Мертвые души опера краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

(в либретто использованы тексты, русских народных песен).

Первое представление состоялось 7 июня 1977 г. в Москве,

в Большом театре Союза ССР

Павел Иванович Чичиков (виртуозный баритон)

Ноздрев (драматический тенор)

Собакевич (бас широкого диапазона)

Плюшкин (меццо-сопрано (или характерный тенор))

Манилов (лирический тенор) Мижуев (низкий бас) Селифан (высокий тенор в русской народной манере пения) Мужик с козой (бас) Бородатый мужик (низкий бас (профундо)) Запев (три солистки в русской народной манере пения) Плач солдатки (меццо-сопрано) Анна Григорьевна, дама, приятная во всех отношениях (колоратурное сопрано) Софья Ивановна, дама просто приятная (колоратурное сопрано) Губернатор (бас) Губернаторша (контральто) Губернаторская дочка (балерина) Прокурор (баритон (или высокий бас)) Полицмейстер (баритоон-бас) Почтмейстер (драматический тенор) Председатель палаты (тенор) Лизанька Манилова (лирико-колоратурное сопрано) Священник (лирический тенор) Капитан-исправник (бас (или баритональный бас)) Сысой Пафнутьевич (тенор) Макдональд Карлович (бас) Павлушка, дворовый человек Ноздрева (тенор) Порфирий, дворовый человек Ноздрева (бас)

Портреты греческих полководцев на стенах дома Собакевича:

На последние такты здравиц снова наплывает звучание хора в оркестре, знаменующее переход к следующему эпизоду.

Появляется Чичиков в окружении чиновников и дам. Все приветствуют его, поздравляют с приобретением крестьян, не подозревая, что это афера, с помощью которой он хочет получить закладные под несуществующую крепостную собственность.

Действие попеременно развивается у полицмейстера, в гостиных, на улицах. Все персонажи оперы обсуждают случай с Чичиковым.

На другом конце сцены — Чичиков в гостиничном номере продолжает свой прерванный монолог.

И вновь бесконечная дорога, по которой уезжает в неизвестность чичиковская бричка. Поет свою песню Селифан. А у обочины стоят мужик с козой и бородатый.

Они перекликаются:

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Опера Р. Щедрина Мертвые души

История создания

В губернском городе N в гостях у прокурора собрался весь цвет общества на обед в честь Ивана Павловича Чичикова. За столом Чичиков, Ноздрев, Собакевич, Манилов, председатель палаты, губернатор, почтмейстер, прокурор, полицмейстер. Все гости пьют за здравие в честь Ивана Павловича, изъясняясь в любви к нему. Чичиков не остается безответным в похвалах и отдает дань лести правителям губернии.

Чичиков отправляется с визитами к местным помещикам, первый из которых — Манилов. Чичиков предлагает ему продать мертвые души. В растерянности, помещик выражает свои сомнения в законности подобной сделки, но Чичикову удается переубедить его. Супруги Маниловы погружаются в сладостные мечтания, а гость незаметно исчезает.

Чичиков у Коробочки, хозяйка-скряга жалуется на убытки. Чичиков и ей предлагает покупку мертвых душ, но хозяйка не соглашается — уж больно необычна сделка. Но и её удается уговорить герою, Чичиков уезжает, а помещица остается одолеваемая сомнения — не продешевила ли она?

Чичиков посещает Ноздрева, который расстроенный проигрышем в карты, заставляет его играть в шашки, где начинает жульничать. От драки Чичикова спасает только внезапно пришедший арестовать Ноздрева капитан-исправник. Далее Чичиков посещает Собакевича, где за мертвые души ему приходится вести серьезный торг, но в итоге сделка оформлена.

Последним Чичиков посещает Плюшкина, в котором не сразу можно узнать богатого помещика владельца тысяч крепостных. От Плюшкина обрадованный Чичиков уезжает с купчей на 120 мертвых душ.

Тайна радужной косынки

В воспоминаниях писателя Сергея Аксакова описан следующий эпизод, слу­чившийся 27 ноября 1839 года:

Косынка Чичикова и подсмотренный Аксаковым разноцветный шарф, несо­мненно, родственники, пусть это родство и хорошо спрятано повествователем, пытающимся сохранять невозмутимый вид. Выходит, что и в герое есть что-то от автора. И мы еще не раз в этом убедимся: именно в фантазиях Чичикова оживают купленные мертвые души; именно он произносит некоторые обличи­тельные речи, которые легко принять за авторские; именно он, наконец, едет в той тройке, движение которой дает основу для финальных лирических отсту­плений первого тома.

В этом чуде преображения мира Чичикову отведена важная роль. Родство меж­ду ним и повествователем помогает читателю почувствовать странную связь с несимпатичным героем, а, значит, впоследствии поучаствовать и в чуде пре­ображения.

Тайна карточной игры

Тайна мухи в носу

…Немного спустя принесли к нему [Чичикову], точно, приглашенье на бал к губернатору, – дело весьма обыкновенное в губернских городах: где губернатор, там и бал, иначе никак не будет надлежащей любви и уважения со стороны дворянства.


Чичиков

– Вона! пошла писать губерния! – проговорил Чичиков, попятившись назад…

Как все успевать: секрет Чичикова

Итак, после полудня герой с трудом выбирается на столбовую Столбовая — большая проезжая дорога с верстовыми столбами, почтовый тракт. . Перед этим он, после длительных препирательств, купил у Коробочки 18 ревизских Ревизский — вошедший в перепись. душ и закусил пресным пирогом с яйцом и блинами. Между тем проснулся он в де­сять. Как же за два с небольшим часа Чичиков все успел?












Какая выгода от мертвых?

Тайна парня с балалайкой

Такие пассажи очень характерны для Гоголя: рассказать уйму всего и прийти к выводу, что ничего непонятно, да и вообще говорить не о чем. Но в этом очередном ничего не объясняющем пассаже обращает на себя внимание парень с бала­лайкой. Где-то мы его уже видели:

Никогда не предугадаешь, куда заведет гоголевское сравнение: сравнение лица Собакевича с молдавской тыквой внезапно переходит в сценку с участием нашего балалаечника. Такие развернутые сравнения — один из приемов, с помо­щью которых Гоголь еще больше расширяет художественный мир романа, вно­сит в текст то, что не поместилось даже в такой вместительный сюжет, как пу­тешествие, то, что не успел или не мог увидеть Чичиков, то, что может и вовсе не вписываться в общую картину жизни губернского города и его окрестно­стей.

Но Гоголь на этом не останавливается, а берет появившегося в развернутом сравнении щеголя с балалайкой — и снова находит ему место в тексте, причем теперь уже значительно ближе к сюжетной реальности. Из фигуры речи, из сравнения вырастает реальный персонаж, который отвоевывает себе место в романе и в итоге вписывается в сюжет.

Главные герои


Чичиков Павел Иванович — Коллежский советник в отставке. Зарабатывает себе на жизнь различными махинациями, наживаясь на обычных обывателях. Обладает многоликой натурой – способен подстроиться под любую ситуацию. Чичиков тщательно следит за своей внешностью – всегда опрятный, чисто одетый и ухоженный.


Манилов – собирательный образ помещичьего класса. Добрый, сентиментальный, доверчивый. Манилов стремится понравиться всем, кто его окружает, он скромен и молчалив. Всегда витает в облаках и мечтает о том, чтобы его жизнь была похожа на роман. Манилов предпочитает слова действиям.


Коробочка — Настасья Петровна живет в небольшой деревушке. Она одинокая вдова, которая с успехом ведет свое хозяйство. Коробочка не стремиться развиваться, кроме финансового положения своего поместья ее ничего не интересует. Несмотря на то, что живет она в достатке, в разговоре часто любит прибедняться и жаловаться.


Ноздрев – вдовец, отец двоих детей. Обладает ярким темпераментом. Не способен долго усидеть на одном месте – всегда ищет новые приключения и развлечения. Его не интересует судьба ни своих детей, ни своего поместья. Он с легкостью может проиграть все имеющиеся деньги в карты, а на следующий день уже спешить на бал в веселом расположении духа.


Михаил Семенович Собакевич — зажиточный помещик. Обладает грубым характером, прямолинеен, не заботится о чужих чувствах. Несмотря на то, что внешне он выглядит тяжеловатым и неповоротливым, это весьма изворотливый и хитрый человек.


Плюшкин – скупой, жадный старик. Он одинок, семьи у него нет. Из – за своей скупости Плюшкин экономит буквально на всем – ходит в старой одежде, не жалует своих крестьян. Однако, такая экономность не делает его счастливым.

Родион Щедрин

Спектакль репетируют: Сергей Романов, Владимир Мороз, Владислав Сулимский (Чичиков); Сергей Семишкур, Михаил Макаров, Василий Горшков (Ноздрев); Лариса Дядькова, Елена Витман (Коробочка); Сергей Алексашкин, Олег Сычев, Владимир Феляуэр (Собакевич); Светлана Волкова, Елена Сомова, Елизавета Захарова (Плюшкин); Андрей Илюшников, Александр Тимченко, Дмитрий Воропаев (Манилов); Карина Чепурнова, Жанна Домбровская (Лизонька); Станислав Леонтьев, Андрей Зорин, Артём Мелехов (Селифан).

Для русских народных запевов театр пригласил исследователей и профессиональных исполнителей фольклора: Екатерину Баринову, Ксению Наумову, Лилию Шамову, Елену Смирнову, Елену Филиппову.

Читайте также: