Мнемотаблицы для пересказа произведений в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Обобщение опыта по обучению детей пересказу с помощью приемов мнемотехники.

В своем обобщении опыта я расскажу о работе над развитием монологической речи, а именно о работе по пересказу литературных текстов с помощью приемов мнемотехники. Но сразу хочу отметить, что эта методика применима ко всем образовательным областям.

Пересказ – это осмысленное творческое воспроизведение литературного текста в устной форме. Это сложная деятельность, в которой участвуют мышление, память, воображение детей.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста по обучению пересказу, мы обнаружили у детей такие проблемы :

- связные высказывания короткие;

- они отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

- часть детей оказывается способной лишь ответить на вопросы.

А ведь детям скоро идти в школу и связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Поэтому перед нами встала задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Поэтому мы, в рамках годовой задачи, решили найти способы решения этой проблемы.

Изучив литературу, мы остановились на методе мнемотехника, т. к. этот метод помогает упростить для детей процесс непосредственно - образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Что же такое мнемотехника?

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Поэтому, соединяя между собой при пересказе рисование схемы и пересказ по ней, эффективнее идет развитие речи.

Мнемотехнику называют по - разному разные авторы:

- предметно-схематическая модель Ткаченко Татьяна Александровна

- сенсорно – графическая схема Воробьева Валентина Константиновна

- схема составления рассказа Ефименкова Л. Н.

- блок - квадрат Глухов В. П.

- мнемотаблица, коллаж Большева Т. В.

Мы в своей работе по обучению детей пересказу используем методику Т. В. Большевой - мнемотаблицы

Актуальность выбранной темы мы видим в следующем:

приёмы облегчают овладение связной монологической речью, т. к. использование схем облегчает запоминание и увеличивает объём памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей.

дети, владеющие приемами мнемотехники, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Для воспитателей: это обобщение опыта может быть использовано воспитателями при выборе приемов развития речи у детей в своих возрастных группах.

Для детей : помощь детям в развитии речи

Социальная значимость: создает условия для успешного обучения пересказу через овладения методом мнемотаблицы

Новизна опыта состоит в комбинировании традиционных методик и технологии мнемотехники по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Традиционная методика обучения пересказу, предлагаемая авторами Сохин Ф. А. и Бородич А. М: план занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ.

Алгоритм занятия с применением приема мнемотаблицы : 1. Чтение взрослым текста; 2. Рассматривание мнемотаблицы; 3. Ответы на вопросы по содержанию: 4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ; 5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.

Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

В мнемотаблице как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребенка. Она обязательно должна, с одной стороны, развивать речевые способности ребенка, а с другой - приносить ему радость и удовольствие. Специфика и своеобразие мнемотаблицы как посредника между ребенком и взрослым не только в совмещении, но и во взаимообусловленности этих двух, казалось бы, противоречивых задач. Для того чтобы мнемотаблица стимулировала осмысленную речевую активность (т. е. способствовала развитию, она должна отвечать интересам ребенка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной монологической речи для:

пересказывания текстов;

составления описательных рассказов;

обогащения словарного запаса.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной монологической речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Особенность этого приема – применение не изображения предметов, а символов. Данный прием значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

Размер мнемотаблиц может быть различным, он зависит от возраста детей, от уровня их развития, от объема произведения.

Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов.

Но изначально детям трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицу. Поэтому, как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Мы начинали работу с мнемоквадратов. Мнемоквадрат - это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Читали строчку из произведения и предлагали закодировать это символом. Вначале дети пытались рисовать не символы, а рисунки. После проведенной работы мы перешли к мнемодорожкам.

Мнемодорожка тоже несет в себе обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых этапах обучения ребенка. Поняв работу с мнемодорожкой, дети легко осваивают мнемотаблицы.

Последовательность работы с мнемотаблицами на первом этапе :

перекодирование информации, преобразование предложенного материала из символов в образы;

пересказ текста.

После того, как дети научились раскодировать информацию, преобразовывать символы в образы, мы начали работать по кодированию информации: дети образы переводили в символы, а при пересказе опять проходила перекодирование символов в образы. Вначале это была совместная работа воспитателя и детей. Этот процесс был интересен детям тем, что они придумывали самостоятельно символы для дальнейшего пересказа. А затем работа усложнилась тем, что дети в процессе вторично читаемого текста, самостоятельно придумывали и зарисовывали символы, которые нужны ему для воспроизведения текста.

И пусть эти символы были порой некрасивы, но ценность в них то, что ребенок применил свой опыт, свою фантазию, творческие способности и даже произошло развитие мелкой моторики.

Таким образом, использование мнемотехники в процессе обучения дошкольников пересказу имеет огромное значение для их умственного и речевого развития. Приемы мнемотехники служат средством упорядочивания, систематизации имеющегося у ребёнка опыта. Самостоятельное составление мнемотаблиц свидетельствует о степени сформированности внутренних, идеальных форм познания, представляющих собой ядро умственных и речевых способностей.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса;

2. Умение преобразовывать образы в символы;

3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие творческих способностей, фантазии.

Чем отличается мнемотехника от других технологий?

Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.

Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат. Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс; Здоровьесбережением - реализуется исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника. Универсальностью - может использоваться любым педагогом и родителями. Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Мы считаем что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Для распространения опыта работы среди педагогов ДОУ было проведено открытое занятие по рассказам В. Осеевой с детьми подготовительной группы. Дети на занятии показали свои знания по пересказу по мнемотаблицам.

Проделав данную работу, можно сделать вывод, что реализация разработанной методики мнемотехники в практической работе с детьми старшего дошкольного возраста, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. У детей формируется высокая культура речи, повышается точность, связность и выразительность речи. Замена текста символами является эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить. Мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.

В дальнейшем планируем продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи.

Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.




































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы для составления рассказов-описаний по различным лексическим темам.

Данные схемы помогут вашим детям при составлении описательного рассказа одного из предметов по конкретной лексической теме. Опора на алгорити и наглядность позволит детям легко и прост.


Приложение. Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников. Карточки – схемы для составления сравнительных рассказов-описаний.

В приложении представлены карточки для составления рассказов по разным лексическим темам.


Составление рассказа - ОПИСАНИЕ ПО СХЕМЕ

МНЕМОТЕХНИКА - искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при помощи системы методов и приемов.


СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ - ОПИСАНИЙ ПО СХЕМАМ

Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы.

МНЕМОТАБЛИЦЫ "Составление рассказов - описаний по схемам для дошкольников

МНЕМОТАБЛИЦЫ "Составление рассказов - описаний по схемам для дошкольников.

Для пеоддержки детской инициативы и самостоятельности.

МНЕМОТАБЛИЦЫ "Составление рассказов - описаний по схемам для дошкольников"

Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает п.

ЧТЕНИЕ с увлечением

ЧТЕНИЕ с увлечением

ЧТЕНИЕ с увлечением запись закреплена

Цветкова-Надежда-Алексеевна Цветкова

Иван Шляхтин


Иван Шляхтин

Доброго времени суток! Я очень люблю заниматься театрализованной деятельностью с моими воспитанниками. Помимо выступления на праздниках и в театральных постановках, очень важно, чтобы в групповых комнатах были необходимые условия для развития творческого потенциала детей. Предлагаю вашему внимаю карточки - мнемотаблицы.

image%2860%29.jpg

Мнемотаблица - это один из наиболее популярных и эффективных приемов (мнемотехник), которые можно использовать для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, развития мышления и речи. В моих мнемотаблицах последовательно расположены изображения, в которых зашифровано содержание сказок. При прослушивании сказки взрослым, ребенок запоминает её не только на слух, но и при помощи зрительного восприятия. Знакомую сказку он может пересказать.

На обратной стороне карточек я поместила саму сказку в виде текста. Он расчитан на педагога, если вдруг он не знаком с данной сказкой или забыл некоторые детали.

image%2861%29.jpg

Далее, я хочу предложить возможность коллегам воспользоваться моей нароботкой.

Хочу рассказать про одну из моих любимых методик для развития памяти и речи – мнемотехнику. Более подробно, хочу остановиться на рассмотрении мнемотаблиц для детей. И познакомить с использованием этого интересного метода.

Что такое мнемотехника и мнемотаблицы.

Мнемотехника – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры.

Чтобы совсем стало понятно, что это такое, приведу пример:

Наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку:

мнемотехника

К аждый О хотник Ж елает З нать Г де С идит Ф азан

По первым буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета.

Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.

Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду, педагогами, логопедами, психологами.

Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.

Мнемотаблицы

Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате , обозначает либо одно слово, либо простое предложение.

Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.

Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.

Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.

Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.

Какая польза от мнемотаблиц для детей.

Положительных развивающих моментов для детей от такой методики, очень много.

Применяя эту технику в жизни, ребенок:

  • Развивает память
  • Воображение
  • Интеллект
  • Развивает образное мышление
  • Внимательность
  • Фантазию
  • Учится выстраивать логические цепочки
  • Развивает речь и увеличивает словарный запас
  • Ребенок сможет с легкостью запоминать информацию


Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга . Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.

С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.

Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить ребенка с мнемоквадратом.

В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью, дети легко запоминаются стихи и спокойно составляют рассказы- описания по картинкам.

Что нужно для занятий.

Для работы с мнемотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы.

То есть используются наглядные пособия – таблицы, где каждое изображение имеет смысл. Таблицы можно создавать на разные темы, и выглядеть они могут по- разному.

мнемотаблица нарисованная от руки

Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовой (готовые таблицы можно выбрать в конце статьи тут).

Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая, и т.п.

Д етям старше можно давать черно – белые таблицы.

черно-белая мнемотаблица

Этапы создания мнемотаблици самостоятельно.

1)Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.

2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.

3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.

4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.

стих по мнемотаблице

Например, нам нужно создать мнемотаблицу для стиха

На подносе
У Фроси
Ананас
И абрикосы

Как видите изображение этой таблицы: поднос, девочка (Фрося), один ананас, и много абрикос.

Как заниматься по таблицам

Алгоритм для того, чтобы выучить стих:

Это примерный план работы с таблицами, каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнил. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких — то случаях вы можете предложить малышу раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст.

Но в любом случае, запоминание происходит легче, если ситуации изображены на картинках.

Готовые Мнемотаблицы

стих про папу легко запомнить

УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬ

Читайте также: