Медико физиологические подходы к оценке готовности ребенка к школе

Обновлено: 02.07.2024

  • Постарайтесь помочь ребёнку смягчить прохождение этого кризиса, а также успешно овладеть новой социальной ролью и новым видом деятельности.

Помните: кризис – это явление временное, он проходит, его просто нужно пережить.

Вспомните себя, когда у вас ничего не получается, всё валится из рук и, конечно, вам не хочется, чтобы в эти моменты близкие вас ругали или в чём-то обвиняли. Ребёнок – такой же человек, только маленький!

  • Не спешите делать замечание вашему ребёнку или указывать на его ошибки и неудачи, постарайтесь спокойно выяснить причину, помогите ребёнку пережить происшедшую неудачу.
  • Отвлеките малыша от неприятного переживания, погуляйте или поиграйте с ним вместе, а может быть, просто приласкайте и взбодрите своего сына или дочку.
  • Не предъявляйте требования, не соответствующие возможностям ребёнка. Подумайте над тем, все ли ваши запреты обоснованы и можно ли дать ребёнку больше свободы и самостоятельности.
  • Внимательно относитесь к мнениям и суждениям ребёнка, постарайтесь его понять.
  • Помните: тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребёнком возможные последствия его действий.
  • Будьте оптимистичны, прибегайте к юмору в общении с детьми.

Психологическая готовность к школьному обучению представляет собой сложное образование и охватывает все стороны психики ребёнка, в частности подразумевает его готовность к усвоению учебного материала. Базовыми составляющими психологической готовности к обучению в школе являются:

В последнее время наметилась тенденция раннего обучения детей- с 6-6.5 лет. Однако, это не в директивный форме, а диктуется исключительно волеизъявлением родителей. Оно и понятно - дополнительные воспитательные, учебные мероприятия, способствующие скорейшему взрослению ребенка и реализации им задуманных планов родителей –логичны. Но на пути этих вполне нормальных и объяснимых желаний стоят биологические ограничения человеческого мозга. Для мозга ребенка характерна гетерохрония или неравномерность созревания областей головного мозга. Каждая область созревает в свой период детства, к примеру:

  • чувствительная область опережает в развитии по скорости дифференцировки все остальные системы анализаторов, и уже к 9-10 дню жизни ребенок рефлекторно реагирует на положение тела при кормлении;
  • Зрительная кора -к 4-мес и это знаменуется слежением за игрушками, различением цветов. А зрительные поля 18 и 19 поле, благодаря которым мы понимаем увиденное -только к 7 годам еле достигают толщины взрослого человека.
  • Воспроизводимая и дифференцированная реакция на звук с 7-9 мес;
  • Интенсивное образование связей речевых моторных зон с областями слуха, зрения, чувствительности происходят в период времени с 3 до 7 лет.
    Таким образом, предъявлять требование к системе (зрительной, слуховой, речевой и.т.д), которая еще не развилась- не благодарное занятие. Ну это к примеру- это как посадить яблоню, а на следующий день уже прийти за урожаем. Все будет- и весна, когда яблоня зацветёт и осень, когда появятся плоды- но всему свой срок.

Так как же узнать и оценить зрелость и работу центров головного мозга, участвующих в восприятии информации из окружающего мира?

Для этой цели проводятся вызванные потенциалы, в зависимости от анализируемой системы они разделяются на зрительные, слуховые, двигательные, чувствительные.
В процессе исследования для невролога, нейропсихолога, логопеда, окулиста предоставляется информация о работе только тех структур и областей головного мозга, которые участвуют в приеме сигналов (к примеру: затылочная область- это зрительные проекции; височная- слуховые; лобная- двигательные и.т.д).

Для чего?

Дело в том, что базовое биологическое созревание головного мозга, необходимое для полноценного усвоения учебного материала, в том числе и в школе, приходится на возраст после 7 лет. Как бы мы ни хотели ускорить этот процесс- ничего не выйдет. Потому как обменные процессы или скорость переноса питательных веществ из сосудов в клетки головного мозга- финальна, какими бы стимуляторами мы не стремились это делать. И соответственно длина связей, количество синапсов (контакты между клетками) зависят исключительно от времени. И приходится это время на возраст 7 лет. Однако, порой мы видим, что кто-то действительно готов для восприятия учебного процесса в 7 лет, а кому-то следует подождать, чтобы появилась физическая составляющая для восприятия учебного материала, а именно- образовались синапсы, в нужном объеме- ведь именно они являются основой памяти и делают возможным обучение.

С этой целью проводится диагностика, именуемая вызванными потенциалами.

При этом исследуются системы анализа (зрение, слух, движение, чувствительность) –через которые поступает информация из окружающего мира: сперва в детстве, когда мы знакомимся с цветным или черно-белым, громким или тихим, быстрым или медленным, горячим или холодным. И если уже на этом, начальном этапе, выявляются изменения- то это повод задуматься. Значит какая-то система анализа нарушена, и информация в головной мозг не поступает или поступает измененная.На этом, впрочем, можно было бы и остановиться. Но, когда мы говорим про будущего школьника, нам важен не только приход сигнала в головной мозг- как констатация факта- а нужно проследить, как этот зрительный, слуховой, или чувствительный сигнал анализируясь различными областями головного мозга, заставляет ребенка начать писать, считать, отвечать на вопрос или просто бежать-если это жизнеугрожаемая ситуация. Одним словом, во время исследования, нам нужно создать условия или муляж учебного процесса и протестировать все органы чувств в работе.
Методика, позволяющая ответить на эти вопросы называется когнитивный вызванный потенциал. В процессе исследования оценивается способность к сосредоточению, кратковременная память, выделяется ведущая аналитическая система (кто-то визуалист, кто-то кинететик, кто-то аудиолист).

Зачем это?

Оценка физиологической готовности ребенка к школе — это фактически ответ на вопрос, может ли ребенок посещать школу по состоянию здоровья, не приведет ли посещение школы к тому, что он начнет болеть. Оценка физиологической готовности -прямая задача детского врача. Поэтому необходимы тщательный медосмотр (измерение частоты сердечных сокращений, артериального давления, жизненной емкости легких, мышечной силы рук), клинические анализы крови и мочи, консультации узких специалистов (невропатолога, окулиста). Отсутствие болезней, требующих особых условий обучения, фактически означает физиологическую готовность ребенка к школе.

Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе:

  1. уровень физиологического развития;
  2. уровень биологического развития;
  3. состояние здоровья.

При определении физического развития обычно проводят оценку трех основных показателей: длины тела (рост стоя и сидя), массы тела и окружности грудной клетки.

Критериями биологического возраста служат количество прорезавшихся постоянных зубов и достижение определенных пропорций. В существующей схеме комплексной оценки состояния здоровья все дети разделяются на пять групп здоровья.

Итак, чтобы подготовить ребенка к школе, необходимо создать условия для полноценного физического развития ребенка, обеспечить необходимую для этого двигательную активность — развивать и поддерживать у детей навыки ходьбы, бега, лазанья, метания, плавания. Результаты медицинского обследования показывают, что малоподвижные, пассивные дети отстают от сверстников в развитии, часто болеют, плохо учатся.

И в заключение хочется отметить, что никто кроме родителей, лучше своего ребенка не знает. Поэтому отдавать ребенка в 6 или 7 лет в школу — решение сугубо семейное. Если ребенок болезненный, отстает от сверстников в физическом развитии, наверное, еще один год, если это возможно, стоит побыть в семейном кругу, рядом с любящими родителями или посещать детский сад с щадящим режимом, продолжить закаливание и поддерживать физическую активность ребенка.

Другие статьи

Беременность и роды после 35

Желание осуществить мечту материнства будет до тех пор, пока существует мир. Женщина 21 века стоит на одной ступени с мужчиной в достижении карьерного роста. Лишь достигнув полного совершенства в деловой сфере, большинство пар задумываются о рождении ребенка.

Бифидо и лактофлора в гинекологии

Для чего нужен приём препаратов содержащих бифидо и лактобактерии в гинекологии? Ответ можно дать коротким предложением: для восстановления микрофлоры полового канала после лечения воспалительных заболеваний и дисбактериоза.

Альтернативные роды, роды с мужем

Беременность и роды являются стрессогенным фактором для беременной женщины и роженицы, поскольку связаны с переживанием родовой боли, беспокойством за исход родов для новорожденного, поэтому присутствие на родах мужа, отца ребенка снижает уровень беспокойства и тревоги будущей мамы.

Давно ли ваш малыш впервые улыбнулся вам, сделал первые шаги, произнес первое слово? Кажется, это было совсем недавно. И вот он уже стоит на пороге новой, совсем неизвестной ему жизни, - на пороге школьного обучения.

Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение?

По какой программе обучать ребенка?

Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться?

Как подготовить ребенка к школе?

Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?

Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников. Озабоченность взрослых понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учебе и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка:

  • вес мозга 6 - 7 летних детей составляет 90% веса мозга взрослого человека, что способствует решению более сложных интеллектуальных задач;
  • к началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга, особенно лобные доли, которые отвечают за развитие речи ребенка;
  • в результате достаточно выраженной асимметрии левого и правого полушария познавательная деятельность дошкольников становится более осмысленной и целенаправленной;
  • развиваются мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма.

Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения.

Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.

И здесь мне бы хотелось обратить особое внимание на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита достаточно слабо. Почему-то родители направляют все свои усилия в первую очередь на развитие интеллектуальной сферы ребенка (чтобы поступить в престижные школы, а затем в ВУЗы), забывая об эмоциональной сфере и не задумываясь о том, что обедненная эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальной сферы. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и в конечном итоге определяют всю жизнь человека и его место в социуме.

На консультациях родители часто спрашивают: разве так сложно определить, грустит человек или радуется? Удивляет его тот или иной предмет или вызывает отвращение? Да, дорогие взрослые, для ребенка распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь передача эмоций – это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию.

Я считаю, что с самого раннего возраста необходимо знакомиться с собственными эмоциями, изучать их так же, как мы с детства знакомимся с буквами, изучаем алфавит, овладеваем грамотой. Это дает нам возможность в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, руководить нашими словами, мыслями, поступками и чувствами, и, что самое главное, искажать общение с другими людьми.

У детей старшего дошкольного возраста чувства господствуют над всеми сторонами их жизни, придавая им особую окраску. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.

Если оценивать особенности чувств детей 6 – 7 лет, то надо сказать, что в этом возрасте они не защищены от всего многообразия переживаний, которые у них непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Их день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Старшие дошкольники – пленники эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь, - переживания. Поэтому эмоции могут утомлять их до полного изнеможения. Устав, ребенок перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств.

Таким образом, уровень готовности ребенка к школе не определяется только его умением писать, читать и считать. Это совокупность физического, психического и социального развития, которая необходима ребенку для успешного усвоения им школьной программы.

Итак, диагностика готовности к школьному обучению, которую проводит психолог, включает:

1. Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:

  • общего физического развития;
  • моторики руки;
  • работоспособности;
  • характеристики движений;
  • произвольной регуляции действий.

2. Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:

  • восприятия;
  • памяти;
  • внимания;
  • мышления;
  • речи;
  • круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.

3. Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:

  • уровня развития эмоционально-волевой сферы;
  • уровня развития коммуникативных навыков;
  • мотивации к обучению;
  • самооценки.

Определяя готовность ребенка к школе, следует помнить, что полученные результаты диагностики достижений ребенка достоверны только на настоящий момент. Полностью спрогнозировать на их основе дальнейшие успехи ребенка в школе не представляется возможным. Поэтому не отчаивайтесь, если вдруг эти результаты будут недостаточно высоки. В данном случае необходимо учитывать особенность развития ребенка дошкольного возраста: часто малышу не хватает буквально одного-двух месяцев для того, чтобы произошло созревание организма, на основе которого произойдет скачок в его психическом развитии. Опираясь на профессиональные рекомендации педиатра и психолога, вы всегда сможете помочь вашему ребенку успешно войти в новый этап его жизни.

Удачи вам и вашим детям!

Из данного определения следует, что физическую готовность можно подразделить на три составляющие:

1. Физиологическая готовность

2. Моторная готовность

3. Гигиеническая готовность и здоровьеформирующее поведение

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому обучению в школе проводят медики по определенным критериям.

Все дети, поступающие в начальную школу, обязательно проходят медицинское обследование, на основании которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в школе. Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.

Общепринятыми считаются такие критерии физиологической готовности как :

- Уровень физического развития

- Уровень развития функциональных систем детского организма

Большинство исследователей считает наиболее важным компонентом физической готовности детей к обучению в школе является состояние здоровья.

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Оценивая его, используют определенные критерии: наличие заболеваний; функциональное состояние основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям; уровень физического и нервно-психического развития, а также степень его гармоничности. По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60 % детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми(2004).

Физическое развитие - это важный компонент физической готовности. Физическое развитие — это совокупность морфологических и функциональных признаков, позволяющих определить запас физических сил, выносливости и работоспособности организма.

Антропометрическими показателями физического развития являются длина и масса тела, окружность грудной клетки, окружность головы.

Оценка гармоничности развития осуществляется по специальным оценочным критериям - индексам и стандартам.

Еще один важный компонент готовности - развитие функциональных систем ребенка. Э. Я. Степаненкова, Г. И. Нарскин, В. Н. Шебеко и др. рекомендуют оценивать функциональное состояние организма, измеряя артериальное давление, частоту сердечных сокращений, жизненную емкость легких, определяя физическую работоспособность с помощью тестирования (количественный подход).

Моторная готовность включает в себя :

- Физическую подготовленность

- Развитие мелкомоторных движений

Такой компонент физической готовности, как физическая подготовленность, определяется уровнем сформированности психофизических качеств и двигательных навыков (С. Прищепа).

Под двигательным навыком понимается освоение детьми основных движений (бег, ходьба, прыжки, метание, ползание, лазание, подлезание и пр., спортивных упражнений и игр. Чем шире круг используемых ребенком движений, тем крепче база для освоения сложных движений в младшем школьном возрасте.

Освоение ребенком двигательных навыков тесно связано с формированием психофизических качеств личности. Основными физическими качествами являются быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость. Развитие одного из данных качеств тесно взаимосвязано со всеми другими.

Следующий компонент физической готовности - развитие мелкой моторики рук. У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие сложные движения. Мелкие же мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонкокоординированные движения при письме, развиты недостаточно хорошо.

Исследования отечественных физиологов (В. М. Бехтерева, М. М. Кольцовой, Л. В. Фоминой и др.) подтверждают связь развития руки с развитием мозга, что доказывает важность развития мелкой моторики рук для формирования готовности детей к школьному обучению.

Гигиеническая готовность и здоровьеформирующее поведение:

- Владение культурно-гигиеническими навыками и самообслуживанием

- Осознанное позитивное отношение к здоровому образу жизни

Овладение культурно-гигиеническими навыками – важный компонент готовности ребенка к школе. По мнению большинства исследователей, отсутствие у первоклассника следующих навыков: самостоятельное выполнение культурно-гигиенических действий (умывание, прием пищи, чистка зубов и др.); освоение приемов чистки обуви, одежды; контроль за своим внешним видом - создает затруднения при организации обучения ребенка в школе и дома.

Культурно-гигиенические навыки тесно связаны с проблемой формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей. Эти вопросырассмотрены в работах Н. П. Абаскаловой, Н. М. Амосова, В. К. Бальсевича, И. И. Брехмана, М. Я. Виленского, Г. К. Зайцева, А. Г. Комкова, Г. М. Соловьева, Л. Г. Татарниковой, О. Л. Трещевой и др.

Ученый Г. М. Соловьев, выделил пять основных направлений воспитания культуры здорового образа жизни: формирование знаний и интеллектуальных способностей; мотивационно-ценностных ориентаций; физической культуры; социально-духовных ценностей; приобщение к оздоровительной деятельности.

Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни

Современная стратегия образования определяет культуру здорового образа жизни как основу физического и социального благополучия, базис всестороннего и полноценного развития личности ребенка. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на культуру здорового образа жизни.

Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

Первичные базовые потребности являются мотивом поведения ребенка на этапе начального обучения культуре здорового образа жизни. Однако постепенно под воздействием педагогических средств формирования здоровья они перестраиваются и превращаются во вторичные побуждения; действия детей по истечении времени становятся самомотивированными.

Таким образом, на первый план выступает задача воспитания у дошкольников и подростков потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, к созданию вокруг себя здоровой среды обитания – формирования культуры здоровья личности как части её общей культуры.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что вся работа по формированию физической готовности старших дошкольников к обучению в школе должна строиться при тесном взаимодействии всех заинтересованных взрослых – семьи, образовательных и медицинских учреждений, на основе комплексной медико-педагогической диагностики физической готовности к обучению в школе, синтеза традиционных и новых подходов к физическому воспитанию и развитию детей, с использованием всего разнообразия средств, форм и методов физкультурного образования дошкольников.

Читайте также: