Мониторинг по петербурговедению в доу

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Шелехова Ольга Александровна

Организация: ГБДОУ детский сад №73 комб. вида Фрунзенского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Направление развития: познавательно - речевое.

Образовательная область: познание (Петербурговедение).

Интегрируемые образовательные области:

-чтение художественной литературы

Цель: Активизировать представления детей о нашем городе (история основания города, достопримечательности, основные даты). Познакомить детей с городским пейзажем, как одним из жанров искусства.

Задачи.

Образовательная: активизация представлений о нашем городе и обучение рисованию городского пейзажа.

Развивающая: развивать познавательные интересы и процессы, умение наблюдать, всматриваться в изображение, замечать интересные детали , события, явления. Развивать умение устанавливать связи между замыслом и используемыми художниками средствами выразительности. Развивать творческие способности.

Воспитательная: воспитывать в детях любовь к нашему городу, интерес к истории, умение видеть красоту и получать эмоциональный отклик в сердце при рассматривание произведений искусств.

Оборудование и материалы:

Предварительная работа.

Чтение стихотворений о Санкт- Петербурге и о достопримечательностях Санкт- Петербурга.

Логикоматематические технологии с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзинера.

Беседа с детьми об основании Петербурга.

Виды деятельности: коммуникативная ( беседа, ситуативный разговор), игровая, двигательная, продуктивная ( творческая) .

Формы работы: дидактическая игра, отгадывание загадок, игра- путешествие, беседа, рисование.

План.

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте мы с вами сегодня отправимся в путешествие. А какое – попробуйте догадаться сами.

  1. Чтение стихотворения про Петербург.

Среди болот, дорог и вьюг,

Как исполин из сказки,

Явился миру Петербург,

Волной любви обласкан!

Его скульптуры и дворцы,

Фонтаны, скверы, парки,

Его ограды и мосты,

Кораблик на Фонтанке,

Его кресты, его гранит –

Веков узор так прочен! –

Все восхищает и пленит

В сиянье белой ночи.

Люблю тебя я, город мой,

Не знаю краше места!

Мне жизнь, единая с тобой,

Дарована в наследство!

  1. Вывод о путешествии по Петербургу, по местам , которые очень любили изображать художники.

Воспитатель: В какое же путешествие мы с вами отправимся?

Дети: По Санкт – Петербургу.

Воспитатель: Правильно. Но путешествие наше будет особое. Мы с вами будем путешествовать по местам, которые очень любили изображать на своих полотнах (картинах) художники. А теперь отгадайте загадку.

  1. Организация пространства для игры – путешествия. Загадка про автобус.

Пассажиров мы катаем

По маршрутам тут и там,

А туристов доставляем

К историческим местам.

Едем к цели дружно все

По проспектам и шоссе.

Воспитатель: Давайте мы с вами сделаем экскурсионный автобус – ведь путешествие по городу это и есть экскурсия. И на этом автобусе отправимся в путь.

( Дети совместно с воспитателем из стульчиков делают автобус и садятся в него).

  1. Путешествие с экскурсоводом. Экскурсоводы - дети.

Воспитатель: Итак наш автобус отправляется в путешествие по Санкт – Петербургу. А вы, ребята, будете не только пассажирами, но и экскурсоводами.

Воспитатель: Расскажите пожалуйста, сколько лет назад был основан наш город.

Дети: 300 лет назад.

Воспитатель: А кто же решил построить такой красивый город?

Дети: Царь Пётр 1.

Воспитатель: Ребята, расскажите на берегах какой реки строился Санкт – Петербург?

Дети: На берегах реки Невы.

Воспитатель: Сейчас мы с вами проезжаем как раз вдоль Невы – самой большой и самой прекрасной реки нашего города.

Воспитатель: Что же за место изображено на картине?

Дети: Нева, пристань, корабли стоят у берега и т. д.

Воспитатель: В какое время суток художник увидел это место таким прекрасным?

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Свет, солнце светит, отблески воды, голубое небо, люди на пристани.

Воспитатель: Ребята, а что такое пристань?

Дети: Это место , где отдыхают корабли под открытым небом.

Воспитатель: А какое время изобразил художник?

Дети: Лето или конец весны. Потому, что люди на пристани одеты в лёгкую одежду.

Воспитатель: Да, и ещё художник смог красками передать (нежными, светлыми оттенками) тепло в воздухе и в самом городе.

А какой вы видите Неву на картине художника?

Дети: Большая, сильная, прекрасная, нежная (так, как подобраны нежные оттенки голубого и нет сильных волн).

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Музыкальная пауза и физминутка.

Воспитатель: А теперь давайте представим себя в этом замечательном месте и пройдемся вдоль Невы. (звучит фонограмма классической приятной музыки, дети выходят из автобуса и прогуливаются под музыку)

Один из ребят объявляет о конце прогулки и просит занять места в автобусе.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Кто же нам может рассказать, где же мы проезжаем сейчас?

Дети: Около Петропавловской крепости.

Воспитатель: Правильно. Наша остановка – Петропавловская крепость. Нева. Ребята, а зачем была построена Петропавловская крепость?

Дети: Для защиты от врагов. Это самое первое сооружение, которое было построено в Петербурге.

Воспитатель: Что происходит у стен Петропавловской крепости?

Дети: На берегу Невы стоят люди. По Неве плывут лодки , небольшие парусники.

Воспитатель: В какое время суток художник увидел Петропавловскую крепость такой необычной, загадочной?

Дети: В середине дня. На улице светло. Солнце где-то высоко на небе, мы его не видим.

Дети: Оттенки голубого и синего для Невы, коричневого и красного для Петропавловской крепости, серо- голубого для неба.

Дети делятся на две команды и строят из большого конструктора Петропавловскую крепость под музыку.

Воспитатель: Молодцы. А теперь просим занять свои места в автобусе. Наш автобус отправляется дальше.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда же мы свами приехали?

Дети: Это старинный Петербург.

Воспитатель: Да, это старинный Петербург. Начало 18 века. 300 лет назад. Как же здесь необычно? Что вам понравилось?

Дети: Красивый необычный дворец. Люди в необычной для нас одежде, Нева и волны на ней.

Отвечает подготовленный ребёнок.

Перед нами Васильевский остров и Здание двенадцати коллегий архитектора Д.Трезини. Город только строится – справа мы видим открытое пространство строительных площадок. В противопоставлении бурных вод Невы четко, как на архитектурных проектах, прорисованы новые здания. Художник раскрывает борьбу созидательных, творческих сил с непокорной стихией, столь привлекательной для него в петровской эпохе.

Дети: Нева бурная, могучая изображена художником сине-зелёными цветами. Здания – жёлто – коричневые цвета. Одежда у солдат – красных оттенков.

Воспитатель: В чем отличие того старого Петербурга от нового, современного?

Дети: Раньше не было машин, не было столько шума на улице, здания все были разные, люди одевались очень красиво .

Воспитатель: Молодцы! Итак, мы с вами совершили замечательное путешествие по Петербургу, в котором вы сами были экскурсоводами и путешественниками.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка (детей).

Зимний дворец у Невы, посмотри!

Жили когда-то в нем наши цари.

Ну а сейчас в нём огромный музей.

Здесь – "Эрмитаж", гордость Родины всей.

Дети называют цвета, которыми можно нарисовать эту картину.

Вот памятник царю Петру

И царскому коню,

По двести раз на дню.

Царь много славных дел свершил,

А конь неоднократно

Его на подвиги возил

И привозил обратно.

Дети называют цвета для этого стихотворения.

На площадке смотровой

Небо вровень с головой,

Видно – все на свете:

Медный всадник, Летний сад,

Эрмитаж и зоосад,

Если встать на колоннаде,

Город видно, как на карте!

Дети называют цвета для этого стихотворения.

Воспитатель: Какие вы молодцы! А теперь попробуйте сами нарисовать свой любимый уголок города. Вспомните, где вам понравилось больше всего в нашем городе и нарисуйте.

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия – экскурсии?

Дети: Каким красивым изображали художники на своих картинах наш город. Сколько различных цветов и оттенков они использовали в своих картинах.

Воспитатель: Какие места Санкт – Петербурга любили изображать художники на картинах?

Дети: Неву, Петропавловскую крепость, Медный всадник, Стрелку Васильевского острова.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте подумаем о своём настроение. Какое оно у вас в конце нашего путешествия?. Выберите себе тот лепесток по цвету, который больше всего подходит к вашему настроению. (дети выбирают лепестки) А теперь соберём все лепестки в один общий цветочек.

Воспитатель: Каких цветов и оттенков больше в нашем цветке?

Дети: Светлых, ярких, красных, жёлтых, розовых и т.д.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?

В следующий раз мы увидим с вами другие красивые архитектурные достопримечательности Санкт-Петербурга, которые любили изображать художники на картинах.

Методика преподавания Петербурговедения в старших группах ДОУ

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Методика преподавания Петербурговедения в старших группах ДОУ

Любимова Ольга Леонидовна

Данная методика разработана с целью структурирования и совершенствования процесса образовательной деятельности в дошкольном образовании в области преподавания начального петербурговедения в старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения.

Цель данной методики – преподавание петербурговедения, воспитание патриотизма, побуждение к творческой деятельности, расширению кругозора.

- упорядочение просветительской деятельности

- побуждение к изучению истории Санкт-Петербурга и района

- воспитание патриотических чувств и любви к родным местам

- вовлечение родителей в процесс обучения

Книга удобна тем, что каждой достопримечательности Васильевского острова посвящена небольшая статья, содержащая интересные исторические факты и легенды, а также сопровождаемая фотографией, что позволяет в легкой доступной форме преподать материал ребенку, заинтересовать его и замотивировать на посещение. Поскольку Васильевский остров полон интересных мест, зданий и памятников, всегда есть возможность посетить многие в ходе пешей экскурсии поблизости от нашего ДОУ, например: набережная лейтенанта Шмидта, здание Академии художеств, сфинксы, Румянцевский сад и прочее.

Занятия по петербурговедению начинаются с истоков постройки города, проектов Петра I, истории Заячьего острова и Петропавловской крепости. В качестве повторения пройденного материала прошлого года детям предоставляется возможность повторить и закрепить знания с помощью творческого процесса - раскраски, поделки – в частности, в этом году дети принимали участие в создании макета Петропавловского собора.

Образовательный процесс в рамках методики выстроен следующим образом: сперва воспитатель проводит теоретическое занятие с рассказом о предмете изучения, используя наглядные материалы (фотографии, репродукции, слайды, карта Васильевского острова с обозначением местонахождения объекта – составленная на основе карты достопримечательностей острова Л. Тихомирова), а также с использованием игровых форм преподавания (разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок). Закрепление полученного материала осуществляется с помощью творческих видов деятельности – рисование, лепка, аппликация, оригами.

К практической части методики относятся:

Посещение этого музея представляет особый интерес и практическую значимость в методике преподавания как знакомство с бытом жителей Васильевского острова в послевоенные годы. Дети имеют возможность увидеть и потрогать предметы быта – посуду, предметы мебели, игрушки, школьные принадлежности. Примерить предметы одежды: школьную форму, фуражки учащихся, ремни, фартуки и прочее.

Детям было предложено угадать место действия, найти различия между разными видами форм (военная, железнодорожная, ремесленного училища).

По итогам теоретических лекций и пеших прогулок большое внимание в образовательной деятельности уделено самостоятельному творчеству детей – рисункам, аппликациям и прочее. Работы детей размещаются на выставке в фойе детского сада.

Образовательный процесс, выстроенный на основании методики предполагает активное привлечение родителей и самостоятельную совместную деятельность детей и родителей вне детского сада – здесь и прогулки, и создание поделок, и чтение литературы по истории города, и т.д.

В образовательный процесс по возможности привлекаются родители, имеющие образование или профессию, связанную с архитектурой, строительством, скульптурой и др. В частности, бабушка одной из воспитанниц, в прошлом архитектор, провела для нас занятие с рассказом о профессии архитектора, а затем небольшую пешеходную экскурсию по Университетской набережной с посещением Музея Академии художеств.

Родители также привлекаются для организации экскурсий в музеях и для сопровождения на прогулках и поездках.

Страничка воспитателя Каспрук Светланы Галлилеевны

В быстром ритме современной жизни нам кажется, что телевизор и компьютер могут заменить нашим детям и внукам нас, родных и близких, наше душевное тепло. Но это невозможно. Мы нужны нашим детям. Они должны себя чувствовать не только продолжателями рода, но и частичкой города, который совсем не случайно называют одним из самых красивых городов мира.

Как можно чаще ходите с вашими детьми на прогулки по исторической части Петербурга. Поверьте: вам тоже будет приятно побродить по городу, побывать в музеях, театрах. Беседуйте с детьми, вовлекайте их в диалог и уверяю, дети поразят вас обилием информации, которой они владеют.

А мы, в свою очередь, постараемся помочь вам в этом путешествии по нашему прекрасному городу, поделимся информацией, придумаем задания, ответим на ваши вопросы. И будем очень рады, если наша работа поможет вам не только узнать что-то новое и интересное о нашем любимом городе, но и теснее, сердечнее сблизиться со своими детьми.

Уголок Петербурговедения в детском саду включает в себя:

- полки для размещения наглядного материала,

- удобный столик со стульями для работы с размещёнными в уголке материалами.

Организация данного уголка тщательно продуманна. Зона очень удобно расположенна, уютна, привлекательна и методически грамотно оформленна.

Пособия должны выставляться в соответствии с изучаемым материалом.

Приведу пример наполнения уголка Петербурговедения для детей старшего дошкольного возраста. Если на текущей неделе мы говорим об Адмиралтействе, то в уголке в свободном доступе должны быть:

- иллюстрации различных ракурсов Адмиралтейства, статуй, расположенных у здания, золотого кораблика на шпиле.

- раскраски (Адмиралтейство, золотой кораблик).

- алгоритмы рисования: Адмиралтейство, золотой кораблик на шпиле Адмиралтейства.

- разрезные картинки и пазлы по теме.

Этот материал должен быть расположен на самом видном месте.

Также в свободном доступе нас знакомые детям игры, пособия и иллюстрации.

В уголке Петербурговедения находиться различные художественные материалы:

- бумага для рисования, цветная бумага, цветной картон,

- клей ПВА, кисти для клея, клей карандаш.

- разведённого Дворцового моста,

Так же наполнен различными творческими работами, такими как:

- рисунки и аппликации,

- рукописный альбом с фотографиями детей на фоне Петербургских достопримечательностей с прилагающимися о них рассказами детей.

В заключении следует отметить, что воспитатели должны оформлять и поддерживать уголок Петербурговедения таким образом, чтобы это было одно из любимейших мест детей в группе.

Свидетельство эксперта педагогического сообщества

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Свидетельство активного участника педагогического сообщества

Оформить бесплатно документ можно здесь

Мероприятие позволяет сформировать гражданское самосознание учащихся; · воспитать чувства патриотизм. Подробнее.

Интересное занятие разработал автор. Использование на занятии нстандартных игровых заданий способств. Подробнее.

Интересная разработка. Много хороших стихов, песен подобраны по теме. Конкурсно-игровые задания спос. Подробнее.

Очень интересная разработка. Разнообразие конкусно-игровых заданий с музыкальным сопровождением, сти. Подробнее.

Очень интересный методический семинар. Затронуты и теоретический, и практический аспекты данной проб. Подробнее.

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: