Мониторинг личностных результатов в 5 9 классах в коррекционной школе

Обновлено: 28.06.2024

Предлагаю Вашему вниманию текущий мониторинг предметных результатов обучающегося надомного обучения с тяжелой умственной отсталостью. Надеюсь, методическая разработка окажется полезной учителям надомного обучения для представления результатов обучения и воспитания.

Система оценочных показателей предметных результатов:

Степень самостоятельности обучающегося

Оценочные показатели (в баллах)

К заданию не приступает

К заданию приступает, но не выполняет

Выполняет задание со значительной помощью

Выполняет задание с частичной помощью, по образцу

индикаторы

баллы

Сентябрь

декабрь

Умение ориентироваться на пространстве листа.

Умение ориентироваться в схеме тела.

Умение ориентироваться в пространстве.

Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

Умение пересчитывать предметы.

Умение выполнять простые арифметические действия (сложение, вычитание) в пределах изученных чисел.

Умение пользоваться наглядными пособиями для установления частей суток.

Умение пользоваться наглядными пособиями для установления дней недели.

Умение различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

Умение обводить и штриховать разные геометрические фигуры.

Умение ориентироваться на пространстве листа.

Умение удерживать карандаш, ручку

Умение обводить по точкам изученные буквы, слоги

Умение обводить изученные буквы и слоги по трафарету

Умение штриховать обведенные по трафарету буквы и слоги

Умение списывать с букваря, с печатных карточек усвоенных букв, слогов, слов

Умение писать на манке, песке усвоенные буквы и слоги

Умение составлять из кассы слогов подписи под предметными картинками

Умение самостоятельно писать усвоенные буквы, слоги

Умение узнавать изученные буквы из группы других букв

Умение подбирать картинки к заданному звуку

Умение определить место звука в слове (начало, середина, конец)

Умение находить карточки с заданными слогами среди других карточек

Умение составлять слова из карточек с усвоенными слоговыми структурами

Умение находить карточки со словами из усвоенных слоговых структур

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нормативный документ в работе учителей начальных коррекционных классов для оценивания личностных результатов обучающихся, в таблицах, анкетах.

Программа оценки достижения обучающимися

с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

личностных результатов освоения

адаптированной основной общеобразовательной программы

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с тре­бованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оце­нка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. По­лученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;

предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуаль­ными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки качества обра­зования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.

Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляют обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений.

При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания АООП необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов.

Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет определяющее значение для оцен­ки качества образования.

В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы определяется общеобразовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача невролога, психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки лич­ностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизнен­ной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту динамики и развития обучающегося , что позволяет не толь­ко представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум.

На основе требований, сформулированных в Стандарте, Организация разрабатывает программу оценки личностных результатов с учетом типологических и ин­дивидуальных особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами ор­ганизации.

Программа оценки включает:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

2) Перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата.

Осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину

Сформированность основ гражданской позиции

Знание своего города, своего адреса: улицы, дома

Идентификация себя со школой (я – ученик)

воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Сформированность основ толерантного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Ребенок взаимодействует с детьми другой национальности

Ребенок не конфликтует с детьми другой национальности

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

Способен описать свое физическое состояние (жарко, холодно, больно и т.п.).

Способен сказать о своих нуждах (хочу пить, хочу есть и т.п.).

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Сформированость способности адаптироваться к изменяющимся условиям

Способен осознавать изменения

Способен приспособится к изменяющимся условиям

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

Сформированность социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни

Пользуется социально-бытовыми навыками дома (убрать за собой, навыки гигиены).

Пользуется социально-бытовыми навыками в школе (убрать за собой, навыки гигиены).

Следит за своим внешним видом.

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

Сформированность навыков коммуникации со взрослыми

Способность инициировать коммуникацию со взрослыми

Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

Способность обращаться за помощью к взрослому

Сформированность навыков коммуникации со сверстниками

Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками

Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

Способность обращаться за помощью к сверстнику

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Сформированность способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

информированность о жизни окружающего социума (родителей);

Знает свои возраст, пол.

принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

Сформированность социальной роли обучающегося, проявления социально значимых мотивов учебной деятельности

Способен контролировать свои действия.

Положительное отношение к школе.

Ориентация на содержательные моменты школьной жизни

сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

расширение круга общения, дружеских контактов

умение слушать собеседника, делиться своими впечатлениями, отвечать на вопросы и просьбы

выстраивание взаимоотношений с родственниками, друзьями, одноклассниками

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

Сформированность этических чувств.

Способен испытывать чувства стыда, вины.

Знает основные моральные нормы и ориентирован на их выполнение.

сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

сформированность установки на здоровый образ жизни

Способен соблюдать режим дня

Отсутствуют вредные привычки

Сформированы навыки гигиены

сформированность установки на безопасный образ жизни

Соблюдает правила дорожного движения;

Знает и соблюдает правила безопасного поведения дома (правила обращения с электроприборами и т.п.)

Знает и соблюдает правила безопасного поведения на улице (правила общения с незнакомыми людьми)

проявление готовности к самостоятельной жизни.

Сформированность готовности к самостоятельной жизни.

Имеет свои домашние обязанности.

Выполняет свои домашние обязанности.

3) Система бальной оценки результатов.

0 - динамика отсутствует

1 – минимальная динамика

2 – удовлетворительная динамика

3 – значимая динамика.

4) Документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты всего класса (Журнал итоговых достижений учащихся __ класса).

1. Карта индивидуальных достижений обучающегося.

Осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину

Знание своего города, своего адреса: улицы, дома

Идентификация себя со школой (я – ученик)

воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Ребенок взаимодействует с детьми другой национальности

Ребенок не конфликтует с детьми другой национальности

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

Способен описать свое физическое состояние (жарко, холодно, больно и т.п.).

Способен сказать о своих нуждах (хочу пить, хочу есть и т.п.).

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Способен осознавать изменения

Способен приспособится к изменяющимся условиям

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

Пользуется социально-бытовыми навыками дома (убрать за собой, навыки гигиены).

Пользуется социально-бытовыми навыками в школе (убрать за собой, навыки гигиены).

Следит за своим внешним видом.

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

Способность инициировать коммуникацию со взрослыми

Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

Способность обращаться за помощью к взрослому

Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками

Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

Способность обращаться за помощью к сверстнику

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

информированность о жизни окружающего социума (родителей);

Знает свои возраст, пол.

принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

Способен контролировать свои действия.

Положительное отношение к школе.

Ориентация на содержательные моменты школьной жизни

сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

расширение круга общения, дружеских контактов

умение слушать собеседника, делиться своими впечатлениями, отвечать на вопросы и просьбы

выстраивание взаимоотношений с родственниками, друзьями, одноклассниками

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

Способен испытывать чувства стыда, вины.

Знает основные моральные нормы и ориентирован на их выполнение.

Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Способен соблюдать режим дня

Отсутствуют вредные привычки

Сформированы навыки гигиены

Соблюдает правила дорожного движения;

Знает и соблюдает правила безопасного поведения дома (правила обращения с электроприборами и т.п.)

Знает и соблюдает правила безопасного поведения на улице (правила общения с незнакомыми людьми)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор: Орлова Ольга Николаевна, педагог-психолог.

В настоящее время результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся. Согласно ФГОС, наряду с предметными и метапредметными результатами обучения впервые четко прописаны требования к личностным результатам, которые формируются в образовательном процессе.

Обозначенные в Стандарте личностные результаты можно определить как психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в тот или иной возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. К окончанию школы такими новообразованиями становятся личностное и профессиональное самоопределение, то есть сформированное мировоззрение, готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни, самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

Следует отметить, что личностные результаты, предметные и метапредметные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования.

Стандарты основного общего образования устанавливают требования к личностным результатам:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений;

сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание;

способность ставить цели и строить жизненные планы;

способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме .

В целом современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания. Совершенно очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования. Эти способности, умения, установки, квалифицируются в новом образовательном стандарте как универсальные учебные действия, подлежащие формированию и развитию у учащихся на всех ступенях обучения. Более подробно остановимся на личностных УУД.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом обучения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется (ученик должен задать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать);

нравственно-этическая ориентация, в том числе оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Личностные УУД сформированы, если:

ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;

ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься;

у ребенка развита рефлексия;

у ребенка сформирована учебная мотивация;

у ребенка сформирована адекватная (этому возрасту) самооценка.

Методический комплекс диагностики уровня сформированности личностных УУД у обучающихся I уровня образовательной школы

Аннотация. Описанная система мониторинга сформированности личностных результатов в основной школе позволит собрать аналитической материал, который можно использовать как часть составной оценки качества образования, а также для создания эффективной образовательной среды в ОУ .

Стандарты второго поколения ставят перед педагогами задачу определения не только предметного, но и метапредметного и личностного результата. При этом под личностным результатом Стандарты понимают мотивы деятельности, систему ценностных отношений учащихся. Внимание акцентируется, прежде всего, на самоопределении личности ученика, смыслообразовании, ценностной и морально-этической ориентации. Сегодня, когда идёт процесс массового внедрения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных организациях, наблюдается противоречие между требованиями к результатам овладения личностных универсальных учебных действий и отсутствием единых измерителей личностных результатов учащихся.

В требованиях Стандарта к личностным результатам можно найти достаточно много традиционных понятий, содержание которых достаточно хорошо разработано и описано в общей, педагогической и социальной психологии, педагогике и социологии. В их числу можно отнести такие понятия, как самоопределение, мировоззрение, идентичность, мотивация, ценностно-смысловые установки личности и др. Эти понятия достаточно хорошо изучены и описаны в психологии. В данном вопросе следует учитывать также и то, что для этих понятий существует целый арсенал диагностических средств, которые в принципе можно использовать для их оценки в рамках создаваемой системы оценки личностных результатов.

Встал вопрос о модернизации системы мониторинга, в связи с появлением новых требований к результатам, в частности к метапредметным и личностным. Система мониторинга личностных результатов призвана решить следующие задачи:

- Оценить изменения качественных показателей явлений и процессов воспитывающей среды ОУ;

- Создать информационные условия для формирования целостного представления о состоянии системы воспитания в ОУ;

- Оценить динамику качественно-количественных изменений личности, позволяющей выявить их характер за определенный промежуток времени и факторы, обусловившие эти изменения;

- Выявить факторы, связанные с особенностями процесса образования или социального окружения, оказывающие влияние на образовательные достижения учащихся;

- Выбрать наиболее эффективные технологии мониторинга сформированности личностных результатов.

Для проведения мониторинговых исследований существенным и важным является вопрос о том, в каких классах каждой ступени обучения проводить оценку личностных результатов. Так как мы рассматриваем систему мониторинга в основной школе, то наши предложения по этому вопросу сводятся к следующему:

2. Промежуточный контроль. Проводится обычно в середине или конце 7 класса, т.к. этот период обычно характеризуется началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

3. Итоговый контроль. Является результатом и проводится в середине или конце 9 класса, т.е. на этапе завершения основного общего образования. В период с 7-го по 9-ый классы происходят изменения, соответствующие старшему подростковому возрасту. Эти изменения существенны с точки зрения показателей развития.

Мы используем следующие методы исследования в качестве инструментария для определения сформированности личностных результатов.

  1. Наблюдение;
  2. Тестирование, анкетирование;
  3. Альтернативные методы исследования;
  4. Портфель достижений ученика;
  5. Оценка уровня развития личности.

Все вышеперечисленные методы достаточно известны педагогам. Давайте подробнее остановимся на альтернативных методах исследования. К их числу могут относиться испытания в форме эссе, защиты исследовательских проектов учащимися, научных экспериментов, дебатов, ток-шоу, различных презентаций, дискуссий, ролевых игры, художественных работ учащихся, являющиеся практическими результатами их деятельности. Такие формы как Дебаты и различные Ток-шоу не только помогаю научить школьников рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии, но их можно еще использовать как ключевые мероприятия для определения сформированности коммуникативных личностных результатов. Планируя воспитательную работу на учебный год, мы определяем некоторые мероприятия в качестве ключевых. В процессе проведения ключевого мероприятия Экспертный совет (заранее назначенный) фиксирует свои наблюдения за особенностями поведения обучающихся в Карте наблюдений. Среди критериев оценки выбраны следующие:

- проявляет активность, инициативу, открытость;

- опирается на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делает выбор;

- регулирует своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями;

- оценивает жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносит их с общепринятыми нормами и ценностями;

- оценивает (поступки) в предложенных ситуациях, отмечает конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

2. Особенности общения

- проявляет контактность, доброжелательное отношение в общении;

- принимает другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

- длительно и устойчиво активен в процессе решения и представления результатов, постоянно корректен, считается с чужим мнением;

- проявляет заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство);

- проявляет заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)

- проявляет заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью).

Карта наблюдений содержит аналитический материал, на основе которого можно делать определенные выводы.

В течение нескольких лет мы изучаем уровень воспитанности ученика. Воспитанность это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает, как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. В качестве базовых были выделены следующие показатели сформированности уровня воспитанности:

1. мотивационно-ценностное отношение к своей личности и окружающим;

2. система ценностей, выраженная в различных сферах интересов;

3. уровень интеллектуального развития, круг познавательных интересов;

4. уровень сформированности нравственной культуры;

5. уровень развития коммуникативных умений и навыков;

6. направленность личности (на себя, на общение, на дело);

За основу мониторинга уровня воспитанности нами взята методика Н.П. Капустина (Приложение №1), так как она, по нашему мнению, максимально близка к требованиям к личностным результатам ФГОС. В ней отражены такие критерии как:

  1. Любознательность \эрудиция
  2. Трудолюбие
  3. Бережное отношение к природе
  4. Отношение к школе
  5. Красивое в жизни школьника
  6. Отношение к себе

Этапы реализации системы мониторинга личностных результатов в МОБУ СОШ № 19:

  1. Нормативно-установочный. Были утверждены цели и задачи мониторинга личностных результатов, его основные показатели и критерии, комплект диагностических методик.

Исходя из того, что мониторинг это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо объекта, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения, была сформулирована цель:

- Отслеживание процесса развития личности обучающихся основной школы для проектирования и своевременной корректировки воспитательной среды в ОУ;

- Определение уровня сформированности личностных характеристик каждого ученика;

- Определение уровня сформированности личностных характеристик целого класса;

- Определение проблемных зон и разработка на этой основе комплекса мероприятий, способствующих формированию тех или иных качеств личности;

- Анализ и коррекция задач, направленных на совершенствование воспитательного процесса в ОУ;

На начальном этапе перед учителями стояла задача вычленить те показатели развития личности, которые будут предметом мониторинга. За основу был взят Портрет выпускника основной школы. Были предложены следующие показатели:

- Оценка уровня сформированности гражданского самосознания;

- Оценка уровня коммуникативных навыков учащихся;

- Оценка уровня школьной мотивации;

- Оценка сформированности жизненных ценностей;

- Оценка ориентации на здоровый образ жизни;

- Оценка уровня толерантности.

Так были разработаны следующие способы фиксирования результатов:

- Дневник наблюдений классного руководителя;

- Карта наблюдений за особенностью поведения личности (по итогам "ключевого" мероприятия - КМ);

- Информационная карта воспитанности ученика;

- Шкала оценивания Портфеля достижений.

Следующим этапом был разработан был составлен календарный план-график проведения основных мониторинговых процедур в течение учебного года

Читайте также: