Мониторинг уровня социализации воспитанников школы интерната 8 вида
Обновлено: 02.07.2024
Автор: Хохлова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОАОУ "ЦОРиО"
Населённый пункт: г.Липецк
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация детей в условиях школы-интерната"
Раздел: среднее образование
Социализация детей в условиях школы-интерната.
Социализация — это процесс развития личности, в результате которого происходит
освоение индивидом языка, социальных ценностей, норм, установок, социальных ролей,
образцов поведения присущих данному обществу, и воспроизводство им социальных
связей и социального опыта. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее
человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Процесс
социализации начинается с рождения человека и продолжается на протяжении всей его
жизни. Социализация человека осуществляется в социальной среде, которая его окружает
(семья, школа, работа, друзья, сверстники и т. д.). Социальное становление личности - это
процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность.
Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того,
какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся
общество и государство о будущем поколении, учитываются ли возрастные и
индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения и воспитания, может ли он
самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как
развивается его уверенность в своих силах.
В настоящее время воспитание детей в условиях школы-интерната приобретает особую
актуальность. Опыт организации школы-интерната показывает, что данная система
воспитания является одним из важнейших факторов реализации концепции развития
национальной школы и решения проблем социализации детей.
В школе-интернате формируется ребенок с присущим ему национальным
самосознанием и миропониманием, готовый в то же время к диалогу и восприятию других
Попадая в интернатскую среду, ребенок не только получает возможность
адаптироваться к стационарной школьной жизни, но и формироваться как личность.
Современные взаимоотношения школы-интерната и семьи выстраиваются на иных
фундаментальных основаниях, связь школы-интерната, как института социального
воспитания, и семьи, как института родительского воспитания, обретает форму
сотрудничества и взаимопонимания. Организация деятельности по социализации
воспитанников в условиях школы-интерната имеет ряд особенностей и, строит
деятельность по следующим направлениям:
Создание атмосферы доверия, уважения;
Ознакомление с социумом;
Формирование знания и навыков социального взаимодействия и общежития;
Формирование навыков самоорганизации, саморегуляции;
Развитие социально приемлемых увлечений
(развитие познавательных, эстетических, творческих);
Становление национального самосознания;
Труд для воспитанников интерната - важнейшее средство социализации.
Первое направление предполагает работу по созданию атмосферы доверия, уважения,
безусловного принятия и любви детей со стороны воспитателей. Наши воспитанники
должны чувствовать себя, безусловно, любимыми и защищенными. Недопустимы
негативные отношения к воспитанникам, вызывающие тревожность, озлобленность,
недоверие, враждебность детей по отношению к взрослым и другим детям.
Следующее направление предполагает ознакомление детей с социумом школы-
интерната и его окрестностями. В этом направлении с воспитанниками организовываются
тематические экскурсии с целью ознакомления с местом и близлежащими учреждениями
и организациями и в доступной форме объясняется предназначения этих учреждений и
Направление деятельности по усвоению воспитанниками своих прав и обязанностей
формирует знания и навыки социального взаимодействия и общежития через беседы, часы
При организации работы в данном направлении необходима четкость,
последовательность, требовательность со стороны взрослых при соблюдении атмосферы
доверия и уважения. Осознание прав и обязанностей закладывает основы позитивного
мировоззрения воспитанника, понятия справедливости и нравственных основ жизни
общества. Конечно же, воспитатели являются безусловным образцом поведения и
отношения ко всем окружающим и различным сторонам социальной жизни
В следующем направлении ведется работа по формированию навыков самоорганиза-
ции, саморегуляции и волевого преодоления жизненных трудностей в учебе и других
видах деятельности. Это организация и проведение разного вида реабилитационной и
развивающей работы с детьми. Воспитатели совместно с психологом, социальным
педагогом проводят индивидуальные и групповые формы работы с детьми в течение всего
времени пребывания в школе-интернате.
В таком направлении, как развитие социально-приемлемых увлечений, акцент делается
на собственные интересы ребенка, его поддержки в таких увлечениях, формируется
мотивация достижения и успеха, развиваются познавательные, эстетические, творческие
потребности через реализацию программ дополнительного образования и другие формы
свободного включения ребенка в разнообразие культурной жизни общества.
Особенностью такого направления, как становление национального
самосознания воспитанников, является формирование нравственного сознания у
воспитанников в единстве с нравственным поведением человека как части природы.
Познавательная ценность работы в данном направлении в том, что расширяется круг
познания детей об обычаях своего народа, его культуре, образе жизни, истории, что
способствует накоплению экологических знаний, уважительному отношению к взрослым,
формированию чувства гордости за свой род, уважения к предкам, желанию быть
Труд для воспитанников интерната - важнейшее средство социализации. Поэтому
жизнедеятельность в интернате организована таким образом, чтобы воспитанники
овладели навыками в различных видах деятельности. Воспитание трудолюбия в интернате
проходит через систематическое вовлечение детей в хозяйственные повседневные занятия,
где усваиваются необходимые знания, умения и навыки самообслуживания. Формируются
практические навыки ведения домашнего хозяйства, подготовки к будущей семейной
взрослой жизни; умение обслуживать себя и младших сестер и братьев. В праздничные и
выходные воспитатели обучают девочек искусству создания уюта, украшения быта с
помощью предметов рукоделия. В будние дни девочки под руководством учителя
дополнительного образования практикуются в кулинарном мастерстве: пекут блины,
печенье, пироги. Мальчики и юноши, посещающие кружок, обучаются искусству
художественной обработки дерева, а полученные знания и навыки применяют на практике
в интернате, помогая ремонтировать мебель.
Важно, чтобы наши дети поняли, что трудолюбие - одно из главных достоинств
человека, что только труд на пользу людям делает каждого настоящим человеком.
Работа по социализации воспитанников ведется в системе, а каждый из детей берёт из
неё то, на что готов в зависимости от возраста, времени пребывания в интернате,
психических и физиологических особенностей, возможностей личности. Коллектив
воспитателей создаёт для каждого условия для саморазвития и успешного
функционирования в современном обществе.
Воспитательная среда интерната учитывает особенности национальной психологии,
традиционные формы и методы воспитания, помогает ребенку осознать себя личностью. В
целях создания благоприятных условий для комфортного проживания и всестороннего
развития личности ребенка коллектив воспитателей ведет поиск новых подходов к
воспитанию, пониманию его роли и функции в изменившихся условиях общественного
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
уровня социализации воспитанников
школы-интерната
Автор: учитель русского языка
литературы Новичкова Е.В.
Мониторинг уровня социализации воспитанников
школы-интерната.
Мониторинг, который был разработан в нашей школе-интернате, дает возможность судить о сформированности поведенческих навыков воспитанников школы. Он разработан по семи критериям, которые можно представить в виде таблицы (Приложение 1).
Критериями служат наиболее значимые для воспитанников умения, которые необходимы им сейчас в условиях школы-интерната и будут значимы в дальнейшей самостоятельной жизни. Критерии следующие:
сформированность навыков здорового образа жизни
сформированность коммуникативных навыков
сформированность навыков социальной адаптации
уровень усвоения нравственных норм и правил
I . Сформированность навыков здорового образа жизни:
II . Социальная адаптация:
III . Сформированность коммуникативных навыков:
IV . Учебная мотивация:
V . Социальная активность:
VI . Сформированность навыков социальной адаптации:
VII . Уровень усвоения нравственных норм и правил :
Общее физическое развитие ребенка, способность ребенка заботиться о своем здоровье, двигательная и физическая активность, знание правил здорового образа жизни.
Мониторинг воспитанности составляется исходя из результатов на начало и конец года по 5-ти бальной шкале.
(1-низкий, 2(25%) – ниже среднего, 3(50%) – средний, 4(75%) – выше среднего, 5(100%) – высокий)
Осан-ка и походка
Координ. движений, быстрота, самост. %
Забота о своем здоровье
Интерес к спорту
Знание о здоровом образе жизни
Выпол. правил здорового образа жизни
Навыки личной гигиены
Готовность к труду, уровень сформированности практических умений у воспитанников
Понимание значимости трудовой деятельности, знание о профессиях, практическая готовность к бытовому и производительному труду.
Понимание значения труда в жизни
Отношение к труду по дому
Знания о профессиях
Способность прогнозировать свое будущее
Простые навыки трудовых операций
Основы социализации и межличностного общения
Самооценка своих черт
Оценка своей внешности и возраста
Отношение к себе
Способность организовать личную жизнь
Общение и взаимодейст. в коллективе
Общение и взаимодейст. с людьми вне коллектива
Потребность в сочувствии и соучастии
Уважение и признание сверстников
Навыки коммуникативного общения
Владеет ли ребенок словесными и невербальными средствами общения, владеет ли техникой установления контакта.
Умеет ли словесно общаться
Способность понимать речь и адекватно реагировать на обращения к нему
Владеет ли невербальными средствами общения
Поведение при общении
Поведение и общение в общественных местах
Поведение и общение с людьми разного пола и возраста
Безопасность
Выявить динамику изменения знаний о правилах безопасности и умениях их исполнять.
Знание и выполнение правил техники безопасности с бытовыми приборами
Знание и выполнение правил дорожного движения
Знание и выпол. правил безопасности в незнакомом месте
Знание и вып. правил безопасности в экстремальных ситуациях
Эмоциональное здоровье
Эмоционально-психическая организация личности (настроение, реакция на замечания воспитателя…) Умеет ли понимать и выражать свои чувства. Самоконтроль и саморегуляция поведения, адекватность ответной реакции.
Представленная программа предназначена для педагогов коррекционной школы для работы. В материале четко прослеживается актульность, цель и задачи программы по возрастам. Ценность программы состоит в том, что имеется примерное календано-тематическое планирование для всех возрастных категорий детей с ОВЗ.
Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
Пояснительная записка.
В современных условиях развития системы образования активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях.
Программа воспитания и социализации обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната, раскрывает роль и место социальной функции воспитания в системе жизнедеятельности образовательного учреждения, направлена на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения.
Школа-интернат считает своей основной миссией адаптацию и социализацию обучающихся, к жизни в современном обществе на основе становления личности воспитанника.
Реализация программы должна обеспечить ориентацию обучающихся, воспитанников на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой. Формирование у воспитанников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни. Самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности. Формирование таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, толерантность, экологическое благополучие; знаний традиций, культуры своего народа, ответственности за будущее своей страны.
Исходя из неоднородности контингента обучающихся, воспитанников главный акцент в своей деятельности школа делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня развития ребенка, а также условий его жизнедеятельности.
Придерживаясь принципа педагогической инверсии, педагог определяет - что в данном возрасте является главным для ребенка.
Лишь поочередно, от возраста к возрасту, доминирование какой-либо стороны очередного желаемого результата в итоге дает возможность достигнуть желаемого результата к концу школьного обучения.
Воспитательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе комфортно. По своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни.
Исходя из этого, стратегическая цель воспитательной работы – создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации.
Задачи коррекционно-воспитательной работы:
Создание в учреждении коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с интеллектуальным недоразвитием.
Формирование нравственности, становление и проявление их индивидуальности, способности к самоопределению, самореализации.
Развитие потребности в здоровом образе жизни.
Воспитание у учащихся качеств личности, позволяющих осуществить их социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию.
Формирование у воспитанников прочных профессионально-трудовых умений и навыков и выработка адекватных профессиональных намерений.
Содействие творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности, потребности в самореализации.
Основные педагогические идеи воспитания, реализуемые в программе и практике воспитательной работы:
1. Совместное сотрудничество педагогов и воспитанников в решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность взрослых и детей.
2. Воспитание существенных личностных качеств: патриотизма, чувства гражданственности, ответственности, культуры общения.
3. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности - Отечество, Малая Родина, Семья, Человек, Труд, Знания, Культура, Мир, Добро, Красота.
Принципы и методы коррекционно-развивающего компонента
в воспитательном процессе:
1. Принцип мотивации, предполагающий наличие побуждения, стремления у воспитанника к достижению цели, поставленной перед ним воспитателем.
2. Принцип продуктивной обработки информации, создание воспитателем таких педагогических ситуаций, в ходе которых воспитанники самостоятельно осваивают способы отработки учебной информации, используя алгоритм, схему решения.
3. Принцип развития и коррекции высших психических функций. Обязательное включение в занятия специальных упражнений, направленных на исправление недостатков какой-то конкретной психической функции, отдельной ее операции.
4. Принцип гуманитарной направленности всех учебных дисциплин (включение в традиционные предметы материала из жизни, помогающие понять мотивы своего поведения, выработать правильную жизненную позицию, познания окружающего мира, интеграции воспитанника в обществе).
5. Принцип динамичности восприятия предполагает включение воспитателем игр и упражнений, непосредственно развивающих процесс персептивного характера, корригирующих отклонения в его характеристиках.
6. Психолого-педагогическое сопровождение, просвещение воспитанников, обучение их способам делать разумный выбор в предстоящей взрослой жизни.
7. Формирование человека - трудолюбивого, физически развитого, самостоятельного, любящего свое Отечество, Гражданина, пробуждение национального самосознания.
8. Принцип максимальной индивидуализации и демократизации учебно-воспитательного процесса, заключающийся в активизации мыслительной и мотивационно - потребностных сфер воспитанника. Из этого принципа вытекает более частное правило: отбор содержания форм и методов обучения и воспитания в соответствии с особенностями, возможностями и способностями воспитанников.
9.Принцип демократизации, обеспечивающий расширение прав и ответственности воспитанников, педагогов, родителей и их сотрудничество; самостоятельность воспитанников в определении целей, содержания и методов работы по саморазвитию.
10. Принцип гуманизации, соблюдение которого приводит к устранению авторитарности. Доброта и внимание по отношению к воспитанникам создают психологически комфортную атмосферу, в которой растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой, без чего невозможно развитие и саморазвитие воспитанника. Правила, связанные с данным принципом: уважительные отношения между родителями, педагогами, воспитанниками; толерантность к мнению воспитанника; создание ситуации успеха.
11.Принцип гуманитаризации приобщает личность к культуре общества, развивает планетарное сознание, формирует отношение к планете, как к общему дому.
12.Принцип эстетизации требует оригинальной, красивой обстановки, чистоты, уюта, культуры общения. Это стабильно действующий фактор воспитания благородных чувств, отношений и поведения.
13.Принцип оперативности полученных знаний требует от воспитанников более полной самостоятельности мышления и деятельности. В ходе самостоятельного решения задач они проявляют инициативу и находчивость.
14.Принцип сознательного и активного участия воспитанников в процессе обучения и воспитания требует от воспитателя умелого руководства деятельностью воспитанника.
Основное содержание воспитательной деятельности отражено в программе и структурировано по основным направлениям:
35 %
Аннотация к книге "Мониторинг социализации воспитанников. ФГОС"
В пособии представлена технология получения информации от всех участников учебно-воспитательного процесса, позволяющая составить социально-педагогический мониторинг, который предполагает планомерную организацию сбора и анализа сведений о проблемах личности или группы детей с ОВЗ и детей-инвалидов с целью изучения возможностей и способов воздействия на поведение, затрудняющее их адаптацию и интеграцию в социальной среде. Предложена система критериев и показателей, выступающих в роли инструментария для сбора информации, объективно отражающей состояние уровня социализации воспитанников и способствующей коррекционно-развивающему сопровождению ученика в его индивидуальном маршруте.
Предназначено руководителям образовательных учреждений, заместителям директора по учебно-воспитательной и социально-педагогической работе, полезно учителям, воспитателям, социальным педагогам всех видов специальных (коррекционных) учреждений, руководителям подразделений, специалистам реабилитационных центров.
В пособии представлена технология получения информации от всех участников учебно-воспитательного процесса, позволяющая составить социально-педагогический мониторинг, который предполагает планомерную организацию сбора и анализа сведений о проблемах личности или группы детей с ОВЗ и детей-инвалидов с целью изучения возможностей и способов воздействия на поведение, затрудняющее их адаптацию и интеграцию в социальной среде. Предложена система критериев и показателей, выступающих в роли инструментария для сбора информации, объективно отражающей состояние уровня социализации воспитанников и способствующей коррекционно-развивающему сопровождению ученика в его индивидуальном маршруте.
Предназначено руководителям образовательных учреждений, заместителям директора по учебно-воспитательной и социально-педагогической работе, полезно учителям, воспитателям, социальным педагогам всех видов специальных (коррекционных) учреждений, руководителям подразделений, специалистам реабилитационных центров и социальных учреждений.
2-е издание, исправленное
Читайте также: