Эрих фромм революция надежды краткое содержание
Обновлено: 07.07.2024
Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.
О "Революции надежды" уже достаточно сказано. Скажу о втором сочинении, "Избавление от иллюзий". Книга замечательна тем, что здесь рисуется не только модель идеального общества (то есть общества, дающего наибольшие возможности для реализации творческого потенциала человека), но и обрисовываются конкретные реальные шаги, которые можно осуществить на пути к улучшению социального бытия. Также по-новому (для российского читателя) преподносится марксизм, в его изначальной сути, не затемненной вульгарными трактовками советских коммунистов. Серьезно рассматривается вопрос о свободе труда.
Книга, которая не относится к легкому чтению, но затрагивает очень серьезные вопросы. Выкладываю вступление и первую главу.
Иллюстрации к книге:
"Революция надежды" - это революционный роман. Поначалу читается сложно, но постепенно эти размышления затягивают. Здесь понятия надежды, веры, стойкости, интереса, целостности и тождественности обретают совершенно новое (более глобальное) значение. Интересны и представленные пути развития: человек как винтик машины или машины на службе человека. И просто не верится, что работа была написана в конце 60-х гг., потому что многое актуально и сейчас, видны параллели между описанным обществом потребления и современной действительности. Но и различия тоже есть.
Пока я прочитала и обдумываю первую книгу. в ней описывается 5 человеческих пороков-потребностей без которых мы не смыслим жизнь. Автор создает аналитическую модель идеального общества и пути улучшения техно-цивилизации. Текст не перегружен терминологией и поэтому читается легко но осознается трудно. Действительно начинаешь задумываться если у робота говорят есть душа, он все более очеловечивается. то кем останемся мы.
Глава 1. На распутье
Глава 2. Надежда
Что не является надеждой
Парадоксальность и сущность надежды
Вера
Душевная сила
Воскрешение
Мессианская надежда
Разрушение надежды
Глава 3. Где мы находимся в настоящее время и куда движемся?
Где мы находимся в настоящее время?
Каким будет дегуманизированное общество в 2000 году?
Современное технологическое общество. Принципы
Воздействие на людей
Потребность в уверенности
Глава 4. Что значит - быть человеком?
Человеческая натура и ее различные проявления
Условия человеческого существования
Потребность в рамках ориентации и в объекте преданности
Потребность в выживании и вытекающие отсюда потребности
Специфические человеческие чувства
Ценности и нормы
Глава 5. Путь к гуманизации технологического общества
Общие предпосылки
Гуманистическое планирование
Активизация и высвобождение энергии
Противостояние гуманистических и отчужденных бюрократических методов
Сущность "гуманистического менеджмента" и его методов
Гуманизированное потребление
Духовно-психологическое возрождение
Глава 6. Можем ли мы это сделать?
Э. Фромм - философ, реформатор психоанализа, ocновоположник неофрейдизма. Если традиционная культурология опирается на философию истории и рассматривает культуру как результат социальной активности человека, то Фромм пытается осмыслить культуру через философскую антропологию, через философское постижение человека.
В истории философии человеческая природа описывалась, как правило, путем перечисления признаков, отличающих человека от животного. Фромм попытался определить человека экзистенциально, через способ существования.
Эрих Фромм - Революция надежды - Избавление от иллюзий
Эрих Фромм - Революция надежды - Избавление от иллюзий - Содержание
- Сопоставление взглядов Маркса и Фрейда
- Глава первая. Несколько предварительных заметок (Пер. Г.А.Новичковой)
- Глава вторая. Общее основание (Пер. Г.А.Новичковой)
- Глава третья. Концепция человека и eгo природы (Пер. Г.А.Новичковой)
- Глава четвертая. Эволюция человека (Пер. Г.А.Новичковой)
- Глава пятая. Человеческая мотивация (Пер. Г.А.Новичковой)
- Глава шестая. Больной индивид и больное общество (Пер. К Л Татариновой)
- Глава седьмая. Концепция психического здоровья (Пер. К. Л Татариновой)
- Глава восьмая. Индивидуальный и социальный характер (Пер. К. Л. Татариновой)
- Глава девятая. Социальное бессознательное (Пер. K.Л. Татариновой)
- Глава десятая. Судьба двух теорий (Пер. Г.А.Новичковой)
- Глава одиннадцатая. Некоторые идеи, близкие теме книги (Пер. Е. Н. Фединой)
- Глава двенадцатая. Кредо (Пер. И. Е. Добровольского)
Эрих Фромм - Революция надежды - Избавление от иллюзий - Вступление
Эта книга написана в ответ на ситуацию в Америке 1968 года. Она родилась из убеждения, что мы находимся на перекрестке: одна дopoга ведет если не к уничтожению в термоядерной войне, то к полностью механизированному обществу, где человек беспомощный винтик в машине; дрyгая - к ренессансу гyманизма и надежде, к обществу, ставящему технику на службу человеческому благосостоянию.
Эта книга предназначена для тех, кто еще ясно не осознал названную дилемму. Она призывает к действию. Она основана на уверенности, что мы можем найти необходимое решение с помощью разума и любовь к жизни победит недомыслие и вражду. Она адресована широкому Kpyгy читателей с различными политическими и религиозными убеждениями, разделяющими заботу о coxpaнении жизни и уважение к разуму и действительности.
Поскольку эта книга связана с темами, которых я касался в своих книгах за прошедшие сорок лет, я не могy не упоминать многие из содержащихся в них идей. Они все заново организованы вокpyг центрального вопроса: альтернатив дегуманизации. Но эта книга содержит также и мнoгo новых идей, дополняющих мои предыдущие размышления.
Так как я пишу для большой аудитории, я свел цитирование к необходимому минимуму, но процитировал всех авторов, которые оказали влияние на меня при написании этой книги.
Призрак бродит среди нас, но лишь немногие четко его осознают. Это не старый призрак коммунизма или фашизма. Это новый призрак: полностью механизированное общество.
Надежда парадоксальна. Она и не пассивное ожидание, но и не лишенное реализма подстегивание обстоятельств, которые не могут наступить. Она подобна припавшему к земле тигру, который прыгнет только тогда, когда придет время для прыжка. Ни надоедливый реформизм, ни псевдорадикальный авантюризм не выражают надежды. Надеяться – значит быть готовым в любой момент к тому, что еще не родилось, но появление чего еще не стало безнадежным, хотя, возможно, осуществится это и не при нашей жизни. Нет смысла надеяться на то, что уже существует или чего не может быть. Те, чья надежда слаба, либо обзаводятся утешением, либо впадают в неистовство; те, чья надежда сильна, видят и заботливо пестуют признаки новой жизни и каждый миг готовы помочь рождению того, что готово родиться.
Много таких людей, кто осознанно чувствует себя полным надежд, а бессознательно – лишенным надежды, но немного таких, для кого все наоборот. При изучении надежды и безнадежности первостепенное значение имеет не то, что думают люди о своих чувствах, а то, что они действительно чувствуют. Меньше всего это можно распознать по словам и высказываниям, зато можно установить по выражению лица, по походке, по способности заинтересованно реагировать на происходящее, по отсутствию фанатизма, проявляющемуся в способности выслушивать разумные аргументы.
Много еще можно было бы сказать о том, что не есть надежда, но давайте продвинемся немного вперед и спросим, что же такое надежда. Можно ли ее описать словами или же ее можно передать только через поэзию, песню, жест, выражение лица или поступок?
Как и для любого другого человеческого переживания, слова не годятся, чтобы описать ее. Напротив, в большинстве случаев слова делают обратное: они затемняют, препарируют и убивают переживание. Слишком часто бывает так, что, говоря о любви, ненависти или надежде, человек теряет связь с тем, о чем предположительно рассуждает. Поэзия, музыка и другие виды искусства в силу своей яркости гораздо более подходящие средства для описания человеческих переживаний, потому что они избегают браться за адекватное выражение человеческих переживаний с помощью абстрактных и неопределенных слов, которые уподобились стершимся монетам.
Но даже если принять всерьез эти оговорки, нет ничего невозможного в том, чтобы прикоснуться к чувственному опыту вовсе и не языком поэзии. Это было бы невозможно, если бы люди ни в малейшей степени не разделяли описываемых чувств. Описать их – значит показать различные аспекты переживания и, следовательно, установить способ общения, при котором и писатель и читатель знают, что они подразумевают одно и то же. Предпринимая данную попытку, я должен попросить читателя потрудиться вместе со мной, а не ждать, чтобы я ответил ему на вопрос, что есть надежда. Я вынужден просить его мобилизовать весь свой опыт, чтобы сделать возможным диалог между нами.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
7. Необходимость надежды: Г. Плюгге
7. Необходимость надежды: Г. Плюгге Второй пример, который мы хотим привести во введении для разъяснения постановки вопроса - исследование Г. фон Плюгге [7], посвященное попыткам самоубийства, известным ему из его клинического опыта. Результаты этого исследования
1. Вещь и сущность. Сущность и существование.Единство субстрата и многообразие сущностей. Платон
Добавление Подающий надежды бихевиористический монстр
136. Надежды на человечество
136. Надежды на человечество Если бы у нас была бодрость духа и надежда, основанная на фактах, мы бы в тысячу раз легче, чем сейчас, преодолели все трудности и привели остальной мир, или по крайней мере его большую часть, к духу энергичного сотрудничества. [а как же притча о
Почему Большие Надежды потерпели крах?
Почему Большие Надежды потерпели крах? Даже если оставить в стороне присущие индустриализму экономические противоречия, крах Больших Надежд предопределен самой индустриальной системой, двумя ее основными психологическими посылками: 1) что целью жизни является
3. Предсказания. Надежды на пришествие Мессии
3. Предсказания. Надежды на пришествие Мессии Убедительная сила пророчеств. Предсказания и их исполнение522. И венец всему — предсказание, дабы уже никто не мог утверждать, что все это — дело случая.Тот, кому осталось жить одну неделю, не согласится, что правильнее всего
Истоки противостояния— надежды, сбывшиеся и несбывшиеся.
Истоки противостояния— надежды, сбывшиеся и несбывшиеся. Реформы, начавшиеся во второй половине 1980-х годов в России (вот уже более полувека выступавшей в облике "Советского Союза"), породили великие надежды. Надежды на избавление от пороков и ужасов прошлого, на
Звездочка надежды в клубке проблем.
Звездочка надежды в клубке проблем. Вот и пришло время вернуться к прерванному ранее рассказу об оптимистических (все же!) перспективах правового развития в нашем российском обществе.Надо заметить, что одна из существующих здесь опасностей — это ограничиться
РЕВОЛЮЦИЯ НАДЕЖДЫ
РЕВОЛЮЦИЯ НАДЕЖДЫ О гуманизации технологического общества Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Еккл.
Крах надежды
Крах надежды Если надежда, вера и стойкость неизменные спутники жизни, то как получается, что множество людей теряют надежду, веру и стойкость и начинают любить свое рабство и зависимость? Для человеческого существования характерна именно возможность этой потери. Мы
Безмолвный ангел надежды
Безмолвный ангел надежды В моем кабинете все еще звучит музыка, трогая сердце… Пока я писала статью и общалась с вами, вы для меня стали родными-родными. На душе чисто, трепетно, открыто… и мне захотелось молиться и надеяться… вернее, молиться надеясь… вернее, надеяться
ЭПИЛОГ: О ДВОЙСТВЕННОСТИ НАДЕЖДЫ
ЭПИЛОГ: О ДВОЙСТВЕННОСТИ НАДЕЖДЫ Я попытался показать, что доисторические люди, которые жили родами, занимаясь охотой и собирательством, проявляли минимум деструктивности и максимум готовности к сотрудничеству и справедливому распределению продуктов питания. Я уверен,
Введение. Большие Надежды, их крах и новые альтернативы
Введение. Большие Надежды, их крах и новые альтернативы Конец иллюзииВеликие Обещания Безграничного Прогресса — предчувствия господства над природой, материального изобилия, наибольшего счастья для наибольшего числа людей и неограниченной личной свободы — питали
Революция надежды. Навстречу гуманизированной технологии Перевод с английского Т. В. Панфиловой [39]
Революция надежды. Навстречу гуманизированной технологии Перевод с английского Т. В. Панфиловой [39] Кто находится между живыми, тому есть еще надежда… Екклесиаст 9:4 Предисловие Эта книга написана как отклик на положение, в котором оказалась Америка в 1968 году. Она
7. Крушение надежды
7. Крушение надежды Если надежда, вера и стойкость сопутствуют жизни, как же получается, что столь многие теряют их, причем людям нравится их собственное рабство и зависимость? Именно возможность такой потери и характеризует человеческое существование. Мы начинаем с
Читайте также: