Московская сага краткое содержание романа

Обновлено: 04.07.2024

Все-так роман – сила. Градовы – врачи в четвертом поколении. Это сок и соль русской интеллигенции, клан, брошенный в историческую мясорубку 20-50-х годов XX века.

Нина – талантливая поэтесса. Она живет в ритме Серебряного века, считает поэтическим местом Кавказ, где происходит одна из самых жестоких драм ее юности.

Дом в романе – защищенное место, куда ведут пути странников: уставший от бездомья тюрьмы и войны Никита Градов прибывает в Серебряный Бор, чтобы оттаять душой, собраться с силами и начать новый виток жизни, сюда возвращается истерзанная лагерем душа Вероники, здесь свои сердечные раны исцеляет Нина.

Переступая родной порог, мы оказываемся в поле порядочности, щедрости, здравого смысла. Даже в страшные годы военного коммунизма здесь звучит рояль Мэри Вахтанговны, которая окончила консерваторию, чтобы посвятить свое искусству детям и мужу. А няня утюжит и крахмалит белье, рассчитывается за молоко и сметану.

Овчарка Пифагор царствует в этом уютном мире.

Дом Градовых – священный очаг культуры, порядка и уюта. Здесь шикарная библиотека – мир мужчин и гостиная – эмоциональная сфера женщин. А в детской есть няня – воплощенная любовь и женственность.

А за порогом – сосновый бор. Пространство чужое, даже дьявольское. Опасное для героев.

И все-таки у книги оптимистичный финал: дело деда и прадеда продолжает Никита Градов – внук профессора, сын Никиты и его фронтовой жены Елены , усыновленный дедом и бабушкой и воспитанный в традициях Градовых, с пониманием чести, достоинства, долга и высокого предназначения профессии врача.

В чем подлинный градовизм – патриотизм героев? В умении трудиться на совесть, выполнять свое дело с душой и честью.

Внук Борис поражен, как среди всех ветров истории деде и бабушка сохранили серебряноборскую крепость. И там всегда вместе с людьми жили дедушкины книги, бабушкина музыка и Агашины пироги.

Личность, воспитанная в доме Градовых обречена стать великой и талантливой, преданной делу и любви.

А вам ближе роман Аксенова или сериал? Судьба каких героев романа вас трогает? Почему?

Этот пересказ, возможно, скопирован с другого сайта и нарушает авторские права. Если хотите помочь проекту, перепишите его своими словами.

Москва. 1925 год. Профессор Градов, его жена Мэри, их дети - Нина, Никита и Кирилл - и многолетние друзья дома, родня московская и тифлисская, и те, кому еще предстоит войти в эту семью и историю, - все молоды и полны надежд. Многим надеждам предстоит сбыться, но история страны в 30-50-е не оставила шансов на безоблачную жизнь ни для кого…

Содержание

Поколение зимы [ ред. ]

Первый роман трилогии охватывает период с 1925 по тридцатые годы. Это было штормовое время, когда уходило в небытие целое поколение, когда начались первые репрессии и ужасы, которые породила новая власть. Это было время, когда Сталин безжалостно устранял все препятствия, прокладывая себе дорогу к власти. Он объявляет охоту на троцкистов по всей стране. Устраняет со своего пути талантливого командарма Михаила Фрунзе. В страшную воронку этого водоворота событий и кошмаров втягиваются и сам Борис Градов, старый врач, и еще совсем юная Ниночка Градова. Но не останавливается неумолимо-жуткий каток репрессий, который подминает под себя и раскатывает тысячи, сотни тысяч, миллионы других людей.…

Война и тюрьма [ ред. ]

Тюрьма и мир [ ред. ]

Произведение представляет собой монументальную трилогию, по жанровой направленности являющуюся сагой.

Сюжетное повествование охватывает жизнь трех поколений династии Градовых, являющейся семейством творческой интеллигенции, судьба которой связана со служением Родине.

Структурная композиция трилогии охватывает большой исторический период, начинаясь в 1925 году и заканчиваясь в начале пятидесятых годов двадцатого столетия. Семья Градовых вместе со всеми советскими людьми оказывается вовлеченной в различные испытания того сложного и жестокого периода истории России, пережив время военного коммунизма, троцкистской борьбы, коллективизации, репрессий, Великой Отечественной войны.

Семья Градовых представляется в саге в лице разносторонних и непредсказуемых в своих поступках людей. Члены семьи представляются в образе главы семейства Бориса Градова, выдающегося хирурга, разработчика метода новой анестезии, с молчаливого согласия которого осуществляется план убийства Фрунзе, его жены Мэри, которая постоянно вспоминает измену супруга в момент их проживания в Тифлисе, их детей Никиты, Кирилла и Нины, а также помощницы по хозяйству Агаши.

События, происходящие в стране, не обходят стороной и семью Градовых, поэтому под удар попадает и талантливый доктор, и военачальник, и одаренная юная поэтесса Ниночка Градова, отличающаяся вольными мыслями, а также младший Градов, являющийся убежденным марксистом.

Семья Градовых, несмотря на защиту стен дома в Серебряном Бору, оказывается разбросанной по всей планете, пройдя через тяжелые испытания, адские лагеря, жестокую войну. Однако, имея внутренний фамильный стержень, помогающий выдержать все трудности, семья в финале снова оказывается вместе.

Сага посвящается автором ровесникам собственных родителей, которым суждено было родиться и жить в данный период советской истории.

Читать краткое содержание Аксёнов - Московская сага. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Аксёнов - Московская сага

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В деревне месяц стояла небывалая жара. Старый рыбак Глеб тщетно пытался найти червей, перекапывая близлежащие огороды.

Жила на свете Крошечка-Хаврошечка. Мать у нее умерла, и ее воспитанием занялась тетка, у которой было три своих дочки: Одноглазка, Двухглазка, и Трехглазка. Соответственно, их звали так по количеству глаз.

В. В. Набоков является одновременно и русским, и американским писателем. Он писал на двух языках: русском и английском. Также этот человек является известным сыном политика Владимира Набокова. Кроме писательства

Главный герой рассказа - беспробудный пьяница. Он издевается над животными, не жалеет свою жену, да и вообще ведёт себя неподобающим образом. Первой его серьезной жертвой, кроме заплаканной жены, становится его чёрный кот


Несоответствие актеров ролям, подробный разбор

Трилогию "Московская сага" я очень люблю, от этой книги невозможно оторваться. Поэтому с большим волнением ждала просмотра одноименного сериала. Ужасное разочарование! Я даже не говорю о том, что актеры играют деревянно, бесталанно. Не веришь ни одному слову, ни одному жесту.. Все насквозь фальшивка.

Старые актеры играют двадцатилетних! Когда я увидела Нугзара, чуть со стула не упала. Вместо молодого парня вышагивает 50-летний мужик! Никита Градов тоже в юные годы выглядит как потрепанный старый человек.

Вероника - это вообще финиш. Первая красавица Москвы? Вот эта высушенная бледная дамочка. Серьезно? Разве она производит впечатление женщины, на которую невозможно смотреть без восхищения.

Но знаете, что взбесило меня на самом деле? Как наши кинематографисты стараюстя упростить роли по примеру запада. Там ведь как, в американских фильмах? Вот герой, он весь такой хороший, сильный, добрый, верный, плюс еще и красавец невозможный. Ну просто леденец на палочке. А вот антигерой. Этот мерзавец помимо всех своих ужасных черт еще и уродлив.

Черное и белое. И думать не нужно. Взял попкорн и поглощай, не нагружай мозги.

А у нас как исторически сложилось? Вспомните классиков, Толстого, Достоевского. Не бывает 100% хорошего человека, и нет злодеев, в которых не мелькало бы что-то человеческое. Все неоднозначно, все на полутонах, не черно-белое.

К чему это вступление.

Я заметила, что нынешнему поколению россиян предлагают "пережеванную" упрощенную информацию, чтобы не думали, не напрягались. Для этого надо показать положительного героя (положительного буквально во всем) и антигероя (желательно пострашнее). Вот вам как пример сериал "Московская сага".

Создатели скромно пишут "по мотивам". Хорошо, допустим. Измените сюжет, диалоги, что хотите. Но зачем же так прилизывать жизнь? В книге все не так однозначно. В книге герои живые за счет своих сомнений, ошибок, негативных черт выглядят живыми, как будто присутсвуют рядом. А всериале все как на подбор.

Разберем на конкретных примерах. Отличие героев в книге и в сериале.

Вера Горда. В книге замужняя опытная дама, имеющая множество любовников, изменяет не только мужу, но и Борису. В сериале - незамужняя свободная женщина, никому не изменяет.

Борис Градов. В книге во время войны выполняет грязную работу в Польше. В сериале - романтический благородный Штирлиц. В книге пьет и кутит в ресторанах Москвы. В сериале хороший мальчик.

Нина Градова. По книге не дождалась мужа с войны, хотела удалиться в лес с тремя мужчинами в известной целью, лишь случайно этого не сделав. Вышла замуж за Сандро не дожидаясь окончания войны. В сериале как-то скромно умалчивают когда и при каких обстоятельтвах она нашла нового мужа.

Лучше всего "отполировали" роль Вероники. В книге она сама предложила себя Шевчуку, а потом перевезла его в Москву. Спала с ним на глазах у сына! В сериале она лишь вяло сопротивляется в лагере, а в Москву Шевчука к ней приставили насильно. И никаких больше отношений, она верная жена маршала. Как можно?

В книге Вероника сразу сбежала с американцем, не дожидаясь Бориса, а в сериале - ну как же, как же, она же мать - на предложение американца отвечает: нет, я жду сына.

Цыля. Опять же, в сериале верная жена, прчем довольно-таки опрятная и симпатичная. А в сериале она изменила Кириллу с его начальником. В сериале этот момент изменили.

Про Митю Сапунова я вообще молчу. Сталин со своим горлом..

В итоге получился и филь - не фильм. Так, какая-то голливудская нудная драма с прилизанными героями.

Неужели создатели сериала думают, что если оставят главным героям хотябы часть их ошибок, негативных черт, то фильм получится хуже? Да весь в этом и скрывается секрет живой картины, от которой невозможно оторваться! Только живые герои, способные и на измену, и на самопожертвование, могут вызвать в нашей душе отклик.

Про этот сериал как экранизацию книги я бы сказала так: снять хуже можно, но сложно.

Читайте также: