Многофункциональное дидактическое пособие своими руками для детского сада по экологии

Обновлено: 02.07.2024

Идеи дидактических пособий и игр, сделанных своими руками, которые помогают в формирование экологической культуры дошкольников, способствуют развитию гуманного отношения к природе.

ВложениеРазмер
didakticheskie_posobiya.docx 961.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические пособия экологической направленности для детей дошкольного возраста.

Живя в современном мире, многие люди даже не задумываются, что нашей планете грозит опасность. В век технического прогресса, когда для человечества создаются более благоприятные и облегченные условия жизни, люди стали чаще болеть. Кто же в этом виноват? Виноваты сами люди, которые забывают, что будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека. Экологическое воспитание становится приоритетным направлением в системе дошкольного образования.

У ребёнка есть страсть к игре,

и её надо удовлетворять.

Надо не только дать ему вовремя поиграть,

но и пропитать игрой всю его жизнь.

Уже в дошкольном возрасте необходимо создать такую атмосферу, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей по отношению к природе. Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание положительных эмоций, которые являются могучими побудителями человеческой деятельности. Ведущей деятельностью в формирование экологического сознания и экологической культуры дошкольников является игра. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. Каждый педагог вправе самостоятельно выбирать игры, пособия, создавать авторские. Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе. Игровые действия должны соответствовать правилам и нормам поведения в природе. Хочу поделится идеями дидактических пособий и игр, которые помогают мне в формирование экологической культуры дошкольников, способствуют развитию гуманного отношения к природе.

Пособие создано в соответствии с ФГОС ДО – содержательно - насыщенное, трансформируемое, полифункциональное, вариативное, доступное и безопасное. Пособие изготовлено из мягкого фетра, что позволяет свободно закреплять элементы на основе. Помогает при закреплении знаний о временах года. В зависимости от времени года, дети меняют зелёные листья на желтые, добавляют плоды, грибы, птиц, насекомых.





Помогает уточнить, закрепить, обобщить и систематизировать знания о природе. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.




Дети учатся составлять экологические цепочки на основе полученных раннее знаний. В результате игровой деятельности дети узнают, что все живые организмы взаимосвязаны друг с другом. Уничтожая одних, мы вызываем гибель других и ставим под угрозу свою жизнь. Д/И

Можно предложить вариант игры, когда дети бросают кубик по очереди и рассказывают о том животном или растении, которое им выпало (опираясь на схему или мнемотаблицу).



Пособие изготовлено из фетра, безопасно для детей. Все элементы съёмные, с обратной стороны маленькие плоские магнитики, что позволяет прикреплять их на магнитной доске, менять местами. Благодаря способности фетра хорошо прилипать, пособие можно использовать и без магнитов, прикрепляя к основе из фетра. Дети по очереди берут насекомое , называют его, описывают по внешнему виду какое оно, и закрепляют на панно в зависимости от того летает оно, ползает или скачет.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Цель: использование дидактических пособий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые.




Дидактическое пособие по ФМП.


Дидактическое пособие по ранней профориентации детей дошкольного возраста "Чистота: вчера - сегодня - завтра"

Авторское дидиктическое пособие: описание, методические рекомендации, фотоматериалы.


Многофункциональное дидактическое пособие "Интерактивная пирамида" для детей дошкольного возраста.

Многофункциональное дидактическое пособие "Интерактивная пирамида" предназначено для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Играя с пирамидой, дети учатся сравнивать, различать и кл.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : дать участникам мастер-класса представления о практическом использовании дидактических игр по экологии.

-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;

-распространение педагогического опыта.

Практическая значимость:

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экологическое воспитание. Педагог, использующий дидактические пособия и игры в своей работе, найдет для себя что-то новое.

Оборудование:

дидактические пособия и игры по экологии, магнитная доска.

1. Вступительное слово:

2.Ознакомление участников мастер-класса с основными методами и приемами по использованию дидактических игр экологического содержания.

5.Практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию

1.Вступительное слово:

Я начну свой мастер-класс со следующего эпиграфа:

Мир, окружающий ребенка- это, прежде всего

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника.

Дидактические игры способствуют накоплению чувственного опыта, творческому осваиванию приобретенных знаний. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о явлениях природы, растениях и животных, развивают свои умственные способности. Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые соответствуют возрастным особенностям и возможностям детей.

. Практика моей работы показала, что чем интересней игровые действия, которые я использую на занятиях, тем незаметнее и эффективнее закрепляются полученные знания.

2.Ознакомление участников мастер-класса с основными методами и приемами по использованию дидактических игр экологического содержания.

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Именно в процессе дидактической игры у ребенка активно происходит психическое развитие: развивается воля, внимание, мышление, речь.

Дидактическая игра имеет две цели .

Одна- обучающая, которую преследует взрослый, а другая- игровая, ради которой действует ребенок.

Однако надо иметь в виду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. Вот ряд требований, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для экологического образования дошкольников.

- Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.

- Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых знаний.

- Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.

- Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.

- Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.

- Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии.

Остановимся на некоторых из них.

Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

1. Знает девочка любая, что морковка …. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).

3. Ночью каждое оконце слабо освещает …. (солнце, луна).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось …. (два, три).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно …. (четыре, пять).

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).

4. Игра с перфокартами

Перфокарта – многофункциональное пособие, но сегодня я представляю вашему вниманию "Перфокарты по экологии".

Цель пособия: закрепление и уточнение знаний о живой природе, формирование навыков экологически безопасного.

Перфокарты разделены на несколько разделов: экологические знаки, птицы, животные, времена года.

Перфокарты легки в изготовлении и применении, понятны и доступны детскому мышлению. Дети работают с перфокартами с удовольствием. Они воспринимают работу с ними как игру. Использование перфокарт удобно для закрепления пройденного материала. Очень эффективны перфокарты для проверки знаний детей при диагностировании, так как позволяют оперативно проверять и отслеживать качество усвоения материала.

На листе плотной бумаги, рисуем или приклеиваем объекты, соответствующие определённой теме. Объекты располагаются по краям листа, сверху, снизу, на полоске. В карточках делаются прорези в виде квадратов или полосок. На занятии каждый ребёнок получает перфокарту, чистый лист или полоску, карандаши и фломастеры. Чистый лист подкладывается под перфокарту. Выполняя задание, ребёнок в прорези рисует значок, проводит линии, пишет буквы или цифры. Задания выполняются индивидуально, перфокарты используются многократно. Возможны и другие варианты. Воспитатель специально подкладывает неправильно выполненные задания, а ребёнок ищет ошибки. Воспитатель дополнительно задаёт вопросы по рисункам, составляет с детьми рассказы и т.д.

Использование перфокарт на занятиях позволяет:

- активизировать мыслительную деятельность детей, память, внимание;

- закрепить названия предметов, явлений, событий окружающей действительности; расширять словарь детей;

- развивать самостоятельность, инициативность, сообразительность детей;

- повышать познавательный интерес детей;

https://fhd.multiurok.ru/4/d/a/4da2c215a14081fb7fe84490d41ce6aca84aa587/ekologhichieskiie-ighry_1.jpg

- развивать мелку моторику рук.

5. Физкультминутка.

6. Давайте рассмотрим использование такого пособия на примере:

Перед Вами на столах пустая карта и набор маленьких картинок.

Дети уже знают, что располагать картинки на карте нужно слева – направо и сверху вниз.

Итак, отгадайте загадку, и отгадку расположите на карточке в верхнем левом квадрате

По весне то там, то тут
Песню весело поют:
«Ах, качи, качи, качи,
Прилетели к нам …(грачи)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её .
(Сорока)

В лесу, под щебет,
Звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись .
(Дятел)

По весне то там, то тут
Песню весело поют:
«Ах, качи, качи, качи,
Прилетели к нам …(грачи)

Важно по земле шагает,
Клювом почву протыкает,
Вредных — съест, он молодец!
А зовут его(скворец)

Ноги – длинны, длинен нос,
Что он на обед принёс?
Змей, улиток, лягушат
Для любимых …(аистят)

А теперь подложите под перфокарту чистую полоску бумаги и возьмите цветные карандаши. Раскрасьте квадратик рядом с зимующими птицами синим цветом, а рядом с перелетными – зеленым.

Теперь поднимите лист с цветными квадратиками, так, чтобы мне было видно, как вы справились с заданием.

Задания могут быть различными, например обозначить только водоплавающих птиц, птиц живущих на Севере.

дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Авторское многофункциональное дидактическое пособие "Экологическое дерево".

Воспитатель Седова Людмила Владимировна

МБДОУ д/с№4 город Вичуга Ивановская область

Цель пособия :

• учить наблюдать за сезонными изменениями в природе;

• формировать представление детей о чередовании времен года;

• расширять и обогащать словарный запас;

• расширять представление о животных, насекомых, птицах;

• воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Идея появилась при оформлении центра природы. Вначале было изготовлено маленькое дерево, немного пофантазировав, решила изготовить более многофункциональное пособие, которое вмещало бы в себя большее количество дидактических игр. И вот получилось такое яркое и интересное пособие, которое очень нравиться детям.

Данное пособие изготовлено из картона, обклеено белыми салфетками, раскрашено гуашевыми красками в зависимости от времени года.


А дальше фантазия!

Старалась каждое время года оформить красочно и эстетично.

Такое дерево – пособие способствует эффективному формированию представлений о временах года у детей.


Елочки приклеены к прищепкам.




Дерево можно использовать во время совместной образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми. Сюжетный макет привлекает детей яркостью, мобильностью, с ним можно играть как на столе, так и на коврике, многофункциональностью, простотой в использовании.

Дидактическая игра, основанная на использовании данного дерева, может включать в себя:

- ознакомление с сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе;

- расширение и обогащение словаря детей: названия птиц, ягод, цветов, насекомых, животных;

- ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева; под - над;

- формирование элементарных математических представлений: различение понятий много, мало, один; большой, маленький.

Игра может обновляться новыми деталями: фигурками животных, (например, медведь и ёж-закрепление животных, которые впадают в спячку, заяц и белка - меняют окрас и т. д., фигурками птиц, а так же сезонными атрибутами в использовании дидактических игр.

В работе с макетом можно использовать методические приемы: беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о животных, насекомых, птицах, деревьях. Можно использовать в качестве наблюдения за погодой.

Чтобы пособие было как можно более многофункциональным придумала экологическую дорожку. Дорожка прикладывается к дереву и присоединяется контактной лентой. Внутри данной дорожки вложены авторские подвижные игры, к каждой авторской подвижной игре сделаны атрибуты, в виде медалек. На каждое время года составлены рассказы. Есть отдельные карманы, для сделанных дидактических игр к данному пособию и дидактических игр по календарно - тематическому планированию. Также здесь лежат самодельные удочки, о которых расскажу позже.


А чтобы дети смогли играть с этим пособием на нее прикладываются полотна в соответствии с цветом времени года.





В дальнейшем работа с данным пособием будет продолжена, буду создавать и наполнять его новыми дидактическими играми по временам года.

Спасибо за внимание!



В наше время проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение некоторых видов животных и растений -это беда для всего человечества. Чтобы наши дети научились ценить и сохранять природу, надо научить их с самого раннего детства. А этому мы можем научить детей с помощью сказочных персонажей:( Ёлочки, Шалуна, Умницы и Тихони). Этих сказочных героев придумали Зотова Т. В. и Зотов В.В. и мы их активно используем.
Раскраски вот такие:






Для того чтобы сделать это пособие нам понадобиться: раскраски, фломастеры или гуашь, ножницы, канцелярский нож, клей, скотч, картон.










Так же пособие можно использовать в настольных играх малышей и для украшения уголка природы.
Немного творческой фантазии, терпения и все получиться. Надеюсь эти сказочные персонажи помогут вашим малышам быть чуткими и природолюбивыми. Удачи всем!
Спасибо!

Читайте также: