Монте египет рамсесов краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Настоящая книга П. Монтэ была написана для широкой публики, однако она насыщена качественной информацией, несомненно интересной и специалистам. Хотелось бы подчеркнуть, что в отличие от большинства книг, издаваемых в научно-популярных сериях, она является результатом работы крупного египтолога-профессионала.[662] Живое воображение, литературный дар, истинно французская легкость слога и мягкая ирония делают эту книгу увлекательным чтением, доступным читателям разного возраста и уровня образования. Однако за этой легкостью – обширные знания и труд.

Хотя заслуги А. Эрмана и X. Ранке в данном направлении исследований совершенно очевидны, книга П. Монтэ продолжает традиции другой историографии – французской. Его достойными предшественниками были знаменитый Г. Масперо (основатель французского Института восточной археологии) и А. Морэ, популярные книги которых были переведены на русский язык еще до революции.[665] Для своей работы П. Монтэ избрал почти тот же временной период расцвета Нового царства, что и Г. Масперо. Однако в его распоряжении находился новый, чрезвычайно эффектный материал, ставший достоянием науки в первой половине XX в., причем отчасти благодаря счастливой фортуне Монтэ-археолога.

Прежде чем, как это принято в послесловиях, коснуться спорных положений данной книги, привести новые взгляды на какие-либо проблемы, познакомить читателя с, возможно, неизвестными ему работами отечественной школы египтологов, обратимся к данным биографии П. Монтэ,[666] к его посвященной науке жизни.

Пьер Монтэ родился 27 июня 1885 г. в небольшом городке на р. Соне (департамент Рона на юго-востоке Франции). Окончив лицей в Лионе, он занялся египтологией под руководством В. Лорэ, оставившего неизгладимый след в сердце ученика.

С 1910 г. П. Монтэ работает во французском Институте восточной археологии в Каире. Весьма оперативно им было подготовлено переиздание надписей из знаменитого Вади-Хаммамат. Он не только сверил уже известные тексты времени V–XXX династий, но и открыл много новых. Начинающий ученый скромен: на первом месте в заглавии публикации стоит имя работавшего с ним фотографа.[667]

По совету В. Лорэ П. Монтэ обращается к изучению изображений в частных гробницах времени Древнего царства в Среднем Египте (особенно в районе Мемфиса). Первая мировая война прервала столь удачно начатую научную карьеру.

Одновременно начинается преподавательская деятельность П. Монтэ в университете Страсбурга, где в 1925 г. он защищает диссертацию.[668] Она была посвящена росписям гробниц Древнего царства – отсюда его знание реалий древнеегипетской жизни, впоследствии обогащенное опытом археолога. В той давней работе он систематизировал изображения, рассматривая их как определенный комплекс на каждой стене гробницы, а не выбирая отдельные понравившиеся ему сцены. Это позволило ему определить обычный набор сцен, собрать разные варианты росписей. Снабженная иллюстрациями, содержащая массу копий и переводов подписей к изображениям, книга П. Монтэ вошла в золотой фонд египтологии.

В 1928 г. под его руководством была проведена первая археологическая разведка в Танисе – на северо-востоке дельты Нила, где экспедиция П. Монтэ работала до 1951 г. В 1934 г. он получает звание профессора египтологии, в 1948 г. замещает П. Лако в Коллеж де Франс, в 1953 г. избирается членом Французской Академии. Он принимает участие в работе, а порой и возглавляет разные научные учреждения и комиссия (в 1963 г. он был президентом Французского института – объединения пяти академий, президентом Академии надписей, в 1950-1956 гг. – президентом Французского египтологического общества). Республика оценила его заслуги – он стал командором ордена Почетного легиона. Выйдя в 1955 г. на пенсию, П. Монтэ продолжал египтологические изыскания до последнего часа (он умер в ночь с 17 на 18 июня 1966 г.).

Четыре сезона провел П. Монтэ в качестве руководителя экспедиции в Библе, изучая древнеегипетские памятники и предметы, созданные местными мастерами под влиянием искусства долины Нила. Удача сопутствовала экспедиции: весной 1922 г. в результате схода оползня из-за дождей вблизи побережья открылась шахтовая гробница. Так был обнаружен царский некрополь Библа. Жемчужиной собранных коллекций стал саркофаг царя Ахирама с древнейшей финикийской алфавитной надписью и изображениями в египетском стиле.

В Библе были найдены остатки двух храмов, масса интереснейших памятников, позволяющих рассмотреть историю политических, экономических и культурных контактов Египта и Восточного Средиземноморья в древности.[671] П. Монтэ датировал некоторые обнаруженные в районе храмов архитектурные детали египетского происхождения временем Древнего царства и несколько поспешно сделал вывод о строительной деятельности фараонов эпохи великих пирамид в Библе. В настоящее время эти датировки оспариваются – полагают, что это памятники Нового и Позднего царств, а остатки фундамента показывают неегипетский способ построения.[672]

Чрезвычайно ценные надписи о проникновении в Библ египетских культов П. Монтэ опубликовал в 1964 г.[673] Он обоснованно датировал их Средним царством, когда связи Египта с Библом были весьма оживленными.

П. Монтэ на протяжении всей жизни интересовался контактами Египта и Передней Азии. В 1937 г. вышла в свет его книга о влиянии сирийского искусства на египетское, где были использованы самые разнообразные источники: тексты, изображения, археологические находки. С этой темой связаны и раскопки экспедиции П. Монтэ в Сан-эль-Хагаре в 1929-1951 гг. (егип. Джане, греч. Танис), оказавшиеся триумфальными.[675]

В Танисе французский ученый шел по следам двух крупнейших археологов – своего соотечественника, основателя Службы древностей О. Мариета (1861) и англичанина У.М. Флиндерса Питри (1883-1886). В 1939 г. мир услышал о сенсационном открытии практически не тронутого грабителями некрополя фараонов XXI–XXII династий, т.е. времени малоизученного III Переходного периода. Погребения находились в склепах внутри и вне ограды огромного храма Амона. Стены гробниц Псусеннеса I, Осоркона III и Шешонка III были покрыты рельефами и надписями, представлявшими огромную ценность для историков религии. Собрание памятников Египетского музея в Каире обогатилось серебряными саркофагами, золотыми масками мумий, различными ювелирными украшениями (ожерелья, пекторали, браслеты, кольца), драгоценными сосудами и другими предметами погребального инвентаря.

Вторая мировая война прервала чрезвычайно плодотворные раскопки. В 1943 г. в некрополь залезли грабители; они унесли большинство статуэток-ушебти, часть красивых фрагментов рельефов, а кроме того, повредили памятники, когда искали тайники с сокровищами. Еще более ловкие и наглые бандиты попытались вскрыть саркофаг Псусеннеса I, спрятанный от бомбардировок в подвалах Египетского музея в Каире. Энергично предпринятое расследование позволило вернуть большую часть украденных предметов, но ожерелье царя и некоторые амулеты бесследно исчезли.

Находки в царском некрополе Таниса по своему значению сопоставимы с находками из гробницы Тутанхамона, открытие которой в 1922 г. обессмертило имя английского археолога Г. Картера. Кроме названных выше предметов следует упомянуть и великолепный внешний саркофаг Псусеннеса I из розового гранита; на внутренней поверхности его крышки в глубоком рельефе высечено изображение богини Нут.

Наиболее значимыми при решении данной проблемы представляются памятники культа Сетха. Действительно, локальные культы в долине Нила сохранялись на протяжении колоссального периода времени – с глубокой древности до греко-римской эпохи. Поэтому гипотеза о топографическом тождестве Авариса и Пер-Рамсеса выглядит весьма убедительно, Танис же располагался севернее этого района.

Никто не спорит – III Переходный период был, как и два предыдущих, периодом смут, военных столкновений, вторжений извне.[683] Однако, на наш взгляд, настоящей гражданской войны между приверженцами культов Амона и Сетха не было. Рамессиды, уделявшие внимание своему родовому богу Сетху и нижнеегипетским богам (например, уже при Рамсесе II заметно возрос культ саисской Нейт), отнюдь не являлись противниками культа Амона. В честь последнего возводились гигантские храмы, а фиванскому жречеству дарились богатые пожертвования.

Нельзя согласиться с П. Монтэ, определявшим Сетха как азиатского бога. Этот древний египетский бог приобрел лишь некоторые черты иконографии переднеазиатского, Баалу. П. Монтэ склонен переоценивать значение в пантеоне долины Нила азиатских богов: Анат, Астарты, Решена, Хорона, Баалу. Их культы проникли в Египет во время III Переходного периода и Нового царства, однако они подверглись в Долине столь сильной египтизации, что на изображениях Позднего царства их порой невозможно отличить от местных богов. Чужеземные боги были включены в мифологию, получили высокие эпитеты владык неба, Обеих земель, всех богов.

В данное издание включены иллюстрации, отсутствующие во французском оригинале, хронологическая таблица и краткий словарь древнеегипетских божеств.

Послесловие

Послесловие

Послесловие ечально закончилось правление Романово-Голштинской династии. Мы представили Вам, читатель, восемнадцать царствовавших особ, восемнадцать совершенно разных людей, принадлежавших к одной большой семье. Да и на российский престол они взошли по-разному:

Послесловие

Послесловие С конца октября события развивались в бешеном темпе.На Западе германские войска под давлением противника со стороны Вердена отошли 4 ноября на позицию Антверпен – Маас. Фронт в Эльзас-Лотарингии, сохраняя порядок, ожидал нападения противника.В сражении в

Послесловие

Послесловие Перед читателем прошла целая вереница фактов, сведений, гипотез, освещающих проблемы происхождения человека в бассейне Индийского океана, связи между различными цивилизациями древности, возникавшими в разное время в разных странах этого обширного региона

Послесловие

Послесловие

Послесловие

Послесловие Эта книга — исторический репортаж. Здесь нет ни одной вымышленной фамилии, ни одного факта, который не был бы подтвержден либо документами, либо правдивыми и совпадающими рассказами минимум двух участников событий. Совпадающими, но не идентичными, поскольку

ПОСЛЕСЛОВИЕ

ПОСЛЕСЛОВИЕ — Ты на каком этаже живешь?— спросил меня один из тех, кому я давал читать свои опусы. — На шестом? Надо срочно переселяться ниже. А то можешь нечаянно выпасть из окна. Шучу, конечно. А если серьезно, знаешь, чего нет в твоих записках? Истинных виновников краха

Послесловие

Послесловие О подрывных акциях британского империализма и его партнерстве в этом деле с Соединенными Штатами я не могу говорить спокойно. Не только глубокая ненависть моей матери к репрессиям, творимым Великобританией в Ирландии, — а среди американцев ирландского

Послесловие

Послесловие Ни один смертный не проявлял в себе таких контрастов света и тени, как Павел. Его ум и страсти, восприимчивость и жестокость, добродетели и пороки, энтузиазм в дружбе, переходившие потом в ненависть, его признательность за все, что, по его мнению, делалось для

Послесловие

Послесловие В конце нашего повествования, в котором была предпринята попытка цельной и непротиворечивой реконструкции прошлого человечества на материалах современных исследователей, нам остается только задать еще больше вопросов. Что стало причиной, заставившей

Послесловие

Послесловие Из воспоминаний Гульбадан известно, что в течение некоторого времени смерть Бабура держали в тайне, поскольку домочадцы и знатные беки опасались волнений в народе. «Правитель Хинда Ара-иш-хан, – вспоминает Гульбадан, – сказал всем нам: «Нельзя держать его

Послесловие

Послесловие

Послесловие Понимание того, что случилось с Г. Е. Распутиным, открывает глаза и на то, что случилось со страной. Рассмотрение ситуации, сложившейся в России в начале XX века вокруг личности Григория Распутина, позволяет по-иному посмотреть на события Октябрьской

Очень полезная статья. От вас я впервые узнал о Пьере Монтэ. Я слышал эту фамилию в египтологии раньше, но не знал конкретно о его трудах. Благодарю за труд.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Книга разделена на части, в каждой из которых рассказывается об определённой стороне жизни, например о быте, искусстве и ремёслах, военной службе, деревенской жизни и т.п. Части, в свою очередь, подразделяются на главы, отражающие тот или иной аспект темы конкретной части.

Монте обращает внимание на то, что история древнего Египта охватывает около трёх тысячелетий, а за это время многое менялось в жизни людей, и из-за этого повседневную жизнь египтян нельзя рассматривать как нечто статичное. Поэтому он выбрал для своего исследования конкретный, сравнительно небольшой период из истории Египта, а именно отрезок времени примерно с 1320 до 1100 г. до н. э., то есть время царствования трёх фараонов: Сети I, Рамсеса II и Рамсеса III.

Монте словно структурирует жизнь египтян, то есть выделяет общие и частные моменты. К общим, единым для всех аспектам жизни, можно отнести систему деления года на сезоны ("ахет"- период разлива Нила, "перет"- время сева и "шему"- время уборки урожая[5] ), всеобщие праздники, которых в Египте было очень много (например, Новый год, праздник богини Сопдет, праздник Опет, праздник "техи" и многие другие), устройство городов, религиозную жизнь и тесно связанные с ней представления о смерти. Более частные стороны жизни, которые не всегда были одинаковы у разных слоёв населения, представлены описанием быта, жилищ, семейной жизни. Отдельные разделы посвящены людям, занимающимся жизненно важной для государства деятельностью: земледельцам, воинам, жрецам, чиновникам.

Как уже было замечено выше, автор не был бы историком, если бы просто пересказывал содержание изображений и некоторых письменных памятников, преимущественно произведений художественной литературы. Монте как исследователь смотрит на хорошо известные факты под разными углами, и не только сам оценивает их критически, но иногда находит критическое осмысление реальности в среде самих египтян. Чрезвычайно интересным является пример, касающийся египетского культа. Известно, что египтяне предельно серьёзно относились к религии и очень тесно связывали сней свою жизнь. Особенно значимой и волнующей в этом отношении для жителей Египта была проблема загробного существования, о котором не забывали даже во время повседневных дел. Монте всячески подчёркивает важность для египтянина культа смерти, ведь даже праздники не обходились без присутствия статуэтки в виде мумии для напоминания о бренности человеческого существования. Однако, что необычайно интересно и важно, автор обращает внимание читателей и на другой момент: Египет во время Рамсесов был уже древней страной, и каждый мог видеть, что стало с пирамидами, поэтому некоторые египтяне в это время уже критически относились к заупокойному культу и к традиционному мнению, что после смерти человек может обрести вторую жизнь. Одним из наиболее образных и ярких свидетельств, приводимых автором для подтверждения подобного критического отношения, является рассказ одного из арфистов (данные из гробницы Неферхотепа). Арфист говорит о том, что от пирамид – гробниц "богов" – не осталось ничего, и никто ещё не приходил из загробного мира, чтобы рассказать о своём посмертном существовании; он призывает забыть о приготовлениях к "просветленью" и наслаждаться текущей жизнью. Заканчивается это своеобразное обращение к невидимому собеседнику весьма важными строками, ещё раз подчёркивающими основную мысль рассказчика:

Видишь, никто не взял с собой своего достоянья.

Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.[12]

Таким образом, Монте удерживается от односторонности в изображении той или иной стороны жизни, что позволяет назвать его труд объективным и исторически достоверным.

Итак, подводя итог, можно сказать, что труд Пьера Монте является очень интересной и полезной книгой не только для обывателя, но и для профессионального историка, так как автор старается отобразить в своей книге все стороны повседневной жизни египтян, воздерживаясь от односторонней оценки фактов. Ситуации, действующими лицами которых являются, как прквило, люди с изображений в храмах и гробницах или герои литературных произведений древнего Египта, чередуются с обобщающими выводами автора, превращающими на первый взгляд разрозненный материал в стройную систему.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Пьер Монтэ Египет Рамсесов

Египет Рамсесов: краткое содержание, описание и аннотация

Настоящая книга П. Монтэ была написана для широкой публики, однако она насыщена качественной информацией, несомненно интересной и специалистам. Хотелось бы подчеркнуть, что в отличие от большинства книг, издаваемых в научно-популярных сериях, она является результатом работы крупного египтолога-профессионала. Живое воображение, литературный дар, истинно французская легкость слога и мягкая ирония делают эту книгу увлекательным чтением, доступным читателям разного возраста и уровня образования.

Пьер Монтэ: другие книги автора

Кто написал Египет Рамсесов? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Пьер Монтэ: Египет Рамсесов

Египет Рамсесов

Пьер Монте: Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура

Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Пьер Монте: Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура

Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Генрих Сапгир: Армагеддон

Армагеддон

Артемий Романов: Межпоколенческая коммуникация

Межпоколенческая коммуникация

Павел Мариковский: Маленькие труженики пустыни

Маленькие труженики пустыни

Египет Рамсесов — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Гробницы фараонов и частных лиц вначале привлекали только работников каменоломен, каменотесов и ремесленников некрополя. Но вскоре к их шайкам присоединились мелкие чиновники западных храмов и самого некрополя, а также низшие жрецы. Бандиты шайки, в которой были жрец Пенунхеб и его четверо священнослужителей, Хапиур, его сын Паисем, Семди и Панхар, ухитрились снять ожерелье со статуи Нефертума, посвященной великому богу, фараону Усермаатра-сетепенра. Эта драгоценность, после того как ее переплавили, потянула на четыре дебена и шесть китов золота. Хапиур сам поделил добычу между сообщниками, видимо, как старший по возрасту.[550]

Жрецы поняли с полуслова. За две вылазки в гробницу они вынесли четыре с половиной кита золота и этим купили молчание писца царских документов.

Донесения и допросы по поводу этих грабежей составили довольно толстый том. Однако они касаются только второстепенных дел, потому что в этих записях упомянута лишь одна ограбленная гробница фараона. А на самом деле почти все гробницы в Долине царей и в Долине цариц были вскрыты и ограблены в начале царствования XXI династии, то есть менее чем за тридцать лет.

Чтобы спасти мумии фараонов, везиры и великие жрецы Амона решили извлечь их из саркофагов и захоронить без всяких украшений и золотых масок, в одних только пеленах и в простых гробах в каком-нибудь тайном месте.

Грабители, промышлявшие в этом районе, не добрались только до гробницы Тутанхамона и гробницы царицы Аххетеп. Мне кажется, гробницы Аменхотепов, Тутмосов, Сети и Рамсесов были ограблены работниками некрополя, хотя стражники могли бы легко покончить с этими бандами. Но при последних Рамсесах Египет раздирали междоусобные войны между приверженцами Амона и приверженцами Сетха, особенно многочисленными и активными в Коптосе, Оксиринхе, Телль-Модаме и Пер-Рамсесе. Наверное, во время этой жестокой гражданской войны сторонники Амона и Сетха, поочередно или все вместе, грабили великие гробницы под предлогом того, что противнику не должны достаться захороненные в них сокровища.

Пример был подан сверху, и маленькие люди с маленькими средствами последовали ему, тем более что в эти смутные времена жизнь неимоверно вздорожала. Продуктов не хватало, и меняли их только на золото или серебро. За быка просили сорок пять граммов золота. Сообщники некоего Бухафа признаются, что за свою часть добычи приобрели кто поля, кто зерно и ткани, кто рабов. Покупка раба не могла остаться незамеченной, потому что подобные сделки регистрировались в официальных конторах. Поэтому судья, узнав, что люди малого достатка купили раба, интересуется, откуда такие средства.

«Судебный писец спрашивает фиванку по имени Иринефер:

– Что ты скажешь о серебре, которое принес Панехси, твой муж?

– Я его не видела.

На какие средства приобрела ты вместе с ним этих слуг?

Я не видела серебра. Он приобрел их, когда он был далеко, когда он был там.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Пьер Монте. "Египет Рамсесов"

Книга разделена на части, в каждой из которых рассказывается об определённой стороне жизни, например о быте, искусстве и ремёслах, военной службе, деревенской жизни и т.п. Части, в свою очередь, подразделяются на главы, отражающие тот или иной аспект темы конкретной части.

Монте обращает внимание на то, что история древнего Египта охватывает около трёх тысячелетий, а за это время многое менялось в жизни людей, и из-за этого повседневную жизнь египтян нельзя рассматривать как нечто статичное. Поэтому он выбрал для своего исследования конкретный, сравнительно небольшой период из истории Египта, а именно отрезок времени примерно с 1320 до 1100 г. до н. э., то есть время царствования трёх фараонов: Сети I , Рамсеса II и Рамсеса III .

Монте словно структурирует жизнь египтян, то есть выделяет общие и частные моменты. К общим, единым для всех аспектам жизни, можно отнести систему деления года на сезоны ("ахет"- период разлива Нила, "перет"- время сева и "шему"- время уборки урожая 1 ), всеобщие праздники, которых в Египте было очень много (например, Новый год, праздник богини Сопдет, праздник Опет, праздник "техи" и многие другие), устройство городов, религиозную жизнь и тесно связанные с ней представления о смерти. Более частные стороны жизни, которые не всегда были одинаковы у разных слоёв населения, представлены описанием быта, жилищ, семейной жизни. Отдельные разделы посвящены людям, занимающимся жизненно важной для государства деятельностью: земледельцам, воинам, жрецам, чиновникам.

Как уже было замечено выше, автор не был бы историком, если бы просто пересказывал содержание изображений и некоторых письменных памятников, преимущественно произведений художественной литературы. Монте как исследователь смотрит на хорошо известные факты под разными углами, и не только сам оценивает их критически, но иногда находит критическое осмысление реальности в среде самих египтян. Чрезвычайно интересным является пример, касающийся египетского культа. Известно, что египтяне предельно серьёзно относились к религии и очень тесно связывали сней свою жизнь. Особенно значимой и волнующей в этом отношении для жителей Египта была проблема загробного существования, о котором не забывали даже во время повседневных дел. Монте всячески подчёркивает важность для египтянина культа смерти, ведь даже праздники не обходились без присутствия статуэтки в виде мумии для напоминания о бренности человеческого существования. Однако, что необычайно интересно и важно, автор обращает внимание читателей и на другой момент: Египет во время Рамсесов был уже древней страной, и каждый мог видеть, что стало с пирамидами, поэтому некоторые египтяне в это время уже критически относились к заупокойному культу и к традиционному мнению, что после смерти человек может обрести вторую жизнь. Одним из наиболее образных и ярких свидетельств, приводимых автором для подтверждения подобного критического отношения, является рассказ одного из арфистов (данные из гробницы Неферхотепа). Арфист говорит о том, что от пирамид – гробниц "богов" – не осталось ничего, и никто ещё не приходил из загробного мира, чтобы рассказать о своём посмертном существовании; он призывает забыть о приготовлениях к "просветленью" и наслаждаться текущей жизнью. Заканчивается это своеобразное обращение к невидимому собеседнику весьма важными строками, ещё раз подчёркивающими основную мысль рассказчика:

Видишь, никто не взял с собой своего достоянья.

Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно. 2

Таким образом, Монте удерживается от односторонности в изображении той или иной стороны жизни, что позволяет назвать его труд объективным и исторически достоверным.

Итак, подводя итог, можно сказать, что труд Пьера Монте является очень интересной и полезной книгой не только для обывателя, но и для профессионального историка, так как автор старается отобразить в своей книге все стороны повседневной жизни египтян, воздерживаясь от односторонней оценки фактов. Ситуации, действующими лицами которых являются, как прквило, люди с изображений в храмах и гробницах или герои литературных произведений древнего Египта, чередуются с обобщающими выводами автора, превращающими на первый взгляд разрозненный материал в стройную систему.

Читайте также: