Мониторинг по петербурговедению в доу
Обновлено: 08.07.2024
Автор: Шелехова Ольга Александровна
Организация: ГБДОУ детский сад №73 комб. вида Фрунзенского района
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Направление развития: познавательно - речевое.
Образовательная область: познание (Петербурговедение).
Интегрируемые образовательные области:
-чтение художественной литературы
Цель: Активизировать представления детей о нашем городе (история основания города, достопримечательности, основные даты). Познакомить детей с городским пейзажем, как одним из жанров искусства.
Задачи.
Образовательная: активизация представлений о нашем городе и обучение рисованию городского пейзажа.
Развивающая: развивать познавательные интересы и процессы, умение наблюдать, всматриваться в изображение, замечать интересные детали , события, явления. Развивать умение устанавливать связи между замыслом и используемыми художниками средствами выразительности. Развивать творческие способности.
Воспитательная: воспитывать в детях любовь к нашему городу, интерес к истории, умение видеть красоту и получать эмоциональный отклик в сердце при рассматривание произведений искусств.
Оборудование и материалы:
Предварительная работа.
Чтение стихотворений о Санкт- Петербурге и о достопримечательностях Санкт- Петербурга.
Логикоматематические технологии с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзинера.
Беседа с детьми об основании Петербурга.
Виды деятельности: коммуникативная ( беседа, ситуативный разговор), игровая, двигательная, продуктивная ( творческая) .
Формы работы: дидактическая игра, отгадывание загадок, игра- путешествие, беседа, рисование.
План.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте мы с вами сегодня отправимся в путешествие. А какое – попробуйте догадаться сами.
- Чтение стихотворения про Петербург.
Среди болот, дорог и вьюг,
Как исполин из сказки,
Явился миру Петербург,
Волной любви обласкан!
Его скульптуры и дворцы,
Фонтаны, скверы, парки,
Его ограды и мосты,
Кораблик на Фонтанке,
Его кресты, его гранит –
Веков узор так прочен! –
Все восхищает и пленит
В сиянье белой ночи.
Люблю тебя я, город мой,
Не знаю краше места!
Мне жизнь, единая с тобой,
Дарована в наследство!
- Вывод о путешествии по Петербургу, по местам , которые очень любили изображать художники.
Воспитатель: В какое же путешествие мы с вами отправимся?
Дети: По Санкт – Петербургу.
Воспитатель: Правильно. Но путешествие наше будет особое. Мы с вами будем путешествовать по местам, которые очень любили изображать на своих полотнах (картинах) художники. А теперь отгадайте загадку.
- Организация пространства для игры – путешествия. Загадка про автобус.
Пассажиров мы катаем
По маршрутам тут и там,
А туристов доставляем
К историческим местам.
Едем к цели дружно все
По проспектам и шоссе.
Воспитатель: Давайте мы с вами сделаем экскурсионный автобус – ведь путешествие по городу это и есть экскурсия. И на этом автобусе отправимся в путь.
( Дети совместно с воспитателем из стульчиков делают автобус и садятся в него).
- Путешествие с экскурсоводом. Экскурсоводы - дети.
Воспитатель: Итак наш автобус отправляется в путешествие по Санкт – Петербургу. А вы, ребята, будете не только пассажирами, но и экскурсоводами.
Воспитатель: Расскажите пожалуйста, сколько лет назад был основан наш город.
Дети: 300 лет назад.
Воспитатель: А кто же решил построить такой красивый город?
Дети: Царь Пётр 1.
Воспитатель: Ребята, расскажите на берегах какой реки строился Санкт – Петербург?
Дети: На берегах реки Невы.
Воспитатель: Сейчас мы с вами проезжаем как раз вдоль Невы – самой большой и самой прекрасной реки нашего города.
Воспитатель: Что же за место изображено на картине?
Дети: Нева, пристань, корабли стоят у берега и т. д.
Воспитатель: В какое время суток художник увидел это место таким прекрасным?
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Свет, солнце светит, отблески воды, голубое небо, люди на пристани.
Воспитатель: Ребята, а что такое пристань?
Дети: Это место , где отдыхают корабли под открытым небом.
Воспитатель: А какое время изобразил художник?
Дети: Лето или конец весны. Потому, что люди на пристани одеты в лёгкую одежду.
Воспитатель: Да, и ещё художник смог красками передать (нежными, светлыми оттенками) тепло в воздухе и в самом городе.
А какой вы видите Неву на картине художника?
Дети: Большая, сильная, прекрасная, нежная (так, как подобраны нежные оттенки голубого и нет сильных волн).
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Музыкальная пауза и физминутка.
Воспитатель: А теперь давайте представим себя в этом замечательном месте и пройдемся вдоль Невы. (звучит фонограмма классической приятной музыки, дети выходят из автобуса и прогуливаются под музыку)
Один из ребят объявляет о конце прогулки и просит занять места в автобусе.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Кто же нам может рассказать, где же мы проезжаем сейчас?
Дети: Около Петропавловской крепости.
Воспитатель: Правильно. Наша остановка – Петропавловская крепость. Нева. Ребята, а зачем была построена Петропавловская крепость?
Дети: Для защиты от врагов. Это самое первое сооружение, которое было построено в Петербурге.
Воспитатель: Что происходит у стен Петропавловской крепости?
Дети: На берегу Невы стоят люди. По Неве плывут лодки , небольшие парусники.
Воспитатель: В какое время суток художник увидел Петропавловскую крепость такой необычной, загадочной?
Дети: В середине дня. На улице светло. Солнце где-то высоко на небе, мы его не видим.
Дети: Оттенки голубого и синего для Невы, коричневого и красного для Петропавловской крепости, серо- голубого для неба.
Дети делятся на две команды и строят из большого конструктора Петропавловскую крепость под музыку.
Воспитатель: Молодцы. А теперь просим занять свои места в автобусе. Наш автобус отправляется дальше.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда же мы свами приехали?
Дети: Это старинный Петербург.
Воспитатель: Да, это старинный Петербург. Начало 18 века. 300 лет назад. Как же здесь необычно? Что вам понравилось?
Дети: Красивый необычный дворец. Люди в необычной для нас одежде, Нева и волны на ней.
Отвечает подготовленный ребёнок.
Перед нами Васильевский остров и Здание двенадцати коллегий архитектора Д.Трезини. Город только строится – справа мы видим открытое пространство строительных площадок. В противопоставлении бурных вод Невы четко, как на архитектурных проектах, прорисованы новые здания. Художник раскрывает борьбу созидательных, творческих сил с непокорной стихией, столь привлекательной для него в петровской эпохе.
Дети: Нева бурная, могучая изображена художником сине-зелёными цветами. Здания – жёлто – коричневые цвета. Одежда у солдат – красных оттенков.
Воспитатель: В чем отличие того старого Петербурга от нового, современного?
Дети: Раньше не было машин, не было столько шума на улице, здания все были разные, люди одевались очень красиво .
Воспитатель: Молодцы! Итак, мы с вами совершили замечательное путешествие по Петербургу, в котором вы сами были экскурсоводами и путешественниками.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка (детей).
Зимний дворец у Невы, посмотри!
Жили когда-то в нем наши цари.
Ну а сейчас в нём огромный музей.
Здесь – "Эрмитаж", гордость Родины всей.
Дети называют цвета, которыми можно нарисовать эту картину.
Вот памятник царю Петру
И царскому коню,
По двести раз на дню.
Царь много славных дел свершил,
А конь неоднократно
Его на подвиги возил
И привозил обратно.
Дети называют цвета для этого стихотворения.
На площадке смотровой
Небо вровень с головой,
Видно – все на свете:
Медный всадник, Летний сад,
Эрмитаж и зоосад,
Если встать на колоннаде,
Город видно, как на карте!
Дети называют цвета для этого стихотворения.
Воспитатель: Какие вы молодцы! А теперь попробуйте сами нарисовать свой любимый уголок города. Вспомните, где вам понравилось больше всего в нашем городе и нарисуйте.
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия – экскурсии?
Дети: Каким красивым изображали художники на своих картинах наш город. Сколько различных цветов и оттенков они использовали в своих картинах.
Воспитатель: Какие места Санкт – Петербурга любили изображать художники на картинах?
Дети: Неву, Петропавловскую крепость, Медный всадник, Стрелку Васильевского острова.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте подумаем о своём настроение. Какое оно у вас в конце нашего путешествия?. Выберите себе тот лепесток по цвету, который больше всего подходит к вашему настроению. (дети выбирают лепестки) А теперь соберём все лепестки в один общий цветочек.
Воспитатель: Каких цветов и оттенков больше в нашем цветке?
Дети: Светлых, ярких, красных, жёлтых, розовых и т.д.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
В следующий раз мы увидим с вами другие красивые архитектурные достопримечательности Санкт-Петербурга, которые любили изображать художники на картинах.
Методика преподавания Петербурговедения в старших группах ДОУ
Методика преподавания Петербурговедения в старших группах ДОУ
Любимова Ольга Леонидовна
Данная методика разработана с целью структурирования и совершенствования процесса образовательной деятельности в дошкольном образовании в области преподавания начального петербурговедения в старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения.
Цель данной методики – преподавание петербурговедения, воспитание патриотизма, побуждение к творческой деятельности, расширению кругозора.
- упорядочение просветительской деятельности
- побуждение к изучению истории Санкт-Петербурга и района
- воспитание патриотических чувств и любви к родным местам
- вовлечение родителей в процесс обучения
Книга удобна тем, что каждой достопримечательности Васильевского острова посвящена небольшая статья, содержащая интересные исторические факты и легенды, а также сопровождаемая фотографией, что позволяет в легкой доступной форме преподать материал ребенку, заинтересовать его и замотивировать на посещение. Поскольку Васильевский остров полон интересных мест, зданий и памятников, всегда есть возможность посетить многие в ходе пешей экскурсии поблизости от нашего ДОУ, например: набережная лейтенанта Шмидта, здание Академии художеств, сфинксы, Румянцевский сад и прочее.
Занятия по петербурговедению начинаются с истоков постройки города, проектов Петра I, истории Заячьего острова и Петропавловской крепости. В качестве повторения пройденного материала прошлого года детям предоставляется возможность повторить и закрепить знания с помощью творческого процесса - раскраски, поделки – в частности, в этом году дети принимали участие в создании макета Петропавловского собора.
Образовательный процесс в рамках методики выстроен следующим образом: сперва воспитатель проводит теоретическое занятие с рассказом о предмете изучения, используя наглядные материалы (фотографии, репродукции, слайды, карта Васильевского острова с обозначением местонахождения объекта – составленная на основе карты достопримечательностей острова Л. Тихомирова), а также с использованием игровых форм преподавания (разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок). Закрепление полученного материала осуществляется с помощью творческих видов деятельности – рисование, лепка, аппликация, оригами.
К практической части методики относятся:
Посещение этого музея представляет особый интерес и практическую значимость в методике преподавания как знакомство с бытом жителей Васильевского острова в послевоенные годы. Дети имеют возможность увидеть и потрогать предметы быта – посуду, предметы мебели, игрушки, школьные принадлежности. Примерить предметы одежды: школьную форму, фуражки учащихся, ремни, фартуки и прочее.
Детям было предложено угадать место действия, найти различия между разными видами форм (военная, железнодорожная, ремесленного училища).
По итогам теоретических лекций и пеших прогулок большое внимание в образовательной деятельности уделено самостоятельному творчеству детей – рисункам, аппликациям и прочее. Работы детей размещаются на выставке в фойе детского сада.
Образовательный процесс, выстроенный на основании методики предполагает активное привлечение родителей и самостоятельную совместную деятельность детей и родителей вне детского сада – здесь и прогулки, и создание поделок, и чтение литературы по истории города, и т.д.
В образовательный процесс по возможности привлекаются родители, имеющие образование или профессию, связанную с архитектурой, строительством, скульптурой и др. В частности, бабушка одной из воспитанниц, в прошлом архитектор, провела для нас занятие с рассказом о профессии архитектора, а затем небольшую пешеходную экскурсию по Университетской набережной с посещением Музея Академии художеств.
Родители также привлекаются для организации экскурсий в музеях и для сопровождения на прогулках и поездках.
Страничка воспитателя Каспрук Светланы Галлилеевны
В быстром ритме современной жизни нам кажется, что телевизор и компьютер могут заменить нашим детям и внукам нас, родных и близких, наше душевное тепло. Но это невозможно. Мы нужны нашим детям. Они должны себя чувствовать не только продолжателями рода, но и частичкой города, который совсем не случайно называют одним из самых красивых городов мира.
Как можно чаще ходите с вашими детьми на прогулки по исторической части Петербурга. Поверьте: вам тоже будет приятно побродить по городу, побывать в музеях, театрах. Беседуйте с детьми, вовлекайте их в диалог и уверяю, дети поразят вас обилием информации, которой они владеют.
А мы, в свою очередь, постараемся помочь вам в этом путешествии по нашему прекрасному городу, поделимся информацией, придумаем задания, ответим на ваши вопросы. И будем очень рады, если наша работа поможет вам не только узнать что-то новое и интересное о нашем любимом городе, но и теснее, сердечнее сблизиться со своими детьми.
Уголок Петербурговедения в детском саду включает в себя:
- полки для размещения наглядного материала,
- удобный столик со стульями для работы с размещёнными в уголке материалами.
Организация данного уголка тщательно продуманна. Зона очень удобно расположенна, уютна, привлекательна и методически грамотно оформленна.
Пособия должны выставляться в соответствии с изучаемым материалом.
Приведу пример наполнения уголка Петербурговедения для детей старшего дошкольного возраста. Если на текущей неделе мы говорим об Адмиралтействе, то в уголке в свободном доступе должны быть:
- иллюстрации различных ракурсов Адмиралтейства, статуй, расположенных у здания, золотого кораблика на шпиле.
- раскраски (Адмиралтейство, золотой кораблик).
- алгоритмы рисования: Адмиралтейство, золотой кораблик на шпиле Адмиралтейства.
- разрезные картинки и пазлы по теме.
Этот материал должен быть расположен на самом видном месте.
Также в свободном доступе нас знакомые детям игры, пособия и иллюстрации.
В уголке Петербурговедения находиться различные художественные материалы:
- бумага для рисования, цветная бумага, цветной картон,
- клей ПВА, кисти для клея, клей карандаш.
- разведённого Дворцового моста,
Так же наполнен различными творческими работами, такими как:
- рисунки и аппликации,
- рукописный альбом с фотографиями детей на фоне Петербургских достопримечательностей с прилагающимися о них рассказами детей.
В заключении следует отметить, что воспитатели должны оформлять и поддерживать уголок Петербурговедения таким образом, чтобы это было одно из любимейших мест детей в группе.
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Свидетельство активного участника педагогического сообщества
Оформить бесплатно документ можно здесь
Мероприятие позволяет сформировать гражданское самосознание учащихся; · воспитать чувства патриотизм. Подробнее.
Интересное занятие разработал автор. Использование на занятии нстандартных игровых заданий способств. Подробнее.
Интересная разработка. Много хороших стихов, песен подобраны по теме. Конкурсно-игровые задания спос. Подробнее.
Очень интересная разработка. Разнообразие конкусно-игровых заданий с музыкальным сопровождением, сти. Подробнее.
Очень интересный методический семинар. Затронуты и теоретический, и практический аспекты данной проб. Подробнее.
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Читайте также: