Миф об атрахасисе краткое содержание

Обновлено: 01.05.2024

Мифический герой, спасший всё живое на земле от потопа.

Энлиль хотел уничтожить людей, насылая на них болезни и голод. Но Энки подсказывал Атрахасису, как преодолевать несчастья.

Н аконец, Энлилю надоело, что Энки помогает людям, и он решил устроить Всемирный потоп.

Все боги согласились помогать ему, и только Энки был против. Он не мог избавить человечество от страшной беды, но решил спасти хотя бы одного человека, премудрого Атрахасиса.

Э нки приказал ему разобрать свой дом и из этих брёвен построить корабль. Атрахасис так и сделал. На корабль он взял свою семью, работников, зверей и птиц. Едва Атрахасис замазал щели корабля смолой, как с неба полились потоки воды, и началась страшная буря.

В наказании людей Энлилю помогали все боги. Бог дождя и грома Адад катался по небу на своей колеснице и разрушал всё и вся вокруг. Бог войны Нинурта выпустил из плотин во́ды, а львиноголовый орёл Анзуд когтями разрывал небо.

С емь дней и семь ночей бушевала буря. Всё было покрыто водой. Боги сами испугались того, что натворили и остановились. Когда на седьмой день вода схлынула, земля была опустошена, на ней не осталось ни одного живого существа.

Энлиль был доволен — надоевшее ему человечество перестало существовать. Но он не знал, что Энки перехитрил его. Премудрый человек Атрахасис вместе со своей семьёй спасся.

А это означало, что человечество снова могло размножаться и заселять землю. Атрахасис получил вечную жизнь и стал прародителем нового поколения людей.

Я хочу начать с легенды об Атрахасисе, самая старая версия которой датируется XVIII веком до н. э. В то время легенда была скомпилирована (предположительно, с более древних источников) писцом по имени Нурайя,[636] который, предположительно, жил в вавилонском городе Сиппаре.

Затем в мифе рассказывается о тяжёлом труде богов в подземном мире и вынужденном создании людей, которые должны были облегчить бремя богов (об этой легенде мы поговорим в следующей главе). Этот рассказ о создании человеческого рода является тем фоном, на котором развёртываются события. Дело в том, что шум людей стал настолько силён, что бог Энлиль начал подумывать об их уничтожении:

И снова человеческий шум стал раздражать Энлиля, тогда он приказал устроить великую засуху, чтобы лишить людей пищи. Что и было сделано. Земля превратилась в пустое чрево. Люди, которым нечего было есть, постепенно угасали или превращались в каннибалов.

По наступленье пятого года Дочь караулила мать в воротах, Но мать не открыла дочери двери. Следила дочь за весами матери, Следила мать за весами дочери. По наступленье шестого года Дочерей своих они съели, Сыновей употребили в пищу.[642]

Что случилось дальше, неясно — табличка разбита, но, видимо, стражи моря (герои-labmu) Энки вышли из-под контроля, разбили засовы вод (в подземном мире) и выпустили рыбу для людей.[643] В этом случае потребовались более решительные действия, чтобы прекратить людской шум. Тогда Энлиль выступил на совете богов и призвал их устроить Потоп.

Ты облегчаешь бремя, даешь послабленье… Вы получили крик человека. Вы бога повергли и его разум… Вы должны… сотворить Потоп. Использовать силу свою против людей Вы следовали плохому плану, Нужно полностью всё изменить.[644]

Однако Атрахасис был недаром мудрейшим из всех, поэтому он внимательно прислушивался к своему богу Энки. Атрахасису приснился сон, подробности которого нам, к сожалению, неизвестны — табличка сильно повреждена, и отправился к Энки за его истолкованием. В ответ он услышал удивительный приказ:

Атрахасису было дано семь дней на постройку корабля и подготовку к Потопу, что он и сделал, взяв на борт всех тварей полей, птиц небесных и всё живое. Затем, на седьмой день, когда бог грозы Адад заревел на небесах, Атрахасис вместе с семьей и своими работниками взошёл на корабль, перерубил канат и отправился в плавание. В сильно поврежденном фрагменте текста из Старовавилонской версии говорится:

Идёт Нинурта, открывает плотины, Эррагаль якоря и столбы вырывает. Анзуд разрывает когтями небо. Разум страны [Иштар], как горшок, расколот. Поднялись воды, и Потоп вышел.[648]

Отметим здесь подтверждение того, что Потоп пришёл с неба (эта подробность неслучайно совпадает с библейской историей). Отметим также метафорическое представление Потопа, как будто он пролился с неба, как из расколовшегося горшка. Мы вспомним эту метафору чуть позже, и я прокомментирую её.

После этой небесной катастрофы наступил полный хаос; Его мощь [kasusu-оружия] прошла по людям, как битва Один не может увидеть другого, Узнать друг друга в уничтоженье. Как дикий бык, Потоп бушует. Как ревущий осёл, завывает ветер.[649]

В тексте говорится, что даже сами боги были в отчаянии и не могли вынести горя при виде великого несчастья. Мами, великая богиня-мать, так оплакивает своих детей:

Как могла я вместе со всеми богами В совете решиться на гибель мира? И я ныне по собственной воле Над собою слышу их вопли [детей Мами]! Без моего догляда моё потомство, как белые овцы, Как стрекозами, запрудили реки! Как лодчонку, землю перевернули, Как лодчонку в степи, вверх днищем поставили![650]

В конце этой истории, как мы и предполагали, Атрахасису боги даруют бессмертие. К сожалению, текст отсутствует на табличках.

Давайте вернёмся к той части мифа, где Энки говорит с Атрахасисом через стену и хижину и приказывает построить корабль. Затем Атрахасис идет к старейшинам города и объясняет, почему он собирается строить огромный корабль на глазах у всего Шуррупака. В конце своей речи Атрахасис говорит старейшинам следующее:

Мой бог не согласен с вашим богом. Друг на друга гневаются Энки и Энлиль. Они изгоняют меня из града, Оттого, что я поклоняюсь Энки, Он сообщил мне это решенье. Не могу я жить во граде вашем, Не могу ступать по земле Энлиля. Я должен сойти в Апсу и остаться с моим богом Энки.[652]

Если Атрахасис был землянином, то почему он должен спускаться в Апсу, т. е. в подземный мир? Это не имеет смысла Особенно в свете того, что Атрахасис строит свой корабль и собирается отплыть на нем в верхнем мире, а не в подземном.

Если даже мы изменим определение Апсу и будем считать его Землёй, то все равно в этом нет смысла, потому что непонятно, как Атрахасис, предположительно, житель Земли, должен плыть на Землю.

I. Не прошло и двенадцати сотен лет,
Страна разрослась, расплодились люди.
Как дикий бык ревут земли,
Бог встревожен громким шумом.
5. Энлиль слышит людской гомон,
Богам великим молвит слово.
из нововавилонской версии
Энлиль собрал средь богов собранье,
Так говорит богам, сынам своим:

7. "Шум человека меня донимает,
из нововавилонской версии
Людей не меньше стало, их стало больше
Гомон их, меня беспокоит,

8. Спать невозможно в таком гаме.
Отнимем-ка у людей пропитанье.
Засушим травы, обречем на голод.
Адад наверху пусть запрет свои ливни,
Внизу перекройте подземные воды.
13. Орошенье из бездны да не проникнет!
из нововавилонской версии
Пусть Ану и Адад стерегут небо,
Син и Нергал - среднюю землю.
Засовы моря, врата океана
И травы его - сторожить Энки.

Да выйдет ветер, иссушил почву,
Нальются тучи, да не прольются ливнем!
Поля да уменьшат свои урожаи!
Пусть грудь свою отвернет Нисаба!
20. Прекратится среди людей ликованье!
Уничтожат людей лишенья и голод.
из нововавилонской версии
Черные нивы да будут белы,
Пусть просторное поле соль рождает!
Чрево земли на них да восстанет!
Не взрастут травы, не взойдут злаки!
Да будет мор ниспослан людям!
Сожмется матка, не родятся младенцы!"

Они забрали у людей пропитанье!
Засушили травы, обрекли на голод.
Вверху Адад дожди свои запер,
Внизу перекрыли подземные воды.

Орошенье из бездны не проникало.
Поля уменьшили урожаи.
Нисаба грудь свою отвернула.
Черные нивы стояли белы.
Просторное поле соль рождало.
Чрево земли на них восстало.
Трава не взошла, не взросли злаки.
Мор на людей они наслали.
Сжалась матка, не рождались младенцы.
Далее идет текст из ассирийской версии.
V. 10. По наступленье первого года
От голода тяжко они страдали.
По наступленье второго года
Тяжко страдали они от жажды.
По наступленье третьего года
Черты людей исказил голод.

V ………………………………….
начало столбца разрушено

Энлиль на богов исполнился гневом:

"Все мы, великие Ануннаки,
15. Все, как один, решили вместе,
Ану и Адад охраняют небо,
Я охраняю средину - землю.
Куда бы ни отправился Энки,
Облегчает он бремя, дает послабленье.

20. Он допустил изобилье людское,
Дал им дышать на земле под солнцем".
Энлиль открыл свои уста,
Говорит своему советнику Нуску:
"Ко мне да будут призваны боги!

25. Пусть все, как один, предо мною предстанут!"
Всех богов к нему призвали.

Так им сказал воитель Энлиль:
"Все мы, великие Ануннаки,
Все, как один, решили вместе,
30. Ану и Адад охраняют небо,
Я охраняю средину - землю.
Всюду, куда б ни ступил ты

Ты облегчаешь бремя, даешь послабленье.
Ты допустил процветанье людское.
Дал им дышать на земле под солнцем".

Эйа уста открыл и молвит:
"Ты приказал, чтоб Ану и Адад
Охраняли небо - верхнюю область,
Чтобы Син и Нергал охраняли средину,
Чтоб засовы вод, врата океана,
И травы его я охранял бы,
Но убежали, от меня ускользнули
Мириады рыб, мириады тварей.

Я их собрал, но они исчезли,
Половину засова они разбили.
Тогда я убил стражей моря,
Взял виновных, назначил им кару.
После того как назначил им кару,
Свершил наказанье, покарал виновных".
…………………………………………
(Строительство ковчега)
40. Энки уста свои открыл,
Так говорит богам, свом братьям:
"Зачем вы хотите связать меня клятвой?
Положу ли я руку на своих человеков?
Потоп, что вы мне повелели,
-
45. Что такое? Мне неизвестно!
Можно ли давать рожденье потопу?
Воистину это дело Энлиля.
Да будет избран на это дело.
Пусть идут впереди Шуллат и Ханиш,
Пусть Эррагаль вырывает жерди,
Пусть Нинурта идет, рушит плотины".

VII …начало столбца разрушено…………
32. Собранье всех великих богов,
Не послушав, на злое дело решилось.
Боги решились на гибель мира.
Злое дело уготовил людям Энлиль.

Так сказал пред всем собраньем:
"Принесем вместе о потопе клятву!"
Ану первый пред ним поклялся.
Энлиль поклялся, с ним и сыны его.
Атрахасис уста открыл,
Так обратился к своему владыке.
I. Атрахасис уста свои открыл,
Так обратился к своему владыке:
………………………………….
"Эйа, владыка, слышу твое приближенье!
Поступь я чую, что шагам твоим подобна!"
Атрахасис склонился, простерся, поднялся.
Открыл уста свои, так он молвит:
"Владыка, я слышу твое приближенье!
Поступь я чую, что шагам твоим подобна!
Эйа, владыка, слышу твое приближенье!
Поступь я чую, что шагам твоим подобна!"
……………………………………………
Яви ж мне знаменье в сновиденье,
Дабы смысл его уловить я сумел бы".
Эйа уста свои открыл,
Так рабу своему отвечает:
"Ты говоришь:"Что я узнаю?" -
Следи же за вестью, что ныне шлю я!"
"Внемли, о стена!
Хижина слушай!
Разрушив свой труд, корабль выстрой!
Презри богатства, спасай душу!
Корабль, который ты построишь,
Шириною длине да будет равен!
……………………………………………………..
Назови его именем "Спасающий жизни"!

Покрой его крышей, подобно Апсу!
30. Так, чтобы солнце не проникло.
Да будет закрыт он и сверху и снизу!
Его снаряженье должно быть прочным.
Пусть густая смола укрепит его крепость.
Я же нашлю на вас ливень.
Изобилие птиц, обилие рыбы.
из нововавилонской версии
Следи за сроком, что сообщу я.
В корабль войди, закрой все двери.
Возьми зерна и добра, что имеешь,
Жену, семью, родных, рабочих.
Тварей степных травоядных и диких
Я пошлю к тебе, к твоим воротам".

Атрахасис уста открыл и молвит,
Так говорит владыке Эйе:
"Я никогда корабля не строил.
Чертёж на земле мне начерти ты.
Очертанья увижу, корабль построю".
На земле чертеж начертал Эйа.
"Владыка, что приказал ты исполню".

36. Он открыл срок и его исполненье.
Он предсказал семь дней потопа.
Атрахасис внял его предсказанью.
Он собрал старцев пред своим домом.
4
0. Атрахасис уста свои открыл,
Так говорит он совету старцев:
"Мой бог не согласен с вашим богом.
Друг на друга гневаются Энки и Энлиль.
Они изгоняют меня из града,

45. Оттого, что я поклоняюсь Энки,
Он сообщил мне это решенье.
Не могу я жить во граде вашем,
Не могу ступать по земле Энлиля.
Может ли смертный спорить с богами?
50. Вот что сказал мне владыка мой Энки".
начало столбца разрушено
II.
10. Старейшины словам его вняли.
Со своим топором приходит плотник,
Камень свой несёт строитель.
Даже малыш смолу таскает,
Даже бедняк несёт что может.
…………………………………
30. Все, что имел, погрузил он на судно.
Все, что имел добра, погрузил он на судно.
Светлых животных взял он с собою,
Жирных и тучных взял он с собою,
Взял с собою, на борт их поднял.

35. Птиц небесных взял он с собою,
Скот домашний, диких тварей……..
Тварей степных на борт он поднял.

40. Он созвал людей своих
На пир прощальный.
Родню и семью на борт он поднял.
Они ели яства,
Они пили напитки.

45. Он же спускался и поднимался.
Сесть он не мог, и лечь не мог он.
Разрывалось сердце, желчью рвало.
День начал менять лики.
Загремел Адад в чёрной туче.

50. Едва он рыки его услышал,
Взял смолы, замазал отверстья.
Как только он закрыл входы,
Взревел Адад в черной туче,
Взвыли ветры, его приветствуя выход.
55. Оборвал канат, сорвал судно.
……………………………….
из ассирийской версии
Вздымается ветер, несёт бурю,
Адад на ветрах, своих мулах, мчится -
Восточном, Западном, Северном, Южном
Ураганы и бури завыли пред ним.
Злобный вихрь взметнулся ветрам навстречу,
К нему вздымается Южный ветер,
Западный ветер трубит рядом.
…………………………………..
Колесницей богов ураган несётся,
Мчится вперед, убивает, молотит.
Идет Нинурта, открывает плотины,
Эррагаль якоря и столбы вырывает.
Анзуд разрывает когтями небо.
Разум страны, как горшок, расколот.
Поднялись воды, и потоп вышел.

Его мощь прошла по людям, как битва.
Один не может увидеть другого,
Узнать друг друга в уничтоженье.
15. Как дикий бык, потоп бушует.
Как ревущий осёл, завывает ветер.
……………………………………….
из ассирийской версии
Ану услышал голос потопа.
Шум потопа дрожать врагов заставил.

25.Энки! Ему помутились мысли,
Когда сыны его пред ним поверглись!
Нинту, величайшая из владычиц -
Тряслись в лихорадке ее губы!

30. Ануннаки, великие боги,
Сидели, мучимые гладом и жаждой!
Глядя на них, рыдала богиня,
Повитуха богов, мудрая Мами.
"Да померкнет день тот,
Во мрак да вернется!
Как могла я вместе со всеми богами
В совете решиться на гибель мира?
Насытился Энлиль постыдным приказом?

40. Подобно Тируру он поднял мерзость!
И я ныне по собственной воле
Над собою слышу их вопли!
Надо мной словно мухи, рожденные мною!
Я же ныне как в доме плача!
В пустоте раздаются мои вопли!
Мне ли карабкаться на небо,

50. Мне, что жила в доме сокровищ?
Где же был ану и его мудрость,
Когда боги, сыны его, речам его вняли?
Что, не подумав, потоп устроил,
Приговорил людей к истребленью!"
…………………………………

IV. Так рыдала Нинту, неслись ее вопли.
5. "Что это? Перевернули море?
Как стрекозами запрудили реки!
Как лодчонку землю перевернули,
Как лодчонку в степи вверх днищем поставили!

10. Я гляжу и над ними плачу,
Я завершила по ним причитанье!"
Так рыдала - утешала сердце,
Так стонал Нинту, испускала вопли.
Боги с ней оплакивали землю,
Скорбью насытясь, она жаждала пива,
Когда села она, и они в слезах сели.

20. Словно овцы пред кормушкой сгрудились.
В лихорадке от жажды пересохли губы,
От голода судороги сводили.
Семеро суток - ночей и дней
Бушевали потоп, ураган и ливень.
Там, где прошел потоп войною,
Все уничтожил, превратил в глину.
………………………………
разбито около 60 строк
V.………………………………..
30. На четыре ветра принёс он жертву.
Он поставил богам воскуренье,
Приготовив пищу, пред богами поставил.
………………………………….
Боги почуяли благовонный запах,
35. К приношенью, словно мухи, собрались.
Когда же они вкусили жертвы,
Поднялась Нинту, перед всеми встала:

40. "Где был Ану и его разум?
Как? И Энлиль приблизился к жертве?
Потоп устроили, не подумав,
Приговорили людей к истребленью!
Вы решились на гибель мира!
Их ясные лики потемнели ныне!"
И она подошла к амулету-мухе,
Что Ану изготовил и носил на радость.
"Мне - его скорбь! Да сужу мои судьбы!

50. Да скроется горе!
Да открою лик мой!
Воистину, темные дни не вернутся!
VI.……………………………..
Да будет этот амулет-муха
Темно-синего камня на моей шее,
Чтоб я те дни вспоминала вечно!"

5. Корабль увидел воитель Энлиль,
Гневом восполнился против Игигов.
"Все мы. Великие Ануннаки,
Все, как один, клялися вместе!
Как ускользнула душа живая

10. И человек уцелел в разрушенье?"
Ану уста свои открыл,
Так говорит он воителю Энлилю:
"Кто как не Энки сотворил такое?
Я же не разглашал приказа".
Энки уста свои открыл и молвит,
Так говорит богам великим:
"Воистину, дело мое пред вами.
За спасение жизни я в ответе.


20. Где же боги был ваш рассудок,
Что, не подумав, на потоп решились?
……………………………………
Сердце свое успокоил ты, Энлиль?
Смягчил ли ты свою ярость ныне?
25. Виновный да примет свое наказанье!
И тот, кто слова твои уничтожил!"
собранье богов решило …установили.

40. Я же облегчил мое сердце".
Ану уста свои открыл,
Так обращается к князю Энки:
"Давай. Позови праматерь Нинту!
Ты и она совет держите!"
Энки уста свои открыл,
Так говорит праматери Нинту:
"Ты, праматерь, творящая судьбы,
Создай сторожей рожденья людям
…………………………………..
VII. Да будет отныне иное людям:
Одни рождают, другие не будут!
Да живет средь людей Пашиту-демон,
5. Да вырвет младенца с колен роженицы!
Жрицам -укбабту, игициту, энту -
Да будет запрет им - да прервут рожденье!"
………………………………
далее текст плохо сохранился
VII………………………………
"Как мы потоп сотворили,
10. Но человек уцелел в разрушенье".
Ты, советник богов великих,
Твоим веленьем я создал битву,
Во славу твою хвалебную песню!
Да услышат Игиги, да хранят твою славу,
Я же воспел о потопе людям.
Слушай!

Совещались отец их Ану, Эллиль, герой, их советник,
Их гонец Нинурта, их мираб Эннуги.
Светлоокий Эа с ними вместе клялся,
Но хижине он их слово поведал:
«Хижина, хижина! Стенка, стенка!
Слушай, хижина! Стенка, запомни!
Шуриппакиец, сын Убар-Туту,

По сто двадцать локтей края его верха.
Заложил я обводы, чертеж начертил я:
Шесть в корабле положил я палуб,
На семь частей его разделивши ими,
Его дно разделил на девять отсеков,
Забил в него колки водяные5,
Выбрал я руль, уложил снаряженье.

Три меры кира в печи расплавил;
Три меры смолы туда налил я,
Три меры носильщики натаскали елея:
Кроме меры елея, что пошла на промазку,
Две меры елея спрятал кормчий.
Для жителей града быков колол я,
Резал овец я ежедневно,
Соком ягод, маслом, сикерой, вином и красным и белым
Народ поил, как водой речною,
И они пировали, как в день новогодний.
Открыл я благовонья, умастил свои руки.
Был готов корабль в час захода Солнца.
Сдвигать его стали - он был тяжелым,
Подпирали кольями сверху и снизу,
Погрузился он в воду на две трети.
-----
Нагрузил его всем, что имел я,
Нагрузил его всем, что имел серебра я,
Нагрузил его всем, что имел я злата,
Нагрузил его всем, что имел живой я твари,
Поднял на корабль всю семью и род мой,
Скот степной и зверье, всех мастеров я поднял.
Время назначил мне Шамаш:
«Утром хлынет ливень, а ночью
Хлебный дождь ты узришь воочью, -

Что было светлым, - во тьму обратилось,
Вся земля раскололась, как чаша.
Первый день бушует Южный ветер,
Быстро налетел, затопляя горы,
Словно войною, настигая землю.
Не видит один другого,
И с небес не видать людей.
Боги потопа устрашились,
Поднялись, удалились на небо Ану9,

Ануннакийские боги с нею плачут,
Боги смирились, пребывают в плаче,
Теснятся друг к другу, пересохли их губы.
Ходит ветер шесть дней, семь ночей,
Потопом буря покрывает землю.

При наступлении дня седьмого
Буря с потопом войну прекратили,
Те, что сражались подобно войску.
Успокоилось море, утих ураган - потоп прекратился.

Я открыл отдушину - свет упал на лицо мне,
Я взглянул на море - тишь настала,
И все человечество стало глиной!
Плоской, как крыша, сделалась равнина.
Я пал на колени, сел и плачу,

По лицу моему побежали слезы.
Стал высматривать берег в открытом море -
В двенадцати поприщах поднялся остров.
У горы Ницир корабль остановился.
Гора Ницир корабль удержала, не дает качаться.
Один день, два дня гора Ницир держит корабль, не дает качаться.
Три дня, четыре дня гора Ницир держит корабль, не дает качаться.
Пять и шесть гора Ницир держит корабль, не дает качаться.
-----
При наступлении дня седьмого
Вынес голубя и отпустил я;
Отправившись, голубь назад вернулся:
Места не нашел, прилетел обратно.

Вынес ласточку и отпустил я;
Отправившись, ласточка назад вернулась:
Места не нашла, прилетела обратно.
Вынес ворона и отпустил я;
Ворон же, отправившись, спад воды увидел,
Не вернулся; каркает, ест и гадит.
Я вышел, на четыре стороны принес я жертву,

На башне горы совершил воскуренье:
Семь и семь поставил курильниц,
В их чашки наломал я мирта, тростника и кедра.
Боги почуяли запах,
Боги почуяли добрый запах,

Боги, как мухи, собрались к приносящему жертву.
Как только прибыла богиня-матерь11,
Подняла она большое ожерелье,
Что Ану изготовил ей на радость:
«О боги! У меня на шее лазурный камень –

Как же, как, не размыслив, потоп ты устроил?
На согрешившего грех возложи ты,
На виноватого вину возложи ты, -
Удержись, да не будет погублен, утерпи, да не будет повержен!
Чем бы потоп тебе делать,

Лучше лев бы явился, людей поубавил!
Чем бы потоп тебе делать,
Лучше волк бы явился, людей поубавил!
Чем бы потоп тебе делать,

Лучше голод настал бы, разорил бы землю!
Чем бы потоп тебе делать,
Лучше мор настал бы, людей поразил бы!
Я ж не выдал тайны богов великих -
Многомудрому сон я послал, и тайну богов постиг он.

Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .

Ознакомьтесь со списком задач, которые необходимо выполнить, на странице обсуждения .

История Ноя , персонажа Книги Бытия , напоминает историю Атрахасиса, миф о котором был рассказан двумя основными источниками: эпосом о Гильгамеше (под именем Ута-Напиштим ) и эпосом об Атрахасисе .

Резюме

Эпопея Atrahasis или Поэма Supersage

Написанная в семитской языковой аккадского , это , вероятно , датируется XVIII - го века до нашей эры. Н.э. Это своего рода сборник традиционных месопотамских мифов о Сотворении мира и Потопе .

Содержание


Рассказ состоит примерно из 1200 строк .

Он также появляется в истории Йима / Джамшида (традиционный зороастрийский основан Заратустры / Зороастра в I - м тысячелетии до нашей эры. ), В Babyloniaka написано в III - м веке до нашей эры. AD по Беросу , потерянный текст , но историк Кристиан Евсевий (начало IV - го века ) , чтобы сохранить легендарную Xisuthros / Зиусудро во многих текстах по греческой мифологии (особенно каталог женщин , собранных Страбон , то потоп огига в потопе Девкалион , легенда камней , брошенных Девкалион сообщает Acousilaos олимпийская из Пиндара , то Пирра из Epicharmus теперь потерял) в Метаморфоз из Овидия в библиотеке в псевдо-Аполлодор и т.д.

Когда после катастрофы он понял, что его планам снова помешали, Энлиль, тем не менее, восстановил самообладание, поскольку он наконец осознал, что исчезновение людей вернется к ситуации, которая привела к их созданию. Чтобы вознаградить его, он затем даровал Атрахасису бессмертие, но заставил людей меньше нарушать его покой, потребовав от Эа сократить продолжительность жизни людей и внося болезни , бесплодие и т.

Впоследствии Атрахасис поселился в устье Великих рек, в саду Дилмун, где живет Эа. Согласно месопотамской легенде, он до сих пор там живет.

СПАСИТЕЛЬ АТРАХАСИС

В городе, в котором жил Атрахасис, все поклонялись Энлилю и боялись разгневать его. Один Атрахасис ему не поклонялся, у него был другой бог Энки — хозяин подземного Мирового океана пресных вод, один из устроителей миропорядка. Ему и поклонялся Атрахасис.

Несмотря на все старания, Энлилю никак не удавалось уничтожить людей. Люди вылечивались от болезней, справлялись с голодом. Им помогал во всем Энки, который подсказывал Атрахасису, как себя вести, как надо поступать в том или ином случае. Наконец Энлилю надоело, что Энки помогает людям. Он стал упрекать его, обвинил в клятвопреступлении. Но тот оправдывался, говоря, что виноваты во всем рыбы, они пустили воду и тем самым устранили засуху. И тогда разгневанный Энлиль дал обещание истребить всех людей. Для этого он решил устроить Всемирный потоп. Все боги согласились помогать ему. Только Энки отказался. Он не захотел участвовать в этом злодеянии.


Но спасти все человечество от страшной беды одному Энки было не под силу. И он решил спасти хотя бы одного человека, премудрого Атрахасиса. Он приказал ему разрушить свой дом и строить корабль. Атрахасис испугался. Он никогда не строил кораблей и не знал, как это делается. И опять Энки помог ему, начертил на земле чертеж, все объяснил.

Миру грозила неминуемая гибель. Даже сами боги испугались того, что натворили. Они смотрели с ужасом на гибнущий мир и не знали, что делать дальше. Стихия разыгралась не на шутку. Семь дней и семь ночей бушевала буря. Все было покрыто водой. Но когда на седьмой день вода схлынула, то земля была пуста, ни одного живого существа на ней I не осталось. Энлиль мог быть доволен, он исполнил свою угрозу в полной мере, надоевшее ему человечество перестало существовать.

Но он не знал, что Энки перехитрил его. Премудрый человек Атрахасис спасся. Он выжил вместе с семьей, работниками, зверями и птицами. А это означало, что человечество снова могло размножаться и заселять всю землю, а Атрахасису была дарована вечная жизнь.

Читайте также: