Матросская тишина галич краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Этот спектакль один из самых популярных в театре. К тому же его обязательно советуют к просмотру многие театральные критики и блогеры.

" Матросская тишина " это семейная драма, которая разворачивается на фоне непростых 30-х годов и войны.

Спектакль состоит из трех историй разных временных отрезков: постреволюционное время, годы НЭПа, и второй мировой войны.

В первой части мы знакомимся с героями. Отец Абрам Шварц, старый еврей, занимается мелкими финансовыми махинациями, выпивает и заставляет сына Давида играть на скрипке. Сыну это занятие не нравится. Но скрипка – его единственный шанс уехать в Москву от некудышного отца.

Здесь же мы узнаем, что якобы в Москве, где нет моря, есть загадочная улица Матросская тишина, и это для живущих в провинции людей символ неведомой мечты.

Вторая часть рассказывает про студенческую жизнь Давида и его стремления стать лучшим скрипачом. Но внезапно приезжает отец и случайно рассказывает о своих финансовых махинациях сотруднику министерства культуры, который выдвинул Давида на конкурс скрипачей. Теперь карьера Давида под вопросом, и он проклинает отца за это.

Третья часть о войне. Давид получает ранение. В предсмертном бреду к нему является отец и рассказывает, как его в лагере убили немцы.

История давит на болезненные точки души, в конце хочется расплакаться. Еврейская тема и ужасы войны всегда воспринимаются болезненно.

Конечно главная звезда постановки - это Владимир Машков в роли Абрама Шварца. Играл он хорошо, полностью растворяясь в своем герое. Оттеняют его великолепную игру молодые актеры.

В спектакле интересные декорации - пять деревянных квадратов, которые легко трансформируются то в тесную квартиру, то в студенческое общежитие, то в санитарный вагон. А сверху нависают букеты роз - надгробные цветы для музыканта, который мог стать всемирной звездой, если бы не война.

Все в этом спектакле прекрасно. Но мне тяжело даются военные темы, особенно, когда я вижу, как из зрителя выбивают слезу.

Я не прониклась историей героев, у меня к ним не было сочувствия. В первой части зрительскую симпатию завоёвывали одесскими шуточками, потом студенческими мечтами. Но этого недостаточно, чтобы лично я начала сочувствовать пьянице, избивающему сына и самовлюбленному студенту, только потому, что он хорошо играет на скрипке. Так же меня напрягал свет, который фокусировался на героях в момент их ключевых монологов, как бы нагнетая жалость. Игра молодых актеров была слишком академической, словно по учебнику, и мне это бросалось в глаза. Они играли хорошо, но по моим ощущениям это не шло от души. Персонажей именно играли, а не проживали их судьбы.

В целом, если для вас вечер в театре - это праздник и событие, то спектакль обязателен к просмотру. К тому же в театре необычный зеркальный интерьер.

Понравился пост? Ставьте лайк и подписывайтесь на наш блог "Театр раз в неделю" !

Шварцы из Тульчина. История самого долгожданного спектакля Олега Табакова

Смелое решение

В главных ролях в запрещенном спектакле были заняты Игорь Кваша и Евгений Евстигнеев. Небольшая роль была отведена и молодому Олегу Табакову. Он очень расстроился, когда стало понятно, что спектакля не будет, но повлиять на решение никто не мог. Даже автор пьесы, которого студийцы просили переубедить членов комиссии.




Машков, Марин и другие

Роль Абрама Шварца досталась Владимиру Машкову, который в то время только что окончил Школу-студию МХАТ. Олег Павлович был очень доволен своим учеником и не сомневался, что он справится с ролью пожилого человека, хотя Машкову было всего 24 года. Сам Табаков, которому исполнилось уже 55 лет, не стал браться за эту роль, хотя многие говорили, что он лучшая кандидатура.

Этой работой Машков заявил о себе как о большом артисте. Позже он рассказывал — к этой роли он готовился в синагоге, где наблюдал за молящимися, искал глазами мужчин, похожих по возрасту на Абрама, на рынках, а еще думал о своем отце, которого потерял незадолго до этого.

Давида сыграл Александр Марин. Потом эту роль подхватили Евгений Миронов, Сергей Безруков. Женские роли играли Марина Зудина, Анастасия Заворотнюк, Ольга Блок-Миримская — ученицы Табакова, а также Александра Табакова. Дочь Олега Павловича, с которой, кстати, он спрашивал чуть ли не больше, чем с остальных, играла Людмилу, влюбленную в Давида.

Иногда появлялся на сцене и Олег Павлович — он играл коммерсанта Вольфа Меера, который вернулся в Тульчин, город, где разворачивался сюжет.

Все началось с уборки

Е. Самарин. Mos.ru


Двадцать седьмого января 2019 года в Театре Табакова состоялась грандиозная премьера. Но начну издалека. В 1958 году Александр Галич, потрясающий поэт и драматург с крайне трагичной судьбой, написал пьесу "Матросская тишина". Примерно в то же время открылся "Современник". Группа молодых талантливых актеров театра во главе с Олегом Ефремовым принялась репетировать новую пьесу. "Матросская тишина" всех зацепила, взяла за живое ‒ наверное, в первую очередь, потому что это произведение о любви. Всеобъемлющей. Безусловной. Чистейшей.

Первое действие происходит в Тульчине, мы видим сцены из грустной и веселой жизни Абрама Шварца и его сына Давида. Отец из-под палки учит ребенка музыке. Маленький Давид страдает от суровости и беспринципности своего отца. Проходит порядка десяти лет. Давид живет в Москве и учится в консерватории. Он весел, бодр и настроен на успех. В какой-то момент отец приезжает к нему в гости. Но Давид стесняется своего происхождения и прогоняет его. Однако отец не обижается на сына. Он спокойно оставляет ему накопленные деньги и уходит. И тут становится ясно: все, что делал Абрам, было по любви. Он учил своего сына музыке по любви. Он не позволял ему воровать по любви. Он жестоко с ним обращался по любви. В этом главный контраст пьесы. Тот, кто поначалу кажется странным, диким и даже немного жестоким, любит своего сына абсолютной любовью.

Потом начинается война. Старый мир рушится. А вот удастся ли построить новый, неизвестно. Абрам Шварц является Давиду уже после своей смерти. Его расстреляли. Пораженный контузией Давид лежит в горячке и полубреду. Трансцендентный диалог отца и сына - квинтэссенция любви, чистосердечности, душевности и трагизма. (В пьесе есть еще четвертое действие, но его изначально убрали из инсценировки, что внесло в спектакль таинственность и недосказанность и стократ усилило зрительские эмоции). Эта история затронула как Олега Ефремова, так и актеров. Каждый нашел в ней что-то свое.

tabakov.jpg


В спектакле должны были принимать участие Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша и Олег Табаков. Но в самый последний момент случилось непредвиденное: пьесу запретили к показу (согласно одной из версий, потому что Галич в ней преувеличил роль евреев в Великой Отечественной войне). Коллектив театра оказался в безвыходном положении. Решили играть пьесу Розова "В поисках радости". Запрет пьесы "Матросская тишина" стал личной трагедией для каждого, кто был причастен к ее постановке. Для Галича. Для Ефремова. И конечно, для Олега Табакова. С тех самых пор он мечтал поставить "Матросскую тишину".

Прошло тридцать лет. Олег Павлович преподавал в Школе-студии МХАТ. В 1988 году он решается на постановку спектакля по пьесе, затронувшей его душу в глубокой молодости, и отдает роль старого еврея Абрама Шварца тогда еще совсем молодому Владимиру Машкову. Если честно, я не могу понять, как, каким образом Олегу Павловичу пришло в голову это феноменальное решение. Пожалуй, все дело в том, что он был гениальным педагогом. Он разглядел в своем студенте яркого, характерного актера. Поначалу Машков был в шоке. Ведь как можно в двадцать четыре года, когда в самую пору играть молодых, красивых и дерзких героев, вживаться в роль комичного, малоприятного старика? Но Машков вжился. Потрясающе. Фантастически. Истово. Всей душой. Со временем его увлек не только сам образ Абрама Шварца, но и подбор костюмов, грима, работа над движениями и речью. Олег Павлович с удовольствием принимал участие в процессе удивительного перевоплощения и был невероятно рад успехам своего ученика. Он в него верил.

Спектакль прошел на ура и, спустя пару лет, в тысяча девятьсот девяностом году, перекочевал в уютное театральное пространство на Чаплыгина. Разумеется, роль Абрама Шварца осталась за Машковым. К тому моменту было очевидно, что вряд ли кто-то будет играть ее более рьяно и страстно.

Именно с ролью Абрама Шварца взошла звезда Владимира Машкова. И, пожалуй, именно этот образ вдохновил его на постановку таких вещей, как "Звездный час по местному времени", "Смертельный номер" и "Страсти по Бумбарашу". Роль Абрама Шварца стала для Машкова судьбоносной. Впрочем, и сам спектакль открыл новую веху в истории "Табакерки". Он стал звездным часом (по всемирному времени) не только для Владимира Львовича, но и для всех других, задействованных в спектакле актеров. Яркую и колоритную роль Розы Гуревич мастерски, виртуозно сыграла актриса Ольга Блок-Миримская. Александр Марин предстал в образе молодого, искреннего, немного наивного Давида Шварца (впоследствии его заменил Евгений Миронов). Эпизодическую роль Мити Жучкова великолепно и красочно исполнил Сергей Беляев. Михаил Хомяков был очень убедителен в образе Мейера Вольфа. За всю историю существования спектакля в нем играли десятки артистов (в том числе сам Табаков), и каждый вложил в эту удивительную феерию частичку себя.

С постановки "Матросской тишины" "Театральный подвал" зажил новой жизнью. Случилось чудо. Настоящее театральное чудо. Трудные времена сменил неиссякаемый праздник. Зрители спешили на премьеры, критики писали восторженные статьи, актеры проживали жизни своих героев, с каждым годом Олег Павлович открывал для себя новые имена.

Спектакль играли девять лет. Каждый показ был исполнен энергии, силы, волнения и удивительной теплоты. Зрители теряли дар речи, смеялись и плакали. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Спектакль сняли с репертуара. Он остался главным событием в истории театра и превратился в легенду. Впоследствии Олег Павлович как-то написал: "Наша "Матросская тишина" явно заслуживает жизни, а не забвения". И эта его фраза удивительно точно характеризует судьбу спектакля.

Был и промежуточный вариант «Матросской тишины, где играли Федор Лавров и Павел Табаков, он был довольно живым и органичным, но как-то быстро сошёл со сцены.

mashkov2.jpg


Прошло еще двадцать лет. В 2018 году, после смерти Олега Табакова, театр возглавил Владимир Машков. Я верю, что с его приходом в истории "Табакерки" начнется новый виток. Нас ждут яркие события и громкие премьеры. Потому что Машков ‒ ученик и преемник великого Олега Павловича. Потому что он талантливый театральный режиссер. Потому что он уникальный человек.

Мейер Вольф изменился. У Сергея Беляева свой Мейер Вольф. Другой. Не такой, как у Хомякова. Более гротескный и более курьезный. И он прекрасен.

Митя Жучков остался таким же простодушным и веселым. Но теперь его играет Сергей Угрюмов. Эта роль его. Он исполняет ее с задором и характером. Хотя она и эпизодическая.

Роза Гуревич осталась Розой Гуревич. Она комична, неистова, энергична и шумна. Эта роль очень подходит Яне Сексте. Она справляется с ней просто блистательно.

Первое действие живо и динамично. Здесь каждая фраза, каждое движение - это маленькая история, анекдот, вызывающий у зрителя непроизвольный смех.

И вот война. Поезд. Вагон. Давид ранен. Ему является отец. Тот самый диалог. Развязка спектакля. И здесь просто невозможно не плакать. Это одна из лучших сцен спектакля.

Вот и все. Занавес. Конец. Хотя, нет, это только начало. Начало новой жизни, новой эпохи. Нам предстоит пережить еще немало эмоциональных потрясений. И это здорово.




Владимиру Машкову было 23 года, когда он начал репетировать с Табаковым роль Абрама Шварца:
«Когда-то некоторые вещи были для меня непостижимы, но я стал на тридцать лет старше, приближаюсь к возрасту любимого мною Абрама Ильича Шварца и жизненный опыт даёт о себе знать. Некоторые знания мои умножили печали, но осталось самое главное – радость и счастье жизни. Я очень хочу, чтобы спектакль продолжал жить, мы планируем подготовить ещё один состав актёров. Мы очень плотно работали, чтобы добиться правды жизни человеческого духа. В театре каждый спектакль, каждая встреча со зрителями уникальна и в этой пьесе мы сделали немало открытий.


Спектакль идёт в новом здании Московского театра Олега Табакова на Сухаревской площади. С афишей можно ознакомиться на сайте.

Читайте также: