Методичка по русскому языку 4 класс школа россии диктант

Обновлено: 03.07.2024

Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.

С утра д о вечера снуют птицы меж стволов деревьев , кустов, веток. Поймают жучков,

гусениц – н есу т сво им птенчикам. Не сидят без дела работящие му равьи. Они по едаю т

вредителей леса. О храняют лес от болезней хищники – лесн ые санитары.

Леса наши – это кладезь богатст в. Берегите деревья, кусты, травы, не разоряйте

птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будь те природе др узь ями и

1. Выписать три словосочетан ия с именами существительными. Опр еделить падеж и

2. Запиши имена с уществительные в форме множественного числа в именительном

Мартовское небо голубое и чистое. Такое небо бывает только весной. Солнце

светит и греет. Через стекло чувству ешь весеннее тепло. На солнечной стороне тает.

На крыше вис ит длинная сосул ька. С её конца пад ают капельки. В оробьи чирикают и

выглядят нарядными. На ветку берёзки взлетела ворона. Она вытяги вает шею и

хрипло кричит. Молодая галка ищет место для гнезда. На дальней изгороди сороки

головами вертят, хвостами качают и трещат. Вот слышишь нежную песенку о всянки.

Её песенка позва нивает, как малень кий колокольчик.

1. Обозначь окончан ия и падеж имё н прилагательны х в единственном ч исле.

2. Подбери и з апиши антонимы к сл овам широкий, ясный, гр омкий.

3. Подбери и з апиши синонимы к словам известный. Застенчи вый, красный.

Ранним мартовским утром проснулось сол нце. Отдёрну ло оно лёгкую кисе ю

облаков и взгл януло на землю. А там за ночь зима д а мороз свои порядк и навели.

Около берёзки свежий снежок бросили, холм ы молочным ту маном укрыли. А в

лесочке ледян ые сосульки на сосна х развесили. Радостн о бегу т ребятишки по

Поглядело светило на эти пр оказы и стало землю п ригревать. Лёд и снег сразу

потускнели. По лесной ложб инке побежал весёлый говорливы й ручеёк. Он бежал и

1. В последнем предложени и выдели о снову, вып иши словосочетания, над каждым

2. Разбери по сост аву слова природа, п ришкольный, приветл ивый.

Задание: Списать, раскрывая скобки. Обозначить приставки, подчерк нуть глаголы с

Когда мы (вы)ходим (в)поле, мы в идим, как там, вдали, небо (со)единяется (с)землёй.

Сколько раз мы пытались (до)йти (до)того места, где небо (со)единяетс я (с)землёй, и

ничего у нас (н е)получалось. Мы и дём (к)этой полоске, но она (у)даляется ( от)нас.

А по чему о на (у)даляется? Ведь мы только хотим (на)неё (по)смотреть. Стоит

нам (с)делать шаг – и она (ото)двигается (на)шаг. А если мы (по)едем (от)неё – она

движется (за)нам и. Можно и дти всю жизнь –и никогда ( не)придёшь .

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её

поздно осенью. Самая сладкая клюква б ывает весной, когда пролежит всю зиму в

В начале апреля отправились дети на болото. Сначала дорога была широкая. Потом

она превратилась в узкую тро пку. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго

ходить по болоту и н е понять, что под н огами клюква. Ягоды прячутся в болотных

кочках и не видн ы. Наклонился взять о дну ягодку, а вытянул длинную зелёную

1. Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согла сным,

безударным гласным, непроизн осимым согласным. Подобрать проверочные слова,

2. Обозначь граммат ическую основу в третьем пре дложении.

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру н е принимали. Валя

Вдруг реб ята услышали крики. Пёс Лох мач сорвался с цепи. Дети бросились

Валя кинулась к бр ату. Огро мный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила

Андрюшу , бросила в собаку игрушку и громко з акрич ала.

Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схват ил пса за ошейник и увёл.

Ребята выходили из своих убежищ . Андрюша уже улыбался, а Валя плакала

1. Выписать из текста предложение с однородным и членами. Подчеркните основу

2. Выписать слож ное предложение. П одчеркну ть основу предложения.

Контрольный д иктант по теме «Прав описание безударн ых падежных

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и

мешал проезду на лошади. Призв али инженеров и попросили п омощи в уборке камня.

Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил

оплату в восемь т ысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести

большой като к и свалить его на пу стоши. По стоимости э то будет шесть т ысяч ру блей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать п одле

Мужик так и сделал. Ем у дали сто рублей за работу и сто рублей за умную

1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2,3 - го

Назначение сборника диктантов и самостоятельных работ – дать практический материал по всем основным разделам программы по русскому языку для начальной школы. Текстовым материалом являются слова, словосочетания, отдельные предложения, тексты. Большинство текстов адаптированны – отрывки из классических произведений русских писателей, произведений устного народного творчества, справочной литературы. Такой материал окажет определенное образовательно-воспитательное воздействие на младших школьников.

Каждая тема включает вопросы и задания теоретического плана, орфографические минутки, письмо по памяти, работу над словом, словосочетанием, предложением, текстом, различные виды диктантов. В сборнике предусмотрены задания на ранее изученные темы, что обеспечивает достаточную повторяемость пройденного материала и приведение в систему знаний, умений и навыков по языку. Остановимся на некоторых видах работ и методике их проведения.

Наша речь 4
Язык и речь 4
Введение 3
1 КЛАСС 7
Предложение. Текст —
Слово и его лексическое значение 9
Слово и слог. Ударение. Перенос слов 10
Звуки и буквы 11
Алфавит —
Гласные звуки и буквы для их обозначения 12
Согласные звуки и буквы для их обозначения 13
Буквы и и й 14
Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков буквами —
Глухие и звонкие согласные звуки и буквы для их обозначения 16
Шипящие согласные звуки и буквы для их обозначения. Буквосочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, нч, чт . … 17
Заглавная буква в словах 18
Повторение изученного в 1 классе 19
2 КЛАСС 21
Текст —
Предложение —
Слово и его лексическое значение 24
Родственные (однокоренные) слова 25
Слово и слог. Ударение. Перенос слов 26
Алфавит. Звуки и буквы 27
Гласные звуки и буквы для их обозначения 28
Обозначение буквами безударных гласных в корне слова 29
Согласные звуки и буквы для их обозначения. Удвоенные согласные 31
Буквы и и й 32
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения 33
Буквосочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт, щн 35
Звонкие и глухие согласные звуки и буквы для их обозначения 37
Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным звуком 38
Разделительный мягкий знак 41
Имя существительное 43
Заглавная буква в именах собственных 44
Глагол 46
Имя прилагательное 48
Предлоги 52
Повторение изученного во 2 классе 54
3 КЛАСС 56
Текст. Предложение. Словосочетание —
Слово и его лексическое значение 60
Слово и слог. Звуки и буквы (повторение) 62
Состав слова 65
Обозначение буквами безударных гласных звуков в корнях слов 69
Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в корнях слов 73
Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками 77
Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах 79
Правописание предлогов и приставок 82
Разделительный твердый знак 84
Части речи 86
Имя существительное —
Имя прилагательное 91
Глагол 95
Повторение изученного в 3 классе 100
4 КЛАСС 105
Текст. Предложение. Словосочетание (повторение) —
Однородные члены предложения 108
Слово и его лексическое значение 112
Части речи (повторение) 114
Наречие 116
Состав слова. Однокоренные слова 118
Правописание букв, обозначающих гласные и согласные звуки, в значимых частях слова (повторение) 120
Имя существительное. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 124
Имя прилагательное. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных 130
Местоимение 137
Глагол. Правописание безударных личных окончаний глагола 141
Повторение изученного в 4 классе 149

Контроль знаний - сборник проверочных, итоговых диктантов и контрольных работ по русскому языку для 4 класса - диктанты удобно разбиты по четвертям и полугодиям, темам и правилам, тексты с грамматическими заданиями.

диктанты по русскому языку для 4 класса

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

  • "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
  • "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
  • "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
  • "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Объём диктантов для 4 классов:
1 и 2 четверть – 58 - 77 слов.
3 и 4 четверть – 76 - 93 слова.

В лес пришла осень. Редко теперь удаётся ежу съесть вкусный обед. Скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. Через высокие кочки, через лесные поляны идёт ёж. В ясные осенние дни готовит себе ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает он в нору сухие листочки, мягкий лесной мох.Скоро придёт зима. Накроет его нору тяжёлый снежный сугроб. Под глубоким сугробом хорошо ежу. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж. 69 слов / с грамматическим заданием

Прошло тёплое лето. Идёт ненастная, дождливая осень. Перелётные птицы собираются в дальний путь. Первыми поднимают тревогу ласточки. Они чувствуют приближение холодной осени. Ранний отлёт этих птиц предсказывает раннюю зиму. За ними потянутся стаи журавлей, уток, гусей. С громким криком улетают в тёплые страны наши летние гости. Счастливого вам пути! 49 слов / с грамматическим заданием

Солнце весною дольше остается на небе и греет с каждым днем все сильнее. Снег начинает таять, и вода ручейками сбегает в реки и озера. Лед на реках чернеет, начинает ломаться, и рыхлые льдины несутся по течению реки. Вода в речке прибавилась. Она не может поместиться в берегах, выступает и разливается по окрестным лугам. Еще снег не сойдет, а уже начинает показываться новая зеленая травка и первые цветы. Голубенький подснежник пробивается в лесах из-под прошлогоднего листа. Стали появляться и желтые одуванчики. 82 слова / с грамматическим заданием

Удивительная была погода. На поляне стояла стройная рябинка. Спелые кисти ягод клонили гибкие веточки к земле. Я любил отдыхать у этого деревца. Здесь меня каждый раз встречали сороки. Еще издали я замечал белизну птиц среди зелени и румянца ветвей. Я подходил к рябине. Птицы быстро летели к лесу. Они кружили от елки к елке. Лесные красавицы стояли в нарядном убранстве. С них свисали спелые шишки, сороки рассаживались по острым макушкам елок. Это были их наблюдательные посты. Я отходил от дерева. Весь выводок летел к рябинке. 86 слов

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она остановилась. Я посмотрел вдоль дороги и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел неподвижно. Моя собака медленно приближалась к нему. С ближнего дерева камнем упал старый воробей. Он заслонил собой свое детище. Все его маленькое тельце трепетало от страха. Он замирал. Он жертвовал собой. Мой Трезор остановился и попятился. Я поспешно отозвал его и удалился из сада. 75 слов / с грамматическим заданием

Хорошо посидеть осенним или зимним вечером на мягком диване. Приятно взять в руки, полистать любимую книгу. На первой странице текст сказки о золотой рыбке. На картинке нарисован старик. Бедняга стоит у синего моря, говорит с рыбкой, просит у нее для жадной старухи новую избу. Мудрую сказку подарил нам Пушкин. Вот парнишка в овчинном полушубке шагает по зимней дороге. Мужичок с ноготок ведет за уздечку лошадку. Чудесные стихи Некрасова! Много счастливых минут доставляют книги. Можно полететь в ракете к далеким звездам, побывать на холодном севере, в жаркой пустыне. Давно ли появилось на свет это удивительное чудо? 96 слов / с грамматическим заданием

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось все живое. Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья румяных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена. Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей. Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далеком Севере. 77 слов / с грамматическим заданием

Стоит прекрасный зимний денек. На улице легкий морозец. Под лучами яркого солнца сверкает искрами снежок. На колючей веточке елки сидит прелестная птичка. Хочу разглядеть ее получше. Красавица! На головке у нее черная шапочка. На короткую шейку повязала галстучек. Спинка, крылья и хвост желтенькие. А какая яркая грудка! Словно птичка в желтом жилете. Клюв у птички тоненький. Подлетела она к моему окошку. Полакомилась шустрая птичка вкусным салом и запела радостную песенку: си-си-си. Догадались? Это… 76 слов / с грамматическим заданием

Снежинки родились в снежной тучке. Полетели они к земле белой стаей. В деревнях и селах им обрадовались. Ведь снег бережет от стужи всходы озимых хлебов. Можно быстро мчать по гладкому санному пути. В городе против снежинок провели борьбу. Счищали снег лопатами, мели метлой, увозили на машине. На улице чернел асфальт. Ясно, что на трамвае, легковой машине, автобусе трудно ездить по снежной дороге. Зато и в городах и деревнях детвора лепила из снега снеговиков, снежки, снегурок. 75 слов / с грамматическим заданием

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. Вот старый пенек. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул их враг – ежик. Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосенке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк. 72 слова / с грамматическим заданием

Хороши русские леса! Смолою пахнет сосновый бор. Под самыми тучами шумят зеленые вершины, метут синеву неба. Точно белые красавицы глядят в воду кудрявые березки. На залитых солнцем полянах раскинулись дубы. Каждым листочком дрожит осинка. Яркий осенний наряд у клена. Высокие стройные ели вытянули острые макушки. В тенистых дубравах поселились певчие птицы. Тихие речушки протекают в лесной глуши. 57 слов / с грамматическим заданием

Дни стоят ненастные. Ночи стали холодными. По утрам бывают легкие морозы. Овощи могут замерзнуть. Спелые овощи люди начали снимать с полей и огородов. Убрали огурцы. Потом очередь за луком. Выдернули морковку, редьку, свеклу. Остается на полях капуста. В октябре копают картофель. Просушили и увезли с полей. Положили в погреб. Пусть лежит там в темноте. Отобранные клубни оставляют на семена. 61 слово / с грамматическим заданием

На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжелые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками. На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки. 53 слова / с грамматическим заданием


Школа России - одна из основных программ начальной школы и к средней школе дети по ней достаточно подготовлены к дальнейшему обучению. А вот узнать, насколько они подготовлены по русскому языку, помогут нам контрольные работы в виде диктантов с грамматическим заданием. А работа над ошибками позволит повторить материал и "закрыть" пробелы в знаниях.

Цель: проверить знания, умения и навыки на начало учебного года.
Планируемые результаты: п. – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. – владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку со многими клюквинками.

Грамматические задания:
1. Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.
2. Выполнить звукобуквенный разбор слова: вариант I – ягода, вариант II – поздно.
3. Обозначьте грамматическую основу: вариант I – в третьем предложении; вариант II – в шестом предложении.
4*. Выписать из текста слова с противоположным значением.

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.
Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.
Валя кинулась к брату. Огромный пес нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.
Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.
Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

Грамматические задания:
1. Выписать из текста предложения, соответствующие схемам:
Вариант I Вариант II
○, ○ и ○. ○ и ○.
[ _ ͇ ], а [ _ ͇ ]. [ _ ͇ ], [ _ ͇ ].
2. Выписать из предложения словосочетания, графически обозначить главное и зависимое слова: вариант I – Огромный пес нёсся прямо на девочку; вариант II – Ребята выходили из своих убежищ.
3. Сделать звукобуквенный разбор слова: вариант I – вдруг; вариант II – очень.

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберезовики, подосиновики, рыжики.
Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились.

По И. Соколову-Микитову

Грамматические задания:
1. Выписать предложение: вариант I – с однородными членами; вариант II – сложное.
2. Разобрать слова по составу: вариант I – ранняя, подберёзовики, грустно; вариант II – холодная, подосиновики, медленно.
3. Сделать звукобуквенный разбор слова: вариант I – поздний; вариант II – гриб.
4*. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.

Как мужик убрал камень

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.
Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.
А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.
Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.

Слова для справок: его, тысяч, предложил.

Грамматические задания:
1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.
2. Выполнить звукобуквенный разбор слова: вариант I – его; вариант II – шесть.
3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант I – (за) выдумку; вариант II – инженеров.
4*. Составить из слов пословицы. Выделить окончания имен существительных.

Контрольный диктант за первое полугодие

Цель: проверить знания, умения и навыки по темам, изученным в первом полугодии.

Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.
С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.
Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнезд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.

Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительные.

Грамматические задания:
1. Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имён существительных.
2. Списать предложения. Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множественного числа.
Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).
3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант I – вредителей; вариант II – гусениц.

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным покровом. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.
Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.
Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.
Увидеть её оказалось совсем не просто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка!

Грамматические задания:
1. Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.
2. Распределить слова по группам и записать в два столбика: для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.
3. Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения.
В субботу … пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На … были красные, жёлтые, оранжевые листья. … встал под деревом. На … дождём посыпались осенние листья.

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.
На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.
Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.
Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.

Грамматические задания:
1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род
2. Поставить глаголы в неопределенную форму: пришла, идёт, посмотрит.

Контрольный диктант за 1 полугодие 4 класс

Старая волчиха жила в лесу под корнями большой ели. Землю она покрыла мягким мхом и сухими листьями. На мху лежали три забавных волчонка. Малыши любили выбегать на волю. Они там играли, боролись, кувыркались. Потом зверьки ложились около ёлки и грелись на солнышке. Их удивляло и пугало всё.
С раннего утра до позднего вечера голодная волчиха бродила по лесу. Она внимательно осматривала местность и домой возвращалась с добычей. Волчиха была заботливой матерью, а её малыши всегда сыты.

Слова для справок: внимательно, осматривала, возвращалась.

Грамматические задания:
1 вариант
1. Выполнить полный разбор 8 предложения
2. Указать склонение и падеж существительных в 8 предложении
3. Разобрать слова по составу: волчиха, корнями, голодная.

2 вариант
1. Выполнить полный разбор: 1 предложения
2. Указать склонение и падеж существительных в 1 предложении
3. Разобрать слова по составу: солнышко, листьями, старая.

Итоговая контрольная работа по русскому языку

Цель: проверить знания, умения и навыки по темам, изученным в 4 классе.

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю прогревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.

Грамматические задания:
1. В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать часть речи.
2. Разобрать слова как части речи: вариант I – укрыли; вариант II – молочным.
3. Выполнить звукобуквенный разбор слова ледяной.

Читайте также: