Самообразование логопеда в доу кинезиология
Обновлено: 02.07.2024
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж помогут обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Кинезиология для дошкольников при помощи особых упражнений улучшает развитие нервной системы и речи ребёнка, кроме того, кинезиологические упражнения развивают мышление ребенка через движение.
Цель: Повышение компетентности в вопросах использования кинезиологических упражнений в физическом и психическом развитии дошкольников.
1. Изучить методическую литературу по теме.
2. Наметить направления работы с детьми по использованию кинезиологических упражнений в физическом и психическом развитии дошкольников. Обогатить среду дидактическим материалом и оборудованием для выполнения кинезиологических упражнений.
3. Определить пути взаимодействия с родителями по использованию кинезиологических упражнений в физическом и психическом развитии дошкольников.
Этапы работы:
Изучение методической литературы:
Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М. : ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008. – 60 с.
2. Обогащение предметно-развивающей среды
Сентябрь-ноябрь 20 20
1. Взаимодействие с дошкольниками
Подбор кинезиологических упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Включение кинезиологических упражнений в непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.
2. Взаимодействие с родителями и педагогами
Ожидаемый результат
Разработанная стратегия позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.
В последние годы значительно увеличилось количество детей логопатов. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
В системе дошкольного образования наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.
В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной) [1], [5]. Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР (ОНР).
Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга, нейрогимнастики) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.
Нейрогимнастика и кинезиологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Кинезиологические игры и задания оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.
Разработка и внедрение проекта продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна и для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Общий стаж: 6 лет
Педагогический стаж: 4 года
Квалификационная категория: первая
Курсы повышения квалификации:
Содержание плана
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи
Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
– Развитие межполушарной специализации;
– Синхронизация работы полушарий;
– Развитие мелкой моторики;
– Развитие памяти,внимания, речи;
Дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.
Статья затрагивает актуальные вопросы использования образовательной кинезиологии в работе учителя-логопеда. В данном материале описаны комплексы кинезиологических упражнений, методика их проведения. Специальные кинезиологические упражнения позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, приводят к гармонизации баланса жизненной энергии у человека и обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание. Особенно эффективной оказалась кинезиологическая гимнастика у детей, так как пластичность детского мозга является благоприятной почвой для его развития. Кинезиологическая гимнастика, потенцируя одновременность работы полушарий, помогает ребенку активно развиваться, более полно используя ресурсы своей психики, способностей.
Оценить 1432 2
Образовательная кинезиология в работе учителя – логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. Практические материалы
Составитель: учитель – логопед Бутусова Э.Ю.
Оглавление
Комплекс кинезиологических упражнений5
Введение
КИНЕЗИОЛОГИЯ – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так, древнекитайская философская система Конфуция демонстрировала роль определённых движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью было обретение высших психофизических способностей.
Применение кинезиологических тренировок способствует:
гармоничному развитию взаимодействий и связей между полушариями мозга;
синхронизации деятельности правого и левого полушарий;
лучшему развитию восприятия и памяти;
устранению проблем с концентрацией внимания и мышлением;
развитию речи и позитивного мышления;
формированию пространственных представлений;
совершенствованию мелкой моторики;
повышению стрессоустойчивости и раскрытию творческого потенциала.
КИНЕЗИОЛОГИЯ И ЛОГОПЕДИЯ. Благодаря специальным упражнениям, молодой организм учится правильно координировать работу левого и правого полушарий мозга. Таким образом, существенно улучшается взаимодействие интеллекта малыша с телом. Данный принцип позволяет использовать кинезиологию в детской логопедии. Методика контролирует не только определенные действия посредством влияния на вестибулярный аппарат, но и речь. Комплекс упражнений, разработанный для малышей с проблемами речи, нацелен на правильную постановку нарушенных звуков и доведении их до автоматизма. Чтобы добиться положительных результатов, нужен самоконтроль, а ведь именно этого и не хватает очень многим школьникам.
Эффективность коррекционно-развивающей работы зависит от соблюдения ряда условий:
Занятия проводятся утром по 10-15 минут.
Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
Упражнения проводятся стоя и сидя за столом.
Во время занятия проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно. Если же детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.
В результате применения данного метода прослеживается положительная динамика в развитии интеллекта с помощью упражнений и игр на развитие межполушарного взаимодействия. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях. Улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процесс памяти и мышления. Занятия с применением кинезиологических упражнений помогают в предшкольной подготовке, так как способствуют восстановлению, активации и тренировке различных сенсомоторных навыков, оптимальное состояние которых непосредственно влияет на когнитивные способности (способности к обучению) детей.
Комплекс кинезиологических упражнений
КОМПЛЕКС № 1
КОМПЛЕКС № 2
КОМПЛЕКС № 3
Дети строятся в одну шеренгу.
8. «Горизонтальная восьмерка. (см. комплекс №1)
КОМПЛЕКС № 4
КОМПЛЕКС № 5
Предварительно нарисуйте на карточке две пересекающиеся линии в виде символа Х. Зафиксируйте взгляд на пересечении этих линий, выполняя при этом следующие упражнения:
1. Стоя. Поднимите невысоко левую ногу, согнув её в колене, кистью правой руки дотроньтесь до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Повторите упражнение 7 раз, не отрывая взгляд от пересечения линий.
КОМПЛЕКС № 6
КОМПЛЕКС № 7
КОМПЛЕКС № 8
1. Визель Т.Г. Мозг и феномены человеческой психики. – М.
2. Леш М., Фёрдер Г. Кинезиология: От стресса к гармонии. — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2009.
3. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.
4. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.
5. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 1999.
Читайте также: