Мониторинг уровня социализации воспитанников школы интерната 8 вида

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Хохлова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОАОУ "ЦОРиО"
Населённый пункт: г.Липецк
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация детей в условиях школы-интерната"
Раздел: среднее образование

Социализация детей в условиях школы-интерната.

Социализация — это процесс развития личности, в результате которого происходит

освоение индивидом языка, социальных ценностей, норм, установок, социальных ролей,

образцов поведения присущих данному обществу, и воспроизводство им социальных

связей и социального опыта. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее

человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Процесс

социализации начинается с рождения человека и продолжается на протяжении всей его

жизни. Социализация человека осуществляется в социальной среде, которая его окружает

(семья, школа, работа, друзья, сверстники и т. д.). Социальное становление личности - это

процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность.

Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того,

какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся

общество и государство о будущем поколении, учитываются ли возрастные и

индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения и воспитания, может ли он

самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как

развивается его уверенность в своих силах.

В настоящее время воспитание детей в условиях школы-интерната приобретает особую

актуальность. Опыт организации школы-интерната показывает, что данная система

воспитания является одним из важнейших факторов реализации концепции развития

национальной школы и решения проблем социализации детей.

В школе-интернате формируется ребенок с присущим ему национальным

самосознанием и миропониманием, готовый в то же время к диалогу и восприятию других

Попадая в интернатскую среду, ребенок не только получает возможность

адаптироваться к стационарной школьной жизни, но и формироваться как личность.

Современные взаимоотношения школы-интерната и семьи выстраиваются на иных

фундаментальных основаниях, связь школы-интерната, как института социального

воспитания, и семьи, как института родительского воспитания, обретает форму

сотрудничества и взаимопонимания. Организация деятельности по социализации

воспитанников в условиях школы-интерната имеет ряд особенностей и, строит

деятельность по следующим направлениям:

Создание атмосферы доверия, уважения;

Ознакомление с социумом;

Формирование знания и навыков социального взаимодействия и общежития;

Формирование навыков самоорганизации, саморегуляции;

Развитие социально приемлемых увлечений

(развитие познавательных, эстетических, творческих);

Становление национального самосознания;

Труд для воспитанников интерната - важнейшее средство социализации.

Первое направление предполагает работу по созданию атмосферы доверия, уважения,

безусловного принятия и любви детей со стороны воспитателей. Наши воспитанники

должны чувствовать себя, безусловно, любимыми и защищенными. Недопустимы

негативные отношения к воспитанникам, вызывающие тревожность, озлобленность,

недоверие, враждебность детей по отношению к взрослым и другим детям.

Следующее направление предполагает ознакомление детей с социумом школы-

интерната и его окрестностями. В этом направлении с воспитанниками организовываются

тематические экскурсии с целью ознакомления с местом и близлежащими учреждениями

и организациями и в доступной форме объясняется предназначения этих учреждений и

Направление деятельности по усвоению воспитанниками своих прав и обязанностей

формирует знания и навыки социального взаимодействия и общежития через беседы, часы

При организации работы в данном направлении необходима четкость,

последовательность, требовательность со стороны взрослых при соблюдении атмосферы

доверия и уважения. Осознание прав и обязанностей закладывает основы позитивного

мировоззрения воспитанника, понятия справедливости и нравственных основ жизни

общества. Конечно же, воспитатели являются безусловным образцом поведения и

отношения ко всем окружающим и различным сторонам социальной жизни

В следующем направлении ведется работа по формированию навыков самоорганиза-

ции, саморегуляции и волевого преодоления жизненных трудностей в учебе и других

видах деятельности. Это организация и проведение разного вида реабилитационной и

развивающей работы с детьми. Воспитатели совместно с психологом, социальным

педагогом проводят индивидуальные и групповые формы работы с детьми в течение всего

времени пребывания в школе-интернате.

В таком направлении, как развитие социально-приемлемых увлечений, акцент делается

на собственные интересы ребенка, его поддержки в таких увлечениях, формируется

мотивация достижения и успеха, развиваются познавательные, эстетические, творческие

потребности через реализацию программ дополнительного образования и другие формы

свободного включения ребенка в разнообразие культурной жизни общества.

Особенностью такого направления, как становление национального

самосознания воспитанников, является формирование нравственного сознания у

воспитанников в единстве с нравственным поведением человека как части природы.

Познавательная ценность работы в данном направлении в том, что расширяется круг

познания детей об обычаях своего народа, его культуре, образе жизни, истории, что

способствует накоплению экологических знаний, уважительному отношению к взрослым,

формированию чувства гордости за свой род, уважения к предкам, желанию быть

Труд для воспитанников интерната - важнейшее средство социализации. Поэтому

жизнедеятельность в интернате организована таким образом, чтобы воспитанники

овладели навыками в различных видах деятельности. Воспитание трудолюбия в интернате

проходит через систематическое вовлечение детей в хозяйственные повседневные занятия,

где усваиваются необходимые знания, умения и навыки самообслуживания. Формируются

практические навыки ведения домашнего хозяйства, подготовки к будущей семейной

взрослой жизни; умение обслуживать себя и младших сестер и братьев. В праздничные и

выходные воспитатели обучают девочек искусству создания уюта, украшения быта с

помощью предметов рукоделия. В будние дни девочки под руководством учителя

дополнительного образования практикуются в кулинарном мастерстве: пекут блины,

печенье, пироги. Мальчики и юноши, посещающие кружок, обучаются искусству

художественной обработки дерева, а полученные знания и навыки применяют на практике

в интернате, помогая ремонтировать мебель.

Важно, чтобы наши дети поняли, что трудолюбие - одно из главных достоинств

человека, что только труд на пользу людям делает каждого настоящим человеком.

Работа по социализации воспитанников ведется в системе, а каждый из детей берёт из

неё то, на что готов в зависимости от возраста, времени пребывания в интернате,

психических и физиологических особенностей, возможностей личности. Коллектив

воспитателей создаёт для каждого условия для саморазвития и успешного

функционирования в современном обществе.

Воспитательная среда интерната учитывает особенности национальной психологии,

традиционные формы и методы воспитания, помогает ребенку осознать себя личностью. В

целях создания благоприятных условий для комфортного проживания и всестороннего

развития личности ребенка коллектив воспитателей ведет поиск новых подходов к

воспитанию, пониманию его роли и функции в изменившихся условиях общественного

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

уровня социализации воспитанников

школы-интерната

Автор: учитель русского языка

литературы Новичкова Е.В.

Мониторинг уровня социализации воспитанников

школы-интерната.

Мониторинг, который был разработан в нашей школе-интернате, дает возможность судить о сформированности поведенческих навыков воспитанников школы. Он разработан по семи критериям, которые можно представить в виде таблицы (Приложение 1).

Критериями служат наиболее значимые для воспитанников умения, которые необходимы им сейчас в условиях школы-интерната и будут значимы в дальнейшей самостоятельной жизни. Критерии следующие:

сформированность навыков здорового образа жизни

сформированность коммуникативных навыков

сформированность навыков социальной адаптации

уровень усвоения нравственных норм и правил

I . Сформированность навыков здорового образа жизни:

II . Социальная адаптация:

III . Сформированность коммуникативных навыков:

IV . Учебная мотивация:

V . Социальная активность:

VI . Сформированность навыков социальной адаптации:

VII . Уровень усвоения нравственных норм и правил :

Общее физическое развитие ребенка, способность ребенка заботиться о своем здоровье, двигательная и физическая активность, знание правил здорового образа жизни.

Мониторинг воспитанности составляется исходя из результатов на начало и конец года по 5-ти бальной шкале.

(1-низкий, 2(25%) – ниже среднего, 3(50%) – средний, 4(75%) – выше среднего, 5(100%) – высокий)

Осан-ка и походка

Координ. движений, быстрота, самост. %

Забота о своем здоровье

Интерес к спорту

Знание о здоровом образе жизни

Выпол. правил здорового образа жизни

Навыки личной гигиены

Готовность к труду, уровень сформированности практических умений у воспитанников

Понимание значимости трудовой деятельности, знание о профессиях, практическая готовность к бытовому и производительному труду.

Понимание значения труда в жизни

Отношение к труду по дому

Знания о профессиях

Способность прогнозировать свое будущее

Простые навыки трудовых операций

Основы социализации и межличностного общения

Самооценка своих черт

Оценка своей внешности и возраста

Отношение к себе

Способность организовать личную жизнь

Общение и взаимодейст. в коллективе

Общение и взаимодейст. с людьми вне коллектива

Потребность в сочувствии и соучастии

Уважение и признание сверстников

Навыки коммуникативного общения

Владеет ли ребенок словесными и невербальными средствами общения, владеет ли техникой установления контакта.

Умеет ли словесно общаться

Способность понимать речь и адекватно реагировать на обращения к нему

Владеет ли невербальными средствами общения

Поведение при общении

Поведение и общение в общественных местах

Поведение и общение с людьми разного пола и возраста

Безопасность

Выявить динамику изменения знаний о правилах безопасности и умениях их исполнять.

Знание и выполнение правил техники безопасности с бытовыми приборами

Знание и выполнение правил дорожного движения

Знание и выпол. правил безопасности в незнакомом месте

Знание и вып. правил безопасности в экстремальных ситуациях

Эмоциональное здоровье

Эмоционально-психическая организация личности (настроение, реакция на замечания воспитателя…) Умеет ли понимать и выражать свои чувства. Самоконтроль и саморегуляция поведения, адекватность ответной реакции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная программа предназначена для педагогов коррекционной школы для работы. В материале четко прослеживается актульность, цель и задачи программы по возрастам. Ценность программы состоит в том, что имеется примерное календано-тематическое планирование для всех возрастных категорий детей с ОВЗ.

Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Пояснительная записка.

В современных условиях развития системы образования активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях.

Программа воспитания и социализации обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната, раскрывает роль и место социальной функции воспитания в системе жизнедеятельности образовательного учреждения, направлена на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения.

Школа-интернат считает своей основной миссией адаптацию и социализацию обучающихся, к жизни в современном обществе на основе становления личности воспитанника.

Реализация программы должна обеспечить ориентацию обучающихся, воспитанников на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой. Формирование у воспитанников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни. Самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности. Формирование таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, толерантность, экологическое благополучие; знаний традиций, культуры своего народа, ответственности за будущее своей страны.

Исходя из неоднородности контингента обучающихся, воспитанников главный акцент в своей деятельности школа делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня развития ребенка, а также условий его жизнедеятельности.

Придерживаясь принципа педагогической инверсии, педагог определяет - что в данном возрасте является главным для ребенка.

Лишь поочередно, от возраста к возрасту, доминирование какой-либо стороны очередного желаемого результата в итоге дает возможность достигнуть желаемого результата к концу школьного обучения.

Воспитательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе комфортно. По своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни.

Исходя из этого, стратегическая цель воспитательной работы – создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации.

Задачи коррекционно-воспитательной работы:

Создание в учреждении коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с интеллектуальным недоразвитием.

Формирование нравственности, становление и проявление их индивидуальности, способности к самоопределению, самореализации.

Развитие потребности в здоровом образе жизни.

Воспитание у учащихся качеств личности, позволяющих осуществить их социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию.

Формирование у воспитанников прочных профессионально-трудовых умений и навыков и выработка адекватных профессиональных намерений.

Содействие творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности, потребности в самореализации.

Основные педагогические идеи воспитания, реализуемые в программе и практике воспитательной работы:

1. Совместное сотрудничество педагогов и воспитанников в решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность взрослых и детей.

2. Воспитание существенных личностных качеств: патриотизма, чувства гражданственности, ответственности, культуры общения.

3. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности - Отечество, Малая Родина, Семья, Человек, Труд, Знания, Культура, Мир, Добро, Красота.

Принципы и методы коррекционно-развивающего компонента

в воспитательном процессе:

1. Принцип мотивации, предполагающий наличие побуждения, стремления у воспитанника к достижению цели, поставленной перед ним воспитателем.

2. Принцип продуктивной обработки информации, создание воспитателем таких педагогических ситуаций, в ходе которых воспитанники самостоятельно осваивают способы отработки учебной информации, используя алгоритм, схему решения.

3. Принцип развития и коррекции высших психических функций. Обязательное включение в занятия специальных упражнений, направленных на исправление недостатков какой-то конкретной психической функции, отдельной ее операции.

4. Принцип гуманитарной направленности всех учебных дисциплин (включение в традиционные предметы материала из жизни, помогающие понять мотивы своего поведения, выработать правильную жизненную позицию, познания окружающего мира, интеграции воспитанника в обществе).

5. Принцип динамичности восприятия предполагает включение воспитателем игр и упражнений, непосредственно развивающих процесс персептивного характера, корригирующих отклонения в его характеристиках.

6. Психолого-педагогическое сопровождение, просвещение воспитанников, обучение их способам делать разумный выбор в предстоящей взрослой жизни.

7. Формирование человека - трудолюбивого, физически развитого, самостоятельного, любящего свое Отечество, Гражданина, пробуждение национального самосознания.

8. Принцип максимальной индивидуализации и демократизации учебно-воспитательного процесса, заключающийся в активизации мыслительной и мотивационно - потребностных сфер воспитанника. Из этого принципа вытекает более частное правило: отбор содержания форм и методов обучения и воспитания в соответствии с особенностями, возможностями и способностями воспитанников.

9.Принцип демократизации, обеспечивающий расширение прав и ответственности воспитанников, педагогов, родителей и их сотрудничество; самостоятельность воспитанников в определении целей, содержания и методов работы по саморазвитию.

10. Принцип гуманизации, соблюдение которого приводит к устранению авторитарности. Доброта и внимание по отношению к воспитанникам создают психологически комфортную атмосферу, в которой растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой, без чего невозможно развитие и саморазвитие воспитанника. Правила, связанные с данным принципом: уважительные отношения между родителями, педагогами, воспитанниками; толерантность к мнению воспитанника; создание ситуации успеха.

11.Принцип гуманитаризации приобщает личность к культуре общества, развивает планетарное сознание, формирует отношение к планете, как к общему дому.

12.Принцип эстетизации требует оригинальной, красивой обстановки, чистоты, уюта, культуры общения. Это стабильно действующий фактор воспитания благородных чувств, отношений и поведения.

13.Принцип оперативности полученных знаний требует от воспитанников более полной самостоятельности мышления и деятельности. В ходе самостоятельного решения задач они проявляют инициативу и находчивость.

14.Принцип сознательного и активного участия воспитанников в процессе обучения и воспитания требует от воспитателя умелого руководства деятельностью воспитанника.

Основное содержание воспитательной деятельности отражено в программе и структурировано по основным направлениям:

Андреева, Борнякова, Басангова - Мониторинг социализации воспитанников. ФГОС обложка книги

35 %

Аннотация к книге "Мониторинг социализации воспитанников. ФГОС"

В пособии представлена технология получения информации от всех участников учебно-воспитательного процесса, позволяющая составить социально-педагогический мониторинг, который предполагает планомерную организацию сбора и анализа сведений о проблемах личности или группы детей с ОВЗ и детей-инвалидов с целью изучения возможностей и способов воздействия на поведение, затрудняющее их адаптацию и интеграцию в социальной среде. Предложена система критериев и показателей, выступающих в роли инструментария для сбора информации, объективно отражающей состояние уровня социализации воспитанников и способствующей коррекционно-развивающему сопровождению ученика в его индивидуальном маршруте.
Предназначено руководителям образовательных учреждений, заместителям директора по учебно-воспитательной и социально-педагогической работе, полезно учителям, воспитателям, социальным педагогам всех видов специальных (коррекционных) учреждений, руководителям подразделений, специалистам реабилитационных центров.

В пособии представлена технология получения информации от всех участников учебно-воспитательного процесса, позволяющая составить социально-педагогический мониторинг, который предполагает планомерную организацию сбора и анализа сведений о проблемах личности или группы детей с ОВЗ и детей-инвалидов с целью изучения возможностей и способов воздействия на поведение, затрудняющее их адаптацию и интеграцию в социальной среде. Предложена система критериев и показателей, выступающих в роли инструментария для сбора информации, объективно отражающей состояние уровня социализации воспитанников и способствующей коррекционно-развивающему сопровождению ученика в его индивидуальном маршруте.
Предназначено руководителям образовательных учреждений, заместителям директора по учебно-воспитательной и социально-педагогической работе, полезно учителям, воспитателям, социальным педагогам всех видов специальных (коррекционных) учреждений, руководителям подразделений, специалистам реабилитационных центров и социальных учреждений.
2-е издание, исправленное

Читайте также: