Эрих фромм революция надежды краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

О "Революции надежды" уже достаточно сказано. Скажу о втором сочинении, "Избавление от иллюзий". Книга замечательна тем, что здесь рисуется не только модель идеального общества (то есть общества, дающего наибольшие возможности для реализации творческого потенциала человека), но и обрисовываются конкретные реальные шаги, которые можно осуществить на пути к улучшению социального бытия. Также по-новому (для российского читателя) преподносится марксизм, в его изначальной сути, не затемненной вульгарными трактовками советских коммунистов. Серьезно рассматривается вопрос о свободе труда.

Книга, которая не относится к легкому чтению, но затрагивает очень серьезные вопросы. Выкладываю вступление и первую главу.

Иллюстрации к книге:

"Революция надежды" - это революционный роман. Поначалу читается сложно, но постепенно эти размышления затягивают. Здесь понятия надежды, веры, стойкости, интереса, целостности и тождественности обретают совершенно новое (более глобальное) значение. Интересны и представленные пути развития: человек как винтик машины или машины на службе человека. И просто не верится, что работа была написана в конце 60-х гг., потому что многое актуально и сейчас, видны параллели между описанным обществом потребления и современной действительности. Но и различия тоже есть.

Пока я прочитала и обдумываю первую книгу. в ней описывается 5 человеческих пороков-потребностей без которых мы не смыслим жизнь. Автор создает аналитическую модель идеального общества и пути улучшения техно-цивилизации. Текст не перегружен терминологией и поэтому читается легко но осознается трудно. Действительно начинаешь задумываться если у робота говорят есть душа, он все более очеловечивается. то кем останемся мы.

Глава 1. На распутье
Глава 2. Надежда
Что не является надеждой
Парадоксальность и сущность надежды
Вера
Душевная сила
Воскрешение
Мессианская надежда
Разрушение надежды
Глава 3. Где мы находимся в настоящее время и куда движемся?
Где мы находимся в настоящее время?
Каким будет дегуманизированное общество в 2000 году?
Современное технологическое общество. Принципы
Воздействие на людей
Потребность в уверенности
Глава 4. Что значит - быть человеком?
Человеческая натура и ее различные проявления
Условия человеческого существования
Потребность в рамках ориентации и в объекте преданности
Потребность в выживании и вытекающие отсюда потребности
Специфические человеческие чувства
Ценности и нормы
Глава 5. Путь к гуманизации технологического общества
Общие предпосылки
Гуманистическое планирование
Активизация и высвобождение энергии
Противостояние гуманистических и отчужденных бюрократических методов
Сущность "гуманистического менеджмента" и его методов
Гуманизированное потребление
Духовно-психологическое возрождение
Глава 6. Можем ли мы это сделать?

Эрих Фромм - Революция надежды - Избавление от иллюзий

Э. Фромм - философ, реформатор психоанализа, ocновоположник неофрейдизма. Если традиционная культурология опирается на философию истории и рассматривает культуру как результат социальной активности человека, то Фромм пытается осмыслить культуру через философскую антропологию, через философское постижение человека.

В истории философии человеческая природа описывалась, как правило, путем перечисления признаков, отличающих человека от животного. Фромм попытался определить человека экзистенциально, через способ существования.

Эрих Фромм - Революция надежды - Избавление от иллюзий

Эрих Фромм - Революция надежды - Избавление от иллюзий - Содержание

  • Сопоставление взглядов Маркса и Фрейда
  • Глава первая. Несколько предварительных заметок (Пер. Г.А.Новичковой)
  • Глава вторая. Общее основание (Пер. Г.А.Новичковой)
  • Глава третья. Концепция человека и eгo природы (Пер. Г.А.Новичковой)
  • Глава четвертая. Эволюция человека (Пер. Г.А.Новичковой)
  • Глава пятая. Человеческая мотивация (Пер. Г.А.Новичковой)
  • Глава шестая. Больной индивид и больное общество (Пер. К Л Татариновой)
  • Глава седьмая. Концепция психического здоровья (Пер. К. Л Татариновой)
  • Глава восьмая. Индивидуальный и социальный характер (Пер. К. Л. Татариновой)
  • Глава девятая. Социальное бессознательное (Пер. K.Л. Татариновой)
  • Глава десятая. Судьба двух теорий (Пер. Г.А.Новичковой)
  • Глава одиннадцатая. Некоторые идеи, близкие теме книги (Пер. Е. Н. Фединой)
  • Глава двенадцатая. Кредо (Пер. И. Е. Добровольского)

Эрих Фромм - Революция надежды - Избавление от иллюзий - Вступление

Эта книга написана в ответ на ситуацию в Америке 1968 года. Она родилась из убеждения, что мы находимся на перекрестке: одна дopoга ведет если не к уничтожению в термоядерной войне, то к полностью механизированному обществу, где человек ­ беспомощный винтик в машине; дрyгая - к ренессансу гyманизма и надежде, к обществу, ставящему технику на службу человеческому благосостоянию.

Эта книга предназначена для тех, кто еще ясно не осознал названную дилемму. Она призывает к действию. Она основана на уверенности, что мы можем найти необходимое решение с помощью разума и любовь к жизни победит недомыслие и вражду. Она адресована широкому Kpyгy читателей с различными политическими и религиозными убеждениями, разделяющими заботу о coxpaнении жизни и уважение к разуму и действительности.

Поскольку эта книга связана с темами, которых я касался в своих книгах за прошедшие сорок лет, я не могy не упоминать многие из содержащихся в них идей. Они все заново организованы вокpyг центрального вопроса: альтернатив дегуманизации. Но эта книга содержит также и мнoгo новых идей, дополняющих мои предыдущие размышления.

Так как я пишу для большой аудитории, я свел цитирование к необходимому минимуму, но процитировал всех авторов, которые оказали влияние на меня при написании этой книги.

Эрих Фромм — Революция надежды. Избавление от иллюзий


Эрих Фромм — Революция надежды. Избавление от иллюзий



Призрак бродит среди нас, но лишь немногие четко его осознают. Это не старый призрак коммунизма или фашизма. Это новый призрак: полностью механизированное общество.

Надежда парадоксальна. Она и не пассивное ожидание, но и не лишенное реализма подстегивание обстоятельств, которые не могут наступить. Она подобна припавшему к земле тигру, который прыгнет только тогда, когда придет время для прыжка. Ни надоедливый реформизм, ни псевдорадикальный авантюризм не выражают надежды. Надеяться – значит быть готовым в любой момент к тому, что еще не родилось, но появление чего еще не стало безнадежным, хотя, возможно, осуществится это и не при нашей жизни. Нет смысла надеяться на то, что уже существует или чего не может быть. Те, чья надежда слаба, либо обзаводятся утешением, либо впадают в неистовство; те, чья надежда сильна, видят и заботливо пестуют признаки новой жизни и каждый миг готовы помочь рождению того, что готово родиться.

Много таких людей, кто осознанно чувствует себя полным надежд, а бессознательно – лишенным надежды, но немного таких, для кого все наоборот. При изучении надежды и безнадежности первостепенное значение имеет не то, что думают люди о своих чувствах, а то, что они действительно чувствуют. Меньше всего это можно распознать по словам и высказываниям, зато можно установить по выражению лица, по походке, по способности заинтересованно реагировать на происходящее, по отсутствию фанатизма, проявляющемуся в способности выслушивать разумные аргументы.

Много еще можно было бы сказать о том, что не есть надежда, но давайте продвинемся немного вперед и спросим, что же такое надежда. Можно ли ее описать словами или же ее можно передать только через поэзию, песню, жест, выражение лица или поступок?

Как и для любого другого человеческого переживания, слова не годятся, чтобы описать ее. Напротив, в большинстве случаев слова делают обратное: они затемняют, препарируют и убивают переживание. Слишком часто бывает так, что, говоря о любви, ненависти или надежде, человек теряет связь с тем, о чем предположительно рассуждает. Поэзия, музыка и другие виды искусства в силу своей яркости гораздо более подходящие средства для описания человеческих переживаний, потому что они избегают браться за адекватное выражение человеческих переживаний с помощью абстрактных и неопределенных слов, которые уподобились стершимся монетам.

Но даже если принять всерьез эти оговорки, нет ничего невозможного в том, чтобы прикоснуться к чувственному опыту вовсе и не языком поэзии. Это было бы невозможно, если бы люди ни в малейшей степени не разделяли описываемых чувств. Описать их – значит показать различные аспекты переживания и, следовательно, установить способ общения, при котором и писатель и читатель знают, что они подразумевают одно и то же. Предпринимая данную попытку, я должен попросить читателя потрудиться вместе со мной, а не ждать, чтобы я ответил ему на вопрос, что есть надежда. Я вынужден просить его мобилизовать весь свой опыт, чтобы сделать возможным диалог между нами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

7. Необходимость надежды: Г. Плюгге

7. Необходимость надежды: Г. Плюгге Второй пример, который мы хотим привести во введении для разъяснения постановки вопроса - исследование Г. фон Плюгге [7], посвященное попыткам самоубийства, известным ему из его клинического опыта. Результаты этого исследования

1. Вещь и сущность. Сущность и существование.Единство субстрата и многообразие сущностей. Платон

Добавление Подающий надежды бихевиористический монстр

136. Надежды на человечество

136. Надежды на человечество Если бы у нас была бодрость духа и надежда, основанная на фактах, мы бы в тысячу раз легче, чем сейчас, преодолели все трудности и привели остальной мир, или по крайней мере его большую часть, к духу энергичного сотрудничества. [а как же притча о

Почему Большие Надежды потерпели крах?

Почему Большие Надежды потерпели крах? Даже если оставить в стороне присущие индустриализму экономические противоречия, крах Больших Надежд предопределен самой индустриальной системой, двумя ее основными психологическими посылками: 1) что целью жизни является

3. Предсказания. Надежды на пришествие Мессии

3. Предсказания. Надежды на пришествие Мессии Убедительная сила пророчеств. Предсказания и их исполнение522. И венец всему — предсказание, дабы уже ни­кто не мог утверждать, что все это — дело случая.Тот, кому осталось жить одну неделю, не согласится, что правильнее всего

Истоки противостояния— надежды, сбывшиеся и несбывшиеся.

Истоки противостояния— надежды, сбывшиеся и несбывшиеся. Реформы, начавшиеся во второй половине 1980-х годов в России (вот уже более полувека выступав­шей в облике "Советского Союза"), породили великие наде­жды. Надежды на избавление от пороков и ужасов прошлого, на

Звездочка надежды в клубке проблем.

Звездочка надежды в клубке проблем. Вот и пришло время вернуться к прерванному ранее рассказу об оптимистических (все же!) перспективах правового развития в нашем российском обществе.Надо заметить, что одна из существующих здесь опас­ностей — это ограничиться

РЕВОЛЮЦИЯ НАДЕЖДЫ

РЕВОЛЮЦИЯ НАДЕЖДЫ О гуманизации технологического общества Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Еккл.

Крах надежды

Крах надежды Если надежда, вера и стойкость неизменные спутники жизни, то как получается, что множество людей теряют надежду, веру и стойкость и начинают любить свое рабство и зависимость? Для человеческого существования характерна именно возможность этой потери. Мы

Безмолвный ангел надежды

Безмолвный ангел надежды В моем кабинете все еще звучит музыка, трогая сердце… Пока я писала статью и общалась с вами, вы для меня стали родными-родными. На душе чисто, трепетно, открыто… и мне захотелось молиться и надеяться… вернее, молиться надеясь… вернее, надеяться

ЭПИЛОГ: О ДВОЙСТВЕННОСТИ НАДЕЖДЫ

ЭПИЛОГ: О ДВОЙСТВЕННОСТИ НАДЕЖДЫ Я попытался показать, что доисторические люди, которые жили родами, занимаясь охотой и собирательством, проявляли минимум деструктивности и максимум готовности к сотрудничеству и справедливому распределению продуктов питания. Я уверен,

Введение. Большие Надежды, их крах и новые альтернативы

Введение. Большие Надежды, их крах и новые альтернативы Конец иллюзииВеликие Обещания Безграничного Прогресса — предчувствия господства над природой, материального изобилия, наибольшего счастья для наибольшего числа людей и неограниченной личной свободы — питали

Революция надежды. Навстречу гуманизированной технологии Перевод с английского Т. В. Панфиловой [39]

Революция надежды. Навстречу гуманизированной технологии Перевод с английского Т. В. Панфиловой [39] Кто находится между живыми, тому есть еще надежда… Екклесиаст 9:4 Предисловие Эта книга написана как отклик на положение, в котором оказалась Америка в 1968 году. Она

7. Крушение надежды

7. Крушение надежды Если надежда, вера и стойкость сопутствуют жизни, как же получается, что столь многие теряют их, причем людям нравится их собственное рабство и зависимость? Именно возможность такой потери и характеризует человеческое существование. Мы начинаем с

Читайте также: