Хобсбаум нации и национализм краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

В результате внедрения рынка, поощрения рыночных сделок в ущерб человеческим взаимоотношениям, старые социальные связи в социальной структуре начинают распадаться, методы контроля правителей также становятся теперь не адекватными. То, что прежде опосредовало связь между человеком и властью начинает распадаться: общины, корпорации, цеха и гильдии. Когда массы были политически индифферентны, ситуация была еще управляемой, однако последующая массовая политическая мобилизация через такие механизмы как выборы, партии, социальные движения заставила государство добиваться лояльности своих граждан новыми средствами. Государство начинает разрабатывать новую символику – патриотические гимны, флаги, торжественные церемонии, национальные праздники, национальные традиции.

В отличие от Геллнера Хобсбаум утверждает, что национализм играет компенсирующую функцию, на место образовавшейся пустоты вследствие распада таких реальных сообществ как цеха, гильдии, общины, приходит национализм.

В научном сообществе взгляды относительно происхождения национализма разделились, их условно можно объединить в два подхода. Первый – примордиалистский, согласно которому этнические общности – исконны, изначальны, это извечные сущности, естественные человеческие коллективы. Второй –конструктивистский, согласно которому, современные нации появились недавно, а значит они сознательно созданы.


Susana Vera / Reuters

Контекст

Попытки описать нации и национализм предпринимались и до Хобсбаума, но они либо фокусировали свое внимание на эволюции этих двух понятий в определенных странах, либо опускали механизмы конструирования наций, сосредотачиваясь на практической стороне дела. Исследование Хобсбаума давно стало классическим, однако не следует забывать, что оно было написано 20 лет назад, в период краха СССР и всеобщей веры в глобализацию, либерализацию и вестернизацию как основные тренды наступающего столетия. Да и сама идея Хобсбаума, приписывающего появление наций деятельности узкого круга интеллектуалов, может быть подвергнута критике. Тем не менее, ознакомиться с его тезисами (хотя бы и в кратком пересказе) следует хотя бы в силу огромного влияния, которое они оказали на историю и политологию.

Народный протонационализм

В работе Хобсбаума можно найти элементы разнообразных объяснений национализма как явления новой истории. Экономика присутствует в нем наряду с политикой, проблемы языка сочетаются с анализом традиций. Национализм для Хобсбаума — народное чувство и движение, но это и деятельность государств и правящих элит. Нация появляется лишь в современную эпоху, но предшествуют ей протонация[202] и свойственный ей протонационализм. Автор тщательно прослеживает этапы развития национализма и влияние на него мировой экономики.

Согласно Хобсбауму, многие национальные церемонии и символы являются неоспоримо современными, несмотря на используемые элементы старинной народной культуры. Они сознательно конструируются или по инициативе государства, или благодаря деятельности национальных активистов.

Прежде всего автор пытается разграничить поля национализма и этничности, акцентируя внимание на политическом характере именно национализма как собственно политического течения. При этом он указывает на то, что в XX в. принцип этнической принадлежности также приобретает политическую окраску.

Иными словами, национализм относится к области политической теории, а принцип этнической принадлежности — к социологии и социальной антропологии. Он может быть связан с вопросами государства или другой формы политической организации, а может не иметь к ним отношения. Порой он приобретает политический аспект, но отнюдь не специфические черты этнически окрашенной политики. Все, что для него требуется, — это чтобы политический ярлык, каким бы он ни был, с особой силой взывал к членам этнической группы.

Таким образом, среди нижних слоев национализм переродился из концепции, связанной с либерализмом и левым движением, в империалистическое и ксенофобское право и даже радикально правое движение.

Идентификация нового национализма с государством, согласно Хобсбауму, была необходима националистической мелкой буржуазии и низшим слоям средних классов. Если же у них еще не было своего государства, то достижение национальной независимости должно было обеспечить им положение, которое они считали заслуженным[211].

Political Science Library

Political Science Library

Political Science Library запись закреплена

Э. Хобсбаум- "Нации и национализм после 1780 г."

Читайте также: