Фольклорные посиделки в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Цель: знакомить с русскими народными загадками, потшками, развивать внимание, чувство ритма, умение анализировать.

Дети входят в группу и проходят к скамейкам.
Бабушка Галина: Здравствуйте, детушки малые да люди добрые! Давно я вас в гости жду. Молодцы, что приняли мое приглашение. Сегодня по русской традиции собрались мы с вами на посиделки, где сможем отдохнуть, поразвлечься, песни попеть, в игры поиграть, повеселиться да позабавиться.
Бабушка Галина: Проходите, садитесь! Перво-наперво отгадайте мои загадки и вспомните, кто у меня во дворе живет. (загадки)

Громко он визжит с спросонок
Кушать хочет……….(Поросенок)

У нашей собаки родился сынок
Толстый, пушистый, веселый…….(Щенок)

Не овечки, ни коровки
На копытах есть подковки
Скачут быстро без оглядки
Это резвые……..(Лошадки)

Вот налью сметаны в плошку
Позову на завтрак…..(Кошку)

Отгадать я помогу,
Кто пасется на лугу
Чтобы были все здоровы
Молоко дают…(Коровы)
Ай, да молодцы!

1 ребенок: Уж как я ль мою коровушку люблю,
Уж как я ль то ей крапивушки нарву.
Кушай вволюшку коровушка моя,
Ешь ты досыта Буренушка моя.

2 ребенок: Уж как я ль мою коровушку люблю,
Сыта пойла я коровушке налью.
Чтоб сыта была Буренушка моя,
Чтобы сливочек Буренушка дала.

Бабушка Галина: Очень хорошая потешка. Молодцы!
Нам давно пора вставать
Да кругом походить,
На людей посмотреть
И себя показать.

Бабушка Галина: А вы на музыкальных инструментах играть любите? Тогда отгадайте мои загадки

Вот пластинки из металла
На дощечке их не мало
Опускаем молоток
На железный на листок
Слышится чудесный звон
Что звучит. (Металлофон)

За обедом суп едят
К вечеру заговорят
Деревянные девчонки
Музыкальные сестренки
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких …(Ложках)

Инструменты в руки взяли
Ими дружно заиграли
Нам играть не надоест
Что мы сделали…(оркестр)

Бабушка Галина: Хороши у нас посиделки, весело! Но ни одни посиделки на Руси не обходятся без игр. Хотите поиграть?

Бабушка Галина: Хорошо поиграли! Садитесь на скамеечку.
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку отдала.
Ну-ка милый пастушок,
Ты спеши на лужок.
Там буренка лежит,
На теленка глядит,
А домой не идет,
Молока не несет.
Надо кашу варить,
Деток кашкой кормить.

Воспитатель: Ребята, давайте и мы вспомним потешки:
1 ребенок: Сидит белка на тележке,
Продает она орешки
Лисичке сестричке, воробью, синичке,
Мишке косолапому, заиньке усатому.
Кому в роток, кому в зубок, кому в лапочки.

2 ребенок: Чики – чики - чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Дунечка в тележке,
Щелкает орешки.

3 ребенок: Как у нашегокота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые, зубки белые.

Бабушка Галина: Ай, да молодцы, потешили.
Эй девчонки хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.

Все вместе: Мы наденем сарафаны
Яркие и длинные,
Пропоем для вас частушки
Самые любимые.

1 ребенок: Я калачик испекла,
Угостила Ваню.
Он за это показал,
Мне жука в стакане.

2 ребенок: Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках.
Все ребята говорят,
Что я, как картинка!

3 ребенок: Я сидела на печи
Сторожила калачи,
А за печкой мышки
Сторожили пышки!

4 ребенок: Эх топни нога,
Топни правенькая,
Все равно ребята любят
Хоть и маленькая!

Все вместе: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А сейчас мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали!

Воспитатель: В руки ложки все возьмите, да сыграйте, покажите!

Бабушка Галина: Делу время – потехе час. Вот и закончились наши посиделки. Милости просим всех на чашечку чая.
Хлебом солью привечаем,
Самовар на стол несем,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том о сем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

С детьми и РОДИТЕЛЯМИ

Цель: 1.Продолжить знакомство с традициями русского народа на примере посиделок.

2.Воспитывать любовь и уважение к своей стране, ее культуре и традициям

. Предварительная работа. Разучивание потешек, загадок, считалок, песен, народных игр,

Действующие лица: ведущие – воспитатели; дети и родители 2 младшей группы.

hello_html_m48be1c1b.jpg

Приглашенные гости: родители воспитанников, педагоги детского сада. Оборудование: народная посуда, предметы быта, русские народные костюмы, вышитые салфетки, выставка книг по фольклору, народные музыкальные инструменты, созданы декорации русской избы

Хозяйка. Рады вас видеть у себя в гостях. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, по-старинному - посиделками называется.

Хозяюшка. Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!

Хозяйка. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому сказку, кому правду, кому песенку.

Хозяюшка. Мы гостей встречаем вкусным, румяным караваем.

hello_html_4d1ac690.jpg

Хлеб и соль, означают приветствие и пожелание добра. Хлебом – солью русский человек встречает гостей на пороге своего дома. И сегодня румяный каравай мы вручаем нашим гостям.

(вручаем хлеб-соль)

Хозяйка. А теперь будем праздник продолжать! Будем петь, шутить, играть!

Хозяюшка. Русь – так наша страна в старину называлась. В России живём мы теперь.

Познакомимся ближе с русской культурой. И сердца наши станут добрей и родней.

Хозяйка. Эй, подружки – хохотушки,

Эй, ребята – молодцы,

Длинный день скоротать.

Ребята выходят из-за столов и водят с воспитателями хоровод:

Хозяюшка. Ходим, ходим хороводом

Перед всем честным народом.

Сели, (присаживаемся)

Встали, (встаем)

Себя показали. (повертелись)

Попрыгали, (прыгаем)

Потопали (топаем)

В ладошки мы похлопали.

hello_html_m95d8e7d.jpg

(хлопаем)

Общий хоровод.

Хозяюшка. Правильно, изба. Вот и у нас в детском саду есть своя избушка. А в ней жильцы. Давайте все вместе на них посмотрим .( 2-3 слайд)

Приглашаем вас в путешествие по русской избе

Давным давно на Руси предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Строили их из бревен и называли избами.

СЛАЙД 5
С левой стороны, за печкой находилось рабочее место хозяйки. Здесь женщины делали домашние дела. Какие? (Готовили пищу, мыли посуду, стирали и т. п.) Женщину в старину называли. (Баба.) Вот поэтому место за печкой называлось бабий кут. Кут – означает угол: бабий угол, или бабий (женский) кут.
Мужской угол -коник, где обычно ставился большой сундук. В нем хранили самое ценное имущество, на нем же спал хозяин дома. В конике выполняли мелкие мужские работы.

Хозяюшка. Есть много пословиц, которые отражают основные принципы питания на Руси: "Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – тятька родной!", "Щи да каша - пища наша". А знаете ли вы, ребята, какие блюда готовили на Руси?

Дети: вареники, блины, кисель, пироги, сочни, лепешки, щи, пельмени, квас, каши, окрошка, оладушки, борщ, рассольник, уха, рыбные и мясные солянки, кулебяка, расстегай, калач, пышки, шанежки, ватрушки, сочни, компоты, квасы, морсы.

Хозяйка. В старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в нашей горнице работа найдется. Немного недоглядела, а мой котенька-коток все мешочки с крупой рассыпал. Нужно крупы разобрать, чтобы можно было кашу варить.

hello_html_m55968560.jpg

Хозяюшка. Ну – ка, девицы - рукодельницы, выходите, Свое уменье покажите!

Хозяйка: Хорошо потрудились наши гости. Спасибо вам.

Хозяюшка. Что-то вы, ребятушки, призадумались? Призадумались, закручинились? Вижу, вижу, что вам поиграть захотелось. Есть для вас у меня игра-забава.

Игра с погремушками

Хозяйка: Что вы, гости, тут сидите? Аль плясать вы не хотите? В круг скорее становитесь, Крепче за руки беритесь!

Хозяйка: Люди русские всегда славились умением песню спеть, станцевать, да на музыкальных инструментах себе подыграть. А вы, ребята, так, как предки, сумеете?

Хозяюшка. Как у нашего соседа

Весела была беседа,

А у нас на весь двор

Еще лучше разговор:

Хозяюшка. Кошки

Хозяюшка. Тараканы

Дети: В барабаны!

Хозяюшка. Чайки

Дети: В балалайки!

Хозяюшка. Кукушки

hello_html_482d92a0.jpg

дети: В колотушки!

Хозяюшка. А веселые скворцы

Заиграли в бубенцы! Играют, играют, Всех потешают!

Ребенок: Инструменты возьмем в руки

И, чтоб не было здесь скуки,

Мы сыграем вам ладком

И про мамочку споём.

hello_html_m6832f022.jpg

Ребята выходят из-за столов, усаживаются на свои места на лавках и получают в руки музыкальные инструменты..

Хозяйка: Ой, ребятки, да какие же вы молодцы, замечательно играете, а поете так, что можно заслушаться.

Хозяйка: Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.

Хозяюшка. Не красна изба углами, а красна - пирогами!

Видите Самовар уже пыхтит,

Мне на ушко говорит:

«Пора к столу приглашать,

Хозяйка: Любите чай с пирогами,

С баранками да кренделями?

Тогда садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий фольклорного досуга "ДЕРЕВЕНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ"подходит для старшего дошкольного возраста. Цель: Формировать представление детей об обычаях и традициях русского народа. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры носит целенаправленный, развивающий характер. В основе этого процесса лежит пробуждение и развитие у ребят интереса к народному творчеству.

Составитель: Денискина Н.В.

Пояснительная записка

Народное творчество, обладая значительной эмоциональной и познавательной информационной насыщенностью, играет существенную роль в сохранении культуры нации.

Разнообразные формы бытования фольклора в современных условиях, развитие народных традиций, народного искусства обеспечивают сохранение непрерывности в культурной памяти, включающей целую информационную систему знаний о нравственных ценностях, традициях и достижениях в области национальной духовной культуры, которые в конкретных образовательных условиях становятся важным фактором воспитания культурно развитой личности.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры носит целенаправленный, развивающий характер. В основе этого процесса лежит пробуждение и развитие у ребят интереса к народному творчеству.

Посиделки в России - это обычай крестьянской молодежи собираться осенними и зимними вечерами в избе для работы и развлечений. Девушки обычно приходили на посиделки с пряжей или шитьем. Парни являлись позднее. Посиделки сопровождались различными рассказами, песнями, забавами. Весной сборища молодежи переносились на улицу, за околицу, игры и песни в избе сменялись хороводами, песнями, играми на воле.

Цель: Формировать представление детей об обычаях и традициях русского народа.

Образовательные – Приобщать к истокам культурных традиций русского народа;

пробуждать интерес к русскому фольклору;

сформировать у детей умение передавать праздничный, весёлый характер песен, частушек, танцев. Выразительно обыгрывать образы в танцах и сценках .

Развивающие - Развивать творческие способности детей;

развивать творчество, музыкальный слух, пластику, эмоциональную отзывчивость на русскую народную музыку.

Воспитывающие – Воспитывать чувство гордости к своей земле, к своему народу;

воспитывать доброжелательное отношение к людям любого возраста, уважение и сострадание.

Место проведения: музыкальный зал

Аудитория: дети 5-6 лет, родители, гости.

Художественное оформление: Зал убран в русском народном стиле. Деревенская изба. Около избы плетень, с вьющейся зеленью, через плетень перевесили свои яркие шляпки подсолнухи, на плетне висят глиняные горшки. Рядом с плетнем старинная пряха. Вдоль стены стоят лавочки, а на полу расстелены домотканые половики. Стол накрыт ажурной скатертью. На столе стоит самовар, старинный чайник, чайные чашки с блюдцами и угощения: сушки, блины, ватрушки, из сахарницы выглядывает голубоватый комовой сахар с щипчиками. На стенах висят расшитые старинные рушники, рисунки с изображением русской матрешки и русской березки.

Автор: Жукова Светлана Николаевна, музыкальный руководитель МДОБУ детский сад №10 КВ г. Богородицк Тульской области

Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству.

Задачи:

· Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

· Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;

· Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;

· Доставить детям радость.

Взрослые:

Дети:

Атрибуты:

· Четыре клубка пряжи

· Корзинка с рыбой

· Платочек для игры, 8 платков для танца

· 2 ведра, коромысло, снежки

· 8 деревянных ложек

Ход мероприятия

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т.д..

фото с праздника

/ На середину зала выходит ведущая (воспитатель) /

Ведущая: На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

фото с праздника

Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.

Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.

/ Хозяйка рассаживает детей /

Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка: Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка: Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка: Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Мальчик: Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.

Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

/ Дети по очереди говорят пословицы /

1) Наша изба ровно тепла – на дворе метель, а у нас тепло!

2) Домом жить – не лукошко шить!

3) Домом жить – не развеся уши ходить!

4) Домом жить – обо всём не тужить!

5) Дом вести – не лапти плести.

6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:

Она приберёт, она позовёт,

Она одна за всех отвечает!

Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про меня не забыли.

Ведущая: Хозяюшка, а мы песню про твою избу знаем. Хочешь послушать?

Хозяйка: С удовольствием, я Вам даже подыграю.

Хозяйка:

Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу.

Ну, хватит песни распевать, пора и за работу браться.

Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался), помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки – сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится – хватит Вас и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.

фото с праздника

Хозяйка: Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей)

Ведущая: Веселил нас много раз хороводный перепляс,

Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!

Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей)

Правильно! Весь день печка пыхтит – старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит.

Печь избу согревает, да освещает.

Голос: (из-за печки, ворчливо) Сама-то печка добрая, всем найдёт кусок пирога, да куриную ножку. А вот люди норовят сами всё съесть, мне ничего не оставить.

Хозяйка: Кто это из-за печи со мной разговаривает?

Голос: Это я, запечный житель.

Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?

Голос: Зовут меня – известно как, зовусь я Домовой. Слыхали, небось, такое имя?

Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?

Голос: (обиженно) Вот уж напраслина, Хозяюшка. Так и совсем обидеться могу.

Хозяйка: Обижаться не надо – уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята,

Хочется Вам увидеть настоящего Домового?

Дети: Да.

Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?

Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.

Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят

Научила, как это сделать. И сама какая красавица. Да какая мудрая – ты Хозяюшка чудная!

Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?

Кузя: Ну…так и быть – слушайте! (поёт)

Я хозяйственный такой –

Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Кузя спляшет Вам сейчас.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и лады –

Охраняю от беды.

Кузя спляшет Вам сейчас.

Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.

Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!

(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)/

Читайте также: