Биология 7 класс подцарство многоклеточные краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока будет удобен на уроке географии для 7 класса в сентябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового, работа с таблицей. развивать восприятие прекрасного, творческое мышление. Формировать интерес к биологии, физкультминутка, закрепление, вопросы и задания, обобщение, итог, домашнее задание.
Конспект урока по биологии для 7 класса на тему: Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные
Цель: сформировать представления учащихся о подцарстве многоклеточные; дать знания о примитивных представителях многклеточных организмов.
Задачи: познакомить с происхождением многоклеточных и основными признаками подцарства; рассмотреть представителей типа Губки, показать их роль в природе.
Ход урока:
I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .
Учитель: - Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
- проверка готовности класса к уроку:
Я рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
Вот книжки на столе,
Не хочется играть
Сегодня в прятки
Сегодня в классе у ребят
Урок очень важный
А почему он важный –
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, все достали,
Вспоминаем все, что знали,
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.
II. Актуализация знаний учащихся.
1) устная фронтальная беседа:
- Какое царство мы изучаем на наших уроках?
- Перечислите основные признаки животных.
-С какими животными познакомились на прошлом уроке? (одноклеточными).
- Каковы основные признаки этой группы организмов?
- Перечислите представителей простейших.
2) устный индивидуальный опрос.
III. Работа по новой теме.
Значимым этапом в истории Земли и эволюции жизни стало возникновение многоклеточности. Это дало мощный толчок к увеличению разнообразия живых существ и их развитию.
Ученые предполагают, что возникновение многоклеточных связано со специализацией клеток колониальных жгутиковых; предковый многоклеточный организм И.И. Мечников назвал фагоцителлой.
Фагоцителла обитала в толще воды, но не имела ни рта, ни кишечника, а ее пищеварение было внутриклеточное. Потомки фагоцителлы приспосабливались к многообразным условиям существования при оседании их на морское дно, при перемещении к поверхности или при изменении источников питания. Благодаря этому у первых многоклеточных организмов постепенно появились рот, кишечник и другие жизненно важные органы.
Многоклеточные организмы подразделяют на две большие группы:
- беспозвоночные животные (это двухслойные животные с лучевой симметрией. Их тело образовано двумя тканями: эктодермой, покрывающей тело снаружи, и эндодермой, образующей внутренние органы – губки и кишечно-полостные.
К беспозвоночным относятся также плоские, круглые, кольчатые черви, членистоногие, моллюски и иглокожие двусторонне-симметричные и радиальные трехслойные организмы, у которых помимо экто- и эндодермы имеется и мезодерма, в процессе индивидуального развития дающая начало мышечным и соединительным тканям).
- хордовые (Все животные, имеющие осевой скелет: хорду или позвоночный столб. Это бесчерепные (ланцетники) и черепные, или позвоночные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие).
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
IV. Закрепление
Что дало толчок к увеличению разнообразия живых существ и их развитию? (возникновение многоклеточности).
Чем клетки многоклеточных организмов отличается от клеток одноклеточных организмов?
Что назвал И.И. Мечников фагоцителлой (предковый многоклеточный организм).
У представителей этого подцарства тело состоит из множества клеток, выполняющих различные функции. В связи со специализацией клетки многоклеточных обычно теряют способность к самостоятельному существованию. Целостность организма обеспечивается путем межклеточных взаимодействий. Индивидуальное развитие, как правило, начинается с зиготы, характеризуется дроблением зиготы на множество клеток-бластомеров, из которых в дальнейшем формируется организм с дифференцированными клетками и органами.
Филогения многоклеточных
Происхождение многоклеточных от одноклеточных в настоящее время считается доказанным. Главным доказательством этого является почти полная идентичность структурных компонентов клетки многоклеточных животных структурным компонентам клетки простейших. Гипотезы происхождения многоклеточных подразделяются на две группы: а) колониальные, б) полиэргидные гипотезы.
Колониальные гипотезы
Сторонники колониальных гипотез считают, что переходной формой между одноклеточными и многоклеточными животными являются колониальные простейшие. Ниже перечисляются и кратко характеризуются гипотезы этой группы.
Полиэргидные гипотезы
Сторонники полиэргидных гипотез считают, что переходной формой между одноклеточными и многоклеточными животными являются полиэргидные (многоядерные) простейшие. По мнению И. Хаджи (1963), предками многоклеточных были многоядерные инфузории, первыми многоклеточными – плоские черви типа планарий.
Подцарство Многоклеточные подразделяется на три надраздела: 1) Фагоцителлообразные, 2) Паразои, 3) Эуметазои.
Презентация биологического подцарства "Многоклеточные".
Подцарство МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ
Безрукова Т.И.
Общая характеристика многоклеточных
- насчитывают более 1,5 млн.
- По наличию или отсутствию внутреннего скелета животные подразделяются на две группы — беспозвоночные (губки, кишечнополостные, все виды червей, членистоногие, моллюски, иглокожие) и хордовые (бесчерепные-ланцетник, черепные-рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
- ПЕРВЫЙ МНОГОКЛЕТОЧНЫЙ ОРГАНИЗМ: ФАГОЦИТЕЛЛа(ОТКРЫЛ И.И МЕЧНИКОВ!)
Тип Кишечнополостные
Тело мешковидное, образованное двумя слоями клеток: наружным—- эктодермой , и внутренним — энтодермой , между которыми находится бесструктурное вещество — мезоглея .
Отсутствие тканей у большинства видов ( кроме коралловых полипов ). В состав наружного и внутреннего слоев тела входят несколько видов клеток, различных по строению и выполняемым функциям. Среди них есть особые стрекательные клетки , служащие средством защиты и нападения организма, которые не встречаются у животных других типов.
Пищеварительная система
- Примитивна и состоит из слепо замкнутой кишечной полости и ротового отверстия. Процесс пищеварения смешанный.
Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.
Нервная система
Размножение
КЛАСС ГИДРОИДНЫЕ
Представителем класса является гидра
входят клетки разных видов: эпителиально-мускульные, стрекательные, промежуточные, нервны.
Пищеварительная система
Гидра, как и у все кишечнополостные, пищеварение смешанное.
Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.
Размножение
- Гидры происходит в теплое время года бесполым способом — почкованием. На теле гидры образуется сначала небольшой бугорок — почка, представляющая собой выпячивание наружу двух слоев тела. Почка увеличивается в размерах, на ней образуются щупальца и ротовое отверстие. Вскоре молодая гидра отделяется от материнской особи.
При бесполом размножении полипа образуется в медузу, а при половом медуза образуется в личинку полипов.
Класс Сцифоидные
Схематический разрез медузы: 1 — щупальце; 2 — нервное кольцо; 3 — ротовой хоботок; 4 —рот; 5 — эктодерма; 6 — энтодерма; 7 — мезоглея.
Просмотр видеоурока сформирует у учащихся представление о многоклеточных животных. Познакомит с примитивными животными – губками. Учащиеся узнают, почему губки относятся к примитивным многоклеточным животным, познакомятся с их строением и жизнедеятельностью. Рассмотрят разнообразие губок (стеклянные, обыкновенные, известковые). Узнают, какова их роль в природе и жизни человека.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Многоклеточные животные. Тип Губки"
Царство Животные делится на два подцарства – Одноклеточные и Многоклеточные.
Многоклеточные животные – животные, тело которых состоит из множества клеток, образующих ткани. Ткани образуют органы, а органы – системы органов, которые обеспечивают работу организма многоклеточного животного как единого целого.
Наиболее примитивными древними многоклеточными беспозвоночными животными являются губки.
Обитают они чаще всего в тёплых морях тропической и субтропической зон Мирового океана, некоторые виды освоили и арктические воды. Форма губок очень разнообразна: бокаловидная, чашевидная, древовидная или подушковидная.
Размеры губок изменяются в широких пределах: от нескольких сантиметров до 1 метра. Многие губки имеют мягкое тело, только некоторые жёсткие и твёрдые. Тело легко рвется, ломается и крошится. Лишь немногие виды живут в пресных водоёмах (реках и озёрах). Это бодяги. Встречаются на подводных предметах в виде неправильных или древовидных обрастаний до 1 метра в длину. Живые бодяги окрашены в зелёный, жёлтый или коричневый цвета.
Губки – двуслойные животные. Их тело образовано двумя слоями клеток: эктодермой, покрывающей тело снаружи, и энтодермой, выстилающей тело изнутри.
Губки – радиальносимметричные или асимметричные животные.
Радиальная, или лучевая, симметрия – тип симметрии, при котором через тело можно провести несколько осей симметрии. Она характерна для животных, ведущих малоподвижный или прикреплённый образ жизни. У таких животных все органы многократно повторяются по радиусам вокруг оси, проходящей через основание и верхний конец тела.
Асимметрия – отсутствие симметрии.
Губки ведут неподвижный образ жизни, прикрепляясь к различным подводным предметам. Часто образуют колонии. Их колонии часто похожи на кустики, подушковидные наросты, шары. Продолжительность жизни губок различна: то нескольких недель да пятидесяти лет.
Всё тело пронизано порами (через них в губку проникает вода с растворённым в ней кислородом – так происходит пассивное дыхание губок). Губки еще не имеют органов и тканей. Тело состоит из наружного слоя – эктодермы и внутреннего слоя – энтодермы, между которыми расположена не имеющая клеточного строения прослойка – мезоглея. Вода и непереваренные остатки пищи выходит из губки через выводное отверстие – устье.
Эктодерма состоит из плоских эпителиальных клеток, которые выполняют защитную функцию.
Энтодерма состоит из воротничковых клеток (они имеют форму колбочек, и отходящий от верхней части жгутик окружён воротничком). Движение жгутиков создаёт ток воды, который приносит пищу животному, и пищевые частицы попадают внутрь воротничковых клеток.
В мезоглее располагаются клетки нескольких типов:
· Клетки–скелетообразовательницы – образуют скелет губок.
· Амёбовидные клетки – по строению и движению похожи на амёб и необходимы для переваривания пищи и ее доставки ко всем частям тела. Таким образом, губки имеют внутриклеточное пищеварение.
· Резервные клетки могут превращаться в любые другие клетки. Благодаря этим клеткам губки способны к регенерации – восстановлению утраченных частей тела. Если губку протереть через мелкое сито, образуется кашица из клеток, из которой через некоторое время образуется новая губка.
Губки – фильтраторы, т.к. они питаются, пропуская воду через поры в стенках тела. Вместе с водой во внутреннюю полость губки попадают плавающие мелкие организмы, которыми губка питается, остатки отмерших растений и животных. Губки не обладают избирательной проницаемостью. Они поглощают всё взвешенное в воде.
Размножаются губки бесполым (почкование) и половым способом. При почковании на теле образуется бугорок, в который продолжаются все слои тела губки. Бугорок растёт и превращается в молодую губку, которая отделяется от материнского организма, оседает на дно и начинает жить самостоятельно. Образование колоний происходит в результате того, что почки остаются на материнском организме.
При половом размножении из амебоидных клеток образуются половые клетки. После оплодотворения образуется личинка, которая покрыта ресничками. Она выходит в воду, плавает, затем оседает на подводные предметы и развивается во взрослую губку.
Большинство представителей этого типа – гермафродиты, меньшинство – раздельнополы. Гермафродиты – организмы, которые имеют одновременно и женскую, и мужскую половые системы.
Губки способны выделять запах, который отпугивает многих животных. Они имеют в теле большое количество скелетных игл, которые, также являются средством защиты.
Тип Губки включает около 5 тыс. видов и подразделяется на 3 класса: Известковые, Стеклянные и Обыкновенные губки. Систематика губок основана на разнообразии форм и составе их скелетных образований – игл.
Класс Известковые губки. Представители данного класса имеют известковый скелет, обитают на мелководьях морей и океанов. Имеют непрочное тело и диаметр до 7 см, жёлто-серую окраску. Живут одиночно или колониально. К этому классу относится сикон.
Класс Стеклянные губки – это глубоководные формы, высотой до 50 см. Живут в основном одиночно. Окраска тела белая, серая, желтая или коричневая. Скелеты некоторых видов очень красивы и используются в качестве коллекционных объектов и сувениров. Представители: корзинка Венеры, гиалонема.
Класс Обыкновенные губки. К этому классу относится подавляющее большинство современных видов губок. Имеют кремниевый скелет. Могут обитать не только в морях и океанах, но и в пресных водоёмах. В основном живут колониально. Форма и окраска очень разнообразны. У некоторых видов могут отсутствовать скелетные иглы. Представители: туалетная губка, кубок Нептуна (в высоту может достигать 1 метра 25 сантиметров).
Значение губок.
· В природе губки играют большую роль как биофильтры (они, фильтруя воду, участвуют в биологической очистке воды).
· Губки служат показателем состояния воды в водоемах. Если в водоёме живёт много губок, значит вода в нём чистая и в ней много кислорода.
· Практическое значение губок невелико. Ряд морских губок, например, губку туалетную, или греческую, добывают со дна моря и используют для мытья.
· Скелет некоторых губок служит для изготовления украшений.
· В народной медицине широко применяется пресноводная губка бодяга для лечения угревой сыпи (акне).
· Порошок из сухой бодяги применяется при ревматических и других болях, мазь – для устранения гематом.
· Служат пищей морским звёздам, некоторым рыбам и другим животным.
· Они являются средой обитания для мелких паразитических ракообразных и червей.
Губок характеризуют следующие признаки:
· Радиальная симметрия или асимметрия;
· Прикреплённый образ жизни;
· Отсутствие тканей и органов;
· Отсутствие нервных клеток, и, следовательно, способности воспринимать раздражение и отвечать на него;
Читайте также: