженера.

Он много дней идёт по пустыне, у него нет больше воды и Орр обессиленный валится на песок, откуда уже не может подняться. И вдруг он видит молодого измождённого солнцем воина в шлеме, который умирает, упав на Орра. Орр же хватает двух хищных птиц, прилетевших выклевать ему глаза, и напивается их густой, солёной кровью.

Орр видит мост, который лежит в руинах: он иссушенный, костлявый, изломанный. Нет на нем ни живых, ни мёртвых. Орр сдаётся, потому что понимает, что все это сон в любом смысле этого слова. Он лежит на кровати под капельницей. Ему приходит догадка, что он находится на мосту, в одной из его полых металлических костей. Он — деталь машины. Он решает уйти в сон.

В его сознании происходит борьба между желанием ото всего отстраниться, спокойно уйти, умереть и желанием жить ради любимой женщины и ради самой жизни. Машина довлеет над ним, расписывая, что ему делать. Но он освобождается от ее силы и усилием воли возрождает себя: он очнулся и увидел рядом со своей кроватью Андреа Крамон. Пересказала Юлия Песковая

Главный герой попал в серьезную автокатастрофу и самоиронизирует, находясь на грани жизни и смерти. Он сильно травмирован, поэтому его разум погружается в кому. В этом состоянии герой путешествует в разных мирах. В романе существуют три главных героя. Они совершенно никак не пересекаются и живут в разных мирах: инженер – энергетик из города Эдинбург, Джон Орр и Варвар.

Имя инженера – энергетика не упоминается, но зато известно, что родом он из годка Глазго, а также имел традиционное детство и юность. Как-то он познакомился с девушкой Андреа Крамон. Они встречались и уже собирались жениться, но тут Андреа уехала в Париж, чтобы изучать русский язык. Девушка закончила учебу и приехала в Эдинбург обратно, но отношения как-то уже были не такими, как прежде. Инженер подсел на наркотики и алкоголь. Чтобы вернуть прежние отношения с любимой женщиной, которая ему до сих пор дорога, инженер садится за руль и мчится к Андреа. По дороге автомобиль попадает в аварию.

Параллельно рассказывается история косноязычного варвара. Он добыл говорящий нож с волшебной птицей и они все вместе путешествуют сначала по какой-то стране, потом по Подземному миру. На своем пути они встречают мифологических и сказочных героев: Харона, Кербера, Медузу Горгону, Спящую красавицу. Когда варвар стал глубоким старцем (ему помог зверек-талисман), он решает опять стать молодым благодаря летающему замку, которым они со зверьком овладели. Но в замок ворвался молодой парень и с помощью магии(шлема) убил старого рубаку. Зверушку он также забрал.

Службы Моста выловили Джона Орра из бурлящих вод без памяти и документов, поэтому придумали новое имя, надели браслет и теперь он ведет роскошную жизнь на Мосту-государстве.

Джона лечит от потери памяти доктор Джойс, исследуя его сны. Но эти сны Джон придумывает для доктора. Сам же пытается узнать о своем прошлом и побольше о Мосте.

Благодаря лечению, Орр имеет прекрасные апартаменты, его расходы оплачивает больница, в которой работает Джойс. Когда Джон отказался от лечения с помощью применения гипноза, доктор разорвал с ним отношения. У Джона конфисковали все имущество, ведь оно куплено на деньги больницы. Орра переселили на нижний ярус моста, туда, где обитают только рабочие. Герой все больше стремиться узнать о себе и о том, что же вокруг моста. С этой целью Орр пробирается в поезд и прячется в туалете. Проходит несколько дней, прежде, чем его обнаруживают и высаживают. Это уже не мост, а Республика. Селят Джона в бараке и предоставляют работу дворника. Герой не говорит на местном языке, поэтому отлично подходит на должность официанта, который будет обслуживать поезд. Этот состав везет высокопоставленных чиновников Республики в какую-то страну. Эти чиновники должны выполнить миротворческую миссию.

Поезд оказывается захваченным бандой мародеров. Во главе этих бандитов фельдмаршал. Орру удалось сбежать и вернуться назад на Мост. А по ночам ему сниться человек, которому ставят капельницы. Больному под капельницами становится все хуже и хуже, а мир вокруг Орра все больше становится похожим на хаос. Наконец Орр понимает, что он – деталь машины. Сознание умирающего борется между желанием умереть и желанием выжить для любимой. Освободившись от пресса машины, он приходит в сознание и видит рядом Андре Крамон.

Читайте также: